Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Образование в России » Логопедия. Развитие речи ребенка.


Логопедия. Развитие речи ребенка.

Сообщений 1 страница 30 из 117

1

Артикуляционная гимнастика

http://f9.ifotki.info/thumb/0720eac4b83f354a7a840d5e0fb79ce35f1af3109550770.jpg
Обычно гимнастику делают перед зеркалом, чтоб детки видели, как язычок располагается...
Можно это дело в виде игры проводить. Ну что-то типа: Язычок проснулся, потянулся. Посмотрел на часы. Тик-так.Тик-так....Ох, сколько времени-то уже!Почитстил зубки....Открыл 1 окошко и проветрил свою комнату. Потом второе окошко...
и т.д.
В общем все зависит от фантазии. Дерзайте! Хуже не будет, это точно! :yep:

Теги: дети, логопедия,звукопроизношение,артикуляционная гимнастика,развитие речи

+2

2

Лигия
большое спасибо, все проделали, тепереча и у меня мышцы аж на лице почувствовались http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif  http://i076.radikal.ru/1104/3a/a5516c7e32d0.gif  http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif

+1

3

Ярило написал(а):

тепереча и у меня мышцы аж на лице почувствовались

:D

0

4

Никак нет времени тему продолжить...
Обещалась выставить домашние задания от логопеда, да все руки не доходят.  Аж стыдно уже http://s018.radikal.ru/i500/1210/53/2a3665996a86.gif

Сейчас размещу рабочие  листочки (пару-тройку отсутствуют, правда) за прошлый год. Не удивляйтесь, что регулярно попадаются задания на штриховку: ученые доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием артикуляционного аппарата.

Да! Еще... У каждого ребенка свои проблемные звуки и свои нарушения. Диагностику, конечно, делает логопед.
Но есть определенные вещи, которые должны уметь делать детки в соответствующем дошкольном возрасте. Определять место звука в слове, например.
Но мы об этом еще поговорим. Чуть разгребусь с делами, хорошо? Если, конечно, это интересно кому-то еще  :D

http://s1.uploads.ru/t/hqwHW.jpg

http://s1.uploads.ru/t/Hs6fP.jpg

http://s1.uploads.ru/t/km2C4.jpg

0

5

http://s1.uploads.ru/t/7iEaW.jpg

http://s1.uploads.ru/t/l68gI.jpg

http://s1.uploads.ru/t/g1V74.jpg

http://s1.uploads.ru/t/byZ8A.jpg

http://s1.uploads.ru/t/tpm03.jpg

http://s1.uploads.ru/t/ONWRJ.jpg

http://s1.uploads.ru/t/38qtE.jpg

http://s1.uploads.ru/t/y9n2S.jpg

0

6

http://s1.uploads.ru/t/8NnR9.jpg

http://s1.uploads.ru/t/GUKoZ.jpg

http://s1.uploads.ru/t/L4u1g.jpg

http://s1.uploads.ru/t/AVpz8.jpg

http://s1.uploads.ru/t/HeXNE.jpg

http://s1.uploads.ru/t/HY2RA.jpg

0

7

http://s1.uploads.ru/t/NTBsL.jpg

http://s1.uploads.ru/t/blKOD.jpg

http://s1.uploads.ru/t/excPK.jpg

http://s1.uploads.ru/t/e23Em.jpg

http://s1.uploads.ru/t/342pQ.jpg

http://s1.uploads.ru/t/Iz00Z.jpg

http://s1.uploads.ru/t/Mdhvb.jpg

http://s1.uploads.ru/t/jwOUM.jpg

0

8

http://s1.uploads.ru/t/6qp1z.jpg

http://s1.uploads.ru/t/VZniO.jpg

http://s1.uploads.ru/t/ZROyQ.jpg

http://s1.uploads.ru/t/YAaq2.jpg

http://s1.uploads.ru/t/r0HRE.jpg

http://s1.uploads.ru/t/Xa0F8.jpg

http://s1.uploads.ru/t/dy0n2.jpg

0

9

http://s1.uploads.ru/t/rG6ep.jpg

http://s1.uploads.ru/t/ywl7E.jpg

http://s1.uploads.ru/t/qDo49.jpg

http://s1.uploads.ru/t/tV82o.jpg

http://s1.uploads.ru/t/Oxw4K.jpg

http://s1.uploads.ru/t/Hwlu8.jpg

0

10

Лигия написал(а):

Если, конечно, это интересно кому-то еще

Конечно, интересно. Я помню, как  доча тетрадку  вела и  задания  выполняла.

0

11

http://s1.uploads.ru/t/xBkSL.jpg

http://s1.uploads.ru/t/TyMwJ.jpg

http://s1.uploads.ru/t/Lf496.jpg

http://s1.uploads.ru/t/QiVyE.jpg

http://s1.uploads.ru/t/k354S.jpg

http://s1.uploads.ru/t/i74zB.jpg

http://s1.uploads.ru/t/9EmYM.jpg

http://s1.uploads.ru/t/ojp4F.jpg

http://s1.uploads.ru/t/SA09D.jpg

http://s1.uploads.ru/t/C2ByZ.jpg

0

12

http://s1.uploads.ru/t/aijtR.jpg

http://s1.uploads.ru/t/KD2km.jpg

http://s1.uploads.ru/t/WZ0nU.jpg

http://s1.uploads.ru/t/0tij2.jpg

http://s1.uploads.ru/t/0cFAQ.jpg

http://s1.uploads.ru/t/mM5R9.jpg

http://s16.radikal.ru/i190/1210/24/bf2c12de3a03.gif

0

13

Лигия написал(а):

Если, конечно, это интересно кому-то еще

Не только интересно, но и нужно http://s017.radikal.ru/i409/1210/bb/2002c0001cea.gif

Лигия написал(а):

Никак нет времени тему продолжить...
Обещалась выставить домашние задания от логопеда, да все руки не доходят.  Аж стыдно уже

лишь бы успела, пока мы еще начальную школу не закончили http://s018.radikal.ru/i500/1210/53/2a3665996a86.gif мы уже в 1 классе

0

14

Лигия написал(а):

Обычно гимнастику делают перед зеркалом, чтоб детки видели, как язычок располагается...
Можно это дело в виде игры проводить. Ну что-то типа: Язычок проснулся, потянулся. Посмотрел на часы. Тик-так.Тик-так....Ох, сколько времени-то уже!Почитстил зубки....Открыл 1 окошко и проветрил свою комнату. Потом второе окошко...

http://s018.radikal.ru/i508/1210/d8/7938ae21fff9.gif  http://s58.radikal.ru/i161/1210/b1/ca347d6980ee.gif
Интересно!

0

15

Очень интересная ссылка. - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1682197
По книгам Ушаковой работают и логопеды и воспитатели д\с. Но достать книгу действительно трудно. Во вступительной статье подробно излагаются и особенности развития речи детей разных возрастов, и направления в развитии речи (воспитание звуковой культуры речи,словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи) и, собственно, какие занятия, игры и упражнения нужны детям того или иного возраста, чтобы потом никто не сказал, что ваш ребенок  не готов к школе или не достаточно развит в соответствии с возрастом.
Конспекты занятий.... (у меня этой книжки нет...зато есть у логопеда)

Можно просто набрать в поисковике "Ушакова О.С. Программа по развитию речи детей  в детском саду" и скачать одну программу без занятий. (а вот программа есть. На нее и ориентируемся)  :flag:

Сейчас, правда можно в интернет-магазинах купить вот такие варианты книги:

О.С. Ушакова. Развитие речи для детей 3-5 лет. Программа. Конспекты занятий 2-е изд.

О.С. Ушакова. Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий 2-е изд.

0

16

Еще парочка тематических рабочих листков

http://s3.uploads.ru/t/KXHGV.jpg

http://s3.uploads.ru/t/1NVK9.jpg

0

17

Помнится, кто-то писал о том, что с книгами по логопедии - целая проблема.
Могу отфотографировать или отсканировать  некоторые книжки, но точно не знаю кому что нужно, у кого какие проблемы, потому пишите....

Вот, например, рабочая тетрадь для ребенка с проблемным [ Л ]

http://s3.uploads.ru/t/VeFoG.jpg

0

18

Вступительная статья

http://s2.uploads.ru/t/NbeD6.jpg

Обратите внимание: даны именно те упражнения артикуляционной гимнастики, которые способствуют автоматизации звука Л

http://s3.uploads.ru/t/mtz13.jpg

http://s3.uploads.ru/t/xNlQ4.jpg

0

19

http://s2.uploads.ru/t/APTv3.jpg

http://s2.uploads.ru/t/ANfyP.jpg

http://s3.uploads.ru/t/jYG98.jpg

http://s3.uploads.ru/t/eN3O4.jpg

http://s2.uploads.ru/t/n6Who.jpg

http://s3.uploads.ru/t/QMF4v.jpg

http://s3.uploads.ru/t/jCQOY.jpg

http://s2.uploads.ru/t/tkLeq.jpg

http://s3.uploads.ru/t/V2Eu4.jpg

0

20

http://s2.uploads.ru/t/K5uP3.jpg

http://s2.uploads.ru/t/Ir4Yn.jpg

http://s2.uploads.ru/t/jpFfx.jpg

http://s3.uploads.ru/t/V53bP.jpg

http://s3.uploads.ru/t/hxMRz.jpg

http://s3.uploads.ru/t/spR1Z.jpg

http://s2.uploads.ru/t/Rhfs9.jpg

http://s3.uploads.ru/t/cLjOD.jpg

0

21

http://s3.uploads.ru/t/K5ifT.jpg

http://s2.uploads.ru/t/FyBhX.jpg

http://s2.uploads.ru/t/agCZB.jpg

http://s3.uploads.ru/t/nQehZ.jpg

http://s3.uploads.ru/t/PyBaJ.jpg

http://s2.uploads.ru/t/kuQTo.jpg

http://s2.uploads.ru/t/luVc0.jpg

http://s2.uploads.ru/t/glJL6.jpg

0

22

http://s2.uploads.ru/t/S73r6.jpg

http://s3.uploads.ru/t/ZmMi3.jpg

http://s3.uploads.ru/t/D2jXw.jpg

http://s2.uploads.ru/t/Yix3l.jpg

http://s3.uploads.ru/t/bcpR1.jpg

http://s2.uploads.ru/t/o1bYX.jpg

http://s2.uploads.ru/t/hr0pC.jpg

0

23

Лигия!
Спасибо большое за тему и материалы в ней!http://s19.rimg.info/61124a28c76431aa0d66e8097a39fd8e.gif
Очень актуально для меня и моих внуков.

Лигия написал(а):

Очень интересная ссылка. - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1682197
По книгам Ушаковой работают и логопеды и воспитатели д\с.

Так и не смогла ничего скачать...
Лигия, а может у тебя есть эти материалы скачанные? Или ксерокопированные? Буду очень признательна, если ты их сможешь как-нибудь или здесь выложить, или может я смогла бы их взять и откопировать (за 1 час - живу-то от тебя не очень далеко...)

0

24

Pavlinushka написал(а):

Так и не смогла ничего скачать...

Ну надо же... o.O

Pavlinushka написал(а):

а может у тебя есть эти материалы скачанные

У меня есть скач. программа без конспектов занятий... Правда она в отсканированном варианте переведенном в  "Ворд"

Давай выставлю, раз такое дело.... Может еще кому пригодиться... Правда за раз не получится.

0

25

"Ушакова О.С. и др. Программа по развитию речи детей  в детском саду"

ОТ АВТОРА
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного вос¬питания АПН (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО). Результаты исследований позволили обосновать систему работы по развитию речи детей дошкольного возраста (от трех до семи лет).
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельно-сти детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в по-вседневной жизни. Однако обучение родному языку, разви-тие речи на специальных занятиях являются главной зада-чей. Систему занятий по развитию речи в разных возрастных группах детского сада разработали научные сотрудники: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова, Г.П. Белякова, Т.М. Юртай-кина.
В основе системы лежит комплексный подход, разработа-на методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом разра-ботанной системы является взаимосвязь разных речевых за-дач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществ-ляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаи-мосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказыва-ние, в словарной работе — это работа над смысловой сторо-ной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков. Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.
Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, про-должают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных лек-сических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения за-дания на подбор синонимов и антонимов к составлению рас-сказа или сказки становится естественным.
В предлагаемой программе раскрываются основные направления речевой работы с детьми дошкольного возраста (от трех до семи лет), приводятся отдельные примеры и некоторые методические приемы работы над разными сторонами речевого развития ребенка.

0

26

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Проблема развития речи дошкольников является комплек-сной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Со-хин). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей с друг другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный период.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, A.M. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
*речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
*язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;
*ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
*ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком язы¬ковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важным становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (нужно заметить, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).
В основу настоящей программы положены результаты ис-следований, проведенных в лаборатории развития речи Ин-ститута дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В исследованиях четко выделены три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи и речевого общения); когнитивное — познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны, так как развитие осознания речевых и языковых явлений включается в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.
В исследованиях первого направления (Ф.А. Сохин, А.И. Мак-саков, Е.М. Струнина, Э.А. Федеравичене, А.Г. Тамбовцева, М.С. Лаврик, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева) установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Так, работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимия, антонимия). В совершенствовании грамматического строя речи в качестве основной задачи выступает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование языковых обобщений. Оно строится на обучении детей образованию новых слов, в ходе которого активно усваиваются средства и способы словообразования. Наряду с этим важно и обучение использованию в высказываниях языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании детьми речи взрослых.
В исследованиях второго направления (Л.В. Ворошнина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина, Е.В. Савушкина, Н.В. Гавриш, Г.А. Куршева, М.В. Ильяшенко и др.) авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто логичность, последовательность и т.п. В качестве основного критерия связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание, — это путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка.
Исследования третьего направления (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова) были нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Эти исследования показали, что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и самое главное — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.
В целом исследования показали, что система обучения по разработанной методике приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируются высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повышаются точность и выразительность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в своем словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).
Рассмотренные исследования находятся в русле работ, ко-торые опровергают распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Они убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь  как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения — формирование языковых обобще-ний и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.
Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей при-роде процесс, поскольку развитое мышление человека — это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем эту взаимосвязь необходимо рассматривать и в обратном направлении — от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается определение роли интеллекта, мыслительной де¬ятельности в овладении языком (Ф.А. Сохин).
Таковы основные аспекты интеллектуально-языковых взаимосвязей, органично включенных в процесс овладения родным языком, а следовательно, и в педагогический процесс обучения родному языку, развития и формирования речи.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей видна в формировании связной речи, т.е. содержательной, логичной, последовательной, организо-ванной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами, используя разные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко видна также взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений для формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонима-ми, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-вы-разительных средств для воплощения задуманного ребенком художественного образа.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Здесь прежде всего имеет значение воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает также содержание литературных произведений (начиная с произведений устного народного творчества), а произведения живописи, народные игрушки, альбомы по искусству и различные пособия развивают у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, рассказывание совместно, группами (командами) предполагает умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д. Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку — воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей должны включать введение в их речь (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков.
Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, котрый предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Итак, высокий уровень развития речи дошкольника включает:
владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять);
знание норм и правил речевого этикета, умение пользо-ваться ими в зависимости от ситуации;
умение читать и писать (элементарное владение грамотой и навыками письма)
.

0

27

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания — решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. Здесь рассмотрение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, так как эта задача аккумулировала в себе все стороны речи — фонетическую, лексическую, грамматическую.

1. Развитие связной речи

Овладение связной монологической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые уси-ливаются жестами, мимикой, интонацией.
В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спро¬сить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддер¬жать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.
Владение связной монологической речью — высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связ-ность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной органи-зацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.

0

28

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные способы соединения фраз. Самый распространенный из них — цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку.), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится.). Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций. Предложения могут соединяться и с помощью параллельной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже противопоставляются (Дул сильный ветер. Заяц спрятался в норе.).
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.
Описание — это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов-описаний часто используется лучевая связь, при которой объект называется, а затем каждое качество или признак объекта как лучик присоединяется к его характеристике.
Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.

0

29

Повествование — это сюжет, развертывающийся во време-ни и в логической последовательности. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом со-бытия, сценки, картины. Структура повествования более жес¬ткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования — начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) — должна быть выдержана четко.
При обучении детей построению повествования важная роль отводится разным способам организации зачинов: слова «однажды», «как-то раз»; может быть указано место и (или) время события, действия
(Дело было летом. Это произошло в деревне.). В повествовании используются самые разнооб-разные лексические и грамматические средства. Особенно это относится к глаголам, с помощью которых можно выст-раивать последовательность действий и событий (шли — услышали — испугались — залезли — увидели — засмеялись — слезли — пошли домой).
Дошкольники могут составлять разные типы повествова-ний: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный вывод. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.
Приведенные типы высказываний могут встречаться в связных текстах дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в повествование и наоборот.
Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) соб-ственного и чужого высказывания, составление плана и рассказ по нему, использование схемы (модели) текста и различные упражнения
.

0

30

2. Развитие лексической стороны речи

СЛОВО рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений — семантические поля. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла и значения, а в языке благодаря действию различных ассоциаций создаются различные параллельные способы выражения мыслей.
На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дош-кольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. В процессе понимания речи окружающих выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), а вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения.
В практике работы дошкольных учреждений внимание в основном уделяется количественной стороне этого процесса, т.е. расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружаю-щим миром. Выделение собственно языковых задач в процессе обогащения словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире) и языкового развития привело к необходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.
Итак, в словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово — единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе развития речи. Овладение словарным составом родного языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Образование в России » Логопедия. Развитие речи ребенка.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2020 «QuadroSystems» LLC