Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Моя Москва » Булгаковская Москва


Булгаковская Москва

Сообщений 21 страница 40 из 62

21

Мимиша! Я в восторге!!! http://s58.radikal.ru/i162/0910/7d/2931f5a9f1a7.gif

0

22

Нина,спасибо, я рада, что понравилось!

Теперь перехожу к подвалу Мастера
"Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой... (...) Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике.
- Ах, это был золотой век,- блестя глазами, шептал рассказчик,- совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой,- почему-то особенно горделиво подчеркнул он,- маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен".

Сразу хотелось бы сказать - точной версии, где мог находитья этот подвал не существует, об этом по сей день спорят исследователи. Однако большинство из них склоняется к мнению, что подвал Мастера находился в доме по адресу Мансуровский переулок 9.
http://s44.radikal.ru/i106/0911/a0/e48bcd2c903d.jpg

0

23

Однажды, копаясь в фототеке Музея архитектуры, булгаковед Леонид Паршин как-то разговорился с одним архитектором. "Он с интересом посмотрел мои материалы и вдруг спросил: "А разве вы не знаете, что подвал Мастера был в Мансуровском переулке?" Вопрос этот не особенно удивил меня. Множество людей сообщало мне множество адресов, где "абсолютно точно" находился подвал. "Почему вы так думаете?" - спросил я без особого энтузиазма. "Да это все знают!" Хорошенькое дельце - все знают, кроме меня. "А более серьезные доводы у вас есть?" - "А как же! Там жил друг Булгакова, художник Топленинов. В подвале. Булгаков часто бывал там. Это точно тот самый подвал. Да вы только войдите туда, сразу поймете!" Я вспомнил фотоснимок с Топлениновым, сделанный Н. А. Ушаковой, и каким-то шестым чувством вдруг уловил, что это серьезно. "Адрес?" - "Мансуровский, 9". Через минуту, бросив незаконченную работу, я, превышая скорость и нарушая правила движения, мчался в Мансуровский. Вот он! Долго стучал в ворота и окна. Безуспешно. Дома никого не оказалось. Побегав вокруг дома, я махнул через забор...
Это было как во сне. Я попал в другой мир, в другое измерение. Только что была Москва. Громадная, стремительная, шумная, а тут... До неправдоподобия неподвижный, совершенно заросший дворик с замершим заброшенным домом. Особенно поражало, что ни один звук с улицы не доносился сюда. Тишина, неподвижность и тени. Множество теней таращилось на меня отовсюду. Мигом припомнились все таинственные дома, о которых мне довелось когда-либо читать. Я будто попал в колодец, доверху затопленный тайной. Самая большая и густая тень сидела за дверью, ведущей в подвал. "А ведь он был прав, ох как прав..." - бормотал я, продвигаясь к подвалу. Вошел, зажег спичку. Вниз уходило несколько ступенек, где-то рядом журчала вода. Прошло только несколько секунд, а я уже не знал, нахожусь ли я в незнакомом доме или читаю у себя "Мастера и Маргариту".
Нет. Так нельзя. Я вышел наружу. Все надо проверять. Мансуровский переулок... Тут где-то жил друг Булгакова Ермолинский. Надо будет ему позвонить, может быть, он что-нибудь слышал об этом доме. "Мансуровский переулок, 9? - спросил Сергей Александрович.- Да это мой адрес! Я десять лет прожил в этом доме!" Через несколько дней я уже сидел в пронзительно скрипящем плетеном кресле в коттедже Сергея Александровича в Переделкино и слушал о Булгакове, Елене Сергеевне, о доме в Мансуровском переулке, жившем некогда искрящейся, веселой и беспокойной жизнью. О том, как по вечерам под листвой окаменевшего теперь сада зажигался огонек импровизированного кафе "Нато Вачнадзе", и стекались на свет его друзья, друзья, друзья... О художнике Топленинове, стучавшем щеткой в потолок подвала, приглашая сидящих наверху Булгакова и Ермолинского на рюмочку чего-нибудь".

0

24

Я подвал мастера впервые увидела в мае - был дождивый день,  и во дворе дома цвела сирень - и в воздухе остро пахло этой мокрой сиренью - очень хорошо это помню...

"Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра.  За десять минут я
садился к оконцу и  начинал прислушиваться, не стукнет ли ветхая  калитка. И
как курьезно:  до встречи моей  с нею в наш дворик мало кто приходил, просто
сказать, никто не приходил, а теперь мне казалось, что весь город устремился
в него. Стукнет калитка, стукнет сердце, и, вообразите, на уровне моего лица
за  оконцем обязательно чьи-нибудь грязные сапоги. Точильщик. Ну, кому нужен
точильщик в нашем доме? Что точить? Какие ножи?
     Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не
менее десяти. Я не лгу. А  потом, когда приходил ее час и стрелка показывала
полдень, оно даже и не переставало стучать до тех пор, пока без стука, почти
совсем   бесшумно,  не  равнялись   с  окном   туфли  с  черными   замшевыми
накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками.
     Иногда она  шалила и, задержавшись у второго оконца, постукивала носком
в стекло. Я  в ту же  секунду оказывался  у  этого окна, но  исчезала туфля,
черный шелк, заслоняющий свет, исчезал, -- я шел ей открывать."

0

25

Мими,спасибо! Купаюсь в этой теме,как в золотых лучах колдовской луны! Приятно и немного щекотно от прикосновения к тайне.

0

26

Спасибо, Делия!

Теперь - Особняк Маргариты
"Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!"

"Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах, она перерезала в одно мгновение… Третий переулок вел прямо к Арбату".

Здесь еще  сложнее, чем с подвалом Мастера. Точное место неизвестно и на сей раз и существует 2 основные версии:

1. По местоположению:
С какой стороны Арбата находился особняк, с правой или с левой? "Она пересекла Арбат, поднялась выше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами". Итак, чтобы попасть к театру, ей пришлось пересечь Арбат, значит, особняк находится с противоположной стороны. Театр на Арбате только один - театр Вахтангова, и стоит он на правой от центра стороне Арбата, значит, искать надо в переулках, расположенных слева от Арбата. Разделим эти переулки пополам и попробуем определить, в какой части надо искать: ближе к центру или ближе к Садовому кольцу? Чтобы попасть в переулок, на углу которого стоит театр, Маргарита проплыла мимо здания театра, следовательно, она летела от центра. Отпало уже три четверти переулков. Еще мы знаем, что искомый переулок третий от Арбата. Отбросим тогда все первые, вторые и четвертые от улицы Арбат переулки. Осталось всего три: Большой Власьевский,Малый Власьевский и переулок Аксакова.
А где была нефтелавка? Вновь поднимаем довоенные справочники. Нефтелавок в этой части Арбата оказалось три, а в зоне поиска лишь одна: нефтелавка № 34 в Сивцевом Вражке, дом 22. А вот и особняк! Малый Власьевский, дом 12. Действительно прекрасный, двухэтажный, каменный, с пышным садом, чугунной решеткой и воротами. Проверяя еще раз, пройдем по маршруту полета Маргариты. Выходим (а жаль, что не вылетаем) через ворота в первый переулок, пересекаем мимо места нефтелавки второй - Сивцев Вражек и через третий, Калошин переулок, выходим прямо на Арбат.  мы около театра!
http://i065.radikal.ru/0911/db/451da96fa1d7.jpg
Одно только обстоятельство не укладывается в легенду: особняк не готический и фонаря с трехстворчатым окном не видно.

0

27

Потрясающе...  http://i078.radikal.ru/0908/05/1e7f6d26290b.gif   Какая  ты молодец,  Мими... http://s56.radikal.ru/i154/0905/50/d8d02dca53e3.gif

0

28

2. По описанию:
существует альтернаятивная версия прочтения романа, ее автор Альфоред Барков. Не буду сейчас приводить здесь ход поисков,  так как он достаточно долог,  скажу лишь, что путем сложных исследований, автор пришел к выводу, что особняк Маргариты - это д.17 ул Спиридоновка.
Возможно, Булгаков здесь решил объединить два дома в один: первый – это дом, который выглядит «правильно», но с другим местоположением. А второй – это дом, который выглядит по-другому, но зато находится там, где и должен быть.
Особняк очень красивый и безусловно с элементами готики, в отличие от всех остальных претендентов. Он построен в 1898 году по проекту академика архитектуры Шехтеля для миллионера Саввы Морозова.
http://i081.radikal.ru/0911/72/547cf7da92f4.jpg
Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву (сценический псевдоним; по паспорту — М.Ф. Желябужская).  она бывала в этом особняке.  Но миллионеру Морозову она предпочла  писателя,  а именно - Максима Горького.
Морозов застраховал свою жизнь на 100 тыс. рублей,  в 1905 году покончил жизнь самоубийством. А страховую премию завещал он Андреевой, в то время — одной из ведущих актрис Художественного театра. Вступив в права наследования, Андреева использовала 10 тысяч на выплаты по обязательствам Горького. Вот такая история (есть некоторая параллель - романе Мастер выиграл в лотерею 100 тыс. рублей. Когда он почувствовал, что с ним происходит что-то плохое, он все оставшиеся от 100 тыс. деньги, а именно - 10 тыс., отдал Маргарите).

0

29

Спасибо, Лилиточка! Я рада, что  интересно -   вот ходишь по городу и думаешь - сколько же образов здесь рождалось, сколько историй,  сколько событий...

0

30

Театр Варьете

  "В то время, как случилось несчастье с Никанором Ивановичем, недалеко от
дома N 302-бис, на той же Садовой, в кабинете финансового  директора Варьете
Римского находились двое: сам Римский и администратор Варьете Варенуха.
     Большой кабинет на втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую,
а одним, как раз за спиною  финдиректора, сидевшего за  письменным столом, в
летний  сад  Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и  открытая
эстрада.
Дверь  открылась,  и  капельдинер  втащил   толстую  пачку  только  что
напечатанных  дополнительных  афиш.  На  зеленых  листах  крупными  красными
буквами было написано:
     Сегодня и ежедневно в театре Варьете
     сверх программы:
     Профессор Воланд
     Сеансы черной магии с полным ее разоблачением"

Прототипом театра Варьете послужил Московский мюзик-холл, существовавший в 1926-1936 гг. и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 г. тут размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для этого цирка в 1911 г. по проекту архитектора Нилуса. Цирк Никитиных упоминается в "Собачьем сердце". Кстати, программа Т. В. содержит ряд чисто цирковых номеров, вроде "чудес велосипедной техники семьи Джули", прототипом которой послужили знаменитые циркачи-велофигуристы семьи Польди (Подрезовых), с успехом выступавшие на сцене Московского мюзик-холла.

0

31

http://s15.radikal.ru/i189/0911/38/0b17b776e7fd.jpg

Здесь происходит сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением. Разоблачение в данном случае происходит буквально: обладатели полученных от дьявола взамен на их скромные московские платья новейших парижских туалетов после сеанса в одно мгновение помимо своей воли разоблачаются, так как модные парижские платья исчезают неведомо куда.

0

32

Интересно читать тему, когда идёт фильм "Мастер и Маргарита"...

0

33

Спасибо,  Серега!

немного позже продолжу...

0

34

МАССОЛИТ
(Дом Грибоедова).

"Старинный  двухэтажный дом  кремового  цвета  помещался  на  бульварном
кольце  в  глубине  чахлого  сада,  отделенного  от тротуара  кольца  резною
чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в
зимнее  время  на ней возвышался  сугроб  с лопатой,  а в летнее  время  она
превращалась  в  великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым
тентом.
     Дом назывался "домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда
им владела тетка  писателя  -- Александра  Сергеевича Грибоедова. Ну владела
или  не владела -- мы того не  знаем. Помнится даже,  что,  кажется, никакой
тетки-домовладелицы у  Грибоедова не было...  Однако дом так называли. Более
того,  один московский  врун рассказывал,  что якобы вот  во втором этаже, в
круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из "Горя от ума"
этой  самой  тетке, раскинувшейся  на софе, а впрочем, черт его знает, может
быть, и читал, не важно это!
     А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ,
во  главе которого стоял  несчастный Михаил Александрович Берлиоз до  своего
появления на Патриарших прудах.
     С легкой руки членов МАССОЛИТа никто не называл дом "домом Грибоедова",
а  все  говорили  просто  --  "Грибоедов":  "Я  вчера два часа протолкался у
Грибоедова",  -- "Ну и как?"  --  "В Ялту  на месяц добился". -- "Молодец!".
Или:  "Пойди  к  Берлиозу,  он  сегодня  от  четырех  до  пяти  принимает  в
Грибоедове..." И так далее."

Скорее всего  Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20-е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. Расшифровки этого сокращения в тексте "Мастера и Маргариты" нет, однако наиболее вероятным представляется Мастера (или Мастерская) социалистической литературы, по аналогии с существовавшим в 20-е годы объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы).

0

35

http://i045.radikal.ru/0911/43/e08641ce48b3.jpg
(на первом плане - памятник Герцену)

В "Мастере и Маргарите" приведена история дома Грибоедова: "Дом назывался "Домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя - Александра Сергеевича Грибоедова (Домом Герцена владел дядя автора "Былого и дум".
В ресторане "Грибоедов" отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников, директором которых в разное время был Я. Д. Розенталь (1893-1966), послуживший прототипом директора ресторана Арчибальда Арчибальдовича. Ресторан Клуба театральных работников, располагавшийся в Старопименовском переулке, на весну и лето переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка (дом № 11) на Страстном бульваре, где размещалось журнально-газетное объединение ("Жургаз"). В этом объединении Булгаков предполагал издавать своего "Мольера". В саду "Жургаза", куда проникнуть можно было только по специальным пропускам, играл знаменитый джаз-оркестр Александра Цфасмана, часто исполнявший популярный в 20-е и 30-е годы фокстрот "Аллилуйя" . "Аллилуйя" играет оркестр ресторана Дома Грибоедова перед тем, как туда приходит известие о гибели Берлиоза, а также джаз-оркестр на Великом балу у сатаны.

Отредактировано Мими (2009-11-25 16:36:57)

0

36

http://i025.radikal.ru/0911/30/e4e7cb8d9cf3.jpg
Дом Герцена ("Грибоедов")

0

37

Мими, отличный рассказ! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif Фото твои?

0

38

Серега, спасибо! фото, увы, не мои -  хотя я тверской бульвар фотографировала - но сейчас фото не могу найти :dontknow: , такие дворики там колоритные были...

0

39

Мими написал(а):

Разоблачение в данном случае происходит буквально: обладатели полученных от дьявола взамен на их скромные московские платья новейших парижских туалетов после сеанса в одно мгновение помимо своей воли разоблачаются, так как модные парижские платья исчезают неведомо куда.

http://s59.radikal.ru/i165/0905/3d/9169ba188e6d.gif

Мими написал(а):

вот ходишь по городу и думаешь - сколько же образов здесь рождалось, сколько историй,  сколько событий...

Я читаю и мне интересно, а представляю, когда на все это смотришь осознанно. Для меня этот материал открытие.
Мими, http://s56.radikal.ru/i154/0905/50/d8d02dca53e3.gif

Отредактировано Solnce (2009-11-25 19:29:30)

0

40

Solnce
и тебе спасибо за проявленный интерес!
http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Моя Москва » Булгаковская Москва


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC