Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » Персонажи , придуманные и существующие только в России.


Персонажи , придуманные и существующие только в России.

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Персонажи из сказок, фильмов и мультфильмов, придуманные и существующие только в России
Автор: Андрей Р.

http://sg.uploads.ru/CjkZw.jpg

Снегурочка

В некотором царстве, в русском государстве…
Придуманные в России персонажи — это символы детства каждого из нас, при этом в разных странах мира они абсолютно иначе воспринимаются. К примеру, если в российской мифологии Баба-яга — это нечисть, то у скандинавов похожий персонаж — это богиня царства мертвых, Хель.

Женские образы: «свет мой, зеркальце, скажи…»
Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья-искусница, Царевна-Лягушка, Снегурочка, Аленушка — женские образы, которые обладали не только сногсшибательной женской логикой, но и добротой, мудростью, красотой, искренностью. Самый яркие из них, это:

1 Снегурочка.

Хрупкая, маленькая девочка, помощница Деда Мороза — любимая новогодняя гостья, пример для подражания непослушным детям. С середины 19 века на смену образу маленькой внучки приходит юная красавица, с обязательным кокошником или меховой шапкой, предпочитаемые уборы русских женщин.

Ни одна страна мира не может похвастаться такой же волшебной и романтической биографией, как русская Снегурка. В Италии — это фея Бефана, старушка с крючковатым носом, которая прилетает к детворе на метле, даря подарки. Эдакий, «Дед Мороз» в юбке. Монголы свою Снегурочку называют Зазан Охин, девочка Снег. Героиня по традиции загадывает загадки и дарит подарки только после того, как услышит разгадку. В США же у Санты из помощников одни олени, а Снегурочки нет.

Любопытно, что если попробовать перевести слово Снегурочка на английский, воспользовавшись сервисом «Google переводчик», то результат будем всегда разным. Вчера Снегурочку перевели, как «Snow — boy» (если дословно — снежный мальчик). Сегодня, Снегурочка в базе сервиса переводится, как Snow-maiden (Сделанный из снега).

2 Маша

Неугомонная спутница Медведя, непослушный персонаж бьющего все рекорды ЗD мультфильма.

Зеленоглазая непоседа в совершенстве владеет приемами рукопашного боя, обожает капризничать и хулиганить, задает вопросы, на которые сложно дать ответ. Прототипом мультсериала, стала фольклорная героиня русской народной сказки. Черты характера режиссер О.Кузнецов позаимствовал у героя рассказа О. Генри «Вождь краснокожих». Команда создателей сериала не адаптирует исконно русских героев для трансляции в различных странах.

3 Баба-яга

Ведьма, героиня славянской мифологии, наделенная магической силой. Отрицательный персонаж заманивает добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, в обязательном порядке дарит героям сказочного коня и волшебный навигатор тех времен — клубок с нитками. Русская ведьма не всегда дружелюбна, но если вы наделены даром красноречия, она может помочь.

4 Жар-птица

Сказочная птица, исцеляющая больных и возвращающая зрение слепым, приходится родной сестрой западноевропейской птице Феникс, которая умела возрождать из пепла. Папой двух огненных героинь, скорее всего, был Павлин.

Каждая героиня — это индивидуальность, воплощающая добро или зло, её действия и поступки напрямую связаны с характером и выполняемой миссией.

0

2

Мужские образы: «не перевелись ещё богатыри на земле Русской!»

Не менее колоритен топ положительных мужских образов, ярко передающий дух русского человека. Главные образы всегда антагонистичны: в противовес прекрасному обязательно найдется плохое. Без каких мужских образов немыслимы русские сказки:

1 Дед Мороз.

В русской версии — Морозко, Студенец, могучий повелитель зимней вьюги. Обожаемый детворой персонаж ездит на тройке лошадей, стуком посоха сковывает водоемы и реки, холодным дыханием заметает города и села. В Новый Год вместе со Снегурочкой дарит подарки. Во времена СССР Деда переодели в красную шубу, цвет флага страны. Образ популярного Деда, который «бродит по лесам и лугам» в разных странах обыгран по-разному: Санта- Клаус, Йоулупуки, Йыулувана.

Это интересно:

По самым скромным оценкам ученых, Деду Морозу уже более 2000 лет. За две тысячи лет Дед Мороз не раз представал в разных образах. Сначала — в облике языческого бога Зимника: старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. А в четвертом веке Деда Мороза напоминал святой Николай-Чудотворец, живший в Малой Азии в городе Патары.

Приходить в дом с подарками дедушка стал с началом празднования Нового года на Руси. Раньше он дарил подарки послушным и умным, а озорников колотил палкой. Но годы сделали Деда Мороза сердобольнее: палку он заменил на волшебный посох.

Кстати, на страницах книг Дед Мороз впервые появился в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. В книге стало известно имя и отчества зимнего кудесника — Мороз Иванович.

В двадцатом веке Дед Мороз чуть было не исчез. После революции посчитали, что праздновать Рождество – вредно для народа, ведь это самый настоящий «поповский» праздник. Однако в 1935 году опалу наконец-то сняли, и вскоре Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов.

2 Три Богатыря.

Сильные, отважные, веселые герои давно стали символом России, благодаря серии полнометражных приключений Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. На самом деле, отважные молодцы никогда не встречались в жизни, согласно былинам они даже жили в разные века.

Это интересно:

В 2015 году, вышедшая на экраны 6-я часть саги — «Три богатыря: Ход конем» собрала 962 961 596 рублей. Почти 1 млрд рублей! Таким образом, картина стала самым кассовым анимационным фильмом года. Хотя начиналось все скромно: касса первой части — «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004) — составила 48 376 440 рублей. Дальше сборы неуклонно росли.

3 Иван-дурак (третий сын)

Персонаж, воплощающий особую «волшебную стратегию»: герой действует вопреки здравому смыслу и всегда добивается успеха! Дурак превосходно разгадывает загадки, побеждает нечистую силу и доблестно спасает главную героиню.

Буратино, Крокодил Гена, Доктор Айболит, Бармалей, Винни-Пух, Кот Леопольд и кот Матроскин — тоже являются одними из самых популярных и любимых героев российского кинематографа, которые по праву занимают высокие позиции рейтинга сказочных персонажей.

0

3

Нечисть: хранители лесов, болот и домов

Самую большую группу русского народного эпоса составляют мифические существа. Водяной, Кикимора, Леший, русалки, Домовой, Баба-Яга — магические образы, которые появлялись вместе с необъяснимыми силами природы. По своим поступкам и характеру — это больше отрицательные персонажи, но вместе с тем, они обаятельны и харизматичны в современных фильмах и мультфильмах, к ним относятся:

1 Кощей Бессмертный.

Персонаж, обладающий сверхъестественной силой. По поверьям — это коварный старик, убивающий домашних животных. Чародей часто похищает невесту главного героя в надежде на «взаимную любовь».

http://sg.uploads.ru/B3Frt.png

Это интересно:

В советском кинематографе Кошея блистательно играл актер Георгий Милляр. В основном он играл всякую нечисть и приходилось накладывать сложный грим. Но для роли Кощея Бессмертного грим практически не был нужен, так как актер сам напоминал живой скелет (после заболевания малярией вес актера был всего 45 кг).

Кощей Бессмертный — Георгий Милляр

2 Кот-Баюн

Помощник Бабы-Яги. Говорун, рассказчик, который своими речами «заговаривает» путников, исцеляет их, или наоборот «отправляет на верную погибель» к своей хозяйке.

Это интересно:

Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять». Гениальный Александр Сергеевич Пушкин трепетал перед русским народным фольклором. Именно из русских сказок Кот-Баюн перекочевал в пролог поэмы «Руслан и Людмила», и стал котом-ученым:

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

3 Леший

Могущественный дух-хозяин леса. Люди относятся двояко к старичку-боровичку, он может пошалить и «заблудить» человека, который ему не понравился, вместе с тем он охраняет лес и спасает понравившихся ему странников.

Это интересно:

Леший был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей. Происхождение леших в каждом регионе России разное. В одном утверждается что леший — это порождение дьявола. Созданное, как ответ Богу на создание людей. Бог рассердился и велел свергнуть всю чернь с небес, когда черти были свергнуты, то посыпались на землю как яблоки. Кто в воду упал тот Водяной, кто в лес Леший, кто в дом Домовой.

http://sd.uploads.ru/CQRxt.jpg

4 Змей Горыныч

Огнедышащий дракон, олицетворение зла. Интересно, что в Китае — дракон, это символ добра и понимания, защитник от злых духов.

Змей-Горыныч
Единоборство со Змеем Горынычем у Виктора Васнецова, «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год.
Нечистая сила у славян — это собирательный образ лесных, домовых, водных и прочих духов, которые иногда представлены в добром аспекте. В современных версиях многие отрицательные герои представлены по-доброму. Они милые, бесшабашные, с хитринкой, часто помогают главному герою добиться поставленной цели.

Иллюстрация на превью: Дмитрий Макаров

0

4

КТО ТАКАЯ СНЕГУРОЧКА И ОТКУДА ОНА ВЗЯЛАСЬ?
Автор: Анна Федулова

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?
Кто родители Снегурочки и где они сейчас?
Кто автор сказки про Снегурочку?
Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?
Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?

http://sd.uploads.ru/ox36U.jpg

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Кто родители Снегурочки и где они сейчас?

http://sh.uploads.ru/yb72l.jpg

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Кто автор сказки про Снегурочку?
http://sg.uploads.ru/mULa6.jpg

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

http://s8.uploads.ru/2MgYc.jpg

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Место рождения Снегурочки

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка.

0

5

Странница написал(а):

драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Я в студенческом спектакле в одном из дипломов сокурсницы играла Весну. Очень удивлялась тому, что она меня выбрала на эту роль. http://s018.radikal.ru/i518/1306/71/1f60354a7cc7.gif

0

6

Странница написал(а):

Домовой,


НИССЕ - НОРВЕЖСКИЙ ДОМОВОЙ

Ниссе бывают самыми разными. Так например, сохранился рассказ о появлении первого норвежского рождественского ниссе. В Рождественскую ночь в далёком 1580 году какой-то мальчик решил подшутить над своей маленькой сестрёнкой. Он взял и выставил на улицу её пустую чашку, а сестрёнке сказал: «Если ты была послушной в этом году, то придёт ниссе и положит что-нибудь в твою чашку.

http://sh.uploads.ru/t/g8imu.jpg

А если ты вела себя плохо, чашка так и останется пустой!» В это время ниссе, жившему на том хуторе, случилось проходить мимо дома. Услышав слова мальчика, он остановился у пустой чашки и положил в неё две серебряные монетки. Эта забава настолько пришлась ниссе по вкусу, что с тех пор стал он перед каждым Рождеством подбрасывать мелкие деньги и сладости в пустые кувшины из-под сливок, чашки и корзины.

В наши дни рождественских ниссе множество, и они обитают по всей стране. Глава всех рождественских ниссе Норвегии живёт недалеко от Осло. У него есть собственный хутор в коммуне Фрогн, а в городе Дрёбак находится почта, куда каждый год приходят тысячи писем от детей. Считается, что сейчас во главе рождественских ниссе стоит сын того самого ниссе, который впервые подарил две серебряные монетки маленькой девочке более четырёхсот лет назад...

С христианством связана и вера в церковных ниссе. Говорят, что прежде они жили почти во всех церквях Норвегии. Домик такого ниссе, напоминающий большое гнездо, может находиться в дыре в полу слева от входа в церковь, или на церковном чердаке, или на колокольне. Спит он в старом деревянном башмаке звонаря. Каждую субботу церковный ниссе вытирает пыль со скамей и кафедры, моет полы и выметает паутину из углов. Кроме того, он следит за тем, чтобы мыши не прогрызали дыры в органных мехах. Единственное, чего не любят церковные ниссе, — это колокольный звон. Поэтому в день службы они или стараются уйти подальше от церкви, или остаются сидеть у входа, но закрывают уши руками и сидя так, приветливо кивают прихожанам.

http://s3.uploads.ru/t/0eR9y.jpg

Но, конечно, самой большой известностью пользуются домовые ниссе, самые древние среди рода ниссе. Только с XVIII века их стали называть так же, как рождественских и церковных ниссе, причём это вошло в обычай только на востоке и на юге Норвегии, под датским влиянием.

В остальных частях страны у домового ниссе много других имён. Так, в Телемарке его называют томтегуббе (tomtegubbe) — «старичок с обжитого места» или тункалл (tunkall) — «дворовый мужичок», в Сетесдале — хаугбонд (haugebonde) — «бонд из кургана», в Согне и Северной Норвегии — губонд (godbonde) — «хороший бонд». Известно и древненорвежское имя домового ниссе, оно означает «хранитель хутора». Отсюда происходит западно-норвежское название домового ниссе: гардвор — gardvor. Эти имена говорят о том, что традиции, связанные с домовым ниссе, очень древние и берут своё начало в почитании умерших предков — хранителей рода. И действительно, в народных поверьях домовым ниссе очень часто считали основателя и первого хозяина хутора.

"Странное существо этот ниссе. У него всего четыре пальца на каждой руке, так как не хватает большого. С ниссе лучше дружить, потому что своими восемью коротенькими пальчиками он схватил как-то одного силача и избил его так, что тот остался калекой на всю жизнь. Но вообще-то ниссе не так уж и плох, если только, конечно, давать ему его законную кашу. И каша с маслом не такая уж большая плата за всё то, что он делает.
Ниссе ухаживает за коровами и за лошадьми, крадёт сено и зерно с соседских хуторов и делает для своего хозяина всё, что может. Немногого стоит хутор без ниссе. Но он любит и пошалить. То на чердаке, то в сарае можно услышать, как ниссе, проказничая, хихикает и посмеивается. Часто при луне сидит он на высоком въезде в сарай, свесив ножки.
А иной раз дёргает на дворе кота за хвост или дразнит собаку. Или же прикинется комочком шерсти и лежит совсем тихо. Если же кто, проходя мимо, возьмёт этот комочек шерсти, чтобы рассмотреть поближе, раз — и выпрыгнет ниссе, а потом встанет в своём настоящем облике — маленький, коренастенький — и расхохочется".
Т. Киттельсен

В старину верили, что ниссе живёт на каждом хуторе, чаще всего — в сенном сарае, хлеву или амбаре. Но порой говорили, что дом ниссе находится под самым старым деревом на хуторе, которое ни в коем случае нельзя было рубить. Один из рассказов о таком дереве записал в XIX веке священник Магнус Броструп Ландстад:
Не так давно на хуторе Фьёне в Нисседале жила одна женщина. Каждый вечер относила она под старую липу кашу и пиво для ниссе. И каждый раз на следующее утро горшок из-под каши был пуст и стоял вверх дном. Как муж ни просил жену оставить эту затею, она его не слушалась. Тогда однажды вечером под Рождество муж взял топор и решил срубить дерево. Но не успел он ударить топором и трёх раз, как вдруг откуда ни возьмись появился ниссе, схватил его и основательно поколотил. Маленький ниссе настолько сильно избил бедного мужчину, что тот не смог сам вернуться домой. Так он и лежал возле дерева, полумёртвый от побоев, пока люди не нашли его.

На некоторых хуторах верили, что у ниссе есть особая комната в доме или особая кровать, на которую нельзя было ложиться никому, кроме самого ниссе. Рассказывают, что как-то раз на один хутор пришёл человек и попросился на ночлег. Служанка отвела его в комнату и показала ему кровать. Она предупредила гостя, что на другую кровать ложиться нельзя, так как она принадлежит ниссе. Гость не поверил этому и лёг в кровать ниссе. Как только он уснул, пришёл ниссе и тихонько переложил его на лавку у входа. Гость проснулся и опять лёг в кровать ниссе. И снова ниссе перенёс его на лавку, на этот раз не так аккуратно. А гость взял да и лёг в кровать в третий раз, но тут ниссе с такой силой швырнул его на пол, что у него затрещали кости. Еле-еле дополз гость до кровати, указанной ему служанкой, и больше ему никто не мешал спать до самого утра.

"В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре"

+1

7

Что объединяет доктора Фауста, барона Мюнхгаузена, мистера Шерлока Холмса, дядю Тома, морячка Попая и маленького принца? Дело в том, что у всех этих персонажей есть свои музеи. Для вымышленного существа и для его создателя — это великая честь. Потому что музей персонажа – наивысшее доказательство его достоверности и знак безоговорочного всенародного поклонения автору.

Мировая музейная практика насчитывает несколько десятков музеев литературных, фольклорных и киноперсонажей. В какие-то музеи устремляются идолопоклонники и любопытствующие со всего мира, другие пока несут бремя «муниципальной» славы.

С каждым годом число этих необычных музеев пополняют российские квартиры, дома, усадьбы и даже целые поселки, посвященные жизни и приключениям героев, в существование которых мы безоговорочно верим всей страной.

№1. «Дом станционного смотрителя»

http://sg.uploads.ru/0vFQs.jpg

Первый в нашей стране музей вымышленного героя был открыт в октябре 1972 года, 45 лет назад в деревне Выра под Ленинградом. Из соображений литературной политкорректности гордое право первой ласточки было отдано персонажу, рожденному под пушкинским гусиным пером с орешковыми чернилами – Самсону Вырину.

Место было выбрано неслучайно – отмахав 70 верст, нарочные останавливались на ночлег или меняли лошадей на третьей станции Белорусского тракта — Выре. По архивным документам и описаниям из повести «Станционный смотритель» в доме тщательно воссоздана атмосфера дорожной станции эпохи Николая I. В каждом предмете, в каждой вещице таится душа вымышленного героя – вот недошитый сарафан, тут – шнурованная книга, стол накрыт к чаю – кажется, пожилой отец с дочерью вышли и вот-вот вернутся, что бы продолжать разматывать и распутывать свой вечный печальный сюжет.

№2. Музей литературных героев «Повестей Белкина»
Село Львовка, расположенное в Большеболдинском районе Нижегородской области, с XVII века было вотчиной Пушкиных и получило название по имени деда поэта – Льва Александровича. В 2005 году в барской усадьбе за рощей Лучинник был открыт музей героев «Повестей Белкина».

Komnata-Ivana-Petrovicha-Belkina

http://s9.uploads.ru/LZv0l.jpg

Одна из комнат особняка посвящена Ивану Петровичу Белкину – вымышленному автору повестей – здесь висит его портрет, здесь стоит гнутый стул, полулежа на котором рассказчик храпел во сне – попробуйте-ка не поверить в реальность этого персонажа! Остальные комнаты – идеальные декорации для пяти повестей цикла. В комнате Лизы Муромской на стуле небрежно висит крестьянское платье; далее мы находим собранный сундук Марьи Гавриловны; потом заходим в комнату, где Сильвио оставил на столе на вершок ото лба простреленную красную шапку…

Сам дом, с его очаровательной старинной провинциальностью  и все его ландшафтное окружение воспринимаются как подлинные иллюстрации к белкинскому циклу.  Здесь все подлинное, честное, настоящее.

№3. Музей поэмы «Анна Снегина»

http://sh.uploads.ru/awyfG.jpg

Усадьба Кашиной. Фото: ny.rzn.info
В 1995 году к 100-летию со дня рождения Есенина в Константинове был открыт музей Анны Снегиной. Последняя Константиновская помещица Лидия Кашина, много лет дружившая с поэтом, стала прототипом главной героини – молодой дворянки, юношеской любви главного героя Сергуши. Именно в усадьбе Кашиной и расположилась экспозиция музея.

Благодаря множеству фотографий и подлинных вещиц, некогда принадлежавших Кашиной-Снегиной, и десяткам писем, написанных её легендарным односельчанином, явь здесь настолько переплетается с художественным вымыслом, что не возможно уже отделить реальную историю от красивого сочинения.

№4. Музей «Двух капитанов»

http://s7.uploads.ru/SKGZs.jpg

Музей В. А. Каверина
Помните, «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? В родном городе Вениамина Каверина — Пскове с 2002 года работает музей романа «Два капитана». В самом центре музея на мачте развевается флаг со знаменитым девизом, а экспонаты рассказывают о прообразах главных героев, о замысле романа и конечно об освоении Крайнего Севера.

«Два капитана» — произведение трудной судьбы. Книга, воплотившая мечту всех послевоенных мальчишек, послужившая основой для одного из лучших приключенческих советских фильмов, в нашей памяти неразрывно связана со страшной трагедией конца ХХ-века – мюзиклом Норд-Ост. Поэтому музей «Двух капитанов» – это еще и место памяти.

На огромных картах Севера проложены маршруты Брусилова, Седова, Татаринова. Юные посетители, обожающие музеи, в которых разрешается все трогать, на магнитных кораблях пройдут легендарными маршрутами, используя настоящий корабельный компас. Здесь, в этом необычном музее, витает дух героических приключений. Сюда стоит идти за своими детскими мечтами и затем, чтобы было о чем мечтать.

+1

8

№5. «Нехорошая квартира»
http://sh.uploads.ru/39GYl.jpg

Государственный музей Булгакова на Садовой-Спасской, 10 в Москве сегодня больше известен как квартира Воланда или «Нехорошая квартира». По тексту легендарного романа Воланд, отправив Степу Лиходеева в Ялту, поселился именно здесь, в квартире № 50, в настоящем коммунальном аду. На самом деле в этой квартире с 1921 по 1924 жил сам писатель. Кстати, в этой же квартире по легенде проживала некая Анна Горячева – та самая Аннушка.

Нехорошая квартира № 50 расположена на пятом этаже пятиэтажного дома. Из окна открывается вид на противоположное крыло дома и еще одну «нехорошую квартиру», связанную с «Мастером и Маргаритой» — квартиру № 34, также послужившую прообразом места с дурной энергетикой.

Интересный факт – в Санкт-Петербурге тоже существует «нехорошая квартира». Только не Булгаковская, а Толстовская. Ее номер 60 и расположена она на шестом этаже шестиэтажного дома на набережной реки Фонтанки.

№6. Музей Остапа Бендера

http://sd.uploads.ru/V8fmz.jpg

Музей Остапа Бендера Козьмодемьянск. Фото: kvartirka.com
Горячо любимый домашними хозяйками, вдовами и даже женщиной — зубным техником авантюрист-романтик господин О. Бендер удостоился двух музеев – в Санкт-Петербурге и в Козьмодемьянске.

Один раз в год в дни проведения фестиваля «Бендериада» Козьмодемьянск переименовывается в Нью-Васюки и превращается в карнавал юмора. Сюда на «межпланетный» шахматный турнир и аукцион, где можно приобрести стул с бриллиантами, съезжаются поклонники Ильфа и Петрова. Когда город отдыхает от праздника, бендероманы могут посетить музей — старинный купеческий особняк, назначенный местом боевой славы легендарного литературного героя.

В 1995 году музей Бендера открылся в Санкт-Петербурге. Следуя неподражаемому стилю главного героя, музей несколько раз закрывался. Однако всегда получал новое рождение, последнее из которых произошло совсем недавно – летом 2016 года.

В экспозиции музея представлены аутентичные вещи, копии тех, что фигурируют в романе – знаменитое чайное ситечко, пенсне Кисы Воробьянинова, стол из конторы «Рога и копыта» и конечно гиря, которую даже можно попробовать распилить. На недоуменный вопрос «Почему, вдруг, Петербург?», создатели музея отвечают так: прототипом Бендера по одной из версий был Осип Шор – яркий, авантюрного склада господин, проживавший здесь в студенческую бытность. Впоследствии Осип Шор был замечен как мнимый перспективный жених, великий шахматист и великий художник… Узнаваемый персонаж, одним словом.

№7. Музей Снегурочки

http://sg.uploads.ru/qNZUy.jpg

Терем Снегурочки в Костроме, фото: intel-tour.ru
Музей этого литературного персонажа был открыт в 2008 году в Костроме. Именно здесь в 1873 году Островский под впечатлением от сказок Афанасьева сочинил пьесу о бледной светловолосой девушке, дочери (!) Деда Мороза и Весны-Красны. Пьеса почти десять лет оставалась незамеченной публикой, до тех пор, пока Римский-Корсаков не написал по ее мотивам одноименную оперу.

Кроме Снегурочки в музее «живут» и другие представители фольклора, от домовых до кота Баюна. В музее можно увидеть сани, на которых Снегурочка с Дедом Морозом доставляет детям подарки, побывать в Ледяной комнате и даже попробовать снежный коктейль.

№8. Музей Чебурашки

http://s7.uploads.ru/VONKp.jpg

Музей в школе – куда ни шло, а музей в детском саду – мыслимо ли такое?! Оказывается, да. В Москве недалеко от метро Выхино в детском садике и школе № 2031 работают две площадки экспозиции, посвященной Чебурашке. Перед входом – телефонная будка, в которой жил любимый детский герой, внутри – история создания трогательного и странного существа и множество его воплощений – «чебурашечных» поделок.

Кстати, инициатором создания музея  выступил сам Успенский, он долго искал единомышленников в издательствах, но нашел их только… в детском саду. В настоящий день, по словам Успенского, Чебурашка превзошел в популярности самого автора.

№9. Деревня Простоквашино

http://sg.uploads.ru/JY1cp.jpg

Эдуард Успенский – мастер воплощения литературных героев. Герои баек из жизни Простоквашино, так же как и Чебурашка, в ближайшее время должны обзавелись адресом и музеем. В Тонкинском районе Нижегородской области есть деревенька Простоквашино. В ней 17 домов и 10 жителей.

Компания энтузиастов собирается превратить один из заброшенных домов в музей, посвященный дяде Федору, Матроскину, Шарику и всем, всем, всем. А что делать дальше? Что-что? Искать клады. Собирать грибы в чемодан. Ходить на фотоохоту. И конечно принимать гостей.

***

Вот так вымысел становится  реальностью. Миф — историей. А популяция планеты пополняется исключительными личностями.

Кстати, как вы думаете, какой еще литературный или киноперсонаж достоин музея?

+1

9

Кому неизвестно словосочетание «русская матрешка»?

Замысловатая игрушка стала так популярна в России, что мало кто может усомниться в ее древнем происхождении и истинно русской природе.
Тем не менее, нашей матрешке чуть более ста лет. Как народный промысел матрешка молода, но ее происхождение овеяно тайной. Неизвестно точное время изготовления первой матрешки и исторические предпосылки. Возникают вопросы по поводу авторства первой матрешки и ее названия.

История матрешки
http://sd.uploads.ru/RTzne.jpg

Фукуродзю

Многие исследователи придерживаются версии происхождения матрешки от японской складной игрушки, изображавшей одного из семи японских богов удачи – Фукуруму (Фукурокуджу, Фукурокудзю) — бога учености и мудрости. Но проблема заключается в отсутствии такой игрушки у японцев, а также и самого слова «фукуруму».

Существует легенда XV века, по которой семь китайских мудрецов на корабле сокровищ перебрались в Японию. Среди них был мудрец Фукуродзю (Фукурокудзю). В Японии он считается богом мудрости, ученой карьеры, интуиции и долголетия. Фукуродзю является синтезированным образом трех китайских звездных старцев Фук, Лук и Сау (Фу, Лу и Шоу), поэтому имеет еще одно имя Шоу – Син.

Изображение Фукуродзю, чаще всего рисованные или скульптурные (нэцкэ), отличалось вытянутой вверх головой, что свидетельствовало о его мудрости. Складной игрушки этого божка, тем более популярной, скорее всего, просто не существовало. Во всяком случае, найти материал по японской складной кукле очень сложно.

Некоторые русские и японские исследователи считают прообразом матрешки очень популярную в Японии куклу Дарума. Появление фигурок дарума датируется XII-XIV веками. Эта кукла несет ярко выраженное религиозно – культовое и даже магическое значение. Особенностью ее является наличие пустых глазниц.

http://s7.uploads.ru/goBpM.jpg

Дарума

Покупая такую куклу перед Новым годом и загадывая желание, японцы рисуют ей один глаз и оставляют на год. Если желание сбывается, ей рисуют второй глаз, если не сбывается – несут обратно в тот храм, где её купили. Собранные таким образом куклы впоследствии сжигаются, но этот обряд является не местью кукле, а символом поиска новых путей осуществления задуманного.

Известный нам вид кукла Дарума приобрела примерно 200 лет назад. Часто её выполняют в виде куклы — неваляшки, окрашенной в красный, чтобы отпугивать демонов оспы, желтый, зеленый и белые цвета. Кстати, она считается также прообразом русской неваляшки, которая появилась в России в начале XIX века. Возможно Дарума и вдохновила русских мастеров на создание куклы неваляшки, а вот матрешки… Весьма сомнительно.

Традиционной и очень популярной в Японии является кукла Кокэси, которая тоже могла быть прообразом нашей матрешки.

http://s7.uploads.ru/3Ae25.jpg

Если в японской семье рождалась мертвой дочка или она умирала в возрасте до трех лет, ее просто закапывали и в память о ней делала куклу Кокэси. Поэтому кукла изображает только девочек и представляет цилиндрическую основу с двигающейся округлой головой. Статус некоего сувенира Кокэси приобретает примерно 200 лет назад.

Что сближает Кокеси с матрешкой? И Кокэси, и матрешка выполняются из дерева и украшаются росписью. Но конструкция и внутреннее содержание кукол различно. Поэтому вряд ли Кокэси имеет какое–либо отношение к матрешке.

Существует еще один момент, на который, по моему мнению, следует обратить внимание. Почти весь период Эдо* (1603 – 1868г.) в Японии проводилась политика сакоку, то есть страна не вела торговли, не сообщалась с другими странами за исключением Китая и Голландии, с которыми отношения, надо полагать, были тоже ограниченными. Вряд ли в это время большими партиями вывозились куклы ритуального значения, как Даруму или Кокеси.

*В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии.

В культуре Японии куклы играют важную роль. Японскими мастерами созданы замечательные образцы кукол из бумаги, ткани, глины, дерева и других материалов. Объемные японские игрушки существуют более 1500 лет, а вот кукла в виде матрешки появляется только в конце XIX века. В конце XIX века родилась и русская матрешка.

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы?

Первая матрешка

Считается, что первая матрешка была выточена русским токарем В. П. Звездочкиным, а расписана гуашью художником Сергеем Малютиным. И хотя авторство художника в некоторых источниках подвергается сомнению из-за отсутствия предварительных эскизов, он мог расписать игрушку экспромтом.

Вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии примерно в середине XIX века (1844г.).

А вот в русской культуре принцип вложения использовался издавна. Русскими мастерами точились вложенные пасхальные яйца, яблоки, шары, ведерки. В 1664 году Прокопию Иванову был дан заказ росписи 170 пасхальных яиц. В XVIII-XIX веках роспись пасхальных яиц получает широкое распространение. В 1874 году братья Тюлины — иконописцы из Мстеры выполнили пасхальные яйца для приветствия высоких особ. Каждое яйцо было выточено из дерева и состояло из двух половинок. Яйцо было изящным и легким.

http://s9.uploads.ru/FehUA.jpg

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954) — Канун Пасхи в старину

Надо сказать, что деревянные игрушки на Руси делали всегда с большой любовью. По археологическим данным известно существование игрушек уже в IX веке.

В 1721 году для детей Петра I были закуплены разные игрушки, в том числе трое деревянных детей и целый городок с солдатами. Все это мы узнаем из записей дворцовых расходов.

Поражает разнообразие игрушек и творческая фантазия их авторов. В России существовали разнообразные деревянные куклы: барыни, гусары, дети, петрушки, клоуны, солдаты и т. д., не говоря уже об изображениях животных. Игрушечное кустарное производство достигло наибольшего расцвета в середине XIX века.

Обилию не только деревянных, но и других игрушек приходится только удивляться: «дитяшки», «моргалки», «матросики», «кучерки», «пеленашки», «скелетки», «талии».
Причем, многие из них были механическими. Какие только механизмы не использовались для того, чтобы оживить игрушку. К тому же на рубеже XIX – XX веков развернулось широкое общественное движение за сохранение национальной культуры, которая начала постепенно терять свои позиции под натиском фабричной и заводской продукции. Искались новые формы традиционных изделий.

http://sg.uploads.ru/t6fi3.jpg

Зинаида Серебрякова. Катя с куклами.1923 г.

Но вернемся к матрешке. Если сопоставить исторические версии возникновения неваляшек и матрешек, то получается такая картина. В начале XIX века в Россию завезли куклу Дарума и на её основе русские мастера сочинили Ваньку – встаньку.

В конце XIX века завезли куклу Фукурума и русские умельцы, наконец, додумались, что вместо складного деревянного яйца или яблока можно сделать деревянную складную куклу. Возникает вопрос. Имея давний богатый опыт изготовления точеных, резных, замысловатых механических деревянных игрушек, русский человек до матрешки своим умом дойти не мог? Замечу, ни идея вкладывания, ни идея изготовления кукол из дерева, ни форма матрешки, напоминающая в целом яйцо, для него новыми не были. К тому же прямых доказательств заимствования этих кукол от японских образцов нет.

Тот факт, что матрешка очень быстро распространилась в разных регионах России, не наводит ли на мысль о том, что просто почва для её возникновения была к тому моменту хорошо подготовлена, осваивать ничего не требовалось?!

Матрешка считается символом русской традиционной культуры. В ней заложена некая загадка, которую иностранцы называют «загадкой» русской души. Это ли не подтверждение истинно русской духовной основы для возникновения русской Матрешки.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » Персонажи , придуманные и существующие только в России.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC