Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Ростов-на-Дону » История и архитектура Ростова-на-Дону


История и архитектура Ростова-на-Дону

Сообщений 121 страница 140 из 300

121

К посту 60 и 61 фото Музыкального театра этого года

http://s61.radikal.ru/i171/1007/46/00bfabdc2f02.jpg

http://s48.radikal.ru/i122/1007/50/6dabe9c16dd8.jpg

0

122

Люблю Ростов-на-Дону. Мои объяснения ему в любви

http://s003.radikal.ru/i204/1007/8e/f38a4d59edf2.jpg

0

123

Спасибо за тему... http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif Мы живем в Ростовской области, я много лет работала в Ростове, муж и сейчас там работает.В Ростове у бабушки живет мой младший сын - учится в лицее и муз школе.
Замечательный город и меня многое с ним связывает.

0

124

Начало и предисловие здесь - Тихий  Дон

Драматический театр им. Горького
http://f7.ifotki.info/org/3c71f662fa172aaf01a7311fd8021a3d5d50fe77988260.jpg

Фото церкви Святого Карапета, расположенной на территории армянского кладбища в Пролетарском районе. В девятнадцатом веке это место не было в черте Ростова, а являлось частью армянского поселения Нахичевань-на-Дону.
Строительство храма было начато в 1875 году и проводилось по проекту архитектора В.В. Сазонова. Освящение состоялось 11 июля 1881 года.
С точки зрения архитектуры церковь представляет из себя синтез базилики и крестово-купольного храма. Основной декорирующий мотив - аркада состоящая из полуколонн завершающихся архивольтами.
http://f7.ifotki.info/org/3e11d2593fada9425d3abf4be51f4ee85d50fe77988260.jpg

Кладбище. Живописная разрушенная часовня.
http://f7.ifotki.info/org/52c9503fe9b8213d3d35cdecf65e08775d50fe77988260.jpg

0

125

Понимаю ваше нетерпение, но...Мне нужно было  подготовить тему, поскольку  она большая, а  галопам  по европам - не хочется.

Территорию  нынешнего  города  Ростова-на-Дону, уже с  древних времен пересекали  важные  сухопутные  и  водные торговые пути.  На его территории  возникали крупные  торговые  центры: Танаис, Азак, Азов,  Тана  и  ряд  городищ – Ростовское, Темерницкое, Кизитериновское. 
Начальный  период истории Ростова  связан со строительством Темерницкой  таможни и  крепости Дмитрия  Ростовского, откуда и  происходит само  название  города. Петр 1, в  период  Азовских походов (1695-1696гг), находясь на территории  современного Ростова, подыскивал место для  постройки крепости. И оно  было  найдено. На  склоне  Дона  находился  источник , который  Петр назвал «Богатым  колодезем» и, именно около  него,  и  решено было  заложить крепость. Правда, сделать это  тогда  не удалось, но уже в  1713  году,  у  Богатого  колодезя  появилось небольшое  селение беглых  крепостных  и  «гулящих»  людей. Называлось поселение  Богатяновка (начало  нынешнего пр. Кировского).
Весной 1750 года  около  Богатого  колодезя,  начались строительные  работы. Солдатами, каторжниками и  вольнонаемными были построены пристань, здание  портовой  Темерницкой  таможни, карантин. Все это было  сделано, уже  с  подачи  Елизаветы, которая  понимала, что  русская  таможня  на  Дону, поможет  более  централизованно  вести  торговлю с  приезжими  турками, греками, армянами. Скоро  Темерницкий  порт  стал  единственным  русским  портом на юге  России,  через который  велась торговля  со странами Черного, Эгейского и Средиземного морей.. Купцы  из  этих стран  ввозили  сюда ткань, ладан, фрукты.  Из  России  через  этот же  порт  отправлялись меха, холсты,  паюсная  икра,  топленое  масло,  железо и  чугун.
На правом  берегу   реки  Темерник, осенью  собирались  огромные «татарские  базары», куда  приезжали  ногайцы, со стадами  овец, коров  и  лошадей, черкесы с  бурками, седлами и  другими  изделиями из кожи, крымские  татары с  солью, русские  купцы с  ситцем,  хостом  и  металлическими  изделиями.
Для  защиты  важного торгового поселения  и  всего нижнего Дона, было начато строительство мощной  крепости, названной  крепостью Св. Дмитрия Ростовского (1761 – 1763гг)
Крепость имела форму  девятиконечной  звезды,  шесть ворот и  была  ограждена высоким  земляным  валом с  глубоким  рвом.

http://s015.radikal.ru/i330/1103/78/f8a0118c2480.jpg

В черте самой  крепости  находились дом  коменданта (в  районе  нынешних улиц  Суворова и  Кировского пр.), в  котором  с  1777 по 1793  год жил А.В. Суворов. Там же,  размещались  солдатские  казармы,  различные  склады,  госпиталь,  пороховой  погреб, а  в  юго-восточной  части крепости – острог  для  политических  и  военных преступников. Там в  свое  время  содержалась в  заточении  семья  Е.Пугачева, атаман Ефремов и  др.
Вдоль  берега  Дона размещалась пристань, товарные  склады для  привозимых  товаров и  причалы  кораблей Азовской  военной  флотилии.
В созданные  в  1962 году  форштадты Солдатский  и Доломановский   постепенно  были  переселены   отставные  солдаты, люди  разного звания, купцы  русские  и  иностранные,  поселившиеся  на Дону.
Заселенная  площадь тянулась  узкой  полосой  вдоль берега  Дона. В пределах  современного Ростова, Солдатский   форштадт ограничивался с  востока пр. Ворошиловским,  с  юга – улицей  Шаумяна,а  с запада – пр. Буденовским.
Доломановский  был  меньше Солдатского. Он тянулся  от  Буденовского проспекта до  Доломановского переулка, а  со стороны  Дону  ограничивался ул. Тургеневской.
В крепости  имелись школы: гарнизонная  и  школа  при  казацком  Азовском  полку. При небольшом  количестве населения было  8 церквей.
Быстрый   экономический  рост Ростова был связан с  его участием  во внешней  торговле России.  Уже  к  середине XIX века, он стал крупнейшим  портом России, уступавшим, только Одессе. Внутренняя  торговля тоже  достигает   значительного развития. Знаменитые  ярмарки , стягивают к  себе  всю  сельскохозяйственную  промышленность  страны. Почти месяц – с  21 августа по 15 сентября  стоял  несмолкаемый  гул многоязычной  толпы.

0

126

При этом,  промышленность была  развита  слабо. Одним  из первых предприятий, возникшем  в  Ростове, была судостроительная  верфь, на которой строились  мелкие  суда. Затем  появились водочный  и пивоваренный  заводы, несколько салотопенных. В 1850 году в  Ростове было 6  шерстомоек на которых работало  до 10 тысяч  рабочих.
К началу 60-годов, когда  Нахичевань уже  слилась с  Ростовом, было 2  табачных, 11  салотопенных, пять хлопчатобумажных, 4  свечных и т.д. предприятий.
В Ростове проживало немало ремесленников. Так, в  1853  году,  их было  около  650 (в  основном – портные и  сапожники).

http://i019.radikal.ru/1101/b0/a2cdfdc8608a.jpg

В 1811 году г. Ростов  получил свой  герб, отразивший  было военное  значение  города. «В голубом  поле  башня, изображающая  преграду, поставленную от набегов соседствующих хищных народов и поверхность нашу  за ними, изображенную  трофеем, поставленным на орудия  тех народов  на красном  поле» - так  значилось в  Законе. При этом изображение герба в Ростов прислано не было. В Ростов из Петербурга поступило только словесное описание герба. Из-за неверного толкования описания художником был изготовлен так называемый «неправильный» герб города, который использовался вплоть до 1900 года. Лишь в 1900 году «неправильный» герб был заменён правильным, который и сейчас (с 1996 года) является символом города. С 1920 по 1967 год городской герб не использовался вовсе. В 1967 году, к 50-летию советской власти, был принят советский герб Ростова-на-Дону. Но использовался он лишь в декоративных целях.

http://i017.radikal.ru/1101/42/3b8ced6d015b.jpg

0

127

Ростов   имел обычную  для  уездных  городов Российской  империи, администрацию. Фактической  ее  главой  был городничий.
В 1846 году Ростов  имел 1214 деревянных и 278 каменных  домов. Почти все они, были одноэтажными. В 50-х годах  прошлого  столетия было  уже  14 улиц. Самой  оживленной,   была Почтовая (ныне  Станиславского), на пересечении которой  со Средним  проспектом (пр. Соколова), находилась пассажирская  станция.
Другой  оживленной  улицей была  Московская, ставшая  затем, главной улицей  города. В это время  существовала и  Садовая, считавшаяся  окраиной. Рядом  с ней  находились городские  бойни и  тюрьма. Севернее тянулась Генеральная  балка, практически  ручей, куда  горожане сбрасывали  мусор. Севернее  Генеральной  балки  появилась улица Кузнецкая (ныне – Пушкинская). Из  самых  оживленных поперечных, была  Таганрогская (ныне  пр. Буденовский). Здесь начиналась  дорога  на Таганрог.
В 50-х годах в  городе  было три площади. Главная -  Базарная (на  ней  располагался  Магистрат и Дума.
Однако, с приходом  каптализма,  город  стал  все более  «купеческим». Стоились  и облагораживались  улицы, деревянные  постройки  замелили  каменные двухэтажные  дома, а  главной  улицей  стала  Большая  Садовая (в  советские  времена – Энгельса).
Малая Садовая  (ныне  Пушкинская), тоже  облагораживалась, а  бывшая  Генеральная  балка  засыпалась и  начала  застраиваться домами.  К тому же,  некоторые  купцы, стали  строить двух-трех этажные Доходные  дома, на улицах, параллельных  главным.
Постепенно  мостились  каменным покрытием  дороги, проводилось  освещение  улиц, по Таганрогскому  проспекту и Б.Садовой стала   действовать   конно-железная  дорога.
Сама идея поставить кареты на рельсы возникла практически сразу после возникновения непосредственно самих железнодорожных путей. Позднее было принято решение о электрификации конки и с 1902 года трамвайное движение в городе Ростове было официально открыто и запущено.

0

128

Ростовское трамвайное депо отличается от прочих рядом интересных особенностей:
Ширина трамвайной колеи в городе Ростове составляет 1435мм, так же как и в Европе.
С 1957 года первый город России, начавший эксплуатацию чешских вагонов «Татра».
Только у нас в городе была междугородняя трамвайная линия до 1928 года, соединяющая Ростов и Нахичевань. Утратила свою значимость она лишь, когда Нахичевань включили в состав Ростова.

http://s58.radikal.ru/i161/1101/89/463242faaee0.jpg

В нашем городе ходили трамваи открытого типа с названиями «Холодок», «Ветерок».
Существовали несколько пересечений трамвайных путей, которые были полностью ликвидированы в 1960 годах.
До сих пор сохранились два трамвайных депо, обслуживающих 1, 4, 10 и 7 маршруты.
Упадок трамвайного движения в Ростове начался с 90-х годов, когда разразился экономический кризис. По общественному транспорту он ударил особенно больно. Что бы хоть как-то выправить сложившуюся ситуацию трамвайные и троллейбусные маршруты законсервировали до лучших времен, что помогло за три года справится с основными проблемами, вызванными кризисом и потихоньку вернуть электротранспорт на улицы города. Трамвай по прежнему занимает свое место в нише городского транспорта, двигаясь по отведенным ему улицам, где движение автотранспорта и электротранспорта не мешают друг другу. Поговаривают о строительстве монорельса, выведенного на эстакаду, но даже при подобном раскладе Ростовский трамвай рано списывать со счетов. Столетний юбилей это пока не рекорд.
С 2006 года в разработке находится проект, по которому к 2025 году трамваи перейдут в метротрам — скоростные трамвайные линии с наличием подземных станций в центре. Впрочем, до реализации этого проекта дело пока что не дошло.

+1

129

В 1886  году  в  Ростове появляется  первый  телефон, а  в 1896  году – электрическое  освещение.
В Ростове появление канализации так же произошло в 19 веке, а точнее 17 июня 1892 года. А до этого в 1863 году, мэр Ростова-на-Дону Андрей Байков обязывал собственников жилья, живущих неподалеку от балки, прокладывать собственными силами трубу — естественно, что каждый из участников использовал свои материалы. Далее этот процесс централизовали.
Генеральный коллектор города вошел в эксплуатацию в 1893 году. Почти год ушел на возведение крупнейшего объекта, расположенного под городом. До появления канализации сточные воды выливались в Генеральную балку — ныне практически полностью засыпанную и сохранившуюся частично в нижнем ярусе Парка Горького. Сток шел в реку Темерник и являл собой настоящую клоаку, подписываясь природными и сточными водами. Проложены еще в то время трубы и сооружения генерального коллектора до сих пор функционируют и многие участки ни разу с того момента не подлежали ремонту.
Вторым масштабным сооружением можно назвать коллектор, построенный в 2006 году, который по проекту должен был исправно работать около 300 лет, но уже сейчас, расположенная в районе городского Зоопарка часть коллектора вышла из строя, снизив производительную способность коллектора. Более оснащенный технически, чем генеральный коллектор, это строение оказалось гораздо более хрупким и менее стойким к коррозии и внешним воздействиям.
Сточные воды, подобно временам древности, сбрасывались в реки — Дон и Темерник, загрязняя воду. Единственной очисткой было внесение хлорки. Это постепенно все более усиливало экологическую катастрофу в речных экосистемах. И в 1973-1975 году, в связи с эпидемией холеры в Ростове-на-Дону, в городе занялись устройством очистных сооружений.

0

130

В дореволюционном Ростове,  существовало  23  школы, были и средние  профессиональные учебные  заведения, воскресные  классы. В 1912 году  встал  вопрос  об  открытии  университета, который, правда, стал  существовать  на  законных правах, только с  1917 года.
Большинство предприятий  Ростова, уже  на то время, было  достаточно  хорошо  оснащены, а  потому  и  работники  требовались квалифицированные. Например в Главных  мастерских Владикавказской  железной  дороги,  высококвалифицированных  рабочих было более  двух  тысяч,  учеников – 148, а  чернорабочих – 200.
Таким  образом, в  начале ХХ  столетия Ростов  стал одним из крупнейших  городов России. В нем  были  сосредоточены промышленность, торговые и  финансовые  учреждения.
В начале прошлого, 20 века, Ростов насчитывал всего лишь 120 тысяч жителей. Из них дворян и чиновников – 4189 человек, духовенства – 267, мещан – 53956, крестьян – 51892, казаков – 2919, иностранцев – 2258. Третье, купеческое сословие, составляло 1693 человека. Но именно купцы создавали и формировали в городе социальную, экономическую, культурную структуру. Положение купцов в экономике города было ведущим. Им принадлежали 92 промышленных предприятия, около 3000 ремесленных заведений, на которых работало примерно 15 тысяч рабочих.
Немалую роль в культурном и экономическом развитии города в те времена сыграли купцы. Именно благодаря им в Ростове появилась большая часть крупных предприятий, которые по сей день служат на благо ростовчан.

Именно благодаря купцам в городе развивалось искусство и просвещение. Так, в 1897 году грамотных людей было 74132 человека, примерно 70% населения (общая цифра грамотности по России в то время составляла менее 15%). В городе были открыты и успешно существовали учебные заведения: коммерческие, мореходные, художественные. В их развитие купцы вкладывали большие деньги. А в 1915 году в Ростов был эвакуирован Варшавский университет. За право его размещения боролись 5 городов, но победил наш город. Кроме этого, Ростов принял эвакуированные из Киева политехникум, консерваторию, коммерческий институт.

С 1863 по 1887 годы в Ростове издавались 36 газет и журналов. В 1909 году открылся городской музей. С середины 18 века в городе существовал театр, в котором выступала труппа Н.Н.Синельникова. В городе работали библиотеки, в том числе – народные, бесплатные.

На свои средства купцы устанавливали исторические памятники, строили храмы. В те времена было воздвигнуто 18 соборов и церквей, два католических храма, один протестантский, синагога, мечеть.

0

131

Купцы выделяли деньги на благоустройство города. Вся архитектура в старой части города была создана на деньги купцов. Купец Яшин подарил городу свой парк (Городской сад). Платон Михайлович Троянкин, живший в своем доме на Таганрогском проспекте (сейчас это пр.Буденовский) около гостиницы «Астория» (в наши дни она называется «Ростов»), все свое состояние завещал городу. Ростовские купцы всегда помогали тем, кто в них нуждался, жертвовали пострадавшим от засух, землетрясений, помогали семьям погибших на войнах, как в Ростове, так и по всей России.

Размаху благотворительности купцов поражались и соотечественники, и иностранцы. И дело здесь вовсе не в том, что у купцов было много денег. Жертвование было частью купеческой морали. Благотворительность была для них естественной и привычной. По ее размерам судили и о масштабе личности благотворителя.

К началу прошлого века в ростовское купечество пришло второе, а в некоторых династиях третье и четвертое поколения. Это были люди, стремящиеся к интеллектуальному и культурному развитию. Они искали и создавали образованную и талантливую среду, интересовались литературой, наукой, искусством. Ростовские купцы были не только меценатами, но и зачастую сами становились музыкантами, издателями, писателями, художниками.

+1

132

Парамонов и сыновья

Одна из самых знаменитых и легендарных фамилий нашего города – это фамилия купцов Парамоновых. В середине 19 века эта фамилия известна всей Ростовской округе.
Род Парамоновых большой и древний. С начала 19 века они занимались торговлей. Но самым знаменитым из этого рода стал донской казак Елпидифор Парамонов. Поскольку в конце 19 века торговым казакам разрешили приобретать недвижимость за территорией Войска Донского, Парамонов переехал из Нижнечирской станицы, где родился и жил, в Ростов.
Первым его приобретением стала вальцовая мельница на углу Береговой и Посоховского переулка (сейчас он носит название пер. 7-го февраля), которая принадлежала греку Маргалаки. Территорию, находившуюся недалеко от мельницы по Береговой улице, Парамонов застраивает складами, поскольку неподалеку отсюда швартовались суда с грузами, которые затем сгружали на склады. Кстати, развалины этих самых Парамоноских складов до сих пор можно видеть на ул. Береговой.
Парамонов расширяет закупки зерна для мельницы, а заодно покупает несколько барж. Из этого зерна перемалывалась отборная мука. Спрос на нее был большой. Парамоновская мука получила Золотую медаль на выставке в Париже, она продавалась в 14 ростовских магазинах, доставлялась во многие города России и пользовалась особым спросом у столичных жителей.
Но в 1896 году мельница сгорела. Она имела такое огромное значение для города, что после ее пожара в Ростове повысилась цена на хлеб. Парамонов отлично знал, что мукомольное производство очень пожароопасное. Тем не менее, он построил новую мельницу. В то время она была оснащена по последнему слову техники. Эта мельница проработала почти 30 лет, но 7 февраля 1930 года на мельнице произошел мощный взрыв. Взорвалась мучная пыль в замкнутых производственных помещениях. В результате взрыва начался сильный пожар. Мельница была разрушена практически до основания. Погибло очень много рабочих и служащих. После этого пожара Парамонов ее больше не восстанавливал.
Еще одной страстью Парамонова был флот. Поэтому он скупал суда. Один из пароходов он назвал в честь себя – «Парамонов». В Ростове на 1906 год насчитывалось 27 пароходств. Их размеры были разные – от одного до двух десятков больших судов. Парамоновым принадлежало более восьмидесяти плавединиц, 23 – пассажирских судна. До сих пор жива история о том, как Парамонов разорил другого ростовского судовладельца - И.С.Кошкина. История такова: Парамонов приказал капитанам своих судов бесплатно выдавать пассажирам по бутерброду с красной икрой и стакану горячего чая. В результате Кошкин остался без пассажиров и обанкротился.

Очень много денег Парамонов вкладывал в строительство. Он строил помещения для своих рабочих, административные помещения, конторы, склады, жилые дома. Также Парамоновы были известны как щедрые жертвователи и помощники нуждающихся. Парамонов всегда заботился о своих рабочих и служащих. Он предоставлял им возможность дополнительного заработка, строил для них больницы, магазины. По праздникам каждому лично вручал подарки. Кстати, в те времена праздников было много: более семидесяти дней в году выходило нерабочих.
В начале 90-х годов Парамонов начал заниматься углем. До 1905 года он не покупал себе шахт, потому что цена на уголь то поднималась, то падала. Но исправно торговал углем.

Парамонов был сначала активным участником, а затем и председателем различных комиссий, собраний, съездов. Он баллотировался в биржевые старшины и, в 1897 году, был избран как ростовский купец 1 гильдии, казак Донского Торгового общества. С 1901 он дважды избирался председателем Биржевого комитета.
29 декабря 1909 года Елпидифор Парамонов скончался. Все свое состояние он завещал сыновьям: Петру и Николаю, которые достойно продолжили дело своего отца. После смерти отца Петра избрали председателем Биржевого комитета. Под его руководством были реализованы проекты по улучшению экспорта зерна и муки, совершенствованию кредитных учреждений Ростова, проведению регионального съезда мукомолов и пр. Он был председателем Комитета Донских Гирл, членом комитета торговли и мануфактур, членом городской думы, совета государственного банка, членом речного комитета. Он также продолжал развивать угольное дело.

Николай, младший сын Парамонова, вел активную революционную деятельность во время революции 1905 года. Он несколько раз арестовывался. В 1903 году организовал книжное издательство «Донская речь». Отделения книжных магазинов издательства находились во многих городах России. Он печатал книги по праву, демократическим формам власти. На его деньги в Петербурге издавался демократический журнал «Былое» по истории народничества и террористической борьбы. Николаю Парамонову удалось избежать тюрьмы только благодаря амнистии в связи с 300-летием дома Романовых. До 1919 года он продолжал издательскую деятельность и книжную торговлю, но потом арендовал земли под сахарную плантацию и заключил договор о строительстве винокуренного завода.

Как же закончилась история этого славного донского рода? Семья Николая Парамонова попала в изгнание. В Турции некогда богатейшие люди России бедствовали. Оттуда Николай, оставив семью, поехал в Германию в надежде получить обратно свой задаток от фирмы, принявшей заказ на производство оборудования для шахт. Но вернуть деньги так и не удалось. В последствии вся семья Николая Парамонова переехал в Германию.

О судьбе Петра Парамонова ничего неизвестно.

0

133

Асмоловы: великие меценаты старого Ростова

В мае 1857 года на улице Скобилевской, которая в те времена была окраиной города (сейчас – это улица Красноармейская), недалеко от ее пересечения с пер.Казанским (сейчас это пер.Газетный), было организовано небольшое табачное производство, начавшее выпускать свою первую продукцию. А открыл это производство родоначальник династии Асмоловых – Василий Иванович. В то время там работало всего 7 человек, которые за пол года выпустили 600 пудов табака отличного качества.
Затем Асмолов пригласил в компаньоны опытного купца в табачной отрасли Гавриила Шушпанова. Совместное дело росло и крепло. Василий Асмолов исколесил Прибалтику и Сибирь, Поволжье и Кавказ: Вскоре продукция появилась в Москве. Отменное качество и невысокая цена асмоловского табака завоевали москвичей. В 1860 году фабрика переработала уже 5000 пудов табака. В 1861 году на петербургской выставке продукция асмоловского предприятия была удостоена похвального листа. В следующем году фабрика сгорела.
Но не прошло и двух месяцев, со времени пожара, как предприятие возродилось. На пепелище выросли новые двухэтажные корпуса, оснащенные современным оборудованием. Новые мощности требовали увеличения поставок сырья. Наряду с прямыми закупками табака в Одессе, были налажены прямые поставки сырья из Турции и Бессарабии, создавались двух-трех летние запасы сырья для обеспечения стабильной работы фабрики на случай неурожая. Производство совершенствовалось и расширялось.
Негласное товарищество Асмолова и Шушпанова в 1871 г. стало официально именоваться Торговым домом "В. И. Асмолов и Ко". Фирма уже кредитовала развитие табачных плантаций на Кубани. Расширялось производство, механизировалась резка табака. Авторитет фирмы рос из года в год, асмоловские табаки получили признание на самых престижных выставках в Европе и Америке, их курили великие князья и сам Николай II. Василий Асмолов получает звание "Поставщика двора Его Императорского Величества" и право маркировать этикетки своей продукции этой надписью. Зарубежный рынок также дал высокую оценку деятельности предприятия. Товарищество было отмечено серебряной медалью на Венской выставке в 1873 году, золотыми — на Парижской (в 1876 г.) и Филадельфийской выставках (в 1878 г.).

http://s003.radikal.ru/i204/1101/c7/997830299008.jpg

http://s002.radikal.ru/i198/1101/8b/99ca8ba42d72.jpg

+1

134

В 1881 году Василий Асмолов умер. Его место занял брат Владимир Асмолов. Он расширил фабрику, увеличил количество работников до 2000 человек. За короткий промежуток времени Владимиру Асмолову удалось удвоить капитал фабрики. Но не только успехами в табачном деле был знаменит Владимир.
Владимирa Асмолова вскоре выбрали депутатом Городской Думы. В 1910 году за большие заслуги перед ВВД его приняли в казаки. Он строил грандиозные планы благоустройства Ростова. Так, в Ростове в 1883 году был построен театр, который впоследствии стал именоваться Асмоловским. Для строительства театра он пригласил академика В.О.Шервуда, автора проекта здания Исторического музея на Красной площади. 19 октября 1883 года состоялось первое представление в асмоловском театре. Для выступлений на сцене своего театра Асмолов приглашал таких звезд, как Мусоргский, Скрябин, Танеев, Рахманинов. В 1896 году в этом театре состоялся первый в Ростове киносеанс. Но в 1920 году театр сгорел и больше не восстанавливался. Кстати, сейчас на месте бывшего театра (между ОДО СКВО и административным корпусом пивзавода) расположены западный вход в сад с сохранившимся фрагментом художественно выполненной ограды, а также радиорынок (на месте бывшего летнего кинотеатра).

Владимир Асмолов построил больницу, павильон в Николаевской городской больнице, библиотеку, музей на Пушкинской, богодельню (сейчас на ее месте расположена гостиница «Ростов»), два клуба, велодром.

Династию Асмоловых на Дону любили за то, что они всегда помогали другим людям, и в первую очередь работникам своего Торгового Дома. Все фабричные рабочие, независимо от их статуса пользовались бесплатным лечением, получали денежное пособие в случае временной нетрудоспособности.

В 1913 году в Казанском переулке, напротив фабрики, Владимир Асмолов построил жилой дом для своих шести мастеров (сейчас это дом №97 по пер. Газетному). Впоследствии, в 1920 году, после взятия Ростова первой конной армией товарища Буденного, все квартиры дома были отданы под коммунальные. А в 1992 его планировалось переоборудовать для производственных нужд ОАО «Донской табак», а живущие в нем семьи расселить.

К 1914 году Асмоловым стали принадлежать еще две табачные фабрики, действующие в те годы в Ростове: "Товарищество Я. С. Кушнарева" и табачная фабрика братьев Асланиди. 1916 год стал рекордным по количеству выпущенной продукции — 5 млрд. штук папирос и более 2 тысяч тонн курительного табака.

Но постепенно Владимир Асмолов стал уходить от табачных дел, уступив свой синдикат Ростовскому купеческому банку. Нахлынувшие ветры революции выбросили его без средств к существованию на берег Франции, где он и умер в полной безызвестности и нищете.

0

135

Несомненно,  Ростов был, есть и  будет купеческим  городом, может, именно  поэтому, в  городе  столько красивых  зданий, сохранивших  почти первозданный  образ с  19 века и  масса  новостроев,  украшающих  улицы не только  центра  города.
Если  вы  приезжаете   в  Ростов, первое, что видите – Дон,  набережную, левый  берег,  называемый  Лебердоном. Свежий  воздух,  нарядные  клумбы, катера, яхты,  запах шашлыков… В Ростове  три особенности: неспешность,  культ еды и  умение  красиво отдохнуть.  На  Набережной  и  Леберодоне для  этого есть все: пляжи, рестораны и ресторанчики,  небольшие  открытые  кафешки, клубы,  базы  отдыха. И, если  вы, действительно, хотите  насладиться  городом, как  хорошим  вином,  лучше  всего приезжать с  середины  мая  по  ноябрь.

http://i008.radikal.ru/1101/28/bf22aa504d0a.jpg

http://s48.radikal.ru/i119/1101/90/050a3cdc6396.jpg

0

136

Если  идти  от  вокзалов (ж-д или  авто), то  лучше пройти  по Большой  Садовой  пешком. Вокзал, откуда  мы и начнем  путешествие по Ростову,  был  построен в 70-е годы, но отремонтирован и в целом сейчас является одним из самых благоустроенных вокзалов в бывшем СССР. Чуть поодаль - Главный автовокзал и пригородный ЖД-вокзал - от последнего, за мостиком через речку Темерник, и начинается Большая Садовая улица.

Старое  здание  вокзала

http://s005.radikal.ru/i211/1101/29/362227cf0e1d.jpg

Главный  ж-д вокзал

http://s40.radikal.ru/i090/1101/2f/2b8e03c8faec.jpg

Пригородный  вокзал

http://i031.radikal.ru/1101/1f/2d61aa141ec5.jpg

Темерник или  Темерничка. Правда, уже  очишенная  или  приведенная  в  порядок

http://s003.radikal.ru/i204/1101/81/772164f14ebb.jpg

0

137

Стелла «Предестинация», (автор - архитектор Герман Григорьев)  стоит в  самом  начале  Б.Садовой

http://s010.radikal.ru/i314/1101/61/7334e8debfa9.jpg

http://s005.radikal.ru/i211/1101/d0/b2afafed2a6b.jpg

Памятная стела в честь основания Темерницкой таможни - единственное памятное сооружение за всю историю Ростова, отмечающее место его основания. На стеле изображена модель корабля, который назывался «Предестинация». Он был построен согласно легенде при участии Петра Первого на Темерницкой верфи.
Таможня была основана по указу императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года в устье реки Темерник. Это место уже было отмечено на картах южно-русских земель после Азовских походов Петра Первого (1695-96). Тогда здесь была устроена верфь, где производилось дооснащение судов Азовской флотилии, спускаемых по Дону из Воронежа и впоследствии участвующих в штурме Азова.
В мае 1750 года вблизи таможни начинает действовать Темерницкий порт. В сентябре 1761 года для защиты таможни у Богатого колодезя была основана крепость во имя Святителя Димитрия Ростовского. В порту существовало небольшое поселение работных людей и часовня во имя Николая Чудотворца. С Темерницким портом и крепостью связаны имена вице-адмирала Александра Наумовича Синявина, командующего Донской (Азовской) флотилией (1768-74) и лейтенанта Федора Федоровича Ушакова (1769-74), будущего выдающегося российского флотоводца.
Стелу возвели напротив Пригородного железнодорожного вокзала в начале Большой Садовой улицы по проекту ростовского архитектора Германа Григорьева в 1976 году. В дугообразный изгиб стелы, поднятый над тротуаром, вписан макет одного из первых русских парусных кораблей, выполненный из медных листов. Как утверждают знатоки русской военно-морской истории, за образец макета был выбран первый русский корабль, в строительстве которого принимал участие Петр Первый и который был назван самодержцем «Предестинация» (по латыни – предопределение, судьба, рок).
Подход к памятной стеле от начала улицы оформлен протяженным парапетом, на котором установлен ряд «ядер», соединенных цепями. В основании стелы вмонтирована памятная металлическая доска с текстом, рассказывающем об основании таможни.

0

138

Чуть дальше, по левой же стороне,  сразу обращает на себя внимание  скульптура  у здания  издательства "Вечерний Ростов".

http://s43.radikal.ru/i102/1101/4a/e02819a0bd31.jpg

С правой  стороны  стояли  бывшие  Доходные  дома  Пузневских и  Гоц.

http://s46.radikal.ru/i112/1101/1e/4efa4461f607.jpg

http://s001.radikal.ru/i196/1101/2f/a405e1446b1c.jpg

На углу Б.Садовой  и пер. Халтуринский  - бывший  дом П.И. Черновой.  Это здание на углу переулка Халтуринского переулка и Большой Садовой всегда привлекало взгляд прохожих своими атлантами и кариатидами. Сегодня таким образом дома не украшают. Но именно такие архитектурные сооружения, пусть и небольшого масштаба, создают лицо города.

http://s009.radikal.ru/i310/1101/de/4a4f22ae8881.jpg

Построен этот дом в 1899 году по проекту городского архитектора Николая Александровича Дорошенко. Как гласит легенда, такой подарок преподнес своей «симпатии» актрисе М.Н.Черновой известнейший ростовский предприниматель Елпидифор Парамонов. Но, какие бы там ни были причины его рождения, здание, ныне характеризуемое как образец богатого купеческого дома с элементами классицизма с момента своего появления постоянно притягивало к себе внимание.
Притягивало настолько, что в эпоху бурных перемен в обществе – в 1918 году – его попросту захватывают молодые энергичные люди. Здесь поселяется сразу ставшая известной «Театральная мастерская», которую возглавил впоследствии ставший известным режиссер Павел Вейсбрем. Было ему тогда чуть больше 20 лет и называли его «парижским мальчиком», поскольку прибыл он в Ростов прямо из Сорбонны.
«Театральная мастерская» занималась освоением новых театральных форм и брала для постановок драматургический материал, в том числе - и современных поэтов. Среди них была и пьеса «Гондла» Николая Гумилева. Можно представить себе, как удивился автор, в годы гражданской войны проезжавший из Севастополя через Ростов, когда увидел возле ростовского вокзала афишу своей пьесы-поэмы! Он не преминул посетить студию, и молодые люди представили ему отрывки «Гондлы». Их игра восхитила автора, и он пригласил их в Петроград, согласившись стать заведующим литературной частью их театра.
Увы, когда «Театральная мастерская» приехала в Питер, Гумилева, обвиненного как участника контрреволюционного заговора, уже не было в живых. Но студийцы не растворились в безбрежном море советского театрального искусства. Самые известные из них – Антон и Евгений Шварцы, бывшие студенты тогда Донского университета, впоследствии известный чтец и известнейший драматург.
А бывший дом Черновой, где происходила знаменательная встреча, ожидала необычная судьба. Кто здесь только не обитал - начиная с детской коммуны и заканчивая партийными документами. Строительство вплотную многоэтажного доходного дома не прошло даром. Подъем подземных вод привел к тому, что в стенах здания, переживших Великую Отечественную, появились глубокие трещины. Входная дверь уже не входила в перекошенный проем. Особенно выразительно разрушалась одна из кариатид, постепенно терявшая части своего каменного тела.
Решено было произвести разборку здания с оставлением несущих стен и последующим восстановлением фасада. Сегодня некоторые презрительно называют восстановленный дом «новоделом» и вовсе не памятником архитектуры, так как новые владельцы, переменив назначение особняка, поменяли его внутреннюю планировку.
Позволим себе с этими критиками не согласиться. Для градостроительной ситуации донской столицы это лучший вариант. Сохранено - хотя бы внешне - одно из красивейших зданий Ростова, придающих ему неповторимый колорит. Эти стены все-таки видели Николая Гумилева, поэтому и должны быть украшены памятной доской. Висит же памятная доска Сергею Есенину на доме, где он никогда не бывал, начинающаяся словами: «На этом месте…»
.  В 1920-м году здание было национализировано.  Разрушено в 2001 и восстановлено вновь к 2005 году.
"Фасады были восстановлены по фотофиксациям архитектора Ю.Н.Солнышкина бригадой штукатуров А.Фабрицкого, лепщиками-реставраторами В.Коробецкого и кровельщиками А.Болтунова. Что касается г.В.В. Мазанова то именно по его приказу был уничтожено 70% лепного декора этого здания

0

139

На противоположном  углу - стоял
дом члена городской управы Леванидова А.А,построенный в начале XX века.
В конце 1940-х годов выполнена надстройка 4-го этажа.
На фасаде установлены две мемориальные доски с текстом:
"В этом доме с 1950 года по 1974 год жил и работал писатель Бахарев
Александр Аресентьевич (1911-1978)",
и на второй:
"В этом доме с 1970-го года по 1989 год жил и работал писатель
Семин Виталий Николаевич".
Рядом по Халтуринскому пер. примыкает дом под номером 13,
где жил и работал в 1920-е годы писатель
А.Л.Фадеев.

http://i033.radikal.ru/1101/11/27fbb83c1834.jpg

0

140

Комплекс периметральной застройки, возведен в 1960-х годах по проекту В.И.Разумовского и В.Б.Леонтьева
Здесь  сейчас   здание  главного корпуса Пединститута и  еще  одной  организации, о которой вслух не говорят и  не фотографируют. (ФСБ)

http://s54.radikal.ru/i146/1101/9d/ab008dfeefbe.jpg

http://s004.radikal.ru/i206/1101/de/a9e1aba5a501.jpg

А на противоположной  стороне (левой) -  Автодорожный  колледж

http://s005.radikal.ru/i211/1101/6f/6889f4c307ee.jpg

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Ростов-на-Дону » История и архитектура Ростова-на-Дону


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC