Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Ткани » Золотое руно


Золотое руно

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

http://f8.ifotki.info/org/fdfc5093163c51b9f9173b95e724d1822e294087193977.jpg

Лен как культуру начали возделывать еще в эпоху неолита (VIII–III вв. до н. э.). Подтверждением этому являются образцы льняных тканей, найденные при раскопках древнего поселка, построенного на сваях на одном из швейцарских озер. Во время пожара поселок сгорел и его остатки были погребены на дне озера. В этих необычных условиях образцы льняных тканей сохранились до наших дней. Другие, более поздние образцы, дошли до нас с останками египетских фараонов. На их сохранность оказали влияние особые условия внутри египетских пирамид и, может быть, бальзамирующие вещества, использовавшиеся при муминизации.

О древней технологии получения и переработки льняного волокна можно судить по египетским настенным рисункам, относящимся к эпохе Нового царства (IV в. до н. э.), по фрескам III в. до н. э., рисункам на греческих вазах 500-х годов до н. э. Из этих рисунков видно, как обрабатывали лен: его дергали, стлали, сушили, мяли, трепали, чесали и вручную пряли с помощью висящего на нити веретена. По этим рисункам можно получить также представление о тканеформировании.   

http://f8.ifotki.info/org/556039766743123743b6a953622318742e294087193342.gif

Геродот, упоминая о дарах, принесенных одним из фараонов храму Афины Родосской, пишет, что наиболее ценным подарком была льняная ткань, каждая нить которой состояла из 360 волокон.

Упоминание о льне встречается в Библии и Новом Завете. Знали лен народы Малой Азии, Междуречья Тигра и Евфрата, они из него изготавливали грубые ткани. Культивировался лен в Колхиде, на плодородных землях по берегам реки Фазис. Колхида платила льном дань туркам. Льняные изделия из Колхиды через черноморские колонии Рима попадали в Европу.




Теги: Материаловедение, волокна лен

0

2

«….На протяжении веков исследователи пытались понять смысл образа, скрывавшийся в золотом руне, в самом походе аргонавтов. Одни считали, что поход «служит указанием на далекие торговые сношения древних греков, на те страны, откуда могло получаться золото». Другие толковали золотое руно как «дождевые облака», а некоторые — что «в основе этого сказания лежит солнечный миф: золотое руно — солнечный свет: бегство Фрикса и смерть Геллы означает заход солнца, возвращение руна — его восход». Мифологический словарь утверждает, что в «мифе об аргонавтах объединились подлинные сведения о ранних плаваниях греков и древние сказания о золоте, приносящем несчастья», и что, «по преданиям, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность.,.».
В мифе золотое руно показано как очень легкая и компактная вещь — Ясон спрятал его под рубаху (завернул в плащ).
Но если это все же шкура барана и служила для добычи золота, то и с застрявшим в ее шерсти драгоценным металлом она не могла стоить дороже золота. А ведь согласно тексту легенды шкура барана, погруженная в золотоносную реку, приобретала огромную ценность, превращалась в сокровище, то есть становилась намного дороже драгоценного металла.
А что, если золотое руно — это не шкура барана и вообще не имеет отношения к золоту? По словам Геродота, в Индии «на диких деревьях растет шерсть, красивее и лучшего качества, чем овечья; эти деревья снабжают одеждой индийцев», и далее — «индийцы носили одежду из древесной шерсти». А имел он в виду всего-навсего... кустарниковый хлопок. И выходит, что под руном древние могли подразумевать и шерсть, и хлопок, и чесаное волокно конопли, льна... Однако, по мифу, оно намного дороже золота — настоящее сокровище. И тогда пряжа из овечьей шерсти сразу отпадает. Геродот, говоря о египтянах, писал: «Ничего шерстяного нельзя вносить в храм или хоронить с мертвыми, это запрещено». Шерсть считалась нечистой в ритуальном отношении.
Тогда, может, пряжа из хлопка? По утверждению Марко Поло, посетившего Индию в 1290 году, в этой стране «ткали отличный баракан, самый красивый и самый тонкий в свете, самый дорогой и словно как из овечьей шерсти. Все короли и королевы одеваются в него — так он красив и наряден».
Что ж, если в такую ткань из хлопка одевались короли и королевы, то она действительно могла стоить дороже золота.
Существовала и другая пряжа — из льна. Во все времена она ценилась очень высоко. И чем была тоньше, тем стоила дороже. Как указывают некоторые авторы, «приготовленные из произраставшего в Ахайе превосходного льна платья продавались на вес золота. Высшим качеством выработки являлись ткани, продававшиеся на острове Косе». К тому же лен — первое на земле растение, к которому человек обратился для своих нужд. Он рос повсеместно, и уже первобытные люди сумели оценить по достоинству его маслянистые и вкусные семена, которыми вполне можно утолить голод. Из льна получались длинные, мягкие и прочные волокна. С древнейших времен лен считался священным не только у земледельцев, но и у кочевников. Голубой венчик льна, говорили жрецы Исиды, соответствует голубому цвету неба, и они не носили другой одежды, кроме льняной.

0

3

Со временем человечество все больше осваивало материалов, годных для прядения,— коноплю, сизаль, крапиву, хлопок... На каком-то этапе к ним «примкнула» и шерсть. Но все эти годные для прядения материалы назывались одним словом — пряжа. И лен — тоже! Но как могло случиться, что древнее арабское название льна почти одинаково, к примеру, с современным названием хлопка на французском языке «коттон»? Только при одном условии — человек называл так разные растения, учитывая их прядильные свойства.
Так что же, предположительно, могло называться золотым руном — лен или хлопок? Вот что пишет известный русский ученый — льновод Н. А. Веселовский: «Лен широко был известен в Элладе. Во времена Троянской войны разведение льна уже составляло важный предмет богатого хозяйства. Гомер не вводит нас ни в один дом, где бы все женщины — царицы и рабыни не сидели за веретеном или ткацким станком. Елена даже в день свадьбы своей дочери не выпускает из рук веретена. Для Одиссея благородные спутники разостлали льняной ковер. Мягкое ложе, приготовленное Ахиллесом Фениксу, состояло из овчин, покрытых изящными льняными тканями».
Вспомним описание Панафинейских празднеств, во время которых процессия поднималась по священной дороге и вступала в храм, чтобы принести там в дар Афине сотканное руками знатных афинянок из тончайшей дорогой шерсти одеяние с золотым шитьем — пеплос. Пеплос — накидка-вуаль, изготовлявшаяся из самой тончайшей пряжи, и вдруг с золотым шитьем? Квадратный метр такой ткани должен был весить считанные граммы, могла ли быть на пеплосе вышивка? Только не золотом. Даже самая тонкая золотая нить резко утяжелила бы его, и весь замысел пеплоса — воздушный, невесомый — потерялся бы. Однако, если подношение пеплоса как ритуал идет из глубины веков, когда единственным материалом для ткачества был лен, то о шерстяной пряже вообще не может идти речи. Шерсть начали прясть с VI—V веков до нашей эры. Значит, и пеплос был соткан руками знатных афинянок только из золотого руна.
Данный пример показывает, что уже в VIII—VII веках до нашей эры греки не знали и не могли объяснить, что такое золотое руно. Естественно предположить, что слово «руно» завезено из Колхиды. К моменту создания легенды об аргонавтах оно уже стало родным в древнегреческом языке.
Однако я понимал, что все это голые рассуждения, хотя и вполне логичные. Как быть с описанным в легенде способом получения колхами золотого руна?
И я решил проанализировать последовательность всех описанных операций. Во-первых, брали шкуру барана и погружали в реку. Здесь вроде бы все ясно. Затем держат ее в воде двое суток...
Стоп! Осаждение золотинок — чисто механический процесс, и чем дольше находится шкура в реке, тем больше накопится на ней золота. Почему же в таком случае время ограничили двумя сутками?
И вдруг меня осенило. То, что описано в мифе, очень напоминает описание самой древней на земле технологии — мочки льна. Берут сноп льняной соломки — вещь недорогую — и погружают его в реку. Через определенное время, когда соломка вымокнет и превратится в тресту, сноп вынимают и, подвергнув соответствующей обработке, превращают в тончайшее льняное волокно — действительно большую ценность. Во время мочки льна процесс происходит биохимический, здесь продолжительность играет решающее значение: можно «недодержать» — тем самым намного ухудшить качество льноволокна.

0

4

Какой же должна была быть пряжа, которая стоила бы дороже золота? Метрический номер пряжи — это количество метров нити в одном грамме. Пуговицу мы пришиваем, как правило, ниткой № 40 — то есть сорок метров ее весят один грамм. А все ткани, окружающие нас в повседневности, в основном сотканы из ниток, имеющих тонину от № 2 (толстый брезент) до № 400 (тончайший шелк).
Однако льняная ткань, возможно, бывает тоньше? И тут я вспомнил, что, собирая когда-то материал для статьи, наткнулся на нечто подобное и даже выписывал кое-какие данные. Перелистал тетрадь с записями и нашел искомое.
«У нас в Архангельском и Холмогорском уездах выделываются тончайшие нитки, известные под названием золотниковых и продаваемые по весьма дорогой цене на золотники для производства кружев. Эти нитки, выпрядаемые в старообрядческих скитах, нисколько не уступают заграничным и, переходя в столичные магазины, продаются по 75 коп. за золотник, то есть втрое дороже серебра».
Серебро — это, конечно, не золото. Хотя и выяснилось, что по тогдашним ценам килограмм такой льняной пряжи стоил столько же, сколько 4—6 коров или 2—3 лошади.
А вот другая запись... На Лондонскую Всемирную выставку в 1851 году некие Вертолет и Бонте из города Куртре представили ручную пряжу № 967. Но, указывалось далее, это был как бы уже предел ручного прядения.
Сколько же могла стоить такая пряжа? Ага, вот сообщение с той же выставки... Вандеркелен-Бриссон из Бельгии представил кружевной платок из льна, весивший около двух унций — то есть 56 граммов. Изделие было оценено в 2500 франков. Простой арифметический расчет показывал, что льняной платок оценивался в 725 граммов золота — за каждый грамм изделия платили 13(!) граммов золота.
А сколько могла стоить такая пряжа во времена Троянской войны? Как удалось выяснить, в Элладе она стоила бы примерно в 5—6, а платок в 30—35 раз дороже драгоценного металла. Выходит, во времена похода аргонавтов тончайшую льняную ткань можно было действительно расценивать как сокровище. Неужели пряжа из льна, близкая к тысячному номеру, и есть то самое золотое руно? Ведь недаром, когда Александру Македонскому в Индии преподнесли обильные дары, на первом месте лежали тончайшие льняные ткани — даже впереди драгоценных камней. Но теперь я этому не удивлялся—великому полководцу, возможно, и подарили золотое руно — льняную ткань примерно 1000-го номера!
Я уже был убежден в этом, да, как вскоре оказалось, напрасно. Как-то по делам службы мне пришлось выехать на Яковлевский льнокомбинат. После решения производственных вопросов меня пригласили в музей комбината. И там мое внимание почему-то привлекла стоявшая на шкафу большая фотография в рамке из красного плюша. На ней были запечатлены юноша и девушка в старинных одеждах на качелях в саду. Я удивился: зачем ее держать в музее? Спросил заведующего, а он как-то таинственно улыбнулся, встал на стул и, бережно сняв фотографию, подал ее мне.
— Это не снимок,— сказал он. А я, пораженный, смотрел и не мог поверить. «Фотографией» оказалась тончайшая льняная ткань, на которой при самом тщательном рассмотрении нельзя было увидеть отдельных нитей. По этой ткани черной пряжей и была вышита картина. Причем вышивка настолько ювелирная и изящная, что создавалось полное впечатление рисунка тушью по бумаге.

0

5

Вернувшись в институт, я рассказал об увиденном чуде своим коллегам. Одна из сотрудниц, опытнейший специалист по льняным тканям, пожала плечами и заметила, что в древности изготовлялась ткань «воздух» из пятитысячного номера пряжи, квадратный метр которой весил всего пять граммов. Я понял, что поиски мои еще впереди. Но теперь появилась надежда, что они не будут напрасными.
Вскоре я узнал, что в древности выпускались такие льняные ткани, как «текущая вода», «вечерний туман», «сотканный воздух»... Но особое мое внимание привлекла производившаяся в Египте по меньшей мере за тысячу лет до нашей эры и считавшаяся самой драгоценной и священной ткань— «царский виссон».
«Основным материалом,— пишет исследователь ремесленных производств Древнего Египта А. Лукас,— из которого египтяне делали свои ткани, был лен... Некоторые ткани, как, например, тончайший прозрачный «царский виссон», стали экспортным товаром и получили широкую известность во всем древнем мире».
Значит, «царский виссон»—это тончайшая льняная пряжа. Оставалось выяснить ее метрический номер, хотя бы приблизительно. И вот наконец я прочел: «Однако, пожалуй, нам уже не дано получить льняную ткань, которую могли ткать шестьдесят столетий назад, ибо образцы льняной пелены из египетских саркофагов достигали совершенно фантастического девятитысячного номера (такую нить удается рассмотреть лишь под микроскопом)».
Пряжа в три раза тоньше волоса! Даже трудно представить, сколько могла стоить такая ткань — в сотни (если не в тысячи!) раз дороже золота!
Да, но возможно ли почти невидимые нити прясть вручную? Остается предположить, что в древности были либо такие сорта льна, каких теперь не существует, либо древние знали какой-то технологический секрет получения сверхтонких номеров льняной пряжи.
В Древнем Египте, как я уже упоминал, текстильное производство достигало столь высокого уровня, что льняные ткани являлись предметом экспорта в другие страны Средиземноморского бассейна. Лен трепали, затем чесали, после чего приготовляли льняную ленту; ее слегка скручивали руками, превращая в ровницу, которую перед прядением опускали в сосуд с жидкостью. Самый совершенный на сегодняшний день принцип мокрого прядения для получения более высоких номеров пряжи за счет химической обработки чесаного льна в ленте или в ровнице, как выяснилось, был известен еще в глубокой древности.
Да, теперь уже с некоторой обоснованностью можно предположить, что тончайшая льняная пряжа — это и есть то самое золотое руно, о котором идет речь в мифе об аргонавтах. Но это-то и показалось мне самым странным и невероятным. Ведь теперь я должен был поверить в то, что эллины снарядили корабль и тайно подготовили героев Эллады в трудное и опасное путешествие лишь для того, чтобы похитить в Колхиде тонкую льняную пряжу. Естественно, что это не могло быть целью похода аргонавтов под руководством Ясона. Но тогда ради чего совершили они это плавание?

0

6

http://f8.ifotki.info/org/95969ca1189c4e81f6c939effe5675f32e294087193487.jpg

В переводе «Ясон» означает — целитель, исцелитель. А может, спаситель? Всей Эллады! Ведь в приобретении золотого руна были одинаково заинтересованы все мелкие города-государства, представители которых и участвовали в походе. Любопытно, что Ясон сам разыскивает по всей Греции прославленных героев, каждого приглашает в отдельности и разговаривает, вероятнее всего, с глазу на глаз, а не посылает за ними обычных гонцов. Объяснить такое можно только одним — значит, команда для «Арго» набиралась скрытно от всех и представляла собой отряд самых искусных воинов Эллады (Г. Ф. Церетели так прямо и переводит — дружина). В поэме показано их высокое воинское мастерство в битвах с долионами и бебриками — ни один аргонавт даже не был ранен, в то время как они сами убили многих противников. Правда, во всем помогает им Гера. Но почему именно она — хранительница семейного очага — покровительствует аргонавтам? Не логичнее ли было им взять в покровители бога Гермеса, помогающего путешественникам, и хозяина золотого руна: «золотым же барана сделал бог Гермес»? Значит, плавание это было, можно сказать, особой государственной важности. В этом случае покровительство Геры понятно — тогда вся Эллада становится как бы единым семейным очагом, лучшие сыны ее участвуют в очень важном для всей Греции походе.
Но для этого аргонавтам надо было подойти к Колхиде, не обнаружив своих намерений, а там действовать быстро и бесшумно, не вызвав у колхов никаких подозрений. И руководит действиями аргонавтов Ясон, о котором Г. Ф. Церетели отзывается так: «Сам Ясон не заключает в себе ничего героического. Случай ставит его во главе экспедиции, случай — любовь Медеи — дает ему возможность совершить все его подвиги. На предстоящую борьбу он смотрит не как на желанный подвиг, а как на тяжелую необходимость... Что же до прочих участников похода, то и они не представляют собой ярко очерченных характеров, которые врезывались бы в память, как герои Гомера. Все это бледные тени, если не считать Медеи».
Как же так получается? Эллины создают миф о героях Эллады, сыновьях своих же богов, а истинные симпатии творцов легенды лежат... на стороне чужеземки Медеи — варварки, по их понятиям.
Более того. Во все времена самым страшным преступлением считалось детоубийство, и совершивший этот тяжелейший грех обязан был понести жестокое наказание. Даже «герой героев» Геракл, на которого богиня Гера наслала ужасную болезнь и он в припадке безумного неистовства убивает детей, должен очиститься от скверны совершенного им невольного преступления: по велению бога Аполлона Геракл становится слугой слабого и трусливого Эврисфея и находится у него целых двенадцать лет.
Но вот Медея... После измены мужа она призывает Зевса и богиню правосудия Фемиду быть свидетелями, что из-за Ясона она осталась без отца, матери, брата и без родины, где ее считают изменницей. Женитьба Ясона на Главке сразу превратила Медею (как варварку) и ее сыновей в рабов. Гордая дочь царя Ээта не хочет такой участи своим детям и, чтобы избежать ее, убивает сыновей. Преступление? Несомненно! Но преступница не несет никакого наказания, она беспрепятственно улетает на колеснице Гекаты, запряженной драконами. А всевидящие боги Олимпа молчат. Чем же она могла заслужить такую милость?

0

7

Мне кажется, дело не столько в богах, сколько в личности самой Медеи. В Колхиде аргонавты сразу начинают следить за каждым ее шагом, скрадывая как дичь: «Apr своим братьям велел пока что на месте остаться, дабы следили за тем, что замыслит и сделает дева». И, видно, неспроста! Ведь то количество служанок, которое сопровождало Медею при выездах из дворца, больше похоже на почетный эскорт. А не была ли царская дочь жрицей храма Гекаты, которая затем столько помогала ей? Как известно, в античное время все технологические операции, составлявшие секрет страны: получение сплавов металлов, красителей и другие,— выполнялись только в храмах, а рецепты таковых являлись тайной жрецов. И в этом смысле храм Гекаты, куда так часто наведывалась Медея, вряд ли был исключением. Тем более, что в той части легенды, где говорится о посещении Афродиты богинями Герой и Афиной с целью помочь Ясону покорить сердце Медеи, как раз и указывается именно на то, что еще до прибытия аргонавтов в Колхиду Ясон точно знал, с кем он должен был установить контакт, чтобы выполнить задуманное. Это Медея!
Нет, здесь ни о какой любви, которой якобы воспылал к ней Ясон, и речи не шло. Несомненно, что похищение Медеи являлось главной целью похода аргонавтов в Колхиду. Тогда и объяснима вполне та таинственность, которой была окутана подготовка к плаванию — речь шла о похищении хранительницы секрета изготовления золотого руна, а вернее, тончайшей льняной пряжи. И Ясон добросовестно выполнил порученное ему дело. Однако ни счастья, ни славы, ни богатства ему это не приносит. Он скитается, забытый всеми, пока не набредает на покинутый и уже полуразвалившийся корабль «Арго». В тени его и засыпает, когда на героя Эллады, предводителя аргонавтов, обрушиваются обломки легендарного судна (конечно, по воле богов), и Ясон погибает.
Но в чем причина такого трагического конца легенды?
Мне думается в том, что мастерица Медея, знавшая технологию изготовления тончайшей льняной пряжи — золотого руна, просто не могла помочь эллинам. Из-за разницы в климатических условиях в Элладе не росли нужные для этого тонкие сорта льна. Медея оказалась бессильной, а удачный поход аргонавтов — бесполезным".

Игорь Машников, кандидат химических наук

0

8

Статья И. Машникова, основанная на изучении большого исторического, мифологического и специально технологического материала по производству льна с древнейших времен, свидетельствует о том, что далеко не каждый из нас мог бы «поупражняться» в совсем не легком, по-нашему мнению, истолковании мифов, будь это поиск их аллегорического смысла или крупиц исторических истин. Во всяком случае, выдвигаемая И. Машниковым гипотеза о том, что миф о «золотом руне» связан с производством льна, высококачественных льняных волокон и дорогостоящей одежды, изготовленной из тонкой льняной пряжи, вполне правдоподобна и имеет право на существование.

(Ф. X. Кессиди, доктор философских наук
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3555/)

Во время правления императора Августа (1 в. до н. э. I в. н. э.) льняные ткани служили предметом экспорта. Основное развитие льняного ремесла в Риме приходится на II -1 вв. до н. э. После захвата Юлием Цезарем Галлии там возникли мастерские, производившие льняные паруса. В Галлии лен начал культивироваться намного раньше, чем в Римской империи из него изготавливали мешки для сахара, вырабатывали ткани для простыней и одежды. Тонкие цветные и набивные льняные ткани поступали в Рим из Египта и Сирии. Из льна шили не только одежду, но простыни, скатерти, покрытия от солнца, занавеси.

Намного позднее льняное производство возникло в Италии и Испании. В 1500 году в Севилье (Испания) было 16000 ткацких станков.
Еще позднее льноводство получило развитие во Франции, Бельгии, Голландии, а затем во Фландрии.
В V и VI веках льноводство начало развиваться в Англии и Германии.
В VIII веке продукция льна была завезена в Русь на равнины верхней Волги. Новгородское княжество торговало и наживалось на льне.
В Х-XIII вв. лен повсеместно распространился на гуси, в XIII-XVI вв. Новгород и Псков стали основными центрами производства льна и торговли им.
«Руссы расстилали льняную соломку, и после того как августовский туман и солнце отделяли волокно от стеблей, его собирали, сушили, мяли, трепали, чесали, отделяя шелковистое волокно от жестких плевел. Ко дню Прасковьи-льницы, покровительницы льноводов (28 октября), расстилали для отбеливания первое полотно из льна нового урожая.

http://f8.ifotki.info/org/ac5347e98a6d85eca09a66b5730532ad2e294087193622.jpg

Плоды трудов российских крестьян-лен-сырец, рубахи, сарафаны скупались купцами из Фландрии, Германии, Византии» («Повесть временных лет»). При Петре I в России начали действовать крупные полотняные мануфактуры, главным образом для выработки парусов.

0

9

В XVIII и XIX веках русский лен одевал крестьян и русскую знать и в больших количествах экспортировался в страны Восточной и Западной Европы.

http://f8.ifotki.info/org/b95db69246ecad5774422f4d2b7296632e294087193869.jpg

http://f8.ifotki.info/org/54ef622d32a18cfb84ec847fcc07986a2e294087193895.jpg

http://f8.ifotki.info/org/cdbb099c56914cbf7d3dc42f0fc2035d2e294087193918.jpg

До XIX века приготовление тресты в России, Франции и Бельгии велось расстилом льняной соломки на лугах, а в некоторых районах холодноводной мочкой в копанцах с последующей сушкой в конусах. В начале XIX века в Бельгии (на реке Лис) была впервые осуществлена двойная мочка льна в баллонах с промежуточной сушкой. Тогда же начали применять мочку с последующим расстилом. Первые опыты промышленной тепловой мочки были проведены в 1790 г. в Кюрандо (Франция), однако патент на мочку был выдан лишь в 1845 г., а первая льнодельня была создана в Ирландии в 1848 г. Началось строительство цехов мочки и в других странах. Однако качество волокна не всегда удовлетворяло. Началось изучение химического состава межволоконных веществ (Фреми в 1848 г., Хавенштейн в 1875 г.), процесса мочки – ее микробиологии (Берне, Греклю, Ван Тисма и др.), морфологии льна (Тина Тамес).
В России в начале XIX века льняная пряжа и ткани изготавливались в мануфактурах или кустарями по деревням. Кустари работали в светелках, построенных отдельно от жилья на краю селения в низине реки.
Во второй четверти XIX века широко распространились самопрялки и станки с челноками-самолетами. Общее число льняных мануфактур составило 190, и они наряду с грубыми вырабатывали и тонкие ткани для белья и одежды. На них было занято 27000 человек, т. е. 16% всей численности рабочих в России. Кустарное льняное производство с самопрялками сохранилось в российских деревнях и тогда, когда было создано фабричное машинное производство. Продукция сбывалась на местных ярмарках в селе Великом, в Ростове, Кинешме, Юрьевце, Вичуге, Никологорах. Скупленный на этих ярмарках товар шел на областные ярмарки, главными из которых были Нижегородская и Ильинская под Полтавой. Общий оборот по торговле льном в середине XIX века составил 6300000 рублей.

Начиная с 50-х гадов создаются фабрики механического прядения льна: в 1848 г. в селе Красавино под Великим Устюгом, в 1853 г. иерехтским купцом и скупщиком льна Брюхановым и московским торговцем Зотовым была построена прядильная фабрика на 1500 веретен в Костроме. В 1859 г. на ней работало уже 3500, а в 1861 г. – 6000 веретен. В том же году скупщики льна Дьяконов и Сыромятников основали льнопрядильную фабрику в Нерехте на 3000 веретен. Осип Сеньков построил в 1861 г. в Пучеже льнопрядильню. Небольшую фабрику в Романово-Борисоглебске (ныне Тутаев) в 1864 г. построил архангельский купец, датчанин по происхождению, Классен. В 1865 г. вязниковский купец и фабрикант Демидов перестраивает хлопчатобумажную фабрику на льняную в селе Ярцево. Тогда же казанский купец Алафузов, поставщик военного ведомства, построил при кожзаводе Казанскую фабрику. В 1866 г. купцами Третьяковым, Кашиным и Коншиным создается прядильная на 4000 веретен Большой Костромской мануфактуры. В начале 60-х годов в г. Меленки (Владимирская губерния) появляется фабрика Волкова. В 1870 г. Локалов строит близ Ярославля (Гаврилов-Ям) большую фабрику на 8000 веретен. В 1871 г. появляется фабрика Щербакова в Кохме, а в 1872 г. один из братьев Сеньковых построил фабрику в Лосеве (Вязниковского уезда). В 1873 г. Бакакин и Брюханов строят фабрики в Юрьевце. В это же время купец Сосипатр Сидоров построил в селе Яковлевское трехэтажный корпус с ручными станками и отбельной фабрикой. Вскоре в полуверсте от него у деревни Василево крестьянин Дородное основал производство скатертей, и, наконец, оборотистый каптенармус Крымов в деревне Рогачево построил два корпуса для ткацких станков. Так к 80-м годам в Приволжске образовался куст, который сначала конкурировал, а затем объединился в Яковлевский комбинат.

0

10

Культурный лен подразделяется на пять групп: долгунец, межеумок, кудряш, крупносеменной и стелющийся полуозимый.
Лен в силу своих высоких видовых адаптивных свойств, способен произрастать в разных географических и почвенно-климатических условиях. Его выращивают более чем в 35 странах Россия продавала и продает льняные ткани, главным образом странам ближнего зарубежья, и, в основном технические. В последние годы развертывает экспорт бытовых льняных тканей.
Они гигиеничны, влаго- и воздухопроницаемы, хорошо стираются, мягки, разнообразны по оформлению, имеют специфическую пластичность, выразительность. Но эти ткани мнутся и сильно садятся. Поэтому, прежде чем начинать с ними работать, их нужно смочить, дать им высохнуть, а потом вновь увлажнить и хорошенько отутюжить. Не стоит использовать льняные ткани для фасонов со складками и сложного кроя - одежду придется слишком часто гладить.
Льняные ткани без добавок других волокон всегда имеют приятный блеск. С добавлением хлопка они легче и мягче, поверхность у них матовая. С лавсаном они меньше садятся, легко стираются, но их труднее гладить.
Лён неприхотлив. Всё, что ему нужно — длинный световой день. Однако получить из него высококачественную ткань не так просто.
Веками технология обработки льна оставалась неизменной. Сначала лён теребят, то есть выдёргивают из земли, причем вместе с корнями. Затем его высушивают, сложив в небольшие скирды, освобождают от семенных головок (очесывают) и молотят.
Интересно, что после этих процедур лён расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Роса активизирует микроорганизмы, живущие в стеблях льна. Микроорганизмы разрушают внутри растения клейкие вещества, что позволяет отделить волокно от древесной части стебля.
Процесс размачивания льна росой может продолжаться несколько недель, в зависимости от погоды. Время от времени стебли льна нужно аккуратно переворачивать, чтобы процесс образования волокна шел равномерно.
Полученное волокно (тресту) поднимают и сушат, а затем мнут и треплют, отделяя от костры — одеревеневшей части стебля.
Трёпаный лён расчесывают и вытягивают из него слегка закрученную тонкую ленту — ровницу. Из неё уже можно прясть льняную пряжу. Осталось соткать полотно.

0

11

Канва - от французского canevas. Сетчатая хлопчатобумажная, реже льняная, сильно аппретированная ткань. Применение: канва - основа или трафарет для вышивания, иногда используется как прокладочный материал в одежде.

Клеенка - хлопчатобумажная, льняная, вискозная ткань или нетканый материал, покрытые водонепроницаемой пленкой из растительных масел или синтетического пленкообразователя, такого как поливинилхлорид. Применение: клеенка используется для бытовых нужд.

Коломянка - от русского. Льняная, для наиболее дешевых сортов с добавлением пеньки, плотная гладкая ткань. Широкое распространение в России получила в 19 в. Применение: льняная коломянка считалась дорогой тканью, использовалась богатыми сословиями, а также для изготовления формы морских офицеров.

Бязь - с арабского - толстая хлопчатобумажная или льняная плотная ткань полотняного переплетения, отбеленная, гладкокрашенная или набивная, нежная на ощупь. Вырабатывается из кардной пряжи. Беленую бязь обычно называют полотном. Появилась вРоссии в XVI веке, использовалась для опашней, кафтанов и другой верхней одеждыкак подкладка.

Парусина - тяжелая плотная льняная или полульняная ткань из толстой пряжи. Применение: первоначально употреблялась для парусов. Используется неотделанная или пропитанная составами для изготовления брезента, верха обуви, а также для пошива специальной одежды.

Бортовая ткань (бортовка) - плотная полульняная или хлопчатобумажная ппретированная ткань полотняного переплетения. Применение: в качестве внутренней прокладки, придающей устойчивость форме верхней одежды (например, воротнику).

Полотно - полотно текстильное, в широком смысле - ткани трикотаж, гардинно-тюлевые и другие изделия, в узком смысле - льняная, полульняная, хлопчатобумажная, шелковая ткань, выработанная обычно из нитей основы и утка одинаковой толщины и плотности.

Серпянка - легкая льняная, с редким переплетением нитей ткань, напоминающая современную марлю.

Батист - от французского batiste. Батист - очень тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, хлопчатобумажная, льняная или шелковая, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Высокая прочность ткани в сочетании с легкостью и прозрачностью достигается за счет скрупулезного соблюдения одинаковой толщины основы и утка при использовании любого сырья. Название ткани происходит от фамилии ее создателя ...

Тик- от голандского tijk. Плотная льняная или хлопчатобумажная ткань с рисунком в виде продольных полос. Применение: употребляется как обивочный материал, для изготовления матрацев и т. п.

Простынные полотна вырабатывают льняные и полульняные (с хлопчатобумажной основой и льняным утком) полотняным переплетением. Могут быть отбельными и пестроткаными (с цветными полосами, каймой).

Скатертные (камчатные) полотна вырабатывают льняные и полульняные жаккардовым (крупноузорчатым) переплетением. Бывают суровые, отбельные и пестротканые.

Полотенечные холсты имеют небольшую ширину. Вырабатываются полотняным, мелкоузорчатым (канелевые) или жаккардовым переплетениями, суровые, отбельные и пестротканые. Льняные махровые (петельные) полотенца используют для массажа.

0

12

P.S. При  всех своих достоинствах и  недостатках, есть у  льняной  ткани, одно удивительное  свойство, о котором  стали  забывать.  Одежда из отбельного льна, влажная от  испарений тела, не  желтеет, как  хлопок, а  наоборот, становится  кипельно белой, под ярким  солнцем. Именно  это  привлекает  жителей  жарких  стран  и  по сих пор, к  одеяниям  из  льна.
В  России, издавна, льняные холсты  тоже  отбеливали под  солнцем, расстилая  на  лугах.

Поскольку лен, ткань очень капризная в  носке, из нее  шьют либо  одежду  прямого покроя, либо, особенно в  последнее  время, добавляют  химически  волокна,  чтобы  понизить  сминаемость.

Ну а чтобы  понять,  с  добавлениями   льняная  ткань или  нет - опять поджигаем  кусочек  от нее. Натуральный  лен  сгорает быстро, оставляя  легкий  серый  пепел и  запах жженой  бумаги. При любых добавлениях, вместо легкого пепла  будет  либо  твердый  пепел, либо смолистая  капля. Запах, естественно, тоже будет иным.

0

13

Я знаю, что такое лен. Нас вывозили на льняные поля. И я помню, как мы их серпами жали. Очень трудная культура. Невозможно руками разорвать растение. Можно порезаться.
В средней полосе, лен собирали в сентябре-октябре. В очень холодное время года. Очень трудоемкая культура. Я помню, как было тяжело. Лучше бы на картошку.
В средней полосе рос долгунец.
А вот то, что текс у них 1000-й, я даже представить не могу.
Когда мы пытались сами теребить растения, там действительно выглядывали нити, приятные по ощущениям. Но разорвать руками невозможно.

0

14

Очень люблю вещи из льняной ткани.
И точно, лен летом носить одно удовольствие, лучше хлопка. http://s48.radikal.ru/i120/1007/9a/148d5c8643d5.gif

Спасибо за тему, очень интересно написано, с исторического ракурса. Я только технологию знаю. http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gif

0

15

Lilitochka написал(а):

Поскольку лен, ткань очень капризная в  носке, из нее  шьют либо  одежду  прямого покроя, либо, особенно в  последнее  время, добавляют  химически  волокна,  чтобы  понизить  сминаемость.

К любой ткани подходит соответсвенные модели. Лен по выработке современной есть как и тонкий,так и толстый. Как можно купить и на тонкую мужскую рубашку,так и на пиджак и пальто летнее женское.
При работе со льном надо ткань усадить.Лучше по старинному рецепту,чтобы раз и навовсе.)))))Делается это так: ткань кладется в воду,доводится до кипения, а затем резко перекладывается в холодную воду.Затем ткань не выжимая(чтобы легче гладить потом) вешается и сушится.затем гладится.
Лен очень сминаем,но еслм вы будете легко к этому относится,то ткани в жаркую погоду лучше и не придумать! особенно для постельного белья.
Сама ткань очень ноская,долго служит человеку в быту,становясь с каждой стиркой только мягче и приятнее к телу.
Вообщем, всем советую иметь в доме изделия их этой ткани.Хотя понимаю,что в магазине такие вещи дорогое удовольствие.Но помните,что за рубжом лен - удовольствие,гораздо дороже,чем в России.

Lilitochka написал(а):

вот сообщение с той же выставки... Вандеркелен-Бриссон из Бельгии представил кружевной платок из льна, весивший около двух унций — то есть 56 граммов.

видела и держал в руках вещи из тончайшего льна.Называется: батистовый лен. Потрясающе! тоньше современного батиста в два раза!А плотность гораздо выше.

0

16

Лана написал(а):

При работе со льном надо ткань усадить.Лучше по старинному рецепту,чтобы раз и навовсе.)))))Делается это так: ткань кладется в воду,доводится до кипения, а затем резко перекладывается в холодную воду.Затем ткань не выжимая(чтобы легче гладить потом) вешается и сушится.затем гладится.
Лен очень сминаем,но еслм вы будете легко к этому относится,то ткани в жаркую погоду лучше и не придумать! особенно для постельного белья.
Сама ткань очень ноская,долго служит человеку в быту,становясь с каждой стиркой только мягче и приятнее к телу.

Лана, спасибо за рецепт. http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif Я летом люблю носить вещи из льна, а вот постельное белье предпочитаю сатиновое, а не льняное.

Отредактировано Solnce (2011-05-21 23:06:26)

0

17

Solnce написал(а):

а вот постельное белье предпочитаю сатиновое, а не льняное.

Согласна. у меня тоже из льна только один комплект.И именно он был незаменим в жжару в столице в прошлом году!
Ведь лен- очень гигроскопичен,быстро сохнет, впитывая влагу, удерживает температуру тела и не переостужает её,не липнет к телу как хлопок. Мой бывший муж,котрому нашила рубахи домашние из льна,предпочитал их носить при сильной простуде,когда повышается температура тела.А сыну пошила на выход из токого небеленого льна рубашку.так он её в дару и не снимал практически.И ничего с ней не сделалось,но зато ни подмышками не мокло на улице,ни на спине в жару.( у нас в москве можно купить лен в некоторый местах буквально за копейки).Если вспомнить,то в наши совдеповские 70- годы у каждой женщины была льняная ночная рубашка.))))
Чтобы легче было гладить льняные вещи,то их надо не пересушивать,а наоборот,слегка недосушивать,и лучше вообще не выжимать,или толькоо слегка,чтобы не сильно мялись изначально.

0

18

http://i080.radikal.ru/1207/ca/79b770004e47.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Ткани » Золотое руно


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC