Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Ростов-на-Дону » Донские казаки


Донские казаки

Сообщений 21 страница 40 из 119

21

Семья  бабушки, как я  уже  говорила, перехала  на Кубань, вот оттуда, после  войны  мама  и  уехала в  Нальчик, поступила  в  Пединститут, где  с  папой  училась на одном  курсе.  Это - институтская  фотография.

http://s002.radikal.ru/i200/1002/5d/b0e5c4ecda12.jpg

А это - бабушка Шарова Пелагея  Владимировна, в  девичестве Беликова. Это она  уже  переехала  к  маме в  станицу  Марьинскую (ставропольский  край), когда  они  с  папой  поженились.

http://s001.radikal.ru/i196/1002/57/b6d224d9240d.jpg

Деда Федора я  узнала  уже, когда  мы все переехали  жить в  Ростов. Маме   климат нужно было поменять, она  после  войны легочницей  была,  полгода в  подвале у  сседей  от немцев  прятались с  бабушкой, да и  для  нас  решили  больше  возможностей  открыть для  поступления в  институты.

http://i080.radikal.ru/1002/6a/08d8948c4d2f.jpg

А это -  жена  деда  Федора,  тетя  Шура.

http://s42.radikal.ru/i096/1002/fc/538b07bb53e1.jpg

К сожалению,  с  перездами, многие  фотографии  утерялись. Но, вобщем,  решила  показать  свою  семью.

0

22

А язык ? У всех народов есть свой язык, а про казачий я ничего не слышап.
Они вроде по русски говорят ?

Дальше интересно соотнести казаков (донских) и Запорожскую Сечь.
Про Сечь я читал, что она образовалась из беглых крестьян. То есть из русских фактически.

0

23

Lilitochka написал(а):

Мой  прадед - Шаров  Иван Семенович

Классная фотка, одни усы чего стоят! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif
Лилиточка, здорово, что фотки выложила http://s54.radikal.ru/i145/0910/c5/5b7fa0a31e0e.gif
На Дону живут самые красивые молодые женщины, много раз об этом слышала и полностью с этим согласна.

0

24

Не язык. Скажем  так: диалект и  некоторые  слова  понять  без "перевода" невозможно.  Тут  помесь, вообще, непонятно  каких  языков.  После  бабушки у  нас  многие  слова так  и  сохранились в  разговорной  речи.
Что до запорожских казаков - пишут многое, но  где правда - кто его знает. Обычно,  берут все вкупе: строение  черепа,  костяк,  потом  танец, диалект, одежда...
Знаю одно:  донские казаки  не могут  быть славянами, они - тонкокостные, как  раньше говорили, не то, что худенькие, скорее,  легкие и  изящные. Славяне и  более  высокие , и  более  массивные  были.  Оно и  понятно, с  большим  весом   здорово  не  поскачешь на коне. Тут  легкость и  верткость нужна, особенно, при джигитовке.

0

25

Solnce написал(а):

Классная фотка, одни усы чего стоят!

И усы, и  чуб на  гвоздь раскаленный накручивали  казаки. http://s61.radikal.ru/i173/0905/d8/985f45cd5eb0.gif  Бабушка  рассказывала, как ее  братья  перед зеркальцем  крутились, прежде, чем выйти  из дома.

0

26

Solnce написал(а):

На Дону живут самые красивые молодые женщины, много раз об этом слышала и полностью с этим согласна.

Много кровей  намешано, вот потому  и  красивые. А потом,  не женились  сосунками, как  в  России. Обычно муж  был старше  лет на  пять-семь, а то и больше,  да  и   переборчивые были, что  парни, что девушки,  вот и  не было детей  "некачественных" http://s61.radikal.ru/i173/0905/d8/985f45cd5eb0.gif

0

27

Lilitochka написал(а):

Много кровей  намешано, вот потому  и  красивые.

Что сейчас и в центральной России происходит.

Я видела казаков на лошадях в Тамани,при параде, мне показалось они объезжают город. Честно говоря, город маленький,а порядок виден. Это краснодарские казаки.
Я слышала, что они верховодят в станицах и небольших городах, так там и дисциплина получше.

Очень положительно отношусь к казачеству. Побольше бы в России таких городов.

0

28

Ну вот...теперь - другая  сторона "медали".  http://s61.radikal.ru/i173/0905/d8/985f45cd5eb0.gif  По папе  я - терская  казачка.

Это - семья  папы. Отец  у  него погиб. Вверху слева - он, рядом - его сестра, а  справа (вверху) его брат. В нижнем ряду, первая  справа - их  мать, моя  бабушка. Остальные , тоже родственники какие-то. http://s61.radikal.ru/i174/0905/26/921f640ceb14.gif 

http://s003.radikal.ru/i202/1002/08/3e4d7923781d.jpg

Это - папа в  нашем  саду в  станице.

http://s59.radikal.ru/i164/1002/f1/a8eefc33d740.jpg

А это он уже  гораздо позже, в  Ростове.

http://s001.radikal.ru/i196/1002/49/f7b2d889ff64.jpg

А вот  это - дядя  Сережа  и  мы  с  сестрой маленькие. Я его больше  таким  и помню: веселым, вечно  поющим,  подтацовывающим  или  как  бабушка  моя  говорила - танцуристым.  Как  веретено был, а  танцевал как, особенно  лезгинку... http://s46.radikal.ru/i111/0905/1e/6ad435fe09cf.gif 

http://s56.radikal.ru/i152/1002/0e/317c44b8dc25.jpg
Ну, вот как-то так...
Теперь  попозже  начну  уже   рассказывать  о  донских казаках  дальше.

0

29

Lilitochka написал(а):

А это он уже  гораздо позже, в  Ростове.

А чуба нет... Жалко... Красивый мужчина и седина ему к лицу.

0

30

Лилиточка, потрясающая тема!!! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif
С огромным интересом прочитала всю инфу. А старые фотки - вообще заглядение!!!
Между прочим, ты на маму очень похожа...

0

31

Делия написал(а):

Красивый мужчина и седина ему к лицу.

Красивый...я  уже после  смерти мамы, особо  назойливым  теткам,  укорот  давала, чтобы  и  не мечтали  пристроится  к  нему  жить.   http://i071.radikal.ru/0905/c0/bbf44f05e66b.gif  А по молодости, до развода  один раз  дошло из-за  его ухажорок. http://s59.radikal.ru/i165/0905/3d/9169ba188e6d.gif  Благо, бабушка   (по маме)  вмешалась, а  папа  ее  побаивался и не спорил никогда. http://s61.radikal.ru/i173/0905/d8/985f45cd5eb0.gif

0

32

Интересные фотографии :)

0

33

Лилит,очень интересно,продолжай,пожалуйста!А моя свекровь тоже из зажиточной семьи,она рассказывала,дед ее был атаманом,а жена его-сербка(т.е.из Сербии).Самое интересное:у нее фигура,как у казачек-плечи 44размер,а попа-48,50.Эта фигура передалась моим дочкам через мужа,очень сильная кровь!

0

34

ВАЛЕРИЯ написал(а):

Самое интересное:у нее фигура,как у казачек-плечи 44размер,а попа-48,50.

Это - да. Казачки  очень следили  за своими  фигурами, несмотря на то, что  крупных  женщин не было, а  вот нижнюю часть, иной  раз специально  делали   попышней, надевая  не одну, а  две-три юбки. http://s42.radikal.ru/i096/0905/07/d9100a299a79.gif

0

35

КАЗА́КИ, этническая группа, в основном  составе русского народа. Численность в Российской Федерации — 140 тысяч человек (2002), численность потомков казаков оценивается в 5 млн. человек. В тюркских языках «казак» — вольный человек, так у кочевых народов называли людей, оторванных от своей социальной среды, по разным причинам не желавших нести груз общинных и семейных обязанностей. Разрывая связи с родом, казаки уходили в пограничные районы расселения своего народа, сбивались в группы, жили за счет охоты и промыслов, а также грабительскими налетами на земли соседних народов. Казаки охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска.
После монголо-татарского нашествия казаки появились и в пограничье Руси и Золотой Орды. Их ряды стали интенсивно пополняться выходцами из восточнославянских земель, и в относительно короткое время славянский этнический компонент у казаков стал преобладающим. Но еще до монголо-татарского нашествия выходцы из Руси появлялись в Степи, составляя общности типа казаков (бродники); сильно обрусела и часть кочевников, поселившаяся у русских границ (черные клобуки).
Термин «казаки» на Руси известен с 14 века. Первоначально для казаков характерна нестабильность их организации, частые смены мест обитания. В целом, в 14-15 веках казаками называли свободных людей, воинов, объединенных в «ватаги» или «шайки», которые жили на южных и восточных границах Руси, Литовского княжества, Польского государства. При этом казаки противопоставляются ордынцам, для них характерно христианское вероисповедание. К 1444 году относится запись в русских летописях о казаках южных районов Рязанского княжества. В Южной Киевщине и Восточной Подолии казаки появилось во второй половине 15 века. Русские князья старались привлечь казаков к себе на службу. В 1502 году впервые упомянуты «городовые казаки», которые за службу по охране границ получали от князя землю и денежное жалованье. С этого времени можно говорить о сословии казачества, параллельно развиваются две его группы — служилые казаки и вольные казаки. Грань между служилыми и вольными казаками легко преодолевалась. Зачастую служилые казаки уходили «казаковать в поле», а вольные поступали на «государеву службу».

0

36

В 16 веке сформировались общины донских, гребенских, терских, яицких и волжских казаков. Их численность быстро росла за счет беглого населения из разных социальных групп, особенно в периоды внутриполитических кризисов, войн, голода. После реформ патриарха Никона усилился поток раскольников на окраины Руси, в том числе и на казачьи окраины.
Со второй половины 16 века правительства России и Речи Посполитой привлекали вольных казаков для охраны границ, участия в войнах. На Украине было сформировано реестровое казачество, получавшее за службу вознаграждение. Царское жалованье в 17-18 веках стало одним из главных источников существования казаков. В 17 веке у донских, терских и яицких казаков завершилось формирование казачьего войска как относительно самостоятельного военно-политического образования, связанного с центром договорными отношениями. Казачья община сочетала функции социальной, военной и хозяйственной организации.
Значительный вклад внести казаки в освоение присоединенных земель в Сибири, Казахстане, на Кавказе и Дальнем Востоке. Основными источниками комплектования новых казачьих войск в 18-19 веках были сельские переселенцы из центра России, служилые казаки из других войск, отставные солдаты. В 1733 году было создано Волжское войско. Многие из новых казачьих войск расформировывались, а казаки переводились в состав других войск. Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие завершился в 19 веке. Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило казаков от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. Казаки пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной ловли рыбы, соледобычи. Главной обязанностью казаков была военная служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием (кроме огнестрельного оружия). С начала 18 века военная служба казачества практически превратилась в регулярную. Срок службы в 18 веке — 25-35 лет, в 19 веке — 20 лет, у уральских казаков — 22 года. Кроме военной службы, охраны границ, казаки несли дорожную и почтовую, ремонтную (часто за счет войсковой казны) повинности, проводили межевание земель, переписи населения, сбор налогов.

0

37

В 18 веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих Урала. В 19 веке на казачество были возложены охранные функции, в том числе подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. Казаки участвовали почти во всех войнах 18 — начала 20 веков.
Накануне революции 1917 года существовало 11 казачьих войск — Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Численность населения в областях казачьих войск на 1 января 1913 года — 9 млн. человек, из них войскового сословия — 4,165 млн. Доля войскового населения в разных войсках колебалась от 97,2% в Амурском до 19,6% в Терском войске. Казаки говорили на русском языке, выделялись говоры — донской, уральский, оренбургский. Своеобразна была речь кубанских казаков (потомков запорожцев), изобиловавшая украинизмами. Среди казаков в 19 веке было широко распространено двуязычие, особенно в Донском, Уральском, Терском, Оренбургском, Сибирском войсках.  Верующие казаки в подавляющем большинстве были православными, старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибирском, Донском войсках; были представлены и другие конфессии.
В этническом отношении разные группы казачества не были идентичными. Сходство определялось общностью происхождения, социального положения и бытового уклада; локальное своеобразие — конкретными историческими, географическими и этническими факторами.Среди казаков были представители народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока (калмыки, ногаи, татары, кумыки, чеченцы, армяне, башкиры, мордва, туркмены, буряты). В ряде войск они образовывали отдельные группы, сохранявшие этническую самобытность, язык, верования, традиционную культуру и быт. Участие нерусских народов в этнокультурных процессах формирования казачества наложило отпечаток на многие стороны быта и культуры.

0

38

В ранний период существования казачьих общин на Дону, Тереке, Волге и Яике ведущим занятием было разведение скота, подсобный характер имели рыболовство, охота и бортничество. До конца 18 века на Дону существовал запрет на занятие земледелием. Но с начала 19 века земледелие обычно во всех казачьих областях. В Донском, Уральском, Астраханском, Оренбургском и Сибирском войсках долгое время господствовала залежная система полеводства, трехпольный севооборот появился позже и не имел широкого распространения. Главные сельскохозяйственные культуры в Донском войске: пшеница, овес, просо, ячмень; в Оренбургском — рожь, яровая пшеница, просо; в Кубанском — озимая пшеница, гречиха, просо, горох, чечевица, фасоль, лен, конопля, горчица, подсолнечник, табак. Пахотные орудия — плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны; убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных — гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В богатых хозяйствах с конца 19 века применялись уборочные машины, нередко казаки в складчину арендовали или покупали сельскохозяйственную технику.
Животноводство имело товарный характер в Донском, Уральском и Сибирском войсках, с конца 19 века — в Кубанском и Терском войсках. Ведущими отраслями на Кубани и Тереке были коневодство и овцеводство. В казачьих хозяйствах Дона держали тягловый скот (лошадей и быков), коров, овец, птицу и свиней. В Уральском войске — лошадей, верблюдов (на юге), коров, овец, птицу и свиней (на севере). В Кубанском войске разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и птицу. В конце 19 века товарный характер приобрело пчеловодство. Рыболовство носило промысловый характер в Донском, Уральском, Астраханском, частично в Кубанском, Терском и Сибирском войсках. Орудия рыбного лова в большинстве войск были сходны: удочки, бредни, переметы. На Урале существовали особые орудия лова (ярыга — мешок из сети). Система рыболовства в большинстве войск (Донском, Терском, Астраханском и Уральском) была основана на естественном ходе рыбы из моря в реку и обратно. Своеобразием отличались промыслы на Урале, строго регламентированные, имевшие в большинстве случаев общинный характер. Рыба осетровых и частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушеном виде, икра были предметом вывоза в Уральском, Донском и Сибирском войсках. Из других промыслов известны соледобыча, сбор дикорастущих растений, выделка пуховых платков (Оренбургское войско), домашнего сукна и войлока, заготовка кизяка и охота. Извоз имел большое значение в Уральском, Оренбургском, Сибирском и Амурском войсках.

0

39

Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены места поселения.
В 18-19 веках специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка военных казачьих поселений, расстояние между ними. Основными типами таких поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты (небольшие сторожевые посты). Строительство фортификационных сооружений (крепостных стен, валов и рвов) активизировалось в периоды обострения военно-политических отношений между Россией и кавказскими, среднеазиатскими государствами. После «замирения» исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Чисто хозяйственное значение имели хутора, зимовья, коши и выселки, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Резкий рост числа и размеров хуторов в Донском, Терском, Уральском войсках был вызван переходом к земледелию в 18 — начале 19 веков. Многие из них превратились в постоянные поселения, жителями которых были не только казаки, но и наемные иногородние работники.
Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сел. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. В 18-19 веках планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично-квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казакам выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.
В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15-20 км. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или социальному признаку. Дома иногородних находились как среди казачьих усадеб, так и в некотором отдалении от них.
Казачьи усадьбы обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или повернут к улице глухой стороной. Самые ранние жилища казаков — землянки, полуземлянки и шалаши. В жилых постройках 18-19 веков на Кубани доминировали черты, присущие украинскому и южнорусскому жилищу; у уральских казаков немало сходства с русским жилищем центральных районов; у оренбургских и сибирских казаков переплелись традиции Севера и Юга России. Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш, в ряд районов строевой лес завозился. Хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.

0

40

Во второй половине 19 века увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня. В Донском, Кубанском, Терском, Астраханском и Уральском войсках распространились многокомнатные дома («круглые», то есть квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами — с улицы и со двора. Богатые казаки строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами. Стены казачьей хаты украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием горских народов у терских казаков в домах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.
Особое отношение было у казаков к военной форме. Форма и фуражка хранились как семейные реликвии. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). Отдельные компоненты формы получили распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, галифе, папаха. В казачьем мужском костюме прослеживается влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в 18 — первой половине 19 века носили халат, чекмень, бешмет и малахай, мягкие сапоги — ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Зимой носили валенки. Лапти почти не бытовали (в конце 19 века известны как смертная обувь).

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Ростов-на-Дону » Донские казаки


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC