Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Посты » О Великом посте


О Великом посте

Сообщений 1 страница 20 из 55

1

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап... кап... кап... Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться...
Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще досвету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, «для молитвы». Сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой. Такие — угодники бывают. А лицо розовое, как у херувима, от чистоты. Я знаю, что он насушил себе черных сухариков с солью, и весь пост будет с ними пить чай — «за сахар»....
В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест — по-мни.. по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется — постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина, — «Красавица на пиру», — закрыта простынею. Преосвященный так посоветовал. Покачал головой печально и прошептал: «греховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится — такой шик! Закрыта и печатная картинка, которую отец называет почему-то — «прянишниковская», как старый дьячок пляшет, а старуха его метлой колотит. Эта очень понравилась преосвященному, смеялся даже. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься — и сломаешь ногу. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, — великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, ко торое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»... а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и  т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все — другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, — весь двор завалят. Поедем на «постный рынок», где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был...

Теги: Пост в  литературе

0

2

...Мясные на площади закрыты. И Коровкин закрыл колбасную. Только рыбная Горностаева открыта, но никого народу. Стоят короба снетка, свесила хвост отмякшая сизая белуга, икра в окоренке красная, с воткнутою лопаточкой, коробочки с копчушкой. Но никто ничего не покупает, до субботы. От закусочных пахнет грибными щами, поджаренной картошкой с луком; в каменных противнях кисель гороховый, можно ломтями резать. С санных полков спускают пузатые бочки с подсолнечным и черным маслом, хлюпают-бултыхают жестянки-маслососы, — пошла работа! Стелется вязкий дух, — теплым печеным хлебом. Хочется теплой корочки, но грех и думать.

Народу гуще. Несут вязки сухих грибов, баранки, мешки с горохом. Везут на салазках редьку и кислую капусту. Кремль уже позади, уже чернеет торгом, доносит гул. Черно, — до Устьинского Моста, дальше.

Горкин ставит Кривую, заматывает на тумбу вожжи. Стоят рядами лошадки, мотают торбами. Пахнет сенцом на солнышке, стоянкой. От голубков вся улица — живая, голубая. С казенных домов слетаются, сидят на санках. Под санками в канавке плывут овсинки, наерзывают льдышки. На припеке яснеют камушки. Нас уже поджидает Антон Кудрявый, совсем великан, в белом, широком полушубке.

— На руки тебя приму, а то задавят, — говорит Антон, садясь на корточки, — папашенька распорядился. Легкой же ты, как муравейчик! Возьмись за шею... Лучше всех увидишь.

Я теперь выше торга, кружится подо мной народ. Пахнет от Антона полушубком, баней и... пробками. Он напирает, и все дают дорогу; за нами Горкин. Кричат: «ты, махонький, потише! колокольне деверь!». А Антон шагает — эй, подайся!

Какой же великий торг!

Широкие плетушки на санях, — все клюква, клюква, все красное. Ссыпают в щепные короба и в ведра, тащат на головах.

— Самопервеющая клюква! Архангельская клю-кыва!..

— Клю-ква... — говорит Антон, — а по-нашему и вовсе журавиха.

И синяя морошка, и черника — на постные пироги и кисели. А вон брусника, в ней яблочки. Сколько же брусники!

— Вот он, горох, гляди... хоро-ший горох, мытый.

Розовый, желтый, в санях, мешками. Горошники — народ веселый, свои, ростовцы. У Горкина тут знакомцы. «А, наше вашим... за пуколкой?» — «Пост, надоть повеселить робят-то... Серячок почем положишь?» — «Почем почемкую — потом и потомкаешь!» — «Что больно несговорчив, боготеешь?» Горкин прикидывает в горсти, кидает в рот. — «Ссыпай три меры». Белые мешки, с зеленым, — для ветчины, на Пасху. — «В Англию торгуем... с тебя дешевше».

0

3

А вот капуста. Широкие кади на санях, кислый и вонький дух. Золотится от солнышка, сочнеет. Валят ее в ведерки и в ушаты, гребут горстями, похрустывают — не горчит ли? Мы пробуем капустку, хоть нам не надо. Огородник с Крымка сует мне беленькую кочерыжку, зимницу, — «как сахар!». Откусишь — щелкнет.

А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным. Играют золотые огурцы в рассоле, пляшут. Вылавливают их ковшами, с палками укропа, с листом смородинным, с дубовым, с хренком. Антон дает мне тонкий, крепкий, с пупырками; хрустит мне в ухо, дышит огурцом.

— Весело у нас, по-стом-то? а? Как ярмонка. Значит, чтобы не грустили. Так, что ль?.. — жмет он меня под ножкой.

А вот вороха морковки — на пироги с лучком, и лук, и репа, и свекла, кроваво-сахарная, как арбуз. Кадки соленого арбуза, под капусткой поблескивает зеленой плешкой.

— Ре-дька-то, гляди, Панкратыч... чисто боровки! Хлебца с такой у-мнешь!

— И две умнешь, — смеется Горкин, забирая редьки.

А вон — соленье: антоновка, морошка, крыжовник, румяная брусничка с белью, слива в кадках... Квас всякий — хлебный, кислощейный, солодовый, бражный, давний — с имбирем...

— Сбитню кому, горячего сби-тню, угощу?..

— А сбитню хочешь? А, пропьем с тобой семитку. Ну-ка, нацеди.

Пьем сбитень, обжигает.

— По-стные блинки, с лучком! Грещ-щневые-ллуковые блинки!

Дымятся луком на дощечках, в стопках.

— Великопостные самые... сах-харные пышки, пышки!..

— Гре-шники-черепенники горря-чи. Горря-чи грешнич-ки..!

0

4

Противни киселей — ломоть копейка. Трещат баранки. Сайки, баранки, сушки... калужские, боровские, жиздринские, — сахарные, розовые, горчичные, с анисом — с тмином, с сольцой и маком... переславские бублики, витушки, подковки, жавороночки... хлеб лимонный, маковый, с шафраном, ситный весовой с изюмцем, пеклеванный...

Везде — баранка. Высоко, в бунгах. Манит с шестов на солнце, висит подборами, гроздями. Роются голуби в баранках, выклевывают серединки, склевывают мачок. Мы видим нашего Мурашу, борода в лопату, в мучной поддевке. На шее ожерелка из баранок. Высоко, в баранках, сидит его сынишка, ногой болтает.

— Во, пост-то!... — весело кричит Мураша, — пошла бараночка, семой возок гоню!

— Сби-тню, с бараночками... сбитню, угощу кого...

Ходят в хомутах-баранках, пощелкивают сушкой, потрескивают вязки. Пахнет тепло мочалой.

— Ешь, Москва, не жалко!..

А вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. Малиновый, золотистый, — показывает Горкин, — этот называется печатный, энтот — стеклый, спускной... а который темный — с гречишки, а то господский светлый, липнячок-подсед. Липовки, корыта, кадки. Мы пробуем от всех сортов. На бороде Антона липко, с усов стекает, губы у меня залипли. Будочник гребет баранкой, диакон — сайкой. Пробуй, не жалко! Пахнет от Антона медом, огурцом.

Черпают черпаками, с восковиной, проливают на грязь, на шубы. А вот — варенье. А там — стопками ледяных тарелок — великопостный сахар, похожий на лед зеленый, и розовый, и красный, и лимонный. А вон, чернослив моченый, россыпи шепталы, изюмов, и мушмала, и винная ягода на вязках, и бурачки абрикоса с листиком, сахарная кунжутка, обсахаренная малинка и рябинка, синий изюм кувшинный, самонастояще постный, бруски помадки с елочками в желе, масляная халва, калужское тесто кулебякой, белевская пастила... и пряники, пряники — нет конца.

— На-тебе постную овечку, — сует мне беленький пряник Горкин.

0

5

А вот и масло. На солнце бутыли — золотые: маковое, горчишное, орешное, подсолнечное... Всхлипывают насосы, сопят-бултыхают в бочках.

Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, — милое мое Замоскворечье.

— А вот, лесная наша говядинка, грыб пошел!

Пахнет соленым, крепким. Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки сушеного белого гриба. Проходим в гомоне.

— Лопаснинские, белей снегу, чище хрусталю! Грыбной елараш, винегретные... Похлебный грыб сборный, ест протопоп соборный! Рыжики соленые-смоленые, монастырские, закусочные... Боровички можайские! Архиерейские грузди, нет сопливей!.. Лопаснинские отборные, в медовом уксусу, Дамская прихоть, с мушиную головку, на зуб неловко, мельчей мелких!..

Горы гриба сушеного, всех сортов. Стоят водопойные корыта, плавает белый гриб, темный и красношляпный, в пятак и в блюдечко. Висят на жердях стенами. Шатаются парни, завешанные вязанками, пошумливают грибами, хлопают по доскам до звона: какая сушка! Завалены грибами сани, кули, корзины...

(И. Шмелев "Лето Господне")

0

6

Прочла с огромным удовольствием!!!Так вкусно описывается ярмарочный товар...с таким изобилием грех не поститься!!!

0

7

О, я обожаю эту книгу и периодически ее перечитываю! Как ярко, сочно  показаны такие, казалось бы, прозаичные вещи, как постный рынок...

0

8

Lilitochka написал(а):

И. Шмелев "Лето Господне"

Мими написал(а):

О, я обожаю эту книгу и периодически ее перечитываю!

У меня тоже появилось желание вновь перечитать http://i013.radikal.ru/1104/8a/90df75943920.gif

0

9

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА: СОВЕТЫ ПАСТЫРЕЙ

Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал «Православие.ру» попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.

Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

– Что должно стать главным в дни поста? Ответ, по опыту – церковному и своему, должен быть в «относительных» терминах, а не в абсолютных. Не требовать от человека: ешьте то-то, читайте такие-то молитвы, ходите в церковь тогда-то, но предложить следующее:

– всей семьей (если таковая имеется) определить порядок питания для детей и взрослых на все время поста (например, сладости только по субботам и воскресеньям и т.п.) и попросить священника благословить соблюдение этого порядка;

– также определить порядок просмотра телевизора (от ограничения до полного выключения);

– увеличить продолжительность личных (общесемейных) молитв;

– назначить время для личного или общесемейного чтения православной литературы, _подходящей для всех;

– назначить время для прихода в храм в будни, подготовиться к участию в великопостных богослужениях (найти тексты Покаянного канона, повечерия, литургии Преждеосвященных даров, служб Страстной седмицы);

– помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

– также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую Пасху как свинья.

0

10

Протоиерей Сергий Вишняков, благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

– Самое главное для христианина во время поста – провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых наша цель – очищение души – достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) – это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что Великий пост – не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни – так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» – о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин – это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый – в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму – построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению – ко вниманию.

Сверх сил в эту – первую – неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста – не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы – чада Отца нашего Небесного.

0

11

Мими написал(а):

О, я обожаю эту книгу и периодически ее перечитываю! Как ярко, сочно  показаны такие, казалось бы, прозаичные вещи, как постный рынок...

Я - тоже.  Потрясающе  просто и  проникновенно  написана  книга.

0

12

Священник Владимир Войтов, клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

– С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице Великого поста?» «Один день», – ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» – для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей – принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время Великого поста, самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». – «Что вы хотите?» – «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих Великий пост. И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Очень полезно в пост ежедневно читать святоотеческую литературу (лучше всего творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Определить себе какую-то норму: одна страничка или 10 страниц. Это чтение освежает душу.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу – ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

0

13

Священник Глеб Грозовский, клирик Софийского собора в Царском селе, координатор социально-молодежных проектов и духовно-просветительских программ Царскосельского благочиния Санкт-Петербургской и Ладожской епархии:

– Жизнь каждого христианина в дни начала любого поста должна наполняться радостной жаждой богообщения и воз-дер-жа-ни-я! Псаломопевец Давид каждого из нас призывает: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». А теперь представим себе постящегося, в котором отсутствует радость богообщения плюс бурлит невоздержание от желания получения наслаждений и увеселений, к чему так успела пристраститься многогрешная душа. Где милостыня, кротость, уступчивость? Куда спрятались отзывчивость, приветливость, сдержанность? Куда пропали украшающие человека трудолюбие, умение молчать, быть благодарным?

Понятно, что если ты работаешь с 9 до 21 часа, то в храм для богообщения (при всем желании) не попадешь. Но найти время для личной молитвы или постоянного молитвенного состояния – это же вполне осуществимо. Только нужно, поставив себе задачу совершенствования, просить Бога о помощи в этом благом деле!

Постараемся не надевать на себя «кислую» маску постящегося. И тогда слова священника Ездры будут применимы к каждому православному христианину: «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание».

0

14

Священник Георгий Казанцев, секретарь миссионерской комиссии Калужской епархии, духовник Калужского православного миссионерского общества, администратор
добровольческой службы «Милосердие»:

– Смысл любого поста – самоограничение, то есть добровольный отказ от того, что составляет заметную часть нашей земной чувственной жизни. И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода – привыкания – к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей. В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей. Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований. Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится. Найти свою меру воздержания – одна из важнейших духовных задач Великого поста.

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу – изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника. Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

0

15

Игумен Игнатий (Душеин), благочинный восьмого округа Калужской епархии, председатель миссионерской комиссии Калужской епархии:

– Думаю, первое, что нужно, – правильно настроиться на пост. Недаром Церковь нас загодя готовит к его приходу.

Мытарь и фарисей, блудный сын, Страшный суд, Адамово изгнание – все это должно нас настроить на особый лад.

Как смиренный мытарь, как раскаявшийся блудный сын, как павший Адам, как грешник перед лицом суда Божия, человек должен вступить в труд поста, помня, что, возможно, это последний Великий пост в его жизни. А может, это и последняя возможность покаяния и исправления, последний призыв милостивого Господа.

Второе: мир с ближними. Это доступно каждому, даже самому занятому человеку. Без этого наиважнейшего момента весь труд поста становится бессмысленным. Не случайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье.

Обязательным условием правильного поста является воздержание чувств. Нужно беречься от праздных разговоров, от различной «развлекаловки» и суеты. Думаю, что в наше время отказ от телевизора – для многих подвиг намного более актуальный, чем воздержание от скоромной пищи. Часто бывает, что, воздерживаясь от излишней пищи телесной, мы совершенно не заботимся о составе пищи нашего ума и сердца.

Нужно, чтобы воздержание от некоторых продуктов не превратилось в самоцель и не стало главным мерилом Великого поста. Это труд, лишь сопутствующий душевному труду, но никоим образом его не заменяющий. Именно про такой пост сказал Господь: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», – никто пусть лучше не знает и не видит, что мы едим или не едим в пост. Если это мы делаем во славу Божию, то пусть один Господь и знает это. Не дай Бог поститься напоказ или рассказывать друг другу о том, что мы не съели в эти дни. Воздержание в пище подразумевает не только отказ от скоромных продуктов. Съедать за раз полведра картошки без масла тоже не из разряда аскетических подвигов.

Далее: молитва. Для нас это слово часто тождественно молитве церковной. Но правильнее было бы назвать то, что мы совершаем в храме, псалмопением. Молитвой же лучше назвать то, что должно совершаться в нашем уме и сердце на всякое время. Так вот такая посильная, внимательная и благоговейная молитва (молитва Иисусова) также доступна каждому. И Великим постом нужно, как никогда, стараться не пренебрегать этим наиважнейшим деланием.

Ничто не заменит особой атмосферы церковного богослужения первых дней Великого поста. Нужно постараться найти время для этого. Великое повечерие с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского читается по вечерам, вполне можно успеть после рабочего дня. Но если уж совсем не получается посетить его, то в наше время доступны все богослужебные книги. Если нет таковых или дорого покупать – все есть в интернете. Так что можно в свободное время прочитать не спеша и со вниманием хотя бы некоторые службы Великого поста.

Все зависит от желания и усердия человека. Если это есть – все остальное приложится милостью Божией.

0

16

Незабудка написал(а):

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

0

17

Иерей Димитрий Шишкин, клирик храма Трех святителей г. Симферополя:

– Пост – это время сознательных усилий, которые помогают нам приобрести иное видение мира – то, что Господь называет Царствием Божиим внутри нас. Известно, что греческое слово «метанойя» – «покаяние», буквально означает «изменение сознания». Человек призван к преображению собственной жизни, не случайно евангельская проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Но мы порой не вполне понимаем, что такое покаяние. Нам кажется, что это краткое событие внутренней жизни, момент сокрушения о грехах, за которым тянутся дни обыденности и привычной рутины. Конечно, и такое «внезапное» покаяние – это дар Божий, и оно способно перевернуть строй души человека. Но можно еще понимать покаяние как путь постепенного, терпеливого преображения жизни. И этот путь невозможен без поста.

Вот что важно понять: пост – это не только и даже не столько воздержание от скоромной пищи. Есть люди, которые мясо не едят вовсе, есть те, кто воздерживается от пищи ради телесной красоты, а есть и такие, кто питается скудно по скудости средств. Последние обычно так и говорят: «О, у меня вся жизнь – сплошной пост!» Но вот ведь в чем дело: пост – это добровольное воздержание от всего, что мешает человеку приблизиться к Богу, а это не мясо, конечно, а наши страсти, лишь одна из которых – чревоугодие. Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку – это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. И у каждого есть свои слабости и пристрастия, которые не просто расслабляют душу, а привязывают ее к земле. Душа теряет вкус духовной жизни и становится, если можно так выразиться, «плотской». Она привыкает к множеству уютных сластей и в этих сластях теряет память о себе и о своем небесном призвании.

Обычно в начале поста люди несут на исповедь длинные «свитки» грехов, выписанных из покаянных книг. Но кроме такой пространной исповеди, хорошо бы каждому определить несколько основных своих грехов – то, что особенно мешает приблизиться к Богу. Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними.

Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» (Мк. 13: 37), речь идет именно об этом сердечном внимании. Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами. Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит. А дальше начинается самая настоящая война. Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй!», которую можно повторять много раз. Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии.

Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет. Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость – греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице.

Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего.

Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом. Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом.

0

18

ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Истинный пост есть устранение от злых дел.
Святитель Василий Великий

Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды» – призывают нас в эти дни церковные песнопения. «Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», – говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной покаяния» называют церковные люди великопостное время.

Первая великопостная неделя (седмица) – наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки.

Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

Песнопения 1-й седмицы Великого Поста

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.

«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста

Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.

«Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».

Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста

Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

«Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния».

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.

«Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему».

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим.

Из Великого Канона святого Андрея Критского

О посте

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Мф. 6, 14-18

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

Святитель Василий Великий

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст

В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе.

Из писем игумена Никона (Воробьева)

О покаянии

Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже (т.е. никогда) сотворих благое пред тобою». Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?

Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого – необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.

Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие.

Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров – видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.

Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами.

Выдержки из писем игумена Никона (Воробьева)
http://www.pravoslavie.ru

0

19

ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями.
Святитель Василий Великий

Святой царь и пророк Давид. Книжная миниатюра. Британская библиотека«Смирях постом душу мою», – говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина – подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение – самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны – это средство, путь, которым душа идет ко смирению.

Есть такие «подвижники», которые налагают на себя строгий пост, а сами сгорают в страстях – гневе и ненависти к ближнему, такой пост Господу не угоден. В посту воздержание должно быть во всем: пище, поступках, словах, желаниях… Что такое воздержание в желаниях? Вот, человек любит мясо, а ради Господа совсем его не ест, так, как монашествующие. Другой решает никогда телевизор не смотреть… Все это – подвиги. В борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное – смирение.

Ради Господа можно любой подвиг совершить – бросить курить, пить, перестать раздражаться, и Господь за эти подвиги дарует благодать, наполняет душу радостью и покоем, открывает смысл жизни. Некоторые считают, что такие подвиги воздержания можно самим, без Господа совершать. Но это в нас гордость говорит, жизнь показывает другое. Много известно случаев, когда человек не мог бросить пить, курить, сквернословить, что только не делал: и на свою волю полагался, и друзья помогали, и близкие, некоторые кодировались… Все напрасно. И лишь только, когда человек обращался к Господу, Матери Божией, каялся, просил помощи, обещал исправиться, Господь давал силы на борьбу, и жизнь человека менялась.

Душу и тело врачует пост. Пост – стояние на страже, борьба со злыми духами, страстями. И если приступят к душе бесы уныния, отчаяния, тоски, гнева, ревности, обратись в молитве ко Господу, проси сил на борьбу и готовь постом свою плоть к битве: отягощенному воину не одолеть врага. К воздержанию призывает нас Церковь, к воздержанию призывает Господь.

Из книги «В пост»

Песнопения 1-й седмицы Великого поста

Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость.

«Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши, приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным, очищение и богатую милость».

Из службы вторника первой седмицы

Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня, и плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлющи.

Из службы вторника первой седмицы

Кто огнь угаси? Кто затче уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы братие.

«Кто погасил огонь? Кто заградил пасти диких зверей? Пост, который избавил отроков от сгорания в печи, а пророка Даниила – от съедения львами. Облобызаем же и мы, братья, этот пост».

Из службы вторника первой седмицы

Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блудного.

«Хотя и согрешил я, но знаю, что Ты человеколюбив, Спаситель: наказываешь милостиво и горячо переживаешь, видишь меня плачущим и бежишь навстречу, как Отец, призывая блудного сына».

Из Великого Канона св. Андрея Критского

Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Тропарь святителю Андрею Критскому, вошедший в Великий Канон

О посте

Пост отражает искушения, умащает (украшает) подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие.

Святитель Василий Великий

Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многащи (2 Кор.11, 27); и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются…Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

Святитель Феофан Затворник

Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела.

Святитель Василий Великий

Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с Апостолами, посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни…

Святитель Иоанн Златоуст

Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.

Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо Царствие Божие внутри нас. Царствие Божие есть Дух Святой, а Дух Святой и на небе и на земле тот же.

Преподобный Силуан Афонский

Житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Святитель Андрей, архиепископ Критский, по прозванию Иерусамлит, родился в третьей четверти VII века на Ближнем Востоке, в городе Дамаске, принадлежавшем тогда еще Восточной Римской империи. Известно, что родители его были благочестивыми христианами; сам же отрок Андрей оставался немым до семилетнего возраста. Однажды дар речи явился ему после причащения Святых Христовых Таин. Это чудесное исцеление очень сильно повлияло на духовную настроенность воспитанного в христианском благочестии юноши. Не оставляя познания наук светских, он внимательно изучает творения Святых отцов, все более склоняясь к уединенной иноческой жизни. Четырнадцати лет от роду Андрей удалился в прославленную Иорданскую лавру преподобного Саввы Освященного, где по прошествии времени иноческого испытания был назначен нотарием (т.е. письмоводителем). Духовная жизнь молодого монаха проходила под непосредственным водительством Иерусалимского патриарха святителя Софрония (634 – 644), после кончины которого в захваченном мусульманами Святом Граде правитель Патриархии Феодор возложил на инока Андрея должность сингела (т.е. секретаря). В 680 году ученому иноку Андрею довелось принять участие а VI Вселенском (Константинопольском) Соборе, на котором он сурово обличил монофилитскую ересь (т.е. признание во Иисусе Христе одной воли, а не двух: Божеской и, подчиненной ей, человеческой). Возвратившись с Собора во Иерусалим, инок Андрей продолжал свои подвиги. Именно тогда, в конце VII века, им были написаны замечательные богослужебные творения: Великий Покаянный Канон, канон праздника Рождества Христова, трипеснцы на повечерие Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры праздника Сретения Господня и другие священные гимны.

Известность иерусалимского подвижника была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 – 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни).

По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II.

Из творений святителя Андрея того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близ острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море он скончался в некоем местечке Иерес в 712 году.

Святые мощи его были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году.

Память святителя Андрея, архиепископа Критского, совершается 4/17 июля, а главнейшее произведение его – Великий Покаянный Канон – по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью).
http://www.pravoslavie.ru

Отредактировано Незабудка (2012-02-26 20:38:14)

0

20

Текст Покаянный канон преподобного Андрея Критского здесь http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/v_kanon/

Отредактировано Незабудка (2012-02-26 20:47:31)

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Посты » О Великом посте


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC