Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Мифология » Легенды о цветах.


Легенды о цветах.

Сообщений 101 страница 120 из 139

101

ЛОТОС

http://s1.uploads.ru/t/13kcX.jpg
http://s1.uploads.ru/t/0E8fR.jpg
http://s1.uploads.ru/t/iBvj8.jpg

С лотосом связано великое множество мифов и легенд. Он был символом многих явлений. Вообще, на востоке это, пожалуй, самое известное и священное растение. Но подавляющее большинство этих поверий объединяет основное понятие, обозначенное лотосом: первозданная чистота, свет и т.п. Это объясняется следующим образом: корневища лотоса погружены в ил, в грязь; но цветы и листья его чисты и незапятнаны. Цветы высоко подняты над водой, над землёй, надо всем негативным. Они следуют за солнцем и сохраняют вечную чистоту.  Существует немало мифов, рассказывающих о рождении богов, связанном с лотосом. В Египте бог солнца Ра рождается из лотоса, поднявшегося из глубин первичных вод.
С тех пор лотос стал атрибутом божеств солнца. Считалось также, что бог Гор поднимается утром из цветка лотоса (восход солнца). Ещё цветок лотоса служил троном богам Осирису и Изиде. Бог растительности Нефертум изображался в виде юноши в головном уборе в виде цветка лотоса. Лотос был символом верхнего Египта, и скипетр египетских фараонов изготавливался в виде цветка лотоса на длинном стебле, ведь растение считалось ещё и атрибутом верховной власти.

http://s1.uploads.ru/t/mcKPk.jpg

В Индии лотос тоже служил троном для многих богов, особенно индуистских. В Упонишадах (4-я часть Вед) земля представлена, как цветок лотоса, плавающий по поверхности мирового океана — космоса. При приходе в мир первого бога Вишну из его пупа вырос лотос, из цветка которого вышел созидающий миры Брахма. Когда же боги пахали океан, из его вод вышла с лотосом в руках Лакшми — богиня счастья и красоты, ставшая супругой Вишну. По легенде новорождённый Будда сразу сделал семь первых шагов, и на месте каждого его шага вырос цветущий лотос. Будда также часто изображается сидящим на полностью раскрытом цветке лотоса, что символизирует полное раскрытие души и духа. Ведь у лотоса есть ещё одна «трактовка»: корневище растения, погружённое в ил, символизирует материю, стебель, тянущийся сквозь воды к свободе, — душу, а цветок, не касающийся воды и тем более земли и всегда следующий за солнцем, — дух. Именно поэтому раскрытый цветок символизирует полное самораскрытие, нирвану. И рай Вишну, и рай Будды представлялись у индийцев сходно: это сады, в которых в водоёмах цветут лотосы разных цветов: белого, синего, красного и не только.

http://s1.uploads.ru/t/PRr1m.jpg
http://s1.uploads.ru/t/ToYyn.jpg

В целом лотос был символом чистоты, целомудрия, раскрытия самого себя. Ещё лотос символизировал время, а точнее, прошлое, настоящее и будущее. Это произошло потому, что на одном растении как правило одновременно есть семена, цветы и нераспустившиеся ещё бутоны. Также примечательна связь лотоса почти со всеми основными стихиями: в земле находится его корневище, в воде — стебель, в воздухе — листья, к солнцу (олицетворению огня) обращены цветы. Лотос является своеобразным единением всех стихий, что опять-таки связывает его с сотворением мира и т.п.

http://s1.uploads.ru/t/xENFk.jpg
http://s1.uploads.ru/t/gNVSe.jpg
http://s1.uploads.ru/t/BZa91.jpg

Одна из индийских пословиц гласит: «Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти спасение». Есть и другие: «Цветы лотоса так же поддерживают Вишну, как и его поклонники»; «Лотос — друг солнца. Когда месяц со своими холодными лучами исчезает, лотос раскрывается».
Древнеегипетская поговорка утверждает, что «Много лотосов на воде, велико будет плодородие».
Китайские пословицы: «лотос рвется, нити тянутся». «Когда любишь и обезьяна кажется красавицей, а если нет — то и лотос гадкий».
У древних египтян лотосу нашлось место даже в нумерации. Число 1000 обозначалось иероглифом в виде схематически изображённого лотоса.
В лотос была обращена нимфа Лотида (древнегреческие мифы)

http://s1.uploads.ru/t/9Cd3P.jpg

В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом, - "лотофагах" ("поедатели лотоса"). По преданию, тот, кто отведает цветов лотоса, никогда не захочет расстаться с родиной этого цветка:

   Девять носила нас дней раздраженная буря по темным
   Рыбообильным водам; на десятый к земле лотофагов,
   Пищей цветочной себя насыщающих, ветер примчал нас,
   Вышед на твердую землю и свежей водою запасшись,
   Наскоро легкий обед мы у быстрых судов учредили.
   Свой удовольствовав голод питьем и едою, избрал я
   Двух расторопнейших самых товарищей наших (был третий
   С ними глашатай) и сведать послал их, к каким мы достигли
   Людям, вкушающим хлеб на земле, изобильной дарами.
   Мирных они лотофагов нашли там; и посланным нашим
   Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской
   Встретив, им лотоса дали отведать они; но лишь только
   Сладкомедвяного лотоса каждый отведал, мгновенно
   Все позабыл и, утратив желанье назад возвратиться,
   Вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтоб вкусный
   Лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.
   Силой их, плачущих, к нашим судам притащив, повелел я
   Крепко их там привязать к корабельным скамьям, остальным же
   Верным товарищам дал приказанье, нимало не медля,
   Всем на проворные сесть корабли, чтобы из них никоторый,
   Лотосом сладким прельстясь, от возврата домой не отрекся

0

102

Гейне писал о лотосе:

http://s1.uploads.ru/t/lEAPa.jpg

Опустясь головкой сонной
Под огнем дневных лучей,
Ждет мерцающих ночей,
И лишь только выплывает
В небо красная луна,
Он головку поднимает,
Пробуждаяся от сна.
На листах душистых блещет
Чистых слез его роса,
И любовно он трепещет,
Грустно глядя в небеса...

http://s1.uploads.ru/t/DIg4S.jpg
http://s1.uploads.ru/t/6yaKW.jpg
http://s1.uploads.ru/t/29JTo.jpg

0

103

Вторая легенда о цветке,мне больше понравилась.

0

104

С лотосом же связано и  рождение Будды.
Когда Майя, мать Будды,  разрешилась от бремени, с неба упал обильный дождь из нимфей и лотосов. Слуги бросились к новорожденному Будде, но он пошел сам. И всюду, где его нога ступала на землю, вырастал громадный лотос.
Такой же дождь из цветов падает с неба на Будду, когда его, ребенка, ведут во храм,     когда его ведут в первый раз в школу; когда он удаляется из мира… Наконец, лотосы всех цветов сыплются с неба на тело Будды, когда на седьмой день после смерти его кладут на костер, чтобы сжечь...

http://s1.uploads.ru/t/neyq3.jpg
http://s1.uploads.ru/t/GntLz.jpg
http://s1.uploads.ru/t/SWC2N.jpg

Обожают лотос не только буддисты — но и индусы, поклонники Брамы.
Брама, отец всего сущего, как и Будда, изображается всегда с лотосом в руке или покоясь на лотосе.
Так  же говорится о Вишну, властителе всей вселенной, что он ходит и покоится не на земле, а на девяти золотых лотосах.

http://s1.uploads.ru/t/7We9D.jpg

Красный лотос и поныне является эмблемой Индии.
Мифопоэтическая традиция Древней Индии представляла землю как гигантский лотос, распустившийся на поверхности вод, а рай - как огромное озеро, поросшее прекрасными розовыми лотосами, где обитают праведные, чистые души. 
Лотос Ганга

http://s1.uploads.ru/t/2L6F7.jpg

Есть  индийская поговорка: "Цветы лотоса - корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение".
Шри-Ланка - лотос  светится изнутри!!

http://s1.uploads.ru/t/WveIz.jpg

0

105

В китайской живописи была широко распространена тема “западного рая” - лотосового озера. Каждый лотос, растущий на этом озере, соответствует душе умершего человека. В зависимости от добродетельности или греховности земной жизни человека цветы лотоса либо расцветают, либо вянут.
Китайская пословица:  «Когда любишь и обезьяна кажется красавицей, а если нет — то и лотос гадкий».
Индийский лотос, иначе  — нелюмбиум, листья и цветы которого не плавают на воде, а подымаются высоко над ней на длинных черешках, имеет не меньшее экономическое значение, чем египетский лотос.

http://s1.uploads.ru/t/VGpYO.jpg

Главныме его потребители - японцы и китайцы. В пищу идут корневища, зерна и листья. Корневище едят сырым и вареным. Зерна едят засахаренными или приготовляют из них мармелад. Еще, китайцы едят его тычинки, стебель, корневище, считая, что это  возвращает красоту и молодость.
Большой спрос на цветы лотоса бывает в день китайского Нового года, по их поверью, он приносит счастье.

По одной германской легенде каждая водяная лилия  имеет своего друга эльфа  который вместе с цветком родится  и умирает. Венчики цветов служат эльфам домом.

http://s1.uploads.ru/t/m8fFz.jpg

0

106

Моника, спасибо, интересно. Интересно про родендрон прочитать, очень мне нравится этот цветок.
Нашла коротко информацию ниже, а хочется узнать подробно
..*
греки решили считать рододендрон растением Артемиды (якобы, на ложе этой вечно молодой богини всегда лежали его душистые лепестки). Отсюда и его задиристый характер — как и богиня-охотница, прекрасные цветы не дают себя никому в обиду.

А вот на востоке рододендрон выступает символом женской притягательности. В Японии он называется цветком плотских удовольствий, его манящий аромат считается чувственным сверх меры.

Нет ничего удивительного, что рододендрон (он же — азалия, он же — альпийская роза) часто становился одним из героев романтических баллад. Воспевали его очарование и отечественные поэты-символисты, которые не могли остаться равнодушными к его прелести. *

0

107

Легенда о Голубом Лотосе

http://s1.uploads.ru/t/ViE2m.jpg

Откроем общий символизм лотоса, и особенно — голубого лотоса. Это таинственное и священное растение в течение веков рассматривалось и в Египте, и в Индии как символ Вселенной. Нет ни одного монумента в долине Нила, ни одного папируса без изображения этого растения на почётном месте. На капителях египетских колонн, на тронах и даже на головных уборах божественных царей — везде присутствует лотос как символ Вселенной. Он неминуемо становится обязательным атрибутом любого созидающего бога, как и любой созидающей богини, поскольку с философской точки зрения последние являются женским аспектом бога, вначале двуполого, затем мужского рода.
Именно из Падма-Йони, "сердца лотоса", из Абсолютного Пространства, из Вселенной вне времени и пространства эманирует Космос, обусловленный и ограниченный пространством и временем. Хиранья Гарбха, золотое "яйцо" (или лоно), из которого появляется Брама, часто называют Небесным Лотосом. Бог Вишну — синтез Тримурти, или индийской Троицы, — в течение "ночей Брамы" плавает, спящий, в первозданных водах, раскинувшись на цветке лотоса. Его богиня, прекрасная Лакшми, подобно Венере-Афродите, поднимаясь из глубин вод, ногами опирается на белый лотос. Именно в результате вспенивания Молочного Океана — символа Космоса и Млечного Пути — собравшимися вместе богами перед их изумленными взорами явилась, Лакшми, богиня  Красоты и Мать Любви (Кама), возникшая из пены бушующих волн, рождённая на лотосе и держащая в руке другой.
Так возникли два основных имени Лакшми: Падма-Лотос и Кширабди-Таная, — Дочь Молочного Океана. Гаутаму Будду никогда не низводили до уровня бога, несмотря на тот факт, что в историческое время он был первым смертным, достаточно бесстрашным, чтобы расспрашивать безмолвного Сфинкса, которого мы называем Вселенной, и полностью вырвать у него тайны Жизни и Смерти. И хотя, повторяем, его никогда не обожествляли, целые поколения в Азии признавали его Владыкой Вселенной. Именно поэтому победитель и учитель мира мысли и философии представлен сидящим на полностью распустившемся лотосе, символе Вселенной, до конца постигнутой им. В Индии и на Цейлоне лотос обычно золотистого цвета, у северных буддистов — голубой.
Но в одной части света существует третий род лотоса — zizyphus. Как говорят древние, тот, кто отведает его, забывает свою родину и тех, кто дорог ему. Давайте не будем следовать такому примеру. Давайте не забывать наш духовный дом, колыбель человеческой расы, место рождения голубого лотоса.
А теперь давайте приподнимем покров забвения, покрывающий одну из самых древних аллегорий — ведическую легенду, которую, однако, сохранили браминские летописцы. Лишь потому, что летописцы излагали эту легенду каждый на свой манер, добавля свои собственные изменения*1, мы приводим этот рассказ здесь не согласно неполным толкованиям и переводам этих восточных господ, но согласно общепринятой версии. Такой поют её старые певцы Раджастана, когда они влажными вечерами сезона дождей приходят и садятся на веранде бунгало путешественника. Давайте же оставим востоковедов на милость их фантастических спекуляций. Какая нам разница, Харишандрой или Амбаришей зовут эгоистичного и трусливого принца, ставшего причиной превращения белого лотоса в голубой?
Имена не имеют ничего общего ни с наивной поэзией легенды, ни с её моралью — ибо, если поискать хорошенько, можно найти и мораль. Мы скоро увидим, что основной эпизод истории странно напоминает другую легенду — историю об Аврааме и жертвоприношении Исаака в Библии.
Разве это не является доказательством того, что Тайная Доктрина Востока имеет веское основание утверждать, что имя патриарха не было ни халдейским, ни иудейским, но скорее эпитетом и санскритской фамилией, означающей а-брам, то есть тот, кто не является брамином*2, дебраминизированный брамин, тот кто опустился или лишился своей касты?
Если столь многие легенды Южной Индии соответствуют библейским сказаниям, как можем мы избежать подозрения, что среди современных иудеев можно обнаружить халдеев времён Риши Агастья — этих каменщиков, гонения на которых начались от восьмиста до тысячи лет назад, но кто переселился в Халдею за четыре тысячи лет до христианской эры? Луи Жаколио говорит об этом в нескольких из своих более чем двадцати томов о браманической Индии, и он прав в этом.

Легенда о Голубом Лотосе

Век за веком протекли с тех пор, как Амбариша, царь Айодхьи, правил в городе, основанном святым Ману Вайвасвата, потомком Солнца. Царь был Сурьяванши (потомок Солнечной династии), и он признавал себя самым преданным слугой бога Варуны*3, величайшего и могущественнейшего божества в "Ригведе". Но бог отказал своему слуге в наследнике, и это делало царя несчастным.
— Увы, — стенал он каждое утро, совершая пуджу младшим богам, — увы! Что проку быть величайшим царем на земле, если бог отказывает мне в наследнике моей крови? Когда я умру и меня возложат на погребальный костёр, кто исполнит благочестивые обязанности сына и разобьёт мой безжизненный череп, дабы освободить мою душу от земных пут? Какая чужая рука в полнолуние положит рис церемонии Шрадда*4, чтобы выказать почтение моей тени? Не отвернутся ли и сами птицы смерти*5 от погребального пира? Ибо, несомненно, моя тень, в своём великом огорчении привязанная к земле, не позволит им принять в нём участие.
Царь скорбел таким образом, когда жрец его семьи внушал ему мысль дать обет. Если бог пошлёт ему двух и более сыновей, он должен на публичной церемонии дать обет принести ему в жертву старшего сына, когда тот достигнет зрелости.
Привлечённый этим обещанием жертвоприношения плоти в огне, — особый аромат которой весьма приятен старшим богам, — Варуна принял обещание царя, и счастливый Амбариша получил сына, а за ним несколько других. Старший сын, в то время наследник престола, звался Рохитой (красный) и имел другое имя — Деварата, которое буквально означает богом данный. Деварата рос и скоро стал истинным принцем. Он был очарователен, но если верить легенде, — столь же эгоистичен и лжив, сколь и прекрасен.

Когда принц достиг назначенного возраста, бог, говоря устами всё того же придворного жреца, потребовал, чтобы царь сдержал своё обещание, но тот каждый раз находил какой-нибудь предлог отложить жертвоприношение, и бог наконец разгневался. Будучи богом ревнивым и гневливым, он грозил царю всем своим божественным гневом.
В течение длительного времени ни повеления, ни угрозы не приводили к желаемому результату. До тех пор пока оставались священные коровы, чтобы передавать их в хлева браминов, до тех пор пока в сокровищнице оставались деньги, чтобы пополнять тайники храма, браминам удавалось сохранять Варуну в спокойствии. Но когда не осталось больше коров, когда не осталось больше денег, бог пригрозил низвергнуть царя, его дворец и его наследников, а если они спасутся, — сжечь их живьём. Бедный царь, оказавшийся на пределе своих возможностей, призвал своего первенца и сообщил ему о судьбе, ждущей его. Но Деварата остался безразличен к этому известию. Он отказался подчиниться двойной — родительской и божественной — воле.
Так что когда жертвенные костры были зажжены и все добропорядочные горожане Айодхьи собрались, возбуждённые, — престолонаследника не оказалось на этом празднестве. Он скрылся в лесах йогов.
В те времена в этих лесах жили святые отшельники, и Деварата знал, что там он будет недосягаем и неуязвим. Его могут видеть там, но никто не сможет применить к нему силу — даже сам бог Варуна. Это было простое решение. Религиозный аскетизм араньяка (святых людей из лесов), часть из которых была дайтья (титаны, раса великанов и демонов), давал им такое влияние, что все боги трепетали перед ними и их сверхъестественными силами — даже сам Варуна.
Эти древние йоги, кажется, обладали достаточной силой, чтобы по желанию сокрушить даже самого бога, — вероятно, потому, что они сами же и открыли его.
Деварата провёл в лесах несколько лет, и в конце концов он устал от такой жизни. Узнав, что мог бы удовлетворить Варуну, найдя себе замену — того, кто принесёт себя в жертву вместо него при условии, что жертва будет сыном Риши, — он пустился в путь и наконец нашёл то, чего искал.
В стране, раскинувшейся на усыпанных цветами берегах знаменитого Пушкара*6, жил тогда один весьма святой человек, звавшийся Аджигарта*7, и был он на пороге гибели от голода, как и вся его семья. У него было несколько сыновей, второй из которых, Сунасефа, добродетельный молодой человек, к тому же сам готовился стать Риши. Пользуясь его бедностью и имея все основания думать, что голодный желудок должен внимать с большей готовностью, чем сытый, коварный Деварата поведал его отцу свою историю. После этого он предложил ему сто коров в обмен на Сунасефу как заместительную жертву в огненном жертвоприношении на алтарь богов.
Добродетельный отец сначала решительно отказался, но благородный Сунасефа сам добровольно предложил себя и обратился к своему отцу, говоря следующее:
— Какое значение имеет жизнь одного человека, если она может спасти жизни многих других? Этот бог — великий бог, и его сострадание безгранично, но он также очень ревнив, и его гнев поспешен и мстителен. Варуна — Владыка Страха, и Смерть послушна его велениям. Его дух будет вечно бороться с тем, кто непокорен ему. Он раскается в том, что создал человека, а затем сожжёт живьём сотню тысяч лакхов*8 невинных людей из-за единственного человека, который один виноват. Если его жертва скроется от него, он осушит наши реки, пошлет огонь на наши земли и погубит наших женщин, которые ждут детей.
Так позволь мне принести себя в жертву, о мой отец, вместо того чужестранца, который предлагает нам сотню коров. Это стадо позволит тебе и моим братьям не умереть от голода и спасёт тысячи других людей от ужасной смерти. За эту цену радостно отдать свою жизнь.
Старый Риши уронил несколько слезинок, но, наконец, уступил и начал готовить жертвенный погребальный костёр*9.
Озеро Пушкара было одним из тех мест на земле, что особо любимы богиней Лакшми-Падма (Белый Лотос); она часто погружалась в чистые воды, чтобы посетить свою старшую сестру Варуни, супругу бога Варуны*10. Лакшми-Падма услышала предложение Девараты, была свидетелем отчаяния отца и восхитилась сыновней преданностью Сунасефы.
Исполненная сострадания, Матерь Любви и Сострадания послала за Риши Висвамитра, одним из семи изначальных Ману, и смогла заинтересовать его жребием своего подзащитного. Великий Риши обещал ей своё содействие. Явившись Сунасефе, но незримая для всех остальных, она научила его двум священным стихам (мантрам) из "Ригведы", взяв с него обещание произнести их на жертвенном костре. А тот, кто произносит вслух эти мантры (заклинания), вынуждает весь сонм богов во главе с Индрой собраться для своего спасения и вследствие этого сам становится Риши в этой жизни или в следующем воплощении.
Алтарь был воздвигнут на берегу озера, жертвенный костёр был готов, и толпа собралась. Уложив своего сына на благоухающее сандаловое дерево и привязав его, Аджигарта взялся за нож для жертвоприношений. Он уже занёс свою дрожащую руку над сердцем возлюбленного сына, когда юноша начал нараспев читать священные стихи. И вновь пришёл момент колебания и величайшего горя, а когда юноша завершил свою мантру, старый Риши погрузил свой нож в грудь Сунасефы.
Но, о чудо! В этот самый момент Индра, бог Голубого Свода (Вселенной), сошёл с небес и опустился как раз в центре церемонии.
Окружив жертвенный костёр и жертву густым голубым туманом, он распустил верёвки, связывавшие молодого пленника. Казалось, что часть лазурного неба опустилась на это место, осветив всю округу и окрасив в золотисто-голубой цвет всё место действия. В ужасе все присутствовавшие, и даже сам Риши, пали ниц, полумёртвые от страха.
Когда они пришли в себя, туман рассеялся, а место действия полностью изменилось.
Огни жертвенного костра возгорелись сами собой, и простёртой на них лежала лань (рохит)*11, бывшая не кем иным, как принцем Рохитой-Деваратой, который горел сам, поражённый в сердце ножом, направленным им против другого, как жертвоприношение за свои грехи.
Несколько поодаль от алтаря, также простёртый, но на ложе из лотосов, лежал и спокойно спал Сунасефа, а на его груди, в том месте, где опустился нож, распустился прекрасный голубой лотос. Само озеро Пушкара, за мгновение до того покрытое белыми лотосами, чьи лепестки сияли на солнце подобно серебряным чашам, наполненным влагой Амриты, теперь отражали голубизну небес — белые лотосы стали голубыми.
Потом подобный звуку вины, поднявшемуся из пучины вод, послышался мелодичный голос, изрёкший такие слова и такое проклятие:
"Принц, который не знает, как умереть для своих подданных, не достоин править детьми Солнца. Он родится снова в расе рыжеволосых людей, в грубой и эгоистичной расе, и у народов, которые произойдут от него, наследие всегда будет в упадке. А вместо него станет царём и будет править младший сын нищенствующего отшельника".
Шёпот одобрения всколыхнул цветочный ковёр, покрывавший озеро. Открывая золотому солнечному свету свои голубые сердца, лотосы радостно улыбались и возносили гимн ароматов Сурье — своему Солнцу и Господину. Радовалась вся природа, кроме Девараты, который был уже лишь горсткой пепла.
Тогда Висвамитра, великий Риши, хотя он и был уже отцом ста сыновей, принял Сунасефу как своего старшего сына и на всякий случай проклял любого, кто откажется признать младшего сына Риши его старшим сыном и законным наследником трона Амбариши.

Согласно этому повелению Сунасефа в своей следующей инкарнации родился в царской семье Айодхьи и правил Солнечным народом 84000 лет.

Что касается Рохиты-Девараты, или богом данного, коим он был, — его постигла та участь, которую предсказала Лакшми-Падма. Он родился на свет в семье иностранца без касты (млеччха-явана) и стал прародителем грубых рыжеволосых народов, обитающих на Западе.
Именно ради преображения этих народов и был создан "Голубой Лотос".
Если кто-либо из наших читателей позволит себе усомниться в исторической достоверности этого происшествия с нашим предком Рохитой и в превращении белого лотоса в голубой, предлагаем ему совершить поездку в Аджмир. И там ему нужно будет только пройти к берегам трижды благословенного озера, названного Пушкара, где каждый паломник, который купается в полнолуние месяца крхктика (октябрь-ноябрь), достигает высшей святости без дополнительных усилий. Там скептики увидят своими собственными глазами, где был сооружен жертвенный костёр Рохиты, а также воды, которые посетила Лакшми во время оно.
Они даже увидели бы голубые лотосы, если бы большинство из них не превратилось благодаря новой трансформации согласно повелению богов в священных крокодилов, тревожить которых не имеет права никто.
Именно эта трансформация даёт счастливую возможность девятерым из десяти паломников, погрузившихся в воды озера, вступить в нирвану почти немедленно, а также приводит к тому, что священные крокодилы являются самыми грузными среди своих сородичей.

*1 См. рассказ о Сунасефе: "Бхагавата пурана", IX, xvi, 35; "Рамаяна", кн. I, гл. 60; "Законы Ману", X, 105; "Бахурупа брахмана"; "Айтарея брахмана"; "Вишну пурана", кн. IV, гл. 7 и пр. Каждый источник даёт свою собственную версию.
*2 Частица "а" в санскритском слове ясно показывает это. Помещённая перед именем существительным, эта частица всегда означает отрицание или противоположность значения последующего выражения. Так, слово "сура" (бог), записанное "а-сура", становится не-богом, или дьяволом; видья — знание, а а-видья — невежество, или противоположность знанию, и т.д., и т.п.
*3 И только значительно позже в ортодоксальном Пантеоне и символическом многобожии браминов Варуна стал Посейдоном или Нептуном — коим теперь и является. В Ведах он самый древний из богов, идентичен Урану греков, это, так сказать, персонификация небесного пространства и бесчисленных богов, создатель и правитель Неба и Земли, Царь, Отец и Учитель мира, богов и людей. Уран Гесиода и греческий Зевс — одно и то же.
*4 Шрадда — церемония, совершаемая ближайшими родственниками усопшего в течение девяти дней после смерти. Когда-то это была магическая церемония. Однако теперь, подобно другим обычаям, она состоит из разбрасывания шариков варёного риса перед дверью дома умершего человека. Если вороны съедят рис, это означает, что душа освобождена и отдыхает. Если эти птицы, такие жадные, не тронули пищи, это является доказательством,
что пишача, или бхут (тень), присутствует и мешает им. Без сомнения, Шрадда является предрассудком, но, конечно же, не б'ольшим, чем поминки или большое скопление народа для мёртвого.
*5 Грачи и вороны.
*6 Это озеро в наше время иногда называют Поккр. Это место, известное ежегодным паломничеством, прелестно расположено в пяти английских милях от Аджмира в Раджастане. Пушкара означает "голубой лотос", потому что поверхность озера, как ковром, покрыта этими красивыми растениями. Но легенда утверждает, что вначале они были белыми. Пушкара — также имя собственное человека и название одного из "семи священных островов" в географии индусов, именуемых Сапта Двипа.
*7 Другие называют его Ришика и называют царём Амбаришей Харишандру, знаменитого повелителя, бывшего образцом всех добродетелей.
*8 Лакх обозначает число 100000, идёт ли речь о людях или монетах.
*9 Ману (Кн. X, 105), ссылаясь на эту легенду, замечает, что Аджигарта, святой Риши, не совершил греха, продав жизнь своего сына, поскольку эта жертва сохраняла жизнь ему и всей его семье. Это напоминает нам другую легенду, более современную, которая, очевидно, может служить аналогией легенде более древней. Разве граф Уголино, приговорённый к голодной смерти в своей темнице, не ел собственных детей, "дабы сохранить для них отца"? Общеизвестная легенда о Сунасефе более красива, чем комментарий Ману, — очевидно, это интерполяция каких-то браминов в фальсифицированных манускриптах.
*10 Варуни, богиня тепла (позднее богиня вина), также родилась из Молочного Океана. Из "четырнадцати сокровищ", образовавшихся при пахтании, она появилась второй, а Лакшми — последней, вслед за чашей Амриты — нектара, дарующего бессмертие.
*11 Игра слов. Слово "рохит" на санскрите означает самку оленя — лань, а Рохита означает "красный". Из-за своей трусости и боязни смерти, согласно легенде, он был обращён богами в лань.

universalinternetlibrary.ru

0

108

Helena написал(а):

Интересно про родендрон прочитать,


Легенды об азалиях и рододендронах
http://s1.uploads.ru/t/GF5li.jpg

По одной из легенд, почти магическое очарование азалии объясняют вмешательством эльфов. Как-то раз, спасаясь от пожара, семейство эльфов вынуждено было покинуть родные места. Уставшие, почти обессиленные эльфы укрылись в небольшом леске, росшем у подножия гор. Они начали искать себе место для ночлега, но деревья уже были заняты лесным народцем. А прекрасные цветы отказывались принимать на постой чужаков, объясняя свой отказ боязнью повредить свои пышные лепестки. И только один, неприметный с виду кустарник гостеприимно разрешил беженцам укрыться среди своей листвы. Проведя ночь под его сенью, эльфы решили наградить кустарник за доброту. И вот, когда взошло солнце, на его ветках распустились сотни прекрасных ярких цветов. Пристыженно молчали те растения, которые отказали эльфам в приюте - гостеприимный кустарник затмил своим очарованием самые пышные цветы! Но и это еще не все! Чтобы обезопасить рододендрон (именно так назывался тот самый предок нашей любимой азалии), эльфы наградили его еще одним необыкновенным свойством. Именно эта таинственная особенность рододендрона стала причиной событий, описанных Ксенофонтом, древнегреческим ученым.
      Произошла эта странная история в пятом веке до нашей эры, когда воинственные греки покоряли разрозненные племена, ютившиеся в горах Колхиды. Прекрасно вооруженные войска эллинов практически не знали поражений, завоевывая пядь за пядью земли противника. Но однажды слава триумфаторов была поколеблена: странная болезнь подкосила греческих солдат - они пали на землю, потеряв сознание. Как оказалось, перед этим завоеватели отведали дикого меда, который был собран пчелами с душистых цветов рододендрона. Едва ли не вся армия полегла, сраженная таинственным недугом. Впрочем, обошлось без смертельных исходов - сознание вернулось к пострадавшим на следующее утро, а спустя два дня, ослабевшие как после тяжелой болезни, они смогли встать на ноги. Разгадка этой тайны, как считали наши предки в том, что рододендроновый мед ядовит. Однако современные исследования показали, что алколоиды содержат только листья этого растения, мед, же получаемый из пыльцы, безвреден - разве что обладает более терпким вкусом, нежели традиционные цветочные сорта. Но долгое пребывание в зарослях цветущих рододендронов может стать причиной плохого самочувствия - очень уж силен запах, дарованный эльфами.

Восточная красавица - пасхальный цветок
                                                                                           Белоусова Т. П., Паршин А.

http://s1.uploads.ru/t/QHRng.jpg

На Востоке древние поклонялись растениям и цветам, как живым существам. С растениями вели доверительные беседы, как с близкими друзьями. Их боготворили. Любимым растениям, когда неожиданно обрывалась их жизнь, ставили памятники. К цветам и травам обращались с заклинаниями и мольбой. Просили ветер и дождь не ломать деревья. В древних песнопениях молили не только о хорошем урожае, но и о продлении мига цветения, сколь мимолетным он бы не был.
Растения на Востоке воспринимаются как существа, стоящие в одном ряду с человеком, и им свойственно испытывать те же чувства. Цветок же - единственное существо на свете, сколь прекрасное, столь и беззащитное, дающее человеку радость и берущее на себя боль. Буддийская идея о том, что все имеет душу, и все может перевоплотиться во что угодно, к чему притянется душа, способствует такому миропониманию. С растениями и цветами человек связан родственными узами - и все это явления единой сущности, как об этом рассказывает Дзэнтику в пьесе «Басе» (Банановое дерево):
Чувств лишены и травы, и деревья,
но в них сокрыта истинная сущность,
что недоступна взору. И в пылинке
заключена Вселенная, вода
себя являет в облике дождя,
росы непрочной, инея и снега.
И точно так же травы и деревья
Обличья могут разные принять.

«И травы, и деревья, и земля - и чувствующее, и чувств лишенное - все без исключения являет истинную сущность» - так Великое Учение гласит» (раздел сутры Лотоса «Притчи о целебных травах»).
В природе деревья и травы расцветают каждый в свое время, и это привлекает к ним взоры. Расцветая, какие из цветов не опадают? Но, опадая, они расцветают вновь, и в этом их прелесть, необычность.
Пусть говорят, что травы и деревья
Ни сердца не имеют, ни души,
Но не пропустят времени цветенья,
Плоды приносят в свой урочный срок.
Всегда на ветках, обращенных к югу,
Торопится раскрыться ранний цвет
Навстречу солнечным лучам.
Японская классическая драма XIY - XY в. в.

При упоминании об азалии обычно возникают лишь превосходные степени сравнения: ослепительная, феерическая, восхитительная, фантастическая. Это объясняется тем, что слишком сильно в этом растении Солнце - вот азалия вся и светится радужным светом.
Известный японский поэт Басе подтверждает это, сравнивая азалию с разноцветной радугой:
Пригорок у самой дороги.
На смену погасшей радуге -
Азалии в свете заката.
Солнце - планета творчества - проявляется в Овне наиболее ярко и гармонично, однако, занимает в этом знаке лишь вторую позицию.
Первое же, управляющее место, принадлежит Марсу - планете скорости, стимулирующей творческое, солнечное движение.
Это делает азалию полезной тем, кто боится браться за ответственную работу, либо пытается оттянуть начало каких-либо дел. Нередко, такое поведение свойственно людям творческим, художникам, музыкантам, для которых процесс воплощения уже ощущаемого образа в материю, бывает очень мучительным. Своим тонким влиянием азалия запрещает человеку отлынивать от работы, и способствует гениальным произведениям быстрее увидеть свет.

Это делает азалию полезной тем, кто боится браться за ответственную работу, либо пытается оттянуть начало каких-либо дел. Нередко, такое поведение свойственно людям творческим, художникам, музыкантам, для которых процесс воплощения уже ощущаемого образа в материю, бывает очень мучительным. Своим тонким влиянием азалия запрещает человеку отлынивать от работы, и способствует гениальным произведениям быстрее увидеть свет.
В переводе с греческого языка слово «азалия» означает «сухой» и, действительно, до того, как распустятся цветки, растение представляет собой кустарник с суховатыми побегам и мелкими шершавыми листьями.
Именно с этим растением связана одна из легенд, которая передается из уст в уста с 401 года до нашей эры. В ней говорится о том, что греческие войска в течение двух недель двигались по горным дорогам Колхиды в поисках золотого руна. Воинственные местные племена разрозненными группами нападали на когорты завоевателей, но быстро рассеивались перед хорошо организованными, закованными в доспехи шеренгами воинов.
Греки радовались победам. Но, вдруг, в главном афинском войске, случилась беда. Солдаты нашли в горах большую пасеку и поделили между собой наполненные тяжелым медом соты. Отведав его, они вскоре все попадали без чувств.

Полководец Ксенофонт, описывая это событие, отмечал: «...вообще тут ничего не было, что могло бы вызвать подозрение. Было только много ульев, и все те солдаты, которые отведали меда из сот мгновенно лишились сознания. Было очень много больных, как после поражения. На следующий день никто не умер, все начали приходить в сознание, а на третий и четвертый дни солдаты уже вставали, но как после принятия сильного лекарства. Через триста лет Римская армия погибла почти в том же месте, сраженная медом из того же источника.
Оказалось, что греческие воины наелись меда с цветков дикого рододендрона желтого - Rhododendron luteum Sweet синонимы: Rh. flavum G.Don, Rh. ponticum Schreb., Azalea pontica L. - ветвистого листопадного кустарника, высотой до 4 метров и сильно разрастающегося в ширину (до 5-6 м), с очень душистыми распускающимися раньше листьев или одновременно с ними желтыми или оранжевыми цветками. Это чрезвычайно полиморфный вид как по характеру опушения и форме листьев, так и по величине, окраске, форме цветков и срокам цветения. Все части растения ядовиты. В природе встречается на юго-западе Европейской части, на Кавказе, на востоке Западной Европы и Малой Азии. Растет в лесах в качестве подлеска, на опушках, вырубках, на маломощных щебнистых почвах на высоте до 2000 метров над уровнем моря. Этот вид включен в региональные списки редких и исчезающих растений юго-запада России.
В культуре - с 1792 года. В садоводстве его называют «понтийская азалия». Рододендрон желтый сыграл большую роль в развитии культуры рододендронов. Этот вид является лучшим подвоем для листопадных рододендронов. Очень широко используется в селекции, является родоначальником (один из анцестральных видов рода рододендрон) многих ценных сортов листопадных рододендронов, в том числе такой известной группы сортов, как гентские азалии. Именно этому виду посвящены строки:
Золотисто- желтым заревом
Над мерцанием озер
Озарила мир азалия
У подножья синих гор.

Об азалиях и рододенронах сложено немало легенд в тех краях, где растут природные виды.
Так, существуют китайская легенда об азалиях, индийская и даже американская легенда.
Китайская больше похожа на сказку: один китайских царь был убит заговорщиками, а после смерти его неупокоенная душа поселилась в кукушку. Кукушка прилетала в сад и куковала так горько, так неугомонно, что из ее горла текла кровь, попадая на кусты, и растения преображались в необыкновенно цветущие, украшенные яркими венчиками, рододендроны.

http://s1.uploads.ru/t/gxFL1.jpg

По индийской легенде цыганский табор остановился на ночлег во владениях богатого и влиятельного махараджи. В плату за постой махараджи велел развлекать его весь вечер. В таборе жили две сестры-блезняшки по имени Лия и Аза. Одна из них умела танцевать и петь, и устроила зажигательное представление, а когда махараджи устал от танцев, то позвал вторую сестру. Вторая цыганка умела гадать и предсказывать будущее. По велению махараджи, она предсказала ему судьбу: река Ганг выйдет из берегов, в его владениях начнется потоп, а пережить стихию удастся только его младшему сыну. Властелин так разгневался на цыган, что приказал убить табор. Сестры бросились бежать, но путь их проходил по опасным горным тропам. Оступившись, цыганки упали с горной вершины, а когда их нашли люди, одна из сестер уже была мертва. Крестьяне стали спрашивать имя, чтобы похоронить, еще живая цыганка успела лишь произнести «Аза... Лия...», как тут же умерла. Обеих сестер похоронили в одной могиле, на месте которой вырос прекрасный куст, который люди назвали азалией.

http://s1.uploads.ru/t/4faDk.jpg

По американской легенде лесные эльфы, спасаясь от пожара в лесу у подножия гор, покинули родные места, взбираясь выше в горы. Там они долго искали растение-дом для ночлега. Все растения отказались приютить эльфов, ссылаясь на то, что уже стали обителью для животных и укрыли их под своей кроной. Эльфы злились на растения, и еще больше - на животных, которые опередили их. И только кустарник рододендрона гостеприимно принял эльфов. За то, что растение подарило волшебным существам кров, эльфы щедро отблагодарили его не только роскошными цветками, но и ядовитым свойством, чтобы кустарник не стал служить во благо животным.

0

109

Эльфийский цветок http://s017.radikal.ru/i409/1210/bb/2002c0001cea.gif На первом фото такой размер , что даже трудно и кустарникм назвать... У меня в саду почти такой, немного меньше... Спасибо, Моника.

0

110

Легенды о данном цветке не нашла, но не показать его тоже не могу.

Психотрия возвышенная (psychotria elata)

Психотрия Пёппига
Psychotria poeppigiana = Cephaelis tomentosa
Сем-во: Мареновые
Fam.: Rubiaceae

http://s1.uploads.ru/t/1V9ic.jpg

Коста-Рика. Национальный парк Монтеверде.
Одна из приблизительно 100 видов психотрий, обитающих в Коста-Рике
Местные называют ее "горячие губки", английское название такое же - hot lips. Красные прицветники и правда весьма привлекательны, особенно для бабочек и колибри.

http://s1.uploads.ru/t/zZ3dY.jpg

Своим дивным цветом психотрия привлекает таких опылителей, как колибри и бабочки. Этот чудесный цветок оказался под угрозой исчезновения из-за неконтролируемой вырубки леса. Поэтому, если вы хотите поцеловать матушку-природу, то вы ещё можете успеть, разыскав в южноамериканских лесах заманчивое растение алого цвета.

http://s1.uploads.ru/t/cp0Js.jpg

http://s1.uploads.ru/t/6FR4b.jpg

Плоды у психотрии ярко-синие, как и многих других видов рода Psychotria.

http://s1.uploads.ru/t/AWoXq.jpg

Самым пикантным цветком в мире по праву может считаться психотрия возвышенная (psychotria elata), известная также как "горячие губки" за свои насыщенные красные прицветники, которые напоминают пару соблазнительных губ. Это необычное растение произрастает в тропических лесах Центральной и Южной Америки и известно в таких странах, как Колумбия, Коста - Рика, Панама и Эквадор.
Этот вид очень похож на психотрию возвышенную (Psychotria elata (Sw.) Hammel), но в отличие от психотрии Пёппига не опушена:

http://s1.uploads.ru/t/OHEhI.jpg

http://s1.uploads.ru/t/uwMFZ.jpg

Род Psychotria является самым большим в семействе мареновых (4-ым по величине семействе, кстати) и насчитывает около 1700 видов

molbiol.ru

0

111

Monika написал(а):

"горячие губки"

Ну надо же,прям настоящие губки!  http://s019.radikal.ru/i614/1210/4f/1b11948ee5c2.gif

0

112

Антуриум - заколдованная красавица

Одна старинная легенда гласит, что в цветок антуриума превратилась юная прекрасная девушка. Дело было в те времена, когда люди жили племенами и правил ими жестокий и кровожадный вождь. Задумал он взять в жены красивую пятнадцатилетнюю девушку, которая жила в соседнем племени. Однако ей не по нраву пришелся жестокий правитель, и она отказала ему. Из-за подобной непокорности жестокий правитель напал на деревню, в которой жила девушка и ее родные, и силой привел ее к себе. В день свадьбы был разведен праздничный костер. Юная красавица не представляла себе жизни без своих родных, с жестоким вождем. В свадебном красном наряде бросилась она в костер. Но боги смилостивились над ней, и не успела она упасть в огонь, как превратилась в деревню красный цветок антуриума, такой же изящный, каким была юная красавица. А всю боги превратили в густой, непроходимый тропический лес. Капли влаги, непрерывно стекающие по листьям деревьев и трав, - это слезы безутешных родных, так и не смирившихся с потерею дочери. А сама красавица, превращенная в антуриум, расцветает ежегодно, радуя всех своей красотой.

http://s5.uploads.ru/BO1ac.jpg  http://s5.uploads.ru/t/9hTmR.jpg  http://s4.uploads.ru/t/SXgfT.jpg

+1

113

Очень красивая легенда!

0

114

Подснежник

http://s9.uploads.ru/t/Qv0uR.jpg

Всем знакомо невысокое скромное , которое первым оживает после зимы в наших садах и лесах. Сначала выпускает пару линейных листьев, и вскоре зацветает поникающими белыми колокольчиками. Ему не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. И вот уже множество белых колокольчиков украшают первые проталины. И это верный знак - весна совсем близко!
По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.

Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику кипельно-белый.
Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучимы друг с другом, как друзья.

http://s9.uploads.ru/t/GNJzp.jpg

Другая легенда говорит, что однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.

http://s8.uploads.ru/t/hDigw.jpg

Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку.
Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству. И вот однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в лесу было еще немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес. Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться. Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он ее и повез в свою берлогу. Но девушка не растерялась - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы - подснежники. По ним-то брат и нашел дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

http://s8.uploads.ru/t/KOH1N.jpg

А вот еще одна красивая польская легенда о происхождении подснежника.
На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы - подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.

http://s9.uploads.ru/t/4DoMp.jpg

Есть и немецкая версия истории происхождения подснежника.
Когда земля впервые окуталась снегом, ей очень не хватало зеленой травы, цветов и прекрасных растений. И тогда белый подснежник достался холодной зиме и колкому снегу, как предвестник уходящих морозов. Подснежнику снег так обрадовался, что позволил цвести прямо под своим холодным покрывалом.

http://s9.uploads.ru/t/Oemtv.png

В Румынии и в некоторых странах существует один прекрасный весенний обычай. Первого марта все люди дарят своим любимым или родным и близким небольшой подарок - Марцишор. Это два шелковых шнурочка с кисточками на концах, сплетенные вместе (один должен быть белого, а второй красного цвета) и цветок (чаще всего это - подснежник), сердечко или что-нибудь другое. Таким образом, люди отмечают приход весны, считая первое марта своеобразным праздником весны и любви. А сама легенда звучит следующим образом.
Однажды Солнце спустилось в одном селе в виде молодого человека, чтобы немного повеселиться. Злой Змей долго сторожил его, а потом выкрал среди людей и закрыл в своем дворце. Мир загрустил, птицы перестали петь, источники перестали течь и звенеть, а дети забыли, что такое веселье и смех. Мир погрузился в мрак, печаль и уныние. И никто из жителей не посмел бороться со страшным Змеем. Но нашелся один смелый юноша, который вызвался спасти Солнце. Многие люди снаряжали его в дорогу и давали ему свою силу, чтоб он мог побороть Змея и освободить Солнце. Путешествие продолжалось все лето, всю осень и всю зиму.
Нашел парень дворец Змея, и завязался бой. Юноша победил Змея и освободил Солнце и оно поднялось на небо. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну, так как был смертельно ранен. Его теплая кровь стекала из раны и текла на снег. Там, где снег таял, вырастали белые цветочки - подснежники, вестники весны. Последняя капля крови упала на белый снег. Умер мужественный юноша.
С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти молодые люди сплетают два тонких шнурочка с кисточками: один белый и один красный. Они дарят их девушкам, которых любят, или близким и родным. Красный цвет обозначает любовь ко всему прекрасному, напоминая цвет крови юноши, а белый цвет символизирует здоровье и чистоту подснежника - первого весеннего цветка.

http://s9.uploads.ru/t/qvNfK.png

Самая же малоизвестная история – из России. Это не легенда, а вполне реальный случай, описанный Отто фон Бисмарком. Во время своего визита в Россию, прогуливаясь по Летнему саду, он заметил, что некий часовой охраняет совершенно пустое место. Никто не мог объяснить странную традицию, кроме старого служителя. Он рассказал, что когда-то, ещё при его отце, Екатерина Вторая, увидев первый подснежник на газоне Летнего сада, поставила часового для охраны весеннего чуда. Подснежник отцвёл, однако солдаты продолжали выполнять императорский указ ещё много лет!..
Неважно, как рассматривать подснежник – как символ надежды, дружбы или верности. Главное помнить, что этот цветок, как и любое проявление жизни на земле, заслуживает уважения и нежности!

http://s8.uploads.ru/t/pbW86.jpg

Род подснежников (Galanthus) состоит из 12-18 видов (разные источники указывают разное количество), которые происходят из лесов, лугов и гор Европы, Кавказа и Турции. Национальные названия галантуса (русское - подснежник, английское Snowdrop - снежная капля), безусловно, указывают на ранний период цветения этих растений, буквально из-под снега. В разных климатических зонах Европы подснежники цветут в разное время, от декабря-января до марта-апреля.
Подснежники достигают высоты 20-25 см; разные виды имеют разный размер и форму цветка, который состоит из 6-ти околоцветников, некоторые из которых украшены зеленым пятнышком.
Большую часть года подснежники проводят в виде луковиц под землей, становясь активными только с осени (когда луковицы "просыпаются" и начинают доращивать корни) и до весны (когда они трогаются в рост, зацветают и набираются сил для нового сезона в период между цветением и отмиранием листьев).
Размножаются подснежники луковицами, которые разрастаются в летний период. Выкопки луковиц и разрежения они почти не требуют, несмотря на то, что за годы могут разрастаться в целые большие колонии. Пересадки подснежники не любят, но если она необходима, то делать это нужно "по зеленому" (в отличие от других луковичных), т.е. сразу после отцветания, когда листья еще зеленые, и лучше с комом земли. Сажать луковицы следует немедленно после выкопки на глубину около 5 см. Размножение семенами возможно, но это не самый лучший способ, так как зацветут такие растения только через 4-5 лет.
http://s9.uploads.ru/t/FVav9.jpg

Подснежники любят полутень и малотребовательны к почвам. Они зимостойки и предпочитают зоны с минусовыми температурами зимой, хотя бы на непродолжительное время. Два важных условия для успешного цветения - обилие влаги и хотя бы несколько часов света в весенний период. В природе эти условия успешно соблюдаются естественным образом. В саду же, если зимы в ваших краях бесснежные, необходимо поливать подснежники в период закладки бутонов и цветения. Чем холоднее погода, тем дольше продолжается цветение подснежников. После окончания цветения листьям следует дать отмереть естественным путем.
http://s8.uploads.ru/t/Gwe3i.jpg

Как и многие другие луковичные, подснежники не требуют почти никакого ухода. Однако порой новоприобретенные подснежники бывает трудно заставить цвести в течение пары лет. После того, как они успешно укоренятся и почувствуют себя "дома" в вашем саду, они будут цвести год за годом, почти не требуя от вас никакого внимания.
В саду подснежники могут расти на альпийской горке, под деревьями и кустарниками, в контейнерах, на лужайках, на невысоких цветочных клумбах. Лучше всего смотрятся подснежники отдельными многочисленными компактными группками, хотя возможна и равномерная посадка в виде "ковра".
Имеет смысл высаживать подснежники под листопадными кустарниками или деревьями, а также многолетниками. Таким образом, в зимне-весенний период подснежники получат достаточно солнечного света для успешного цветения, а в период покоя луковиц разросшаяся зелень покроет места их посадки. Подснежники также можно высаживать вместе с другими луковичными, период вегетации которых начинается позже: за их свежей зеленью не будет видно желтеющих и отмирающих листьев подснежников.
Хорошими партнерами для подснежников являются такие же раннецветущие: морозостойкие цикламены, крокусы, морозники, нарциссы, а также хосты, примулы, пролески, медуницы и другие весенние многолетники.
Срезанные подснежники отлично смотрятся в виде букета в небольших вазочках. Чтобы они простояли дольше, избегайте ставить их на солнечном свету и не забудьте периодически добавлять в воду лед.

http://s8.uploads.ru/t/5ehvk.jpg

0

115

Легенда о папоротниковом цвете

Папоротники всегда привлекали к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Они считались особыми, таинственными и затаёнными растениями, не похожими на все остальные. Они вечно что-то скрывали, росли в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.
Людей всегда привлекала таинственность этих pастений, загадка их pразмножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет - значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них - скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал - папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

http://s16.radikal.ru/i190/1106/9d/509ec7629d36t.jpg

Хорошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pраспускается раз в году в ночь на Ивана Купала (летнее солнцестояние). В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

http://s010.radikal.ru/i312/1106/6b/dcabe94568b2t.jpg

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

http://s001.radikal.ru/i193/1106/66/74e6aed15969.jpg

В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в "Вечерах накануне Ивана Купала" так описывает цветение папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло...". Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

http://s009.radikal.ru/i309/1106/73/d2753ef1b02f.jpg

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

http://s002.radikal.ru/i199/1106/a6/21bde6c63e41.jpg

В России бытовала такая легенда о папоротнике. "Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего".

http://i065.radikal.ru/1106/71/0d95046a4663.jpg

Неудивительно, что с этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной легенде, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум - венерин волос.

http://s004.radikal.ru/i206/1106/f3/ca5ac7be4235.jpg

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался "надёжным" и сильно действующим "ведьмин корнем".

http://i002.radikal.ru/1106/20/30b18401d54d.jpg

Рассказывают, что у крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

http://s015.radikal.ru/i330/1106/5b/c71164865853.jpg

0

116

Monika написал(а):

Хорошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pраспускается раз в году в ночь на Ивана Купала (летнее солнцестояние). В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.


Не завтра ли этот день солнцестояния наступает к вечеру?

0

117

Helena написал(а):

Не завтра ли этот день солнцестояния наступает к вечеру?

Helena, он уже прошел.
"21 июня 2014 года, в 14 час 51 минуту по Московскому времени наступит летнее солнцестояние, середина природного лета и самый длинный световой день в году"

2015 год: 21 июня 16ч.38м. по Гринвичу (21 июня 19ч. 38м. по Москве)
2016 год: 20 июня 22ч.34м. по Гринвичу (21 июня 1ч. 34м. по Москве)
Древние празднования Дня летнего солнцестояния

Иванов день, Лита и Купала – древнейшие европейские фестивали, приуроченные ко дню летнего солнцестояния. Эти праздники были самыми радостными и пышно отмечались нашими предками в течение столетий. Будучи не в состоянии запретить и вычеркнуть их из памяти народов, Христианская церковь ввела на 24 июня праздник рождества Иоанна Крестителя (в России отмечается по Юлианскому календарю 7 июля).

Для язычников солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в изобилие с созреванием урожая. Однако середина лета напоминала также о предстоящем сокращении светового дня и неминуемом приближении осени, а потом и зимы.

0

118

LUBUSHKA написал(а):

Helena, он уже прошел.


Фу ты ну ты... Я неделю назад поискала когда будет праздник Ивана Купалы в 2014 году, и получила ответ на нескольких сайтах - 24 июня..... Еще одно подтверждение, что нужно искать в правильных местах...

Отредактировано Helena (2014-06-22 16:52:01)

0

119

Helena написал(а):

Фу ты ну ты...

У нас здесь темка есть (Магические праздники) так вот сейчас Лита была или Иванов день.

0

120

LUBUSHKA написал(а):

У нас здесь темка есть (Магические праздники) так вот сейчас Лита была или Иванов день.


Поняла, спасибо, LUBUSHKA. http://s41.radikal.ru/i094/1301/36/c57ff9e320f1.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Мифология » Легенды о цветах.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC