Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Преданья старины глубокой » Русский двор


Русский двор

Сообщений 21 страница 26 из 26

21

А самым веселым и непринужденным русским Двором был, вероятно, Двор Александра Второго. Во всяком случае, этот симпатичный, легкомысленный бонвиван и поклонник парижской оперетты вел себя всю жизнь весьма естественно: от того момента, когда он разрыдался при известии о том, что стал наследником престола, до последнего дня своей жизни, когда перед роковым для него отъездом из Зимнего предался любви с морганатической своей супругой княгиней Юрьевской чуть ли не на бильярдном столе… Государю «стукнул» тогда 63-й год!..

http://s2.uploads.ru/t/A6Vlc.jpg

     Он пришел к власти в критические для страны минуты. Участник его коронации поэт Тютчев писал, что у него во время церемонии было чувство, будто он заперт в карете, которая летит в пропасть. К чести Александра, ему удалось несколько разрядить обстановку, отменив крепостное право, проведя ряд важных реформ. Но ценой этого стала его собственная жизнь…

     Если духом Двора Николая Первого был полонез, то духом Двора его сына был, безусловно, вальс. Впрочем, царь не стеснялся и галопа, и польки, и даже – о, ужас! – рукоплескал «неприличнейшему» канкану. Впрочем, для сего рукоприкладства ему пришлось приехать в Париж.
     При своем Дворе он ввел немало послаблений, – во всяком случае, показные «приличия» были заметно потеснены, – к неудовольствию высшего света, все больше проникавшегося духом ханжеской викторианской морали.

Да и как же иначе, если свою законную жену Марию Александровну царь не любил, а темпераментом отличался отменным? Вопреки желанию семьи, он, после смерти императрицы, женился вторично на давней своей любовнице княжне Долгоруковой, которая получила титул княгини Юрьевской. И в этом смысле царь сам был немножко «Анна Каренина». (Кстати, роман Толстого очень тонко передает двойственную и двусмысленную атмосферу придворных кругов при описании салона Бетси Тверской, – здесь можно было позволить себе любую вольность, но с оглядкой на этикет… Придворные вынуждены были балансировать между моральным либертинажем императора и строгой моралью отличного «семьянина» наследника…)

0

22

Двор Александра Третьего в этом смысле – весьма показателен. Царь, этот большой добродушный и умный пьяница, очень любил свою жену, свою семью, уютные маленькие комнатки и широкую простую одежду, не обременявшую его обширные телеса. Вероятно, это, а не только соображения идеологические, послужило причиной изменения военной формы. Вместо узких брюк и мундиров – широкие кители, шаровары и поместительные сапоги, за голенищами которых Александр прятал фляжку с коньяком от бдительной и энергичной своей супруги.

http://s3.uploads.ru/t/xsJhZ.jpg

     Придворные были скандализованы новой «мужицкой» формой. Масса военных подала в отставку, только чтобы иметь возможность появляться в свете в старой, элегантной александровской униформе.
     Конечно, по торжественным дням Зимний дворец преображался, и балы там давались самые блестящие. Но царь не являлся отличным танцором, как его отец. Да и манеры его были самые добродушно простые. Он был, скорей, «буржуа», чем государь. В любимой и безопасной от террористов Гатчине Александр занимал маленькие комнатки. Так и видится он с лейкинскими «Осколками» в руках или с тромбоном, выдувающим звуки музыки своего любимого П. И. Чайковского. Обывательский привкус не только мещанского слоя, но и всего общества, всей эпохи так тонко и точно ощутил А. П. Чехов…

     Примерно с царствования Александра Третьего все заметнее тон в светской жизни обеих столиц задают не царские балы, а балы в Дворянских и Купеческих собраниях, а также общественные благотворительные «базары», где особенно славились праздники французской колонии, на которых демонстрировались последние достижения парижских мод и искусства.

0

23

Двор Николая Второго знал период расцвета, – до русско-японской войны 1904–05 гг. Балы устраивались еще по старым правилам, когда гвардия надевала мундиры образца 1812 года, а дамы появлялись в специально разработанных богатейших придворных нарядах, напоминавших древнерусские костюмы.

http://s3.uploads.ru/t/wStn7.jpg

«…По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства… зрелище так великолепно, что ни одни Двор в мире не мог бы с ним сравниться…» – писал тогдашний французский посол граф М. Палеолог. Однако же примечательно: посол обращает внимание не на манеры, склад ума, любезность и т. п., а только на внешнюю, чисто декоративную сторону придворного обихода.
     Празднества при Дворе начинают носить зловеще символический смысл. Чего стоит, например, Ходынская катастрофа, ознаменовавшая коронацию Николая. Заметим, что в тот же вечер царь вальсировал на балу французского посла, – а мимо ярко освещенного дворца тянулись обозы телег с трупами.

     Последний костюмированный бал состоялся при Дворе в 1903 году. По иронии судьбы, все приглашенные были одеты в костюмы времен царя Алексея Михайловича, с которыми боролся основатель империи Петр Великий.
     Конфузом обернулось и торжественное открытие Первой Государственной думы в Зимнем дворце. Пышные одеяния придворных и царские регалии так не вязались уже с бестолковой толпой депутатов в пиджаках, а то и в косоворотках… Блеск монархии не ослепил народных избранников, а только раздражил их…

     Сам Николай Второй отличался пренеприятной чертой: чем любезней он был с человеком, тем более верный то был знак, что обласканного им собеседника ждет опала. Самого царя даже близкие к нему люди считали совершенной посредственностью. А начавшиеся неурядицы в стране (война с Японией, первая русская революция, первая мировая война) и неурядицы в царской семье (болезнь наследника и появление Распутина) поставили крест на былом великолепии русского императорского Двора.

0

24

Балы в императорском дворце и в самых модных особняках петербургского дворянства становились событием светской жизни столицы. Тщательная подготовка велась заранее, продумывалась программа, оформление интерьеров парадных залов, составляли списки приглашенных и приглашения.

В отличие от Москвы и других российских городов, светский Петербург жил поздней жизнью. Балы начинались в 10 часов вечера после театра. В день, или вернее в вечер торжества, дом превращался в волшебный замок – полупрозрачный от яркой иллюминации: в бра и люстрах горели до двух-трех тысяч свечей, окна освещались плошками с горящим маслом. В вестибюле у парадной лестницы в высоких светильниках горели свечи, окруженные стеклянными фонарями, которые защищали огонь от сквозняка открывающихся дверей. На ступенях лестницы стояли ливрейные лакеи. У входных дверей или на площадке первого марша хозяин с хозяйкой дома встречали и приветствовали каждого гостя.

http://s3.uploads.ru/t/Pyfdj.jpg

Традиционно, бал открывался полонезом. Стиль каждого танца диктовал не только тему, но и стиль разговора. А разговоров на балу бывало много, от этих разговоров нередко зависело положение в свете, а иногда даже продвижение по службе. «Непроизвольные шутки, нежные признания и решительные объяснения распределялись по композиции следующих друг за другом танцев».

Хорошо танцующий человек ассоциировался в свете с хорошо воспитанным человеком. Неточность движений в танце и некрасивость жестов сразу же выдавала низкое происхождение. Обучение танцам и фехтованию придавалось большое значение, и начинали учить этому с самого раннего детства дома, в гимназиях, кадетских корпусах, институте благородных девиц, лицее и в других учебных заведениях. Детей с пяти-шестилетнего возраста подвергали многочасовой балетной муштре. Совсем маленький ребенок уже должен был иметь соответствующую осанку, уметь делать разные поклоны, знать основные танцы. А в возрасте десяти-двенадцати лет детей вывозили на детские праздники, устраивали для них танцевальные вечера и детские балы.

Одним из самых торжественных, праздничных дней в молодежной дворянской среде был первый выезд в свет – первый настоящий взрослый бал. Девушка начинала выезжать в возрасте от шестнадцати до двадцати лет. Первый бал волновал юношей и барышень, о нем думали и мечтали, от него много зависело в дальнейшей судьбе, к нему серьезно готовились. Это событие было окружено целым рядом формальностей и этикетных правил. Необыкновенно важным было, кто и как представит на балу, какое произведет впечатление юный танцор, сколько будет приглашений и свободных танцев у юной дебютантки.

В свете значимость бала была необыкновенно велика. И даже сам факт присутствия на балу означал принадлежность к высшему обществу. Каждый бал был своеобразным «балетным парадом», но не военным парадом на площади, и не шумным народным гулянием – это был «светский парад», который демонстрировал тонкости дворянской культуры, особый тип поведения, имеющим свои особенности, связанные с придворным смыслом и петербургским столичным блеском.

Однако,  дочерям последнего царя так и не суждено было насладиться великосветской жизнью: с началом войны 1914 года балы при Дворе были отменены. В залах Зимнего разместили госпиталь. Императрица и ее дочери надели платья сестер милосердия.

По материалам  инета

0

25

Lilitochka написал(а):

В отличие от Москвы и других российских городов, светский Петербург жил поздней жизнью. Балы начинались в 10 часов вечера после театра.

Даже по нынешним меркам...это поздний вечер))) Некоторые жаворонки уже спят....а тут асамблея-танцы до утра. И как потом приходить в себя.......
Попробовала представить весь этот чад от свечей....и не позавидовала дамам....
Но видимо желание развлечения-брало вверх))) http://s018.radikal.ru/i527/1210/19/a4b1086292aa.gif

0

26

http://s018.radikal.ru/i511/1210/b2/40f231ea1d44.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Преданья старины глубокой » Русский двор


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC