Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » Дуэли Лермонтова


Дуэли Лермонтова

Сообщений 1 страница 20 из 41

1

http://s60.radikal.ru/i167/1110/0d/f6de1f56a7ec.jpg

При жизни поэта преследует шепоток сплетен. Когда поэт умирает, сплетни под именем Легенды или Версии перекочевывают в мемуары и исследовательские труды. Каким видели Лермонтова люди николаевской эпохи? Мрачным, дерзким, надменным: если не Демон, то уж точно Фаталист.
Однако откроем словарь языка поэта. Какие слова у Лермонтова – самые любимые? Возьмем лишь те, что употреблены в его стихах и прозе более пятисот раз. Что это за слова? Гибель? Рок? Разрушение?
Ничуть. Любимые лермонтовские глаголы: знать, любить, хотеть, видеть, говорить, жить. Существительные – душа, сердце, жизнь, Бог, слово, люди, человек.
Про страдание и смерть поэт говорит в пять, десять раз реже, чем про жизнь и любовь.
15 июля 1841 года на окраине прифронтового кавказского города Пятигорска отставной майор Николай Мартынов застрелил поручика Михаила Лермонтова. Случилось это между шестью и семью часами пополудни.
Для поединка были выбраны дальнобойные пистолеты Кухенройтера, на десяти шагах смертельные.
Вот, пожалуй, и все, что мы достоверно знаем о той роковой дуэли.
Версий  причин дуэли – несколько, любая  из них  имеет  право быть единственной, но, как  правило,  указывают, только одну, хотя  в  внимательном  рассмотрении,  возникает слишком  много вопросов.
О сложностях его неровного, взрывного характера, о «желчности и ядовитости» поступков и высказываний поэта написано много. Лермонтов в 17 лет остался круглым сиротой, что, безусловно, наложило серьезный отпечаток на его сложный характер.
Тургенев написал, что во внешности Лермонтова было "что-то зловещее и трагическое. Какой-то недоброй и сумрачной силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и недвижно-темных глаз".
У Лермонтова было обостренное чувство собственного достоинства, часто толкающее его на высокомерные насмешки и дерзости.

Теги: Литература,М.Лермонтов

0

2

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении . В чем не расходятся ни друзья, ни завистники Лермонтова, так это в том, что поэт обладал поразительным умом. Он постоянно читал, причем на нескольких языках, всегда блестяще учился и порой знал больше, чем его университетские преподаватели. Один из сокурсников Лермонтова по Московскому Университету Павел Вистенгоф рассказывает: «Студент Лермонтов держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей. Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза».
         Лермонтов умел говорить правду в лицо, за это его считали дерзким. На экзамене по изящной словесности профессор Победоносцев задал поэту какой-то вопрос, на который Лермонтов начал бойко и с уверенностью отвечать. Профессор оборвал его: «Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил». На что получил ответ: «Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло.  Стоит ли говорить, что после этого случая преподаватели постарались срезать Лермонтова на экзаменах, и у них это получилось.
Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник "демона". В то же время идет работа над романом "Вадим" (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство "ангела" и "демона", "поэзия безобразности", языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). "Демоническая" линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни "Княгиня Лиговская" (1836) и драме "Маскарад". Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса.  "Ангел", 1831; "Парус", 1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор", 1836; поэма "Боярин Орша", «Маскарад» в печать не отданы. Лермонтов, в  отличие от Пушкина,  в  деньгах не нуждался,  являясь той  самой  «золотой  молодежью», представителя  которой,  он и  описал  позже,  в  образе  Печорина.

0

3

Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. Вскоре, его арестовали вместе  с С.А Раевским, распространявшим  это стихотворение. Лермонтов  был  отправлен в  действующую армию на Кавказ, а  Раевский в  ссылку.
Только через год Лермонтову разрешили вернуться сначала в Новгород, а затем в Петербург, где он уже был известен как поэт, и Лермонтов снова оказался в лейб-гвардии Гусарском полку.

С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, а 6 декабря 1839 года производится в поручики, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в "Современнике" в 1838 печатается поэма "Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация "Песни про царя Ивана Васильевича..." в редактируемых Краевским "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом "Отечественные записки"). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати".
В 1838-1840 написан роман "Герой нашего времени": первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в "Отечественных записках" и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника "Стихотворения М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены  «Демон»,  "Мцыри", "Песня про царя Ивана Васильевича...", 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

0

4

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
Так писал шестнадцатилетний Лермонтов. «Я — или бог — или никто!» Поставить себя вровень с верховным владыкой вселенной мог только юноша неукротимо смелый и гордый, беспрекословно уверенный в своем избранничестве.
Герцен с поразительной прозорливостью охарактеризовал личность поэта: «К несчастью быть слишком проницательным у него присоединилось и другое — он смело высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас. Существа слабые, задетые этим, никогда не прощают подобной искренности. О Лермонтове говорили как о балованном отпрыске аристократической семьи, как об одном из тех бездельников, которые погибают от скуки и пресыщения. Не хотели знать, сколько боролся этот человек, сколько выстрадал, прежде чем отважился выразить свои мысли. Люди гораздо снисходительней относятся к брани и ненависти, нежели к известной зрелости мысли, нежели к отчуждению, которое, не желая разделять ни их надежды, ни их тревоги, смеет открыто говорить об этом разрыве…»

0

5

2 января 1840 года Лермонтов был приглашен на бал во французское посольство к Барантам, а 16 февраля на балу у графини Лаваль произошла ссора Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Причиной ссоры Лермонтова с де Барантом был их диалог, в котором де Барант обвинил Лермонтова в том, что тот в разговоре с известной особой сказал ей невыгодные вещи о нем, на что Лермонтов заявил, что никому не говорил о де Баранте ничего предосудительного. Тогда де Барант обвинил Лермонтова в распространении сплетен о нем, на что Лермонтов заявил, что поведение де Баранта весьма смешно и дерзко. Де Барант сказал, что во Франции он знал бы, как кончить это дело. Лермонтов ответил, что в России строго следуют правилам чести и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно. Последовал вызов де Барантом Лермонтова на дуэль. Следует подчеркнуть, что во французском посольстве настороженно относились к Лермонтову из-за его стихов на смерть Пушкина, считая, что в них Лермонтов оскорбил не лично Дантеса, а французов как нацию. Так как де Барант считал себя обиженным, Лермонтов предоставил ему выбор оружия. Истинный француз, де Барант избрал шпаги, хотя у соперников были и пистолеты. Решено было драться до первой крови, а потом перейти на пистолеты. Кстати, Лермонтов фехтовал плохо. Только дуэлянты скрестили оружие, как у шпаги Лермонтова переломился конец клинка, а прекрасный дуэлянт де Барант успел сделать выпад, целясь острием в грудь Лермонтову, и мог его убить, но поскользнулся и только слегка оцарапал ему грудь. Затем они перешли на пистолеты. Дуэлянты должны были стрелять вместе, но Лермонтов немного опоздал, видимо, не желая стрелять в де Баранта или просто испытывая свою судьбу. Де Барант промахнулся, и тогда Лермонтов выстрелил в сторону (в воздух). После чего де Барант подал ему руку, и они разошлись.
Лермонтов был арестован за недонесение о дуэли и подвергнут суду, после чего вторично был отправлен в ссылку на Кавказ тем же чином поручика, но в Тенгинский полк, действующий в районе опасных боев, несмотря, что  за  снисхождение к  его  поступку, просила  Николая 1, его  супруга,  большая  почитательница  творчества Лермонтова, особенно,  поэмы «Демон»
Здесь Лермонтов неоднократно проявил храбрость в сражениях, и его представляли к золотой сабле и дважды к ордену, но Николай I все представления отклонил.

0

6

На Кавказе Лермонтов стремится отличиться в боевых действиях и рискует жизнью, надеясь теперь заслужить отставку и полностью посвятить себя литературной деятельности. Он мечтал создать собственный журнал. Наконец в январе 1841 года Лермонтов выхлопотал отпуск в Петербург на 2 месяца. Он проводит в столице три самых счастливых и блестящих месяца в своей жизни в окружении друзей и поклонников его творчества. Весь тираж романа Лермонтова "Герой нашего времени" раскуплен. Но вместо возможной отставки поэт получил предписание в 48 часов покинуть Петербург и отправиться обратно на Кавказ в Тенгинский полк.
По дороге в Темир-Хан-Шуру Лермонтов вместе с родственником и другом А.Столыпиным остановились в Георгиевске. Пятигорск в 40 верстах отсюда, и поэту захотелось посетить любимый город, увидеть старых друзей. Столыпин не поддержал его. Кто знает, как бы сложилась судьба Лермонтова, если бы он не поехал тогда в Пятигорск навстречу своей гибели?!
Лермонтов предложил Столыпину подбросить полтинник, и если монета упадет орлом вверх - ехать в отряд, а если решеткой вверх - ехать в Пятигорск. Выпала решетка, и Лермонтов радостно закричал: "В Пятигорск, в Пятигорск!" Они прибыли в Пятигорск 13 мая 1841 года, поселились в доме Чиляева и прожили там два месяца до роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым. Лермонтов получил разрешение остаться в Пятигорске до полного излечения от лихорадки.

0

7

В это время в Пятигорске проживал отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов постоянно встречался. Николай Соломонович Мартынов был старым товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного обучения в военной школе. Они были знакомы более восьми лет. Мартынов, как человек довольно ограниченный, не отличался особыми способностями Зато он был очень самолюбивым.

http://s12.radikal.ru/i185/1103/ea/9ef829b1d94b.jpg

Мартынов был красивым, высоким блондином. Он мечтал, обучаясь в военной школе, о чинах и орденах, хотел стать генералом, то есть был тщеславным человеком. Современник вспоминал, что в 1839 году Мартынов выглядел изящным молодым офицером и хорошо исполнял песни. Сослуживец по Кавалергардскому полку В.А. Бельгарт так характеризует Мартынова: "Он был очень красивый молодой гвардейский офицер, высокого роста, блондин с выгнутым немного носом. Он был всегда очень любезен, весел, порядочно пел романсы и всё мечтал о чинах, орденах и думал не иначе, как дослужиться на Кавказе до генеральского чина". И действительно, Мартынов за 7 лет сделал довольно успешную карьеру, получив уже в 1841 году при выходе в отставку чин майора (Лермонтов одного с ним года выпуска был только поручиком).
В феврале 1841 года Мартынов неожиданно вышел в отставку "по домашним обстоятельствам" и из весёлого, изящного светского молодого человека сделался каким-то дикарём: отрастил огромные бакенбарды, ходил в черкесском костюме, с огромным кинжалом, вечно мрачный и молчаливый. Его однополчанин Я.И. Костенецкий считал, что "причиной такого странного образа действий было желание играть роль Печорина, героя тогдашнего времени, которого Мартынов, к несчастью, и действительно вполне олицетворял собой".

0

8

До дуэли с Лермонтовым Мартынов в поединках не участвовал, героем скандалов не был и вообще задирой не являлся.
Еще в 1837 году, по дороге в ссылку на Кавказ, Лермонтов заехал в Москву. В своих воспоминаниях Мартынов впоследствии писал, что его семейство постоянно проживало в Москве и он в конце марта - начале апреля 1837 года почти каждый день встречался с Лермонтовым и они часто завтракали вместе у Яра. Вполне приятельские отношения!
В октябре 1837 года Мартынов встретился с Лермонтовым на Кавказе.
Примечательно, что Лермонтов представлял Мартынова своим знакомым в Пятигорске не только как давнего товарища, но и как своего друга! Самое удивительное, что и  Мартынов отзывался о Лермонтове доброжелательно. "Он (Лермонтов) был добрый человек от природы, но свет его окончательно испортил. Все хорошие движения сердца, всякий порыв нежного в себе он старался так же тщательно заглушать и скрывать от других, как другие стараются скрыть свои гнусные пороки" - писал он в своих воспоминаниях.

Рассмотрим  первую версию:

Выпущенная в 1981 году «Лермонтовская энциклопедия» осторожничает, называя место и дату ссоры поэта с его будущим убийцей: все случилось 13 июля на вечеринке в доме у генеральши Верзилиной, но... «надежных свидетельств нет».
И впрямь нет. Хотя сам факт скандала в воскресенье 13 июля в доме Верзилиных никто не оспаривает. Одна загвоздка – все всё видели, но одни просто молчат, а другие врут. Например, так: мол, поэт во время музицирования Сержем Тубецким что-то сказал про кинжал Мартынова. (Мартынов был уже в отставке и носил горский кинжал.) И как раз на слове «кинжал» музыка стихла, а Мартынов это слово услышал, и заключил, что речь о нем.
Придумано очень неловко: по одному слову совершенно невозможно понять, о чем (или о ком) говорил Лермонтов. Ну почему именно о Мартынове, а не о каком-нибудь чеченце, или, наконец, не о себе?
Другие считают, что дело вообще в подшучивании поэта над своим будущим убийцей. Де характер у поэта был такой – сложный и неуживчивый.
Но раньше Мартынов терпел остроты приятеля. А тут взорвался.
Показания секундантов дуэли М.П. Глебова и А.И. Васильчикова, а также свидетелей А.А. Столыпина (Монго) и С.С. Трубецкого настолько сбивчивы и противоречивы, что вся полученная от них информация вызывает большие сомнения. Создается впечатление, что все они явно что-то недоговаривают…
Итак,  между  Лермонтовым и Мартыновым  были  давние  дружеские  отношения и очередная  шутка первого, вряд ли, могла  довести  ситуацию  до дуэли. Примешивают состояние, в  котором  Мартынов  мог   вызвать Лермонтова на  дуэль.

0

9

Чтобы хоть как-то скрасить в общем-то однообразную жизнь на Водах, молодые люди устраивали игры, пикники, балы. Лермонтов был, что называется, заводилой. Для приезжей молодёжи среди прочих был открыт дом генерала Верзилина. Лермонтова, как и других молодых людей, в дом Верзилиных привлекали три молодые барышни : Эмилия - 26 лет, Аграфена - 19 и Надежда - 15. Особенно заинтересовала поэта старшая сестра Эмилия Александровна.
Мартьянов пишет: "Лермонтов с первого дня появления в доме Верзилиных оценил по достоинству красоту Эмилии Александровны и стал за ней ухаживать. Марья Ивановна (её мать) отнеслась к ухаживанию за её старшей дочерью с полной благосклонностью, да и сама m-lle Эмилия была не прочь поощрить его искательство".
"Сначала Эмилия была благосклонна к поэту и сделала всё возможное, "чтобы завлечь "Петербургского льва", несмотря на его некрасивость. Взгляд её был нежен, беседа интимна, разговор кроток (она называла его просто - Мишель), прогулки и тет-а-теты продолжительны, и счастье, казалось, было уж близко: как вдруг девица переменила фронт. Её внимание привлёк другой, более красивый и обаятельный мужчина. Им был Николай Соломонович Мартынов. Не стесняясь его ухаживанием за Надеждой Петровной, своей сводной сестрой, она быстро повела на него атаку, и он сдался. Мартынову стало совершенно ясно, что лучшей карьеры ему и не сделать.
Неизвестно, почему мадмуазель Эмилия "переменила фронт": то ли она хотела испытать привязанность Михаила Юрьевича, то ли из-за влечения к красавцу Мартынову. Но то, что она предпочла Лермонтову Мартынова - несомненно: об этом рассказывал В.И.Чилаев, человек компетентный и беспристрастный, хозяин дома, который снимали Лермонтов и Столыпин в Пятигорске.

0

10

С этого времени, а именно с конца июня, стали появляться одна за другой эпиграммы, написанные Лермонтовым в адрес Мартынова. Началось тонкое, сопровождаемое любезностями поддразнивание "m-lle Верзилии", как поэт стал называть Эмилию Александровну, соединяя в этом названии начало фамилии и конец имени.
Но, если   Эмилия предпочла  Лермонтову Мартынова,  стоило ли  последнему, так  уж  горячиться из-за  обычных  злых  шуток   приятеля? Победителем-то  в  этой  «борьбе» был он.
Есть и  другие  источники, в  которых  основной  причиной  указывают то, что  Лермонтов  ухаживал  за  одной  из  сестер  Мартынова, но  ни к  чему  серьезному  это ухаживание  не привело.

0

11

Версия  вторая

Лермонтов спровоцировал  дуэль с Мартыновым, так как попал в неприглядную историю, порочащую его честь и достоинство дворянина. Он полюбил мартыновскую сестру и сделал ей предложение, от которого мартыновские родители пришли в шок (вспомните отношение поэта с Николаем I). Прямой отказ мог повлечь за собой скандал. Тогда хитроумный глава семьи попросил Лермонтова, отправляющегося на Кавказ, захватить с собой посылку для Мартынова, воевавшего там в то время. А в посылке той, запечатанной сургучом с оттиском  уникального фамильного мартыновского перстня, был дневник возлюбленной поэта, в котором  она излагала свое к нему отношение. Лермонтов знал о содержании посылки. Не знал он только того, что хитроумный родитель вложил в дневник сотенную купюру. Расчет был на то, что Лермонтов не выдержит и вскроет посылку, чтобы заглянуть в дневник. Так оно и случилось. Мартынову поэт сказал, что посылку у него украли вместе с другими личными вещами в Тамани. Но при этом он отдал другу сто рублей, о которых, не читая дневника, узнать не мог. Тем самым Лермонтов изобличил себя в неблагородном поступке.
После этого он хочет умереть,  ищет ссоры с Мартыновым и наступает трагическая развязка.
Вполне  вероятно, что  Лермонтов  и  полюбопытствовал  заглянуть  в  дневник, но то, что  вещи. Действительно  были  украдены  у  Лермонтова, есть  документальное  подтверждение.  Стал бы  Лермонтов  искать  смерти  из-за  этого эпизода?  Мартынов  никогда не упрекал его  в  бесчестии,  а если бы  и  захотел этого,  развязка  произошла  значительно раньше.
Очень  многие   исследователи  творчества  Лермонтова,  подчеркивают, что с  определенного  момента,  он  стал  все более  и  более  похожим  на своего же  героя – Печорина. Если  вспомнить, на что  тот был способен,  вряд ли  сам Лермонтов, стал бы  искать смерти из-за  истории  с посылкой, считая  это бесчестием.
Значит и  эта  версия,  вряд ли  подходит  под основную.

0

12

Версия  третья

Дуэль Лермонтова с недалеким и обидчивым Мартыновым спровоцировали царские подхалимы, пытавшиеся таким образом заткнуть рот свободолюбивому поэту (официальная версия советского периода).
В кустах рядом с местом дуэли сидел снайпер-казак, который и прикончил Лермонтова. 15 июля в 19 часов у подножия горы Машук состоялась дуэль. По словам секунданта Васильчикова, Лермонтов был неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. "За мгновенье перед выстрелом я в последний раз взглянул на Лермонтова и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом направленного на него пистолета, — вспоминал Васильчиков. — Мы подбежали к упавшему. В правом боку его дымилась рана, в левом сочилась кровь. Пуля пробила сердце и легкие".
Теперь посмотрим на поединок глазами патологоанатома, кандидата медицинских наук, эксперта-криминалиста Георгия Желебенко:
"Итак, пуля навылет пробила грудную клетку Лермонтова. Присмотритесь к картине, открывшейся князю Васильчикову, наклонившемуся над сраженным поэтом. Любому криминалисту известно, что входное пулевое отверстие является небольшим, с правильной формы краями, тогда как выходное — многократно больше и с рваными краями. В случае с Лермонтовым из входного отверстия в левом боку кровь только сочится, тогда как рана в правом боку даже дымится. Причина этого указана выше: эта рана многократно больше, чем рваная, открытая рана. Откуда следует, что выстрел был произведен не со стороны Мартынова, а слева от поэта, с края поляны, "окруженной диким кустарником".
Оказывается, согласно произведенному много позже вскрытию, входное отверстие от пули в теле поэта было ниже, чем отверстие выходное! Сантиметра на два или около того. Рост Лермонтова 170 см, диаметр грудной клетки - 35 см, а разница входного и выходного пулевых отверстий равна 2 см. Таким образом, можно легко установить, что точка выстрела отстояла от цели на расстоянии около 20 метров.

0

13

Lilitochka написал(а):

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник

Как мне всегда нравились эти строки.
Это говорит не однозначном, глубокомыслящем человеке.
А "Маскарад"-это произведение "...не мальчика, мужа..."
А "Смерть поэта", господи, какой слог.
Ясно, конкретно, все разложено по полочкам.
И это в юном возрасте. Мое восхищение. http://s39.radikal.ru/i086/1007/34/6a401b60cdc5.gif

0

14

Вот еще один не менее любопытный момент. Выстрел произведен не из дуэльного пистолета, а из длинноствольного ружья. В случае дуэли Пушкина убойной силы пули из дуэльного пистолета, выпущенной Дантесом с такого же расстояния, хватило лишь на то, чтобы пробить брюшную полость Александра Сергеевича и застрять в ней! Причем Пушкин "мягко осел на землю". На большее энергии заряда не хватило. В нашем же случае картина оказалась совершенно иной. Вот и князь Васильчиков поразился: "Лермонтов упал, будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди при ранениях".
Секундант Васильчиков говорит нам сущую правду: чтобы Лермонтова "скосило на месте", пуля должна обладать убойной силой, которой пули из дуэльных пистолетов не имели. Между поверхностью свинцовой пули, представлявшей собой отлитый из свинца неполированный шарик, и стенкой канала ствола имелись неизбежные зазоры. Как следствие, скорость ее полета невелика, и она при ударе о тело способна в лучшем случае пробить кожу перед тем, как окончательно остановиться. Специалисты-баллистики говорят, что даже современная пуля от пистолета Макарова полностью гасит свою скорость в слое воды толщиной 6-9 милли¬метров. А ведь на пути свинцовой пули дуэльного пистолета оказался слой многократно толще, чем один сантиметр. Не говоря уже о скорости полета. Единственным орудием "стрелка-одиночки", навылет прострелившего Лермонтова, в те далекие времена могло оказаться лишь длинноствольное ружье".
На месте поединка не оказалось ни врача, ни экипажа. Убитый несколько часов пролежал под проливным дождем. Остальные участники дуэли в панике бросились бежать. Столь странное бегство они объяснили грозой. Но и это не последняя странность дуэли у подножья горы Машук. История русской литературы твердит, что "на следующий день прощаться с телом поэта вышел весь Пятигорск". По другим музейным документам, "брошенное тело поэта пролежало на поляне без присмотра сутки и затем было подобрано и вывезено в окрестности для захоронения молодым горцем". Этот таинственный горец якобы указал могилу Лермонтова лишь спустя сорок лет.

0

15

Николай I, от всей души ненавидевший Лермонтова, приказал судебному отделению штаба Отдельного Кавказского корпуса "окончить дело немедленно и представить в Петербург на высочайшую конфирмацию". После окончания следственных процедур последовало царское резюме: "Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить". Чтобы не доверять истории, нужны более веские основания. Красноречивый комментарий эксперта не вписывается в общепринятую картину дуэли, но это взгляд криминалиста, а не историка.
Не исключено, что история по-иному ответит на вопрос, с которого начинался протокол пятигорских следователей. Возможно, в Михаила Лермонтова действительно стрелял не отставной майор Мартынов, а неизвестный участник этой дуэли.

В начале 1955 года появилась публикация белорусских исследователей, в которой прямая ответственность за смерть поэта возлагалась на Николая 1 Для царя это было не ново. Его и раньше обвиняли в том, что он сослал Лермонтова на Кавказ, под пули горцев, и в том, что он препятствовал его возвращению в Петербург и даже лечению в Пятигорске. Все это уже было, но в данной публикации царя обвиняли как непосредственного организатора заказного убийства. Исполнителем же якобы оказался какой-то анонимный казак, спрятанный в кустах и стрелявший в Лермонтова из ружья. Пуля пробила его снизу вверх и буквально разорвала тело несчастного поэта. Если Дантеса спасла от смерти пуговица или ладанка, то Лермонтова могла бы спасти только танковая броня. Следовательно, оружием убийства не мог быть дуэльный пистолет. Во- вторых, Мартынов до самой своей смерти и даже на исповеди клялся, что не убивал Лермонтова. Но если не он и не из пистолета, то кто же? И вот появилась версия о заказном политическом убийстве, умело замаскированном под дуэль.
Когда Ираклий Андроников прочел эту статью и ряд других с таким же контекстом, он пришел в бешенство. Для него - литературоведа, историка, аристократа, знатока николаевской эпохи, дышавшего ее воздухом, было совершенно очевидно, что русский император – первый дворянин великой державы, да и всей Европы, никогда в жизни не унизил бы себя организацией убийства какого-то поручика, неврастеника и скандалиста. Раскрытие такого заговора оказалось бы губительным для репутации его и всех его потомков.

0

16

Николай I, как никто из Романовых ни до, ни после него, был особенно щепетилен в вопросах дворянской чести. Император-джентльмен, рыцарь без страха и упрека, отец отечества, спавший на простой солдатской койке,- вот образ, имидж, который он себе создавал после восшествия на престол и кровавых событий 14 декабря. А его милости семье погибшего Пушкина! Общество ждало от него этих действий, и он не мог обмануть ожидания общества. И теперь, одним неосторожным поступком превратиться из безупречного монарха в заурядного уголовника? Нет, это было невозможно.
Особенно бесило Андроникова то, что эти провинциальные литературоведы перенесли в высший свет прошлого века ухватки и приемы века нынешнего. И Андроников решил встать на защиту поруганной чести Императора. Он задумал воспроизвести сцену убийства Лермонтова с максимальной достоверностью или, проще говоря, провести следственный эксперимент 115 лет спустя. Прежде всего, оружие. Кто сказал, что стрелялись из дуэльных пистолетов? Откуда в полувоенном Пятигорске дуэльные пистолеты Лепажа? Тем более, когда дуэли категорически запрещены? Детальное ознакомление с протоколами дуэли показало, что оружием были штатные седельные кавалерийские пистолеты.
И тут Андроников обратился к хранителю отдела оружия ленинградского Эрмитажа - Леониду Ильичу Тарасюку. В распоряжении Тарасюка находился весь арсенал Эрмитажа, размещающийся в полукруглой башне Зимнего дворца рядом с Зимней канавкой. Уже не один год он занимался разбором и атрибуцией груды оружия, накопившейся за два с половиной столетия, где наряду с драгоценными миланскими доспехами, дамасскими саблями, испанскими аркебузами находились и все образцы русского холодного оружия, от времен Ивана Грозного до последнего царя.

0

17

К просьбе Андроникова - отыскать аутентичные пистолеты и использовать их в следственном эксперименте - Тарасюк отнесся с энтузиазмом. Через какое- то время несколько пистолетов были найдены. По сравнению с этими «гаубицами» лепажевские дуэльные выглядели как детские игрушки. Тарасюк дал мне их подержать и сказал: «Они должны стрелять на дуэли». Для того, чтобы музейный пистолет выстрелил, он должен иметь исправный механизм и боевой заряд, состоящий из пули и пороха. Еще было бы хорошо, чтобы в момент выстрела не разорвало бы дуло. «Наверняка металл подвергся коррозии за сто лет, и дуло разнесет вдребезги при первом же выстреле», - предположил я. «В те времена и слова-то такого не было - коррозия, - возразил Тарасюк. Разве мы не пробовали фехтовать рапирами эпохи Людовика XVI ? И что? Где ты видел хотя бы царапину на них?» Это было правдой. В отличие от современных, которые нещадно ломались на тренировках, старинные толедские, золингеновские и демидовские оставались целыми, и невредимыми. Только искры летели, как и столетия назад.
Решив, таким образом, проблему коррозии, Тарасюк приступил к восстановлению механизмов. По-моему, он приспособил для этого токарный станок Нартова, сделанный для Петра Первого, но от прямого ответа он уклонился, заметив, что действительно использовал некоторые подручные средства, имеющиеся в Эрмитаже.
Андроников договорился с генералом паталогоанатомом профессором П. О том, что эксперимент буден проведен в морге Военно-медицинской академии, как только там окажется бесхозный труп. Это сейчас бесхозных трупов сколько угодно, а тогда это был большой дефицит. «Весь мир - анатомический театр, все трупы- актеры, - мрачно пошутил генерал П. Надо ждать случая». И мы стали ждать. Через несколько недель Андроникову позвонили в Москву из Академии и попросили срочно приехать. Он приехал. Экспертиза была назначена на поздний вечер.

0

18

В морге был сооружен бруствер из мешков с песком, за ним находился стол экспертной комиссии. В нее входили генерал П., Тарасюк, Андроников и судебный эксперт по баллистике Л. « Поручик Лермонтов» был установлен вполоборота к «Мартынову». На нем были помечены входное и выходное отверстия пули согласно медицинскому протоколу о дуэли. Судэкперт провел директрису, и на расстоянии 10 от шагов от «поручика» на стойке был укреплен пистолет, через ствол которого и проходила директриса. Положение пистолета оказалось удивительно низким, где – то на уровне бедра стреляющего человека, а дуло оказалось задранным вверх. Затем комиссия села за стол, а Леонид в бронежилете и каске встал у стойки. Он потянул за бечевку, привязанную к курку. Раздался выстрел. «Поручик Лермонтов» был отброшен назад - в боку его зияла кошмарная рана, из которой сочился формалин. «Его Величество Император Николай Павлович в смерти поручика Лермонтова не повинен. Лермонтов скончался от пистолетного выстрела Мартынова, а  не от пули подосланного убийцы.
Он убил Лермонтова по роковой неосторожности. Вместо того чтобы поднять пистолет вверх, он только задрал дуло, держа пистолет у бедра, и выстрелил. Этот идиот не сообразил, что на таком расстоянии он все равно попадет. И попал! Несчастный фанфарон и тупица, но не убийца!

0

19

А теперь откроем другой источник. Пару лет назад была опубликована летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. В ней, в частности, указывается решение военно-судного дела о Мартынове, Глебове и Васильчикове, оглашенное 3 января 1842 года: "Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны".
Известно, что вскоре после церковного покаяния Мартынов переселился в Москву, каждый год в роковой день (15 июля) он уезжал в подмосковный монастырь и служил там панихиду об убиенном рабе божьем Михаиле. Секундант поэта Глебов вскоре после дуэли погиб на Кавказе. А Васильчиков утверждал, что причины поединка кроются в беспокойном характере поэта. Позже не раз литературоведы говорили и о неблаговидной роли Васильчикова, задетого шутками и эпиграммами поэта...
В публикации Чекалина речь идет и о неизвестном письме отца Васильчикова к своему сыну в Пятигорск, в котором говорится: "Я очень хотел бы помочь тебе и даже пытался говорить о Лермонтове с государем, но это принесло мне только огорчение. Государь обиделся, что я напомнил ему об этом человеке. Он не хотел слышать о нем. "Лермонтов не вернется в Петербург с Кавказа", - сказал мне государь и прекратил дальнейший разговор. Я беседовал с графом... Он советует вам самим в Пятигорске обуздать Лермонтова, на водах много горячих голов, которые сумеют выпроводить его из Пятигорска. О последствиях беспокоиться не следует".

0

20

Версия  четвертая

Ради объективности не следует исключать еще одной версии, а именно масонского заговора. О том, что таковой существовал, ходило очень много слухов. Несмотря на то, что масонство в России пресекалось еще со времен Екатерины II, тайные общества еще долго существовали в светских кругах.
Однако доказать причастность масонов к смерти Лермонтова невозможно, поскольку никаких улик на этот счет не существует. На то оно и тайное общество, чтобы не оставлять никаких следов.
И все-таки все предыдущие версии недостаточно убедительны. Настоящая картина ссоры и дуэли выглядит скорей банально. Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль, подстрекаемый Васильчиковым. Последнего подозревали в том, что он был главным зачинщиком дуэли, а впоследствии сделал все, чтобы ее обстоятельства были утаены. Есть сведения, что Васильчиков сотрудничал с Охранным отделением.
Удивляет выбор места дуэли, явно непригодного для поединка. По жребию Мартынову досталась более выгодная позиция, он стоял ниже Лермонтова. По сигналу они стали сходиться. Лермонтов, имея право первого выстрела, мог запросто подстрелить противника — расстояние было таким маленьким, что для боевого офицера это не составило бы труда. Но он, подойдя к барьеру, выстрелил в воздух. Лермонтов, по-видимому, ожидал от Мартынова того же. Самоуверенность (или благородство?) оказалась роковой для великого русского поэта.
И все же… Много лет спустя Мартынов, упорно хранивший молчание, вдруг решил рассказать правду об этой злосчастной дуэли. Но не успел этого сделать, поскольку скоропостижно скончался при весьма загадочных обстоятельствах…

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Литература » Дуэли Лермонтова


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC