Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Образование в России » Логопедия. Развитие речи ребенка.


Логопедия. Развитие речи ребенка.

Сообщений 21 страница 40 из 117

21

http://s3.uploads.ru/t/K5ifT.jpg

http://s2.uploads.ru/t/FyBhX.jpg

http://s2.uploads.ru/t/agCZB.jpg

http://s3.uploads.ru/t/nQehZ.jpg

http://s3.uploads.ru/t/PyBaJ.jpg

http://s2.uploads.ru/t/kuQTo.jpg

http://s2.uploads.ru/t/luVc0.jpg

http://s2.uploads.ru/t/glJL6.jpg

0

22

http://s2.uploads.ru/t/S73r6.jpg

http://s3.uploads.ru/t/ZmMi3.jpg

http://s3.uploads.ru/t/D2jXw.jpg

http://s2.uploads.ru/t/Yix3l.jpg

http://s3.uploads.ru/t/bcpR1.jpg

http://s2.uploads.ru/t/o1bYX.jpg

http://s2.uploads.ru/t/hr0pC.jpg

0

23

Лигия!
Спасибо большое за тему и материалы в ней!http://s19.rimg.info/61124a28c76431aa0d66e8097a39fd8e.gif
Очень актуально для меня и моих внуков.

Лигия написал(а):

Очень интересная ссылка. - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1682197
По книгам Ушаковой работают и логопеды и воспитатели д\с.

Так и не смогла ничего скачать...
Лигия, а может у тебя есть эти материалы скачанные? Или ксерокопированные? Буду очень признательна, если ты их сможешь как-нибудь или здесь выложить, или может я смогла бы их взять и откопировать (за 1 час - живу-то от тебя не очень далеко...)

0

24

Pavlinushka написал(а):

Так и не смогла ничего скачать...

Ну надо же... o.O

Pavlinushka написал(а):

а может у тебя есть эти материалы скачанные

У меня есть скач. программа без конспектов занятий... Правда она в отсканированном варианте переведенном в  "Ворд"

Давай выставлю, раз такое дело.... Может еще кому пригодиться... Правда за раз не получится.

0

25

"Ушакова О.С. и др. Программа по развитию речи детей  в детском саду"

ОТ АВТОРА
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного вос¬питания АПН (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО). Результаты исследований позволили обосновать систему работы по развитию речи детей дошкольного возраста (от трех до семи лет).
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельно-сти детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в по-вседневной жизни. Однако обучение родному языку, разви-тие речи на специальных занятиях являются главной зада-чей. Систему занятий по развитию речи в разных возрастных группах детского сада разработали научные сотрудники: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова, Г.П. Белякова, Т.М. Юртай-кина.
В основе системы лежит комплексный подход, разработа-на методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом разра-ботанной системы является взаимосвязь разных речевых за-дач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществ-ляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаи-мосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказыва-ние, в словарной работе — это работа над смысловой сторо-ной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков. Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.
Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, про-должают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных лек-сических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения за-дания на подбор синонимов и антонимов к составлению рас-сказа или сказки становится естественным.
В предлагаемой программе раскрываются основные направления речевой работы с детьми дошкольного возраста (от трех до семи лет), приводятся отдельные примеры и некоторые методические приемы работы над разными сторонами речевого развития ребенка.

0

26

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Проблема развития речи дошкольников является комплек-сной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Со-хин). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей с друг другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный период.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, A.M. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
*речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
*язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;
*ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
*ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.
Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком язы¬ковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важным становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (нужно заметить, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).
В основу настоящей программы положены результаты ис-следований, проведенных в лаборатории развития речи Ин-ститута дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В исследованиях четко выделены три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи и речевого общения); когнитивное — познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны, так как развитие осознания речевых и языковых явлений включается в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.
В исследованиях первого направления (Ф.А. Сохин, А.И. Мак-саков, Е.М. Струнина, Э.А. Федеравичене, А.Г. Тамбовцева, М.С. Лаврик, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева) установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Так, работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимия, антонимия). В совершенствовании грамматического строя речи в качестве основной задачи выступает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование языковых обобщений. Оно строится на обучении детей образованию новых слов, в ходе которого активно усваиваются средства и способы словообразования. Наряду с этим важно и обучение использованию в высказываниях языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании детьми речи взрослых.
В исследованиях второго направления (Л.В. Ворошнина, Г.Я. Кудрина, О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина, Е.В. Савушкина, Н.В. Гавриш, Г.А. Куршева, М.В. Ильяшенко и др.) авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто логичность, последовательность и т.п. В качестве основного критерия связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание, — это путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка.
Исследования третьего направления (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова) были нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Эти исследования показали, что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и самое главное — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.
В целом исследования показали, что система обучения по разработанной методике приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируются высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повышаются точность и выразительность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в своем словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).
Рассмотренные исследования находятся в русле работ, ко-торые опровергают распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Они убедительно доказывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь  как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения — формирование языковых обобще-ний и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.
Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей при-роде процесс, поскольку развитое мышление человека — это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем эту взаимосвязь необходимо рассматривать и в обратном направлении — от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается определение роли интеллекта, мыслительной де¬ятельности в овладении языком (Ф.А. Сохин).
Таковы основные аспекты интеллектуально-языковых взаимосвязей, органично включенных в процесс овладения родным языком, а следовательно, и в педагогический процесс обучения родному языку, развития и формирования речи.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей видна в формировании связной речи, т.е. содержательной, логичной, последовательной, организо-ванной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами, используя разные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко видна также взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений для формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонима-ми, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-вы-разительных средств для воплощения задуманного ребенком художественного образа.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Здесь прежде всего имеет значение воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает также содержание литературных произведений (начиная с произведений устного народного творчества), а произведения живописи, народные игрушки, альбомы по искусству и различные пособия развивают у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, рассказывание совместно, группами (командами) предполагает умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д. Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку — воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей должны включать введение в их речь (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков.
Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, котрый предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Итак, высокий уровень развития речи дошкольника включает:
владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять);
знание норм и правил речевого этикета, умение пользо-ваться ими в зависимости от ситуации;
умение читать и писать (элементарное владение грамотой и навыками письма)
.

0

27

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания — решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. Здесь рассмотрение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, так как эта задача аккумулировала в себе все стороны речи — фонетическую, лексическую, грамматическую.

1. Развитие связной речи

Овладение связной монологической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые уси-ливаются жестами, мимикой, интонацией.
В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спро¬сить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддер¬жать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.
Владение связной монологической речью — высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связ-ность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной органи-зацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.

0

28

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные способы соединения фраз. Самый распространенный из них — цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку.), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится.). Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций. Предложения могут соединяться и с помощью параллельной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже противопоставляются (Дул сильный ветер. Заяц спрятался в норе.).
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.
Описание — это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов-описаний часто используется лучевая связь, при которой объект называется, а затем каждое качество или признак объекта как лучик присоединяется к его характеристике.
Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.

0

29

Повествование — это сюжет, развертывающийся во време-ни и в логической последовательности. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом со-бытия, сценки, картины. Структура повествования более жес¬ткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования — начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) — должна быть выдержана четко.
При обучении детей построению повествования важная роль отводится разным способам организации зачинов: слова «однажды», «как-то раз»; может быть указано место и (или) время события, действия
(Дело было летом. Это произошло в деревне.). В повествовании используются самые разнооб-разные лексические и грамматические средства. Особенно это относится к глаголам, с помощью которых можно выст-раивать последовательность действий и событий (шли — услышали — испугались — залезли — увидели — засмеялись — слезли — пошли домой).
Дошкольники могут составлять разные типы повествова-ний: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный вывод. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.
Приведенные типы высказываний могут встречаться в связных текстах дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в повествование и наоборот.
Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) соб-ственного и чужого высказывания, составление плана и рассказ по нему, использование схемы (модели) текста и различные упражнения
.

0

30

2. Развитие лексической стороны речи

СЛОВО рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений — семантические поля. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла и значения, а в языке благодаря действию различных ассоциаций создаются различные параллельные способы выражения мыслей.
На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дош-кольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. В процессе понимания речи окружающих выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), а вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения.
В практике работы дошкольных учреждений внимание в основном уделяется количественной стороне этого процесса, т.е. расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружаю-щим миром. Выделение собственно языковых задач в процессе обогащения словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире) и языкового развития привело к необходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.
Итак, в словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово — единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе развития речи. Овладение словарным составом родного языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

0

31

Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является значение слова. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умения свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно использовать слова и связывать их по смыслу.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при знакомстве с окружающей их действительно-стью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и качественном совершенствовании (уточнении значений слов, семантической точности употребления синонимов, антонимов и многозначных слов, понимании переносных значений). Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение применению слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.
В развитии словаря дошкольника очень важен принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в семантическое поле:
дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая, растет — опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шитъ — зашивать — вышивать — пла¬тье — рубашка — одежда — узор, острая — тупая — тонкая и т.п.
Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Работа над синонимами (подбор слов, близких по значе-нию) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения:
идти, шагать, брести, плестись и т.п.; глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказать, спросить, ответить, прошептать, закричать, объяснить).
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) должна проводиться с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение. При подборе словосочетаний со словами близкого и противоположного значения дети глубже осознают многозначность слов (дом старый — ветхий, платье старое — рваное, друг старый — давний, билет старый — недействительный;или свежий — черствый хлеб, свежая — вчерашняя газета, свежая— грязная рубашка).

0

32

Такая работа помогает детям понимать слова не только с прямым, но и переносным значением: злая зима, колючий ветер, золотые руки, лес дремлет, дом растет, песня льется, ручьи бегут. Для понимания слов с переносным значением необходимо проводить упражнения с прилагательными и глаголами, которые в зависимости от противопоставлений и словосочетаний меняют свое значение (Подушка мягкая, а скамейка ... жесткая. Пластилин мягкий, а камень ... твердый.) Кроме того, необходимо формировать умение выбирать адекватное слово из синонимического ряда: жаркий (горячий) день, жаркий (взволнованный) спор.
Многозначность слова нужно показывать дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок). При этом можно использовать слова разных частей речи: прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный) и глаголы (идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить)и т.п. Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти в такой последовательности: называние слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, а затем предложений и в конечном итоге использование многозначных слов в связном тексте.
В словарной работе необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.
Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.
В словарной работе с детьми необходимо учитывать: тематический принцип организации лексики; семантический аспект, т.е. ознакомление со значением слова; ассоциативный метод объединения слов.

0

33

Ну вот... Остальное завтра попробую...

Павлинушка, от сухости информации интерес еще не пропал? Дальше, когда пойдет по возрастам, повеселее будет...

0

34

Лигия,спасибо за тему!!!
Завтра начну с сыном заниматься,были у логопеда,он звук "Р" не чисто произносит.
Просмотрела,очень интересно и понятно!!!

0

35

Альбина, рада, что тебе пригодиться. http://s019.radikal.ru/i633/1210/36/c6abedbcd61c.gif  Значит не зря за компом в этой теме сижу.
Учту, что нужно [P].  http://s019.radikal.ru/i636/1211/cf/0df7225448a9.gif

0

36

3.  Формирование грамматического строя речи

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Форми-рование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых). Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные понятия. Они имеют род, число и падеж, различаются по родам и изменяются в числе и падеже. Необходимо учить детей правильно употреблять падежные формы, среди которых самой трудной является родительный падеж множественного числа (сливы — слив, апельсины — апельсинов, карандаши — карандашей).
В предложении существительное — один из важнейших компонентов. Оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже и координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершен-ные), изменяются по лицам, числам, времени, родам и накло-нениям.
Дети должны правильно применять глаголы в форме 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа, особенно так называемые «трудные» глаголы (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего (солнце сияло) рода.
Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей нужно подвести к образованию повелительного наклонения глагола — действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги; идем, бежим; пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения — возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

0

37

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает этот признак в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей нужно знакомить с согласованием существительно-го и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий — тише — совсем тихо). В процессе обучения дети овладевают умением правильно применять и другие части речи: место¬имения, наречия, числительные, союзы, предлоги.
Словообразование — создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Способы сло-вообразования в русском языке многообразны: суффиксаль-ный (учить — учитель), префиксальный (писать — пере-писывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут подобрать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег — снежинка — снежный — снеговик — под-снежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал — поехал — вые¬хал ) и т.п.
В обучение дошкольников необходимо включать такие уп¬ражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличи-тельности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки. Дети должны объяснять смысл и различие слов: дом — домик — домище; береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных гла-голов противоположного значения: бежал — перебежал — выбежал; играл — выиграл — проиграл. Выделение смысло-вых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется (дополняется) значение производящего слова: умный — умненький — умнейший; худой — худущий; полный — полненький — полноватый; плохой — плохонький.
Синтаксис — это соединение слов в словосочетания и предложения разных типов: простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествова-тельные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения. Фор-мирование сложных синтаксических конструкций в выска-зываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.
Особое внимание при обучении детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим применение правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций (преодоление синтаксического монотона), правильное согласование слов в предложении. У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.
Таким образом, при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность применения предложений разных типов в разных контекстах.

0

38

4. Развитие звуковой стороны речи

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматри-вает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. Звуковые единицы языка — звук, слог, такт, фраза — связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков, такт — группа слогов, объединенная одним ударением, фраза (или синтагма) состоит из нескольких тактов, объединенных интонацией. Эти единицы речи, которые следуют одна за другой и обладают самостоятельной протяженностью, называют линейными.
Одновременно с линейными выступают и просодические    единицы. К ним относятся все элементы интонации:
мелодика, сила произношения, темп речи, различные виды ударения (фразовое, логическое, эмоциональное).
Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные свойства). Все эти единицы взаимосвязаны.
Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения дошкольников приводят к усвоению грамматической и звуковой сторон слова. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух: способность слышать, распознавать фонологические средства языка.
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных. Дети начинают задумываться над ролью ударения в русском языке и назначением интонации. Они начинают осознавать, что важ-ными средствами звуковой выразительности являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений, интонация. При этом необходимо показать, какую роль играет интонация отдельного слова, словосочетания, предложения и всего текста в целом.
Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, пе-редавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Одновременно формируется умение правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция). Воспитывая внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем повлияет на развитие музыкального слуха.
Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, преодолевая интонационный монотон, логически и эмоционально акцентируя произносимый текст. Для этого надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицтельной, пояснительной интонации. Именно это умение необходимо ребенку при построении связного высказывания разных типов — повествования, описания, рассуждения, так как каждое из них требует разного интонационного оформления.
Развивая звуковую сторону речи, взрослый учит ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказываний и слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость — соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важный показатель хорошей, правильной речи — плавность изложения.
Тесная связь артикуляционных и интонационных способ-ностей предполагает формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений в широком смысле слова. Упражнения помогают детям на слух определить звуковой состав слова, место ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения. Для формирования этих сложных речевых навыков необходимо систематическое проведение фонетических упражнений.

*****

Все приоритетные направления работы над каждой рече-вой задачей находятся во взаимосвязи и в тесном взаимодействии.
Итак, в центре развития связности высказывания находятся обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре разных типов текста — описания, повествования, рассуждения.
В развитии словаря на первый план выступает работа над смысловой стороной слова, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом (раскрытие значения многозначного слова, синонимические и антонимические сопоставления) формирует осознание явлений языка и речи.
В работе над усвоением грамматического строя речи главной задачей становятся освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).
В воспитании звуковой культуры речи пристальное вни-мание уделяется работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку в этих умениях заложено важное условие становления связной речи.

0

39

5. Развитие образной речи

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.
Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки) и фразеологизмы.
Художественная литература и устное народное творчество — это такие виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна, так как он имеет разнообразные жанровые формы (былины, сказки, легенды, песни, предания), а также малые формы (частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки), язык которых прост, точен и выразителен.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность («как в воду опущенный», «надуть губы», «сломя голову», «в поте лица» и т.п.).
Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.
Лексическая сторона речи — составная часть образности, так как работа над смыслом слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Грамматический аспект развития образности речи также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, уместное применение предлогов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона развития образности речи включает звуковое оформление текста (интонационную выразительность, правильно выбранный темп, дикцию), что во многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей.
В целом развитие всех сторон образности речи влияет на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в разных жанрах — сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках.
В развитии образной речи особую роль играют произведения изобразительного искусства, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи влияет на использование средств художественной выразительности в описании, повествовании, рассуждении. Воспринимая художественный образ живописного произведения, ребенок соотносит его со словесным образом, который он передает в своем сочинении. Здесь речь идет не о прямом описании или рассказе по содержанию картины (что часто наблюдается в практике работы дошкольных учреждений), а о восприятии художественного образа произведения, будь то пейзаж, натюрморт или жанровая картина, и о дальнейшем осмыслении его, умении передать свои впечатления в словесном творчестве. Можно также говорить о воздействии на развитие образной речи и других видов искусства (музыки, театра), которые по-своему влияют на творческие способности детей в области слова. Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональные впечатления детей, развивает их чувства и образную речь. Каждый вид искусства раскрывает перед ребенком новое содержание, развивает воображение, будит новые впечатления и ассоциации, помогает понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Можно использовать посещение музея, рассматривание картин и рассказывание на тему одной картины (жанровой, пейзажа, натюрморта, портрета), рассказывание по двум картинам на одну тему, но разных художников. При этом можно применять метод «вхождения» в картину и метод «словесного рисования».

0

40

Знакомство с разными жанрами изобразительного искусства влияет на осознание детьми разных типов связных высказываний. При рассматривании пейзажа и натюрморта дети составляют высказывание описательного типа, а при рассматривании жанровой картины придумывают сюжетный рассказ или сказку. При этом в повествование могут включаться элементы описания или рассуждения. Важно отметить, что такое знакомство детей с изобразительным искусством (во взаимосвязи с другими видами художественной деятельности) несомненно влияет на точность словоупотребления, выбор и качество используемых образных средств, на развитие об-разного мышления и речевую культуру в целом.
Воспитание культуры речевого общения — одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении.
В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Поэтому совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении важен и экспрессивный момент, т.е. субъективная эмоциональная оценка содержания своего высказывания, что определяет выбор лексических, грамматических, композиционных средств.
Таким образом, речевое поведение — это сложная совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определенных норм и правил, которые должны стать привычными. В целом, правила речевого поведения регулируются речевым этикетом и нормами литературного языка.
Для воспитания у дошкольников культуры речевого общения важно формировать представление о необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками, развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к определенной ситуации.
Для ознакомления с правилами речевого поведения можно использовать: беседы о необходимости воспитания культуры речевого общения как с детьми, так и с их родителями; проведение игр (дидактических, музыкальных, подвижных), в которых ребенок подводится к осознанию необходимости правильного поведения («Урок вежливости», «Как поступают вежливые дети»). При знакомстве с произведениями художественной литературы необходимо развивать у детей умение оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими поступками. Кроме того, нужно создавать специальные ситуации, в которых дети самостоятельно выбирали бы речевую форму общения («Говорим по телефону», «Идем в гости»), широко использовать различные наглядные матери-алы (картинки, альбомы, фотографии, слайды, диафильмы, мультфильмы). Хорошо к такой работе привлекать родителей, чтобы они вместе с ребенком могли составить рассказ, записать его, сделать к нему рисунки. Большое значение в ознакомлении с правилами речевого поведения имеет индивидуальная работа с отдельным ребенком, в которой педагог должен учитывать особенности развития психики ребенка, его статус в семье и уровень речевого развития.
Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи — вос-питания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются необходимым условием освоения детьми культуры речи.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Образование в России » Логопедия. Развитие речи ребенка.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC