Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » Дуэли Лермонтова


Дуэли Лермонтова

Сообщений 1 страница 30 из 41

1

http://s60.radikal.ru/i167/1110/0d/f6de1f56a7ec.jpg

При жизни поэта преследует шепоток сплетен. Когда поэт умирает, сплетни под именем Легенды или Версии перекочевывают в мемуары и исследовательские труды. Каким видели Лермонтова люди николаевской эпохи? Мрачным, дерзким, надменным: если не Демон, то уж точно Фаталист.
Однако откроем словарь языка поэта. Какие слова у Лермонтова – самые любимые? Возьмем лишь те, что употреблены в его стихах и прозе более пятисот раз. Что это за слова? Гибель? Рок? Разрушение?
Ничуть. Любимые лермонтовские глаголы: знать, любить, хотеть, видеть, говорить, жить. Существительные – душа, сердце, жизнь, Бог, слово, люди, человек.
Про страдание и смерть поэт говорит в пять, десять раз реже, чем про жизнь и любовь.
15 июля 1841 года на окраине прифронтового кавказского города Пятигорска отставной майор Николай Мартынов застрелил поручика Михаила Лермонтова. Случилось это между шестью и семью часами пополудни.
Для поединка были выбраны дальнобойные пистолеты Кухенройтера, на десяти шагах смертельные.
Вот, пожалуй, и все, что мы достоверно знаем о той роковой дуэли.
Версий  причин дуэли – несколько, любая  из них  имеет  право быть единственной, но, как  правило,  указывают, только одну, хотя  в  внимательном  рассмотрении,  возникает слишком  много вопросов.
О сложностях его неровного, взрывного характера, о «желчности и ядовитости» поступков и высказываний поэта написано много. Лермонтов в 17 лет остался круглым сиротой, что, безусловно, наложило серьезный отпечаток на его сложный характер.
Тургенев написал, что во внешности Лермонтова было "что-то зловещее и трагическое. Какой-то недоброй и сумрачной силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и недвижно-темных глаз".
У Лермонтова было обостренное чувство собственного достоинства, часто толкающее его на высокомерные насмешки и дерзости.

Теги: Литература,М.Лермонтов

0

2

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении . В чем не расходятся ни друзья, ни завистники Лермонтова, так это в том, что поэт обладал поразительным умом. Он постоянно читал, причем на нескольких языках, всегда блестяще учился и порой знал больше, чем его университетские преподаватели. Один из сокурсников Лермонтова по Московскому Университету Павел Вистенгоф рассказывает: «Студент Лермонтов держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей. Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза».
         Лермонтов умел говорить правду в лицо, за это его считали дерзким. На экзамене по изящной словесности профессор Победоносцев задал поэту какой-то вопрос, на который Лермонтов начал бойко и с уверенностью отвечать. Профессор оборвал его: «Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил». На что получил ответ: «Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло.  Стоит ли говорить, что после этого случая преподаватели постарались срезать Лермонтова на экзаменах, и у них это получилось.
Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник "демона". В то же время идет работа над романом "Вадим" (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство "ангела" и "демона", "поэзия безобразности", языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). "Демоническая" линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни "Княгиня Лиговская" (1836) и драме "Маскарад". Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса.  "Ангел", 1831; "Парус", 1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор", 1836; поэма "Боярин Орша", «Маскарад» в печать не отданы. Лермонтов, в  отличие от Пушкина,  в  деньгах не нуждался,  являясь той  самой  «золотой  молодежью», представителя  которой,  он и  описал  позже,  в  образе  Печорина.

0

3

Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. Вскоре, его арестовали вместе  с С.А Раевским, распространявшим  это стихотворение. Лермонтов  был  отправлен в  действующую армию на Кавказ, а  Раевский в  ссылку.
Только через год Лермонтову разрешили вернуться сначала в Новгород, а затем в Петербург, где он уже был известен как поэт, и Лермонтов снова оказался в лейб-гвардии Гусарском полку.

С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, а 6 декабря 1839 года производится в поручики, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в "Современнике" в 1838 печатается поэма "Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация "Песни про царя Ивана Васильевича..." в редактируемых Краевским "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом "Отечественные записки"). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати".
В 1838-1840 написан роман "Герой нашего времени": первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в "Отечественных записках" и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника "Стихотворения М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены  «Демон»,  "Мцыри", "Песня про царя Ивана Васильевича...", 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

0

4

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
Так писал шестнадцатилетний Лермонтов. «Я — или бог — или никто!» Поставить себя вровень с верховным владыкой вселенной мог только юноша неукротимо смелый и гордый, беспрекословно уверенный в своем избранничестве.
Герцен с поразительной прозорливостью охарактеризовал личность поэта: «К несчастью быть слишком проницательным у него присоединилось и другое — он смело высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас. Существа слабые, задетые этим, никогда не прощают подобной искренности. О Лермонтове говорили как о балованном отпрыске аристократической семьи, как об одном из тех бездельников, которые погибают от скуки и пресыщения. Не хотели знать, сколько боролся этот человек, сколько выстрадал, прежде чем отважился выразить свои мысли. Люди гораздо снисходительней относятся к брани и ненависти, нежели к известной зрелости мысли, нежели к отчуждению, которое, не желая разделять ни их надежды, ни их тревоги, смеет открыто говорить об этом разрыве…»

0

5

2 января 1840 года Лермонтов был приглашен на бал во французское посольство к Барантам, а 16 февраля на балу у графини Лаваль произошла ссора Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Причиной ссоры Лермонтова с де Барантом был их диалог, в котором де Барант обвинил Лермонтова в том, что тот в разговоре с известной особой сказал ей невыгодные вещи о нем, на что Лермонтов заявил, что никому не говорил о де Баранте ничего предосудительного. Тогда де Барант обвинил Лермонтова в распространении сплетен о нем, на что Лермонтов заявил, что поведение де Баранта весьма смешно и дерзко. Де Барант сказал, что во Франции он знал бы, как кончить это дело. Лермонтов ответил, что в России строго следуют правилам чести и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно. Последовал вызов де Барантом Лермонтова на дуэль. Следует подчеркнуть, что во французском посольстве настороженно относились к Лермонтову из-за его стихов на смерть Пушкина, считая, что в них Лермонтов оскорбил не лично Дантеса, а французов как нацию. Так как де Барант считал себя обиженным, Лермонтов предоставил ему выбор оружия. Истинный француз, де Барант избрал шпаги, хотя у соперников были и пистолеты. Решено было драться до первой крови, а потом перейти на пистолеты. Кстати, Лермонтов фехтовал плохо. Только дуэлянты скрестили оружие, как у шпаги Лермонтова переломился конец клинка, а прекрасный дуэлянт де Барант успел сделать выпад, целясь острием в грудь Лермонтову, и мог его убить, но поскользнулся и только слегка оцарапал ему грудь. Затем они перешли на пистолеты. Дуэлянты должны были стрелять вместе, но Лермонтов немного опоздал, видимо, не желая стрелять в де Баранта или просто испытывая свою судьбу. Де Барант промахнулся, и тогда Лермонтов выстрелил в сторону (в воздух). После чего де Барант подал ему руку, и они разошлись.
Лермонтов был арестован за недонесение о дуэли и подвергнут суду, после чего вторично был отправлен в ссылку на Кавказ тем же чином поручика, но в Тенгинский полк, действующий в районе опасных боев, несмотря, что  за  снисхождение к  его  поступку, просила  Николая 1, его  супруга,  большая  почитательница  творчества Лермонтова, особенно,  поэмы «Демон»
Здесь Лермонтов неоднократно проявил храбрость в сражениях, и его представляли к золотой сабле и дважды к ордену, но Николай I все представления отклонил.

0

6

На Кавказе Лермонтов стремится отличиться в боевых действиях и рискует жизнью, надеясь теперь заслужить отставку и полностью посвятить себя литературной деятельности. Он мечтал создать собственный журнал. Наконец в январе 1841 года Лермонтов выхлопотал отпуск в Петербург на 2 месяца. Он проводит в столице три самых счастливых и блестящих месяца в своей жизни в окружении друзей и поклонников его творчества. Весь тираж романа Лермонтова "Герой нашего времени" раскуплен. Но вместо возможной отставки поэт получил предписание в 48 часов покинуть Петербург и отправиться обратно на Кавказ в Тенгинский полк.
По дороге в Темир-Хан-Шуру Лермонтов вместе с родственником и другом А.Столыпиным остановились в Георгиевске. Пятигорск в 40 верстах отсюда, и поэту захотелось посетить любимый город, увидеть старых друзей. Столыпин не поддержал его. Кто знает, как бы сложилась судьба Лермонтова, если бы он не поехал тогда в Пятигорск навстречу своей гибели?!
Лермонтов предложил Столыпину подбросить полтинник, и если монета упадет орлом вверх - ехать в отряд, а если решеткой вверх - ехать в Пятигорск. Выпала решетка, и Лермонтов радостно закричал: "В Пятигорск, в Пятигорск!" Они прибыли в Пятигорск 13 мая 1841 года, поселились в доме Чиляева и прожили там два месяца до роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым. Лермонтов получил разрешение остаться в Пятигорске до полного излечения от лихорадки.

0

7

В это время в Пятигорске проживал отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов постоянно встречался. Николай Соломонович Мартынов был старым товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного обучения в военной школе. Они были знакомы более восьми лет. Мартынов, как человек довольно ограниченный, не отличался особыми способностями Зато он был очень самолюбивым.

http://s12.radikal.ru/i185/1103/ea/9ef829b1d94b.jpg

Мартынов был красивым, высоким блондином. Он мечтал, обучаясь в военной школе, о чинах и орденах, хотел стать генералом, то есть был тщеславным человеком. Современник вспоминал, что в 1839 году Мартынов выглядел изящным молодым офицером и хорошо исполнял песни. Сослуживец по Кавалергардскому полку В.А. Бельгарт так характеризует Мартынова: "Он был очень красивый молодой гвардейский офицер, высокого роста, блондин с выгнутым немного носом. Он был всегда очень любезен, весел, порядочно пел романсы и всё мечтал о чинах, орденах и думал не иначе, как дослужиться на Кавказе до генеральского чина". И действительно, Мартынов за 7 лет сделал довольно успешную карьеру, получив уже в 1841 году при выходе в отставку чин майора (Лермонтов одного с ним года выпуска был только поручиком).
В феврале 1841 года Мартынов неожиданно вышел в отставку "по домашним обстоятельствам" и из весёлого, изящного светского молодого человека сделался каким-то дикарём: отрастил огромные бакенбарды, ходил в черкесском костюме, с огромным кинжалом, вечно мрачный и молчаливый. Его однополчанин Я.И. Костенецкий считал, что "причиной такого странного образа действий было желание играть роль Печорина, героя тогдашнего времени, которого Мартынов, к несчастью, и действительно вполне олицетворял собой".

0

8

До дуэли с Лермонтовым Мартынов в поединках не участвовал, героем скандалов не был и вообще задирой не являлся.
Еще в 1837 году, по дороге в ссылку на Кавказ, Лермонтов заехал в Москву. В своих воспоминаниях Мартынов впоследствии писал, что его семейство постоянно проживало в Москве и он в конце марта - начале апреля 1837 года почти каждый день встречался с Лермонтовым и они часто завтракали вместе у Яра. Вполне приятельские отношения!
В октябре 1837 года Мартынов встретился с Лермонтовым на Кавказе.
Примечательно, что Лермонтов представлял Мартынова своим знакомым в Пятигорске не только как давнего товарища, но и как своего друга! Самое удивительное, что и  Мартынов отзывался о Лермонтове доброжелательно. "Он (Лермонтов) был добрый человек от природы, но свет его окончательно испортил. Все хорошие движения сердца, всякий порыв нежного в себе он старался так же тщательно заглушать и скрывать от других, как другие стараются скрыть свои гнусные пороки" - писал он в своих воспоминаниях.

Рассмотрим  первую версию:

Выпущенная в 1981 году «Лермонтовская энциклопедия» осторожничает, называя место и дату ссоры поэта с его будущим убийцей: все случилось 13 июля на вечеринке в доме у генеральши Верзилиной, но... «надежных свидетельств нет».
И впрямь нет. Хотя сам факт скандала в воскресенье 13 июля в доме Верзилиных никто не оспаривает. Одна загвоздка – все всё видели, но одни просто молчат, а другие врут. Например, так: мол, поэт во время музицирования Сержем Тубецким что-то сказал про кинжал Мартынова. (Мартынов был уже в отставке и носил горский кинжал.) И как раз на слове «кинжал» музыка стихла, а Мартынов это слово услышал, и заключил, что речь о нем.
Придумано очень неловко: по одному слову совершенно невозможно понять, о чем (или о ком) говорил Лермонтов. Ну почему именно о Мартынове, а не о каком-нибудь чеченце, или, наконец, не о себе?
Другие считают, что дело вообще в подшучивании поэта над своим будущим убийцей. Де характер у поэта был такой – сложный и неуживчивый.
Но раньше Мартынов терпел остроты приятеля. А тут взорвался.
Показания секундантов дуэли М.П. Глебова и А.И. Васильчикова, а также свидетелей А.А. Столыпина (Монго) и С.С. Трубецкого настолько сбивчивы и противоречивы, что вся полученная от них информация вызывает большие сомнения. Создается впечатление, что все они явно что-то недоговаривают…
Итак,  между  Лермонтовым и Мартыновым  были  давние  дружеские  отношения и очередная  шутка первого, вряд ли, могла  довести  ситуацию  до дуэли. Примешивают состояние, в  котором  Мартынов  мог   вызвать Лермонтова на  дуэль.

0

9

Чтобы хоть как-то скрасить в общем-то однообразную жизнь на Водах, молодые люди устраивали игры, пикники, балы. Лермонтов был, что называется, заводилой. Для приезжей молодёжи среди прочих был открыт дом генерала Верзилина. Лермонтова, как и других молодых людей, в дом Верзилиных привлекали три молодые барышни : Эмилия - 26 лет, Аграфена - 19 и Надежда - 15. Особенно заинтересовала поэта старшая сестра Эмилия Александровна.
Мартьянов пишет: "Лермонтов с первого дня появления в доме Верзилиных оценил по достоинству красоту Эмилии Александровны и стал за ней ухаживать. Марья Ивановна (её мать) отнеслась к ухаживанию за её старшей дочерью с полной благосклонностью, да и сама m-lle Эмилия была не прочь поощрить его искательство".
"Сначала Эмилия была благосклонна к поэту и сделала всё возможное, "чтобы завлечь "Петербургского льва", несмотря на его некрасивость. Взгляд её был нежен, беседа интимна, разговор кроток (она называла его просто - Мишель), прогулки и тет-а-теты продолжительны, и счастье, казалось, было уж близко: как вдруг девица переменила фронт. Её внимание привлёк другой, более красивый и обаятельный мужчина. Им был Николай Соломонович Мартынов. Не стесняясь его ухаживанием за Надеждой Петровной, своей сводной сестрой, она быстро повела на него атаку, и он сдался. Мартынову стало совершенно ясно, что лучшей карьеры ему и не сделать.
Неизвестно, почему мадмуазель Эмилия "переменила фронт": то ли она хотела испытать привязанность Михаила Юрьевича, то ли из-за влечения к красавцу Мартынову. Но то, что она предпочла Лермонтову Мартынова - несомненно: об этом рассказывал В.И.Чилаев, человек компетентный и беспристрастный, хозяин дома, который снимали Лермонтов и Столыпин в Пятигорске.

0

10

С этого времени, а именно с конца июня, стали появляться одна за другой эпиграммы, написанные Лермонтовым в адрес Мартынова. Началось тонкое, сопровождаемое любезностями поддразнивание "m-lle Верзилии", как поэт стал называть Эмилию Александровну, соединяя в этом названии начало фамилии и конец имени.
Но, если   Эмилия предпочла  Лермонтову Мартынова,  стоило ли  последнему, так  уж  горячиться из-за  обычных  злых  шуток   приятеля? Победителем-то  в  этой  «борьбе» был он.
Есть и  другие  источники, в  которых  основной  причиной  указывают то, что  Лермонтов  ухаживал  за  одной  из  сестер  Мартынова, но  ни к  чему  серьезному  это ухаживание  не привело.

0

11

Версия  вторая

Лермонтов спровоцировал  дуэль с Мартыновым, так как попал в неприглядную историю, порочащую его честь и достоинство дворянина. Он полюбил мартыновскую сестру и сделал ей предложение, от которого мартыновские родители пришли в шок (вспомните отношение поэта с Николаем I). Прямой отказ мог повлечь за собой скандал. Тогда хитроумный глава семьи попросил Лермонтова, отправляющегося на Кавказ, захватить с собой посылку для Мартынова, воевавшего там в то время. А в посылке той, запечатанной сургучом с оттиском  уникального фамильного мартыновского перстня, был дневник возлюбленной поэта, в котором  она излагала свое к нему отношение. Лермонтов знал о содержании посылки. Не знал он только того, что хитроумный родитель вложил в дневник сотенную купюру. Расчет был на то, что Лермонтов не выдержит и вскроет посылку, чтобы заглянуть в дневник. Так оно и случилось. Мартынову поэт сказал, что посылку у него украли вместе с другими личными вещами в Тамани. Но при этом он отдал другу сто рублей, о которых, не читая дневника, узнать не мог. Тем самым Лермонтов изобличил себя в неблагородном поступке.
После этого он хочет умереть,  ищет ссоры с Мартыновым и наступает трагическая развязка.
Вполне  вероятно, что  Лермонтов  и  полюбопытствовал  заглянуть  в  дневник, но то, что  вещи. Действительно  были  украдены  у  Лермонтова, есть  документальное  подтверждение.  Стал бы  Лермонтов  искать  смерти  из-за  этого эпизода?  Мартынов  никогда не упрекал его  в  бесчестии,  а если бы  и  захотел этого,  развязка  произошла  значительно раньше.
Очень  многие   исследователи  творчества  Лермонтова,  подчеркивают, что с  определенного  момента,  он  стал  все более  и  более  похожим  на своего же  героя – Печорина. Если  вспомнить, на что  тот был способен,  вряд ли  сам Лермонтов, стал бы  искать смерти из-за  истории  с посылкой, считая  это бесчестием.
Значит и  эта  версия,  вряд ли  подходит  под основную.

0

12

Версия  третья

Дуэль Лермонтова с недалеким и обидчивым Мартыновым спровоцировали царские подхалимы, пытавшиеся таким образом заткнуть рот свободолюбивому поэту (официальная версия советского периода).
В кустах рядом с местом дуэли сидел снайпер-казак, который и прикончил Лермонтова. 15 июля в 19 часов у подножия горы Машук состоялась дуэль. По словам секунданта Васильчикова, Лермонтов был неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. "За мгновенье перед выстрелом я в последний раз взглянул на Лермонтова и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом направленного на него пистолета, — вспоминал Васильчиков. — Мы подбежали к упавшему. В правом боку его дымилась рана, в левом сочилась кровь. Пуля пробила сердце и легкие".
Теперь посмотрим на поединок глазами патологоанатома, кандидата медицинских наук, эксперта-криминалиста Георгия Желебенко:
"Итак, пуля навылет пробила грудную клетку Лермонтова. Присмотритесь к картине, открывшейся князю Васильчикову, наклонившемуся над сраженным поэтом. Любому криминалисту известно, что входное пулевое отверстие является небольшим, с правильной формы краями, тогда как выходное — многократно больше и с рваными краями. В случае с Лермонтовым из входного отверстия в левом боку кровь только сочится, тогда как рана в правом боку даже дымится. Причина этого указана выше: эта рана многократно больше, чем рваная, открытая рана. Откуда следует, что выстрел был произведен не со стороны Мартынова, а слева от поэта, с края поляны, "окруженной диким кустарником".
Оказывается, согласно произведенному много позже вскрытию, входное отверстие от пули в теле поэта было ниже, чем отверстие выходное! Сантиметра на два или около того. Рост Лермонтова 170 см, диаметр грудной клетки - 35 см, а разница входного и выходного пулевых отверстий равна 2 см. Таким образом, можно легко установить, что точка выстрела отстояла от цели на расстоянии около 20 метров.

0

13

Lilitochka написал(а):

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник

Как мне всегда нравились эти строки.
Это говорит не однозначном, глубокомыслящем человеке.
А "Маскарад"-это произведение "...не мальчика, мужа..."
А "Смерть поэта", господи, какой слог.
Ясно, конкретно, все разложено по полочкам.
И это в юном возрасте. Мое восхищение. http://s39.radikal.ru/i086/1007/34/6a401b60cdc5.gif

0

14

Вот еще один не менее любопытный момент. Выстрел произведен не из дуэльного пистолета, а из длинноствольного ружья. В случае дуэли Пушкина убойной силы пули из дуэльного пистолета, выпущенной Дантесом с такого же расстояния, хватило лишь на то, чтобы пробить брюшную полость Александра Сергеевича и застрять в ней! Причем Пушкин "мягко осел на землю". На большее энергии заряда не хватило. В нашем же случае картина оказалась совершенно иной. Вот и князь Васильчиков поразился: "Лермонтов упал, будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди при ранениях".
Секундант Васильчиков говорит нам сущую правду: чтобы Лермонтова "скосило на месте", пуля должна обладать убойной силой, которой пули из дуэльных пистолетов не имели. Между поверхностью свинцовой пули, представлявшей собой отлитый из свинца неполированный шарик, и стенкой канала ствола имелись неизбежные зазоры. Как следствие, скорость ее полета невелика, и она при ударе о тело способна в лучшем случае пробить кожу перед тем, как окончательно остановиться. Специалисты-баллистики говорят, что даже современная пуля от пистолета Макарова полностью гасит свою скорость в слое воды толщиной 6-9 милли¬метров. А ведь на пути свинцовой пули дуэльного пистолета оказался слой многократно толще, чем один сантиметр. Не говоря уже о скорости полета. Единственным орудием "стрелка-одиночки", навылет прострелившего Лермонтова, в те далекие времена могло оказаться лишь длинноствольное ружье".
На месте поединка не оказалось ни врача, ни экипажа. Убитый несколько часов пролежал под проливным дождем. Остальные участники дуэли в панике бросились бежать. Столь странное бегство они объяснили грозой. Но и это не последняя странность дуэли у подножья горы Машук. История русской литературы твердит, что "на следующий день прощаться с телом поэта вышел весь Пятигорск". По другим музейным документам, "брошенное тело поэта пролежало на поляне без присмотра сутки и затем было подобрано и вывезено в окрестности для захоронения молодым горцем". Этот таинственный горец якобы указал могилу Лермонтова лишь спустя сорок лет.

0

15

Николай I, от всей души ненавидевший Лермонтова, приказал судебному отделению штаба Отдельного Кавказского корпуса "окончить дело немедленно и представить в Петербург на высочайшую конфирмацию". После окончания следственных процедур последовало царское резюме: "Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить". Чтобы не доверять истории, нужны более веские основания. Красноречивый комментарий эксперта не вписывается в общепринятую картину дуэли, но это взгляд криминалиста, а не историка.
Не исключено, что история по-иному ответит на вопрос, с которого начинался протокол пятигорских следователей. Возможно, в Михаила Лермонтова действительно стрелял не отставной майор Мартынов, а неизвестный участник этой дуэли.

В начале 1955 года появилась публикация белорусских исследователей, в которой прямая ответственность за смерть поэта возлагалась на Николая 1 Для царя это было не ново. Его и раньше обвиняли в том, что он сослал Лермонтова на Кавказ, под пули горцев, и в том, что он препятствовал его возвращению в Петербург и даже лечению в Пятигорске. Все это уже было, но в данной публикации царя обвиняли как непосредственного организатора заказного убийства. Исполнителем же якобы оказался какой-то анонимный казак, спрятанный в кустах и стрелявший в Лермонтова из ружья. Пуля пробила его снизу вверх и буквально разорвала тело несчастного поэта. Если Дантеса спасла от смерти пуговица или ладанка, то Лермонтова могла бы спасти только танковая броня. Следовательно, оружием убийства не мог быть дуэльный пистолет. Во- вторых, Мартынов до самой своей смерти и даже на исповеди клялся, что не убивал Лермонтова. Но если не он и не из пистолета, то кто же? И вот появилась версия о заказном политическом убийстве, умело замаскированном под дуэль.
Когда Ираклий Андроников прочел эту статью и ряд других с таким же контекстом, он пришел в бешенство. Для него - литературоведа, историка, аристократа, знатока николаевской эпохи, дышавшего ее воздухом, было совершенно очевидно, что русский император – первый дворянин великой державы, да и всей Европы, никогда в жизни не унизил бы себя организацией убийства какого-то поручика, неврастеника и скандалиста. Раскрытие такого заговора оказалось бы губительным для репутации его и всех его потомков.

0

16

Николай I, как никто из Романовых ни до, ни после него, был особенно щепетилен в вопросах дворянской чести. Император-джентльмен, рыцарь без страха и упрека, отец отечества, спавший на простой солдатской койке,- вот образ, имидж, который он себе создавал после восшествия на престол и кровавых событий 14 декабря. А его милости семье погибшего Пушкина! Общество ждало от него этих действий, и он не мог обмануть ожидания общества. И теперь, одним неосторожным поступком превратиться из безупречного монарха в заурядного уголовника? Нет, это было невозможно.
Особенно бесило Андроникова то, что эти провинциальные литературоведы перенесли в высший свет прошлого века ухватки и приемы века нынешнего. И Андроников решил встать на защиту поруганной чести Императора. Он задумал воспроизвести сцену убийства Лермонтова с максимальной достоверностью или, проще говоря, провести следственный эксперимент 115 лет спустя. Прежде всего, оружие. Кто сказал, что стрелялись из дуэльных пистолетов? Откуда в полувоенном Пятигорске дуэльные пистолеты Лепажа? Тем более, когда дуэли категорически запрещены? Детальное ознакомление с протоколами дуэли показало, что оружием были штатные седельные кавалерийские пистолеты.
И тут Андроников обратился к хранителю отдела оружия ленинградского Эрмитажа - Леониду Ильичу Тарасюку. В распоряжении Тарасюка находился весь арсенал Эрмитажа, размещающийся в полукруглой башне Зимнего дворца рядом с Зимней канавкой. Уже не один год он занимался разбором и атрибуцией груды оружия, накопившейся за два с половиной столетия, где наряду с драгоценными миланскими доспехами, дамасскими саблями, испанскими аркебузами находились и все образцы русского холодного оружия, от времен Ивана Грозного до последнего царя.

0

17

К просьбе Андроникова - отыскать аутентичные пистолеты и использовать их в следственном эксперименте - Тарасюк отнесся с энтузиазмом. Через какое- то время несколько пистолетов были найдены. По сравнению с этими «гаубицами» лепажевские дуэльные выглядели как детские игрушки. Тарасюк дал мне их подержать и сказал: «Они должны стрелять на дуэли». Для того, чтобы музейный пистолет выстрелил, он должен иметь исправный механизм и боевой заряд, состоящий из пули и пороха. Еще было бы хорошо, чтобы в момент выстрела не разорвало бы дуло. «Наверняка металл подвергся коррозии за сто лет, и дуло разнесет вдребезги при первом же выстреле», - предположил я. «В те времена и слова-то такого не было - коррозия, - возразил Тарасюк. Разве мы не пробовали фехтовать рапирами эпохи Людовика XVI ? И что? Где ты видел хотя бы царапину на них?» Это было правдой. В отличие от современных, которые нещадно ломались на тренировках, старинные толедские, золингеновские и демидовские оставались целыми, и невредимыми. Только искры летели, как и столетия назад.
Решив, таким образом, проблему коррозии, Тарасюк приступил к восстановлению механизмов. По-моему, он приспособил для этого токарный станок Нартова, сделанный для Петра Первого, но от прямого ответа он уклонился, заметив, что действительно использовал некоторые подручные средства, имеющиеся в Эрмитаже.
Андроников договорился с генералом паталогоанатомом профессором П. О том, что эксперимент буден проведен в морге Военно-медицинской академии, как только там окажется бесхозный труп. Это сейчас бесхозных трупов сколько угодно, а тогда это был большой дефицит. «Весь мир - анатомический театр, все трупы- актеры, - мрачно пошутил генерал П. Надо ждать случая». И мы стали ждать. Через несколько недель Андроникову позвонили в Москву из Академии и попросили срочно приехать. Он приехал. Экспертиза была назначена на поздний вечер.

0

18

В морге был сооружен бруствер из мешков с песком, за ним находился стол экспертной комиссии. В нее входили генерал П., Тарасюк, Андроников и судебный эксперт по баллистике Л. « Поручик Лермонтов» был установлен вполоборота к «Мартынову». На нем были помечены входное и выходное отверстия пули согласно медицинскому протоколу о дуэли. Судэкперт провел директрису, и на расстоянии 10 от шагов от «поручика» на стойке был укреплен пистолет, через ствол которого и проходила директриса. Положение пистолета оказалось удивительно низким, где – то на уровне бедра стреляющего человека, а дуло оказалось задранным вверх. Затем комиссия села за стол, а Леонид в бронежилете и каске встал у стойки. Он потянул за бечевку, привязанную к курку. Раздался выстрел. «Поручик Лермонтов» был отброшен назад - в боку его зияла кошмарная рана, из которой сочился формалин. «Его Величество Император Николай Павлович в смерти поручика Лермонтова не повинен. Лермонтов скончался от пистолетного выстрела Мартынова, а  не от пули подосланного убийцы.
Он убил Лермонтова по роковой неосторожности. Вместо того чтобы поднять пистолет вверх, он только задрал дуло, держа пистолет у бедра, и выстрелил. Этот идиот не сообразил, что на таком расстоянии он все равно попадет. И попал! Несчастный фанфарон и тупица, но не убийца!

0

19

А теперь откроем другой источник. Пару лет назад была опубликована летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. В ней, в частности, указывается решение военно-судного дела о Мартынове, Глебове и Васильчикове, оглашенное 3 января 1842 года: "Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны".
Известно, что вскоре после церковного покаяния Мартынов переселился в Москву, каждый год в роковой день (15 июля) он уезжал в подмосковный монастырь и служил там панихиду об убиенном рабе божьем Михаиле. Секундант поэта Глебов вскоре после дуэли погиб на Кавказе. А Васильчиков утверждал, что причины поединка кроются в беспокойном характере поэта. Позже не раз литературоведы говорили и о неблаговидной роли Васильчикова, задетого шутками и эпиграммами поэта...
В публикации Чекалина речь идет и о неизвестном письме отца Васильчикова к своему сыну в Пятигорск, в котором говорится: "Я очень хотел бы помочь тебе и даже пытался говорить о Лермонтове с государем, но это принесло мне только огорчение. Государь обиделся, что я напомнил ему об этом человеке. Он не хотел слышать о нем. "Лермонтов не вернется в Петербург с Кавказа", - сказал мне государь и прекратил дальнейший разговор. Я беседовал с графом... Он советует вам самим в Пятигорске обуздать Лермонтова, на водах много горячих голов, которые сумеют выпроводить его из Пятигорска. О последствиях беспокоиться не следует".

0

20

Версия  четвертая

Ради объективности не следует исключать еще одной версии, а именно масонского заговора. О том, что таковой существовал, ходило очень много слухов. Несмотря на то, что масонство в России пресекалось еще со времен Екатерины II, тайные общества еще долго существовали в светских кругах.
Однако доказать причастность масонов к смерти Лермонтова невозможно, поскольку никаких улик на этот счет не существует. На то оно и тайное общество, чтобы не оставлять никаких следов.
И все-таки все предыдущие версии недостаточно убедительны. Настоящая картина ссоры и дуэли выглядит скорей банально. Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль, подстрекаемый Васильчиковым. Последнего подозревали в том, что он был главным зачинщиком дуэли, а впоследствии сделал все, чтобы ее обстоятельства были утаены. Есть сведения, что Васильчиков сотрудничал с Охранным отделением.
Удивляет выбор места дуэли, явно непригодного для поединка. По жребию Мартынову досталась более выгодная позиция, он стоял ниже Лермонтова. По сигналу они стали сходиться. Лермонтов, имея право первого выстрела, мог запросто подстрелить противника — расстояние было таким маленьким, что для боевого офицера это не составило бы труда. Но он, подойдя к барьеру, выстрелил в воздух. Лермонтов, по-видимому, ожидал от Мартынова того же. Самоуверенность (или благородство?) оказалась роковой для великого русского поэта.
И все же… Много лет спустя Мартынов, упорно хранивший молчание, вдруг решил рассказать правду об этой злосчастной дуэли. Но не успел этого сделать, поскольку скоропостижно скончался при весьма загадочных обстоятельствах…

0

21

Версия  пятая

О Сергее Трубецком ( одном из  секундантов) лермонтоведы пишут, что он, видимо, был членом петербургского оппозиционного «Кружка шестнадцати», Столыпина же прямо называют участником этого кружка. Лермонтов в этой организации молодых аристократов также состоял. В 1840-м, после высылки Лермонтова, все известные «кружковцы» тоже отправились на Кавказ. Считается, что по собственной воле, но историки доказывают обратное: после провала кружка дело в Петербурге решили не доводить до следствия, а молодым людям просто посоветовали ехать в действующую армию.
Летом 1841 года все «кружковцы» собрались в Пятигорске.
Значит, конспиративный кружок не распущен в 1840-м (как считается), но продолжает действовать на Кавказе.
Васильчиков сообщает, что вызов состоялся «при нем», а Мартынов утверждает, что объяснялись они с Лермонтовым «без свидетелей». Очевидно, что убийца поэта и его секундант просто не успели как следует сговориться: лермонтоведы знают, что в первые часы после дуэли секунданты вообще говорят одно, а на следствии – другое.
Равно как и «свидетели» ссоры: в докладе Николаю I будет сказано, что острот и шуток Лермонтова, оскорбивших Мартынова, никто, собственно, не слышал.
А дальше (по показаниям Мартынова) – странная их беседа в саду, уже без свидетелей. Мартынов говорит, что заставит поэта перестать шутить.
В официальном письме полковника Александра Семеновича Траскина (начальника штаба Командующего войсками на Кавказской линии и в Черноморье) к командующему Павлу Христофоровичу Граббе (генерал-адъютанту, а в молодости члену декабристского Союза Благоденствия и соратнику самого Ермолова) это звучит чуть по-иному (но чего стоит это «чуть»!): «Мартынов сказал ему, что он заставит его замолчать».
На что Лермонтов, если верить Мартынову, отвечает выспренной тирадой: «Вместо пустых угроз ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал».
Вряд ли мы поверим, что поэты так изъясняются. Впрочем, даже и в такой передаче сквозь текст проступают слова, сказанные на девятнадцать веков раньше: «Что делаешь – делай скорее».
Лермонтов называет Мартынова Иудой?
За что?..

0

22

Для офицеров-дворян, для кавказских офицеров прошлого столетия, дата 13 июля 1841 года была не менее говорящей, чем для наших отцов 22 июня 1956 года, а для дедов 25 октября 1932-го или 9 января 1920-го.
Пятнадцать лет назад на Кронверкском валу Петропавловской крепости были казнены Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Петр Каховский, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин.
Именно с этого дня, а даже не с 14 декабря 1825 года, в общественной жизни России началась совсем иная, страшная в своем удушье эпоха.
13 июля 1841 года чуткий на роковые сближения Лермонтов и впрямь должен был выглядеть «мрачнее обычного».
На Сенатскую он не попал по возрасту. И с шестнадцати лет примерял на себя саван цареубийцы…
Нет, цареубийцы из него, как и из Пушкина, не вышло.
Хотя за свои стихи о Пушкине Лермонтов и попадает в первый раз под арест и в ссылку.
Вторая ссылка – за дуэль с де Барантом, сыном французского посланника. Причины дуэли также темны, но есть глухие упоминания, что ссора произошла из-за Пушкина. (Дантес – француз, и Барант выгораживал соотечественника.)
И, наконец, – ссора и дуэль с Мартыновым.
Дуэль, столь напугавшая всех окружающих, что секунданты с места поединка разбегаются, бросая под ливнем мертвое тело поэта, а следователи делают все, чтобы в Петербурге не узнали истинной причины роковой ссоры.
А что прикажете делать, если выяснится, по какому поводу собирались и по какой причине дрались?
Так что шутки про кинжал Мартынова совершенно ни при чем. Уж если и была речь, заглушенная до времени аккордами Сержа Трубецкого, то речь про другой кинжал – декабристский символ цареубийства.

0

23

Возможны две ситуации: или Лермонтов в доме у генеральши (жены генерал-майора Петра Семеновича Верзилина, тоже соратника близкого к декабристам генерала Ермолова) поднял тост за «цареубийственный кинжал», или после того, как разговор коснулся темы повешенных цареубийц, Лермонтов предложил их помянуть.
А отставной майор Николай Мартынов, случайно попавший на сходку членов «Кружка шестнадцати» (он жил во флигеле у Верзилиных) воспринял это как провокацию и пить за казненных преступников отказался.
Тогда понятен и тот их диалог в саду, который мы уже попытались реконструировать. Представим себе все эти гефсиманские аллюзии – тайную вечерю, южную летнюю ночь, роскошь кавказского сада, тему казни (и евангельской, и декабристской, ведь мятежное каре вкруг Медного Всадника стояло так же неподвижно, как Христос при аресте), тему предательства, наконец:
– Я заставлю тебя замолчать!..
– Что делаешь, – делай скорее.
А могло быть и так, как это представил московский литератор Георгий Елин:
Русское дворянство/офицерство из-за «шуточек» не стрелялись – для дуэлей было только две причины: оскорбление чести и женщины. Вторая версия в случае Лермонтова с Мартыновым (как и с Барантом) заведомо отпадает, значит – остается первая. С Барантом сошелся на шпагах и гладкоствольных Лепажах (это за честь русской поэзии, ведь соплеменник Баранта на Пушкина руку поднял!), а с Мартыновым на дальнобойных нарезных пистолетах Кухенройтера – за что? Да потому, что в доме Верзилиных Лермонтов с друзьями собрались тогда на поминки – ровно15 лет назад в эту июльскую ночь декабристов вешали, а туповатый Мартынов, которого в «мужскую» компанию не взяли, вынужден был зевающих без внимания барышень развлекать, и уходил он, обиженный, первым, уже стоя на пороге, брякнул неосторожную фразу мрачным мужикам (типа: вон у жандармского подполковника Кушинникова свет в окне горит, и много бы он дал, чтобы узнать, по какому вы поводу тут пьёте), на что Лермонтов сказал: «Делай, что решил» – известно пять вариантов этой фразы, суть которой одна: пойди и стукни! – вот это оскорбление, которое смывают только кровью...

0

24

И ложь, и недомолвки, и инсценировка следствия объясняются тем, что начальнику штаба и самому командующему (напомним, что в молодости он состоял в Союзе Благоденствия и сам чуть было не поехал в Сибирь) надо сделать все, чтобы не открылось, что на Кавказе, кишащем недобитыми декабристами, ссыльные «кружковцы» открыто собираются поминать цареубийц.
Если Николай I узнает про то, Павел Христофорович Граббе (как минимум) отправится в отставку. И многие прочие – вслед за ним.
И потому вести следствие поручают офицеру, чья карьера уже загублена из-за его отказа сотрудничать с жандармским ведомством. (Этот не выдаст.)
Самое трудное, видимо, было объяснить убийце поэта, что от него требуется и чем для него самого обернется попытка чистосердечного признания.
Должно быть, объяснение было в том самом духе, в каком высказался о Мартынове опальный генерал Ермолов:
«Если бы я был на Кавказе, я бы спровадил его; там есть такие дела, что можно послать да, вынувши часы, считать, через сколько времени посланного не будет в живых...»
Мартынов этих слов никогда не узнал. Он и без того оказался сообразительным молодым человеком.

0

25

Версия  шестая

В статье Игоря Таранова "Промах майора Мартынова". Автор излагает собственную версию причин и последствий дуэли между М.Ю. Лермонтовым и Н.С. Мартыновым (желание помочь другу-поэту выйти с военной службы в отставку вследствие ранения). Эта версия, как и множество других, имеет право на существование. Однако аргументы, приведённые автором статьи, мне представляются недостаточно убедительными. Предлагаю иной вариант трактовки событий, произошедших в июле 1841 года в Пятигорске.
Практически во всех работах лермонтоведов почему-то отсутствует упоминание о таком факте, что отличный фехтовальщик и опытный стрелок из ружья Николай Мартынов на предстоящей дуэли должен был держать в руках пистолет третий раз в жизни.
Лермонтов, его близкий товарищ, однокашник и сослуживец, знал это и, возможно, именно поэтому во время поединка держал паузу, дав возможность противнику стрелять первым (кроме того, по негласным правилам, право первого выстрела предоставлялось лицу, считавшему себя оскорблённым). Кстати, у версии, что поэт разрядил свой пистолет в воздух, нет точного подтверждения; кроме того, данный поступок означал отнюдь не великодушие, а, напротив, - согласно дуэльному кодексу, выражал презрение к противнику. Скорее всего останется тайной и долгое промедление Мартынова с выстрелом, прозвучавшим только после оклика секунданта: "Стреляйте же, или я вас разведу". Что это, тщательное хладнокровное прицеливание или смятение?
После того, как роковой выстрел всё же прозвучал, и поэт был сражён наповал, Мартынов подбежал к Лермонтову и поцеловал уже бездыханное тело. Как этот порыв не вяжется с образом хладнокровного убийцы!
Родственник и близкий друг Лермонтова А.А. Столыпин (Монго), считавшийся в офицерской среде воплощением чести и благородства, негласный (скрытый от следствия) его секундант (кстати, ассистировавший поэту и на первой дуэли с Э. де Барантом), отнёсся к Мартынову с большим сочувствием. Об этом свидетельствуют его письма на гауптвахту, где содержался дуэлянт. В окружении Лермонтова было мало людей более порядочных и терпимых, которые бы так много ему прощали и всегда вели себя столь благородно, как Мартынов. До конца своей жизни он глубоко страдал оттого, что оказался виновником смерти поэта.
В 1869 году на просьбу редакции "Русской старины" рассказать правду об обстоятельствах поединка, Н.С. Мартынов ответил: "Злой рок судил мне быть орудием воли Провидения в смерти Лермонтова, я уже считаю себя не в праве вымолвить хотя бы единое слово в его осуждение, набросить малейшую тень на его память".

0

26

Михаил Лермонтов действительно мечтал оставить военную службу и посвятить себя целиком литературной деятельности, но ему не нужна была "отставка любой ценой". Он мог выйти в отставку по собственному желанию или по "семейным обстоятельствам" - как это сделал в феврале того же 1841 года Мартынов. Но ему нужна была именно отставка почётная - вследствие награждения орденом или ранения, полученного в бою. Лермонтов мечтал вернуться в столь ненавистный ему "свет", а это было возможным только при наличии хорошей репутации.
Поединок при любом его исходе не мог способствовать достижению этой цели. Лермонтов как человек, уже раз подвергшийся наказанию за дуэль, за одно только участие в новом поединке должен был подвергнуться весьма жёсткому наказанию.
Кроме того, ранение, полученное на дуэли, состоявшейся на театре военных действий, рассматривалось равнозначно членовредительству. Выдать же полученное ранение за пулю горца - "злого чечена" вообще не представлялось возможным в условиях тылового Пятигорска и при существовавших в то время понятиях офицерской чести. Это могло повлечь вообще лишение офицерского чина и продолжение службы на том же Кавказе, но в качестве рядового солдата.
Подобное или даже ещё более суровое наказание ждало бы его и в случае убийства или хотя бы ранения противника, стань об этом известно начальству. Так что встать к барьеру Лермонтова могли вынудить только чрезвычайные обстоятельства. Это во-первых.
Во-вторых, отделаться лёгким ранением, даже с помощью очень опытного стрелка, было весьма и весьма проблематично. Лермонтов, человек маленького роста и хилого телосложения, находился к тому же в позе дуэлянта - стоя вполоборота к противнику, подняв пистолет над головой. Тем самым представляя собой даже с десятиметрового расстояния трудную мишень для исключительно "лёгкого ранения".
В-третьих, отсутствие врача во время поединка можно объяснить, с одной стороны, уверенностью всех участников дуэли (прежде всего - секундантов, в чьи обязанности и входило обеспечение присутствия эскулапа) в мирном её исходе - примирении противников, а с другой, возможно, в случае трагического исхода - сам факт дуэли предполагалось скрыть. Вспомним описанные Лермонтовым и характерные для того времени результаты дуэли Печорина с Грушницким, представленные не иначе как в качестве несчастного случая - падения последнего со скалы. И подобное вполне могло произойти на этой дуэли, не явись Мартынов с повинной.
Более вероятным представляется версия об определённой заинтересованности обоих персонажей этой драмы в состоявшемся поединке. Оба они были разочарованы в жизни, и в боях с горцами искали либо славы, либо героической смерти. Для обоих понятия чести и доброй репутации были весьма значимы. Его Величество Случай, "злой рок" решил исход поединка самым трагическим для русской литературы образом.

0

27

Версия седьмая 

   Друзья Лермонтова  были уверены в мирном исходе. Они (включая секундантов) считали, что дуэль будет носить чисто формальный характер: нелепо, чтобы из-за пустяка друзья стрелялись бы насмерть.
     “Мы... были убеждены, — писал Васильчиков, — что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями. противники подадут себе руки и поедут... ужинать”. Васильчиков считал что и Лермонтов не принимал всерьез предстоящую дуэль.
     Пустяковость причины дуэли, дружеские отношения дуэлянтов, а также близость секундантов обоим противникам привели к тому, что не было четко определено, кто вызвавший, а кто вызванный. Не были даже по-настоящему распределены секунданты. Не было на дуэли даже врача. Но самое главное последствие несерьезного отношения секундантов к дуэли — это вопиющее нарушение дуэльного кодекса, нарушение, безусловно повлиявшее на поведение Мартынова: присутствие на дуэли посторонних лиц — зрителей, для которых дуэль была своего рода спектаклем. Видимо, все это и имел в виду сдружившийся с Лермонтовым в Пятигорске Лев Сергеевич Пушкин, говоря, что “эта дуэль никогда бы состояться не могла, если б секунданты были не мальчики, она сделана против всех правил и чести”.
         Все, как в истории Печорин — Грушницкий, началось с забавы.
     Лермонтов, приехав в Пятигорск, с радостным нетерпением ждет Мартынова. Их первая встреча. Как должен был отнестись к Мартынову Печорин? Да, Печорин, именно Печорин, а не Лермонтов! Ведь Печорин видит Мартынова, можно сказать, впервые (после создания романа Лермонтов мог видеть Мартынова лишь в походных условиях., и то изредка: они служили в разных частях), в то время как у Лермонтова с ним уже давно сложившиеся дружеские отношения. Но сейчас Лермонтов уже не тот, что раньше. Он уже почти тождествен Печорину, который влияет на него, заставляет поэта смотреть на мир его, печоринскими, глазами. И оттого, как воспринимает Печорин Мартынова, зависит лермонтовское отношение к своему старому товарищу.

0

28

Лермонтов всячески вышучивает Мартынова. Тот всерьез обижается и, видимо, не раз просит Лермонтова прекратить свои шутки. Для Лермонтова Мартынов не только играющий в романтизм позер, но и старый, пусть недалекий, друг — Мартышка, Мартыш. Но для Печорина этой второй части в Мартынове не существует. И может быть, если бы не Печорин, Лермонтов оставил бы Мартынова в покое (так, как он оставил в покое Васильчикова или извинился перед Лисаневичем). Он даже перестает открыто вышучивать Мартынова, видимо, в какой-то мере щадит его (Лермонтов не показывает ему карикатуру, которую они нарисовали вместе с Глебовым), но полностью удержаться от шуток поэт не может — этого ему не позволяет сделать Печорин.
     Но все это пока забавы. Забавы Печорина и Лермонтова. Совершенно иной характер приобретает отношение Лермонтова (и Печорина) к Мартынову на роковой вечеринке у Верзилиных. И тут, еще в начале вечеринки, вышучивая Мартынова в разговоре с Э. Шан-Гирей, Лермонтов пока только забавляется. Перелом в отношении Лермонтова к Мартынову наступает в ту минуту, когда гости расходятся и в передней Мартынов повторяет свою фразу. В душе Лермонтова просыпается психолог-исследователь. Здесь уже его словами и поступками полностью руководит Печорин. И поэт начинает действовать по-печорински. Теперь уже нет места каким-либо дружеским отношениям. Лермонтову интересно: а как будет вести себя Мартынов, хватит ли у этого позера духу вызвать его на дуэль? А может быть, Лермонтова интересовало другое: что победит в Мартынове — оскорбленное самолюбие или чувство дружбы? Так или иначе, но вся дальнейшая линия поведения поэта показывает, что с этого момента Мартынов становится для него уже не объектом забавы, а объектом психологического эксперимента. И если раньше психологическое изучение окружающих ограничивалось у Лермонтова психологическим анализом, то теперь — под влиянием Печорина — поэт становится на путь практического эксперимента, ради которого он, как и Печорин, готов рисковать даже жизнью. Печорин вывел ученого-аналитика из-за письменного стола, и тот ставит опаснейший опыт: он отказывается прекратить насмешки. “Что ж, на дуэль, что ли, вызовешь меня за это?” — спрашивает Лермонтов. (Напоминаем, что, по другому источнику, он сказал: “А если не любите насмешек, то потребуйте у меня удовлетворения”. Смысл лермонтовской фразы в обоих вариантах один и тот же.) Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль...

0

29

Принципиально неверным было бы полагать, что в сознании Лермонтова в этот момент Мартынов отождествлялся с Грушницким и что поэт хотел проверить на собственной практике те ситуации, через которые прошел его герой.
     Мартынов мог напоминать Лермонтову Грушницкого лишь на той стадии, когда был объектом забавы. Как объект же эксперимента он являлся для Лермонтова новой, неизведанной областью.
     Однако вернемся к событиям.
     И в последующие дни поэт не делает никакой попытки уладить конфликт (хотя против примирения и не возражает). Быть может, Лермонтов знал, что Мартынова всячески подстрекали, но ведь от этого обстоятельства эксперимент для него становится интересней!..
     Опыт продолжается и на месте дуэли. Лермонтов говорит своему секунданту, что не намерен стрелять в Мартынова (действительно, ведь злобы к нему поэт не питает). Но Мартынов-то не знает намерений Лермонтова. В нем борются (не слабее, чем в Грушницком) самые разные чувства: с одной стороны, его подстрекают, и он боится стать в глазах многочисленных свидетелей дуэли трусом; с другой стороны, перед ним старый друг. И невозможно, чтобы — при всей своей ограниченности — он не сознавал, на кого поднимает руку!
     И если бы Лермонтов выстрелил в воздух, то, может быть, и Мартынов все же последовал бы его примеру. Но Лермонтов-экспериментатор по-прежнему предоставляет Мартынову инициативу, внимательно, с любопытством следя за каждым его движением.
     Лермонтов ведет себя с истинно печоринским хладнокровием. Именно Печорин “заставляет” его неподвижно стоять, взведя курок, подняв пистолет дулом вверх, “заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста”.
     Мартынов быстрыми шагами идет к барьеру. Сомневаться не приходится — сейчас он будет стрелять.
     Ну что ж, Мартынов ясен — и Лермонтов, с презрением глядя на него, поднимает руку, чтоб выстрелить в воздух.
     Выстрелить в воздух поэт не успел...

0

30

Чтобы понять, что там произошло, нужно смотреть не с точки зрения дня сегодняшнего, важно понять менталитет людей того круга. То, что позволялось между друзьями, не позволялось в присутствии даже одного постороннего человека. Лермонтов и Мартынов позволяли между собой говорить друг другу многое, но когда Лермонтов начал острить прилюдно и это услышали все… Поэтому и произошла дуэль. Никто за Лермонтовым не следил, никто за ним не охотился, не выполнял тайное поручение Петербурга.– Ознакомившись с множеством документов и свидетельств современников, приходишь к выводу, что единственным поводом к дуэли были насмешки Лермонтова над Мартыновым, – утверждает В. Захаров. – Лермонтов сам спровоцировал Мартынова на вызов, но всерьез предстоящую дуэль никто не воспринимал, настоящие попытки примирить соперников не предпринимались. Скорее, все восприняли это как развлечение.
– Друзья думали, что дуэлянты просто попалят в «белый свет», – продолжает В. Захаров. – Уже перед самой дуэлью был заказан ящик шампанского, который намеревались распить за счастливое окончание ссоры. Начался отсчет – один, два три, и… тишина. Последующие за этим три секунды превратились в вечность. Нервы у всех накалились. Первым не выдержал Столыпин (в других версиях Трубецкой или Глебов), который крикнул: «Стреляйте, или я развожу дуэль!». И тут Лермонтов сказал фразу, которая стоила ему жизни: «Я в этого дурака стрелять не буду!». И Мартынов в бешенстве от оскорбления поднимает пистолет и… Лермонтов умер мгновенно. Мартынов кинулся к нему со словами: «Миша, прости меня!». Но поэт уже лежал бездыханный…
Фразу про дурака потом, на следствии, подтвердили трое свидетелей.
По воспоминаниям современников Мартынов до конца своих дней 15 июля (в день дуэли) запирался в  кабинете и напивался до бесчувствия

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » Дуэли Лермонтова


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2020 «QuadroSystems» LLC