Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Байкал » Байкал-краса планеты


Байкал-краса планеты

Сообщений 21 страница 40 из 123

21

Ну не хотелось бы, чтобы считали сумасшедшей http://i050.radikal.ru/0910/76/be4b049d9cfa.gif . В первый раз это было на Ольхоне. Ездили со своей командой собирать лекарственные травы,тк организовали малое предприятие по нетрадиционной медицине. Сидим вечером у костра и видим необычное зрелище  на воде. На определенном растоянии друг от друга 4 столба розового света из воды вверх светятся. Высказывали предположение, что якобы это рыбаки рыбу приманивают, полезли на гору, чтобы сверху посмотреть. Было видно как будто бы 4 прожектора мощных светят из под воды, рядом ни одного рыбацкого судна, так что о том что это приманивается рыба рассуждения отпали. Прожектора посветили так минут 20 и постепенно угасли. На Байкале очень много работают уфологов, которые собрали уже довольно таки большой материал про НЛО.
А вы знаете, что в местах разломов земной коры происходят переходы в паралельный мир?  А Шаман-камень, который находится на истоке реки Ангары из Байкала как раз и стоит на одном из разломов (общалась со специалистами института Земной коры).
А случай, когда испугалась... такой. Люблю сидеть у ночного костра. Даже, когда уже все разошлись спать по палаткам, я продолжаю сидеть и смотреть на огонь и звезды. Это было на реке Снежной (кстати там один индийский гуру рассчитал, что эта не просто река, а ...., короче в излучине был построен дом по принципу Ноя). Сижу и смотрю на гору, которая как раз напротив через реку. Вдруг вижу звезда появилась на горкой и вижу что в реке свет от нее идет. Зная, что звезды в воде не отражаются, испытала неприятный холодок и сиганула в кусты  http://i050.radikal.ru/0910/76/be4b049d9cfa.gif  (хотя можно подумать кусты бы спасли), короче эта "звезда повисела еще минут 5 и исчезла. Видела такие же "звездочки" и в дни рок-фестиваля в Байкальске. И не только я. Мой хороший знакомый, врач и ужасный скептик, со всей семьей наблюдали совсем близко  "объект" даже успел зарисовать.
Так что это не простое место - Байкал, многие сильные "экстросенсы" - не люблю этого слова, приезжают чтобы зарядиться сильнейшей мощью этого места.

0

22

Всем огромное спасибо за отзывы. Буду продолжать. Но по-немногу,чтобы не утомлять! http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

23

Люббор написал(а):

чтобы зарядиться сильнейшей мощью этого места.

Это видно по фотографиям! Супер! http://i077.radikal.ru/0910/89/90208c22814c.gif

0

24

Здорово! Я ни разу не видела ничего такого подобного... и даже не знаю хотела бы я повстречаться с НЛО или нет http://s42.radikal.ru/i096/0905/07/d9100a299a79.gif  Моя подружка ездила на Байкал года 2 назад.. такие фотографии сделала, но такая она... зараза, ничего не выклянчишь... если получится, то дополню эту тему.

0

25

Люббор написал(а):

Так что это не простое место - Байкал

Что правда,то правда.
У меня работала девочка продавец,буряточка. У неё родня на Ольхоне. Так она говорит,что ко всяким леталкам и огонькам там уже привыкли и не обращают внимания. А энергетика там сумасшедшая. Только надо уметь подзарядиться.
Люббор
Из каких мест?

0

26

Легенды говорят, что Байкал – это озеро, большинство называют его морем. Есть легенды, объясняющие название «Байкал». Буряты называют его «Байгал». По преданию кабанских бурят, земля содрогнулась, образовалась трещина и в ней запылал огонь, сжигающий все вокруг. Тогда люди стали просить бурханов остановить бедствие, но небо не вняло их мольбам. Тогда они стали просить «Бай, гал!» («Огонь, остановись!»). Огонь, услышав эти слова, стал затихать. На месте где он пылал образовался большой провал, который наполнился водой. С тех пор этот водоем стали называть Байгал.

Байгал-Далай (Байкал-море) в преданиях может быть добрым, щедрым, а так же злым, жестоким, безжалостно губящим людей. По рассказам кабанских бурят в море живет хозяйка Байкала Ехэ Тоодэй. У нее 226 сыновей и одна дочь Ангара. Сыновья приносят матери дары-добычу, а дочь пускает все по ветру. Хозяйка Байкала – могущественная мать богиня, любящая почтительное отношение к себе.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091022/uKqVkUYt4C.jpg

Это Бакал из космоса.

Божества воды Ухан-хат

Божества воды Ухан-хат, которые спустились с небес со стороны заходящего солнца и поселились в самых глубоких частях вод, но связь их с небом сохранилась. Спускались они по-разному: одни сделали себе мост из красных лучей, другие - из синих, в зависимости от неба. По этим лучам они сперва попали на землю, на гору Сумбэр Ула, а с горы на крыльях орла цвета синей воды спустились до самого дна моря и здесь обратились в кита с тринадцатью плавниками. Главными среди них являются Ухан Лобсон хан и его жена Ухан дабан, они покровители морей, озер и рек и вместе с другими водяными хатами господствуют над водной стихией и покровительствуют бурятам, защищая их от злых духов. Сами они существа добрые, благорасположенные к людям. Ухан-хату изредка приносят в жертву рыбу налима (живой онгон), а чаще - молочные продукты и домашних животных в надежде на особое покровительство при переходе в летники. Им совершают тайлган во время засухи, когда буряты-старики просят небо о ниспослании дождя.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091022/1GRLS5YshS.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091022/KycsmT68p1.jpg

0

27

Верования и обычаи на Байкале (мыс Рытный)

Мыс Рытный местные жители именуют на свой лад – Хыр-Хушун, Ухэр-Хушун, Хэр-Хушун. Например, Хэр-Хушун можно перевести как гневный, сердитый мыс. Хэр может означать степь, местность, хушун – обозначает мыс. Получаем, что Хэр-Хушун может быть переведено, как степной мыс. Название Ухэр-Хушун произведено от имени почитаемого в этих краях Ухэр нойона. Легенды гласят, что этот сердитый дух и его сыновья – хранители верхнего течения реки Лены. В их обязанности вменяется насылание на Байкал сильного горного ветра через долину реки Рита.

Жители поселка Онгурены испытывают перед мысом некий религиозный трепет. По их убеждению мыс  является шаманским местом. К северу от мыса, километрах в семи карты указывают нам место под названием Анютка. Это название – редуцированное бурятское слово Анюрхла – моргнуть или закрыть женщине глаза перед святым местом. К слову, женщинам запрещалось ступать на землю мыса. Пастухи и верующие мужчины имели некоторые ограниченные привилегии передвижения по мысу. Даже шаманам не разрешалось заходить вверх по руслу Риты далее определенного места.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091022/JFW366Dr3j.jpg

Мыс Рытый

Мыс Рытый представляет собой образование северо-западного берега Байкала. По прямой расстояние от мыса до Иркутска составляет 310 км.
Мыс является наиболее ярким образцом двойного цикла конусообразования при формировании мысов Байкала. Мыс Рытый выдается в озеро приблизительно на два километра.

Высокая сейсмичность региона – 10 баллов, обусловлена тектоническими изломами. От мыса Рытый до пади Усть-Баргузин зафиксировано не менее 8 разломов. Линии разломов протянулись вдоль береговой линии. Разломы проходят под водами озера. В байкальском регионе регистрируется ежегодно около 2000 землетрясений. Кроме того, происходят сходы селей. Особенно в долине реки Рита, которая проходит по разлому. В области мыса отмечается поток глубинного тепла, составляющий 50 мВт/час и больше. Также присутствует аномальное магнитное поле. На 15 км расстояния происходит изменение приращения полного вектора напряженности геомагнитного поля от -1 до +2. Изостатические аномалии изменяются от Академического хребта к пади реки Рита. В области мыса Рытый происходит перепад толщины земной коры, в пределах которого отмечаются интрузивные включения мантийного вещества и разломы. Характерная особенность региона – граница аномальной и нормальной мантии, которая приближается к поверхности на 50 км. Суммарное время годового солнечного сияния в районе мыса составляет 2200 часов. С учетом этого факта был выделен Рытинско-Мужинайский климатический район.

Подгольцевая растительность района представлена ассоциациями кедрового стланика, мохово-лишайниковыми, зеленомошными, мертвопокровными ассоциациями и образует комплексы с россыпями, пустошами, горными лужайками и отдельно стоящими деревьями (кедр, лиственница).
76% фауны представляют собой эндемические виды.

Во время штормов на Байкале поля волн могут превышать 5 метров. Зимой озеро покрывается льдом. Ледостав наступает во второй половине января. Толщина льда колеблется в пределах от 80 до 130 см. Вскрывается лед на озере во второй половине мая. Ежегодно ледяной покров Байкала пересекает становая щель. Образуется она параллельно линии берега мыса Рытый. (по Бурмейстер. А., 2000)

http://pic.ipicture.ru/uploads/091022/SUzXMkSZFc.jpg

0

28

Сказка, просто....настолько  красиво все. http://s46.radikal.ru/i111/0905/1e/6ad435fe09cf.gif   http://s56.radikal.ru/i154/0905/50/d8d02dca53e3.gif

0

29

Спасибо за интересный материал, Делия!  http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif

0

30

Властитель Байкала (Стихотворение)

Спит могучий Байкал …
Вековой тишины молчаливую гордость хранит…

Зачарованный мир водяной глубины
беспробудно таинственно спит…

Видя бурю без туч, видя грозный Байкал
возмущенным из недр своих,
и тунгус, и бурят это недро считал
полубогом в моленьях своих.

Меж суровых красот, средь диковинных рыб,
между струй изумрудной волны
в тихом чудном дворце из сапфировых глыб
спит Властитель Байкальской страны …

Берегут его сон стаи злобных зверей,
темнота и безмолвье ночное …

Тихо спит божество, далеко от людей,
в недоступном и мрачном покое …

http://pic.ipicture.ru/uploads/091023/WLf4cnHVPo.jpg

Гора Ехе Ёрдой (гора Ёрд)

Гора Ехе Ёрдой (гора Ёрд) находится в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анга в 8 км от пос. Еланцы. В небольшой ровной долине, окруженной с трех сторон горами, а с четвертой озером Байкал, высятся две сопки Ёрд. Одна называется Ехэ Ёрд (Большая Ёрд) - холм почти правильной куполообразной формы, высотой 40-42 м над поймой долины, ее окружность - семьсот шагов, другая - Бага Ёрд (Малая Ёрд высотой 12 м).

М.Н. Хангалов пишет в своем полевом дневнике в 1908 г., что «прежние буряты во время облавных охот вокруг Большого Ёрд устраивали большой праздник хатарха». Вокруг горы устраивался грандиозный обрядовый круговой танец, в котором, одновременно участвовало более 700 человек. Обязательное условие для праздника – замкнуть круг танцующих, взявшись за руки. В случае же, если собиралось меньше народа и круг вокруг горы не замыкался, то игры отменялись или проводили кое-как; считалось, что состоялся плохой наадан (муу наадан болоо) и поэтому нет гарантии, что год будет хорошим.

По рассказам жителей, в отдельные годы количество танцующих было так велико, что образовывали 3-4 круга вокруг сопки, а во время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви.

Сохранилось предание об устилании этой горы шкурками белых ягнят – предание о богаче Даагае, который владел таким несметным количеством овец, что даже не знал им счета. Чтоб хоть приблизительно знать сохранность своих овец, он загонял их на большой остров Анги. Если овцы заполняли весь остров без остатка, то он определял, что скот его не уменьшился. В дни игрищ Даагай выносил из своих амбаров шкурки белых ягнят и покрывал им всю священную гору Ёрд, отчего она становилась белоснежной.

Белоснежная шкура ягнят имела ритуальное значение у бурят, особенно хоринцев. Когда весной перелетные птицы пролетали над стойбищами, женщины выбегали на улицу с подойником. На дно наливали немного молока, сметаны или какой-нибудь кисломолочный продукт и закрывали подойник шкурой белого ягненка. Брызгали навстречу птицам молоко и после этого ведром делали перед собой вращательные движения и произносили заклинание: «а хурый, а хурый, а хурый!» (приди, приди, приди!). Обряд назывался «далга абалга» (приманивание счастья, богатства) или «хэшэг хурылха» (получение небесной благодати).

По воззрениям хори-бурят, прародительница хоринцев белая лебедь - на своих крыльях приносила лето, богатство, процветание и счастье для своих земных потомков. Белые шкурки ягнят, которыми покрывали Ёрдынскую гору, по-видимому, имели такое же ритуальное значение, как и в обряде приманивания счастья и небесной благодати при весеннем прилете птиц.

Ёрдынские игры вновь состоялись летом 2000 года почти после столетнего перерыва. В них приняли участие представители всех родов и племен Усть-Ордынского, Агинского округов, Республики Бурятия. Такие игры решено проводить каждые 5 лет.

Огромное значение горы Ёрд в традиционном бурятском шаманизме подчеркивает исследователь Д.С. Дугаров. Культ горы Ехе-Ёрд носил скотоводческий характер. Ее расположение в близости к Байкалу объясняется с точки зрения древнебурятской (курыканской) мифологии: в Байкале обитает главный из духов-хозяев (Уhан-хатов) больших рек и озер, которому люди молятся и приносят жертвоприношения. С горой также связано мифологическое представление бурят о верховном боге-творце Айа и его супруге – богине земли Ёрд. Гора является обителью бога Айа.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091023/RWnGXMAfuX.jpg

Ёрдынские игры - межрегиональный этнокультурный фестиваль, в старину - общебурятские игрища вокруг священной горы Ехе Ёрдой (пос. Еланцы). Праздник после векового перерыва был возрожден в 2000 г. и проводится один раз в четыре годы. 23-25 июля 2004 г. состоятся вторые в этом веке Ёрдынские игры.

Гора находится в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анги недалеко от пос. Еланцы (8 км). Она одиноко возвышается среди ровной поверхности долины и из-за правильной куполообразной формы издалека может быть принята за искусственный насыпной курган. На самом деле гора высотой 40-42 м сложена громадными гранитными плитами, вросшими в землю сопки. По мнению геологов, на ней нет никаких признаков, которые указывали бы на искусственное происхождение. Нет и на ее вершине или рядом характерных обо - культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к этой горе во время праздника приносили и привозили камни. Об этой горе существует большое количество старинных народных преданий. По рассказам местных жителей, у ее подножия в эпоху курыкан проходил один раз в году большой межродовой культовый праздник, на который съезжались гости со всего Прибайкалья. Иногда, рассказывают старожилы этих мест, приезжало до двух-трех тысяч человек. Вокруг священной горы Ехе Ёрдой устраивался грандиозный обрядовый круговой танец, продолжавшийся 6 дней и ночей, в котором одновременно участвовало свыше 700 человек. Для того чтобы праздник состоялся, должно было быть выполнено обязательное условие: участников должно собраться столько, чтобы танцующие вокруг горы, взявшись за руки, могли сомкнуть хороводный круг вокруг нее. Если круг не смыкался, праздник не проходил. Рассказывают, что в отдельные годы количество танцующих на праздниках было так велико, что образовывали три и даже четыре круга танцующих вокруг сопки, а за время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви. Сохранилось устное предание о том, что богатый местный житель, дедушка-богач Далей, проживавший в устье Анги, устилал во время праздника всю гору шкурами белых ягнят. Во время праздника на вершину горы поднимались только шаманы, больше никто не имели такого права.

Единого мнения среди ученых о происхождении этого праздника и его целях, а также почему именно гора Ёрд стала местом его проведения до сих пор нет. Известно, что для проведения больших шаманских праздников, по верованиям древних местных людей, рядом должна находиться большая вода, чтобы призывания могли дойти до неба. Рядом с горой Ёрд находится озеро Байкал, мимо горы протекает река Анга. Присутствие рядом реки также важно, так как считается, что проточная вода при совершении обрядов уносит все плохое. Местные жители сообщают противоречивую информацию как о сроках проведения праздника, так и о его продолжительности. Большинство информаторов говорят о проведении "праздника обновления природы" в начале лета: в конце мая - начале июня, когда земля покрывалась первой зеленью, но есть также отдельные сообщения и о проведении праздника два раза в год: весной и летом. Достоверно установлено, что практика проведения игр в этом месте прекратилась с приходом на Байкал христианских миссионеров приблизительно в XVIII в. и уже в начале ХХ в. отошла в область преданий.

Название игр Ёрд наадам имеет монгольские корни. Наадам дословно с монгольского - "три игрища мужей", в русском языке - надом, традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки. История надома уходит в глубокую древность: состязания среди самых ловких и сильных устраивались в начале лета. В это время скот перегонялся на обильные летние пастбища, и скотоводы могли позволить себе передышку. Часто на таких состязаниях отбирались меткие стрелки для военных дружин. О победителях спортивных состязаний слагались улигеры, самые ловкие и сильные прославлялись. Из истории известно, что во времена Чингисхана монгольские войска во главе с Джучи в 1207 г. покорили лесные племена, буряты выразили готовность перейти под знамена Чингисхана и породнились с ним: дочери Чингисхана были выданы замуж за бурятских князей. Существует легенда, записанная историком Г. Миллером, о том, что монгольские войска доходили до острова Ольхона. Предполагается, что монголы перешли Байкал зимой по льду. Археологические подтверждения этого события достаточно скудные: найден единственный монгольский нагрудный знак на острове Ольхон (хранится в краеведческом музее пос. Хужира) и монгольское захоронение в Тажеранском массиве. Возможно, если это событие было реальным оно и привело к возникновению традиции устраивать грандиозный ежегодный праздник у горы Ёрдой, во время которого молодые люди из разных родов могли познакомиться друг с другом. В пользу этой версии говорит факт достаточной продолжительности этого праздника: в течение шести дней и ночей продолжались танцы, чтобы молодежь могла ближе познакомиться друг с другом. Для проведения обрядовых действий перед облавной охотой такого длительного срока проведения ритуальных танцев не требовалось. И никакая облавная охота не могла бы заставить везти своих дочерей из удаленных стойбищ за несколько сотен километров для танца вокруг горы Ехе Ёрдой. Предания о Ёрдинских играх сохранились в удаленных местностях, на берегах Ангары в Осинском районе, что свидетельствует о том, что на эти игрища приезжали за 300 в Осинском районе 400 км и даже с восточной стороны озера.

Возрожденные в 2000 г. Ёрдинские игрища по своему содержанию и значению крупнее сурхарбаана, и характеризуются как общеродовой бурятский этнический праздник, на который съезжаются гости издалека. В июле 2000 года на них присутствовало свыше двух тысяч человек, среди них было много гостей из Бурятии, Саха-Якутии, Агинского автономного округа Читинской области, Усть-Ордынского бурятского автономного округа Иркутской области. По своей зрелищности, мастерству выступающих фольклорных ансамблей и красочности национальных костюмов Ёрдинские игрища стали заметным явлением в возрождении национальных традиций бурятского народа. В программе были традиционные соревнования по стрельбе из лука, классическая борьба, выступления фольклорных ансамблей, конные скачки. Певцы, музыканты и танцоры в национальных костюмах демонстрировали свое мастерство. Состоялся и традиционный танец ёхор вокруг горы. Количество танцующих оказалось достаточным, чтобы сомкнуть не только круг вокруг горы, но и образовать две цепочки танцующих.

Происхождение слова "Ёрдой" однозначно не установлено. Корень этого слова, по распространенному мнению лингвистов, не бурятского и не тюркско-монгольского происхождения. С этим трудно согласиться, так как в монгольском словаре присутствуют слова с этим корнем, дословно переводимые как "торчащий, выступающий, высовывающийся" (монг. ёрдойх и ёрдгор). Бурятский профессор Д. Дугаров связывает это слово с уйгуро-финским корнем Ёрд - "земля" (древнеисландское iord - "земля") и отождествляет дух-хозяйку горы Ёрдой со скандинавской богиней земли Iord. С рекой Иордан и заимствованием основы слова "Ёрд" из христианства, по созвучию с рекой Иордан говорит С. Гурулев. Обе версии достаточно спорны. Для объяснения местных топонимов вряд ли будет правильным обращаться к древним исландско-скандинавским корням, заимствования названий которых нигде в Прибайкалье не присутствует. С таким же успехом можно высказывать предположения о связи этого слова с другими языками народов, удаленных от Байкала, где имеет распространение языкового корня iord. В числе таких явных совпадений - Ёрд, бог ветра, в мифологии ингушей и чеченцев. Ему посвящался праздник в начале покоса, в ветреный понедельник. До сих пор в Ингушетии хорошо сохранились три храма-святилища в честь Ёрда. "Ёрдам" - возглас восклицания в значении "помощь" в узбекском языке. Божество Ёрд из германо-скандинавской мифологии, синоним греческого божества - Гея, мать-земля. В этом значении у скандинавских народов Ёрд - обожествляемая земля, мать Тора, бога грома, бури и плодородия.

Гора Ехе Ёрдой находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки (Бага Ёрдой, высота 12 м) к священной горе на берегу Байкала. Напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины р. Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. К ним можно подъехать на автомобиле по дороге к Байкалу. Рисунки находятся на втором по ходу движения скальном останце, на левом борту долины. Интересно, что описания этих рисунков нет в краеведческой литературе, и, по рассказам местных жителей, они остались не осмотренными академиком А.П. Окладниковым во время его пребывания в этих местах. О древности этих рисунков свидетельствует то, что нижние из них были засыпаны осадочными породами, когда мы их нашли в 2000 г. (N52 48 04 E106 32 06, высота над уровнем моря 469 м). Компактно расположенная группа рисунков включает в себя большое количество изображений бегущих оленей и отдельные рисунки рогатых людей.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091023/wm5WYzGvN3.jpg

0

31

Ой какие веселушки-хохотушки...! http://s58.radikal.ru/i160/0905/75/3aff2391e53a.gif

0

32

Делия, тема - супер!!! Супер!!! http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif

0

33

Спасибо всем за лестные оценки! Я вас всех очень люблю. http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

34

Легенда о Золотай Чаше

В легенде, услышанной А. П. Окладниковым в глухой якутской тайге о далеком море Баягале (Байкале), о жестоком степном царе и золотой чаше, рассказывается, что на дне моря Баягала видна была драгоценная золотая чаша и сидевшая возле нее женщина редкой красоты. Алчный властитель здешних мест ? царь ? воспылал страстью к морской красавице и так же страстно захотел овладеть ее золотой чашей. Он не раз посылал нырять за нею самых смелых юношей своего народа, но ни один из них не вернулся назад.

В это время существовал обычай умерщвлять стариков, достигших преклонного возраста. Но один юноша настолько любил отца, что даже под страхом смерти нарушил жестокий обычай и спас своего слепого отца, спрятав его. Когда очередь нырять за золотой чащей дошла до этого юноши, отец сказал ему, что чаша и красавица находятся не на дне озера, а на высокой горе над ним и только отражаются в воде. Юноша взошел на гору, добыл красавицу и золотую чашу, а гордый и жестокий властитель народа после этого бесследно исчез. С тех пор стариков перестали убивать. Аналогичная легенда рассказывается и бурятами.

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/1RQSkCStYa.jpg



Легенды острова Ольхон

Остров Ольхон является главной сакральной точкой священного Байкала, географическим центром этнической территории бурят, проживающих в Предбайкалье и Забайкалье. Он изобилует сакральными объектами общенародного значения. Два из них - это гора Жима (Ижимей) на мысе Ижимей и мыс Бурхан (Пещерный, Шаманка). Гора Жима находится на восточной, гористой стороне острова. Считается, что название связано со словом "эжэн" (хозяин, горный владыка). Мыс Бурхан двумя высокими каменными гребнями вдается в воды Байкала и вместе с другим скалистым мысом - Богатырь - создает единый ансамбль-триаду.

Легенда о Ижимее повествует о том, что с монголами, заселявшими прежде побережье Байкала и Ольхон и исповедовавшими шаманскую веру, жил уважаемый тэнгриями могучий шаман Награй боо с женой Заграй хатан. Когда тэнгри Угутэй нойон задумал переселить монголов в Забайкалье, Награй боо попросил оставить его на Ольхоне. Тэнгри разрешил ему остаться, к тому же в качестве дворца подарил гору Ижимей, а вместо детей, которых у него не было, дал орла.

По другой версии, божество грома Угутэй нойон, сын Неба, пожелал поселиться по соседству со знаменитым ольхонским шаманом Награй боо и его женой Заграй хатан. Но затем уступил шаману свой дворец на Ижимее и стал жить в пещере мыса Бурхан.

Мыс Бурхан в народе известен прежде всего как место пребывания хозяина Ольхона (Ойхони эжэн Хан Хото бабай, Ойхони Буурал бабай, Ута саган нойон, Ойхони Ехэ бабай Ялабша). Здесь он пребывает как на скале, так и в ее пещере.

По кудинской версии, Бохо Тэли, соперник Бохо Муя, стал Гужир тэнгрием, женился на дочери западного неба Тэмэ ногон и имел от нее трех сыновей - Эрлэн хана, Гэгэн бурхана (Далай-ламу) и Хан Хото бабая. Третий сын стал хозяином острова и живет в большом дворце в озере Байкал. В его подчинении целый аппарат духов (ноеной суглан). Хан Хото бабай женат на дочери восточного неба Саг саган тэнгри по имени Саг сагай саган и имеет сына-орла.

Существуют и другие природные памятники: скала Дева и мыс Хобой (Клык) - северная оконечность Ольхона, круто обрывающаяся в холодные байкальские воды. С юга очертания этой скалы напоминают величественную женскую фигуру с четко очерченными головой, носом, подбородком, грудью. Всего на Байкале тридцать скалистых островов, четырнадцать из них находятся в Малом море, т.е. в районе Ольхона.

ВИД НА СКАЛУ ШАМАНКА С ОЛЬХОНА

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/tf7dU3c4UG.jpg

МЫС КОБЫЛЬЯ ГОЛОВА

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/j36QKVWnst.jpg

+1

35

География Ольхона
Ольхон, самый крупный остров Байкала, расположен в средней части озера, вблизи западного побережья. Остров вытянут вдоль берега Байкала, длина Ольхона 73 км (между мысами Хобой и Умыш-Тамэ), ширина достигает 15 км. Площадь острова Ольхон около 700 кв.км, длина береговой линии около 210 км.

Часть Байкала, заключенная между западным побережьем озера и островом Ольхон, представляет собой уникальное водное пространство с особым микроклиматом и носит название Малое Море, говорящее об исключительности и известной самостоятельности. Юго-западная оконечность Ольхона отделена от побережья Байкала проливом Ольхонские Ворота, имеющим репутацию самого коварного места на Байкале.

Существует, по крайней мере, две версии происхождения названия острова, обе проистекают из языка коренных жителей Ольхона - бурят. Согласно первой, название острова произошло от слова «ойхон» - «лесистый», согласно второй - от «ольхан» - «сухой». Обе вполне соответствуют облику Ольхона - он одновременно и сухой, и лесистый, поэтому отдать предпочтение какому-нибудь одному варианту затруднительно.

Западное побережье острова Ольхон, омываемое водами Малого Моря, большей частью пологое, со скалистыми мысами и глубоко вдающимися в берег бухтами. Восточное, напротив, горное, скалистое, круто обрывается в Байкал, глубоких бухт здесь нет. Именно на южном побережье Ольхона находится самая высокая точка острова - гора Жима (1274 м), возвышающаяся над Байкалом на 818 метров. И всего в 11 километрах от высшей точки Ольхона находится самое глубокое место Байкала - отметка 1637 м. В этих местах крутизна подводного склона вблизи острова достигает 30-40 градусов.
Мыс Саган-Хушун. Западное побережье острова Ольхон.
Южная часть Ольхона и, частично, северная оконечность степные, на остальном пространстве произрастают сосновые, лиственничные и березовые леса. В средней части западного побережья острова, начиная от мыса Хужирский до мыса Саса, берега песчаные. Поросшие соснами и лиственницами, рассеченные скалистыми мысами, они оставляют незабываемое впечатление.

Ольхон достаточно велик для того, чтобы иметь собственные озера. Самые крупные и известные: Нурское, сливающееся с заливом Загли при высоком уровне воды в Байкале; Ханхой, с целым ожерельем археологических памятников; Шара-Нур, единственное соленое озеро на Ольхоне; Нуку-Нур, с невероятным количеством водных живых организмов.

Рек на Ольхоне нет, известна лишь пара небольших ручейков, достигающих Байкала. В лесной части острова встречаются небольшие источники, питающие немногочисленные болота. Несмотря на маловодность, на Ольхоне на глазах возникают новые ручьи. В сентябре 2004 года я обнаружил ручей в северном конце Сарайского залива. Он был лишь немного слабее ручья, текущего вблизи поселка Харанцы. Пройдя вдоль русла вверх по течению, я обнаружил, что ручей вытекает из небольшого оврага, который, по-видимому, сам ручей и промыл. Длина ручья - 100-150 метров.


ВИДЫ ОЛЬХОНА

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/FV77CadrGB.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/wWfNI9RRI5.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/L6ODTlTeMn.jpg

Отредактировано Делия (2009-10-24 21:59:16)

+1

36

Климат Ольхона
Самые теплые месяцы на Ольхоне - июль и август. Зима довольно мягкая и малоснежная, но более длинная, чем на материке. Весна и лето наступают позднее, чем на материке. На острове Ольхон выпадает очень малое количество осадков, около 200 мм в год - норма для полупустынь. Южная и юго-западная части острова - самые сухие места не только на Ольхоне, но и на всем Байкале. Виной тому - Приморский хребет, через который переваливают воздушные массы по пути к Ольхону. Преодолевая хребет и скатываясь в байкальскую котловину, они нагреваются, что приводит к падению относительной влажности. В итоге, дожди, предназначавшиеся Ольхону, выпадают на восточном побережье Байкала. Обычный ольхонский дождь - это десять капель в час, но случаются на Ольхоне и очень сильные дожди, и затяжные ненастья.

Ветер на Ольхоне дует часто и подолгу, при этом преобладают ветры северо-западного направления. Среднее количество дней с ветром более 15 м/с равно 148. Благодаря тому, что Ольхон вытянут вдоль Приморского хребта, сам являясь его отрогом, остров испытывает на себе всю силу горного ветра, включая самую свирепую его разновидность - сарму.

ВИДЫ ОЛЬХОНА

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/c5Szm1X0cL.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/kBCHxHLUIg.jpg

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/TRs5d5M83H.jpg

0

37

Население острова Ольхон

Люди очень давно поселились на Ольхоне - в Сарайском заливе найдена стоянка древнего человека эпохи палеолита, возраст ее оценивается более чем в 13 тысяч лет. В настоящее время Ольхон - единственный обитаемый остров на Байкале. В нескольких небольших поселках проживает около 1500 человек, в основном, коренное население - буряты. Род занятий - рыболовство и скотоводство. Самый большой поселок на острове - Хужир с населением около 1200 человек. Здесь находится единственное на Ольхоне промышленное предприятие - самый крупный на Байкале Маломорский рыбозавод.

Фауна и флора

Живая природа Ольхона в значительной степени пострадала от мощного антропогенного воздействия. По вине человека в последние десятилетия с Ольхона исчезли большой баклан, дрофа, волк, марал, косуля, сокол-балабан. Еще в XVIII веке на острове полностью извели соболя. Редкостью стала нерпа, обожавшая погреться под солнышком на прибрежных камнях. Встретить это уникальное животное теперь можно только на восточном берегу Ольхона. В самые последние годы с Ольхона полностью исчез гнездившийся здесь солнечный орел (он же императорский орел, орел-могильник). Тот самый священный Белоголовый Орел, герой многих древних байкальских легенд, сын Хозяина Ольхона, прародитель ольхонских шаманов, которому до сих пор приносятся жертвоприношения.

В настоящее время на острове обитает 135 видов птиц (кулик, утка, тетерев, глухарь, даурская галка, рогатый жаворонок, белопоясный стриж, каменка, трясогузка и др.). Двадцать видов млекопитающих (рысь, лисица, заяц, белка, хорь, ласка и др.), в том числе эндемичный зверек - ольхонская полевка, встречающийся только в прибайкальских степях; три вида пресмыкающихся и один вид земноводных. Из крупных хищников изредка в зимнее время встречаются одиночные волки, которые проникают на остров по льду. Крайне редко тем же путем заходят и волчьи стаи. Медведей на Ольхоне нет.

МЫС САГАН-ХУШУ

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/7WnKCPq1AE.jpg

МЫС ХОБОЙ

http://pic.ipicture.ru/uploads/091024/MEpnPURjSl.jpg

0

38

Мона написал(а):

Так что вся надежда на твою тему,Делия!

С радостью! Чем могу-помогу! http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif

0

39

Делия, любуясь завораживающей красотой Байкала, не могу не отметить, как много общего у народов, проживающих так далеко друг от друга! Начиная от этимологии многих слов и кончая обычаем обвязывать разноцветными лоскутками священнные деревья!  http://s58.radikal.ru/i161/0906/e6/4bc0a24d9f48.gif

0

40

Спасибо Ниночка!

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Байкал » Байкал-краса планеты


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC