Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Вопросы, ответы , размышления » Чистый четверг. Пасха. Красная горка.


Чистый четверг. Пасха. Красная горка.

Сообщений 81 страница 100 из 105

81

С Чистым Четвергом всех!!!!! http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif  http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif  http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif

Анфиса написал(а):

завтра с утра раненько собираюсь искупаться,зарядиться бодрой энергией ...


А я сейчас уже первый заход сделаю, много не мало!!!! http://s019.radikal.ru/i607/1204/46/07ee186be804.gif

0

82

Lekachka написал(а):

А я сейчас уже первый заход сделаю, много не мало!!!!

не вздумай..наши предки с 12 до 3 ночи в баню не заходили..эту хрень придумали чёрные..которые хотят на свою сторону перетянуть..

+1

83

Андромеда написал(а):

не вздумай..наши предки с 12 до 3 ночи в баню не заходили..эту хрень придумали чёрные..которые хотят на свою сторону перетянуть..

ООООО!!! Спасибо, Андромеда!!! А у меня всегда получается, что я после 12 моюсь, больше не буду...

0

84

А.я уже сделала,какой то груз скинула,легко стало

0

85

Андромеда написал(а):

а вообще какие должны находится в доме в обязательном порядке?

Семистрельная хороша, забирает весь негатив у того, кто с недобрыми намерениями к тебе шагнет через порог.ЕЕ вешают перед входной дверью, на уровне глаз, чтобы сразу взгляд падал на нее при входе.Иисуса, Божьей Матери. Остальные по необходимости, наверное. Если все иконы у себя держать, то это уже мини церковь, а не квартира.ИМХО.

0

86

Laura написал(а):

Семистрельная хороша, забирает весь негатив у того, кто с недобрыми намерениями к тебе шагнет через порог.ЕЕ вешают перед входной дверью, на уровне глаз, чтобы сразу взгляд падал на нее при входе.Иисуса, Божьей Матери. Остальные по необходимости, наверное. Если все иконы у себя держать, то это уже мини церковь, а не квартира.ИМХО.

У меня две "Семистрельной"перед дверью висят, еще "Троица" тоже перед дверью, а так для всех вроде надо чтобы Распятие и Матерь Божия, и Николай Чудотворец тоже приветствуется.
Ну да а остальные уже по желанию и проблемам, тоже это слышала. http://i076.radikal.ru/1104/3a/a5516c7e32d0.gif

0

87

Laura написал(а):

Семистрельная хороша, забирает весь негатив у того, кто с недобрыми намерениями к тебе шагнет через порог.ЕЕ вешают перед входной дверью, на уровне глаз, чтобы сразу взгляд падал на нее при входе.

Да. У меня  уже  несколько лет в  большрм  формате (календарь) висит, прямо напротив  входной  двери.

0

88

Искупалась,деньги посчитала!!!И покупки удачные сегодня были!!!
Девочки,работа с иконой и заговором-это уже МАГИЯ!!! http://s52.radikal.ru/i136/1104/f1/77d4f39886f6.gif

0

89

Альбина написал(а):

Девочки,работа с иконой и заговором-это уже МАГИЯ!!!

http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gifА ты что думала!!!! http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gif

0

90

Празднование Пасхи

http://i026.radikal.ru/1201/ed/afed75dd9132.jpg

Празднование Пасхи начинается с пасхального богослужения, которое проходит в ночь с субботы на воскресенье. Оно совершенно особое, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

http://www.patriarchia.ru/data/081/570/1234/1DSC_0230.jpg

На пасхальную службу верующие берут с собой куличи, крашенные яйца и другую еду – для освящения их во время пасхальной службы. Некоторые верующие берут освятить и крепкие спиртные напитки, но церковью это не приветствуется.

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскрес!».

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/590/73590189_1014304_ArtBook__059_059__MaryAndTheResurrectedJesusChrist____.jpg

После пасхального богослужения начиналось разговение после длительного Великого поста. Пасхальная трапеза обычно проходит в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи не принято. К столу непременно собирается вся семья, даже маленькие дети, которых специально будят "к разговинам". Начинать пасхальную трапезу нужно с освященных крашенных яиц и кулича, потом можно попробовать и другие блюда. Принимаясь за еду, нужно похристоситься: со словами "Христос воскрес!" поцеловаться и обменяться яйцами; при этом дети с родителями христосуются трижды.

http://vibiri.files.wordpress.com/2010/04/133.jpg

Пасха празднуется 40 дней – в память о сорокадневном пребывании Христа на земле после воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. Наиболее торжественно отмечается первая седмица по Пасхе, называемая в народе Светлой неделей. В эти дни в церквях "раздается целодневный звон" – в знак победы Христа над смертью и адом; а богослужение в храмах совершается при открытых царских вратах – "в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо".

Во время пасхальной недели во всех церквях, как правило, звонить в колокола разрешается любому желающему. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой, Светлой неделе ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи.

Пасхальные приметы, обычаи и обряды

http://www.siesta.md/data/pic/events/311/1600.jpeg

К Святому дню Пасхи приурочено много добрых обычаев. Издавна считается, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю.

В славянской народной традиции с праздником Пасхи связывалось множество различных верований, преданий, легенд, обычаев и обрядов. Так, например, согласно общему для всех славян поверью, с первого дня пасхальной недели вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле. При этом небесные странники выглядят как простые нищие в ветхих рубищах. Странствуя, они испытывают людское милосердие, награждают великодушных людей и наказывают злых.

По народным представлениям, на Пасху становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове.

Свои пасхальные приметы и обычаи имелись у деревенских девушек. Например, в некоторых местах среди девиц существовал обычай на Светлой неделе (и особенно в первый день Пасхи) умываться водой с красного яйца и серебра, чтобы быть румяными и красивыми; становиться на топор, чтобы быть крепкими, и т.д.

Повсеместно считалось, что если во время праздничной утрени девушка помолится Богу и попросит его послать ей жениха, то ее желание непременно исполнится в самом скором времени.

Во многих местах считалось, что если в пасхальную ночь или во время заутрени пойти к роднику, набрать там воды и молча принести ее домой, не произнеся по дороге ни единого слова, то вода приобретет особую силу, почти равную силе святой воды. Такой "молчальной" водой кропили дома и амбары для счастья и благополучия, умывались ею для здоровья и т.д.

По дню Пасхи поселяне судили о будущем годе. Например, считалось, что мороз или гром на Пасху предвещают хороший урожай льна, а дождь сулит дождливую весну; темная ночь под Пасху – к урожайному году.

Различных обычаев, приуроченных к праздничной службе и первому дню Пасхи, придерживались и люди самых разных профессий. Например, при возгласе священника: "Христос Воскресе!" рыбаки говорили: "А у меня рыба есть!", считая, что этим они обеспечивают себе полные сети на весь сезон.

Охотники в тот же момент стреляли в воздух вблизи церковного порога, полагая, что от этого их ружья весь год будут бить без промаха. Кроме того, охотники строго придерживались правила никогда не проливать ничьей крови в течение всей Светлой седмицы, так как считалось, что в это время всякая тварь земная вместе с людьми радуется Христову Воскресению и славит Бога, а следовательно, любое убийство в это время есть великий грех, за который Бог жестоко накажет.

В Пасху муж с женой при всех не христосуются — это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.

Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», — выздоравливает даже тяжело больной человек.     

Девицы на выданье и вдовицы говорят: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».

0

91

Lekachka, добавлю свои 5 коп.

Магия пасхальной заутрени

Магические действия и приговоры прихожан во время пасхальной службы в церкви. Рыбаки просили об удачном улове, охотники - о везении на охоте, девушки - о хорошем женихе. Такое колдовство в церкви противоречило христианской морали, но широко практиковалось в народном быту.

Магия пасхальной заутрени - магические действия и словесные формулы, совершаемые и произносимые в церкви во время пасхальной службы или во время ее на "границе" с иным миром: на перекрестке, у воды и т.п.

Более распространенными и менее предосудительными с точки зрения народной христианской морали считались приговоры, произносимые по ходу пасхальной службы. Когда перед открытием царских врат священник отдергивал занавеску (см. Пасха), от чего был слышен шорох ("шарканье"), крестьяне произносили про себя: "Шаркни, Боже, по душе, по телу, по жене, по деткам, по моему здоровью", а крестьянки твердили: "Шаркни, Боже, по батьке, по матке, по братьям, по сестрам, по моим животам, по моем здоровьи" (Терещенко А. 1848. Ч. VI. С. 69). Во время пасхальной службы девушки шептали: "Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочках да в порточках!" или "Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с галошами, не на корове, а на лошади!" (Некрылова А.Ф. 1991. С. 297). Надо отметить, что отсутствие девушки на пасхальной службе могло сослужить ей плохую службу. Например, в Сибири считалось, если девушка проспит пасхальную заутреню, ей достанется плохой муж: бранчивый, ревнивый и пьяница. Односельчане говорили о ней с укоризной: "Христовску заутреню проспала" (Неклепаев И.Я. 1903. С. 66). Тоже относилось и к парням.

Пасхальный крестный ход также считалось благоприятным моментом для колдовства. Рыбаки Вятской губ. во время обхода вокруг храма - "встречи Христа", отщипывали от своей свечи небольшой кусочек воска и клали его за пазуху, а саму свечу прилепляли, входя в церковь, к двери или к косяку, приговаривая про себя: "Как сюда валит теперь народ, так бы шла летом и рыба в сети". Кусочек свечного воска приносили домой и хранили до начала рыбной ловли. В течение всего сезона его по чуть-чуть прилепляли к каждой сети с приговором: "Как Пасхой в церковь шел народ, так теперь рыба идет в сети" (Русские, вотяки...1879. С. 38). Для воров в тот же момент церковной службы предоставлялась возможность обеспечить себе успех на весь год. Считалось, если вор украдет хотя бы мелочь, и никто этого не заметит, то его весь год не поймают.

По народным представлениям, наибольшей способностью влиять на окружающий мир обладал тот момент пасхальной службы, когда священник впервые обращался к прихожанам со словами: "Христос Воскресе!", - на которое они отвечали: "Воистину Воскресе!". В середине XIX в. в народе рассказывали, что именно первый возглас священника, возвещающий о воскресении Христовом, ежегодно спасает мир от конца света. По легенде, когда Господь воскрес, он посадил Сатану в подземелье, находившееся под той самой скалой, в которой был гроб Господень. Заковал Христос Сатану в 12 цепей, закрыл на 12 замков за 12 железными дверьми. И с тех пор от одного Светлого Воскресенья до другого грызет Нечистый те цепи и запоры, а когда перегрызет все, и ему останется только сомкнуть зубы, чтобы перекусить последнюю цепь, священники возглашают "Христос Воскресе!", и цепи, замки и двери восстанавливаются, выковываются вновь, и заново начинает их грызть из Сатана.

В олонецкой легенде действенная сила, которой обладают эти слова, показывалась на примере спора христианина и иудея. Описываемое легендой событие случилось, якобы, вскоре после воскресения Христа. Иудей три раза искушал веру парня-христианина: сначала он спрашивал, запоет ли петух с надрезанным горлом, потом отрубал петуху голову совсем и повторял вопрос, а затем спрашивал с насмешкой, сможет ли белое яйцо покраснеть, если будут произнесены эти слова. Парень три раза повторял "Христос воскресе!", и каждый раз выходил победителем из спора: петух пел, яйцо краснело, а убежденный чудесами иудей стал христианином.

"Отчаянные головы" среди русских крестьян, убежденные в том, что впервые произнесенные священником слова "Христос Воскресе!" обладают такой чудодейственной силой, верили, что, ответив на них определенной магической формулой, они добьются исполнения своего желания. В большинстве случаев прибегать к описанным выше способам колдовства в народе считалось "непрошшоным" грехом. Крестьяне говорили, что тем, кто так поступает, помогать будет Сатана. Рыбаки на первый возглас священника отвечали: "У меня рыба есть", - чтобы в течение лета сети были полны рыбы. Охотники, держа в кармане пулю, приговаривали: "У меня пуля есь", - или стреляли в ответ около церковного порога из ружей, которые перед христовой заутреней мыли водой с четверговой солью, чтобы они били далеко, без промаха и наповал. Считалось, что охотнику будет весь год везти в промысле, он сможет добыть любого зверя.

Игроки в карты, отправляясь в церковь, клали в сапог под пятку монету в надежде получить крупный выигрыш. Если же игрок хотел всегда выигрывать, он захватывал в церковь колоду карт, и когда священник первый раз произносил: "Христос воскресе", - картежник должен был сказать: "Карты здеся"; на второй возглас священника - "Хлюст здеся", а на третий - "Тузы здеся". По словам описавшего этот обычай С.М. Максимова, "это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается" (Максимов С.М. 1986. С. 315).

В Тюменской губ. мальчишки рассказывали, что, если запастись пиковым - "винным" тузом и вместо слов "Воистину Воскрес!" сказать: "Винный туз есть", - то этот туз станет равносилен цветку папоротника: с ним можно будет стать настоящим невидимкой и достать все, что захочется.

Во многих местах были известны разные способы получения неразменного рубля. Желающий обзавестись таким рублем, должен был, держа в левой руке серебряную монету, на первое восклицание священника "Христос воскрес!" ответить: "Антмоз маго"; тогда монета, будто бы, приобретала чудодейственную силу возвращаться к своему хозяину и приносить ему те деньги, среди которых она находилась. По другим рассказам, для этой цели брали обыкновенный бумажный рубль и вечером, в то время, когда в церкви начинали читать "Деяния", его клали на каменку в бане, топящейся по-черному. Когда же наступало время крестного хода, владелец рубля отправлялся в церковь, захватив с собой рубль и предварительно обтерев им черную кошку. Стоя на паперти, ему следовало три раза в ответ на слова священника отвечать: "У меня неразменный рубль есть", - после чего рубль приобретал свойства неразменного.

В Западной Сибири, чтобы достать рубль, обладающий свойствами всегда возвращаться к своему владельцу, если хотя бы копейка от него сохранилась в кармане, стоило немало потрудиться. Прежде всего для этого надо было запастись черной кошкой. Это считалось не таким простым делом, так как, по мнению крестьян, нечистый имел обыкновение забирать к себе всех черных кошек сразу же после их появления на свет. Поэтому желающий заполучить неразменный рубль должен был следить за какой-нибудь беременной кошкой, и если у нее появлялся черный, без единого белого волоска, котенок, его надо было взять в руки, так как, если кошка побывала в руках человека, нечистый уже не сможет воспользоваться ею. В Христовскую заутреню с этой кошкой надо было пойти к церкви и, встав на паперти, дождаться, когда священник после обхода храма с крестным ходом вновь подойдет к церковным дверям и возгласит: "Христос Воскрес". В этот момент следовало трижды ответить ему: "У меня черная кошка есть". Тогда, по поверью крестьян, к обладателю кошки обязательно явился бы нечистый и начал требовать кошку, обещая за нее всякие блага. От всего предложенного надо отказаться и требовать только неразменный рубль. Получив желаемое, следовало как можно скорее уходить из церкви, запасшись зажженной пасхальной свечой. Последнюю нужно было нести бережно, чтобы она не погасла до дома и поставить ее в передний угол под стол, закрыть двери и окропить все святой водой. Эти предосторожности должны были защитить человека от нечистого, который непременно погнался бы, чтобы отнять рубль. Для того, чтобы дольше задержать нечистого, прежде, чем нести кошку в церковь, ее советовали перевязать веревкой со множеством крестообразных узлов, развязывая которые нечистый, упустил бы время, а обладатель рубля успел бы добежать до дома и принять меры.

Неразменный рубль можно было заполучить в пасхальную ночь и другим способом. Вместо того, чтобы идти в церковь, человек должен был отправиться в полночь на перекресток, захватив с собой ту же черную кошку или нитку с узлами. В народе верили, что в это время на перекрестках собираются черти и делят неразменный рубль. Поговаривали, что надо кинуть им кошку или нитку и, схватив рубль, бежать, не оглядываясь. Если черти успеют развязать узлы или разорвут кошку раньше, чем беглец скроется из виду, они его догонят, и тогда ему не поздоровится.

Считалось, что заполучивший неразменный рубль человек может им пользоваться только до тех пор, пока кто-либо не опознает этот рубль среди других денег. А узнать его считалось возможным по тому, что он всегда "шевелится", "имеет трепетание как живой". Чтобы рубль прекратил свое хождение по свету, не вернулся к хозяину и не увел за собой другие деньги, его надо было проткнуть иголкой или насадить на проволоку.

Слова "Христос Воскресе!" обладали, по народным представлениям, магической силой в течение всего праздничного послепасхального периода и часто использовались в охранительных и продуцирующих обрядах: при обходе деревни, в обрядности первого выгона скота и т.д.

+1

92

Lekachka написал(а):

К Святому дню Пасхи приурочено много добрых обычаев.

Лекачка,столько нового узнаю..СПАСИБО!!!

Мишель написал(а):

Магия пасхальной заутрени - магические действия и словесные формулы, совершаемые и произносимые в церкви во время пасхальной службы или во время ее на "границе" с иным миром: на перекрестке, у воды и т.п.

Теперь знаю,куда пойду http://s07.radikal.ru/i180/1007/20/fb521e0bf999.gif

Мишель написал(а):

Слова "Христос Воскресе!" обладали, по народным представлениям, магической силой в течение всего праздничного послепасхального периода и часто использовались в охранительных и продуцирующих обрядах: при обходе деревни, в обрядности первого выгона скота и т.д.

Мишель,прочла с огромным удовольствием!!!Спасибо!!!
Вот задумалась,если в Пасху можно обо всем попросить,зачем наговоры? Или просить не значит получить,а тут наверняка http://s61.radikal.ru/i174/1007/3e/1de540a0d735.gif

0

93

Альбина написал(а):

Лекачка,столько нового узнаю..СПАСИБО!!!

Сама учусь, узнаю!!! http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif

Мишель написал(а):

По легенде, когда Господь воскрес, он посадил Сатану в подземелье, находившееся под той самой скалой, в которой был гроб Господень. Заковал Христос Сатану в 12 цепей, закрыл на 12 замков за 12 железными дверьми. И с тех пор от одного Светлого Воскресенья до другого грызет Нечистый те цепи и запоры, а когда перегрызет все, и ему останется только сомкнуть зубы, чтобы перекусить последнюю цепь, священники возглашают "Христос Воскресе!", и цепи, замки и двери восстанавливаются, выковываются вновь, и заново начинает их грызть из Сатана.

Очень меня конечно это впечатлило, Мишель!!! http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif

0

94

Альбина написал(а):

Или просить не значит получить

Альбина, "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам..." (Матв., гл.7)  http://s03.radikal.ru/i176/1007/8f/7a8171a6a1ef.gif 

Lekachka написал(а):

Очень меня конечно это впечатлило

Меня тоже, когда впервые прочла об этом  %-)

+1

95

Мишель написал(а):

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам..." (Матв., гл.7)

Это фраза в свое время очень сильно изменила мою жизнь.
Моя одноклассница (она уже давно постриглась в монахини) в свое время открыла библию наугад для меня и прочла эти строки. Взвесила я все и для себя поняла, что действительно часто либо стеснялась, либо боялась обратиться к кому-либо  за элементарной помощью, - неудобно как-то было.... а это уже гордыня, подсознательный страх выглядеть глупо.

Дед Шура написал(а):

С наступающим Воскресением Христовым вас,Братие и Сестры!

http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif

+1

96

Laura написал(а):

Семистрельная хороша, забирает весь негатив у того, кто с недобрыми намерениями к тебе шагнет через порог.

У меня перед дверью висит икона "Нерушимая стена" (бабушка подсказала) и она меня не раз выручала. Первый раз когда взломали первую входную дверь (тогда ещё филёнка стояла), а вторую не открыли, может спугнул кто-то, а может....

http://f10.ifotki.info/org/ba6c6e6ff098f486e794a984b8edb73a4e6ae9117122020.jpg

Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».

По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».

Lekachka написал(а):

У меня две "Семистрельной"перед дверью висят, еще "Троица" тоже перед дверью, а так для всех вроде надо чтобы Распятие и Матерь Божия, и Николай Чудотворец тоже приветствуется.

Lekachka, иконы должны стоять в божнице, желательно на восточной стороне квартиры.

Лигия написал(а):

часто либо стеснялась, либо боялась обратиться к кому-либо  за элементарной помощью

Лигия, я тоже ничего ни у кого не прошу, не думаю что это гордыня....

0

97

Яйцо

Атрибут весенне-летних земледельческих обрядов. Занимает центральное место в пасхальной обрядности. Церковь видит в нем символ гроба Господня, а в красном цвете пасхальных яиц - символ возрождения верующих "кровью Христа". Крашенными яйцами обменивались при христосовании, дарили родным и знакомым. Пасхальному яйцу приписывали магическую силу: исцеление больных, способность потушить пожар, найти пропавшую корову, помочь найти клад.

Яйцо - атрибут весенне-летних земледельческих обрядов. Крашеное освященное яйцо занимает центральное место в пасхальной обрядности. Оно стало знаком, символом праздника Пасхи. Церковь видит в нем символ гроба Господня и возникновения жизни в самых недрах его. При этом красный цвет, в который по традиции окрашивают пасхальные яйца, рассматривается как символ возрождения верующих "кровью Христа". Подобным образом объясняли обычай красить яйца и русские крестьяне. В Белозерском районе Вологодской обл. яичко красили в красный цвет в воспоминание о страстях Христовых. В народе говорили, что "оно кровяное, когда Иисуса Христа распинали, было много крови". Согласно преданию, обычай обмениваться крашеными яйцами в Пасху был установлен Марией Магдалиной, подарившей красное яйцо императору Тиверию со словами: "Христос воскресе!". В вологодской деревне существовало также убеждение, что сам Христос завещал красить яйца в красный цвет.

Окрашивать яйца начинали на Страстной неделе в Чистый Четверг или в Страстную субботу, которую из-за этого кое-где называли "Красильной" или "Красной". Наиболее часто их красили естественными красителями: луковой шелухой ("луковыми перьями"), березовыми листьями, чебрецом, отваром "марены" и "зеленицы". С конца 19 в. в широкий обиход начали входить покупные краски, а также кусочки красящей материи, которые использовали для этой цели, при этом яйца становились пестрыми, "мраморными". В некоторых местах яйца на Пасху красили не только в красный цвет. Использование с этой целью березовых листьев делало их зелеными или желтыми (в эти цвета их чаще окрашивали на Троицу). Освящали их в церкви вместе с куличом и творожной пасхой или в Страстную субботу, или по окончанию пасхальной литургии в воскресенье (см. Пасха). В Сибири, как и во многих других местах, в каждой семье вечером Страстной субботы все сваренные и окрашенные яйца делились между старыми и малыми поровну. Каждый уносил свой пай и хранил его в неприкосновенности до следующего дня, когда мог распоряжаться им на свое усмотрение.

Старая христианская традиция - обмениваться в церкви при христосовании крашеными яйцами в знак любви и братского единства верующих. Их дарили как в этот день, так и на протяжении Светлой недели родственникам, знакомым и соседям, приходившим поздравить с праздником, брали с собой, когда шли в гости, раздавали нищим за помин души. В пятницу на пасхальной неделе было принято угощать яйцами пришедших в гости к теще молодых, в особенности зятя, о чем говорилось и в поговорке: "Есть зять - готовь решето яиц". На Пасху, когда, придя с заутрени, садились за трапезу разговляться, яйцо съедали первым. Его брали на кладбище христосоваться с покойными, "родителями", чтобы и они разговелись. При этом одно или пару яиц крошили на могилу или оставляли около креста целыми, а иногда даже закапывали. Крестьяне верили, что птицы, для которых на могилу клали раскрошенное яйцо, помянут умершего и будут просить за него Бога, благодаря этому, душа его получит облегчение на том свете.

Освященному яйцу приписывались магические свойства. С его помощью можно было приоткрыть завесу в потусторонний мир и увидеть то, что обычно не доступно человеческому глазу. Рассказывали, что, если выйти с пасхальным яйцом на перекресток и покатить его вдоль одной из дорог, выскочат черти и пропляшут трепака. Незаменимым считалось пасхальное яйцо и при поиске кладов. Нечистая сила, охраняя клад, не дает его в руки, обманывает человека, пугает, застилает ему глаза, но если подойти к месту, где зарыт клад, с освященным яйцом, черти сами испугаются, разбегутся, и клад сделается доступным. Если в первый день Пасхи вскоре после службы прокатить яйцо в каждом углу двора, можно найти черта в шапке невидимке. Как только это случится надо схватить шапку невидимку и одеть ее на себя, но при этом надо быть очень осторожным, чтобы черт не схватил охотника первым, иначе, как говорили в народе: "Лишишься яйца и продашь Христа". Если не могли долгое время найти утопленника, также прибегали к помощи пасхального яйца, его бросали в реку, над тем местом, где находился утопленник, вода начинала крутиться.

Особенно ценным и никогда не портящимся признавалось яйцо, полученное по окончанию литургии от священника. Его давали съесть больному в убеждении, что после этого он обязательно поправится. Такой же большой магической силой наделялось первое подаренное на Пасху яйцо. В Енисейской губ. существовал обычай в Светлое Христово Воскресенье обмениваться яичком с первым встречным, именно это яйцо считалось здесь наиболее чудодейственным: верили, что оно спасает от нечистого, а если его хранить на божнице, не испортится три года. В Вятской губ. особенное яйцо выбирал случай. В Великую субботу (см. Страстная неделя) хозяйка, окрасив яйца, клала на божницу столько яиц, сколько человек было в семье, плюс одно лишнее. То яйцо, что оставалось на следующий день на божнице не тронутым после того, как домашние разбирали яйца для христосования во время пасхальной трапезы, называлось "христосиным яйцом", его оставляли лежать у икон и использовали как чудодейственное средство.

Во многих местах бытовало убеждение, что пасхальное яйцо может потушить пожар или не дать ему распространиться на другие дома в деревне. Для этого кое-где надо было просто кинуть его в огонь через забор, но чаще требовалось сначала три раза обежать вокруг горящего дома со словами "Христос Воскресе!" и только тогда кидать его в огонь. В Иркутской губ. для первого пасхального яйца делали из бумаги нечто вроде лампады, которую вешали перед иконами. Когда случался пожар, яйцо давали девушке, известной своим благонравным поведением, или вдове, муж которой давно умер; избранной женщине, по убеждению местных крестьян, достаточно было с пасхальным яйцом обойти горящую постройку, чтобы пожар утих. Если же вышеописанные действия не помогали, чтобы заставить огонь утихнуть и спасти другие дома в деревне, яйцо бросали в ту сторону, откуда дул ветер, полагая при этом, что ветер или утихнет, или изменит направление. Некоторые крестьяне были убеждены, что огонь, в который брошено яйцо, не распространится на другие постройки, потому что поднимется вверх столбом, будет "гореть как свечка", что с другой стороны считалось свидетельством того, что в горящем дому была оставлена икона или погиб человек.

Охранительная и продуцирующая магическая функция пасхального яйца наиболее ярко проявлялась в ритуалах, связанных с хозяйственной деятельностью, например, в сфере скотоводства. В Ярославской губ. с ним искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овцу. Деревенское поверье советовало утром на Пасху оглаживать яйцом лошадей: "Не огладишь лошадку крашеным яицком, и корм ей в пользу не пойдет!". То же самое делалось и перед началом пастьбы с приговором: "Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь гладка и сыта!". В Егорьев день перед первым выгоном на луга гладили по хребту пасхальным яичком каждую скотинку, чтобы она не болела, и шерсть ее была гладкой. Пасхальное яйцо сохраняли до дня первого выгона также для того, чтобы отдать его пастуху как вознаграждение за обход стада. В некоторых местах пастух обходил стадо с решетом, в которое укладывал магические предметы, призванные обеспечить безопасность и сохранить стадо, среди них обязательно присутствовали крашеные пасхальные яйца. В Старорусском р-не Новгородской обл. пастух после обхода стада гадал о его благополучии при помощи крашеного яйца. Он, развернувшись спиной к стаду, перебрасывал яйцо через плечо, если оно после падения оставалось целым, пастбищный сезон пройдет благополучно и все коровки будут цела, а если нет, жди беды.

В земледельческих обрядах пасхальное яйцо символизировало зарождение новой жизни, семя, его соприкосновение с землей должно было пробудить ее от зимнего сна, оплодотворить. Таков смысл ритуальных действий, которые, по убеждению крестьян, способствовали получению богатого урожая. С этой целью во время пасхального обхода домов священником яйцо зарывали в зерно, которое он кропил святой водой и освящал. Освященные на Пасху яйца клали в севалку с зерном и брали с собой в поле при засеве. Перед началом работы крестьянин или съедал яйцо сам, сидя на борозде, или закапывал в землю, или разбрасывал его кусочки по пашне. Верили, что эти действия предохраняют посевы от непогоды, болезней и вредителей. Такую же магическую силу приписывали и скорлупе от освященных яиц. В Иркутской губ. ее вместе с крошками, оставшимися на столе после пасхального разговения, собирали, смешивали с четверговой солью и клали в зерна, приготовленные к посеву.

К древним земледельческим обрядам, призванным обеспечить земле плодородие, но давно утратившим свой первоначальный смысл относятся игры и забавы с яйцами, практиковавшиеся в русской деревне во многие весенне-летние праздники (на Пасхальной неделе, в Егорьев день, на Троицу, Вознесенье).

На Пасху обычно заготавливалось такое количество яиц, что зачастую съесть все на протяжении праздников не могли. В Рязанской губ. хозяйки солили оставшиеся яйца впрок: их разрезали пополам, складывали в кадку, пересыпая каждый слой яиц солью, сверху клали кружок и камень для гнета. Впоследствии соленые яйца ели с квасом и луком на завтрак или ужин во время полевых работ.

Яйца красили, ими угощались и играли с ними не только на Пасху, но и на Егорьев день, в Вознесенье, на Троицу, в Петровское заговенье, в Петров день, а также в каждое воскресенье на протяжении 40 дней до Вознесения. На Егорьев день и на Троицу яйца окрашивали чаще всего в желтый или зеленый цвет березовыми листьями. Крашеные яйца были непременным угощением в праздничных ссыпках, складчинах, устраивавшихся женщинами и молодежью от Пасхи до Вознесения, на Троицу, на Петровское заговенье и Петров день. В день Егория ими угощали друг друга на пастбище после совершения пастухом обхода скота хозяйки коров. Во время "женского праздника" в воскресенье на неделе Жен мироносиц (второе воскресенье после Пасхи) каждая участница приносила с собой на пиршество, устраивавшееся на поляне в лесу, от 3 до 5 специально окрашенных по этому случаю яиц. В этот же день в Орловской губ. к обеду хозяйки подавали на стол блюдо с вареными яйцами, на которых лежала курица; курицу снимали, а яйцами наделяли всех домашних. Пасхальные колядовщики (участники волочебного и вьюнишного обходов), требовали от хозяев крашеные яйца в качестве платы за свой труд. В Вологодской губ. игры с яйцами были главным развлечением на "яишное заговенье" (всесвятское воскресенье - заговенье на Петровский пост). В домах в этот день непременно готовили пироги с яйцами. Каждый член семьи получал от хозяйки пяток яиц, с которым отправлялся к месту молодежного гулянья, где стояли качели, и там играл в "перебой" (стукаться яйцами), "по лотку". В игре в карты в этот день яйца принимались в качестве ставки, за качание на качелях также можно было расплатиться яйцом. В Тюменском у. Тобольской губ. "яичное заговенье" отмечалось всей деревней. После обеда все шли на берег реки, где раскладывали костры, варили и красили луковичной шелухой яйца. У костров располагались семьями, а молодежь катала яйца и водила хороводы.

http://s019.radikal.ru/i634/1204/33/0ab89dc00e9f.gif

+1

98

Кулич

Пасхальный обрядовый хлеб с обычаем его освящения, угощения и раздачей верующим на пасху. Этот обычай уходит корнями в языческие времена. Разговление после поста начиналось с поедания кулича. Остатки от кулича использовали при гаданиях об урожае и приплоде скота.

Кулич (пасха, паска) - обрядовый хлеб, обязательная принадлежность пасхального стола. Обычай освящения хлеба и угощение им на Пасху имеет как христианские, так и языческие корни.

В древности христианская литургия заканчивалась угощением прихожан в храме хлебами и вином, принесенными ими и освященными в ходе службы. От этого обычая произошел с одной стороны, ритуал освящения Святых даров (хлеба - просфоры и вина) для причастия, а с другой - обычай утренней пасхальной трапезы, в которой кулич стал одним из главных угощений.

По церковному преданию, традицию освящать хлеб во время пасхальной литургии, основали апостолы. В знак незримого присутствия среди них Спасителя они оставляли во время трапезы за столом свободное место и клали перед ним хлеб (по гречески - "артос"). Этот хлеб символизировал воскресшего Христа. В православной традиции его освящали на литургии в день Пасхи, а в Светлую субботу раздавали по куску верующим (см. Пасхальная неделя). Кулич же, выпекаемый верующими на Пасху, является домашним аналогом церковного артоса.

Традиция встречи Пасхи с ритуальным хлебом уходит корнями в ветхозаветные времена. Ранние христиане, унаследовавшие некоторые черты празднования Пасхи от иудеев, переняли и обычай освящения хлебов, но наполнили его иным содержанием. Еврейский праздник "песах" является также праздником "опресноков", пресного хлеба маццот. По преданию, во время бегства из египетского плена древние иудеи не успели заквасить хлеб, и взяли с собой пресное тесто. Изготовленными из него лепешками они питались в течение странствия по пустыне; это было то немногое, что поддерживало в них жизнь. В память этих событий в первый день Пасхи за трапезой было принято возносить благодарственную молитву богу и угощаться хлебом маццот, который стал символизировать очищение от египетской рабской закваски. Следуя этой традиции, Христос преломил хлеб на Тайной вечере, но сравнил его со своей плотью, приносимой в жертву во искупление людских грехов, тем самым, установив христианский обряд Евхаристии - Причащения.

В христианском богослужении место маццы заняли просфора, артос и кулич. Употребление "опресноков" вошло в древнее христианство, знаменуя собой очищение от греховной закваски язычества и спасение верующего от смерти души во грехе. В православной традиции, в отличие от католической, просфора, также как другие ритуальные хлеба, изготавливаются только из кислого, дрожжевого теста, но свое очистительно значение они сохранили в неизменности. В обрядах Светлого Христова Воскресения освящение и употребление хлеба (артоса, кулича) - символа жертвы и искупления Христа - имеет особое значение, воплощая суть праздника: спасение и очищение человечества от греха, благодаря жертве Христа.

Славянская языческая основа традиции выпекания пасхального кулича кроется в обычае изготовления весной в преддверие посевных работ обрядового хлеба из кислого, заквашенного на дрожжах теста. С помощью принесения этого хлеба в жертву земле, стихиям или предкам земледельцы стремились магическим путем умилостивить их, заручиться поддержкой и обеспечить плодородие земли и обильный урожай (см. Кликание весны).

С ходом времени христианская и языческая традиции неразрывно сплелись в народном сознании; при этом, наряду с преобладающим христианским значением кулича, продолжало активно бытовать его использование в продуцирующих и охранительных земледельческих и скотоводческих обрядах.

У русских известно два основных название обрядового хлеба: "кулич" и "пасха"/"паска". Название кулич церковного происхождения, пришедшее в русский язык из греческого, в котором оно означает "крендель". В большей степени оно было известно в городах, в то время как крестьянский пасхальный хлеб, пирог или булка чаще называется "пасха" или "паска". Он мог иметь разную форму (например, в виде раскрытого ягодного пирога - вологодск.), но чаще был круглым, высоким, с выдающейся верхней частью ("верхушка", "голова"), по середине которой из теста делали крест. В тесто обязательно добавляли большое количество яиц, масла, различных добавок, стараясь сделать его сдобным и как можно более скоромным.

Изготовление кулича было одной из самых важный ритуальных обязанностей хозяйки, так как от того, на сколько удался кулич, зависела судьба семьи. Если он хорошо поднялся и вышел ладный, то в семье будет все хорошо, а если тесто в печи не подошло или растрескалась корка, надо ждать несчастья, смерти кого-нибудь из родных.

В некоторых местах куличом так же, как и крашеными яйцами, христосовались в церкви по окончании пасхальной литургии (см. Пасха). Во Владимирской губ., как только священник освящал яства для пасхальной трапезы, каждый из прихожан и церковного причта отрезал от своей "паски" несколько маленьких кусочков. Священник, дьяк и пономарь становились в ряд на солее, верующие подходили сначала к священнику, затем к дьяку, а потом к пономарю и, похристосовавшись, одаривали их куличом. Каждый из церковнослужителей брал подносимый ему кусочек, съедал его или клал на блюдо к своей "паске" и в свою очередь одаривал прихожанина, который делал то же самое. Таким образом начиналось разговление после поста. На домашнем пасхальном столе кулич занимал важное место. В начале трапезы его так же, как и яйцо, по числу членов семьи делил хозяин, наделяя куском каждого из домочадцев.

По народным представлениям, кулич был обязательным элементом пасхальной трапезы и для умерших. Его кусочки оставляли в пасхальную ночь на божнице или на столе под иконами для "родителей", относили в числе других пасхальных блюд на кладбище.

Обрядовое значение кулича было очень велико. Крестьяне старались сохранить и использовать каждый его кусочек. Повсеместно сохраняли верхушку "пасхи", наделявшуюся наибольшей магической силой. Обычно хозяйки пекли не один, а несколько куличей, каждый из которых предназначался для своей цели: один для себя, другой отдавали священнику, третий предназначался для скотины ("скотинная паска"), с четвертым ехали засевать ("засевальная паска").

В Сибири кулич для священника хозяйка выпекала отдельно от других не в субботу, а в Чистый четверг. Делался он из ржаного кислого теста, в форме обычной ковриги, но с накладным крестом, и назывался "четверговым" (см. также Четверговый хлеб). Когда священник приходил в дом с пасхальным молебном, кулич ставили под принесенные из церкви иконы, а после чтения молитв отдавали священнику в качестве платы за молебен.

В Вологодской обл. "засевальную паску" хранили с Пасхи до дня сева в переднем углу, прикрыв от пыли салфеткой; в условленный день от нее отрезали несколько кусочков, которые несли в поле или огород и клали в семена, чтобы увеличить их всхожесть. В тех местах, где пекли одну "пасху", выезжая в поле сеять, хозяин брал ее верхушку и съедал на ниве, чтобы был хороший урожай. В некоторых местах рано утром перед выездом хозяина на поле хозяйка накрывала стол скатертью, на которую клала верхушку "паски", хлеб и соль, на божнице зажигали свечу, все домашние молились: "Зароди нам, Господи, хлебушка", - и клали по три поклона. Затем "пасху" заворачивали в чистую тряпочку и торжественно передавали хозяину.

Иногда остатки кулича использовали при гадании о разных хозяйственных нуждах. Например, в Орловской губ., если в хозяйстве не велись лошади, в пасхальное воскресенье оставшийся после разговления небольшой кусочек "паски" заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшне над головами лошадей; через шесть недель его снимали и смотрели, какого цвета там завелись червяки, такого цвета и надлежало держать лошадей.

В Архангельской губ. весь, не съеденный на Пасху хлеб, а также пироги, ватрушки и т.п., собирали, сушили и хранили до следующей Пасхи, когда их съедали натощак.

0

99

Мишель написал(а):

Lekachka, иконы должны стоять в божнице, желательно на восточной стороне квартиры.

У меня все стоят в одном месте, там и верба, и свечи, правда не на восточной стороне, там дверь http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif  http://s48.radikal.ru/i120/1007/9a/148d5c8643d5.gif
А напротив двери повесила после того как ко мне ломились http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gif
Спасибо, Мишель!!! http://s50.radikal.ru/i127/1007/8a/d1f1990eef57.gif

0

100

Андромеда написал(а):

хочу поделится..из книги Натальи Степановой..вдруг кому для чего-нибудь пригодится.


Анромеда, в п.74 ты выложила сканированные странички книги.
Первая страница - читаемая, а остальные расплывчатые, не четкие - ничего не прочесть, к сожалению.....

Хотела сразу тебе написать, да совсем времени не было.

Если можно пересканируй.
Заранее благодарна.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Вопросы, ответы , размышления » Чистый четверг. Пасха. Красная горка.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC