Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » Дуэли Лермонтова


Дуэли Лермонтова

Сообщений 21 страница 40 из 41

21

Версия  пятая

О Сергее Трубецком ( одном из  секундантов) лермонтоведы пишут, что он, видимо, был членом петербургского оппозиционного «Кружка шестнадцати», Столыпина же прямо называют участником этого кружка. Лермонтов в этой организации молодых аристократов также состоял. В 1840-м, после высылки Лермонтова, все известные «кружковцы» тоже отправились на Кавказ. Считается, что по собственной воле, но историки доказывают обратное: после провала кружка дело в Петербурге решили не доводить до следствия, а молодым людям просто посоветовали ехать в действующую армию.
Летом 1841 года все «кружковцы» собрались в Пятигорске.
Значит, конспиративный кружок не распущен в 1840-м (как считается), но продолжает действовать на Кавказе.
Васильчиков сообщает, что вызов состоялся «при нем», а Мартынов утверждает, что объяснялись они с Лермонтовым «без свидетелей». Очевидно, что убийца поэта и его секундант просто не успели как следует сговориться: лермонтоведы знают, что в первые часы после дуэли секунданты вообще говорят одно, а на следствии – другое.
Равно как и «свидетели» ссоры: в докладе Николаю I будет сказано, что острот и шуток Лермонтова, оскорбивших Мартынова, никто, собственно, не слышал.
А дальше (по показаниям Мартынова) – странная их беседа в саду, уже без свидетелей. Мартынов говорит, что заставит поэта перестать шутить.
В официальном письме полковника Александра Семеновича Траскина (начальника штаба Командующего войсками на Кавказской линии и в Черноморье) к командующему Павлу Христофоровичу Граббе (генерал-адъютанту, а в молодости члену декабристского Союза Благоденствия и соратнику самого Ермолова) это звучит чуть по-иному (но чего стоит это «чуть»!): «Мартынов сказал ему, что он заставит его замолчать».
На что Лермонтов, если верить Мартынову, отвечает выспренной тирадой: «Вместо пустых угроз ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал».
Вряд ли мы поверим, что поэты так изъясняются. Впрочем, даже и в такой передаче сквозь текст проступают слова, сказанные на девятнадцать веков раньше: «Что делаешь – делай скорее».
Лермонтов называет Мартынова Иудой?
За что?..

0

22

Для офицеров-дворян, для кавказских офицеров прошлого столетия, дата 13 июля 1841 года была не менее говорящей, чем для наших отцов 22 июня 1956 года, а для дедов 25 октября 1932-го или 9 января 1920-го.
Пятнадцать лет назад на Кронверкском валу Петропавловской крепости были казнены Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Петр Каховский, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин.
Именно с этого дня, а даже не с 14 декабря 1825 года, в общественной жизни России началась совсем иная, страшная в своем удушье эпоха.
13 июля 1841 года чуткий на роковые сближения Лермонтов и впрямь должен был выглядеть «мрачнее обычного».
На Сенатскую он не попал по возрасту. И с шестнадцати лет примерял на себя саван цареубийцы…
Нет, цареубийцы из него, как и из Пушкина, не вышло.
Хотя за свои стихи о Пушкине Лермонтов и попадает в первый раз под арест и в ссылку.
Вторая ссылка – за дуэль с де Барантом, сыном французского посланника. Причины дуэли также темны, но есть глухие упоминания, что ссора произошла из-за Пушкина. (Дантес – француз, и Барант выгораживал соотечественника.)
И, наконец, – ссора и дуэль с Мартыновым.
Дуэль, столь напугавшая всех окружающих, что секунданты с места поединка разбегаются, бросая под ливнем мертвое тело поэта, а следователи делают все, чтобы в Петербурге не узнали истинной причины роковой ссоры.
А что прикажете делать, если выяснится, по какому поводу собирались и по какой причине дрались?
Так что шутки про кинжал Мартынова совершенно ни при чем. Уж если и была речь, заглушенная до времени аккордами Сержа Трубецкого, то речь про другой кинжал – декабристский символ цареубийства.

0

23

Возможны две ситуации: или Лермонтов в доме у генеральши (жены генерал-майора Петра Семеновича Верзилина, тоже соратника близкого к декабристам генерала Ермолова) поднял тост за «цареубийственный кинжал», или после того, как разговор коснулся темы повешенных цареубийц, Лермонтов предложил их помянуть.
А отставной майор Николай Мартынов, случайно попавший на сходку членов «Кружка шестнадцати» (он жил во флигеле у Верзилиных) воспринял это как провокацию и пить за казненных преступников отказался.
Тогда понятен и тот их диалог в саду, который мы уже попытались реконструировать. Представим себе все эти гефсиманские аллюзии – тайную вечерю, южную летнюю ночь, роскошь кавказского сада, тему казни (и евангельской, и декабристской, ведь мятежное каре вкруг Медного Всадника стояло так же неподвижно, как Христос при аресте), тему предательства, наконец:
– Я заставлю тебя замолчать!..
– Что делаешь, – делай скорее.
А могло быть и так, как это представил московский литератор Георгий Елин:
Русское дворянство/офицерство из-за «шуточек» не стрелялись – для дуэлей было только две причины: оскорбление чести и женщины. Вторая версия в случае Лермонтова с Мартыновым (как и с Барантом) заведомо отпадает, значит – остается первая. С Барантом сошелся на шпагах и гладкоствольных Лепажах (это за честь русской поэзии, ведь соплеменник Баранта на Пушкина руку поднял!), а с Мартыновым на дальнобойных нарезных пистолетах Кухенройтера – за что? Да потому, что в доме Верзилиных Лермонтов с друзьями собрались тогда на поминки – ровно15 лет назад в эту июльскую ночь декабристов вешали, а туповатый Мартынов, которого в «мужскую» компанию не взяли, вынужден был зевающих без внимания барышень развлекать, и уходил он, обиженный, первым, уже стоя на пороге, брякнул неосторожную фразу мрачным мужикам (типа: вон у жандармского подполковника Кушинникова свет в окне горит, и много бы он дал, чтобы узнать, по какому вы поводу тут пьёте), на что Лермонтов сказал: «Делай, что решил» – известно пять вариантов этой фразы, суть которой одна: пойди и стукни! – вот это оскорбление, которое смывают только кровью...

0

24

И ложь, и недомолвки, и инсценировка следствия объясняются тем, что начальнику штаба и самому командующему (напомним, что в молодости он состоял в Союзе Благоденствия и сам чуть было не поехал в Сибирь) надо сделать все, чтобы не открылось, что на Кавказе, кишащем недобитыми декабристами, ссыльные «кружковцы» открыто собираются поминать цареубийц.
Если Николай I узнает про то, Павел Христофорович Граббе (как минимум) отправится в отставку. И многие прочие – вслед за ним.
И потому вести следствие поручают офицеру, чья карьера уже загублена из-за его отказа сотрудничать с жандармским ведомством. (Этот не выдаст.)
Самое трудное, видимо, было объяснить убийце поэта, что от него требуется и чем для него самого обернется попытка чистосердечного признания.
Должно быть, объяснение было в том самом духе, в каком высказался о Мартынове опальный генерал Ермолов:
«Если бы я был на Кавказе, я бы спровадил его; там есть такие дела, что можно послать да, вынувши часы, считать, через сколько времени посланного не будет в живых...»
Мартынов этих слов никогда не узнал. Он и без того оказался сообразительным молодым человеком.

0

25

Версия  шестая

В статье Игоря Таранова "Промах майора Мартынова". Автор излагает собственную версию причин и последствий дуэли между М.Ю. Лермонтовым и Н.С. Мартыновым (желание помочь другу-поэту выйти с военной службы в отставку вследствие ранения). Эта версия, как и множество других, имеет право на существование. Однако аргументы, приведённые автором статьи, мне представляются недостаточно убедительными. Предлагаю иной вариант трактовки событий, произошедших в июле 1841 года в Пятигорске.
Практически во всех работах лермонтоведов почему-то отсутствует упоминание о таком факте, что отличный фехтовальщик и опытный стрелок из ружья Николай Мартынов на предстоящей дуэли должен был держать в руках пистолет третий раз в жизни.
Лермонтов, его близкий товарищ, однокашник и сослуживец, знал это и, возможно, именно поэтому во время поединка держал паузу, дав возможность противнику стрелять первым (кроме того, по негласным правилам, право первого выстрела предоставлялось лицу, считавшему себя оскорблённым). Кстати, у версии, что поэт разрядил свой пистолет в воздух, нет точного подтверждения; кроме того, данный поступок означал отнюдь не великодушие, а, напротив, - согласно дуэльному кодексу, выражал презрение к противнику. Скорее всего останется тайной и долгое промедление Мартынова с выстрелом, прозвучавшим только после оклика секунданта: "Стреляйте же, или я вас разведу". Что это, тщательное хладнокровное прицеливание или смятение?
После того, как роковой выстрел всё же прозвучал, и поэт был сражён наповал, Мартынов подбежал к Лермонтову и поцеловал уже бездыханное тело. Как этот порыв не вяжется с образом хладнокровного убийцы!
Родственник и близкий друг Лермонтова А.А. Столыпин (Монго), считавшийся в офицерской среде воплощением чести и благородства, негласный (скрытый от следствия) его секундант (кстати, ассистировавший поэту и на первой дуэли с Э. де Барантом), отнёсся к Мартынову с большим сочувствием. Об этом свидетельствуют его письма на гауптвахту, где содержался дуэлянт. В окружении Лермонтова было мало людей более порядочных и терпимых, которые бы так много ему прощали и всегда вели себя столь благородно, как Мартынов. До конца своей жизни он глубоко страдал оттого, что оказался виновником смерти поэта.
В 1869 году на просьбу редакции "Русской старины" рассказать правду об обстоятельствах поединка, Н.С. Мартынов ответил: "Злой рок судил мне быть орудием воли Провидения в смерти Лермонтова, я уже считаю себя не в праве вымолвить хотя бы единое слово в его осуждение, набросить малейшую тень на его память".

0

26

Михаил Лермонтов действительно мечтал оставить военную службу и посвятить себя целиком литературной деятельности, но ему не нужна была "отставка любой ценой". Он мог выйти в отставку по собственному желанию или по "семейным обстоятельствам" - как это сделал в феврале того же 1841 года Мартынов. Но ему нужна была именно отставка почётная - вследствие награждения орденом или ранения, полученного в бою. Лермонтов мечтал вернуться в столь ненавистный ему "свет", а это было возможным только при наличии хорошей репутации.
Поединок при любом его исходе не мог способствовать достижению этой цели. Лермонтов как человек, уже раз подвергшийся наказанию за дуэль, за одно только участие в новом поединке должен был подвергнуться весьма жёсткому наказанию.
Кроме того, ранение, полученное на дуэли, состоявшейся на театре военных действий, рассматривалось равнозначно членовредительству. Выдать же полученное ранение за пулю горца - "злого чечена" вообще не представлялось возможным в условиях тылового Пятигорска и при существовавших в то время понятиях офицерской чести. Это могло повлечь вообще лишение офицерского чина и продолжение службы на том же Кавказе, но в качестве рядового солдата.
Подобное или даже ещё более суровое наказание ждало бы его и в случае убийства или хотя бы ранения противника, стань об этом известно начальству. Так что встать к барьеру Лермонтова могли вынудить только чрезвычайные обстоятельства. Это во-первых.
Во-вторых, отделаться лёгким ранением, даже с помощью очень опытного стрелка, было весьма и весьма проблематично. Лермонтов, человек маленького роста и хилого телосложения, находился к тому же в позе дуэлянта - стоя вполоборота к противнику, подняв пистолет над головой. Тем самым представляя собой даже с десятиметрового расстояния трудную мишень для исключительно "лёгкого ранения".
В-третьих, отсутствие врача во время поединка можно объяснить, с одной стороны, уверенностью всех участников дуэли (прежде всего - секундантов, в чьи обязанности и входило обеспечение присутствия эскулапа) в мирном её исходе - примирении противников, а с другой, возможно, в случае трагического исхода - сам факт дуэли предполагалось скрыть. Вспомним описанные Лермонтовым и характерные для того времени результаты дуэли Печорина с Грушницким, представленные не иначе как в качестве несчастного случая - падения последнего со скалы. И подобное вполне могло произойти на этой дуэли, не явись Мартынов с повинной.
Более вероятным представляется версия об определённой заинтересованности обоих персонажей этой драмы в состоявшемся поединке. Оба они были разочарованы в жизни, и в боях с горцами искали либо славы, либо героической смерти. Для обоих понятия чести и доброй репутации были весьма значимы. Его Величество Случай, "злой рок" решил исход поединка самым трагическим для русской литературы образом.

0

27

Версия седьмая 

   Друзья Лермонтова  были уверены в мирном исходе. Они (включая секундантов) считали, что дуэль будет носить чисто формальный характер: нелепо, чтобы из-за пустяка друзья стрелялись бы насмерть.
     “Мы... были убеждены, — писал Васильчиков, — что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями. противники подадут себе руки и поедут... ужинать”. Васильчиков считал что и Лермонтов не принимал всерьез предстоящую дуэль.
     Пустяковость причины дуэли, дружеские отношения дуэлянтов, а также близость секундантов обоим противникам привели к тому, что не было четко определено, кто вызвавший, а кто вызванный. Не были даже по-настоящему распределены секунданты. Не было на дуэли даже врача. Но самое главное последствие несерьезного отношения секундантов к дуэли — это вопиющее нарушение дуэльного кодекса, нарушение, безусловно повлиявшее на поведение Мартынова: присутствие на дуэли посторонних лиц — зрителей, для которых дуэль была своего рода спектаклем. Видимо, все это и имел в виду сдружившийся с Лермонтовым в Пятигорске Лев Сергеевич Пушкин, говоря, что “эта дуэль никогда бы состояться не могла, если б секунданты были не мальчики, она сделана против всех правил и чести”.
         Все, как в истории Печорин — Грушницкий, началось с забавы.
     Лермонтов, приехав в Пятигорск, с радостным нетерпением ждет Мартынова. Их первая встреча. Как должен был отнестись к Мартынову Печорин? Да, Печорин, именно Печорин, а не Лермонтов! Ведь Печорин видит Мартынова, можно сказать, впервые (после создания романа Лермонтов мог видеть Мартынова лишь в походных условиях., и то изредка: они служили в разных частях), в то время как у Лермонтова с ним уже давно сложившиеся дружеские отношения. Но сейчас Лермонтов уже не тот, что раньше. Он уже почти тождествен Печорину, который влияет на него, заставляет поэта смотреть на мир его, печоринскими, глазами. И оттого, как воспринимает Печорин Мартынова, зависит лермонтовское отношение к своему старому товарищу.

0

28

Лермонтов всячески вышучивает Мартынова. Тот всерьез обижается и, видимо, не раз просит Лермонтова прекратить свои шутки. Для Лермонтова Мартынов не только играющий в романтизм позер, но и старый, пусть недалекий, друг — Мартышка, Мартыш. Но для Печорина этой второй части в Мартынове не существует. И может быть, если бы не Печорин, Лермонтов оставил бы Мартынова в покое (так, как он оставил в покое Васильчикова или извинился перед Лисаневичем). Он даже перестает открыто вышучивать Мартынова, видимо, в какой-то мере щадит его (Лермонтов не показывает ему карикатуру, которую они нарисовали вместе с Глебовым), но полностью удержаться от шуток поэт не может — этого ему не позволяет сделать Печорин.
     Но все это пока забавы. Забавы Печорина и Лермонтова. Совершенно иной характер приобретает отношение Лермонтова (и Печорина) к Мартынову на роковой вечеринке у Верзилиных. И тут, еще в начале вечеринки, вышучивая Мартынова в разговоре с Э. Шан-Гирей, Лермонтов пока только забавляется. Перелом в отношении Лермонтова к Мартынову наступает в ту минуту, когда гости расходятся и в передней Мартынов повторяет свою фразу. В душе Лермонтова просыпается психолог-исследователь. Здесь уже его словами и поступками полностью руководит Печорин. И поэт начинает действовать по-печорински. Теперь уже нет места каким-либо дружеским отношениям. Лермонтову интересно: а как будет вести себя Мартынов, хватит ли у этого позера духу вызвать его на дуэль? А может быть, Лермонтова интересовало другое: что победит в Мартынове — оскорбленное самолюбие или чувство дружбы? Так или иначе, но вся дальнейшая линия поведения поэта показывает, что с этого момента Мартынов становится для него уже не объектом забавы, а объектом психологического эксперимента. И если раньше психологическое изучение окружающих ограничивалось у Лермонтова психологическим анализом, то теперь — под влиянием Печорина — поэт становится на путь практического эксперимента, ради которого он, как и Печорин, готов рисковать даже жизнью. Печорин вывел ученого-аналитика из-за письменного стола, и тот ставит опаснейший опыт: он отказывается прекратить насмешки. “Что ж, на дуэль, что ли, вызовешь меня за это?” — спрашивает Лермонтов. (Напоминаем, что, по другому источнику, он сказал: “А если не любите насмешек, то потребуйте у меня удовлетворения”. Смысл лермонтовской фразы в обоих вариантах один и тот же.) Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль...

0

29

Принципиально неверным было бы полагать, что в сознании Лермонтова в этот момент Мартынов отождествлялся с Грушницким и что поэт хотел проверить на собственной практике те ситуации, через которые прошел его герой.
     Мартынов мог напоминать Лермонтову Грушницкого лишь на той стадии, когда был объектом забавы. Как объект же эксперимента он являлся для Лермонтова новой, неизведанной областью.
     Однако вернемся к событиям.
     И в последующие дни поэт не делает никакой попытки уладить конфликт (хотя против примирения и не возражает). Быть может, Лермонтов знал, что Мартынова всячески подстрекали, но ведь от этого обстоятельства эксперимент для него становится интересней!..
     Опыт продолжается и на месте дуэли. Лермонтов говорит своему секунданту, что не намерен стрелять в Мартынова (действительно, ведь злобы к нему поэт не питает). Но Мартынов-то не знает намерений Лермонтова. В нем борются (не слабее, чем в Грушницком) самые разные чувства: с одной стороны, его подстрекают, и он боится стать в глазах многочисленных свидетелей дуэли трусом; с другой стороны, перед ним старый друг. И невозможно, чтобы — при всей своей ограниченности — он не сознавал, на кого поднимает руку!
     И если бы Лермонтов выстрелил в воздух, то, может быть, и Мартынов все же последовал бы его примеру. Но Лермонтов-экспериментатор по-прежнему предоставляет Мартынову инициативу, внимательно, с любопытством следя за каждым его движением.
     Лермонтов ведет себя с истинно печоринским хладнокровием. Именно Печорин “заставляет” его неподвижно стоять, взведя курок, подняв пистолет дулом вверх, “заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста”.
     Мартынов быстрыми шагами идет к барьеру. Сомневаться не приходится — сейчас он будет стрелять.
     Ну что ж, Мартынов ясен — и Лермонтов, с презрением глядя на него, поднимает руку, чтоб выстрелить в воздух.
     Выстрелить в воздух поэт не успел...

0

30

Чтобы понять, что там произошло, нужно смотреть не с точки зрения дня сегодняшнего, важно понять менталитет людей того круга. То, что позволялось между друзьями, не позволялось в присутствии даже одного постороннего человека. Лермонтов и Мартынов позволяли между собой говорить друг другу многое, но когда Лермонтов начал острить прилюдно и это услышали все… Поэтому и произошла дуэль. Никто за Лермонтовым не следил, никто за ним не охотился, не выполнял тайное поручение Петербурга.– Ознакомившись с множеством документов и свидетельств современников, приходишь к выводу, что единственным поводом к дуэли были насмешки Лермонтова над Мартыновым, – утверждает В. Захаров. – Лермонтов сам спровоцировал Мартынова на вызов, но всерьез предстоящую дуэль никто не воспринимал, настоящие попытки примирить соперников не предпринимались. Скорее, все восприняли это как развлечение.
– Друзья думали, что дуэлянты просто попалят в «белый свет», – продолжает В. Захаров. – Уже перед самой дуэлью был заказан ящик шампанского, который намеревались распить за счастливое окончание ссоры. Начался отсчет – один, два три, и… тишина. Последующие за этим три секунды превратились в вечность. Нервы у всех накалились. Первым не выдержал Столыпин (в других версиях Трубецкой или Глебов), который крикнул: «Стреляйте, или я развожу дуэль!». И тут Лермонтов сказал фразу, которая стоила ему жизни: «Я в этого дурака стрелять не буду!». И Мартынов в бешенстве от оскорбления поднимает пистолет и… Лермонтов умер мгновенно. Мартынов кинулся к нему со словами: «Миша, прости меня!». Но поэт уже лежал бездыханный…
Фразу про дурака потом, на следствии, подтвердили трое свидетелей.
По воспоминаниям современников Мартынов до конца своих дней 15 июля (в день дуэли) запирался в  кабинете и напивался до бесчувствия

0

31

Красивое место, место его гибели поэта, гора Машук.
Я там была, и в Тамани, где он служил. Это низкая хибара, сарайчик, произвел на меня ужасное впечатление.
И там он творил. Может, для того, чтобы так писать нужны такие условия.
Кстати, в Михайловском у Пушкина тоже такая же каморка, в общем зале. Конторка.

Представьте себе, это место компьютерный столик. Вот такой у них у всех кабинетик.
Свечное освещение,бюро, стул.

Вдруг вспомнился еще один выдающийся поэт,  той же эпохи шотландского позта Роберта Бернса.
Величиной поэтического восприятия, не ниже чем Пушкин с Лермонтовым, отвечаю.
1.2*1.2-таков его кабинет. Я там была. И конечно, после посещения всех наших "поэтических мест".
И была удивлена, одна эпоха, ранняя смерть, неизмеримый поэтический дар, почитаемость, любовь и гордость народа.
Как мы Пушкина, так они Бернса. И самое главное, одинаковые жилищные условия поэтов.
И творили.
Буду посвободнее, раскажу о Роберте Бернсе. Кстати, английская королева считает его самым сильным поэтом Англии, он ее любимый поэт.
Не Байрон. Бернс будет посильнее.

Лилиточка, извини, пять копеек с лирическими отступлениями не в тему!

0

32

LUBAVA написал(а):

Буду посвободнее, раскажу о Роберте Бернсе. Кстати, английская королева считает его самым сильным поэтом Англии, он ее любимый поэт.

Было бы чудесно.  http://s39.radikal.ru/i086/1007/34/6a401b60cdc5.gif Я мало знаю о нем, в  основном - по школьной программе, когда  его ещ  изучали, но это было давно и  какой-то памяти, даже относительно его стихов - не осталось...
http://s61.radikal.ru/i174/1007/3e/1de540a0d735.gif

0

33

P.S.

Интересный  материал  нашла на одном  из  сайтов (ниже дам  ссылку). Думаю,  вам тоже  будет любопытно  ознакмиться и  с  этой  версией, которая   не  обсуждается, когда  речь идет о гибели Лермонтова.

Смерть в Год Сокола

Полтинник был брошен и упал к его ногам решеткою вверх. Вот уж поистине — жизнь-копейка! Лошади поданы, и до финала — один перегон. Но «кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тай нал? Злоба ль открытая?» А дальше — случайности, странные совпадения, стихийные явления и эта «шутовская дуэль»...
Смерть Лермонтова — одно из самых загадочных событий из жизни русских классиков. Словно специально «притянутая», неожиданная и абсурдная, она во многом повторяет гибель Пушкина, про изошедшую за четыре с половиной года до этого. А ведь именно в связи со смертью Пушкина Россия узнала имя Михаила Юрьевича Лермонтова — одаренного молодого поэта, преемника великого русского классика. Что ж, и преемственность и любовь юного Лермонтова к «дивному гению» вполне обоснована астрологически: прямо на Солнце Пушкина стоит Белая Луна Лермонтова. Словно раскаты грома пронеслось по Петербургу стихотворение «Смерть поэта», вы звав ненависть среди правящих кругов николаевского режима. Вы ступив на стороне «неугодного» гения, Лермонтов сначала попал пол арест, а затем по приказу царя был сослан на Кавказ. Написав «Смерть поэта» и громогласно выступив против «палачей Свободы, Гения и Славы», Лермонтов тем самым «вытащил» свой собственный Жребий Смерти, который в его гороскопе стоит точно на Юпитере Пушкина — планете, связанной с авторитетом человека, его положением в социуме и взаимоотношением с властями.

0

34

Гороскоп Михаила Юрьевича Лермонтова
15 октября 1814 г., суббота, 19 ч. 50 м.
Москва: 55°45' с.ш., 37°35' в.д. Поправка на Гринвич 0 ч.
28 солнечный день * 3 лунный день

М.Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года нового стиля в Москве. Точное время рождения не известно. Данный гороскоп следует рассматривать как приблизительную его ректификацию.

Судьбы этих двух поэтов во многом перекликаются. Они оба были гонимы и убиты во время царствования Николая I. Дантес (убийца Пушкина) и Мартынов (убийца Лермонтова) — оба служили в кавалергардском полку. Оружие дуэлянтов — пистолеты. Дантес — француз, убийцей Лермонтова тоже мог быть француз — Эрнест де Барант, и только неловкое падение Баранта во время их дуэли спасло жизнь Лермонтову. Причиной дуэли Пушкина с Дантесом считают жену поэта Н.Н. Гончарову, наиболее распространенная версия дуэли Лермонтова с де Барантом — ссора из-за княгини М.А. Щербатовой. Правда, не исключается и то, что основанием этого столкновения был спор о причине смерти Пушкина, не зря же де Баранты интересовались стихотворением Лермонтова «Смерть поэта» и считали это выпадом против французской нации: «И что за диво?., издалека, подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока; смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы...». Таким образом, Лермонтов вступил в свет, наследуя не только славу поэта Пушкина, но и его друзей и врагов, ведь Жребий Смерти Лермонтова находится во второй трети 11 дома гороскопа, который трактуется как «друзья, элита, люди ваших убеждений».

0

35

Иные считают, что Лермонтов вообще нарывался на смерть. «Лермонтову боевая жизнь пришлась по нраву. Ему доставляло как будто особенное удовольствие вызывать судьбу. Опасность или возможность смерти делали его остроумным, разговорчивым, веселым» — вспоминает один из биографов поэта П.А. Висковатов. А вот рассказ барона Л.В. Россильона: «Гарцевал Лермонтов на белом, как снег, коне, на котором молодецки заломив белую холщовую шапку, бросался на чеченские завалы. Чистое молодечество! — ибо кто же кидался на завалы верхом? Мы над ним за это смеялись». Ровно за год до смерти судьба чудом помиловала Лермонтова, не обойдя при этом его приятеля Лихарева: «Сражение приходило к концу, и оба приятеля ими рука об руку, споря о Канте и Гегеле, и часто в жару спора неосторожно останавливались. В одну из таких остановок вражеская пуля поразила Лихарева...» (Н.И. Лорер). И пощадила Лермонтова.
Что же так неудержимо влекло его в эту бездну — чарующую чашу смерти? В гороскопе Лермонтова в Скорпионе (знаке смерти и экстремальных ситуаций) стоит Луна и Меркурий. Луна (душа, эмоциональный мир человека) находится в соединении с Крестом Несчастья и дает бессознательную настроенность на ситуацию кризиса, стремление к внутреннему перерождению, прекрасную интуицию и предчувствие событий, особенно плохих. Меркурий указывает на остроумие, сарказм, придирчивость, а также на умение хорошо соображать именно в экстремальной обстановке. Вот откуда у него такая «любовь» к разного рода эпиграммам, ядовитым шуткам и подтруниваниям над другими. Управители 1 дома (личности, жизненных сил) и 8 дома (разрушений, катастроф, опасностей) — Солнце и Уран — находятся между собой в сильном кармическом аспекте — нонагоне, т.е. активное самовыражение и личностные проявления могут неминуемо повлечь за собой резкие перемены и кризисные ситуации, несущие необратимый, фатальный характер. Хирон в 8 доме дал тягу к риску, стремление к опасным играм, «заигрывание» со смертью. Мотив жертвенности, трагизма и безвременной кончины часто звучит в его стихах:

И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет...
... Кровавая меня могила ждет.
Настанет день — и миром осужденный,
Чужой в родном краю,
На месте казни — гордый, хоть презренный
Я кончу жизнь мою...

0

36

Солнце — управитель Асцендента — стоит в тауквадрате к Лунным Узлам, следовательно, человеку лично придется отвечать за выполнение кармической программы. Восходящий Узел в Раке указывает на ретроспективный путь, возвращение к истокам, жизнь на Родине, чего у Лермонтова, конечно же, не было. «Изгнанник мрачный и презренный» провел свою недолгую жизнь в вечных скитаниях, но не по собственному желанию, а будучи непризнанным на родине в социальных кругах — в подтверждение тому «злой» Марс в 4 доме, указывающий на уход из дома и бродяжничество. В том самом трагическом 1841 году, как только Марс образовал «Тауквадрат» к Лунным Узлам, повторив аналогичную констелляцию планет радикса, Лермонтов уезжает на Кавказ и пишет «прощальную оду» России:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Восходящий Узел в 12 доме говорит о необходимости уединенного образа жизни. Управитель 12 дома — Луна — находится в 5 ломе (творческой реализации), указывая на творческое уединение. Нисходящий Узел стоит в 6 доме и означает необходимость отказа от службизма, подчинения, активной социальной жизни, иначе человек получит тайных врагов, ему может грозить опасность насильственной изоляции — что собственно и произошло. Там же, в 6 доме, да еще в знаке Козерога, находится Черная Луна. Но поскольку Лермонтов не был активным служителем Лилит, на него свалили все грехи и сделали «козлом отпущения»: «Подсудимый Лермонтов за свои поступки, на основании законов, подлежит лишению чипов и дворянского достоинства, с записанием в рядовые...». Здесь же, в 6 доме, стоит и сам управитель дома — Сатурн, который к тому же является анаретой — самой злой планетой гороскопа. Анарета - Сатурн и Черная Луна в Козероге указывают в том числе и на опасность в горах. Но Лермонтов упорно стремился на Кавказ, убегая от скучной жизни Петербурга и предпо¬читая уединению активные военные действия: «Я скучаю. Просился на Кавказ — отказали. Не хотят даже, чтоб меня убили». С его стороны это было явное движение в пропасть (по Узлу Кету и Черной Луне в Козероге в 6 доме) — в ту самую бездну, которая со временем «начинает смотреться в тебя».
Смерть Лермонтова вблизи 27 лет произошла именно на обращении Черной Луны и в преддверии противофазы Лунных Узлов. Нужно признать, что избрав карьеру военного, он действительно следовал не по тому пути, а точнее вынужден был следовать в силу ; сложившихся обстоятельств. Словно предчувствуя скорую кончину и, наконец-то, поняв свое истинное предназначение — литературную деятельность, Лермонтов начал думать и хлопотать об отставке. Белая Луна в Близнецах помогла ему раскрыть заложенный в него божественный дар — стать талантливым поэтом — поистине высшим проводником Слова. Но для царя он был не поэтом, а поручиком его войска.

0

37

Лермонтову нужно было еще немного потерпеть, смириться и переждать, не лезть на рожон. Наверняка ближе к 28 годам, после противофазы Узлов, на обращении Белой Луны, он получил бы весьма ощутимую поддержку светлых сил, защиту Ангела-Хранителя, что помогло бы навсегда оставить уже ненавистную ему службу и полностью посвятить себя литературе. Это могла быть помощь покровителей, друзей, знакомых (Белая Луна в 11 доме), которые похлопотали бы о его отставке, тем более что такой процесс уже был начат. Арта в Близнецах и ее непосредственный управитель Меркурий (алькокоден) безусловно защитили бы своего ставленника.
Солнце, стоящее в квадратуре к Лилит и в тригоне к Селене, создавало постоянное поле борьбы сил Света и Тьмы в его жизни и творчестве. В связи с этим так много у Лермонтова вопросов к самому себе, все чаше он испытывает желание разобраться в своей судьбе, чтобы понять свое предназначение:

Мое грядущее в тумане,
Былое полно мук и зла...
Зачем не позже иль не ране
Меня природа создала? готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей?'..
Добра и зла он дал мне чашу...

Лермонтов был прекрасным проводником Слова, и через его перо одновременно могли проходить как возвышенные ангельские мотивы, так и периодические заигрывания с дьяволом. Жребий Света в его гороскопе попадает точно на Уран, стоящий в Змееносце, в 1 градусе Стрельца. Светлое начало в человеке может проявиться через внутреннее преображение, перемены и озарение. Вот строки явно из другого мира:

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой....
«Ангел»

0

38

Жребий Тьмы находится в 1 доме, вблизи Асцендента, задевая непосредственно саму личность, искушая дух человека:

... И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
«Мой демон»

Солнечное ядро планет в 4 доме и Восходящий Узел в 12 доме говорят о тяге человека к мистике, оккультизму, подтверждают его желание не только заглянуть в мир невидимый, но и попытаться объяснить его с помощью слов, поскольку там же, в 4 доме, стоит покровитель Музы Словесности — Меркурий. Меркурий в Скорпионе указывает на мощный тайный интеллект, наделяет поэзию Лермонтова определенным трагизмом и драматичностью:

... Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал; но все образы мои.
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! Все было ад иль небо в них.

Там же, в Скорпионе, находится Луна — душа поэта, даруя ему обостренный дар психологического восприятия окружающего мира: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала...» Положение Луны в 5 доме гороскопа сформировало его артистическую натуру, внутреннюю свободу и независимость. Дальние планеты гороскопа (Плутон в Рыбах, Уран и Нептун в Стрельце) направляли Лермонтова к поискам высших духовных ценностей, обновлению и восстановлению нравственных идеалов в обществе, а Хирон в Рыбах давал к тому же глубинную кармическую память и духовное мировоззрение.

0

39

Сколько прекрасных литературных шедевров мог написать этот человек, доживи он хотя бы до возраста Пушкина?! Но складывавшаяся небесная констелляция аспектов на соляр, связанный с 27-ым годом жизни, была настолько негативной и фатальной в гороскопе поэта, что Лермонтову ни в коей мере нельзя было делать ставку на случайность, коей и оказалась эта нелепая дуэль.

В течение недели, когда произошла ссора и дуэль с Мартыновым, транзитная Черная Луна шла точно по анарете-Сатурну. В день дуэли Марс из 1 градуса Скорпиона (насильственной смерти) образовал кармические аспекты к Лунным Узлам, из которых Кету попал в 10 (разрушительный) градус Льва. А в дополнение ко всему — «Секира», построенная квадратурой Сатурна с Ураном и вершиной на соединении Кету с Меркурием. Для дуэли был выбран день, точно попадающий в орбис предстоящего солнечного затмения. События приобретали абсолютно фатальный характер. «Мадемуазель Эмилия, прошу вас на один только тур вальса, последний раз в моей жизни», — переменив тон насмешек, произнес Лермонтов на вечеринке 13 июля, за два дня до смерти.
А что же Белая Луна? В гороскопе последнего соляра (15.10.1840) Селена попадает в 4 (разрушительный) градус Рыб — Ангел-Хранитель ослаблен, помощи ждать неоткуда. В день смерти Белая Луна была уже в Овне, ее высшее проявление в этом знаке — бесстрашный благородный рыцарь. Но так ли вел себя Лермонтов на дуэли? Обратимся к воспоминаниям секунданта — князя А.И. Васильчикова: «Прозвучало: «Сходись!» Мартынов пошел быстрыми шагами к барьеру, тщательно наводя пистолет. Лермонтов оставался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх — он не собирался стрелять. По мере приближения целившегося в него Мартынова спокойное веселое лицо Лермонтова приобрело презрительное выражение. Раздался выстрел, и Лермонтов упал как подкошенный. В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь. Неразряженный пистолет оставался в руке...» Благородный бесстрашный рыцарь был просто-напросто беспощадно убит.

0

40

Он родился в Год Аиста — белой птицы с черной отметиной( кстати сказать,  у  темноволосого Лермонтова, была  светлая, почти белая  прядь волос  на лбу), неся по жизни не только миссию и харизму этого Года, но и печать отверженности, тоски, меланхолии и некоего фатализма в судьбе. Он погиб в Год Сокола, заигравшись и со своей «добычей», и со своей собственной судьбой. Несясь на огромной скорости развития событий, он не успел вовремя остановиться и разбился на смерть.

Дуэль происходила в 27 солнечный день, посвященный «великим, могущественным Небесам». Сама Природа была возмущена этой нелепой трагедией: за несколько минут до рокового момента на небе появилась огромная черная туча, и надвигающаяся гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, когда выстрел из пистолета поверг поэта на землю. А после из «глаз небесных» пошел проливной дождь...

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » Дуэли Лермонтова


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC