Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Женские судьбы » Матильда Кшесинская


Матильда Кшесинская

Сообщений 1 страница 20 из 28

1

http://f7.ifotki.info/org/5d57d541f8da674200186d0f46d876aa6da55c78980877.jpg

Маля, как все называли Матильду, появилась на свет 19 августа (1 сентября) 1872 года, в Лигово, близ Петербурга, в многодетной польской семье небогатых дворян Кшесинских, у которых от дворянских корней, только и было, что случайно сохранившийся перстень с родовым гербом графов Красинских, к роду которых они принадлежали. Это была талантливейшая, артистическая семья,  почти все ее члены были причастны к искусству танца. И младшей дочке Мале с раннего детства хорошо были знакомы театральные подмостки, запах кулис. С трехлетнего возраста, строгий педагог – отец, обучал ее основам балетного танца, определившим всю ее дальнейшую жизнь.

Отец - Феликс  Кшесинский

http://f7.ifotki.info/org/8b3875bdc904eaeed634617dc1fa1a686da55c78980971.jpg

Отец, замечательный, характерный танцовщик Феликс Кшесинский, прекрасно танцевал мазурку и окончательно перебрался в 1853 году из Варшавы в С.- Петербург, по приглашению Николая I, очень полюбившего этот танец – неизвестный тогда в России. Неустанно  трудившийся на балетной сцене, Кшесинский обеспечивал достаток своей большой семье. В которой, кроме общих детей Кшесинских, были дети от первого брака их матери - Юлии Деминской, также танцевавшей несколько лет в балете. Сестра Юлия, брат Йозеф, а затем и сама Маля, поступившая в 1880 году, учились в Императорском Театральном училище. Им было нетрудно постигать балетное искусство, с которым познакомились в раннем возрасте. И с легкостью, стоя у балетного станка, выполняли все обязательные балетные упражнения, наращивая технику и вкладывая в каждое па свою душу. Благодаря родителям, они не жили в интернате вместе со всеми воспитанниками, приезжали в училище только на занятия, проводя все остальное время в семье, не лишаясь родных стен.

Мать - Юлия Долинская

http://f7.ifotki.info/org/6745a8bcf76f324923bfa19b66341a0e6da55c78981032.jpg

Одаренность младшей девочки проявилась с самых ранних лет, и уже спустя год после поступления в училище, она танцевала на пуантах в балете «Дон Кихот» Л.Минкуса «Танец марионеток».
Неизгладимым впечатлением и примером для подражания явилось знакомство в 1886 году с выдающейся итальянской балериной Вирджинией Цукки, танцевавшей по контракту (1885-1888) в С.-Петербурге. Восхищаясь ею, Маля говорила: «Я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной…Цукки была моим гением танца, вдохновившим и направившим меня на верный путь». Но она также всегда любила и ценила своих педагогов Л.Иванова, Е.Вазем, Х.Иогансона, Э.Чекетти, у которых обучалась мастерству, не только будучи ученицей, но служа на сцене Мариинского театра.

Малечка 1880 год

http://f7.ifotki.info/org/1e09aca01faa2749038ad19a29d613bd6da55c78981060.jpg

Теги: История,Балет,Матильда  Кшесинская,Николай II, женские судьбы

0

2

После окончания училища Малю зачислили в балетную труппу Императорских театров постоянной танцовщицей-корифейкой, и  она обязана была принимать участие во всех красносельских спектаклях. Ее непреодолимо влекло в Красное Село, зная, что наследник будет там, в лагерях Гусарского полка, а, значит, будет присутствовать на всех спектаклях. И ей действительно выпала удача видеть его, говорить с ним, но не наедине, наследник был в обществе Великих князей. В эти дни будущий Император написал в своем дневнике: «Кшесинская… мне положительно очень нравится…. Разговаривал с маленькой Кшесинской…. Простился…».

Николай  Александрович  Романов

http://f7.ifotki.info/org/9818c38100b79952e9c91f1429a909f66da55c78981290.jpg

Они познакомились 23 марта 1890 года на выпускном экзамене Императорского театрального училища, где она, Матильда-Мария Кшесинская - одна из лучших учениц. Невозможно было не заметить очаровательную маленькую балерину, с веселыми ямочками на щеках, виртуозно исполняющую свой экзаменационный танец на музыку итальянской песенки «Stella confidenta» в па-де-де из балета П.Гертеля «Тщетная предосторожность». Ею восхитилась вся Императорская семья, присутствующая на выпускном спектакле. После вручения похвального листа за отличные успехи, сам Император Александр Третий поздравил ее и пожелал: «Будьте украшением и славою нашего балета!» Этому пожеланию, она стремилась соответствовать всю свою творческую жизнь.
За торжественным ужином, устраиваемым в честь выпускниц училища, ей предложили место рядом с наследником престола - Цесаревичем Николаем. Для нее это было невероятным потрясением! Она увидела «совершенно молодого» человека, который смотрел на нее «такими добрыми голубыми глазами», что не смогла противиться тому чувству, которое зарождалось в ее сердце. После легкой, непринужденной беседы с наследником, пришло время прощания, и она вдруг поняла, что и «в его душу…вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета». Счастливая и взволнованная Матильда вернулась домой. Волшебный, сказочно проведенный вечер, пробудил в ней нестерпимое желание встретиться с молодым наследником вновь и вновь. Но она реально представляла себе, что такое чудо может и не повториться… 
Их трогательная, юная любовь начиналась с минутных, случайных встреч, на расстоянии, где на мгновение устремленный взгляд, промелькнувшая улыбка, вызывали в ее сердце трепетное, радостное волнение. И, наконец, произошла та, давно ожидаемая встреча в 1892 году, когда они могли долго и свободно говорить, наслаждаясь, присутствием друг друга. Его записка не заставила себя ждать: «…до сих пор хожу как в чаду. Постараюсь возможно скорее приехать. Ники».

0

3

По преданию, прадед Мали еще в молодости потерял состояние, графский титул и благородную фамилию Красинский: бежав во Францию от убийц, нанятых злодеем-дядей, мечтавшим завладеть титулом и богатством, утратив бумаги, удостоверявшие его имя, бывший граф пошел в актеры - и стал впоследствии одной из звезд польской оперы. Он дожил до ста шести лет и скончался, угорев из-за неправильно протопленной печки. Отец Мали, Феликс Янович, заслуженный танцовщик Императорского балета и лучший в Петербурге исполнитель мазурки, не дотянул и до восьмидесяти пяти. Маля пошла в деда - она тоже оказалась долгожительницей, и ей, как и деду, тоже было не занимать жизненной силы, воли и хватки. Вскоре после выпускного бала в дневнике юной балерины императорской сцены появилась запись: "А все-таки он будет моим!"
Эти слова, имевшие прямое отношение к наследнику российского престола, оказались пророческими...
Перед нами 18-летняя девушка и 20-летний молодой человек Она жива, бойка, кокетлива, он прекрасно воспитан, деликатен и мил: огромные голубые глаза, очаровательная улыбка и уму непостижимая смесь мягкотелости и упрямства. Цесаревич необычайно обаятелен, но заставить его сделать то, чего он не хочет, невозможно. Маля выступает в Красносельском театре - рядом разбиты летние лагеря, и зал заполняют офицеры гвардейских полков. После спектакля она кокетничает с толпящимися перед ее гримерной гвардейцами, и в один прекрасный день среди них оказывается цесаревич: он проходит службу в лейб-гусарском полку, на нем ловко сидят красный доломан и расшитый золотом ментик. Маля стреляет глазками, шутит со всеми, но адресовано это только ему.

Что цесаревич думал и чувствовал, осталось неизвестным: он никогда не откровенничал с друзьями и многочисленными родственниками и не доверялся даже своему дневнику. Николай начал бывать у Кшесинской дома, потом купил ей особнячок, перезнакомил со своими братьями и дядьями - и к Мале зачастила развеселая компания великих князей. Скоро Маля стала душой романовского кружка - друзья говорили, что в ее жилах течет шампанское. Самым унылым из ее гостей был наследник (его бывшие сослуживцы рассказывали, что во время полковых праздников Ники умудрялся, всю ночь просидев во главе стола, не произнести ни слова).

Пройдут десятилетия, его дневники издадут, и Матильда Феликсовна станет вчитываться в них с лупой в руках: "Сегодня был у малютки Кшесинской... Малютка Кшесинская очень мила... Малютка Кшесинская положительно меня занимает... Попрощались - стоял у театра терзаемый воспоминаниями".

0

4

Цветы, драгоценности, шикарный особняк в С.-Петербурге, на Английском проспекте, она получила в подарок от Ники. Но ей нужен был только он, его любовь, его присутствие. Неминуемая весть об их близких отношениях достигла семьи Мали, и встревоженный отец спросил дочь, понимает ли она, что никогда не сможет выйти за наследника замуж. «Я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю», - не задумываясь, отвечала Маля.
Все ее существо переполнялось не только чувствами радости и гордости, что именно она стала возлюбленной Ники, но и глубоким к нему уважением, как к человеку, который был по ее определению: «Очень образован, великолепно владел языками и обладал исключительной памятью. Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко…. Он был добрый и простой в общении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одна из поразительных черт его характера было умение владеть собою»…
Но так счастливо закруживший ее танец первой любви был неизбежно обречен на скорый финал. Болезнь и смерть Александра III 20 октября 1894 года поторопили события, больно отозвавшиеся в сердце Мали. После похорон вступил на престол новый Император Николай II. Его невеста принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская, приняла Православную веру, и пошла под венец как Великая княжна Александра Федоровна. Всенародную скорбь по ушедшему из жизни Александру III, затмило в душе Мали безмерное чувство горечи  и страдания от вынужденного расставания с «бесценным» Ники. И только оставшаяся его фотография с надписью: «Моей дорогой пани», да строки последнего письма немного согревали: «Что бы со мною в жизни не случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».
С цесаревичем она была всего год, зато помогал он ей всю жизнь - со временем Николай превратился в прекрасное, идеальное воспоминание. Маля выбегала на дорогу, по которой должна была проехать императорская карета, приходила в умиление и восторг, заметив его в театральной ложе. Однако все это было впереди; пока же он строил ей глазки за кулисами Красносельского театра, и она во что бы то ни стало хотела сделать его своим любовником.

Их связь была обречена с самого начала: цесаревич никогда бы не оскорбил жену связью на стороне. На прощание они встретились за городом. Маля долго готовилась к разговору, но так и не сумела сказать ничего важного. Она лишь попросила разрешения по-прежнему быть с ним на "ты", называть "Ники" и при случае обращаться за помощью. Этим драгоценным правом Матильда Феликсовна пользовалась редко, к тому же вначале ей было не до особых привилегий: потеряв своего первого любовника, Маля впала в тяжелейшую депрессию.
...Цесаревич венчался со своей Алисой, и по московским улицам ехали кавалергарды и конные гвардейцы в золотых и серебряных латах, красные гусары, голубые драгуны и гренадеры в высоких меховых шапках, шли одетые в золоченые ливреи скороходы, катились придворные кареты. Когда на голову молодой надели венец, Кремль вспыхнул тысячами электрических лампочек. Маля не видела ничего: ей казалось, что счастье ушло навсегда и жить больше не стоит.
Душевные переживания Матильды вспыхнули еще с большей силой, когда она узнала, что в парадном спектакле во время торжеств, посвященных коронации Николая II (1896 год) в Москве, будет поставлен балет на музыку Р.Дриго «Жемчужина», куда ее не пригласили. Причиной были - разрыв с Николаем II и ожидаемое присутствие в театре новой Императрицы. Но желание танцевать перед Императором было так велико, что оскорбленная Матильда обратилась к Великим князьям за помощью. Высочайшее соизволение было дано. И специально для нее Р.Дриго написал музыку, к поставленному вновь па-де-де «желтой жемчужины». А вдохновенный, пленительный танец Матильды незамедлил украсить весь спектакль. Справедливость восторжествовала и она «увидела, что после своей женитьбы и двух лет разлуки Ники исполнил мое желание и защитил меня».

0

5

А все между тем только начиналось: рядом с ней уже находился человек, который будет опекать ее двадцать лет. Расставшись с Кшесинской, Николай просил своего кузена, великого князя Сергея Михайловича, присмотреть за Малей (недоброжелатели говорили, что он попросту передал ее брату), и тот немедленно согласился: знаток и большой ценитель балета, он давно был влюблен в Кшесинскую.
. Отдалившись от своей театральной среды, волею судьбы попав в общество самой высокой придворной знати, она не осталась в одиночестве. Незаурядность натуры, мягкая изысканность манер, талант балерины, непередаваемое женское обаяние вызывали огромную симпатию к ней в среде Великих князей, родственников Императора. Безнадежно влюбленный и преданный Великий князь Сергей Михайлович, жаждал видеть ее своей женой. Он становится ее первым утешителем в безысходной тоске от разлуки с Ники, и посредником между Матильдой и Императором при всех ее затруднительных положениях, в которых Император всегда принимал участие, не оставляя их без внимания и выполняя все желания своей бывшей возлюбленной. Великий князь Сергей Михайлович дарит Матильде оборудованную электростанцией дачу в Стрельне, и постепенно все его состояние переходит к ней.

Великий  Князь Сергей Александрович Романов

http://f7.ifotki.info/org/635813c60eb6d5b87726ba106c4c48e26da55c78981506.jpg

О том, что ему суждено стать ее оруженосцем и тенью, что из-за нее он так и не обзаведется семьей и будет рад отдать ей все (в том числе и свое имя), а она предпочтет ему другого, бедный Сергей Михайлович не подозревал.
Маля тем временем входила во вкус светской жизни и быстро делала карьеру в балете: бывшая подруга императора, а ныне любовница его брата, она конечно же стала солисткой и выбирала только те роли, которые ей нравились. "Дело о фижмах", когда из-за спора о неприглянувшемся Мале костюме подал в отставку директор императорских театров, всемогущий князь Волконский, еще больше укрепило ее авторитет. Рецензии, в которых шла речь о ее отточенной технике, артистизме и редком сценическом обаянии, Маля заботливо вырезала и наклеивала в специальный альбом - он станет ее утешением во время эмиграции.
Бенефис полагался тем, кто прослужил в театре не меньше двадцати лет, у Мали же он состоялся на десятом году службы - сцена была завалена охапками цветов, публика несла ее до кареты на руках. Министерство двора подарило ей чудесного платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке - Маля просила передать Ники, что обычный бриллиантовый перстень ее очень расстроит.

0

6

После первого бенефиса, устроенного в честь 10-летней службы в Императорских театрах, у себя на званном обеде, Матильда впервые увидела  22-х летнего красавца-офицера, который был на 6 лет моложе ее. Это был он - Великий князь Андрей Владимирович. И случайно пролитый им бокал вина на платье Матильды, показался ей каким-то чудесным знаком, предвещающим счастье и любовь…
Есть женщины, к которым неприменимо слово "грех": мужчины прощают им все. Они ухитряются сохранить достоинство, репутацию и флер непорочности в самых невероятных ситуациях, улыбаясь переступают через общественное мнение, - и Маля Кшесинская была из их числа.  Ей было позволено все: питать платоническую любовь к императору Николаю, жить с его кузеном, великим князем Сергеем Михайловичем, и, по слухам (скорее всего они были верны), состоять в любовной связи с другим великим князем - Владимиром Александровичем, годившимся ей в отцы.

Все ее мужчины были при деле: Сергей Михайлович оплачивал Малины счета и отстаивал ее интересы перед балетным начальством, Владимир Александрович обеспечивал ей прочное положение в обществе, Андрей же сообщал, когда на прогулку из своей летней резиденции выезжал император - Маля тотчас приказывала закладывать лошадей, подъезжала к дороге, и обожаемый Ники почтительно отдавал ей честь...

Вскоре она забеременела. Другой Великий князь – двоюродный брат Императора Андрей Владимирович становится ее избранником, любимым человеком и отцом ее ребенка. Но много лет они не могли оформить свои отношения из-за полного неприятия Матильды Великой княгиней Марией Павловной – его матерью.

Великий  князь Андрей  Владимирович  Романов

http://f7.ifotki.info/org/8b1045b59286601905658f72bca04d6b6da55c78981834.jpg

Роды прошли успешно, и четверо Малиных мужчин проявили трогательную заботу о маленьком Володе: Ники даровал ему титул потомственного дворянина, Сергей Михайлович предложил усыновить мальчика. Чувствовал себя счастливым и шестидесятилетний Владимир Александрович - ребенок был похож на великого князя как две капли воды. Очень переживала лишь супруга Владимира Александровича: ее Андрей, чистый мальчик, совсем потерял голову из-за этой распутницы. Но свое горе Мария Павловна несла так, как и подобает даме королевской крови: оба мужчины (и муж, и сын) не услышали от нее ни единого упрека.

0

7

Тем временем Маля с Андреем отправились за границу: великий князь подарил ей виллу на Кап'д'Ай (несколько лет назад она получила от Сергея Михайловича дом в Париже). Главный инспектор артиллерии заботился о ее карьере, нянчил Володю и все больше отходил на второй план: Маля по уши влюбилась в своего молодого друга; она перенесла на Андрея те чувства, которые некогда испытывала к его отцу. Владимир Александрович умер в 1909 году. Маля и Андрей горевали вместе (Марию Павловну передергивало, когда она видела негодяйку в идеально сшитом, красившем ее траурном платье). К 1914 году Кшесинская была невенчанной женой Андрея: он появлялся с ней в свете, она сопровождала его в заграничные санатории (великий князь страдал слабыми легкими). Но и о Сергее Михайловиче Матильда Феликсовна не забывала - за несколько лет до войны князь приударил было за одной из великих княгинь, и тогда Маля вежливо, но настойчиво попросила его прекратить безобразие - во-первых, он ее компрометирует, во-вторых, ей неприятно на это смотреть. Сергей Михайлович так никогда и не женился: воспитывал маленького Володю и не жаловался на судьбу. Несколько лет назад Маля отлучила его от опочивальни, но он все еще продолжал на что-то надеяться.
Он безропотно принимает участие в воспитании ее сына Владимира, дает ему свое отчество, зная, что не он его отец. Спустя годы она писала: «Великого князя Сергея Михайловича я бесконечно уважала… и была ему благодарна за все,… но того чувства любви, которое я испытывала к Андрею, я к нему никогда не питала».

Маля, Андрей Владимирович и  их сын - Владимир

http://f7.ifotki.info/org/da56cf229a3926350aec47bc553801346da55c78982077.jpg

  На гастроли в Москву Кшесинская ездила в отдельном вагоне, ее драгоценности стоили около двух миллионов рублей.

0

8

Начав свою балетную карьеру под пристальным оком Царской семьи, она обладала  всеми качествами для достижения успеха на театральной сцене - ум, воля, целеустремленность, огромная работоспособность, жесткие требования к себе. Матильда уже в первом сезоне отлично исполнила сольные партии в балете П.Чайковского «Спящая красавица» (фея Кандид и Красная шапочка). Но в 1893 году блистательно исполненная партия Авроры в «Спящей красавице» П.Чайковского, в постановке М.Петипа, подняло Матильду на высшую ступень балетного мастерства. К моменту возведения ее в ранг балерины (1896 год), несравненная грация, точность движений, мимика и какое-то неуловимое притяжение отличали ее от других танцовщиц. Ее выступления в Варшаве, Монте-Карло имели грандиозный успех, о ней писали: « Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью».

http://f7.ifotki.info/org/e88ddf9842159a9b0a557c6ffcd37af36da55c78982205.jpg

«Эпоха Петипа» подняла классический балет на недосягаемую высоту. Француз, Мариус Петипа с 1869 года являлся главным балетмейстером Императорских театров. Сотрудничал с прекрасными русскими композиторами П.Чайковским и А.Глазуновым, обогащал и совершенствовал классику танца, который достиг при нем исключительную выразительность. Но ведущие партии в премьерах поручались приглашенным итальянским танцовщицам. Считалось, что только они имели превосходную пуантную (танец на пальцах) технику, артистизм, элементы акробатики. Появление в 1893 году замечательной итальянской балерины Пьерины Леньяни с ее непревзойденными 32 фуэте (характерное маховое движение одной ноги при осуществлении полного оборота другой), изумительной виртуозностью, вызывали восторг и обожание у петербуржской публики. Леньяни сразу завоевала лидирующее положение в труппе. И Кшесинская, стремившаяся стать первой балериной, профессионально совершенствуясь, упорно добиваясь вершин мастерства, вынуждена была учиться у заезжей гастролерши. Лучшие партии Матильде предлагали только в так называемых возобновленных спектаклях, во всех премьерных - блистала П.Леньяни. Но такая близкая ей роль Эсмеральды в возобновленном одноименном балете Ц.Пуни, М.Петипа (1899 год) по мотивам романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери», была любимейшим и лучшим ее творением. Трагическая повесть о неразделенной любви, о ревности, о предательском убийстве была так убедительно передана Матильдой ослепительным танцем, в тесном его сплетении с музыкой в яркий, выразительный драматический образ. Спустя много лет в 1914 году она танцевала  «Эсмеральду» для Императора, приехавшего в театр, чтобы посмотреть на ее исполнение. В этот вечер партия Эсмеральды ей особенно удалась -  она вложила в нее всю страстность своих  чувств. «Я играла и танцевала со слезами на глазах». И, как всегда, после многих спектаклей, которые посещал Император, она стояла у окна своей гримерной, наблюдая за отъезжающим Ники, ловя его прощальный взгляд.

0

9

Противостояние, возникшее между Кшесинской и Леньяни, прекратилось только в 1900 году, Кшесинской удалось  превзойти итальянку. Она первая из российских балерин выполнила 32 фуэте. В поставленных М. Петипа двух премьерах одноактных балетов на музыку А.Глазунова, где в «Испытаниях Дамиса» в роли Изабеллы танцевала Леньяни, а  во «Временах года» более удачная партия Колоса досталась Кшесинской, она показала всю мощь своего таланта  окончательно сложившейся классической балерины. Но интрига состояла еще и в том, что Леньяни намеренно предложили для танца длинное платье и туфли на каблуках, что помешало ей быть такой же воздушной, как Кшесинская – в легкой золотистой тунике и на пуантах. Контракт с П.Леньяни в дальнейшем не продлили.
Кшесинская в нелегкой борьбе, добилась звания прима-балерины. Дирекция Императорских театров, зная внимание к ней Монарших особ, не мешала безраздельно властвовать на сцене. И всемогущей хозяйке Императорского театра отдавались теперь все понравившиеся ей премьеры и те спектакли, где ведущие партии исполняла Леньяни: «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Конек-горбунок» Ц.Пуни и др., значительно расширившие ее репертуар. Любимые балеты: «Эсмеральда» и «Тщетная предосторожность», Матильда не позволяла передавать другим - они становились ее собственностью.

http://f7.ifotki.info/org/10c4857b9b9ce9cdd0b0a404c28ed7c16da55c78982347.jpg

Яркий талант балерины, необычайный успех у зрителей, общение с Великими князьями, огромное влияние в театре - давало повод завистникам и недоброжелателям умалить ее значение в театре, создать неприятную атмосферу сплетен и интриг. На спектаклях слышались «шиканье, а иногда свистки». Не пожелавшая мириться с этим, Матильда решила оставить сцену, устроив прощальный бенефис 4 февраля 1904 года. В этом же году ей присвоили звание «Заслуженной артистки Императорских театров».

http://f7.ifotki.info/org/2015890b6da95754f873db370cc6619b6da55c78982297.jpg

0

10

В 1905 году директор Императорских театров попросил вернуться Кшесинскую на сцену, зная, как горячо принимает и боготворит ее публика. Она согласилась танцевать без контракта, что давало ей свободу и не отнимало властных позиций в театре.
Но наступали новые времена и М.Фокину, солисту Императорских театров, а затем балетмейстеру-новатору, казались классические постановки уже устаревшими, требующими обновления. В начинающемся ХХ веке, он видел балет, в приближении его к жизни, «не только радовать глаз, но и проникать в душу», придавал большое значение музыкальным и живописным средствам, танец видел в естественности движений,  в отходе от академизма. Начинались «Русские балеты» С. Дягилева в Париже (1909-1910) с выдающимися постановками М.Фокина, где великолепно выступали молодые артисты - А.Павлова, Т.Карсавина, В.Нижинский.
Классическая балерина, Матильда Кшесинская воплощала в своем танце идею балетных постановок М.Петипа, с их парадностью, зрелищностью, танцевальными традициями. Ей трудно было принять новаторские требования М.Фокина: «В его балетах нет вариаций для танцовщиц». Но главная партия (1907 год) в балете «Эвника» Н.Щербачева, где М.Фокин впервые воплотил свои новые идеи, увлекла Матильду. Увидев в Императорском театральном училище в выпускном спектакле Вацлава Нижинского, будущего выдающегося танцора, пришедшая в восторг Кшесинская сказала: «Молодой человек, Вы только что стали моим партнером». Что в действительности и произошло: «Я уже тогда чувствовала, что его будущее будет блестящим», вспоминала она. Свое неучастие в «Русских сезонах» С. Дягилева, Кшесинская объясняла отсутствием  подходящих для нее партий. Но воспользовалась приглашением в «Гранд – Опера», где успешно выступала в классических балетах в 1908-1909 г.г.  В лондонских премьерах С.Дягилева в Ковент-Гардене, особенный успех имело ее выступление в «Лебедином озере». Она еще вернется в Ковент- Гарден, но в 1936 году, в возрасте шестидесяти четырех лет и со свойственным ей блеском  станцует в благотворительном концерте.
Отношение М. Кшесинской к С. Дягилеву и М.Фокину было противоречивым, она видела явный успех их идеологии свободных форм. Понимала, что время классического балета уходит вместе с ней, уступая сцену молодым дарованиям, таким, как А.Павлова, покорившая весь Париж «Умирающим лебедем» Сен-Санса, и понимающая этот новый мир  жестов и чувств.
В 1917 году в Пасхальные дни последний раз выступала Кшесинская в России на сцене  на тех же подмостках, где она начинала свой триумфальный путь, полный тревог, борьбы, завоеваний – путь последней звезды императорского балета. Она блестяще исполнила «Русскую» из «Конька-горбунка», так когда-то нравившуюся Императору и посвященную ему.
Отработав около пятнадцати лет, Маля покинула сцену. Пышно отметила свой уход прощальным бенефисом, а затем вернулась - но не в штат и не заключая контракта... Она танцевала только то, что хотела и когда хотела. К тому времени ее уже называли Матильдой Феликсовной.

0

11

Первая мировая война не причинила вреда ее мужчинам: Сергей Михайлович имел слишком большие чины, чтобы попасть на передовую, а Андрей из-за слабого здоровья служил в штабе Западного фронта. Но после Февральской революции она потеряла все: в ее особняке расположился штаб большевиков - и Матильда Феликсовна ушла из дома в чем была. Часть драгоценностей, которую удалось спасти, она положила в банк, зашив квитанцию в подол любимого платья.

Утром 5 мая 1917 г. у дома № 9 по Большой Зелениной улице, где находилась «камера» мирового судьи 58-го участка, царило необычное оживление. Зал заседаний суда был набит до отказа. Некоторые из пришедших с любопытством интересовались: «Здесь что ли судят ленинцев?». Чтобы избежать возможных инцидентов, были предприняты повышенные меры безопасности. Усиленный наряд вооруженных винтовками милиционеров охранял вход. Всех, желавших присутствовать на заседании, спрашивали о цели их прихода, а от многочисленных представителей петроградской прессы требовали предъявить редакционные удостоверения. Все с нетерпением ожидали 12 часов дня, когда должен был начаться суд. Но, чтобы лучше понять предысторию сенсационного процесса, следует вернуться на два с небольшим месяца назад...

Вечером 27 февраля 1917 г., в решающий день событий Февральской революции, Матильда Кшесинская вместе с сыном Володей, прихватив лишь небольшой чемоданчик с драгоценностями, в страхе покинула свой великолепный особняк, в котором она прожила одиннадцать лет.

Зимний  сад в  особняке Кшесинской

http://f7.ifotki.info/org/df62ee6173e9d0ea0c6a0b88bf216b3f6da55c78982665.jpg

http://f7.ifotki.info/org/6dee3b91245b15511520612627a2cb226da55c78982685.jpg

Опасения знаменитой балерины были вполне обоснованными, еще с осени 1916 г. она получала многочисленные анонимные письма с угрозами в свой адрес. Ни для кого не была секретом ее близость к императорской семье - давний роман с наследником престола Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II) и то, что она фактически была гражданской женой великого князя Андрея Владимировича.

Опустевшее здание вскоре подверглось разгрому многочисленной толпы мародеров, а несколько дней спустя было занято солдатами мастерских запасного автобронедивизиона, которые разместились главным образом в нижнем этаже. . Несколько пудов столового серебра, драгоценные вещицы от Фаберже, даренные поклонниками бриллиантовые безделушки - все разошлось по рукам обосновавшихся в покинутом доме матросов. Исчезли даже ее платья - позже в них щеголяла Александра Коллонтай.

0

12

Теперь вокруг особняка постоянно кипели нешуточные митинговые страсти. Жена известного историка академика С. Ф. Платонова, проживавшая с семьей на Каменноостровском проспекте, записывала в дневник: «Около него постоянно стоит толпа и кто-нибудь ораторствует - больше говорит не сам Ленин..., а кто-нибудь из «ленинцев», происходят ожесточенные споры между «ленинцами» и их противниками, причем несогласных с Лениным иногда арестовывают, а иногда, говорят, оратору ленинцу приходится спешно спасаться во двор или в дом, чтобы не быть побитым». Между тем, его настоящая хозяйка, несколько оправившись от пережитых волнений, решила попытаться вернуться домой. Но выяснилось, что незваные гости совсем не намерены покидать уютный особняк, имевший к тому же весьма выгодное стратегическое положение: рядом находилась Петропавловская крепость, неподалеку в Народном доме после Февральской революции разместились солдаты 1-го пулеметного полка - одной из самых революционных частей гарнизона, - рукой подать было до рабочих окраин Выборгской стороны. С другой стороны, и до центра города - Невского, или как его называли в семнадцатом, «милюковского» проспекта - можно было добраться за четверть часа.

Вначале Матильда Феликсовна сделала попытку уговорить большевистские организации освободить, если не весь особняк, то хотя бы часть комнат второго этажа, чтобы устроить там пансион для сдачи жильцам. Однако серьезного разговора с председателем ПК Львом Михайловым не получилось - большевики откровенно иронизировали над «бедной» Кшесинской, хотя и вели себя в тот раз достаточно вежливо. Проигнорировал просьбы балерины и представитель большевиков в Исполкоме Петроградского Совета Александр Шляпников.

http://f7.ifotki.info/org/15affbd8c353e9d7100a777be5d603016da55c78982545.jpg

http://f7.ifotki.info/org/988745d6cfc6f50bb35258489db7a9d36da55c78982572.jpg

Кшесинская вынуждена была начать хождение по различным властным инстанциям. Она побывала в военной комиссии Временного комитета Государственной Думы, обращалась к командующему Петроградским военным округом генералу Лавру Корнилову. В Общественном Градоначальстве на Гороховой, 2 ей вернули часть ценностей, изъятых ранее из особняка. Пыталась апеллировать Матильда Феликсовна и к авторитету Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В специальном прошении, направленном в Исполком Петросовета и написанном для большей убедительности на красной бумаге, одна из самых богатых до Февральской революции женщин России в очень мягких выражениях настаивала на возврате своего жилища. «Тем более, - писала она, - что у меня ребенок, а мы остались без крова». В ответ высший орган «революционной демократии» принял 26 апреля 1917 г. резолюцию, в которой признавал «захват кем бы то ни было частной собственности недопустимым» и предложил комитету броневого дивизиона «ныне немедленно очистить занимаемое им в доме Кшесинской помещение, предоставив таковое владелице». Однако никакой другой более конкретной помощи от советских деятелей просительница так и не дождалась.

Малоэффективным оказалось и обращение к министру юстиции Керенскому. Александр Федорович был с дамой крайне любезен, обещал «оградить от всяких неприятностей» и даже дал номер своего домашнего телефона, но во время повторного визита вынужден был заявить Кшесинской, что освободить ее дом силой нельзя, «так как это повлечет за собой кровопролитие около него, что еще более осложнит дело».

0

13

Все это вынудило балерину прибегнуть к помощи судебных властей. В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранилось «Личное дело Кшесинской М.». Среди документов особый интерес представляет ее прошение на имя прокурора Петроградской судебной палаты, где она излагает уже известные нам обстоятельства поспешного бегства из особняка и последующих безуспешных попыток добиться возвращения своей недвижимости. В заключение Кшесинская просила:

«1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».

Но прокурор ограничился лишь тем, что запросил управление запасного автоброневизиона о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской в виду ее ходатайства и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района «дознание о расхищенном имуществе». Тогда, по поручению Кшесинской, ее адвокат присяжный поверенный Владимир Савельевич Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве ответчиков на суде истицей были указаны: «1. Петроградский комитет социал-демократической рабочей партии; 2. Центральный комитет той же партии; 3. Центральное бюро профсоюзов; 4. Петроградский районный комитет партии с. - р.; 5. Клуб военных организаций; 6. Кандидат прав В. И. Ульянов (лит. псевдоним - Ленин); 7. Помошник присяжного поверенного С. Я. Багдатьев; 8. Студент Г. О. Агабабов».

К моменту начала судебного разбирательства в общественном мнении произошли заметные изменения. Еще в середине марта бульварные газеты с упоением смаковали «тайны Матильды Кшесинской», а примадонна с трудом могла найти адвоката для защиты своих интересов. Не только рабочие и солдатские организации, но и многие представители либеральной интеллигенции в тот момент считали вполне естественным объявить дом Кшесинской «общественным достоянием». Два месяца спустя «ужасный Ленин и ленинцы» в глазах обывателей выглядели уже гораздо опаснее бывшей «царской фаворитки». Уже упоминавшаяся Надежда Николаевна Платонова вновь записывала в дневник: «Кшесинская начала дело о выселении из принадлежащего ей дома Ленина и Ко. Дело будет скоро разбираться и, вероятно, при этом последует много скандальных разоблачений..., т. к. Кшесинская - «особа специально великокняжеская».

Хотя некоторые газеты и поспешили озаглавить заметки с процесса «Тяжба Кшесинской и Ленина», к большому разочарованию ожидавшей новых сенсаций публики, основные персонажи на заседании не появились. Интересы большевистских организаций на суде представляли литовский социал-демократ помощник присяжного поверенного Мечислав Козловский и один из секретарей ПК Сергей Багдатьев, слывший одним из самых крайних «леваков» даже среди большевиков. В начале судебного заседания мировой судья М. Г. Чистосердов огласил справки, из которых следовало, что Центральное бюро профсоюзов уже выбыло из особняка, ответчику Ленину повестка не вручена «за непроживанием» там, а районный комитет эсеров принять повестку отказался. Поверенный Кшесинской доказывал, что принцип права собственности остается нерушимым, и никто не имеет права самовольно завладевать чужим имуществом. В подтверждение своих слов адвокат Кшесинской представил суду копию купчей крепости на особняк.

«Следует не забывать, - подчеркнул в ответ М. Козловский - что революционные организации заняли это здание 27 февраля, в день революционного выступления народа. Заняли его тогда, когда оно было пустым, когда разбушевавшиеся массы уничтожали дворец Кшесинской, считая его гнездом контрреволюции, где сходились все нити, связывавшие с царским домом Кшесинскую, которая по разумению масс была если уж не членом царской семьи, то, по крайней мере, фавориткой свергнутого царя. И остался целым этот дворец лишь благодаря тому, что был занят революционными организациями.... О каком это «законном порядке» позволительно говорить в тот момент, когда на улице идет революция со свистом пуль и артиллерийской канонадой?!...».

Сергей Багдатьев также выступил с пространной речью. Он сделал упор на то, что занявшие особняк большевистские организации представляют собой многочисленную и влиятельную политическую силу. «Мы не грабители. Мы крупная политическая организация.... Как только мы найдем для себя новое помещение... мы охотно выедем из дома Кшесинской».

0

14

В. С. Хесин легко парировал аргументы противоположной стороны, заявив, что «как гражданин и юрист он должен отстаивать ту мысль, что и в революции есть законы. И во время революции, пока нет закона нового, действует старый закон. Ведь отрицание всяких законов - это анархия».

Известный адвокат с блеском отвел все домыслы о связи Кшесинской с царской семьей: «Напрасно здесь говорили о толпе, о царской фаворитке, об угрозах разгромов. Сюда в суд не нужно вносить слухов и разговоров улицы. Мало ли что говорит толпа? Толпа говорит и о поездке в запломбированном вагоне через Германию и о немецком золоте, привезенном в дом моей доверительницы. Я ведь всего этого не повторял перед судом. Я апеллирую к законному порядку. Поэтому я прошу очистить дом доверительницы, предоставив выселяемым кратчайший срок».

После десятиминутного перерыва мировой судья огласил решение. Кадетская «Речь» 6 мая воспроизвела его наиболее подробно и точно: «По Указу Временного правительства России определено: выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней п.к. с.-д. р.п., ЦК той же партии, клуб организаций (большевистский солдатский клуб «Правда» - А.К.), Петроградский районный комитет п.с.р., С. Багдатьева со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества. Решение обратить к предварительному исполнению... Иск в отношении Владимира Ульянова и Центрального бюро профсоюзов оставить без рассмотрения».

После переговоров представителей большевиков с поверенным балерины тот согласился прибавить к двадцати дням еще неделю. 5 июня в особняке Кшесинской появился Хесин в сопровождении судебного пристава и отряда милиции, чтобы произвести выселение. Руководивший деятельностью Секретариата ЦК РСДРП(б) Я. М. Свердлов сумел договориться с министром юстиции Временного правительства П. Н. Переверзевым о предоставлении новой отсрочки и дал личные заверения Хесину, что все большевистские организации должны выехать в недельный срок. Кшесинская, которой Хесин сообщил по телефону о достигнутом «частном соглашении», высказала обоснованное сомнение в его выполнении. Тогда адвокат, нарочито громко, в присутствии членов большевистских организаций ответил: «Если политическая партия дает слово и не сдерживает его, то это означает политическую смерть партии».
12 июня 1917 г. Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были заявить о выезде из особняка Кшесинской. Однако «выезд» носил достаточно условный характер. Военная организация при ЦК и ПК РСДРП(б), которая реально распоряжалась в здании, наотрез отказалась выполнить судебное решение. Ее руководители пригрозили, что на попытку их выселить ответят вооруженным сопротивлением, а Петербургский комитет уже через несколько дней фактически вернулся обратно. Обстановка вокруг особняка постепенно накалялась. Скандал добавил масла в огонь антибольшевистских страстей. И вот уже телефонистки грозили объявить своеобразную «забастовку» и «не соединять никого с домом Кшесинской, Лениным и «ленинцами», а буржуазные феминистские организации устраивали манифестации, требуя возврата здания законной владелице. С другой стороны, в большевистских и других левых газетах регулярно публиковались резолюции митингов рабочих, солдат и матросов, категорически заявлявшие о необходимости объявить особняк общественным достоянием. Гарнизон Петропавловской крепости заявил о готовности ответить орудийным огнем на любую попытку силой выселить большевистские организации.

0

15

Назревал новый вооруженный конфликт, однако череда политических кризисов на время отвлекла внимание властей от особняка Кшесинской. Лишь в ходе ликвидации июльского выступления большевиков правительственные войска утром 6 июля 1917 г. заняли здание, при этом помещения ЦК и ПК РСДРП (б) подверглись жестокому разгрому.

Однако долгожданное событие не принесло никакой радости Кшесинской. Особняк был вновь занят воинской частью, на этот раз 1-м самокатным батальоном V-й Армии Северного фронта, прибывшим в Петроград по приказу Временного правительства. Выселить самокатчиков, вызванных с фронта для «спасения революции», никто не спешил. Солдаты хозяйничали в особняке, как у себя дома, разрушая и растаскивая все, что еще осталось. Умная и прагматичная Матильда Феликсовна поняла, что ждать в Петрограде в революционном хаосе больше нечего. Что «нет больше ничего своего, нет ни дома, ни вещей». Получив официальное разрешение властей, 13 июля 1917 г. она навсегда покинула столицу, отправившись в Кисловодск, где у нее сохранилась дача, и где ждал ее великий князь Андрей Владимирович. На юге Кшесинская пережила два года гражданской войны, а в феврале 1920 г. после поражения Добровольческой армии навсегда покинула Россию.

История же знаменитого особняка пошла своим путем: до Октября 1917 г. его хозяевами оставался «ударники» - самокатчики, после Октябрьской революции особняк поступил в распоряжение Петросовета. В последующие годы его владельцы менялись как в калейдоскопе: пресловутый Пролеткульт, дом политпросвещения Петроградского района, в котором впервые в 1923 г. был создан «Уголок Ильича» - прообраз нынешнего ленинского мемориала, детский дом для умственно отсталых детей. В 1929 г. здесь разместился институт общественного питания, в котором была открыта диетическая столовая. С 1931 по 1935 г. в особняке находилось общество старых большевиков. В 1937 г. хозяином здания стал только что созданный музей С. М. Кирова.

С декабря 1955 г. особняк Кшесинской стал основным зданием музея Великой Октябрьской социалистической революции, который 13 августа 1991 года получил современное наименование - Государственный музей политической истории России. Сегодня усилиями научных сотрудников и реставраторов восстановлены интерьеры анфилады парадных помещений первого этажа, главным среди которых является великолепный Белый зал, в котором Кшесинская когда-то устраивала роскошные приемы, а в 1917 г. впервые прозвучали ленинские «Апрельские тезисы». Ныне здесь регулярно проходят концерты, научные конференции и даже выпускные балы старшеклассников. Новые экспозиции и выставки рассказывают о важнейших событиях политической истории нашей страны XIX - начала XXI вв. Поднявшись на второй этаж, посетители с интересом знакомятся с многогранной и драматической историей особняка и судьбой его знаменитой хозяйки. Нашлось на экспозиции место и рассказу о сенсационном судебном процессе, который с легкой руки репортеров скандальной хроники стали называть «Тяжбой Кшесинской и Ленина»

0

16

Приближалась Октябрьская революция, и подруга бывшего императора, а ныне гражданина Романова бежала на юг, в далекий от большевистских безобразий Кисловодск, куда чуть раньше перебрался Андрей Владимирович с семьей.
Перед отъездом Сергей Михайлович сделал ей предложение, но она его отклонила. Князь мог уехать с ней, но предпочел остаться - надо было уладить дело с ее вкладом и присмотреть за особняком.
...Поезд тронулся, Маля высунулась в окно купе и помахала рукой - Сергей, не похожий на себя в длинном мешковатом штатском плаще, поспешно снял шляпу. Таким она его и запомнила - больше они не увидятся никогда.0

Кшесинская, с  сыном  Владимиром

http://f7.ifotki.info/org/5dd70138914a548e3196a4bf9f3738536da55c78983105.jpg

Мария Павловна с сыном к тому времени обосновались в Кисловодске. Власть большевиков здесь почти не ощущалась - до тех пор пока из Москвы не приехал отряд красногвардейцев. Сразу же начались реквизиции и обыски, но великих князей не трогали - они были не страшны новой власти и не нужны ее противникам.
Андрей мило болтал с комиссарами, а они целовали Мале ручки. Большевики оказались вполне доброжелательными людьми: когда городской совет Пятигорска арестовал Андрея и его братьев, один из комиссаров отбил великих князей с помощью горцев и отправил из города с подложными документами. (В них говорилось, что великие князья путешествуют по заданию местного комитета партии.) Они вернулись, когда в город вошли казаки Шкуро: Андрей подъехал к дому верхом, в черкеске, в окружении охраны из кабардинской знати. В горах у него отросла борода, и Маля чуть не расплакалась: Андрей как две капли воды походил на покойного императора.

То, что произошло дальше, походило на затянувшийся кошмар: семейство бежало от большевиков в Анапу, потом вернулось в Кисловодск, затем снова пускалось в бега - и всюду их догоняли отправленные из Алапаевска письма Сергея Михайловича, убитого несколько месяцев назад. В первом он поздравлял Малиного сына Володю с днем рождения - письмо пришло через три недели после того, как они его отпраздновали, в тот самый день, когда стало известно о смерти великого князя. Большевики сбросили в угольную шахту всех находившихся в Алапаевске членов дома Романовых - они умирали несколько дней. Когда в город вошли белые и тела подняли на поверхность, в руке Сергея Михайловича был зажат маленький золотой медальон с портретом Матильды Феликсовны и надписью "Маля".
А потом началась эмиграция: маленький грязный пароход, стамбульская вошебойка и долгое путешествие во Францию, на виллу "Ямал". Маля и Андрей приехали туда без гроша и тут же заложили свою недвижимость - надо было приодеться и расплатиться с садовником.

0

17

После того как Марии Павловны не стало, они обвенчались. Местоблюститель российского престола, великий князь Кирилл, даровал Мале титул светлейшей княгини Романовой-Красинской - так она породнилась с болгарским, югославским и греческим царями, королями румынским, датским и шведским - Романовы были в родстве со всеми европейскими монархами, и Матильде Феликсовне случалось быть приглашенной к королевским обедам. Они с Андреем к этому времени перебрались в крошечную двухкомнатную квартирку в небогатом парижском районе Пасси.
Дом и виллу забрала рулетка: Матильда Феликсовна играла по-крупному и всегда ставила на 17 - свое счастливое число. Но оно не принесло ей удачи: деньги, полученные за дома и землю, а также средства, которые удалось выручить за бриллианты Марии Павловны, ушли к крупье из казино Монте-Карло. Но Кшесинская, разумеется, не сдалась.

Балетная студия Матильды Феликсовны славилась по всей Европе - ее ученицами были лучшие балерины русской эмиграции. После занятий великий князь Андрей Владимирович, облаченный в поношенный, протертый на локтях пиджак, обходил репетиционный зал и поливал стоявшие по углам цветы - это была его домашняя обязанность, больше ему не доверяли ничего. А Матильда Феликсовна работала как вол и не оставила балетный станок даже после того, как парижские врачи нашли у нее воспаление суставов ног. Она продолжала заниматься, превозмогая жуткую боль, и болезнь отступила.

Балетная  студия  Кшесинской

http://f7.ifotki.info/org/5f04e399b66fcb27feb345d556033d196da55c78983219.jpg

За 13 лет до смерти Матильда Феликсовна увидела сон. Звонили колокола, слышалось церковное пение, и перед ней вдруг предстал огромный, величественный и любезный Александр III. Он улыбнулся и, протянув руку для поцелуя, сказал: "Мадемуазель, вы будете красой и гордостью нашего балета..." Матильда Феликсовна проснулась в слезах: это произошло больше семидесяти лет назад, на выпускном экзамене в театральном училище, - император выделил ее среди всех, а во время торжественного ужина усадил рядом с наследником престола, цесаревичем Николаем Александровичем. Этим утром 86-летняя Кшесинская и решила написать свои знаменитые мемуары, однако тайны ее очарования не смогли раскрыть даже они.

0

18

Подруга наследника российского престола и любовница его дяди, бессменная хозяйка Императорского балета, менявшая директоров театров как перчатки, Маля добилась всего, чего хотела: она стала законной женой одного из великих князей и превратилась в светлейшую княгиню Романову-Красинскую. В Париже пятидесятых годов это уже мало что значило, но Матильда Феликсовна отчаянно цеплялась за свой титул: на то, чтобы породниться с домом Романовых, она потратила жизнь.

Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась в 1971 году, ей было 99 лет. Незадолго до смерти она снова увидела странный сон: театральное училище, толпу воспитанниц в белых платьях, бушующий за окнами ливень.
Тут запели "Христос воскресе из мертвых", двери распахнулись, и в зал вошли Александр III и ее Ники. Маля упала на колени, схватила их за руки - и проснулась в слезах. Жизнь прошла, она получила все, что хотела, - и все потеряла, поняв в конце концов, что все это не имело значения.
Ничего, кроме записей, которые много лет назад сделал в своем дневнике странный замкнутый слабовольный юноша:
"Снова видел малютку М."
"Был в театре - малютка Кшесинская положительно мне нравится".
"Прощание с М. - стоял у театра терзаемый воспоминаниями..."

Могила  Матильды  Кшесинской

http://f7.ifotki.info/org/02afac5dca6e9f35ab1216b57e2b41546da55c78983353.jpg

Она пережила свою страну, свой балет, мужа, любовников, друзей и врагов. Исчезла империя, растаяло богатство. Вместе с ней ушла эпоха: люди, собравшиеся у ее гроба, провожали в последний путь блестящий и легкомысленный санкт-петербургский свет, украшением которого она когда-то была. Но до последнего вздоха, в самом потаенном уголке ее сердца всегда теплился огонек памяти о светлых, счастливых мгновениях первой любви к будущему русскому Императору Николаю II, там, в далекой России.
Ее  сын, Владимир,  пережил  свою  мать всего лишь, на три года…

0

19

Интересно :)

0

20

А в молодости,судя по фото,она облада округлыми формами. Не то,что наши балерины.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Женские судьбы » Матильда Кшесинская


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC