Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Календарь » Православный календарь-3


Православный календарь-3

Сообщений 1 страница 20 из 201

1

Православный календарь.

Православный календарь. Октябрь 2016 года.

1   октября  - Икон Божией Матери Молченской («Целительница»), Старорусской.

2   октября  - Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта

3   октября  - Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их

4   октября  - Обретение мощей свт. Димитрия Ростовского

5   октября  - Собор Тульских святых

6   октября  - Зачатие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7   октября  - Первомц. равноап. Феклы

8   октября  - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского.

9   октября  - Преставление ап. и евангелиста Иоанна Богослова.

10 октября  - Прп. Савватия Соловецкого

11 октября  - Прп. Харитона Исповедника.

12 октября  - Прп. Кириака отшельника

13 октября  - Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы 

14 октября  - Прп. Романа Сладкопевца

15 октября  - Сшмч. Киприана и мц. Иустины.

16 октября  - Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона

17 октября  - Сщмч. Иерофея, еп. Афинского

18 октября  - Мц. Харитины

19 октября  - Апостола Фомы

20 октября  - Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление»

21 октября  - День памяти преподобной Пелагии

22 октября  - Ап. Иакова Алфеева. Корсунской иконы Божией Матери

23 октября  - Прп. Амвросия Оптинского. Собор Волынских святых

24 октября  - Память святых отцов VII Вселенского Собора. Собор Оптинских старцев.

25 октября  - Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя.

26 октября  - Иверской иконы Божией Матери.

27 октября  - Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия

28 октября  - Собор 23-х новомученников белорусских

28 октября  - Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

29 октября  - Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

30 октября  - Мчч. бессребреников Космы и Дамиана Аравийских. Икон Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и «Избавительница»

31 октября  - Апостола и евангелиста Луки

Теги: Православный календарь

0

2

Лунарик88 написал(а):

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

http://s5.uploads.ru/t/RnFwZ.gif
с Праздником http://s017.radikal.ru/i409/1210/bb/2002c0001cea.gif

+1

3

Православный календарь. Ноябрь 2016 года.

1   ноября  - Св. прав. Иоанна, Кронштадского чудотворца
2   ноября  - Вмч. Артемия
3   ноября  - Сшмч. Павлина, архиеп. Могилевского
4   ноября  - Празднование Казанской иконе Божией Матери
                    Апостола Иакова, брата Господня. Прп. Елисея Лавришевского
Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших.
6   ноября  - Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
7   ноября  - Прав. Тавифы
8   ноября  - Вмч. Димитрия Солунского
9   ноября  - Прп. Нестора Летописца
10 ноября  - Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского.
11 ноября  - Прмц. Анастасии Римляныни
12 ноября  - Озернянской иконы Божией Матери
13 ноября  - Мч. Епимаха Александрийского
14 ноября  - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их
15 ноября  - Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери
16 ноября  - День памяти святой княжны Анны Всеволодовны
17 ноября  - Прп. Иоанникия Великого
18 ноября  - День памяти святителя Иона, архиепископа Новгородского
19 ноября  - Святитель Павел, архиепископ Константинопольский
20 ноября  - Иконы Божией Матери «Взыграние»
21 ноября  - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
22 ноября  - Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
23 ноября  - Прмч. Нифонта и мч. Александра
24 ноября  - Вмч. Мины. Прп. Феодора Студита.
25 ноября  - Иконы Божией Матери «Милостивая»
26 ноября  - День памяти святителя  Иоанна Златоуста
27 ноября  - Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост
28 ноября  - Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива
Начало Рождественского поста

29 ноября  - Апостола и евангелиста Матфея
30 ноября  - Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского
-----------------------------------------------------------------------------

0

4

5 ноября - Суббота Димитриевская 

28 ноября 2016 года - 6 января 2017 года - Рождественский пост

http://s3.uploads.ru/t/fZKJo.jpg

Рождественский Пост начинается 28 (15 ст.ст.) ноября и кончается в ночь под Рождество 6 января (24 декабря ст.ст.). Длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Он называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти святого апостола Филиппа. Рождественский пост - зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, - такие же, что и в Петров пост. Понятно, что во время поста не благословляется мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21-го ноября/4-го декабря). А также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу, в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Разумеется, для детей, старых и больных людей, беременных и кормящих женщин правила поста ослабляются. Пост для человека, а не человек для поста.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.

Умеренное употребление постной пищи и пития ослабляет в людях страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодро выполнять его требования.

Пост - время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного "я". Пост - это удивительный духовный опыт, дающий нам ощущение пути и цели. И основа покаяния - осознание греха как такового и искреннее желание избавиться от него, то есть стать лучше, чище, человечнее.

В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания.

0

5

Лунарик88 написал(а):

4   ноября  - Празднование Казанской иконе Божией Матери

С праздником! http://s011.radikal.ru/i317/1605/62/bedf608725b6.gif

0

6

Скорбящая Божья Мать, Светец
http://s8.uploads.ru/RIHKN.jpg
Было принято молиться в этот день иконе Скорбящей Божьей Матери, просить ее избавить от скорби и болезней (Фото: ID1974, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 24 октября

Православные в этот день отмечают праздник чудотворной иконы Божией Матери, которая называется «Всех скорбящих Радость».

На ней изображена Дева Мария в окружении людей, обуреваемых недугами и скорбями, а также ангелов, совершающих благодеяния.

Впервые икона прославилась как чудотворная в 1688 году, когда она находилась в Преображенской церкви в Москве. К слову, к тому времени образ уже был настолько ветхим, что его пришлось укреплять ветками кипарисового дерева.

Чудо, которое явила икона, заключалось в исцелении родной сестры Патриарха Московского Иова.

По преданию, взывая к Богородице об избавлении от болезни, Евфимия услышала голос, велевший ей идти в храм Преображения.

После молебна над иконой женщина вылечилась. С того времени, согласно преданию, образ являл еще много чудесных исцелений.

© Calend.ru

0

7

15 НОЯБРЯ - ДЕНЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ, ИМЕНУЕМОЙ ШУЙСКОЙ.

http://s1.uploads.ru/t/N8x0c.jpg

Празднование иконы совершается трижды: 10 августа – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября – в память написания иконы и начала прекращения морового поветрия, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.

Икона Божией Матери Шуйская относится к типу Одигитрия. Это указано в названии самого праздника, посвященного памяти святого образа. Данное святое плотно является, по сути, списком, сделанным со Смоленской иконы Божией Матери. На приобретение такой иконы жителей города Шуя, принадлежащего Владимирской епархии, подвигла страшна беда. В период с 1654 по 1655 год страну накрыла эпидемия мировой язвы. Она свирепствовала везде и всюду, спасения от болезни никакого не было. Потому люди, проживавшие в городе, уповали лишь на Бога, его помощь и заступничество.

Заказать написание святого образа – копии Смоленской иконы Божией Матери – людей надоумил один из прихожан городской Воскресенской церкви. Его рекомендация состояла в том, чтобы собрать необходимые денежные средства, которых хватило бы на создание полотна, а после готовый образ поставить в упомянутом выше храме и регулярно совершать перед ним просительные молитвы. Совету благочестивого мужчины люди тут же последовали. Был организован сбор средств, затем прихожане Воскресенского храма стали искать подходящего иконописца. В итоге они выбрали для осуществления столь серьезного дела мастера Герасима Тихонова-Иконникова. Жители были заинтересованы в скорейшем написании святого образа – об этом и просили иконописца.

Последний дал свое согласие, причем сделал это с радостью. Он писал икону Божией Матери в течение недели с усердием и молитвами, адресованными Пречистой Деве. В Воскресенском храме в этот период совершались ежедневные богослужения и молебные пения. Прихожане и иереи соблюдали строгий пост, и даже ночные бдения. Это было связано не только с написанием чудотворной иконы, которая должна была защитить горожан от страшной болезни и прекратить уже действующий мор, но и с тем, что смертность среди населения Шуи увеличивалась с каждым днем. И люди вынуждены были волей неволей готовиться к отходу в мир иной, каясь в совершенных при земной жизни грехах.

Чудеса Шуйской иконы Божьей Матери:

Вернемся к иконописцу и его работе. Практически сразу же, как Герасим приступил к созданию святого образа, с иконой начали происходить необъяснимые чудеса. Первое из них случилось после того, как мастер сделал эскиз будущей иконы на выбранной им для полотна доске, то есть нанес контуры фигур Девы Марии и Богомладенца. Наутро после проделанной работы Герасим обнаружил значительные изменения своих набросков и их бросающееся в глаза отличие от изображения Пречистой с Иисусом на оригинале - Смоленской иконе. Дважды он исправлял невесть откуда взявшиеся контуры, но оба раза на утро сталкивался с прежней проблемой: наброски менялись сами по себе. Тогда иконописец понял, что в том заключен промысел Божий, и не стал больше ничего переделывать.

Следующее чудо произошло уже, когда икона была готова. Священники с необходимыми церковными атрибутами вместе с большим количеством народа организовали крёстный ход и отнесли святой образ Божией Матери в храм. Очутившись в Воскресенской церкви, на том месте, что выделили специально для нее, икона вдруг засветилась необыкновенно, да так, что вся церковь озарилась неземным светом. Прихожане и духовенство ощутили в душе при этом светлую радость и чувство умиления. Люди стали жертвовать серебряные монеты для создания убранства святого образа. Каждый из них всей душой поверил в заступничество Божьей Матери за ни в чем не повинных жителей города, которых без устали косила смерть.

Увы, надежды и душевный подъем горожан быстро пришли в упадок и сменились отчаянием и глубокой скорбью. Чудесного прекращения мора не последовало от святой иконы – напротив, ситуация резко ухудшилась, мировая язва начала свирепствовать с еще большей силой. Несмотря на происходящее, народ продолжал усердно молить Владычицу Небесную о помощи и поддержке. Ежедневно церковь заполнялась людьми и горящими свечами. Вскоре горожане получили ответ на свои пылкие просьбы: мор прекратился, а больные язвой резко исцелились от неизлечимого до сих пор недуга. К сожалению, иконописца Герасима Тихонова-Иконникова смерть не пощадила, как и его большую семью. Но перед тем, как уйти на тот свет, мастер с братьями успел принять монашеский постриг, покаяться в грехах и причаститься Христовых Тайн. Народ расценил кончину иконописца и его близких как знак великой милости, оказанной Божией Матерью художнику и его близким.

Спустя 11 лет святая икона Девы Марии Шуйская явила массам новое чудо. От нее получил исцеление бесноватый отрок по имени Иаков. В течение года после этого случая по молитвам возле иконы выздоровело более 80-ти человек. 35 из них страдали болезнями глаз, 32 – нервными и душевными расстройствами, 11 – параличом, 4 - болезнями конечностей, 3 – глухотой.

В 1666 году о чудотворениях, происходящих от святого образа Матери Божией, узнал царь Алексей Михайлович. Об этом ему сообщили жители города Шуи и местные священники, составив и заверив соответствующий документ. Через год после этого события правитель Руси послал на местоположение иконы архиепископа Суздальского и Торусского Стефана. 28 июля указанное лицо в сопровождении монахов и клириков прибыло в город Шуя. Они отслужили в Воскресенском храме Всенощное бдение. Затем – литургию и молебен. После приступили к сбору письменных свидетельств о чудесах, происходящих от чудотворной Шуйской иконы Божией Матери. Все рассказы были занесены представителями столичного духовенства в специальные церковные книги. На основании этих свидетельств Смоленско-Шуйский образ Богоматери был прославлен Церковью. Празднование в честь установили 2 ноября по старому и, соответственно, 15 ноября по новому стилю.

Надо сказать, то чудеса от иконы не закончились. В 1710 году в Шуе произошел чудовищный пожар, в результате которого почти весь город поглотило пламя. На протяжении XVIII-го века случилось еще два выхода из под контроля огненной стихии. Но чудотворную икону огонь не тронул ни разу. В 1831 году город подвергся новой эпидемии – на этот раз холеры. Был совершен крестный ход, в результате которого святой образ Богоматери обнесли вокруг Шуи, после чего болезнь отступила. Всего из-за повального недуга погибло около трех сотен горожан. С тех пор каждый год 28 июля по старому городу совершали крестный ход в память об освобождении его от холеры. Спустя 17 лет свирепая болезнь вернулась, и вновь от нее избавились при помощи обнесения иконы вокруг населенного пункта.

В 1939 году Воскресенский храм закрыли и Шуйская икона исчезла. До сих пор никто не знает, где она. Но крестный ход в честь образа Богоматери совершается в городе Шуя и поныне.

0

8

16 ноября (3 ноября по старому стилю)

Седмица 22-я по Пятидесятнице. Глас четвертый.
Пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV).
Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство. Был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями.
Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика. На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло.
Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.

Прп. Акепсимы (Акепсима), пустынника Сирийского (IV).
Преподобный Акепсим (IV) шестьдесят лет провел в сирийской пустыне, недалеко от Каира, подвизаясь в посте, молчании и молитвах. По повелению патриарха, он вышел из затвора и был поставлен во епископа. Умер в глубокой старости.

Прп. княж. Анна, дочери кн. Всеволода I Ярославича.
Святая княжна Анна Всеволодовна была дочерью великого князя Киевского Всеволода Ярославича (1078-1093) и греческой царевны, дочери Константина Мономаха. Не желая вступать в брак, она девою приняла в 1082 году монашество в построенном для нее Андреевском Янчином монастыре в Киеве, разрушенном позднее при татарском нашествии. Уже монахиней благоверная княжна Анна путешествовала в Константинополь, откуда возвратилась в сопровождении новопоставленного митрополита Иоанна скопца. Скончалась в 1112 году.

Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV).
Сщмчч. Василия, Петра, Василия, Александра, Владимира, Сергия, Николая, Викентия, Иоанна, Петра, Александра, Павла, Космы пресвитеров и Симеона диакона (1937).
Мц. Евдокии (1938).
Сщмчч. Сергия диакона (1942).
Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320).
Прав. Снандулии Персидской (IV).
Прп. Илии Египетского.
Св. Ахемонида, испов., Персидского.
Перенесение мощей св. Едифы монахини Вилтонской.
Св. Пимена Зографского Афонского (XVI-XVII).
Сретение Св. Савва (1235) и св. Симеона мироточивого (1200) Сербских в Ватопеди.

0

9

17 ноября (4 ноября по старому стилю)

Седмица 22-я по Пятидесятнице. Глас четвертый.
http://sh.uploads.ru/t/YMZap.jpg

Прп. Иоанникия Великого (846).
Преподобный Иоанникий Великий родился в Вифинии в 752 г. в селении Марикати. Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. С детства он должен был пасти домашний скот - единственное достояние семьи. Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду. По приказу императора Льва IV (775-780) многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но, как храбрый воин, был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение.
Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако, по совету опытных в монашеском делании старцев, он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого, по внушению Божию, преподобный удалился в пустыню. Три года пробыл он в глубоком уединении, лишь раз в месяц пастух приносил ему немного хлеба и воды. День и ночь проводил подвижник в молитвах и пении псалмов. После каждого стиха псалмопевца преподобный Иоанникий творил молитву, которую в несколько измененном виде хранит Православная Церковь до сих пор: "Упование мое Отец, прибежище мое Христос, покров мой Дух Святой". Случайно встретив своих бывших товарищей по военной службе, святой покинул пустыню и удалился в Контурийские горы. Лишь через 12 лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострижения провел святой в затворе, опутанный веригами, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию (память 21 февраля). Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Достигнув глубокой старости, святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины.
70 лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества, как свидетельствовал ученик его Пахомий. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества; он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение. Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 года в возрасте 94-х лет.

Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I).
Св. Николая исп., пресвитера (1931).
Сщмч. Александра пресвитера (1937).
Сщмч. Исмаила пресвитера (1941).
Прп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Прп. Никандра Городноезерского (XVI).
Блж. Симона Юрьевецкого (1584).
Свт. Павла, митр. Тобольского (1770).
Св. Сильвии, матери свт. Григория Двоеслова.
Св. Клефера пустынника Корнвальского.
Св. Бирнстана еп. Винчестерского.

0

10

18 ноября (5 ноября по старому стилю)

Седмица 22-я по Пятидесятнице. Глас четвертый.
Пост. Пища с растительным маслом
http://s9.uploads.ru/t/n8cqr.jpg

Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470).
Святитель Иона, архиепископ Новгородский, в миру Иоанн, рано остался сиротой и был усыновлен одной благочестивой вдовой, жившей в Новгороде. Она заботилась о воспитании мальчика и отдала его в школу. Блаженный Михаил Клопский, встретив однажды Иоанна на улице, предсказал, что он будет архиепископом Новгорода. Иоанн принял постриг в Отенской пустыни, в 50-ти верстах от города, был игуменом этой обители, откуда новгородцы в 1458 году избрали его в архиепископы, после смерти святого Евфимия. Святитель Иона пользовался большим уважением в Москве, и в его святительство московские князья не посягали на независимость Новгорода. Московский митрополит святой Иона (1449-1461) был другом новгородского святителя и хотел видеть его своим преемником. Архиепископ Иона построил первый на новгородской земле храм в честь Преподобного Сергия Радонежского (в 1463). Заботясь о возрождении преданий новгородской церковной старины, он вызвал в Новгород известного составителя житий святых Пахомия Логофета, который написал, на основании местных источников, службы и жития наиболее известных новгородских святых.
К этому времени относится начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров. После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отенской обители. 5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу.
До наших дней дошло послание святителя к митрополиту Феодосию, написанное в 1464 году (РИБ, VI, № 99). Житие святителя написано в виде краткой записки в 1472 году (издано в "Памятниках старинной русской литературы", IV. СПб, 1862, сс. 27-35, а также в Великих Минеях-Четьих митрополита Макария, 5 ноября (18 ноября н.ст.). В 1553 году, после открытия мощей архиепископа Ионы, составлено слово об этом событии, принадлежащее перу инока Зиновия Отенского. Особое сказание о чудесах святителя встречается в рукописях ХVII века.

Мчч. Галактиона и Епистимы (III).
Святые мученики Галактион и Епистимия. Богатые и знатные супруги Клитофон и Левкиппия жили в городе Емесе Финикийском, долгое время были бездетны. Много золота отдали супруги языческим жрецам, но оставались бесплодными.
Городом Емес в III веке управлял поставленный римскими кесарями сириец Секунд. Он был беспощадный и ревностный гонитель христиан и для их устрашения велел выставить на улицах изощренные орудия пыток. Достаточно было малейшего подозрения в принадлежности к "секте галияеян" (так язычники именовали христиан), чтобы человек был схвачен и предан мучениям. Несмотря на это, многие христиане добровольно отдавали себя в руки палачей, желая пострадать за Христа.
Один старый человек, по имени Онуфрий, скрывавший под рубищем нищего свое иноческое и пресвитерское достоинство, ходил по Емесу из дома в дом, прося подаяния. Везде, где он видел возможность отвратить людей от языческого заблуждения, он проповедовал о Христе. Однажды он пришел в богатый дом Левкиппии. Принимая от нее милостыню, инок почувствовал, что женщина печальна, и спросил ее о причине этой печали. Она поведала старцу о своем семейном несчастье. Утешая ее, Онуфрий рассказал ей о Едином Истинном Боге, о Его всемогуществе и милости, о том, что Он всегда дает просимое тем, кто с верой обращается к Нему. Надежда наполнила душу Левкиппии. Она уверовала и приняла святое Крещение. Вскоре после того во сне ей было открыто, что она родит сына, который станет истинным последователем Христа. Сначала Левкиппия скрывала от мужа свою радость, но когда младенец родился, она открыла мужу свою тайну и убедила его креститься.
Младенца назвали Галактионом. Родители воспитали его в христианской вере и дали ему прекрасное образование. Он мог сделать блестящую карьеру, но Галактион стремился к непорочной, иноческой жизни - уединению и молитве.
Когда Галактиону было 24 года, отец решил его женить и нашел невесту, красивую и знатную девушку, по имени Епистимия. Сын не противился воле отца, однако, по Промыслу Божьему, свадьба была на некоторое время отложена. Часто посещая невесту, Галактион постепенно открыл ей свою веру, обратил ее ко Христу и сам тайно крестил ее. Вместе с Епистимией крестился и один из ее рабов - Евтолмий. Новообращенные решили, по примеру Галактиона, посвятить себя иноческой жизни. Покинув город, они скрылись на горе Публион, где было два тайных монастыря, мужской и женский. Новые иноки должны были взять на себя всю необходимую физическую работу, так как насельники обоих монастырей были стары и немощны. Несколько лет иноки подвизались в трудах, посте и молитвах. Однажды Епистимии было во сне видение: она и Галактион стоят в дивном дворце перед Светлым Царем, и Царь подает им золотые венцы. Это было предвестием их скорой мученической кончины.
Язычникам стало известно о существовании монастырей. Был послан отряд, чтобы схватить их насельников. Однако монахи и монахини успели укрыться в горах. Только Галактион не захотел бежать и остался в келье, читая Священное Писание. Когда Епистимия увидела, что воины ведут связанного Галактиона, она стала умолять игумению отпустить ее, потому что хотела принять муки за Христа вместе со своим обручником и учителем. Игумения со слезами благословила Епистимию на подвиг. Святые перенесли тяжелейшие пытки, молясь и прославляя Христа. По приказу судьй их четвертовали.
Евтолмий, бывший раб Епистимии, брат ее во Христе и сподвижник в иноческом делании, тайно предал честному погребению тела святых мучеников. Он же написал в назидание современникам и потомкам их житие.

Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (избрание на Патриарший престол 1917).
Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).
Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия и Филолога (I).
Свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX).
Мчч. Домнина, Тимофея, Феофила, Феотима, Дорофея, Евпсихия, Картерия, Памфила, Агафангела и Кастора, Палестинских.
Сщмч. Сильвана, еп. Газского.
Св. Кея еп. Девонского и Корнвальского.
Св. Григория Калабрийского (1002).

0

11

19 ноября (6 ноября по старому стилю)

Седмица 22-я по Пятидесятнице. Глас четвертый.

Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. (350).
Святитель Павел, архиепископ Константинопольский, был избран на патриаршую кафедру после смерти Патриарха Александра († 340), когда вновь вспыхнула арианская ересь. На Соборе, избиравшем нового Константинопольского патриарха, присутствовало много ариан. Они восставали против избрания святителя Павла, но православных членов Собора оказалось большинство. Император Констанций, царствовавший над восточной половиной Римской империи, был арианин. Во время выборов патриарха его не было в Константинополе. По возвращении своем, он созвал собор, который незаконно объявил низложенным святителя Павла, и император изгнал его из столицы. На место святителя возвели арианина Евсевия Никомидийского. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы, изгнанные Евсевием. Недолго управлял Церковью Евсевий. Когда он умер, святитель Павел вернулся в Константинополь. Он с любовью был встречен паствой. Но Констанций вторично изгнал святого, и ему пришлось возвратиться в Рим. Император Констант написал своему восточному соправителю Констанцию грозное письмо, которое отправил в Константинополь со святым архипастырем-изгнанником. Угрозы подействовали, и святитель Павел был возвращен на патриарший престол. Однако вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был предательски убит во время дворцового переворота. Святителя Павла вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда Патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году святой царь Феодосий Великий торжественно перенес мощи святителя Павла исповедника, из Кукуза в Константинополь. В 1326 году мощи святителя Павла перенесены в Венецию.
Святитель Афанасий Великий, современник святого Павла, об его изгнании пишет кратко: "Святой Павел в первый раз сослан Константином в Понт, во второй раз Констанцием, окованный железными узами, заточен в Сингару Месопотамскую и оттуда переведен в Емесу, а в четвертый раз в Кукузу Каппадокйискую у Таврских пустынь".
http://s6.uploads.ru/t/YLhrt.jpg

Преставление прп. Варлаама Хутынского (1192).
Преподобный Варлаам Хутынский жил в ХII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах: cам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: "Аще кто не хощет делати, ниже да яст" (2 Сол. 3, 10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний - сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября (19 ноября по н. ст.) 1192 года.

Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама, Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937).
Новомч. Григория Крестоносца (1936).
Сщмч. Василия пресвитера (1938).
Св. Ильи Фондаминского Парижского (1942).
Собор новомчч. Саровских: Анатолия, Василия, Иерофея, Исаака и Руфина.
Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567).
Прп. Луки, иконома Печерского. в Ближних пещерах (XIII).
Прп. Варлаама Керетского (XVI).
Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III).
Прп. Луки Тавроменийского (ок. 800-820).
Св. Деметриана еп. Ситерийского Кипрского (915).

0

12

20 ноября (7 ноября по старому стилю)

Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас пятый.
http://sh.uploads.ru/t/AViUC.jpg

Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).
Икона Божией Матери «Взыграние» была явлена 7 ноября (20 ноября по н.ст.) 1795 года в древнем Николо-Угрешском монастыре под Москвой, где на протяжении многих лет оставалась чтимым образом и одним из символов обители. Монастырь этот был основан Димитрием Донским в честь победы русского воинства на Куликовом поле в 1380 году на месте обретения другой святыни – образа Николая Чудотворца.
Богоматерь на иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, поддерживаемым Ее обеими руками и прильнувшим Своей ланитой к ланите Богородицы.
«Взыграние» – русская икона древнего письма, написанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней.
Другие иконы Пресвятой Богородицы с таким же наименованием имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III).
Прп. Лазаря Галисийского (1053).
Сщмчч. Кирилла (Смирнова), митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937).
Сщмчч. Сергия, ариеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937).
Новомч. Иосифа (Петровых) митр. Петроградского (1938).
Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550).
Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649).
Мч. Феодота корчемника (303).
Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363).
Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

0

13

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
http://s3.uploads.ru/9JBYi.jpg
Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил 21 ноября

  Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале 4 века на Поместном Лаодикийском Соборе, проходившем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Совершается праздник 8 ноября (21 ноября по новому стилю) — в девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым». С древних времен прославлен своими чудесами архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига.

Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (начало 13 века), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.

Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил изображен с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.
© Calend.ru

0

14

0

15

22 ноября (9 ноября по старому стилю)

Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас пятый.

http://s5.uploads.ru/t/qwtTN.jpg

Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).
Икона Божией Матери, именуемая "Скоропослушница" - древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита (память в этот же день). В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: "С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений". Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.
На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы "Скоропослушница". Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.
В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери "Скоропослушница".

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305).
Святые мученики Онисифор и Порфирий пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Их били, жгли огнем. После этого святых привязали к диким коням, которые волочили их по камням, вследствие чего мученики Онисифор и Порфирий скончались. Верующие собрали растерзанные останки святых и с честью погребли.

Прп. Матроны Царьградской (ок. 492).
Прп. Феоктисты Лесбоской (881).
Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937).
Прп. Онисифора, исп. Печерского, в Ближних пещерах (1148).
Мч. Александра Солунского (305-311).
Мч. Антония (V).
Прп. Иоанна Колова (V).
Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры царевны (ок. 625).
Прп. Симеона Метафраста.

0

16

23 ноября (10 ноября по старому стилю)

Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас пятый.
Пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).
Святые апостолы от 70-ти: Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий жили в I веке.
Святой Родион или Иродион, родственник апостола Павла (Рим.16,11),оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром. Святой апостол Олимп (или Олимпан), о котором вспоминает апостол Павел (Рим. 16,15), тоже был спутником апостола Петра. Оба апостола от 70-ти были обезглавлены в тот же день и час, когда распяли апостола Петра.
Святые апостолы Ераст, Сосипатр, Куарт и Тертий были учениками святого апостола Павла. О них апостол языков упоминает в Послании к Римлянам: "Приветствуют вас... Иасон и Сосипатр, сродники мои" (Рим. 16, 21); "Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание" (Рим. 16, 22); "Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт" (Рим. 16, 23). Апостол Сосипатр, родом из Ахаии, был епископом Иконии, где и скончался. Апостол Ераст был сначала диаконом и казнохранителем Иерусалимской Церкви, а потом епископом в Панеаде. Святой апостол Куарт перенес много страданий за свое благочестие, обратил ко Христу множество язычников и мирно скончался в сане епископа города Берита. Святой апостол Тертий, записавший послание апостола Павла к Римлянам, был вторым епископом Иконии, где и преставился.

Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931).
Сщмчч. Прокопия (Титова), архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров (1937).
Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937).
Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса диакона, исп. диакона (1930-1940).
Мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942).
Мч. Ореста врача (304).
Сщмч. Милия, еп. Персидского и двух учеников его (341).
Прп. Феостирикта, иже в Символех.
Мч. Константина, кн. Грузинского (842).
Свт. Нонна, еп. Гелиопольского.
Св. Евчария первого епископа Триерского (III).

0

17

24 ноября (11 ноября по старому стилю)

Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас пятый.
http://s9.uploads.ru/t/rZBnP.jpg

Вмч. Мины (304).
Святой великомученик Мина, родом египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиапа во время царствования императоров Диоклитиана и Максимиана (284-305). Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира. Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришел сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Святой Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика, которые положили в храме его имени, построенном после прекращения гонений на месте страданий и кончины великомученика Мины.

Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II).
Святой мученик Виктор был воином во время царствования императора Марка Аврелия Философа (161-180). Когда император начал гонение на христиан, Виктор отказался принести жертву богам. Такое обязательное жертвоприношение являлось проверкой преданности воина богам, императору и отечеству. Святой предан был на мучения, но прошел сквозь все пытки невредимым. Силой молитвы он победил чародея, который с тех пор отказался от волхвований и стал христианином. По молитве святого прозрели внезапно ослепшие воины. Видя чудеса, явленные Господом через святого Виктора, молодая благочестивая супруга одного из мучителей, Степанида, открыто прославила Христа, за что была предана лютой казни: ее привязали к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. Святого мученика Виктора обезглавили. Мученики пострадали в Дамаске во II веке, где и преданы погребению их честные останки.

Мч. Викентия (304).
Прп. Феодора Студита, исп. (826).
Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434).
Сщмч. Евгения пресвитера (1937).
Прп. Мартирия Зеленецкого (1603).
Мч. Стефана-Уроша III Дечанского (ок. 1336) (Серб.).
Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского.
Явление Иверской-Мироточивой иконы Божией Матери в Монреале.
Св. Милицы, царицы Сербской (Серб.).
Блж. Евфимия Дечанского (Серб.).
Блж. Нестора и св. Урошицы Сербской (Серб.).
Мчч. Зеленецкого м-ря: игумена Виктора с братией (1927).
Мч. Дракона Арауракского, Армянского (IV).
Св. Никодима Младшего Беройского, Македонского (1305).
Собор Дечанских святых.
Св. Варфоломея Младшего Калабрийского (1054).

0

18

25 ноября (12 ноября по старому стилю)

Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас пятый.
Пост. Пища с растительным маслом
http://s7.uploads.ru/t/FEyRe.jpg

Иконы Божией Матери Милостивая.
Икона Божией Матери, именуемая "Милостивая", (Киккская). Эта икона написана, по преданию, святым евангелистом Лукой. Название свое "Киккиотиса" она получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь. Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворный образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал: сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте, затем был перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия Комнина (конец ХI - начало ХII века). В эти годы старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Когда икона Богоматери прибыла на остров, от нее стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая". Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. Изображение Богоматери на иконе являет собой тип Одигитрии, как и образ Смоленской иконы Матери Божией. Глава Богородицы увенчана короной. Ныне список с этой иконы особо чтим в женском Никольском монастыре г. Мукачева.

http://s9.uploads.ru/t/6Kuve.jpg

  Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (616-620).
Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, родился на Кипре в VII веке в семье знатного вельможи Епифания. По воле родителей вступил в брак и имел детей. Когда жена и дети святого умерли, он стал иноком: строгим постником, молитвенником и братолюбцем.
Его духовные подвиги стяжали ему известность, и, когда овдовела патриаршая кафедра в Александрии, император Ираклий и все духовенство упросили святого Иоанна занять патриарший престол.
Святитель достойно нес архипастырское служение, заботясь о нравственном и догматическом воспитании пасомых. Во время своего патриаршества он обличил и изгнал из Александрии ересь монофелита-антиохийца Фуллона.
Но главным своим делом святитель считал милостыню и благодеяния всем нуждающимся. В начале своего патриаршего служения он приказал учесть нищих и убогих в Александрии, которых оказалось свыше семи тысяч человек. Всем этим несчастным святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Два раза в неделю, в среду и пятницу, он выходил к дверям патриаршего собора и, сидя на паперти, принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Три раза в неделю он посещал больницы, оказывая помощь страдальцам. В это время император Ираклий вел тяжелую войну с персидским царем Хозроем II. Персы разграбили и сожгли Иерусалим, захватив множество пленных. Святой Патриарх Иоанн выделил большую часть церковной казны для их выкупа.
Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал Патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, Патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: "Не Христос ли искушает меня?" Два раза святитель давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.
Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды святитель вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на Патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, - оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23-24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.
Один горожанин оскорбил Георгия, племянника Патриарха. Георгий просил святого отомстить обидчику. Святитель обещал так воздать оскорбителю, что удивится вся Александрия. Это успокоило Георгия, и святой Иоанн стал поучать его, говоря о необходимости кротости и смирения, а затем, призвав оскорбителя, объявил, что освобождает его от уплаты церковной дани за землю. Александрия действительно была удивлена такой "местью", а Георгий понял урок своего дяди.
Святой Иоанн, строгий аскет и молитвенник, всегда имел в душе память смертную. Он заказал для себя гроб, но не велел мастерам доделывать его до конца, указав каждый праздничный день приходить к нему и спрашивать, не пора ли завершить работу.
Незадолго до кончины святой Иоанн вынужден был по болезни оставить свою кафедру и удалиться на о. Кипр. Во время пути на корабле больному святителю было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: "Царь царей зовет тебя к Себе". Это видение предвозвестило скорую кончину Патриарха. Прибыв на Кипр, в родной город Амафунт, святитель с миром отошел ко Господу (616-620).

Прп. Нила, постника Синайского (V).
Сщмчч. Константина, Владимира, Александра, Матфея, Димитрия пресвитеров (1937).
Мч. Бориса (1942).
Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580).
Прор. Ахии (960 г. до Р.Х.).
Св. Нила мироточивого Афонского (1651).
Иконы Божией Матери Милостивая.
Свт. Леонтия, патр. Константинопольского.
Прп. Емилиана из Вергеджьо в Иверии.
Новосщмч. пресв. Феодора Гидаспова.
Собор новомчч. Оптинских: Анатолия, Варнавы, Досифея, Нектария, Никона, Пантелеимона и Викентия.

+1

19

26 ноября (13 ноября по старому стилю)

Седмица 23-я по Пятидесятнице. Глас пятый.
http://s2.uploads.ru/t/F75ut.jpg

Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407).
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валенком в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл "истинной философией". Вскоре Иоанна и Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал "Шесть слов о священстве", великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников".
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование "Златоуст". Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда - каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений - толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: "Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух". Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других - постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа "за все пути Его". Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая (4 июня по н.ст.)), утешенный явлением мученика ("Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе"), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами "Слава Богу за все!" отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4 февраля (17 февраля по н.ст.)), писал: "Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой". Память святителя Иоанна Златоуста празднуется Святой Церковью 27 (9 февраля по н.ст.), 30 января (12 февраля по н.ст.) и 13 ноября (26 ноября н.ст.).

Мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308).
Мц. Манефы (ок. 308).
Новомч. Дамаскина Афонского (1681) (Греч. ).
Свт. Квинтиана, еп. Клермонтского и свт. Врисия, еп. Турского (Галл.).
Свт. Евпрасия, еп. Клермонтского (Галл.).
Св. Леонина Венского (518) (Галл.).

0

20

30 ноября (17 ноября по старому стилю)

Седмица 24-я по Пятидесятнице. Глас шестый.
Рождественский пост. Пища с растительным маслом.
http://www.tamby.info/pravoslavie/images/november/30-11.jpg

Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского(ок. 266-270).
Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.
Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: "Этот человек получил от Бога величайший дар - быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь". Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.
Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках - язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершенный с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее. Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.
Епископ Каппадокийского города Амасии, Цедим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам осветил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский (память 10 января). Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским. Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, - великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершенного святителем,- по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, - озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент. Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249-251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.
После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата - город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.
Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной († ок. 266-270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.
http://www.tamby.info/pravoslavie/images/november/30-11-1.jpg

Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия (1426).
Преподобный Никон, игумен Радонежский,ближайший ученик и преемник Преподобного Сергея Радонежского († 1392; память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому († после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника.
Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.
После преставления Преподобного Сергия († 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (†1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326; память 21 декабря) и Алексий († 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия.
При святителе Ионе (1448 - 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.
В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона.

Прп. Лазаря иконописца (ок. 857).
Святой преподобный Лазарь иконописец жил в Константинополе. Он был пресвитером, вел строгую подвижническую жизнь и писал святые иконы. При императоре-иконоборце Феофиле (829- 842) его схватили и после тяжелых пыток бросили в темницу. От неминуемой казни святого спасла своим вмешательством императрица Феодора. Преподобный Лазарь скончался в 857 году, возвращаясь из Рима, куда был отправлен с посольством по церковным делам к папе Бенедикту III (855-858). Останки его были перенесены в Константинополь и погребены в церкви святого Евандра.

Прп. Лонгина Египетского.
Свт. Максима (Максимиана) Константинопольского.
Прп. Геннадия Ватопедского.
Свт. Григория, еп. Турского и с ним прп. Аредия, игумена Лиможского и прп. Вулфолаика, столпника Триерского (Галл.).
Прп. Хилды, игумении Уитбийской (Англ.
Сщмч. Василия еп. Намаского (282).
Мчч. Георгия, Виктора и Геминуса Гераклионских (304).
150-и философов обращенных св. Екатериной и потерпевшим в Александрии(305).
Св. Иоанна Кобблера Олумбанского, Каирского и Синайского (VII).

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Календарь » Православный календарь-3


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC