Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Русский народный календарь событий и суеверий

Сообщений 161 страница 180 из 813

161

Мишель написал(а):

я и так скребу Фёдора каждый день, иначе шерсти по квартире будет вагон! Но раз надо, так надо - пойду помучаю его в очередной раз

Фёдор разве ещё уже не лысый?  :D

28 МАРТА - ЛЕСНОЕ УХОЖЕНЬЕ

День этот назывался Лесным ухоженьем, потому что с особым уважением надо было отзываться о лесе, который был кормильцем и поильцем крестьян, давал грибы, ягоды, дичь и мясо, травы целебные и коренья полезные.

http://s40.radikal.ru/i089/1103/0a/e4f9989ce03b.jpg

Чтобы не заблудиться в лесу, произносили особый заговор:
«Встану я (имярек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, а из ворот в чистое поле; поклонюсь на все на четыре стороны и пойду в густой, темный лес.
Приду в середину густого леса, и найду тут старца старого, как лунь седого; поклонюсь ему низехонько и скажу: 'Той еси, старец, как лунь седой!  Скажи ты мне всю правду-истину, где живет царь Змиулан?"
"Поди ты в правую сторону к царю Змиулану: что, не дуб стоит, Змиулан сидит; что не ветер шумит, Змиулан говорит". 'Той еси, царь Змиулан!
Прикажи ты своим верным слугам меня (имярек) из сего леса темного вывести и направить на путь на дорогу".
Будьте, мои слова, крепки и лепки, отныне до веку.
Замок в роте, а ключ в воду».

А если в этот день особенно страшно воют в лесу волки, спать не дают, то избавиться от этого можно таким образом: когда подушку перевернешь, сразу сном спокойным заснешь.

Прилет чаек - к вешнему теплу.

http://s008.radikal.ru/i306/1103/bc/ed3f36daaca7.jpg

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

"В этот день Православная Церковь почитает священномученика Александра, иерея, усеченного в Сиде памфилийского в царствование Аврелиана.

· На Александра прилетают первые чайки.
· Как чайка прилетела, так и лед сойдет.
· Чайки много купаются — к ненастью.

Голова

· Голова чешется к головомойке или крупным неприятностям.
· Голову ломит к ненастью.
· Если с вечера голову чесать, болеть станет.
· Нельзя играть шапкой — голова заболит.
· Видеть во сне голову без тела — бороться с сильным врагом. Видеть седую голову — к приобретению уважения. Мыть голову — к разлуке с родными, мыть чужую голову — знак разрыва с друзьями. Отрубить во сне кому-нибудь голову — к успеху в предприятии. Видеть свою голову — к расстройству дел и множеству других огорчений. Если снится голова животного, значит вы неразборчивы в связях.

По-старинному этот день называется лесничий, или день лесного ухожья. Считалось также, что кто в этот день родится, у того слух будет силен, как у зверя, а характер будет недоверчивый и вспыльчивый.

Кто рожден в этот день — ценитель красоты природы, из них получались хорошие лесничие."

0

162

29 МАРТА - САВВИН

ТЕЛЕЖНЫЙ ДЕНЬ

http://s015.radikal.ru/i330/1103/69/a7041cc96ca7.jpg

Крути — не крути зима, морозь — не морозь, а весна уже вошла в свои права.
Снега хоть и нет, а вода все одно бежит. А потому до половодья надо было снарядить телегу, укрепить колеса и оглобли приладить.

Если этот день теплый, то и весна будет теплой.

На Саввина сани покинь, телегу подвинь.

На Саввина солнца хоть и нету, а вода все одно бежит.

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

"29 марта - Савин и Трофим.

«Пришли Савин и Трофим — сани покинь, телегу подвинь».
Телегу подвинуть не труд, расстаться с полозом - люди осмеют.

Не про нас совет, северянину бы из копилки примет выбрать подходящую:
«Тепло - вся весна будет теплой».

Ладно, терпенья наберемся и телеги дождемся!"

0

163

30 МАРТА - АЛЕКСИЙ ТЕПЛЫЙ

АЛЕКСИЙ - С ГОР ВОДА ПРОЛЕТИ

http://s57.radikal.ru/i157/1103/2a/7ec282476ad1.jpg

Святой Алексий, человек Божий, чья память отмечается в этот день, называется в народе Теплым, потому что уже становится совсем тепло, начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места.
Поэтому и замечает народ:
«Алексея человека Божия — с гор потоки. Алексея — с гор вода».

Алексий — из каждого сугроба кувшин пролей.

Алексий зиму-зимскую на нет сводит.

С гор вода, а рыба со стану (с зимовья).

На Алексея теплого доставай улья.

На Алексея покинь сани, сряжай телегу. Сани — на поветь.
Садиться же в сани в этот день запрещалось: прокатят они тебя мимо желаний.

Если в этот день появятся большие ручьи, то полая вода будет большая и широко разольется по лугам.

Рыба трогается с зимовья и трется под берегами.

Когда действительно вода с гор бежит, то ожидают благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев.

В южных губерниях начинают сеять овес и ячмень.

В Туле в этот день бывали сборные гусиные бои, оканчивавшиеся пирушками.

«Щука в марте хвостом лед разбивает», но помнили, что «В марте-апреле зима сзади и спереди», и что «Ранняя весна ничего не стоит», а «Поздняя весна не обманет».

Это был день березы. Береза на Руси всегда была одним из самых любимых деревьев, символом мира и чистоты помыслов.

В одной древней легенде рассказывается о возникновении березок.
Языческий славянский бог солнца Хорс никогда не видел красавиц-русалочек, поскольку Мать-Река не разрешала им играть на берегу ясным днем, а всегда отпускала на берег только звездной ночью. Но однажды задержались русалочки на травке до восхода солнца.
Увидел их Хорс и влюбился. Стал он горячими поцелуями обжигать нежную русалочью кожу, да не пускать прелестниц в спасительную речную прохладу.
Увидела Мать-Река, как больно и страшно ее дочерям, и решила спасти их от гибели, превратив в белоствольных красавиц— берез. Но и на коре деревьев остались навсегда черные ожоги от поцелуев Хорса.

Вот так и появились на Руси березы.

В этот день собирали березовые почки.
Вот что читаем о них в одном старинном лечебнике:
«Смолистые березовые почки, собранные весной и настоянные в пенном вине, составляют отличный, раноцелительный бальзам, который с пользой употребляется для примачивания ран, происшедших от ушибов и порезов.
Березовые почки, настоянные в деревянном масле, весьма полезны в ревматических болях.
Масло это приготовляется таким образом: на бутылку масла, положи две горсти почек, поставь в теплое место, дай стоять две недели, потом процеди масло и хорошенько выжми почки.
При употреблении должно масло подогреть, чтоб оно было теплое и натирать больную часть тела, ложась в постель».

За столом в этот день всей семьей пили березовый сок, или специально приготовленный медово-березовый взвар, или сбитень..

http://i012.radikal.ru/1103/1d/43188456d469.jpg

Сок березовый получают из подсеченных деревьев во время весеннего сокодвижения.
Принимают как общеукрепляющий диетический напиток при анемиях, авитаминозах, как желчегонное и мочегонное средство, по 1 стакану 3 раза в день.

Медово-березовый взвар
150 г меда и сахара, 15 г гвоздики, 15 г корицы, 15 г имбиря, 15 г кардамона, 2 лавровых листа, 1 л березового сока.
Мед смешать с соком, прокипятить 20 минут, добавить пряности и варить еще 5 минут. Затем напиток процедить, подавать к столу. Такой взвар прибавлял сил.

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

30 марта - Алексей, человек Божий.
В устных календарях — позимный, солногрей — с гор потоки, из сугроба кувшин пролей.
При пестроте, многослойности численников деревня опиралась на отдельные дни, в приметах поворотные.
Для марта их три - 14, 22, 30.
За именами в святцах - реальные деяния святых.
Федор Тирон погиб за веру 2 марта 306 года. Излюбленный герой песенных сказаний, «Иерусалима вышнего гражданин», он рисовался виршами калик перехожих богатырем, сродни Илье Муромцу. Двенадцатилетним отроком Федор Тирон уже побеждает вражьи орды. Сине море не препона - вброд перейдет, на булатно копье опираючись; не супостат ему змей огнедышащий - поборет, спасая родну матушку, Федорису Микитишну!..

Преподобный Алексий, названный в месяцесловах человеком Божиим, жил в Риме в V в.
Воспитанный в роскоши наследник богатых родителей, он, бросив семью, окунулся в нищету, скитания. Бога взалкал душой смятенной? Восылала совесть жаждой испить чашу мирского горя в чаяньи, что другим меньше из нее достанется?
Все люди Божий, перед Богом все равны - кротко принимал Алексий тяготы, выпадавшие на долю христианина. Раб бесправен, христианин был ниже последнего раба, всюду гоним за веру.
После долголетнего подвижничества во славу распятого Спасителя Алексий возвратился домой никем не узнан до смертного часа, скончался.

Воспевали стражники хожалые:
     
Лико его пишут на иконы,
Житие Олексиево во книгах.
Кто Олексия воспоминает
Во всяк день его, света, на молитвах,     
Тот избавлен будет от вечныя муки,       
Доставлен в небесное царство...       
     
Приметы в устных численниках диктовались трудовым распорядком, климатическими условиями.
В Беломорье, например, солногрей посылал зверобоев к лежбищам тюленей у Канушина мыса Мезенского залива; земледельцам юга страны давал почин пахоты, сева жита; пасечникам - работ на пчельнях.
«Пришел Алексей - выверни оглобли из саней».
Для кого-то это было приемлемо, от пинежан, карпогорцев отказ: болота, сырь и грязь, на телеге далеко не уедешь, и летом пользовались санями жители таежных деревень.
Для Руси в целом Алексей позимный - похвала тающим снегам.

«Сверху печет, снизу течет, Алексей с теплом - весь год с добром».

«Каковы ручьи, таковы и поймы (вешний разлив)».

«С гор снеговая вода — на богат укос».

«Сочатся порознь ручейки из сугробов, не расплакались снега разом быть плохим кормам».

Стелются туманы, снег встревожился, знать, приспело талой воде подать голос.

«Весне сынок, зиме пасынок», поначалу несмело залопочет ручеек, словно дитя, чей лепет поймет одна мама, затем громче и задорней.
Грело бы солнышко, ветры к попутью, скоро дойдет до песен - бурливых веснянок лугов, оврагов и полевых скатов!
Малую ребятню хоть за уши держи, лужи выбродим, на Митин лог сбегаем поглядеть, как у ивы плакучей поток бурлит, пенится.
Влекло таинство, свершающееся на главах. Был снег - стала вода. Живая, текучая: забреди, с ладоней побрызгайся, щепку пусти корабликом.
Крылья за спиной выросли, летишь домой:
  - Бабушка, у Прохоровичей перед двором по колено лужа!
Ты сказочно богат. Твои в снегах проталины, твои синие залесья, из-под белых облаков журчанье жаворонков - счастлив этим с целым миром поделиться.
   - Бабушка, поперек дороги ручей!
В телегу пересаживаться рано, а санные полозья, если мерзлая колея в шипах, как терка, истончаются, становясь словно лыжи...

Все, затвори двери за позимьем!
Младший брат февраля апрелю передает дело возрождения природы.     
Не знаю, возможно, не следовало здесь глубоко вдаваться в древность: как кумоху стерег домовой, как за печку к нашим предкам забирались кикиморы...
Но можно ли умолчать о Великом посте, ведь в его обрамлении развертывались действа встреч весны?
Говели перед исповедью, колокольный звон к храмам созывал прихожан молитвой очиститься, святым образам поклониться, пред заветной иконой свечу возжечь.
«Пост - не мост, не объедешь», - старики внушали. Молодяшка соглашалась, отвечая шуткой-прибауткой: «Великий пост всем подожмет хвост».
Строги православные обеты дедов-прадедов, по ним горячая пища дозволялась в субботы да воскресенья.
Скоромное - молоко, яйца, животные жиры, мясо - не разрешалось вкушать. За год постничанье охватывало по времени около восьми месяцев.
Блюстители чистоты нравов чаю с сахаром не пивали: травка чужая, Бог весть из каких рук, а сахар, у кого хошь спроси, из скотских костей варят!
Смена посуды горшков и чашек, черпаков и ложек - перед постом обязательна, чтобы и дух скоромного на стол не попал.
Вволю овощей, пирогов досыта, льняное масло без оглядки: «Не бойся того поста когда в закромах нет пуста, страшен и мясоед, когда в амбаре хлеба нет».
Трудоемкие работы, как по найму плотничать, строить избы, шить баржи заготовлять лес на промышленников, - тут пост, разумеется, не голодный.
В семьях обычно готовили на первое крупянку, суп из овсянки и капусты; взварец - луковую похлебку; губницу - из сушеных, соленых грибов.
С утра и на второе в обед подавалась «толстая каша» - ржаная мука, заваренная в кипятке.
Только с утра шла «повалиха», каша из овсяной, ячменной муки, залитой кипятком. Ели ее, прихлебывая квас с тертой редькой.
Квас, конечно, в пост всегда подавался на стол в первую очередь.
О тюре, хлебной крошенине или размоченных сухарях, надеюсь, наслышаны.
А что такое «росщековда»? А «шурик» и «мурик»?
Вологодские разносолы! «Росщековда», или «мура», - кусочки хлеба, толченный с солью лук, разболтанные в квасе.
«Шурик» - хлебная крошенина в квасе, «мурик» - то же самое, но в воде.
По важному поводу - гости, крестины, другое событие - блюда разнообразились. За счет картошки с уксусом, пареной репы, соленых груздей, рыжиков, огурцов, сусла.

По всему Северу иногда выдается март - «спереди и сзади зима», «сверху печет, а снизу студит».
Морозы, снег хвойным дебрям нипочем: у медведей, говорят, потягушеньки. Зевают бурые космачи: а-а... Один рот и тот надвое дерет! Лапы чешутся прогуляться, назад в берлогу не возвращаться!
Наверное, бурые завидуют родичам в белых шубах.
Медведицы с медвежатами покинули подснежные «родильные дома» гористых островов Арктики, скитаются себе по плавучим льдам. Медведи-ушкуи, кто ни берлог, ни семейных обязанностей от веку не знает, прибиваются к побережью океана, в полыньях, разводьях ловят нерп.
Ерники - завьюженные кустарники вдоль рек - оглашаются криками, хлопаньем крыльев: тундряные куропатки загодя ввязались в дележ гнездовий.
Песцы бросили шляться где попало, тянутся в сопки к старым норам. Потребуется - новые откроют, на скатах, заросших ивняком каменных осыпях отыщут уголок поукромнее.
Росомахам искать нечего: они возле детенышей, как на привязи. А ведь зимой не ведали устали бродяги, и сотня верст им - не крюк...

В Заполярье весна налицо.     
Кажись, в тайге перемен поменьше.
«С гор вода - рыба со стану». То есть с началом снеготаяния речная, озерная рыба покидает обжитые омута, придонные ухоронки - трогается «со стану». Пустеть бы зимовальным омутам, а плохо тает.
Сухой март не в диковину.
Осадков выпадает мало, но гонит солнце снег с полей, оседают сугробы от тепла и туманов.
В деревне с крыш прерывистые ручейки, в лесу с деревьев - росинки. С ветки на ветку пробрызнет, с иглы на иглу капнет и застынет в тени сосулькой.
Рыжеют колючие прутья шиповника. Ничего особого, лисицы линяют. Смотри-ка, где рыжая нашла гребешок - шерстку причесать!
Наступает, наконец, утро, наземь спускается глухарь. Черный в рассветной мгле - на груди перо отливает, будто вороненые латы, - таежный отшельник шагает под соснами, распустив мощные бурые крылья.
Подергивая шеей, встопорщивая бороду, чертит он снег концами крыльев, извлекает из горла странное щелканье:
  - Т-ток! Т-ток!
У глухарей под клювом бороды черные, у глухарок сивые. С сосен глухарки квохчут, одобряя громогласно:
  - Так-ак! Так-ак!
Возит глухарь крыльями, шагает и ведет, ведет по снегу волнистую черту. 
Граница времен года. Бывает на Севере по-всякому: в марте дожди, в апреле бураны - след глухаря кладет зиме предел.
Грачи у гнезд, и вот-вот явятся скворцы.
Воистину скворец - народная птичка. Есть тонкие ценители пения скворушек, умеющие разложить его на колена: полукурант, ямщичий свист, ржанье, червякова дудка.
Свищет скворец у тесового домика, весну подгоняет: эй, поторапливайся, прибавь прыти, заждались тебя.
Чего ее подгонять? «Видишь скворца, знай, весна у крыльца!»

по свидетельству летописей
     
1195 год - 17 марта в Киевской стороне случилось землетрясение.
1270 год - в разгар весны в Великом Новгороде редкостный снегопад: засыпало дворы с людьми.
1285 год - наводнения: «в немцах вышед море и потопило землю».
В Западной Европе стихия унесла жизни 60 тысяч жителей, оказались разрушены 111 каменных храмов, «опричь деревянных».
1442 год - на Руси после жестокой зимы весна выдалась ветреная, с бурями, грозами.
1697 год - с весны на Севере падеж скота.
«На Прилуке, - занесено в одну из летописей Великого Устюга, - на конюшенном дворе, лошадей пало сто и больше, такожде и в прочих волостях...
И жеребец, что стоял на стойле, зовомый Яблок, пал же, зело был урядством чист и пригож вельми»."

0

164

31 МАРТА - КИРИЛЛ - ДЕРИ ПОЛОЗ

ТРОФИМ-ЕВКАРП

http://s004.radikal.ru/i208/1103/ae/7eecaae8b874.jpg

Почему «дери полоз»? Да потому что выехав утром на санях на растаявший на мартовском солнышке и подмерзший за ночь наст, можно было действительно ободрать полозья.

На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади — зима.

На Трофимов марток продерет холодок.

К этому времени дороги портятся, ездить на санях становится трудно.

http://i005.radikal.ru/1103/22/33c23c52ae82.jpg

На склонах появляются первые цветы мать-и-мачехи - верный признак тепла в конце марта-начале апреля

0

165

Апрель

http://i034.radikal.ru/1103/1a/6c7687544fef.jpg

Древние римляне дали название четвертому месяцу в году априлис — от глагола aperire (открывать).
Он открывал весну, это был месяц «весеннего открывания природы».
Априлис был посвящен богине любви и красоты Венере.

Апрель — удивительный месяц — за считанные дни он превращает застывшую землю в зеленеющие поля и луга.
Однако и радоваться теплу еще рано — нередки заморозки, а кое-где по оврагам и снег не сойдет и в конце апреля.

В Древней Руси апрель величали цветенем — «расцветающей весной» — и "капризником" — из-за переменчивой погоды. А еще этот месяц в русском народе по праву называли снегогон.
Апрель водой славен, потому и прозывался снегогоном, весной воды.

Говорили: «Дождались полой воды, ай да батюшка апрель!»

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Апрельский скворец — весне гонец.

Апрель — вешние воды.

Апрельские ручьи землю будят.

Снег в апреле — внучок за дедушкой пришел.

С апреля земля преет.

Ни в Апрелье воды, ни в апреле травы.

Апрель всех напоит.

Не ломай печи, еще апрель на дворе.

Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит, что-то будет.

Играй пока, матушка Ока, апрель на дворе.

Апрель водой славен, а Апрель — пивом.

Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

Если во время грозы апрельской раскаты грома слышатся долго, но не резко, — жди затяжного ненастья, а если отрывисто — будет ясно.
Если сверкает молния, а грома не слышно — к сухому лету.

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

"АПРЕЛЬ - СНЕГОГОН

Весна повторяется, себя не повторяя ни в моховых пустынях тундр и среди скал и льдов Арктики, ни в хвойных недрах глубинной тайги, на порожистых семужьих реках.
С кровель по тесу сползают подтаявшие пласты зимних надувов. Лужами лучится под солнцем лужок...
Пора пошутить поморам: «Сивка с горы - бурка на гору»!
Да после пригревов, дождиков стынь, от которой зажимает дыхание. На посадах белые вихри, за околицей круговерть пурги.
Стучит заслонка печи, в трубе вой, всхлипы, стекла окон слепнут от снежной налипи... Ау, весна, ты не заблудилась часом?
Ничего, время свое возьмет, «бурка» осилит «сивку» - проталины пугнут сугробы сперва хотя бы с возвышенностей, с холмов и пригорков.
Приметы, точно Гамаюн, птица вещая, подсказывали, чего ждать наперед и петь ли Сирину, изливать ли скорбь Алконосту.
Устные календари земледельческого круга закрепляли взаимосвязь времен года, родственные их отношения, подобно тому как общая кровля объединяла в семейное гнездо беспечное детство, зрелый возраст, мудрую старость.
Запас наблюдений за окружающим миром, опыт хозяйствования позволял кровную эту зависимость продлевать до отдельных дней, частей суток.

Предвосхищая грядущее, брали мужики за основу снежный покров:

«Весной снег шершав - к урожаю, гладок - к недороду».

«Рано затаяло - лето мокрое».

«Снег долго лежит грудами - скоту легкий год».

По осадкам и водополице заключали:

«Вода пойдет, пока лед держится, - к плохому году».

«Если первый гром загремит, когда река еще подо льдом, то семги не жди, а если река распарится, и загремит гром, то сей год будет сёмга».

«Весной грязь - Бог хлебушка даст».

«Как под копытом мокро, так корова молока убавит».

«Разлив большой — урожай хороший».

«Вода разольется - сена наберется».

«Вода сходит в ясные дни - к погожей жатве».

Подвижки крылатых стай с юга, поведение птиц неизменно привлекали внимание:

«Гуси высоко летят — будет много воды, низко — будет мало».

«Крик дергачей с весны предвещает урожайное лето».

«Вперед закричит перепел - будет много хлеба; вперед закричит дергач -много травы, мало хлеба».

Состояние посевов, ранняя зелень не пропускались:

« Что наперед тронется в рост, озимь или трава, на то и урожай».

«Густое жито всходит — веселит, а редкое детей кормит».

«Береза перед ольхой лист распустит - лето сухое; ольха опередит - мокрое».

С зеленью, впрочем, погодим.

У «снегогона», «водопола», «солнечника» народных месяцесловов на плечах не менее трудные заботы: проталины слить в сплошной массив, вскрыть реки, озера, просушить и прогреть нивы для ранней борозды.

«Апрель отмыкает ключи и воды» - сказано. «Ручьи землю будят» - заявлено.

Из далей дальних с голоса пращуров доносится:
  — Будь здоров, как вода, и богат, как земля!

Что они, четыре недели? Выше, шире ход солнца, успей поспевать за ним. Круче весне шагается - у хлебороба времени нехватка. Под пологом ночи творятся великие таинства.
Почки набухают, вот-вот лопнут. Шишечки ольхи крошат семена, снег от них будто в веснушках.
Безмолвие полей, лесов нарушается свистом крыльев над ними.
Утром слышишь: в Магрином бору заворковал витютень, прилетный дикий голубь.
Смотришь: вовсе загустели вершины берез, с тугой бересты, отслаиваются прозрачные пленки...
Помню, в избе было не усидеть. Бабушка отлучится - с пойлом к корове Белухе и комолому теленочку, сена задать овцам, - и удернешь на улицу, ищи-свищи.
Пятки поют, как несешься к гумну. Там глину копали, там яма.
Лед всплыл синий, пугающе мертвый. Веет из земного нутра холодом. Края ямы в крестиках птичьих следов и как шилом истыканы.
Поползень повадился. Наберет клювом глины, порх на осину к дуплу.
Синяя птаха - белое брюшко, острый нос, куцый хвост - зауживает отверстие дупла. Ее бы оно пропускало, а чужих никого!
Похилились прясла городьбы после зимней выморозки.
На жердине, отливающей шелком-атласом, греется смуглая, нарядом цыганистая бабочка.
Складывая крылья, подмигивает: поймай меня, поймай. Хи-итрая: протянул руку - взмыла выше крыши!
За изгородью лес, обомшелые пни со сладкой перезимовавшей брусникой, колодины, трава прогалин, сбитая в войлок, слежавшаяся под снегом.
Муравьи облепили кучу хвоинок, хлама, мусора под елкой. Взад-вперед снуют, с пригрева взапуски домой в тень.
Дедушка говорит, они так муравьище просушивают и отогревают. Каждый захватывает на припеке чуть-чуть солнца, а муравьев-то бессчетно, и бегают вперегонки - домой изо всех ног, из дому, озябшие, шатко и валко... Чудо, маленькое чудо у тебя на глазах!

Пар дрожит над пригревинами, словно дышит земля. Ее дыхание с привкусом смолы, почек еле внятно, покойное, здоровое, и становится шумным, когда на ветру запарусят елки, закачаются сосны и потянет из глубинных трущоб холодом.
Знать, целы сугробы в лесу, точат исподволь снег весенние ручьи.
Меж высохших в солому волотьёв, тонких былинок, тычутся всходы травы-новины.
Ростки бледные, ни кровинки в них, жалость к ним испытываешь - хоть плачь.
Хочется плакать, что ты один, никому нет дела до того, как дышит лес, как собою отогревают мураши свой дом, как сладка прошлогодняя брусника у пней и какими слабыми выглядят только-только тронувшиеся в рост травинки.
Возьми и поплачь вместе с лебедями: плывет в лазури серебряный караван, рыдает с радости - путь лег в родные просторы, под крылом леса буреломные, болота, вешние реки, которым тесны берега!..
Наверное, кому-то покажется - здесь разнобой. О метелях начали, и на тебе - на изгороди бабочка, под облаками птичьи стаи, детишки к гумнам бегают босиком.
Нет, просто апрелю место в пределах запоздалых вьюг и зазеленевшего перед избами лужка.
Апрельская весна «необлыжная», без обмана верная: установились после длительного перерыва плюсовые среднесуточные температуры.
А положиться на апрель - себе дороже.
Его в непостоянстве не уставала попрекать деревенская молва.
«Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит, что еще будет».
«Ни в марте воды, ни в апреле травы».

Дело в родословной снегогона: протальник ему батюшка, январь - просинец дедушка (бокогрей, напомним, бездетен, очевидно, из-за Касьяна Кривого, к крестьянам немилостивого).
Апрель маю отец, июню дед.       
По дряхлости и удаленности январь внука, слава Богу, не тщится навещать, а внучек-июнь, случается, в апреле гостит.
Выдается погода, по-летнему печет, моросят дожди теплые, выпускают раннецветы: мать-и-мачеху - вдоль канав-проселков, гусиный лук на косогорах, лиловую хохлатку - в ольховых куртинах.
Дивная медуница, кажется, отсвечивает алым и синим. Волчье лыко пахнет тонко, душисто.

«Березень», «березозол» - издревле звали апрель.
Сок белоствольных деревьев шел на квас, пастилу.
Северяне занимались выгонкой дегтя, вываривали щелочной порошок - поташ, углекислый калий, заготавливали угли для кузниц.
Зола нужна была на щелок, применяемый вместо мыла, использовалась как удобрение под овощи. Так что березу, как и другие лиственные породы, ценили не только за красоту."

+1

166

Сандра написал(а):

На склонах появляются первые цветы мать-и-мачехи - верный признак тепла в конце марта-начале апреля

Сегодня специально просмотрю все проталинки!!!! http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif

0

167

Красиво про апрель написано,только я это читала и представляла потому что капает только с крыши,но апрель я помню бывает такой,что один год все так быстро растаяло,что и речку не успели посмотреть,как поднялась и тут же унесла большие воды,а потом жарко стало,как летом.

0

168

Лунарик88 написал(а):

Сегодня специально просмотрю все проталинки!!!!

Отчётик не забудь об увиденном. :rolleyes:

Галченок написал(а):

Красиво про апрель написано,только я это читала и представляла потому что капает только с крыши,но апрель я помню бывает такой,что один год все так быстро растаяло,что и речку не успели посмотреть,как поднялась и тут же унесла большие воды,а потом жарко стало,как летом.

Ты права, разный бывает апрель, год на год не приходится.

1 АПРЕЛЯ - ДАРЬЯ ГРЯЗНАЯ

День Преподобного Иннокентия Комельского, вологодского Чудотворца, ученика преподобного Нила Сорского.
День мучеников Хрисанфа, Дарий, Клавдия.

http://s012.radikal.ru/i321/1104/e9/f2fc153699f9.jpg

Солнышко пригревает все сильнее, и на прорубях на реках и прудах делается грязно.
Тогда говорят: «Вот пришли и Дарьи грязные пролубницы».
У прорубей обламываются бережки. А вокруг обтаявших прорубей начинает чернеть навоз.

Поэтому и замечают, что «Дарья проруби обгадила».
От таянья снега и грязи вода в прорубях делается желтой, поэтому и Дарью иногда называли Дарьей — желтые поруби.

Если навоз на дорогах вытаивает — к доброму году.

Но Дарья даром не марала, а грязь на одежду лишь тех людей лепила, кто нечистыми помыслами был тяжел.
Поэтому опредлить в этот день плохого человека легко — по грязной одежде.

Если вешняя вода на Дарью идет с шумом — хорошие травы будут, а когда тихо — трава плохо вырастет.

С Дарьи холсты белят.
Говорили: «Стели кросна по заморозкам». Кросна — это длинные, тонкие холстины.
Когда холсты расстилали под яркое солнце на снег, то ткань под лучами солнца отбеливалась, а от вымерзки становилась мягче.
«Стели кросна по заморозкам», — советовали пряхи.

Какова Дарья — таков Покров (14 октября).

1 апреля просыпается домовой, а потому нужно всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку.

1 апреля прилетали первые коршуны.

1 апреля девушки стараются разыграть как можно больше народа, думая, что в таком случае женихи не проведут их, а напротив, они сами будут водить молодых людей за нос.

Говорили: «1 апреля — день враля, а шутки греют человека». «Коль первого апреля не соврешь, когда еще времечко найдешь?»

Каждый год 1 апреля мы отмечаем веселыми шутками: «Ах, первое апреля — день всеобщего веселья», а на Руси обычно говаривали: «Коль первого апреля не соврешь, когда еще времечко найдешь?», и была присказка на этот день — «Первый апрель — никому не верь», шутка греет человека.
В нашей стране первоапрельские розыгрыши утвердились после того, когда однажды жители Петербурга ранним утром были подняты с постелей тревожным набатом, обычно возвещавшим о пожаре.
Это было 1 апреля, и тревога была шуточной.
Традиция жива — веселая, полная юмора, добродушия — на пользу нашему духу и бодрости.
Виновницей такой своеобразной традиции стала... природа, погода.
Ее весенние капризы, непостоянство люди старались задобрить шутками, розыгрышами, может тогда погода сменит свое настроение и разгонит тучи.

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

"1 апреля - Дарья.

В устных календарях приговорки к этому дню - грязная пролубница, обломай бережки, ух в прорубь.
Лошади к питью привередливы. Часть их гоняли мимо колодцев на водоемы.
Вытаивает сейчас вокруг прорубей скопившийся за зиму навоз, что, на взгляд мужика, заслуживало заметки в численнике.
С полей, дорог потоки, вода рек мутнеет, «грязнится». Наконец, скользко. Ухали молодайки в прорубь с ведрами да коромыслом: ой, тону, спасайте!
Кстати, вешняя вода прорубей - «мутница» - являла прорицания на грядущий ледоход. Скажем, жители Соломбалы, архангельской корабельной слободы, загадывали: мутница пошла - через девять дён Северная Двина вскроется. Ну, до этого далеко...
Ближе был деревенским ткачихам к исполнению наказ - «стели кросна, домотканые холстины, по заморозкам». Дородно отбеливались в утренники и днем на солнце пряжа и холст, на весеннем снегу мягчело портно домашней выделки.
Природоведам приметы на размышление:

«Рано затаяло - к большой воде».
«Во что погодой Дарья - обломай бережки, во то будет и Орина - журавлиный лет (1 октября)».
Вот новость! Значит, чем весна аукнет, тем осень отзовется? Прикинь, семь раз примерь, опосля поверь..."

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

"1 апреля идут на берег и смотрят на воду.
Если увидите одну птицу, то весь год не будет вам мужской ласки и внимания. Если пару птиц или больше — вы не будете одиноки.

В прежние времена в этот день девушки умывались на берегу, говоря при этом:

Талая вода к лицу,

А меня, рабу Божью (имя), к венцу.

Сны 1 апреля:

Слышать шум дождя — к слезам.

*   *   *

Волосы накручивать — к сплетням.

*   *   *

Кошку беременную видеть — к беде.

*   *   *

Торт есть — к радости.

*   *   *

Икону протирать — к долгой жизни.

*   *   *

Счеты видеть — к разорению.

*   *   *

Палец сосать — к нищете.

*   *   *

Яблоки резать и есть — к веселью.

*   *   *

Бинтовать кого-нибудь — к обвинению.

*   *   *

Веник или швабру держать — к позору.

0

169

2 АПРЕЛЯ - ФОТИНИЯ КОЛОДЕЗНИЦА

http://s49.radikal.ru/i123/1104/f1/da89c3a049ae.jpg

Мученица Фотина (Светлана), память которой отмечается в этот день, — самарянка, с которой Иисус Христос беседовал у колодца, близ города Сихаря. Имя Фотины получила при крещении.

Она обратила многих ко Христу, за что и была замучена: в 66 году была брошена в колодец.

Поскольку Фотиния окончила свои дни в колодце, то на Руси верили, что там омывается душа святой, а потому колодезная вода в этот день обладала чудодейственной силой.

Фотинию считали целительницей лихорадки. Во многих селах служили ей молебен.

В некоторых местах на Руси в этот день писали на бумажке тропарь мученице Фотинии и, завязав эту записку в ветошку, давали больному носить ее на шее три или девять дней, а потом заставляли его или проглотить записочку, или сжечь ее вместе с ветошкой на страстной свече и съесть оставшийся от нее пепел.

А еще в этот день поклонялись льну. С утра выносили из изб на улицу красивые вещи изо льна и развешивали их на заборах, поленницах дров, калитках, на крыльце.
Рушниками украшали ветви березы. Со свадебными (от 2 до 6 метров в длину) льняными полотенцами девушки водили хороводы.

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

2 апреля - Фотиды, Фотиньи позимные, они же Светланы.

Со святцами, хронологической канвой, тесно увязывались устные численники. А по ним пока - позимье.
Старая деревня навряд ли знавала Светлан, Фотиды и Фотиньи пряжу пряли, коров обряжали. Но Фотида, Фотинья в переводе с греческого и есть Светлана.
Ведь имена в духовных святцах преимущественно греческого, латинского, еврейского корней.
Может, поэтому сегодня Светланам в годовом круге последние именины, что весна света верховенство уступает весне воды, чтобы той дальше творить преображение?
Северяне зорко наблюдали за еловыми иглопадами. Первый мало значим, второму срок через три-четыре месяца после образования снежного покрова.
Зиме конец. Три недели спустя появятся проталины, в полях лужи. «Третья хвоя падает, через три недели и река пойдет» - занесено в деревенские святцы.
У прибрежных жителей пристальное внимание обращалось на трясогузок. Дескать, прилетают они, «ледоломки», перед вскрытием рек. Не знаю, часто опаздывают!
Охотники-звероловы от себя дополняли, мол, следы птахи на берегу - медведю грамотка, вставай-ка, соня, ужо шубу в берлоге подмочишь.
Бывает, снег едва тронут, зато река вздулась, синеет. Прососы, полыньи. Ступить опасно: «Вешний ледок, что чужой порог - ненадежен».

0

170

Сандра написал(а):

Какова Дарья — таков Покров (14 октября).

Я только недавно узнала,что 1 апреля именины у Дарьи,а ты уже так много об этом написала.Молодец буду знать.

Сандра написал(а):

У прибрежных жителей пристальное внимание обращалось на трясогузок. Дескать, прилетают они, «ледоломки», перед вскрытием рек. Не знаю, часто опаздывают!

Помню, помню еще кто то на форуме об этом писал и если не изменяет память и фото ее показывал.

0

171

Сандра написал(а):

А еще в этот день поклонялись льну. С утра выносили из изб на улицу красивые вещи изо льна и развешивали их на заборах, поленницах дров, калитках, на крыльце.

Что ли свой костюмчик льняной на балкон вынести  http://s61.radikal.ru/i174/1007/3e/1de540a0d735.gif

0

172

Спасибо большое, дорогая Сандра!
С увлечением читаю и вспоминаю, как писала я о народных приметах когда-то очень давно, в девяностых. Выискивая крохи информации! А сейчас её так много! - Действительно, очень много материала нужно пересмотреть, чтобы отобрать нужное. 
Хочу показать нашу северную синеву - деньки на заглядение!
--

увеличить

Отредактировано Надежда (2011-04-04 03:39:14)

+1

173

Это начало апреля. Снегу в лесу еще более полуметра, однако с улиц он убран и вывезен, асфальт обсыхает...

увеличить

Отредактировано Надежда (2011-04-04 03:43:45)

+1

174

Галченок написал(а):

Я только недавно узнала,что 1 апреля именины у Дарьи,а ты уже так много об этом написала.Молодец буду знать.

Галченок, рада, что тебе пригодилось.

Мишель написал(а):

Что ли свой костюмчик льняной на балкон вынести

Конечно, Мишель проветри, не сочти за труд.

Надежда написал(а):

Спасибо большое, дорогая Сандра! С увлечением читаю и вспоминаю, как писала я о народных приметах когда-то очень давно, в девяностых. Выискивая крохи информации! А сейчас её так много! - Действительно, очень много материала нужно пересмотреть, чтобы отобрать нужное.  Хочу показать нашу северную синеву - деньки на заглядение!--

Действительно в 90-х очень скудная информация была. Я  уже тогда собирала материал.
Сейчас тоже нелегко, информацию трудно перепроверить, есть много разночтений.
Красивые фотки, Надежда! Выкладывай в специальной теме, форумчане у нас любят выкладывать, и комментировать фотографии.
Да, на мой взгляд снега у вас меньше, чем у нас.
Север? А какой город или область, если не секрет.

0

175

3 АПРЕЛЯ - ФОМИН ДЕНЬ, КАТАНИК

http://s49.radikal.ru/i123/1104/d0/8d02bbe71019.jpg

Наступал конец зимним катаниям с гор.
 
Катаник - предел зимним потехам детворы.
 
Говорили о детворе: «Реви не реви, а санки унесли да на поветь спрятали». Зато у детворы появлялись новые забавы — игры во дворе — например, «В кувшинчик».

Игра «В кувшинчик». Один из играющих берет мяч и в такт песенке одной рукой равномерно бьет его о землю:

Я кувшинчик уронила
И о пол его разбила,
Раз, два, три — Его,
Феденька, лови!

При последних словах мяч нужно с силой ударить о землю. Подскочивший мяч на лету должен подхватить тот, чье имя названо.
Далее он повторяет ту же песенку и называет новое имя. Игра продолжается до тех пор, пока играющие не собьются с ритма или мяч не покатится по земле.

Вновь к избам приходили лихорадки-лихоманки.
Могли они и в колодец с грязной водой просочиться. В этот день лучшей защитой от лихорадок считалась печная зола да уголья.
Надо было взять из печи горячие угли и золу, положить их в платок или полотняную тряпицу и приложить к больному месту.
Испугается жара лихоманка — и вон из дома бросится. Говорили: «Фома лихорадку гонит».

Но бытовали в народе и весьма странные способы излечения от этой напасти.
Так, при лихорадке считалось целительным целовать зад коровы и пить грязную воду, в которой стирали белье.
Для избавления от лихорадки надо также срезать «копытца» у лошади (роговые наросты у колен), положить на горячие уголья и, закрывши наглухо больного, заставить его дышать этим дымом.

Из книги Ивана Полуянова  "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

http://s54.radikal.ru/i143/1104/be/6ede87b51199.jpg

" 3 апреля - катаник.
Предел зимним забавам детворы, катанью с гор, крутых берегов на реку.
Не изменяет мне память: санки с вечера прятались, наутро будет меньше слез: реви не реви - катаник твою утеху унес!
У крыльца натоптано берестяными лаптями: в мокрядь, сырой снег обувать валенки - катаники негоже.
Калоши считались праздничной обновой и больше мужской: «Завели калоши парню - женить пора!»
Лапти - лапоточки: «в лес идут - клеточки кладут, из лесу идут - перекладывают».
Просится о них доброе слово. Древнейшая обувь, по крайней мере три тысячи лет служившая простонародью, подкупала дешевизной и легкостью изготовления.
Раньше по одному ее виду отличали, откуда ходок. Лапти косого плетения с высоким задником, «вёрзени», изготовленные из ракитной или ивовой коры, носили новгородцы; «липовики», плетенные из липы, - жители средней полосы.
В Присухонье лапти плелись из березовых лык: зимние - на суконную подвертку и шерстяной носок; летние - облегченные. Плелись также и лапти попроще, иначе ступни, без обор, надеваемые на босу ногу. «Оборы» - лыки или бечевки, завязывающиеся крест-накрест на ноге.
Женщинам для ухода за скотом плели лыковые полусапожки.
На Руси почитали эту немудреную обутку высоко, ревнители древних уставов завещали хоронить себя исключительно в лаптях.
Вывешенный в хлеву, в курятнике лапоть, словно божество, якобы охранял скот и птицу. В лапте вывозили семена огурцов на гряды.
Что до валенок - катаников, они в обиходе где-то с XVII века."

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

Старорусское название этого дня колодезница.
Вода, взятая в этот день из колодца, считается благословенной самой Богородицей.
Она обладает столь же чудодейственной силой, как и вода на Крещение.

Сложились даже крылатые фразы:

Водой из колодца на колодезницу омойся,

А после уж ни врагов, ни болезней не бойся.

Кто колодезной водой огород окропит,

У того земля всего много народит.

Приметы:

Тот, кто мечтает разбогатеть, должен заглянуть в колодец и трижды крикнуть:

Встань со дна, богатая судьба,

Сколько на твоем дне есть камешков и песка,

Столько бы у меня было денег и добра.

Если в этот день грянет гром, то год будет весьма урожайный.
Та женщина, которая рожает в этот день, ни за что не умрет при родах."

0

176

4 АПРЕЛЯ - ВАСИЛИЙ СОЛНЕЧНИК,ВАСИЛИЙ ТЕПЛЫЙ, ВАСИЛИЙ ПАРНИК, ВАСИЛИЙ КАПЕЛЬНИК

http://s006.radikal.ru/i214/1104/0d/7d05efc0ceed.jpg

На Василия Теплого солнце всходит в кругах - к урожаю, а потому в этот день рано утром нужно обязательно посмотреть на солнце.
 
Выходили смотреть на солнце.
Солнце на Василия Солнечника в кругах - к урожаю хлебов.
Василий Теплый капелью велик.
Глядели, коли дом был худ и приходила пора заново строиться, где капель с крыш падает, о землю ударяется.
Под то место дома не рубили. Место это, мол, с годами подпустило воду.
Тут - проторенный путь водице ко глуби земной.
Народ называет Василия Теплым, так как наступает уже настоящее тепло. Вовсю звучит капель, и в народе говорят: «Задолбил зиму Василий Капельник».

Солнечником же называет его потому, что в день этого святого выходят смотреть на восход солнца и гадают по нему о наступающем годе.
Если, например, солнце восходит в красных кругах, то это обещает хороший урожай. На снегу под солнцем белят холсты и приговаривают: «Василий Солнечник, отбели наши холсты белее снега».

О Солнце на Руси сложено множество пословиц и поговорок:

Солнце пригреет, все разом поспеет.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнце всходит — старым радость, а заходит — молодым сладость.

В этот день пекут калачи и посвящают их Солнцу.

Калачики.
Взять 200 г сливочного масла, 1 целое яйцо и 1 желток, 2 ложки дрожжей, 9 ложек молока, 2 ложки сахара и, кто хочет, кардамона, все смешать вместе, замесить мукой сколько нужно, чтобы тесто не приставало к столу. Потом из этого теста наделать калачиков с ручками, осыпать их изюмом и мелко нашинкованным миндалем, положить на железный лист.
Дать подняться в теплом месте, тогда смазать эти калачики взбитым яйцом, и посадить в печь.

Из книги Ивана Полуянова  "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

"4 апреля - Василий теплый.

В устных календарях - солнечник и парник, еще раз капельник.

Вспомнилось детское, деревенское: сидим на припеке, звонко выкликаем:
     
Солнышко, Колоколышко!
Прикатись ко мне
На проталинку,
На приваленку...

     
Что ж, свет восторжествовал, черед за победой тепла: «в апреле и под снегом земля преет».
Ну, далеко не всюду. В Неноксе, либо Мезени намерзнут с крыш сосульки и уже событие.
Напряглись, чтоб пышней распушиться, барашки верб, словно огоньки свечей, теплятся негасимо...
С елок, хвойных колоколен, проблескивая дымчато, порошат семена - крылатки, и тишь, тишь - до звона в ушах!
Весна, везде у нее свой облик, и для всех она своя.
Устные численники хранили мужикам для востребования:

«При восходе солнца на небе красные круги — год обещает плодородие».
«На сходе снега ложится на траву лонской (прошлогодний) тенетник, лягушки заквакают, да замолкнут от возврата холодов — будет помеха урожаю»."

0

177

5 АПРЕЛЯ - НИКОН

http://s61.radikal.ru/i171/1104/65/9ce34ad470e5.jpg
Зяблик прилетает. Зазывали птиц ко крыльцу, потчевали крошками,  зернышками, льняным семенем.

Это был день «генеральной уборки» в доме и в саду.

Говорили:
«Без присмотру одни муравьи плодятся»,
«Домок не велик, а присесть не велит»,
«Домашних дел не переделаешь»,
«Дом хозяином велик».

В саду начинали сажать яблони, рябину, черную и красную смородину.
Чистили штамбы плодовых деревьев. А в доме вытряхивали постели, выносили мусор, меняли солому в матрасах. И выгоняли из изб притаившуюся там нечисть.

Мыли с мятой лавки, полы и даже столы в доме, белили печи, мятные чаи заваривали.

http://s56.radikal.ru/i152/1104/a2/7a48251207dd.jpg

Мята — многолетнее растение из семейства губоцветных, с длинными ползучими корневищами, с ветвистым четырехгранным стеблем, с ланцетовидными, острыми зубчатыми, опушенными листьями.
Цветки мелкие, розовато-лиловые, собраны в густые шаровидные мутовки в пазухах верхних листьев. Высота растения от 15 до 40 см.

Несколько видов мяты используются в питании в качестве приправ и пряностей.
В средней полосе страны в диком виде чаще всего встречается мята полевая.
Реже встречается длиннолистная мята. Отличительным признаком ее являются более длинные и менее опушенные листья.

В XVII веке путем гибридизации была выведена перечная мята (М. piperita), которую разводят для получения эфирного масла и для производства ментола. Встречается она и в одичавшем состоянии. В Закавказье выращивается мята яблочная (М. rotundifolia) с нежным ароматом и вкусом.

Мята полевая растет на сырых лугах, в поймах рек, около водоемов, в сырых лесах. Во всех видах мяты содержатся эфирное масло, каротин, флавониды и органические кислоты. При засолке капусты четвертинами кочанов мята является одним из лучших средств, способствующих длительному хранению их, при этом она придает капусте особый вкус.

На Руси очень любили чай с мятой. Ее же добавляли в квас, благодаря чему он не только приобретал приятный запах и вкус. Но еще и дольше хранился.
Отвары мяты использовались как ароматическое вещество при выпечке пряников. Ее листья и цветки добавляли в качестве приправы к салатам, супам, рыбным и овощным блюдам, а вот добавление мяты в молоко предупреждает скисание и удлиняет срок его хранения.

Во все времена — и не только на Руси, но и практически во всех странах, где растет мята, очень высоко ценили ее целительный эффект: она успокаивает человека, снимает спазмы сосудов и гладких мышц внутренних органов.
Во многих деревнях на Руси мяту считали спутницей хорошего сна — и вешали ее пучки в горницах да добавляли в сено, которым набивали подушки.

Ни одна русская баня не обходилась без мяты. Издавна этой травой устилали полки в бане да поддавали с ней пару. Делали так потому, что мята обладает антисептическим эффектом.
Баню с мятой и березовым веником любил Петр Великий.

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

http://i046.radikal.ru/1104/48/4aaea0591bce.jpg

"5 апреля - Яковы, Захары и Василий Мангазейский.

С первых проталин сороки на стройке. Кому бы с одним гнездом справиться, а белобокие затевают сразу несколько: прочное, с крышей, фундаментом из глины - птенцов пестовать, еще два-три - для отвода завидущих глаз.
Гораздые стянуть что плохо лежит, никому не верят, по себе они о других судят. Кто ни едет, ни идет, запускают вертячки вслед бранчливый стрекот.
Остается махнуть на них рукой:
- Заладила сорока в день Якова одно про всякого!
В прошлом этот день был знаменателен для северян-землепроходцев, промышленников, основавших в Сибири на реке Таз славимый Русью город, «златокипящую Мангазею» (по племени мангазеев).
Через торжища, таможню за его деревянными стенами до 1671 года проходили кипы мехов соболей, черных лисиц, песцов, белок, бобров, тысячами пудов вывозились бивни ископаемых мамонтов, клыки моржей - дорогой «рыбий зуб».
Не находилось исстари города без местного святого заступника.
Праведного Василия Мангазейского чтили 5 апреля от Холмогор до Устюга, до Тотьмы, по сибирским промысловым становищам."

0

178

6 АПРЕЛЯ - АРТЕМОН - ДЕРИ ПОЛОЗ, КИРИЛЛ, ЗАХАРИЙ ПОСТНИК

Похвала Пресвятой Богородице.

«На похвалу Богородицы и птичка похвалится первым яичком».

На Артемона (накануне Благовещения) сеяли горох.

День святого Кирилла называют «дери полоз», ибо около того времени дороги портятся.
Погода уже в это время стоит теплая, снег тает, а потому портятся дороги и наст обдирает полозья у саней.

Примечали: коли ночь тепла, то и весна будет дружная.

Накануне великого праздника Благовещения для путников по вечерам за околицей зажигали костры, указывающие им дорогу к церквям.
Все православные ехали к вечерне. В церквях в этот день освящали семена в церкви.

http://s006.radikal.ru/i213/1104/1d/178b346ad675.jpg

В этот день крестьяне очищали избы и дворы от нечисти, жгли костры за дворами, обходили  избы кругами.
Не выносят бесы даже упоминания имени Захария Постника и бегут от того места, где чтут память могучего Духом монаха.
Молитвами подготавливали себя к Дню Благой Вести. Раньше, преступивших людское, не пускали в церковь.
Говорили, что нужно праведными делами прежде всего очистить себя, потом можно входить в храм Божий для общения с Господом.
 
На Захарии коли ночь теплая - весна будет дружная.

0

179

Сандра написал(а):

На Захарии коли ночь теплая - весна будет дружная.

Какая там тёплая... холода начались  http://s49.radikal.ru/i123/1007/04/09a549de9853.gif , так сказать "калёная неделя" перед "Вербным воскресеньем".

0

180

Мишель написал(а):

"Вербным воскресеньем"

А когда у нас "Вербная" ??? http://s61.radikal.ru/i174/1007/3e/1de540a0d735.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC