Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Русский народный календарь событий и суеверий

Сообщений 101 страница 120 из 815

101

И читать вкусно, а уж смотреть - сил никаких нет, надо будет испечь на Масленицу http://s07.radikal.ru/i180/1007/82/e9ae3cb3d1a0.gif

0

102

26 ФЕВРАЛЯ - МАРТЫНОВ ДЕНЬ, СТЕФАНОВ ДЕНЬ

ДЕНЬ СВЕТЛАНЫ

В этот день Православная Церковь почитает преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого.

Мартын считался в русском народе избавителем от блудной страсти.
На этот день приходились смотры молодожёнов. Молодые семьи собирались на посиделки и делились опытом совместной жизни.

http://s43.radikal.ru/i099/1102/28/f0d4acda2009.jpg

В этот день — день Светланы, светлый день — звезды окликали, чтобы от их сияния глазам зоркости прибыло.

Если в этот день тает, то весна придет дружная, а если день холодный да пасмурный, то весна затяжной и холодной будет.

0

103

27 ФЕВРАЛЯ - КИРИЛЛ ВЕСНОУКАЗЧИК

Кирилл поля утучняет. Снег оседает — поля утучняет.

Надо было всем возможными способами удержать к весне на полях снег.
Для этого мужики выходили на огороды и утаптывали там снег.

На Кирилла хорошая погода — к сильным морозам.

А в мороз первое дело — выпить сбитня горячего.

http://s48.radikal.ru/i119/1102/85/bd38cc26f8bd.jpg

Сбитни.
Сбитни были известны на Руси издревле. Упоминание о сбитнях встречаются уже в летописях XII века.
Само слово «сбитень» означает «крепкий напиток». В.И.Даля сбитнем называет горячий напиток из подожженного меда с пряностями.

В старину этот напиток готовили так:
в кипящую воду, с растворенным в ней медом или патокой, добавляли по вкусу имбирь, кардамон, гвоздику, корицу, лавровый лист или мускатный орех либо их смесь.
Сбитень на Руси пили по несколько раз в день, им торговали на улицах и в трактирах.

Особенно популярен был сбитень зимой, когда его разносили в медных чайниках-самоварах, укутанных в одеяла, чтобы не остыл.

Существовали и «сбитенные курени».
Одну из таких куреней описал Н.В. Гоголь: «... внизу был лавочка... в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом таким же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черной, как смоль, бородой».

Сбитни бывают простые и заварные.
Заварные сбитни готовят, сбраживая сусло из меда и патоки с различными приправами.
При этом можно получить слабоалкогольные напитки, подобные меду и пиву.
К сбитню подают пряники, пирожки, печенье, баранки. Сбитень можно было пить горячим и холодным.

Сбитень московский.
400 г меда, 1 г корицы, по 2 г гвоздики, хмеля и мускатного ореха, 1 л воды.
Добавить в воду мед и патоку, вскипятить, положить пряности и поварить еще 5 минут. Затем дать настояться полчаса и процедить.

Сбитень новгородский.
100 г сахара, 150 г меда, 4 г гвоздики, 3 г корицы, лавровый лист, 2 чайные ложки сушеной мяты, 1,5 л воды.
Мед развести в стакане воды, вскипятить и снять пену.
Отдельно прокипятить сахар в стакане воды, смешать с медом и проварить на слабом огне, не допуская заметного кипения, чтобы часть воды выпарилась.
В оставшейся воде варить пряности и травы в течение 10 минут, дать им настояться еще 10 минут и соединить с сиропом.

Сбитень суздальский.
По 150 г меда и сахара, 15 г гвоздики, 15 г корицы, 15 граммов имбиря, 15 г кардамона, 2 лавровых листа, 1 л воды.
Мед смешать с водой, прокипятить 20 минут, добавить пряности и варить еще 5 минут. Затем напиток процедить.

Сбитень псковский.
По 1/2 стакана натурального меда и сахара, 15 г гвоздики, 15 г корицы, 15 г имбиря, 15 г кардамона, 2 лавровых листа, 1 л воды.
Все компоненты положить в горячую воду и варить 15 минут на слабом огне.

Сбитень 1783 года.
50 г меда, 4 г корицы, 3 г гвоздики, 150 миллилитров сока брусники или клюквы, 1 л воды.
Все компоненты положить в кипяток и кипятить полчаса, а затем, не давая остыть, процедить.

0

104

28 ФЕВРАЛЯ - ОНИСИМ ОВЧАР

ОНИСИМ ЗИМОБОР. ВАСИЛИЙ КАПЕЛЬНИК.

Зима становится безрогой.
На Онисима окликали овчары звёзды, чтобы овцы ягнились.
Вечером, когда появятся звёзды, выходят за околицу и кладут на все четыре стороны по три поклона.
Овчар становится на руно и прозносит слова: «Засветись звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещёному; загорись огнём негасимым на утеху православным. Ты заглянь, звезда ясная, на двор к рабу Божьему (имя). Ты освети, звезда ясная, огнём негасимым белояровых овец у раба Божьего (имя). Как по поднебесью звездам несть числа, так бы у раба Божьего (имя) уродилось овец боле того».

После сего окликания хозяин был просто обязан привести овчара в избу и угостить по доброму.

В Рязанской, Тульской областях рукодельные женщины, оканчивая пряжу льна и конопли, отбирали первый моток, лучший из всей пряжи, и в этот день выставляли его на утреннюю «зарю», с уверенностью, что вся пряжа будет бела, чиста и крепка. Этот обычай звался «зорнить пряжу».

В тех же губерниях был обычай выставлять семена на три утренние зари на мороз и потом откладывать их к будущему посеву.
Обычай этот назывался «семенное».

Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне. Большая прибавка воды предвещает хороший сенокос. В этот день зима с весной начинают борьбу — кому идти вперед, а кому вспять повернуть. Полагали, что в этот день всегда бывает оттепель.

Этот день считался удачным и для колдовства.

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

В этот день Православная Церковь почитает апостола от 70-ти Онисима.

· Большая прибавка воды на Онисима предвещает хороший сенокос.
· Этот день считался удачным для гаданий.

28 февраля — последний день самого короткого месяца в году. В этот день знахари делают «укорот» на длинные языки, «укорот» на мужей, которые бьют своих жен.

Тот, кто успеет это сделать, того муж целый год пальцем не тронет.

Заговор читают так:

Благослови, Господи, мои слова.

Я, Божья раба (имя).

Дай, Господи «укорот» на руки, ноги и рот

Рабу Божьему (имя).

Чтобы он руками на меня не махал,

Ногами меня не пихал.

Рта на меня, рабу Божью (имя), не открывал.

Дела свои замыкаю, слова свои закрываю.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Аминь. Аминь.


Начало масленичной недели.
Каждый день масленичной недели имел свое название:

http://i074.radikal.ru/1103/d7/7e2da9328c4e.jpg

- понедельник«встреча»,
- вторник«заигрыш»,
- среда«лакомки»,
- четверг«разгул»,
- пятница«тещины вечерки»,
- суббота«золовкины посиделки»,
- воскресенье «прощеный день», «проводы масленицы».

Вся неделя именовалась «честной, широкой, веселой».
Само название праздника «масленица» произошло оттого, что в эту неделю ели очень много масленой пищи.

Понедельниквстреча.
К этому дню достраивались горы, качели, балаганы.
Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Из книги "Сказания русского народа,собранные Иваном Петровичем Сахаровым"

"Русский народ свою масленицу величает: честная масленица — широкая масленица — веселая масленица.
В наших церковных книгах масленица называется: сырною неделею.

Все дни масленой недели имеют свои особенные названия:
встреча — понедельник, заигрыши — вторник, лакомка — среда, разгул, перелом, широкий четверг— четверток, тещины вечерки — пятница, золовкины посиделки— суббота, проводы, прощанья, целовник, прощеный день — воскресенье.

На первый день масленицы наш народ  справляет встречу честной масленицы, широкой боярыни.
Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы.
Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причитывают:
«Звал, позывал честной семик широкую масленицу к себе в гости во двор.
Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться.
Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трех-материна дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка!
Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.
Выезжала честная масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.
Как навстречу масленице выезжал честной семик на салазочках, в одних протяночках без лапоток.
Приезжала честная масленица, широкая боярыня к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Ей-то семик бьет челом на салазочках, в одних протяночках, без лапоток.
Как и тут ли честная масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася.
Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовой терем, за дубовый стол, к зелену вину.
Входила честная масленица, широкая боярыня, к семику во тесовой терем, садилась за дубовый стол к зелену вину.
Как и она ль, честная масленица, душой потешалася, умом повеселялася, речью наслаждалася».

После этой встречи дети сбегают с гор и кричат:
«Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Встреча оканчивается кулачным боем.

В некоторых местах мне случалось видеть, как дети приготовляли утром соломенную куклу — Масленицу.
На Масленицу надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти.
Эту Масленицу-куклу на салазках ввозили на гору с причитанием встречи.
Неизвестно, когда и кем позывание Масленицы перенесено было на лубочные картинки.

Наш степенный народ, люди зажиточные, встречу масленицы начинали посещением родных.
С утра свекор с свекровью отправляли невестку на день к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости.
Здесь, за круговой чашей, условливались: когда и где проводить время? кого звать в гости? когда кататься по улицам?

К первому дню масленицы устроиваются общественные горы, качели, вислые и круглые, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы с слади-мыми яствами: здесь народ торговый сбирает дань с праздности и лени; здесь копейка ставится на ребро. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств — значило в старину: жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.
В старину москвичи масленицу справляли у Красных Ворот.
Здесь Петр Великий открывал масленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами.

Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные с четверга или пятницы.
В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопшим.
В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских.
Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают: «Честные наши родители! вот для вашей душки блинок».
Прежде печения блинов наши женщины-стряпухи изготовляют опару с особенными обрядами.
Одни опару готовят из снега, на дворе, когда взойдет месяц.
Здесь они причитывают: «Месяц, ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару».
Они остаются в полной уверенности, что месяц выглядывает из окошка и дует на опару.
От этого будто блины бывают белые, рыхлые..
Другие выходят вечером готовить опару на речки, колодези и озера, когда появятся звезды.
Приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.
Малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску в продолжение всей недели.
Где нет свекра и свекрови, где молодые встречают первую масленицу, тещи приходят к зятьям в дом учить своих дочек печь блины.
В старину зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму.
Это призвание считалось нашими бабушками за великую честь; об нем говорили все соседи и родные.
Званая теща обязана была прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, дежники, половник и кадку, в чем ставить блины. Тесть присылал: мешок манной грешневой муки и коровьего масла.
Неуважение зятя к сему обычаю считалось бесчестием и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем.

Материал с сайта Библиотекарь.Ру

0

105

МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ

http://s49.radikal.ru/i124/1103/ad/beca6eab2c7b.jpg

Звенит капель, сверкают лужицы талого снега. Уже курица под окном напилась...
Думаете, просто так она решила водицы талой попить? А вот и нет!
Замечено, что снеговая вода повышает яйценоскость.
Да и вообще на вид обычная, но по «происхождению» талая вода обладает особой силой.
По своему молекулярному составу она — лед, настоящее лекарство для животных и растений.

Весна — удивительное время года, всеоживляющее, благодатное.
Всё увеличивается день, всё чаще на голубом небосклоне подолгу гостит солнышко.
Со светом и тепло прибывает.

Многолетние наблюдения народа убеждают, что ранние весны хуже поздних.
Ранние обычно становятся затяжными, потепления перебиваются возвратом холодом.
Недаром говорят: «Рано затает — долго не растает, а поздняя весна не обманет».

По мере схода снега и отмерзания почвы пробуждаются деревья.
А когда весна наберет силу, войдет «в пору», первые набежавшие дождички смоют остатки зимней грязи.
Расцветет Земля - Матушка, оденется в красивое платье, уберется цветами да украсится зелеными ветвями.
Зазеленеют леса и пригорки, заполыхают в садах тюльпаны и пионы, настой медовый дух густо поплывет по садам.

А там, глядишь, и лето на носу...

Хороший год по весне видно.

Весна днем красна.

Ранней весной сверху печет, а снизу студит, льдом костенит.

Ранняя весна ничего не стоит.

Если за сухим мартом идут дождливый апрель и холодный май — быть хорошему урожаю.

На крышах большие сосульки весной — к долгой весне.

Если облака движутся в одну сторону — быть жаре.

Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, то будет холодное лето, и наоборот.

Если весной снег тает от солнца — будет урожайный год, от дождя — жди засуху.

Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким.

0

106

МАРТ

На календаре — март.
Весна пока не обрела силы, еще только преддверие тепла, которое так и называется — предвесенье.
«Починок» весны до своей календарной середины небросок, но уже начинают таять снега, а начало снеготаяния — и есть точка отсчета юности года.
Во все времена и у всех народов приход весны приветствовали особыми праздниками и обрядами.
Древние греки и римляне устраивали в честь богини весны и цветов Флоры богатые пиршества, и веселые представления.
Такие праздники назывались цветными.

С этого месяца начинался году евреев, египтян, персов, древних греков и римлян.
Латинские названия месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь — седьмой, восьмой, девятый, десятый — указывают на то, что первоначально счет велся именно с марта.
Да и по библейским преданиям сам Бог сказал Моисею и Аарону о марте: «Месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета».

И на Руси март долгое время был первым месяцем в церковном году и началом древнего времяисчисления.
Историки считают, что мартовское летоисчисление «продержалось» до 1343 (по другой версии — до 1492), когда в России решено было считать началом года вместо марта сентябрь.

«Мартом» этот месяц римляне назвали в честь бога войны Марса, который был призван также защищать мирный труд.

На Руси же у марта существовало множество названий: на севере он назывался сухый или сухий — из-за весеннего тепла, а по другой версии —из-за того, что сохли в этом месяце срубленные леса.
Ведь наши предки вели подсечную систему земледелия, и поля отвоевывали у леса.
Поэтому в феврале-сечене деревья валили, затем дожидались, пока они высохнут — и в марте сжигали на полях (или палах, как их называли в древности).
На этих палах-гарях оставалась зола, которая и удобряла будущее поле.
Такая система земледелия известна также под именем «огневой».

На юге же России апрель называли березозолом — из-за действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и распускает почки.
Еще март звался протальником, капельником, весновеем и пролетним, так как им начиналась весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним апрелем и маем март составлял так называемое «пролетье».

Март — утро весны. Солнце светит 109 часов, и именно в этом месяце день сравнивается с ночью.

http://s51.radikal.ru/i134/1103/3b/4da5e32167d1.jpg

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям" :

"Уплотнилась паутина ветвей, гуще, четче тени, отбрасываемые березами.
Береста стволов ослепляет, невозможно представить что-нибудь ее светлей.
Похоже, роща устремлена вершинами в небесную синь - напиться солнца и добытое передать сугробам.
Что ни береза, то родник света. Снег сияет, искрится, сверкает, а тени синие-синие, с лиловым отливом.
Мартовские, самые глубокие тени на самых светоносных в году снегах.
Недра чащи по-прежнему нетревожны.
Сумрак - в нем отдыхают глаза.
Холод - от него на душе неуютно.
Начинаешь сомневаться, неужели где-то солнцем залита роща, пряди березовых ветвей поалели, блестят, как под лаком, и ожили тени, привольно стелются, такие зыбкие, такие ласковые?
В чащобе комья мерзлой нависи, уцелевшие на елках от ветров-вьюговеев, заледенели, сучья будто в оковах.
Здесь только иглопад о весне свидетель. Да вон на мутовке ели переливается, горит розово одинокая блестка.
Шепот в хвойнике: сеются иглы, и взойти посеву — в оврагах бурными потоками, на еловой лапе птичьей хороминкой, у калинового куста колоколенкой ландыша...
Лучилась искра инея вверху и погасла на пригреве.
Ей взамен певучая трель, зачин таежной весны - песенка крохи-королька высоко-высоко с ели.
Старается птаха - клюв тоньше шильца, на темени, словно корона, золотистые перышки.
Матеро исполинское дерево, слаб голос, едва ли дано песне достичь подножия громадины. Холод, покой, сквозь сумрак шепоты, скрип ледяных оков.
Ополдень пригревает ровно настолько, чтобы отмякли запахи снега, хвои, чтобы висячий сугроб елки-горюньи солнечного затишья нацедил росинку влаги.
Там не менее росинка больше убеждает в наступающих переменах, чем с крыш сосульки, чем лужа под водостоком.
У порога хлопотная страдная пора: вестимо, вешний день весь год кормит, возрастала потребность заглянуть вперед.
Деревенские святцы, живо откликаясь, не пропускали сколь — нибудь важных, зримых признаков пробуждения природы.

«Красными днями снег сгонит - родится хлеб».
«Ранний прилет жаворонков — к ранней весне».
«Лед весенний тонет - на бесхлебье».
«Во время разлива лед на берегах обсох — к тяжкому году».
«Водополь велика — и урожай велик».
«Весной ручьи маловодны — к засухе».
«Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — лето будет холодное».
«Поздний расцвет рябины - протяженная осень».
«Весной паутины много — на жаркое лето».
«Много комаров — готовь коробов (под ягоды), много мошек — готовь лукошек (под грибы)».
Э, небось рано забегать из сыпучих сумётов в паровитую грибную теплынь, из продутых вьюгами полей - в листопадные перелески! Как бы заглянуть к первой на ниве борозде?
В любой округе найдется знаток месяцесловов. К нему в избу набивался народ.
Вдумчиво дымя махоркой, судили, так и этак примеривались.
Мол, «нет подрядчика, чтобы к сроку весну выставлял».
«Бывает год - на дню сто погод». Вот-вот, «обнадейчива весна, да и обманчива!»
Мнения разделялись, примет-то каждый помнит немало, чьи же точнее?
Помимо общероссийских, единых примет о погоде, видах на урожай, охотничьи и рыбачьи промыслы, в каждой деревне были и свои, местные, имевшие ограниченное распространение.
Они брали на учет, образно истолковывали и проталину под окнами, и шум водопольной речки за околицей, даже мух на бревнах избы на пригреве.
Как нет двух полей, одинаковых по составу почвы, луговин - по травам, так не могло быть примет, верных на все случаи.
Обычно верх оставался за своими, проверенными местным опытом.
Сходились в конце концов мужики на том, что весна сама покажет, когда полоз на колесо менять, на пашню с плугом выезжать.
«Час придет и пору приведет».
«Всякое семя знает свое время».
Притом держи на уме:
«Весной запашку затянешь - зимой ноги протянешь!»
Март для Севера лишь к своему завершению «позимье», первенец весны.
«Марток - надевай двое порток» - о нем присказка.
«Протальником» назван он устными численниками, но пока земля освободится из-под снега, терпеть и ждать.
Северных крестьян устраивали мартовские холода: «Рано затает - долго не стает».
К добру осадки, когда «встоячь собаку снегом заносит».
Ветры дули, зиму выдували, и сейчас им честь и место, по праву март прозывался «свистуном».
В целом на будущее благоприятный прогноз таков: «Март сухой, апрель сырой, май холодный - год хлебородный».
Не спеши весну объявлять, «календарным теплом не угреешься».
В рукописи XVII века из Соловецкого монастыря утверждалось: весна длится с 24 марта по 24 июня, лето укладывается в сроки до 24 сентября, затем осень - до 24 декабря.
Каждый сезон включает 91 1/4 суток. Короче говоря без недели весь протальник занимает у нас зима."

О марте на Руси говорили:

И март на нос садится, и в нем морозит.

Мартовская вода пользительна из снега от веснушек и загара.

Мартовское пиво лучшее.

В марте курица из лужицы напьется.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Мартовская вода целебная (из мартовского снега).

Март похоронит, август схоронит (хлеб: зерно хоронят в землю, а затем убирают в закром).

Если в марте облака плывут высоко да быстро — к хорошей погоде.

Частые туманы в марте предвещают хорошую погоду.

Если в марте гроза случится — то год плодородным будет.

Сухой март — год урожайный, дождливый, — неурожайный.

В марте сзади и спереди зима.

Февраль силен метелью, а март — капелью.

0

107

1 МАРТА - ЯРИЛИН ДЕНЬ

http://i036.radikal.ru/1103/31/5509b7247ad2.jpg

Начинался март Ярилиными днями.

Ярило — языческий бог солнца древних славян.

http://s43.radikal.ru/i099/1103/01/55647feba362.jpg

От Ярилы земля нагревалась — «ярилась».

О погоде 1 марта говорили: вздел Ярило зиму на вилы.

После Крещения цыган шубу продаёт, а морозов жди на Афанасия-пучеглаза, на Федора-тирана (тирона) и Маремьяну-кикимору.

В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция не работать 1 марта сохранялась до XIX века.

Если с первых дней весна разгульна, незастенчива — обманет. Ей верить, что себя проверить.

В этот день говорили: «Ярила — с вилами», то есть Ярило вздевал зиму на свои вилы — солнечные лучи — и начинал ее прогонять.
В народе говорили: «Поднялся Ярило, берись, мужик, за вилы».

Ярило был не только богом солнца, но и богом плодородия, а потому беременные женщины в этот день старались погреться на солнышке, чтобы получить силы выносить ребенка.
А бабки-повитухи топили в доме полуденный снег, умывались талой водой и руки мыли, чтобы чистыми стать да ребенка принять.

В этот день, если ночью нападал снежок, матери посылали ребятишек размести дорожку к колодцу да мостки на пруду и реке.
Верили, что это счастье в дом принесет, а детям здоровье даст.

С этого дня начинались девичьи Ярилины хороводы.

http://i001.radikal.ru/1103/8b/62ddab2ef8c6.jpg

Молились о «прогнании лукавых духов», а также «откупались» от болезней и несчастий.
«Откупной» обычай восходит к дохристианским временам, когда полагалось выдавать жертву богу Велесу. Доныне он сохранился в купальских ритуальных действах.

Откуп совершался с помощью серебряного предмета (монеты, ложки и т.д.) – из металла, наделенного издревле способностью изгонять злых духов, насылающих хвори и беды.
Однако в ход шли и другие вещи, вплоть до самых обыденных.
«Откупной» предмет полагалось с особыми заговорными словами оставить на кладбище, перекрестке или просто на дороге.

Именно поэтому существовал строгий запрет поднимать что-либо с земли, а особенно – в перечисленных местах.
Иначе можно стать «перекладь-душою», то есть взять на себя то, от чего откупался хозяин вещи.
Кое-где этот запрет распространялся даже на случайно упавшие в избе предметы из домашней утвари, куски пищи и т.п.

Когда на Руси укоренилось христианство, о «прогнании лукавых духов» стали молиться преподобному Маруфе.
В память о том, что на эту дату приходится самоубийство Иуды, народная культура сформировала целый ряд ограничений не только на этот день, а на все времена:

– не брать соль из солонки пальцами;
– не макать кусок хлеба в солонку;
– не класть ложку «дном кверху» (что возможно лишь за поминальным столом);
– не усаживать за стол 13 человек.

Продолжение масленичной недели:

вторник - заигрыши

Из книги "Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым"

На заигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов.
В богатых домах к этому дню братцы устраивали горы для сестриц среди двора.
Матушки посылали позываток звать   по   родным   и   знакомым   дочек   и   сынков,   с наказом: у нас, де, горы готовы и блины испечены — просим жаловать.
Позываток встречали с почетом и приветом, угощали вином и блинами и отпускали с наказом: «Кланяться хозяину и хозяйке с детками, со всеми домочадцами, а деток своих пришлем к вечеру».
Отказ всегда объявлялся условленным, общим выражением: «У нас, де, состроены у самих горы и прошены гости».
Соседи толковали такие отказы по-своему: «Здесь, де, начинается разлад и дочку прочат за другого».
Гостей принимали с встречами у ворот, крыльца и образной.
После нескольких угощений гостей отпускали потешиться на горы.
Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Нянюшки, матушки, бабушки все это знают, с ними встарь то же бывало.
Теперь они радуются на веселости своих деток, воображая их будущее счастье.

Материал с сайта Библиотекарь.Ру

0

108

2 МАРТА - ФЕДОР ТИРОН. МАРЕМЬЯНА КИКИМОРА,

КОНЕЦ ЗИМНИХ СВАДЕБНЫХ НЕДЕЛЬ.

На Руси этот день носил двойное название — по имени святых, чья память отмечалась 2 марта.
Это великомученик Феодор Тирон, живший в начале IV века, и праведница Мариамна, сестра апостола Филиппа.
Тирон (воин) отказался принести жертву идолам, за что его бросили в темницу на голодную смерть и сильно истязали.
Был сожжён на костре за веру Христову в 306 году.

Его почитают как защитника людей, живущих по Заповедям Божьим.

Как это часто случается, русский народ «превратил» Тирон в тирана, который вовремя одумался и стал защищать людей.
Ему молились о розыске украденных вещей и бежавших рабов.

Но украденные вещи умели находить и при помощи особых гаданий.
Так, когда хотели узнать имя вора, брали решето, втыкали в него ножницы, в кольца ножниц вдевали указательные пальцы рук и держали решето на весу, при этом произносили имена подозреваемых лиц.
Если решето при упоминании какого-нибудь имени поворачивалось, это был знак того, что именно этот человек украл известную вещь.

Маремьяну же русский народ и вовсе представлял кикиморой, а не земной женщиной.
С другой стороны, именно к святой праведнице Маремьяне народ обращался с просьбой защитить от проделок кикиморы.
Кикимора, по мнению крестьян, больше всего вредила бабам, занимавшимся прядением и ткачеством: она обожала путать им пряжу и разматывать клубки, ломать кросна.

В народе существует особый рассказ о происхождении кикимор:
«Живет на белом свете нечистая сила сама по себе. Ни с кем-то она, проклятая, не роднится: нет у ней ни родного брата, ни родной сестры.
Нет у ней ни родимого отца, ни родимой матери, нет у ней ни двора, ни поля, а пробивается, бездомовая, где день, где ночь.
Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей: все бы ей губить да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить.
Есть между ними молодые молодцы, зазорливые. А и те-то, молодые молодцы, прикидываются no-человечью и по-змеиному.
По поднебесью летят они, молодые молодцы, по-змеиному, по избе-то ходят они, молодцы, по-человечьи.
По поднебесью летят, на красных девушек глядят, по избе-то ходят, красных девушек сушат.
Полюбит ли красну девицу-душу, загорит он, окаянный, змеем огненным, осветит он, нечистый, дубровы дремучие.
По поднебесью летит он, злодей, шаром огненным; по земле рассыпается горючим огнем, во тереме красной девицы становится молодым молодцем несказанной красоты.
Сушит, знобит он красну девицу до истомы. От той ли силы нечистые зарожается у девицы детище некошное.
С тоски, со кручины надрывается сердце у отца с матерью, что зародилось у красной девицы детище некошное.
Клянут, бранят они детище некошное клятвой великой: не жить ему на белом свете, не быть ему в урост человечь, гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне негасимом.
Со той ли клятвы то детище заклятое, без поры, без времени, пропадает из утробы матери.
А и его-то, окаянного, уносят нечистые за тридевять земель в тридесятое царство.
А и там-то детище заклятое ровно чрез семь недель нарекается Кикиморой.
Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах.
Поит-холит он Кикимору медяной росой, парит в бане шелковым веником, чешет голову золотым гребнем.
От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн, говорит ей сказки заморские про весь род человечь.
Со вечера до полуночи заводит кудесник игры молодецкие, веселит Кикимору то слепым козлом, то жмурками.
Со полуночи до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке.
Ровно через семь лет вырастает Кикимора.
Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной.
Далеко видит Кикимора по поднебесью, скорей того бегает по сырой земле.
Не старается Кикимора целый век, без одежи, без обуви бродит она лето и зиму.
Никто-то не видит Кикимору ни середь дня белого, ни середь темной ночи.
Знает-то она, Кикимора, все города с пригородками, все деревни с приселочками; ведает-то она, Кикимора, про весь род человечь, про все грехи тяжкие.
Дружит дружбу Кикимора со кудесниками да с ведьмами.
Зло на уме держит на люд честной.
Как минут годы уреченные, как придет пора законная, выбегает Кикимора из-за каменных гор на белый свет ко злым кудесникам во науку.
А и те-то кудесники люди хитрые, злогадливые; опосылают они Кикимору ко добрым людям на пагубы.
Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи.
Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной.
Со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую.

На заре-то утренней она, Кикимора, собирает столы дубовые, ставит скамьи кленовые, стелит ручники кумачные для пира неряженого, для гостей незваныих.
Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу: а и та печь не на месте, а и тот стол не во том углу, а и та скамья не по стене.
Строит Кикимора печь посвоему, ставит стол по-нарядному, убирает скамью запонами шидяными.
Выживает она, Кикимора, самого хозяина, изводит она, окаянная, всяк род человечь.
А и после того, она, лукавая, мутит миром крещеныим: идет ли прохожий по улице, а и тут она ему камень под ноги, едет ли посадский на торг торговать, а и тут она ему камень в голову.
Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой».

http://i034.radikal.ru/1103/65/3bf08c105619.jpg

На Маремьяну на вечерней заре заговоры против кикимор произносят.
Для изгнания кикимор из дома заговоры надо произносить не только 2 марта, но и 17 марта — в день, который так и называется — Кикиморы.

В этот же день девки еще и гадали — выходили на улицу и смотрели: если идет женщина, значит, та, которая гадает, замуж в этом году выйдет.

Какая погода в этот день такому и лету быть.
На Федора ворона начинает строить гнездо.
 
Народные приметы запрещают вечером смотреть на небо, поскольку  увиденная падающая звезда может означать тяжелую болезнь и даже смерть.

В этот день полагалось перемыть кухонную утварь раствором с настойкой из корней папоротника.
Вымести дорожку перед домом от крыльца к колодцу, или перекрестку.
Выбросить,  разбив, посуду с трещинами и сколами, сжечь ветхую одежду и прочий хлам, обойти дом с факелом.

Продолжение масленичной недели:
среда - лакомки. В этот день зять приходил к теще на блины.
Кроме зятя теща приглашала и других гостей.

Из книги "Сказания русского народа,собранные Иваном Петровичем Сахаровым":
На лакомки, в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
В Туле тещи для зятя пекут еще блинцы, оладьи и творожнички.
В Нерехте бывает съезд из деревень девиц, молодых и пожилых, где они, в праздничных платьях, катаются отдельно от мужчин. Насмешливый русский народ составил несколько песен о заботливости тещи при угощении зятя.
Эти песни вечером поют холостые, с разными олицетворениями.
Здесь наряженный медведь играет разные фарсы, «как теща про зятя блины пекла—как у тещи головушка болит—как зять-то удал теще спасибо казал».

Сайт "Библиотекарь.Ру"

0

109

3 МАРТА - ЯРИЛО С ПТИЦЕЙ ОВСЯНКОЙ

ЯРИЛО — С СОХОЙ-БОРОНОЙ

Говорят, в этот день можно увидеть вылет бабочек-крапивниц.

Почитали птичку-овсянку - зобок у нее желтоватый, хребетик зеленоватый. Вестницей скорого тепла слыла она.
Маленькая же птичка овсянка возвещала веселым чириканьем наступлением весны.

http://i065.radikal.ru/1103/ef/48ad336c3cc2.jpg

Ярило в этот день брался за соху и борону, проверял, готовы ли они к весне.
С этого дня у кузнецов прибывало работы — крестьяне несли им чинить рабочий инструмент.

В этот день не было от Ярилы укрытия снегу, топил он его, не жалея сил.
В народе говорили: «Много снегу — много хлеба; много воды — много травы», «Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется».

В этот день пекли овсяное печенье — овсянники.
http://i053.radikal.ru/1103/99/41413f9f02d0.jpg

Овсянники
400 г овсяной муки, 400 г пшеничной, 250 мл. подогретого молока, 300 г сахара, 1 столовую ложку картофельной муки, 2 чайные ложки соды, 200 г сливочного масла, размешать, раскатать, вырезать большой рюмкой «печенюшки», испечь.

Четверг –  «разгуляй-четверок»  или  «широкий  четверг». 
Масленичные  гуляния  достигают  своего  апогея. 
Устраивается  масленичный  поезд ( известный  также  и  в  западноевропейском карнавале), объезжающий во главе с виновницей торжества все село. 
Во славу Перуна весь день происходят кулачные бои, которые в окончание празднества на  этот день завершаются взятием снежного городка.

http://s09.radikal.ru/i182/1103/10/c7ce2cfc49ce.jpg

Из книги "Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым":

В широкий четверг начинается масленичный разгул: катанье по улицам, разные обряды и кулачные бои.
В Переславле-Залесском, Юрьеве Польском и Владимире возят по улицам мужика.
Для поезда выбирают огромные сани, утверждают в средине столб, на столбе привязывают колесо, на колесо сажают мужика с вином и калачами.
За этими санями тянется поезд с народом, который поет и играет.

В старину в Зарайске возили на санях дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками в сопровождении народа.
В Архангельске прежде мясники возили быка по городу на огромных санях, к которым прицеплялся поезд с народом.

В Ярославле с четверга начинают колядовщики петь Коляду.
Там фабричные ходят по домам с бубнами, рожками и балалайками для поздравления с праздником: «Прикажи, сударь-хозяин, Коляду пропеть».
За колядские песни колядовщиков угощают пивом и награждают деньгами.

В Сольвычегодске на мирскую складчину варят пиво.
Братчина, разгульный народ, сходится в назначенное место пить пиво и петь песни.

В Сибири масленица возится на нескольких санях, на которых устраивается корабль с парусами и снастями.
Здесь усаживаются люди, медведь и честная Масленица.
Сани, запряженные в 20 лошадей, возят Масленицу по улицам в сопровождении поезда песенников и шутов.

Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются до вечера.
Сначала начинают бои сам на сам, один на один, а потом уже стена на стену.
В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты; но ныне они находят редких поборников и только одни мальчики напоминают о старых потехах.

В XVIII столетии Москва видела три царственные увеселения на масленице.
В 1722 году, после Нейштадт-ского мира, Великий Петр снарядил масленичный поезд из Всесвятского села чрез Тверские Ворота прямо в Кремль.
Празднество продолжалось четыре дня.
Императрица Елизавета Петровна открывала масленицу в селе Покровском. Императрица Екатерина II , после своей коронации, справляла на масленице трехдневный маскарад на городских улицах.

Библиотекарь.Ру

0

110

4 МАРТА - ФИЛЯ ВЕШНИЙ, АРХИП, ФЕДОТ.

http://s011.radikal.ru/i315/1103/26/ee36def6deb7.jpg

День этот в народе называется так по имени апостолов Архиппа и Филимона.

Народные приметы на этот день:

На Федота снежный занос - к поздней траве.

Если в этот день в лесу встретить белого зайца – снег обязательно выпадет еще.

Чайка пролетела – скоро лед пойдет.

4 марта в крестьянских домах привечали сирых да убогих, с радостью принимали нищих, угощали их на славу.
Считалось, что чем больше сделаешь добрых дел в этот день, тем лучше.

Пекли каравай, посвящали его солнцу, и затем по кусочку давали съесть всем домашним, соседям, и обязательно пришедшей в дом нищей братии.
Оставшиеся хлебные крошки бросали за спину.
Верили: кинешь хлеб-соль назад — по осени с хлебом будешь.

Об искусстве выпечки хлеба народ сложил такие поговорки:

Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.

Если под печью лежит голик (веник) или сидит лягушка, то хлебы испортятся.

Когда один хлеб вынут раньше прочих и разрежут, то все хлебы испортятся.

За ужином хлеба не починать, не спор будет.

Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.

Когда хлеб печется, не мети избы: спорынью выметешь.

Сажая хлебы в печь, подымай подол, приговаривая: «Подымайся выше!»

Каравай хлеба начинай резать с головы (с края, который несколько « повыдался »).

«С древнейших времен пришел к нам каравай, — пишет в одной из своих книг В. Побочный.
— В старину его называли черепенником.
В язы­ческое время он считался священным пирогом.

В.И. Даль упоминает о ста­ринном свадебном чине каравайника. В наше время каравай стали готовить из творога, лапши, капусты, пшена.
                                                       

Вот несколько рецептов приготовления каравая, почерпнутых из старинных кулинарных книг:

http://i061.radikal.ru/1103/07/799c8c03481e.jpg

Праздничный каравай

На 400 г пшеничной муки 4 столовых ложки сухих дрожжей, V2 стакана теплой воды, 400 г сливочного масла, 16 яиц, 150 г сахара, цедра 2 лимонов, молотая корица, соль по вкусу.
В растертое сливочное масло постепенно вбивают сырые желтки, сахар, тертую цедру лимона, корицу, доставляют разведенные в воде дрожжи, муку, взбитые белки.
Подготовленную массу выкладывают в смазанную, маслом форму, заполнив ее на V2 высоты, и дают тесту подняться.
Выпекают каравай в горячей духовке 35 — 45 минут, затем поливают растопленным медом или вареньем. /.../

Каравай

Для опары: 750 г муки, 30 г прессованных дрожжей, 0,3 л молока, 0,1 — 0,2 л воды.
Для теста: 750 г муки, 20 г соли, 150 г сахара, 100 г маргарина, 2 яйца, 0,2 — 0,3 л воды.
Тесто для этого каравая готовят опарным способом.
Из муки, прессованных дрожжей, молока и воды готовят, опару, которая должна бродить не менее 4 часов.

Масленица:

Пятница - "тещины вечерки"

Из книги "Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым":

На тещины вечерки зятья угощают своих тещей блинами.
Приглашения бывают почетные, со всею роднёю, к обеду, или запросто, на один ужин.
В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом, утром, присылать нарядных зватых.
Чем более бывало зватых, тем теще более оказывалось почести.
Дружко или сват приглашались к таким нарядным позывам и за свои хлопоты с обеих сторон получали подарки.

0

111

Хоть каравай  пеки, так  заманчиво  Сандра  все описала... http://s61.radikal.ru/i174/1007/3e/1de540a0d735.gif

0

112

Lilitochka написал(а):

Хоть каравай  пеки,

Аха, описала, но я с дрожжевым тестом не дружу, также как и ты Лилита :crazy:
Правда без дрожжей еще могу тесто усмирить, а с ними никак не договорюсь.

0

113

Сандра написал(а):

Аха, описала, но я с дрожжевым тестом не дружу, также как и ты Лилита

Жаль, что пойти купить нельзя, это бы  мне больше  понравилось http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gif

0

114

Сандра, поменяй названия: первый рецепт это Праздничный каравай, а второй - это обычный, просто каравай.
Девочки, пробуйте делать дрожжевое тесто, теперь рецептов много, если не делать, то и не получится http://s46.radikal.ru/i113/1102/76/172e8d9d2ff5.gif

0

115

Инжи написал(а):

Сандра, поменяй названия:

Поменяла :glasses:

Инжи написал(а):

Девочки, пробуйте делать дрожжевое тесто, теперь рецептов много, если не делать, то и не получится

Инжи, даже не хочу снова начинать. Много раз пробовала, уж махнула рукой на это дело.
Значит в другом преуспею.

0

116

5 МАРТА - ЛЕВ КАТАЛЬЩИК, КОРНИЛИЙ

МАНЬЯК

Уже к этому времени появляются ранние проталины на полях, говорили: «Как ни злись метелица, все весной повеивает».

День этот в народе назван так по имени преподобного Льва, епископа в городе Катане на Сицилии.
Поскольку сицилийский святой был далек от русского народа, то крестьяне переименовали его в Льва Катальщика, и устраивали в этот день катания с гор.
Считалось, что кто дальше скатится, тот счастье свое продлит.

http://i071.radikal.ru/1103/fc/2014e0ba826e.jpg

Говорили: «Зима на исходе — торопись на санках накататься досыта».
Шансы умереть, по народной примете, значительно возрастают у тех, кто занедужил 5 марта, в день памяти преподобного Корнилия  Псково-Печерского.
Вероятно, причиной возникновения дурных предвестий, связанных именно с этим  днем, послужила трагическая участь самого Корнилия,  который был убит Иваном Грозным у ворот Псково-Печерской обители.
 
Если в этот день курочка водички у порожка напьется, то быть весне дружной и теплой.

В это время бывают ветры: «Харитонова жена под тыном шла, семьсот рубах нашла, ветер подул — все рубахи раздул».

Исстари ведется на Руси предание, что на Льва Катанского нельзя глядеть на падающие звезды с неба:
«Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду — она предвещает худое».
Пренебрегающие старыми приметами, увидев падающую звезду, говорят: «Маньяк полетел». Маньяками называли падающие звезды.
Встарь эти звезды известны были под именем белых путей. Так они записаны в наших летописях под 1385 годом.
У поселян падение звезд почиталось зловещим; от него отговариваются словами: «Аминь! Рассыпься!»
В некоторых местах они почитались за духов, посещающих женщин в отсутствие мужей их.

Считалось, что если кто заболеет в этот день, то или долго проболеет, или умрет.
Такому больному клали под мышки по ломтю хлеба и замечали: если к утру хлеб засохнет, то больной непременно умрет.

В этот день надо было тайком взять из кузни огня (углей) и нести его в поле.
Огонь этот скреплял союз земли и сохи-бороны, грел будущие всходы, давал земле плодородие.

Масленица:

Суббота - золовкины посиделки

Начнем с того, что "золовка" - это сестра мужа. Откуда пошло такое название? Может, от слова зло?
Ведь она всегда подмечала в жене своего брата слишком много отрицательных черт, а порой и не скрывала своей неприязни к ней? Что ж, случалось и такое... (но не всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных (жены сыновей для матери их мужей были невестками, т.е. пришедшими не отсюда, с их деревни, например, а невесть откуда, - так было принято кое-где раньше: "Не брать в жены своих, местных").

0

117

6 МАРТА - ТИМОФЕЙ ВЕСНОВЕЙ

http://s40.radikal.ru/i090/1103/d2/a13bdf808d6b.jpg

День этот назван в народе по имени преподобного Тимофея, который подвизался в пустыне, называемой Символами, в Малой Азии, при Олимпийской горе.
Еще в юности он поставил себе правилом никогда не смотреть на женское лицо. Тимофей имел дар исцеления и власть над злыми духами.
Однако русскому народу было важно, что именно этот день определял весну.

Весновей, вестник теплых дней.

Если первый гром грянет при северном ветре - к холодной весне,  при восточном - к сухой и теплой, при южном - к теплой.

Весновей тепло веет, стариков греет.

Весновей теплом привечает.
 
Начинается сокодвижение в кленах и березах.

Считалось, что какова погода в этот день, такова и весна будет.

На Тимофея начинали дуть теплые ветры, а потому говорили:
«Дожить бы до Весновея, а там зима не страшна», «Тимофей Весновей — уж тепло у дверей», «На Тимофея Весновея как ни злись метелица, а все равно весной веет».

06   этом дне говорили: «Весновей веет и старого греет», потому что старики слезали с печи, на завалинку перебирались, смотрели, будет ли весна хорошей, да вели меж собой разговоры, вспоминали смешные истории.

И стар, и млад любили так называемые докучные сказки, всем нам знакомые с детства:

«Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?»

«Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то рыба-елец, тут и сказке конец».   
 
«Жил-был царь, у царя был двор, на дарре был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»

«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи».
— «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи».
— «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»

«Рассказать ли тебе докучную сказочку?» — «Расскажи».
— «Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?»
— «Не надо». — «Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?» — и т. д.

Масленица:

Воскресенье - проводы, целовальник, прощенный день.

http://s011.radikal.ru/i316/1103/30/d7c6293bb3f8.jpg

В книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй".
Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта.
С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились, и поклонялись праху родных.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста.
Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров.

В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест. Выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю.
Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье.
Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).
Здесь необходимо отметить, что понятие "Чучело Масленицы" имеет несколько ошибочный характер, поскольку в действительности изготавливалось чучело Зимы, его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей, хотя это неверно.
Там же, где не делали чучела, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки.

В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные.
Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя.
В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу.
Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда ( “молоко сгорело, в Ростов улетело”).
Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.

0

118

7 МАРТА - МАВРИКИЙ, АФАНАСИЙ

Почему мученик Маврикий, живший в IV столетии, в сознании русско­го народа ассоциировался с прилетом грачей, — не может объяснить никто.
Тем не менее считалось, что именно на Маврикия прилетают домой скворцы, грачи и ласточки.
Ранний прилет грачей и ласточек — к ранней весне. А еще в народе говорили: «Ранние ласточки — к счастливому году».

http://i056.radikal.ru/1103/be/92b326cc490f.jpg

Ласточек русский народ очень любил, а потому сложил о них много пословиц да поговорок:

Если ласточка пролетит под коровой, то та (корова) будет кровью доиться.

Ласточки шныряют низко — на дождь.

Ласточки летают высоко — к вёдру.

Ласточка в окно влетит — к покойнику.

Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.

Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет.

На Маврикия начинались первые работы на поле и в огороде, куда вывозили навоз — пока была крепка дорога и к полю еще можно было подъехать.
Навоз был верным помощникам крестьянам на полях. О нем говорили:

Клади навоз густо — не будет в амбаре пусто.

Навоз самого Бога обманет, даст урожай в неурожайный год.

Свёз навоза кучу — и Богу не кучусь (не докучаю).

В поле — навоз, в амбаре — хлеба воз.

Навозу нельзя запахивать в новолуние, а можно в последнюю четверть.

В полнолуние навозу по полям нельзя развозить — сорная трава задушит.

Надо было в этот день тайно взять земли из-под первой весенней сохи и тоже тайно положить ее в избу.
Считалось, что если все сделано правильно, из дома уходили все клопы.

В этот день сеют ранний горох, капусту, которые такое «преждевременное» засевание уберегает от нападения гусениц в период, когда завязываются кочаны.

Заговор на хороший рост растений в огороде и на поле:

«Умойсь я (имярек) в утреннюю зарю утренней росой и очерчу себя безымянным пальцем и скажу:
"Той еси ты, заря утренняя, и ты, заря вечерняя, пади ты на мой рожь и проч., дабы она росла, как лес высока, как дуб толста".
Будьте, мои слова, крепки и лепки».

Как зима ни злится, все равно весне покорится.

В этот день ели "черную уху" - суп, где мясо варилось в огуречном рассоле с примесью разных пряностей и кореньев.

Масленица:

Прощание с МАСЛЕНИЦЕЙ завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.
Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п.
В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

0

119

Сандра написал(а):

в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.
Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного;

Как интересно у мужчин пост начинается.......

0

120

Незабудка написал(а):

Как интересно у мужчин пост начинается.......

И я про это http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gif

Сандра написал(а):

Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.

Помню тоже в детстве,что то такое говорили,но пострашней.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC