Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Путешествие по "Стране огней" » Искусство Страны Огней


Искусство Страны Огней

Сообщений 1 страница 20 из 267

1

Искусство Азербайджана столь многогранно, что даже не знаю, с чего и начать, хочется рассказать  сразу обо всем...
Начну все-таки с ковроткачества - "визитной карточки" нашей страны...

История коврового искусства в Азербайджане зародилась давно, еще в бронзовом веке (3-2 тыс.лет до н.э.) Именно в эту эпоху ковер стал неотъемлемым предметом обихода древних жителей  страны, воплощая в себе эстетику гармонии, идеи, художественный вымысел, полет фантазии, четкость изображения, всю цветовую гамму окружающей природы.
Еще в V веке до н.э. греческий философ Ксенофонт указывал, что иранцы заимствовали обычай изготовлять и пользоваться коврами у далеких предков азербайджанцев – мидян. А античный историк Геродот оставил потомкам сведения о том, как на Кавказе изготовлялись применявшиеся в ковроткачестве растительные краски, обладающие большой прочностью и красивейшими оттенками. Начиная с VI века н.э. исторические и литературные памятники дают обширные и ценные сведения об азербайджанском ковре.

Восторженные высказывания о величайшем разнообразии, искусстве выделки, редкой красоте средневековых азербайджанских ковров часто можно встретить в трудах албанского историка Моисея Каланкатуйского (VII век),множества арабских авторов IX-X века. Особо выделяется в их статьях тема выделки тонких высококачественных безворсовых ковров и ковровых изделий.

http://s42.radikal.ru/i098/0910/10/7f7ce57caa41.jpg

В VIII-XV веках азербайджанские ковры превратились в один из основных товаров, вывозимых с Кавказа на Запад. Как символ роскоши и причастности к высокой культуре они запечатлены на многих картинах великих художников Европы. Например, ковер "Зейва" вписан в картину "Мадонна Каниника" голландского живописца Яна ван Эйка (XV век), итальянский художник эпохи Возрождения Пинтурикью в "Сцене из жизни Энея" изобразил ковер "Гянджа" Казахской зоны, нидерландский художник XV века Ганс Мемлинг дал изображения азербайджанских ковров сразу в нескольких своих произведениях, в том числе в известном триптихе, посвященном Деве Марии.

Особый, "золотой век", прожил азербайджанский ковер в XVI веке, с образованием государства Сефевидов, когда на престол взошел шах Исмаил Хатаи. Поэт, историк, философ, шах Исмаил покровительствовал музам: в годы его правления в стране наивысшего расцвета достигли музыка, поэзия, архитектура, различные виды народно-прикладного искусства, в том числе и ковроделие. Художники-миниатюристы, каллиграфы того времени сыграли огромную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, которая позднее оказала огромное влияние на Восток и создала единый, т.н. "тебризский стиль".

http://i063.radikal.ru/0910/fb/1c0b727d28a6.jpg

Теги: Азербайджан,Народные  ремесла

Отредактировано Nina (2011-07-16 00:56:23)

+1

2

С середины XIX века азербайджанскими коврами могли любоваться тысячи посетителей различных выставок, проводившихся во всем мире. И уже на первых международных Тифлисских выставках 1850 и 1857 года уникальные изделия азербайджанских мастеров были удостоены призов. В истории азербайджанского ковра важную роль сыграли Московская политехническая выставка 1872 г. и Всероссийская выставка промышленности и искусства 1882 г., на последней из которых, в частности, экспонировались ковры и вышивки, созданные знаменитой поэтессой Хуршуд Баку Натаван. Эти и многие другие выставки принесли азербайджанскому ковру всемирное признание, славу и награды – золотые, серебряные, бронзовые. А ныне азербайджанские ковры стали достоянием величайших музеев мира, частных коллекций.

http://i065.radikal.ru/0910/b4/0e308095a9e6.jpg

Любой вид искусства имеет свои технологические особенности, тип, стиль, жанр, школу, и конечно, всех этих особенностей не избежал и азербайджанский ковер, включающий две яркие, неповторимые группы – безворсовые и ворсовые ковры.

Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это палас, килим, джеджим, шадде, варни, зили, сумах – представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка. Ворсовые же ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом – "тюркбаф", открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров: малые – халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные – даст халы, гяба, каждый имеет определенное значение. При этом эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение "картинок", ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов, и все это – во всем разнообразии форм, мотивов, художественных идей.

http://i051.radikal.ru/0910/80/b07a05557c1c.jpg

0

3

В Азербайджане всегда существовали локальные школы ковроткачества, и школы эти всегда взаимно влияли, обогащали друг друга. В наше время выделяется семь признанных ковровых школ: Бакинская, Губинская, Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская и Тебризская.

Вот так рождаются произведения искусства:

http://s45.radikal.ru/i108/0910/7c/71caf3dc1709.jpg

Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-историческими процессами. "Содержание" ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это "Овчулуг" – охотничьи ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.

В Баку впервые в мире был создан Музей ковра, который в настоящее время имеет богатейшую коллекцию.

http://s57.radikal.ru/i157/0910/67/d67881fbfc53.jpg

+1

4

Спасибо, Моночка! Это только начало... http://s45.radikal.ru/i109/0905/54/65a0a4803c9d.gif 

http://i081.radikal.ru/0910/34/dc90cafbbab9.jpg

0

5

Интересно :)

0

6

Этот вид искусства не может оставить равнодушной практически ни одну женщину: речь пойдет об ювелирных изделиях... :wink:
Изготовление ювелирных изделий издревле было одной из наиболее развитых областей декоративно-прикладного искусства Азербайджана.
Ювелирные украшения не только составляли неотъемлемую часть одежды, но на протяжении тысячелетий их виды имели ритуально-культовый характер. Со временем они постепенно утратили эти свои функции и стали предметом искусства.
В III-II тыс. до н.э. сложились основные виды украшений: диадемы, височные подвески, серьги, ожерелья, нашивные бляшки, булавки, браслеты, кольца, пояса. Головные уборы – шапки и повязки – расшивали бронзовыми и каменными бусинами, к ним подвешивали металлические листики.  Кольцеобразные серьги с утолщенными концами в виде головок змей – символизировали загробный мир.

По ходу текста я буду знакомить вас с работами старых ювелиров (зергеров):

http://s60.radikal.ru/i169/0910/1e/8dbafbc7baea.jpg    http://s40.radikal.ru/i089/0910/ee/fad17fe84216.jpg

Среди ювелирных изделий древнейшего периода истории Азербайджана наиболее интересными являются бронзовые пояса, обнаруженные в селениях Ходжалы, Хачбулаг, в Гедабейе, Газахском и Мингячевирском районах. Эти уникальные образцы ювелирного искусства отличаются высоким техническим и художественным совершенством. Пояса выполнены в технике гравировки и чеканки. Наибольший интерес представляет не столько тонкая для такого отдаленного периода техника исполнения этих поясов, сколько исключительные по художественным достоинствам рисунки на них.
Изобразительные и орнаментальные мотивы на бронзовых поясах имеют широкие аналогии среди наскальных изображений Гобустана и на темно- и сероглиняной керамике с белой инкрустацией, также датируемых указанным периодом.

             http://s41.radikal.ru/i091/0910/bd/645ab94d2f06.jpg

Отредактировано Nina (2009-10-29 23:32:15)

0

7

Население Азербайджана в эпоху I тыс. до н.э. знало не только бронзу. Множество ценных украшений из золота дали раскопки, произведенные в районе озера Урмия в Южном (Иранском) Азербайджане. Изображенные на некоторых из них темы и мотивы имеют много общего с искусством народов сопредельных стран, особенно тяготеют они к искусству Ассирии.
В период с XVI-XVII вв. в ювелирном деле изготовление серебряных изделий выделилось в отдельную отрасль; существовали мастерские, где занимались декорированием различных видов оружия. Многочисленные образцы оружия, изготовленного и декорированного азербайджанскими мастерами, хранятся в музеях различных стран и дают представление о творчестве ювелиров, т.к. сабли, кинжалы, щиты, шлемы носили не только практический характер, но являлись и предметами искусства. Украшенные эмалью, инкрустацией, выполненные с применением филиграни, драгоценных камней, они отличаются мастерством исполнения и изяществом рисунка. В узоре оружия, как и в других видах прикладного искусства той эпохи, преобладает растительный орнамент, в который иногда мастерски вкомпонованы как сюжетные сцены, так и отдельные фигуры животных и птиц.
Как можно судить по средневековым миниатюрам и другим источникам мужчины в те времена тоже носили много ювелирных украшений. В их числе – золотые короны, венцы, султаны, в которые вставлялись пучки птичьих перьев, нарядные ожерелья с крупными медальонами и бляшками, декорированные самоцветами.

               http://s55.radikal.ru/i150/0910/af/de8c0bdd1cf1.jpg

В XVIII-XIX вв. ювелирное искусство при широком его распространении сохраняло и довольно высокий художественный уровень. Ювелиры работали во многих городах Азербайджана, но особенно сосредоточены они были в Тебризе, Ардебиле, Баку, Шамахе, Шуше, Шеки, Гяндже и Нахчывани, где объединялись в цеховую организацию, возглавляемую уста баши – старшиной.
Ювелиры по сравнению с мастерами других видов художественного ремесла занимали привилегированное положение. Главным заказчиком ювелирных изделий было господствующее сословие, особенно женщины из знатных семей.
В городах Азербайджана существовали специальные улицы, где изготовляли украшения только из серебра или золота.
Начиная с XVIII в. ювелирные украшения стали носить только женщины. Мужчины теперь ограничивались поясами и кольцами.

                   http://s53.radikal.ru/i142/0910/3e/650dbcd55965.jpg

Золото и серебро – основные материалы для украшения XVIII-XIX вв., а самыми популярными из драгоценных камней являлись яхонт и бирюза. Местные мастера (заргяры) искусно владели различными техническими приемами – ковкой, чеканкой, тиснением, чернением, ажурной и накладной филигранью, эмалью, инкрустацией, гравировкой и т.д.
Ювелирные украшения по своему назначению разделялись на головные, налобные, височные, накосные, наушные, нашейные, нагрудные, поясные, наручные. Из них складывались комплекты, носимые в определенном возрасте, связанные с обрядами. Все эти виды украшений имели различные по форме и декору варианты в зависимости от локальных особенностей места изготовления, индивидуального почерка их создателя

0

8

Богатством отделки отличались ювелирные изделия, служившие для украшения женских головных уборов. Изысканностью форм, прихотливостью узоров отличались женские свадебные головные уборы из серебра, расцвеченные драгоценными камнями, бытовавшие в районах Гаха, Загатал и Шеки. Силуэт их несколько напоминал шлем с длинным навершием на макушке, завершившимся полумесяцем с шестиконечной звездой. Очень популярным являлось женское нагрудное украшение, состоящее из множества различных по форме отдельных золотых пластинок филигранной работы, соединенных между собой цепочками. В центре цепочки располагался полумесяц с шести-, восьми-, а иногда десятиконечной звездой. Полумесяц и звезда украшались драгоценными камнями.
Как по количеству, так и по разнообразию форм ведущее место среди ювелирных изделий Азербайджана принадлежит поясам, которые были обязательной частью национального костюма, причем как женского, так и мужского, и в известной степени играли символическую роль, считаясь оберегами. Пояса являлись своеобразной визитной карточкой, по ним узнавались общественное положение человека, его возраст, вероисповедание и т.д. Они могли быть золотыми, серебряными, бронзовыми и даже медными. Самую большую группу, однако, составляют серебряные пояса.

                                  http://s54.radikal.ru/i144/0910/ed/c84289bb9ea5.jpg

Мужчины носили в основном узкие пояса, а женщины – широкие. Женские пояса обычно состояли из фигурной пряжки и многочисленных прямоугольных пластинок, соединенных друг с другом петлями или нанизанных на ремень. Часто по нижнему краю таких поясов на колечках прикрепляли в несколько рядов монеты или отштампованные круглые, ромбовидные бляшки. Самой примечательной частью таких поясов являлись пряжки. Состояли пряжки обычно из двух широких прямоугольной формы пластинок. Пряжки таких поясов богато и изысканно декорировались в технике гравировки, чеканки, филиграни, украшались полудрагоценными камнями.

                              http://s40.radikal.ru/i088/0910/81/70874044e0a7.jpg

Ювелирные изделия из отдельных центров их производства имели и некоторые локальные особенности. В наибольшей мере проявлялись они в технике обработки украшений. Например, чернение (гара савад) драгоценного металла наибольшее развитие получило в Губе, Шеки, Загатала; филигрань (шебеке) и эмаль (мина) были популярны в Тебризе, Баку, Шуше и Нахчывани.
Помимо функции собственно украшений ювелирные изделия служили различными символами, использовались во многих обрядах. Так, шарообразные черные бусины с белыми точками-глазками (гез-мунджугу) на золотых, серебряных цепочках, надеваемые на руку, шею считались оберегом. Были украшения-амулеты, которые женщины носили в период беременности, родов и т.д. Браслеты, кольца с бирюзой считались украшением, приносящим здоровье и счастье.

Отредактировано Nina (2009-10-29 23:52:41)

+2

9

До чего я  люблю  такие  темы... http://s46.radikal.ru/i111/0905/1e/6ad435fe09cf.gif

0

10

Какие тонкие, красивые работы!

0

11

У Нины сами темы - художественные произведения!!! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif

0

12

Спасибо, дорогие мои! http://s61.radikal.ru/i174/0905/26/921f640ceb14.gif   Ваше внимание - лучшая награда!  http://s52.radikal.ru/i136/0908/38/927574c650a9.gif

0

13

Почти во все периоды истории Азербайджана вышивка оставалась в числе наиболее популярных видов народного творчества. Ею украшали одежду, обувь, всевозможные занавеси, скатерти, подушки, многие другие предметы быта, конское убранство и т.д. Местное производство разнообразных бумажных, шерстяных и шелковых тканей, большой спрос на них как в Азербайджане, так и далеко за его пределами благоприятствовали развитию, распространению и совершенствованию искусства вышивки.
Для вышивания использовали шелковые, а также золотую и серебряную нити. В образцах вышивок можно встретить комбинацию шелковых нитей с золотым позументом, с блестками, бисером, жемчугом, витыми металлическими трубочками и т.д. Разнообразна азербайджанская вышивка по технике исполнения. Наиболее популярными видами были тякялдуз (тамбурный шов), ортмя (вышивка гладью), мунджуглу (вышивка бисером и жемчугом), гюлябатын (золотошвейная), сарыма (простегивание), гондарма (аппликация) и пиляк (вышивка блестками).

         http://s52.radikal.ru/i135/0911/d9/b00a9c42500f.jpg
         
Вышивание как ремесло было представлено почти во всех городах и сельских местностях Азербайджана, при этом наблюдалась определенная специализация населенных пунктов по видам вышивки. Например, тякялдуз особенно процветала в Шеки, мунджуклу – в Шуше, Гяндже и Газахе, гюлябатынная – в Баку, Шамахе, Нахчыване, Тебризе и пр.
Занимались этим видом художественного ремесла как женщины, так и мужчины, а в городе Шеки – преимущественно мужчины.
Искусство вышивания в городе Шеки было настолько развито, что наблюдалась узкая специализация между мастерскими.
Город Шеки можно считать как бы центром тякелдузной вышивки. Такой вышивкой украшались одежда, различные предметы домашнего обихода, конское убранство.
Наиболее употребляемыми материалами для нанесения узора считались сукно, преимущественно темного цвета, и сафьян. Преобладающий орнамент в этом виде технике – растительный. Стилизованные ветки, стебли, листья, цветы поражают многообразием вариаций. Излюбленным элементом являлись цветы тюльпана, ириса и гвоздики на тонких слегка изогнутых стеблях, заключенных в крупные остроовальные медальоны (хонча).

http://s45.radikal.ru/i109/0911/9f/39c687bbf8e1.jpg

0

14

Гюлябатынное (золотое) шитье – наиболее древний и интересный вид вышивко Азербайджана. Этим видом вышивки украшались изделия самой разнообразной формы, величины и назначения: одежда, головные уборы, обувь, футляры для Корана, иногда предметы интерьера жилища – коврики, занавесы и т.д. Для золотого шитья использовали золотые и серебряные нити, полученные в результате волочения или прядения. Нити были повиты на льняную, шелковую или бумажную основу так, что они образовывали плотное покрытие. Золотошвейная вышивка была однотонна. Часто вышивальщицы добивались живописного эффекта, сочетая золотые нитки с нежными тонами шелковых ниток светло-розового, нежно-голубого и других тонов. Рельефностью рисунка и расположением стежков достигалась игра света и тени. Самыми популярными мотивами на золотошвейных изделиях являлись стилизованные растительные узоры, фигуры двух птиц, парные бута, изображения влюбленных, роза с соловьем на ней, древо жизни и т.д. Основой для гюлябатынной вышивки обычно служили очень прочные и толстые ткани. Лучшим материалом считался гладкий бархат различных цветов, чаще бордового и зеленого. Особенно высоко ценились золотошвейные изделия из Шемахи.
       
                                 http://i062.radikal.ru/0911/18/c6996b34624e.jpg

Тонкостью колорита и разнообразием орнаментальных мотивов отличались вышивки бисером и жемчугом (мунджуклу). Преобладающими орнаментальными мотивами таких вышивок являются геометрические узоры, составленные из различного рода полосок, ромбов, квадратов и т.д. Изредка встречаются растительные мотивы и даже стилизованные фигуры птиц и людей. Особенно ценна вышивка мунджуклу по колориту. Стиль этого декоративного шитья на протяжении веков менялся.
Богатые флора и фауна Азербайджана давали неисчерпаемый материал для разработки орнамента вышивок. Из многочисленных цветочных мотивов особенно часто встречаются различные варианты изображения розы, ириса, нарциссов, лилии, тюльпана, гвоздики и др. Разнообразие видов птиц также нашло отражение в вышивках. При этом наиболее популярны изображения парных фигур соловья и павлина – самый древний и любимый мотив не только в вышивке, но и в других видах декоративно-прикладного искусства. Животный мир в вышивках представлен главным образом изображениями джейранов, змей, лошадей, а также драконов.
В декоре вышивок широко представлены также орнаментальные мотивы с элементами астральной символики, уходящей своими корнями в домусульманский период. К ним относятся схематичные изображения солнца, луны, звезд, а также некоторые геометрические узоры в виде квадрата, ромба, розеток и т.д.

                               http://i035.radikal.ru/0911/67/93712a99d117.jpg

0

15

В азербайджанских вышивках исключительно важную роль играет фон. Поэтому расцветке тканей, выбираемых для вышивки, уделялось особое внимание. Излюбленными цветами тканей были черный, вишневый, алый, зеленый и бирюзово-голубой.
Как и в коврах, композиция декора вышивок состояла из двух основных частей: центрального поля и бордюра. Центральное поле обычно выражало основной композиционный замысел узора, а бордюр, обрамляющий его, завершал эту композицию. На центральном поле обычно изображались реалистически трактованные растительные узоры в виде дерева с распустившимися ветками, вазы с цветами, а чаще всего ветки или стебли, идущие от центра в разные стороны и создающие стелющийся узор. Все эти мотивы изображались преимущественно в зеркальной симметрии так, что обе половинки узора в поперечном сечении хорошо совпадали друг с другом.
В центральном поле некоторых предметов быта, стенных занавесей в частности, встречаются и сюжетные сцены. Сюжетно-тематические композиции в вышивках в основном носили светский характер – они были посвящены главным образом сценам из дворцовой жизни, мотивам произведений классиков восточной поэзии.
В вышивках более чем в других видах декоративно-прикладного искусства Азербайджана многие орнаментальные мотивы, а также их цвет несут большую смысловую нагрузку. Например, изображение соловьев, симметрично расположенных друг к другу, олицетворяло любовь. Если девушка посылала своему возлюбленному платок с вышивкой желтого цвета, это означало разлуку и грусть, а нашивка зеленого цвета ассоциировалась с весною, возрождением и любовью.
На протяжении времени этот вид декоративно-прикладного искусства претерпевала изменения, отвечая требованиям и духу времени.

                                            http://s46.radikal.ru/i112/0911/e3/7e0bd70292d2.jpg

0

16

Красиво... Нинуля,  я  знаю, что в  Европе   золотом и серебром  вышивали  только мужчины. А как  у  вас?  Тоже   такое  "разделение" было?

0

17

Какая красота!просто потрясающие узоры - тонкие, яркие, затейливые! http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif

0

18

Ниночка!  http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

19

Lilitochka написал(а):

Красиво... Нинуля,  я  знаю, что в  Европе   золотом и серебром  вышивали  только мужчины. А как  у  вас?  Тоже   такое  "разделение" было?

Nina написал(а):

Занимались этим видом художественного ремесла как женщины, так и мужчины, а в городе Шеки – преимущественно мужчины.

Так что у нас разделение было скорее в зависимости от места жительства... :glasses:

Рада, что Мимише и Делии понравилась и эта часть моего рассказа... http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

20

Нинулек,  всем  нравится,  ты  не думай, если  не оставляют  отзывы - мимо  проходят.  Просто новенькие  осматриваются, старенькие  тоже  что-то пишут, не  всегда  успевают  сразу заскочить. Но ты обязательно свои темы  продолжай. ОЧЕНЬ  интересно все!!!

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Путешествие по "Стране огней" » Искусство Страны Огней


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC