Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Мифология » Легенды о разбойниках


Легенды о разбойниках

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Кудеяр

Много легенд сложено о русских разбойниках, да всё больше о сухопутных, однако и речных братьев было у нас достаточно. Промышлял в наших краях Тарас – такой ушкуйник местного масштаба, на реке Воронеж в районе села Каликино. А в лебедянской памяти навечно остался разбойник Тяпка, обитавший под Тяпкиной горой у брода, там, где донская круча нависает над речкой Городянкой. Но это всё лишь мелкие тати. А самый главный злодей только один – это Кудеяр, о котором народ сложил не только сказания, но и песни. Ходили легенды, что был он сводным братом самого Ивана Грозного. Дескать, оттёр его Иван Васильевич от престола, обиделся тот, взял себе псевдоним и затеял разбойничью войну против узурпатора. Времена тогда были смутными, а разбойники водились особенно часто на южной окраине государства, на Верхнем Подонье, где Иван Грозный только начинал укреплять границу. Утверждают, что шаек в этих краях было тогда больше, чем деревень. А уж ложные цари в те времена на Руси появлялись регулярно, и едвали не каждый из них объявлял себя лишенцем. Ходили здесь и гетманы и «цари» со своими «царицами». Сама Мария Мнишек – «Воровка-царица», объявилась в этих местах в смутные времена вместе с сыном «Ворёнком».

  Многие слышали про Кудеяра, но не все знают, где и как закончилась его разбойничья дорога, которая пролегла по нескольким княжествам Руси? Много злых дел натворил Кудеяр, долго гонялись за ним казачьи отряды, да бестолку. Наконец, пришёл на службу к русскому царю татарский хан Бигильдин – удалой всадник Дикого Поля. В том году Грозный царь подписал вечный мир с волжскими татарами, а татарскую знать позвал на государственную службу. Много славных российских дворянских родов вышло из них. Поручил царь Бигильдину особое задание – найти и убить Кудеяра. По душе пришлась такая охота отважному воину, да хитёр был Кудеяр, всегда уходил от погони – полгода ходил Бигильдин по его следам. Наконец пробил час их встречи. Оба отряда одновременно вышли на поляну возле Дона. Прятаться было уже поздно, и слишком крутой берег препятствовал быстрому бегству. Сблизились. Вдруг от татар отделился всадник, подскакал к разбойникам и предложил:

  - Я, хан Бигильдин, вызываю тебя, Кудеяр! Не будем губить наших бойцов, выходи один на один.

  Уверен был воин в своих силах, что стоил по-сравнению с ним разбойничий атаман? Он ему был нужен только мёртвый. Хан хорошо понимал, что банда потом сама разбежится. Предложение было принято. Атаман тоже знал, что лучшего бойца, чем он, в ту пору на Руси было трудно сыскать.

  Все конные поединки начинались одинаково. Противники взяли копья и разъехались на концы просторного луга, потом пустили коней вскачь и одновременно метнули копья. Всадники мгновенно лёгли на гривы своих коней, как по команде, поэтому копья пролетели над спинами и упали в траву, никого не задев. Кони стремительно сблизились,  выхватить оружие бойцы не успели, а ударили друг друга кулаками в грудь, и оба выпали из сёдел. Вскочили на ноги, мгновенно обнажили сабли и стали поочерёдно атаковать. То один наседал и наносил удары, а другой отбивался, то менялись ролями. Силы противников были равными. Ничего необычного не происходило и длилось довольно долго – поединок как поединок.

  Удивление видавших виды зрителей вызвала другая схватка – злобная битва коней, потерявших всадников. Они сначала сделали круг по поляне, словно оценивая противника, а потом, как бешеные собаки набросились друг на друга. И воины и разбойники сидели в сёдлах оцепеневшие, поражённые невиданным и страшным зрелищем. Кони рвали зубами друг друга в клочья, дико ржали, били копытами по корпусу так, что хрустели кости. Кровь обильно поливала землю и самих коней, которые стали красными. Постепенно они начали слабеть и приседать на передние ноги. Вдруг из последних сил рванулись и впились друг другу в глотки. Алый фонтан взметнулся в небо и оросил поляну. Вся она озарилась алыми маками, а кони с грохотом упали замертво.

http://ib3.keep4u.ru/b/2014/04/30/bf/bf0a70af2f949a844db40df9cfb4d069.jpg

  Поражённый страшным зрелищем Кудеяр на секунду отвлёкся и пропустил мощный удар. Кривая татарская сабля пробила кожаный панцирь и прошла сквозь сердце. Бигильдин вскинул голову в радостном крике слишком рано. Мёртвый боец ещё не повержен! Падающий Кудеяр последней судорогой одним движением выхватил засапожный кинжал и метнул в сторону противника. Клинок вошёл в подбородок, проткнул кричащее горло и вышел из макушки. Оба бойца рухнули рядом с конями.

  Один из разбойников подбежал, выдернул кинжал и подал татарину. Тот в свою очередь вытащил саблю из груди и подал русскому. Противники сделали по два шага назад и поклонились друг другу. А в это время погибшие быстро обратились в камни и образовали вечный памятник разбойничьей славе и вольнице Дикой степи, который  украшает пейзаж на склоне правого донского берега к югу от села Долгое, неподалёку от Бигильдино. Оба отряда, как на параде прошли конным строем, приветствуя друг друга поднятой правой рукой, и разошлись в разные стороны. В народе это место так и зовётся – «Последний бой Кудеяра», а каменный памятник – «Конь-камень». Его координаты: 53 градуса 26.573 минут с.ш. и 039 градусов 07.006 минут в.д.

http://sa.uploads.ru/t/IEShk.jpg

В самом центре большого камня можно видеть злобное лицо атамана, а перед ним лежит его верный конь.
http://sa.uploads.ru/t/lGr2V.jpg

   Рассыпалась осиротевшая разбойничья ватага, разбрелись по всей земле лихие люди и разнесли былины об удалом атамане. Поэтому стал он самым знаменитым разбойником, известным от одного края Великой Руси до другого.

  С той поры рядом лежат на высоком берегу Дона окаменевшие Кудеяр и Бигильдин и их горячие верные кони, да не все про это знают, и удивляются странным горбатым валунам, похожим на верблюдов, или черепах, невесть откуда здесь появившимся, гадают о непонятном татарском названии села.

   А былины по-прежнему светятся…

  Легенда входит в цикл «Каменная сказка Верхнего Подонья», работа над которым продолжается.   

Николай СКУРАТОВ, член Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество». Фотографии автора.

   P.S/ Пока не научилась делать скрытые ссылки,если кому интересно,могу в личку сбросить.

Теги: Легенды о разбойниках

Отредактировано tochka.ru (2014-04-29 21:00:31)

+1

2

tochka.ru
Спасибо за легенду.
Жаль не открылась первая фотка,наверное с алыми маками...

0

3

http://ib3.keep4u.ru/b/2014/04/30/f1/f1bfc9a376a8de46463cd5b3eeb87e8a.jpg
Ставка Кудеяра на Дону. Вид из космоса.

О чем говорят предания...

В «Рязанских губернских летописях» за 1866 год, изложена любопытная версия возникновения "Синего камня" : На Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая "Черным Яром", или "Городком". На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.

http://ib2.keep4u.ru/b/2014/04/30/af/af0134647a0c5e82719c41f3e481544d.jpg
Вид на ставку Кудеяра с Дона.

Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.

http://ib2.keep4u.ru/b/2014/04/30/2d/2d78dd19de4fbe78d819ac209be01602.jpg
Вид на городище со стороны села Долгое

О чём говорят документы.

"Разбойник Кудеяр зарыл в землю несметные богатства. Богатства эти искали весь 17 век. Глупые люди. Верят в сказки! Между тем, "сын боярский по Белёву" Кудеяр Тишенков - реальный человек. В 1571 году он привёл крымского хана Дивлет Гирея под стены Московского кремля. Москва была сожжена. "Сапфиры и алмазы", коими наградил хан предателя, будоражили воображение. Многие пустились в поиски. Искали весь 17 век, а в 1-й половине 18 века имя "Кудеяр" даже стало нарицательным. Кудеяром прозвали одного мужика, свихнувшегося на поиске кладов. Я рассказываю об этом не понаслышке. В столбцах Белгородского стола Разрядного приказа образовался целый массив документов, посвящённый поискам "Кудеяровой поклажи". Романтики-искатели не могли не уйти от соразмерных времени делопроизводственных штампов".
Цитату из книги историка А.И.Гамаюнова "Лебедянь в начале 17 века", изданной в Липецке в 2013 году, на стр.14 отыскал Николай СКУРАТОВ.

0

4

ОЛЬГА,спасибо за отзыв.На фотке маков нет;-)Сейчас она открывается.

Monika благодарю за дополнение.
А это версия Некрасова.Песня входила в репертуар Шаляпина.

БЫЛО ДВЕНАДЦАТЬ РАЗБОЙНИКОВ

Слова Н. А. Некрасова

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр, из-под Киева
Вывез девицу красу.

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал сам Кудеяр – Питирим!

0

5

tochka.ru написал(а):

А это версия Некрасова.Песня входила в репертуар Шаляпина.

Я помню эту песню,но никогда не задумывалась ни о авторе,ни о содержании...
Спасибо,tochka.ru и Моника!
Фотки открылись.

0

6

http://s6.uploads.ru/t/I0VoP.jpg
ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

О двух великих грешниках
Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Николай Некрасов

Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать – не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

И прегрешенья отмаливать
К гробу господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.

Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.

Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек: «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда за труд,
Только что рухнется дерево –
Цепи греха упадут».

Смерил отшельник страшилище:
Дуб – три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,

Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут – продвигается
Медленно дело вперед.

Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!

В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,

Глянул – и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Слава творцу вездесущему
Днесь и во веки веков!

1876

Н. А. Некрасов.
В некоторых изданиях последняя строфа:

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!

Разница в текстах объясняется тем, что известно несколько вариантов главы «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

- наборная рукопись Некрасова 1876 года для журнала «Отечественные записки» за ноябрь 1876,
- сделанный на ее основе типографский оттиск 1876 года (с изменениями по цензурным соображениям),
- нелегальное издание Петербургской вольной типографии 1879 года,
- публикация в «Отечественных записках» за февраль 1881 (в урезанном и искаженном виде; вероятно, многие правки внесены редакторами).

«Правильным» авторским вариантом принято считать текст Петербургской вольной типографии – он воспроизводит текст оттиска 1876 года с восстановлением измененных фрагментов по наборной рукописи автора. В таком виде текст включен в Полное собрание сочинений Некрасова (1982).

Сказ о Кудеяре-атамане содержится в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов умер 8 января (по новому стилю) 1878 года, оставив поэму неоконченной. Автор не знал, каким должен быть финал, и не мог найти ответа на вопрос, кому на Руси хорошо жить.

Прототипом пана Глуховского мог быть реальный смоленский помещик середины 19 века Глуховский, который засек до смерти крестьянина, о чем сообщал «Колокол» Герцена от 1 октября 1859 года.

Главу «Пир на весь мир» тяжелобольной Некрасов пытался опубликовать в «Отечественных записках» за ноябрь 1876, а затем за январь 1877, но оба раза получил отказ цензуры. Глава напечатана посмертно в нелегальном издании Петербургской вольной типографии в 1879 году. В 1881 году искаженный и урезанный вариант был опубликован в февральском номере «Отечественных записок».

Выход главы совпал с пиком народовольческого террора, увенчавшегося в марте 1881 убийством Александра II.

+1


Вы здесь » Lilitochka-club » Мифология » Легенды о разбойниках


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC