Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Посты » Календарь Великого Поста


Календарь Великого Поста

Сообщений 81 страница 100 из 100

81

Неделя мясопустная, о страшном суде
с 6 марта - 12 марта
http://s3.uploads.ru/512PC.png

Седмица сырная (масленица)
с 7 марта - 12 марта
http://s6.uploads.ru/hAjeO.png

0

82

Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.

с 13 марта - 19 марта

Прощеное воскресенье 13 марта

0

83

Двунадесятые непереходящие праздники

• 15 февраля - Сретение Господне

Церковные многодневные посты в 2017 году
• 27 февраля - 15 апреля 2017 г. - Великий пост

Сплошные седмицы

• 7 - 17 января - Святки
• 6 - 12 февраля 2017 г. - Мытаря и фарисея
• 20 - 26 февраля 2017 г. - Сырная (Масленица)
• 16 - 22 апреля 2017 г.- Пасхальная (Светлая)
• 5 - 11 июня 2017 г. - Троицкая

Дни особого поминовения усопших
• 18 февраля 2017 г. - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

0

84

Лунарик, спасибо за информацию! http://s017.radikal.ru/i408/1602/fb/22ff21ea5dff.gif

0

85

Сплошные седмицы

• 20 - 26 февраля 2017 г. - Сырная (Масленица)

0

86

Лунарик88 написал(а):

Церковные многодневные посты в 2017 году • 27 февраля - 15 апреля 2017 г. - Великий пост

обращаю ваше внимание.... http://s3.uploads.ru/t/x4uCU.gif

0

87

Календарь Великого Поста на 2017 год

27 февраля - 15 апреля 2017 года

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

Питание в Великий пост
В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:
* в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;
* полностью запрещаются «скоромные» продукты (cкоромная пища (древнерус. скором – «жир, масло») - продукты, не дозволенные в пост: мясные продукты, яйца, молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко...). Кратко – это продукты животного происхождения. При строгом посте воздерживаются и от рыбы.);
* есть можно один раз в день, вечером; но по субботам и воскресеньям — два раза, в обед и вечером;
* в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;
* во вторники и четверги — горячая пища без масла;
* по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы);
* в Великую пятницу ничего есть не положено;
* в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи;
* рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал с Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

1-я седмица Великого поста
27 февраля
полное воздержание от пищи

Чистый понедельник
28 февраля
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

1 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
2 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

3 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
4 марта
пища с растительным маслом

Вмч. Феодора Тирона (ок. 306)

5 марта
пища с растительным маслом

Неделя 1-я
Великого поста, Торжество Православия.
2-я седмица Великого поста
6 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

7 марта
горячая пища без масла
8 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
9 марта
горячая пища без масла
10 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
11 марта
пища с растительным маслом

Суббота Родительская.
Поминовение усопших.

12 марта
пища с растительным маслом

Неделя 2-я
Великого поста
3-я седмица Великого поста
13 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

14 марта
горячая пища без масла
15 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
16 марта
горячая пища без масла
17 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
18 марта
пища с растительным маслом

Суббота Родительская.
Поминовение усопших.

19 марта
пища с растительным маслом

Неделя 3-я
Великого поста, Крестопоклонная
4-я седмица Великого поста. Крестопоклонная.
20 марта
сухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
21 марта
горячая пища без масла
22 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
23 марта
горячая пища без масла

24 марта
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
25 марта
пища с растительным маслом

Суббота Родительская.
Поминовение усопших.

26 марта
пища с растительным маслом

Неделя 4-я
Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
5-я седмица Великого поста
27 марта
сухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
28 марта
горячая пища без масла
29 марта
сухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
30 марта
горячая пища без масла
31 марта
сухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
1 апреля
пища с растительным маслом

2 апреля
пища с растительным маслом

Неделя 5-я
Великого поста.
Прп. Марии Египетской

6-я седмица Великого поста (ваий)
3 апреля
сухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

4 апреля
горячая пища без масла
5 апреля
сухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)
6 апреля
горячая пища без масла
7 апреля
горячая пища без масла

Благовещение Пресвятой Богородицы

8 апреля
разрешается рыбная икра

Лазарева суббота

9 апреля
разрешается рыба

Неделя Ваий, 6-я Великого поста.

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Страстная седмица
10 апреля cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

Великий Понедельник
11 апреля
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

Великий Вторник

12 апреля
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

Великая Среда
13 апреля
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери.
14 апреля
полное воздержание от пищи

Великая Пятница. Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса
15 апреля
cухоядение
(хлеб, овощи, фрукты)

Великая Суббота, Схождение во ад
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.

16 АПРЕЛЯ

Окончание Великого поста, разрешение на вся.

0

88

Великий Пост.  2017 год.

27 февраля - 15 апреля 2017 года

Первая седмица Великого поста.
Первая седмица (неделя) Великого поста - по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения.

Первый день Великий поста называется "Чистый понедельник".
Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресение, когда во всех Православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается, так скажем, церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланятся и просят у друг друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.
В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, соблюдается очень строгий пост. По возможности, Верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.

В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста.
Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово - Агнец - приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы).
В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц Великого поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.

Трапеза.
Первая седмица - время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в первую седмицу Великого поста даже не вкушать растительного масла (так называемое сухоядение).

Неделя 1–я Великого поста (первый воскресный день поста) – Торжество Православия. Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия.

Вторая седмицей Великого поста.
Церковь рекомендует исключать из пищи все мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Однако в духовных учебных заведениях по благословению священноначалия после первой седмицы и до начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи), исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели Великого поста, разрешается вкушение рыбы - кроме сред и пятниц. Несомненно, что такое послабление вполне применимо и для людей, занимающихся напряженным умственным или физическим трудом, а также - для не отличающихся крепким здоровьем.

Суббота 2-й седмицы - день поминовения усопших.
В Неделю 2-ю Великого поста (второй воскресный день поста) Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке - ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете - нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это - учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому - молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста.

Третья седмица Великого поста.
Церковный устав третьей седмицы Великого поста полностью аналогичен Второй седмице поста.

Суббота 3-й седмицы - день поминовения усопших.
Неделя 3-я Великого поста (третье воскресный день поста)- Крестопоклонная.
Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению - только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится лишь в пятницу четвертой седмицы.

Четвертая седмица Великого поста. Крестопоклонная.
Продолжается воздержание от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца, или рыбу.

Суббота 4-й седмицы - день поминовения усопших.
В Неделю 4-ю Великого поста  (четвертое воскресный день поста) Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни - "Лествица" (лестница) - написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству.

Пятая седмица Великого поста.
В трапезе используются продукты, несодержащие мяса, молока, яиц, рыбы.

На 5-й седмице Великого поста утреня четверга (обычно совершается в храмах в среду вечером) именуется "стоянием Марии Египетской". На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской - великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь в подвиге покаяния. Это житие - пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства.

Суббота 5-й седмицы - Суббота акафиста. На утрени совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу - Акафист (позднее по его образцу стали составляться и другие акафистные пения).
В Неделю 5-ю Великого поста  (пятое воскресный день поста) Церковь совершает память преподобной Марии Египетской.

7 апреля - Благовещенье Пресвятой Богородицы (великий двунадесятый праздник).
В этот день Церковью разрешается кроме постной пищи (не содержащей мяса, молока и яиц) вкушать и рыбные блюда.

Шестая седмица Великого поста.
6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье  (великий двунадесятый праздник).
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его Крестных страданий.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая:"Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" - так у евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: "Возьми, возьми, распни Его!" и произнесут страшное проклятие на свой народ:"кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.

В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу.

Страстная седмица.
В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.

В дни Страстной седмицы Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.
Особенно важны для нас последние дни Страстной седмицы.

0

89

Церковные однодневные посты
среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок

• 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября - Воздвижение Креста Господня

0

90

Чиж написал(а):

Обалдеть! А кто из форумачан хоть раз в жизни соблюдал Великай Пост?

я держала пост на протяжении пяти лет, в году ведь не один великий пост, по началу это очень сложно,но потом привыкаешь и здоровее себя чувствуешь. http://s019.radikal.ru/i603/1211/25/8d0a1e4530ce.gif

0

91

Мясо истончает и разрушает ауру, а в течении 40 дней без мяса она оздоравливается.

0

92

Мотя написал(а):

Мясо истончает и разрушает ауру, а в течении 40 дней без мяса она оздоравливается.


А без мяса кости разрушаются и мозги перестают работать. Белок мясной не заменить ни одним растительным.
А аура может быть в темных тонах и черной у убежденного фанатика вегетарианца, а белая, светло-желтая, изумрудная у мясоедов.
Аура - это состояние души. А среди вегетарианцев наших европейских светлых людей встретишь не так часто

0

93

Рождественский Пост начинается 28 (15 ст.ст.) ноября и кончается в ночь под Рождество 6 января (24 декабря ст.ст.).
http://www.tamby.info/calendar/images/pravoslavie/rojdestvo_post.jpg

Длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Он называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти святого апостола Филиппа. Рождественский пост - зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, - такие же, что и в Петров пост. Понятно, что во время поста не благословляется мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21-го ноября/4-го декабря). А также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу, в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Разумеется, для детей, старых и больных людей, беременных и кормящих женщин правила поста ослабляются. Пост для человека, а не человек для поста.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.

Умеренное употребление постной пищи и пития ослабляет в людях страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодро выполнять его требования.

Пост - время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного "я". Пост - это удивительный духовный опыт, дающий нам ощущение пути и цели. И основа покаяния - осознание греха как такового и искреннее желание избавиться от него, то есть стать лучше, чище, человечнее.

В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания.

0

94

Церковные многодневные посты в 2017 году

• 28 ноября 2017 года - 6 января 2018 года - Рождественский пост

0

95

Православный календарь на 2018 год
Православные праздники и посты в 2018 г.
• Светлое Христово Воскресение (Пасха) - 8 апреля 2018 года

Двунадесятые непереходящие праздники
• 7 января - Рождество Христово
• 19 января - Крещение Господне (Богоявление)
• 15 февраля - Сретение Господне
• 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы
• 19 августа - Преображение Господне
• 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы
• 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
• 27 сентября - Воздвижение Креста Господня
• 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

Двунадесятые переходящие праздники в 2018 году
• 1 апреля 2018 г. - Вход Господень  в Иерусалим
• 17 мая 2018 г. - Вознесение Господне
• 27 мая 2018 г. - День Святой Троицы. Пятидесятница.

Великие праздники
• 14 января - Обрезание Господне
• 7 июля - Рождество Иоанна Предтечи
• 12 июля - Святых апостолов Петра и Павла
• 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

Церковные многодневные посты в 2018 году
• 19 февраля - 7 апреля 2018 г. - Великий пост
• 4 июня - 11 июля 2018 г. - Петров пост
• 14 - 27 августа 2018 г. - Успенский пост
• 28 ноября 2018 года - 6 января 2019 года - Рождественский пост

Церковные однодневные посты
среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
• 18 января - Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)
• 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября - Воздвижение Креста Господня

Сплошные седмицы в 2018 году
• 7 - 17 января - Святки
• 29 января - 3 февраля 2018 г. - Мытаря и фарисея
• 12 - 18 февраля 2018 г. - Сырная (Масленица)
• 8 - 14 апреля 2018 г.- Пасхальная (Светлая)
• 28 мая - 3 июня 2018 г. - Троицкая

Дни особого поминовения усопших в 2018 году
• 10 февраля 2018 г. - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)
• 3 марта 2018 г. - Суббота 2-й седмицы Великого поста
• 10 марта 2018 г.  - Суббота 3-й седмицы Великого поста
• 17 марта 2018 г.- Суббота 4-й седмицы Великого поста
• 17 апреля 2018 г. - Радоница
• 9 мая - Поминовение усопших воинов
• 26 мая 2018 г. - Суббота Троицкая
• 3 ноября 2018 г. - Суббота Димитриевская

0

96

Лунарик88 написал(а):

Двунадесятые непереходящие праздники• 7 января - Рождество Христово

http://put-pravdy.ru/assets/images/sobytiya/2017/Ro_Hrist.jpg

0

97

Церковные многодневные посты в 2018 году
• 19 февраля - 7 апреля 2018 г. - Великий пост

0

98

Сплошные седмицы в 2018 году
• 7 - 17 января - Святки
• 29 января - 3 февраля 2018 г. - Мытаря и фарисея
• 12 - 18 февраля 2018 г. - Сырная (Масленица)
• 8 - 14 апреля 2018 г.- Пасхальная (Светлая)
• 28 мая - 3 июня 2018 г. - Троицкая

0

99

Дни особого поминовения усопших в 2018 году
• 10 февраля 2018 г. - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)
• 3 марта 2018 г. - Суббота 2-й седмицы Великого поста
• 10 марта 2018 г.  - Суббота 3-й седмицы Великого поста
• 17 марта 2018 г.- Суббота 4-й седмицы Великого поста
• 17 апреля 2018 г. - Радоница
• 9 мая - Поминовение усопших воинов
• 26 мая 2018 г. - Суббота Троицкая
• 3 ноября 2018 г. - Суббота Димитриевская

0

100

Церковные многодневные посты в 2018 году
• 19 февраля - 7 апреля 2018 г. - Великий пост

ВЕЛИКИЙ ПОСТ
19 февраля - 7 апреля 2018 года

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.

Установление Великого поста в ранней Церкви
Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста – подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1–2; Мк 1. 12–13; Лк 4. 1–2) и подготовку к празднику Пасхи. 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III–IV в. появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе. Впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно).
Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост. Так обычно понимают Тертуллиана ("О крещении", 19). К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещенем существовала в Церкви еще в I в. Предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения.
Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, которое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный, в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство – письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг.
В "Пасхальных посланиях" свт. Афанасия заметен процесс установления 40-дневного поста: в 329 г. пост охватывает лишь одну Страстную (Великую) седмицу, а в 340 г. Четыредесятница уже обязательна для празднования Пасхи. Пост первоначально был строго 6-недельным, а Первая Седмица была еще непостной, чем, по мнению великого русского литургиста Скабаллановича, объясняется отсутствие поста на первой седмице в католической практике. Именно в IV в. перестали служить Божественную Литургию в постное время на буднях.
О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора, но что именно имеет Собор в виду – Великий пост или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи) – остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. Апост., хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде.
К концу IV – началу V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так [считают живущие] в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие – из 7: так [поступают живущие] в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие – в течение 2, как, [например,] монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII. 19); «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно... в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц... и постятся только 3 пятидневия... те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40-дневным... одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц... одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» . Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.).

Духовное содержание Великого поста
Великий Пост – это время приготовления к самому большому христианскому празднику – Воскресению Христову или Пасхе: «Кто пренебрегает Четыредесятницей... тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа; в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся» – стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную).
Поскольку Христос, как гласит Евангелие, постился в пустыне именно сорок дней (Мф 4:1), то этот Христов пост стал символически прообразовывать пост христиан. Кроме того, в Ветхом Завете рассказывается о 40-дневном Посте ниневитян (Ио 3:4), вероятно, в ознаменование которого и Иисус постился 40 дней.
В IV–VI вв. оформляется учение о Великом посте как о «десятине года» (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной десятине в ВЗ (Лев 27. 30–32). Если продолжительность года – 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи).
Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.
С постепенным распространением в Церкви практики редкого Причащения, достигшей к XIX в. максимального развития (когда многие причащались лишь однажды в год), Великий пост стал пониматься и как средство для подготовки к принятию Святого Таинства (в частности, о том, что Великий пост – время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в «Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы», которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста).
В связи с тем, что дни Великого поста – это дни покаяния, канонические правила предписывают не совершать в будние дни Великого поста полную литургию (Лаодик. 49) как службу, преисполненную радости и торжества (с V–VI вв. на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров, не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни Великого поста было закреплено Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни Великого поста празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья – Лаодик. 51; в позднейшей традиции некоторые праздники святых отмечаются в будние дни Великого поста, но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни Великого поста не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик. 52).
Время подготовки к Пасхе структурно делится на саму Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье).
Современный устав поста исходит из правил для монахов, а древнерусский (константинопольский) Типик, более легкий для мирян, вышел из употребления на Руси в XVII в., так что постятся христиане "по силам" и с разными исключениями для пожилых, больных, беременных, кормящих матерей, детей и т.п.

Календарь Великого Поста
Великому Посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресенье - в "неделю о мытаре и фарисее". Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресеньем, посвященным притче о блудном сыне - "неделя о блудном сыне" . Следующее воскресенье - "неделя о Страшном суде", с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресеньем - "сыропустной неделей", в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост.  (см. подробный календарь Великого поста ...)

Богослужение
Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) "Господи и Владыко живота моего...". Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.
В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору "Лествицы" (VI - VII вв.). В четверг пятой недели на утрене снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название "стояние Марии Египетской") Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется "Похвала Пресвятой Богородицы" или "Суббота Акафиста"). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели - "Лазарева суббота" - посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин. II; 146). В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Посты » Календарь Великого Поста


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC