Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Русский народный календарь событий и суеверий

Сообщений 81 страница 100 из 816

81

16 ФЕВРАЛЯ - СЕМЕН И АННА

ХРАНИТЕЛЬ МЛАДЕНЦЕВ, ПОЧИНКИ - ПО СОХЕ ПОМИНКИ

В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны.

Этот день по свершаемой в него памяти святым называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным.

Симеон Богоприимец покровитель младенцев, ему адресуется молитва о сохранении их здоровья.

По 24 февраля бывает семь крутых утренников: три до Власия, четыре после Власия.

В этот день говорили:

«Семен и Анна сбрую починяют»,

«Готовь телегу зимой, а сани — летом».

После сретенской оттепели, рачительные хозяева начинали чинить летнюю сбрую, ездовую и пахотную.
Считалось, что худая, непочиненная, сбруя — несчастный выход.

http://s40.radikal.ru/i090/1102/94/4a8f635921eb.jpg

С ранней зари, помолясь всей семьей, выходили в сараи и занимались работой.
Кожу хомутов, шлеи и оброти после починки смазывали дегтем и вывешивали на видном месте.

Для починки дед встаёт чуть свет — чинит сбрую летнюю, да борону столетнюю.

В этот день варят саламату — завариха, калужка, пресная, вскипячённая болтушка, жидкий киселёк, мучная кашица, пожиже размазни.
Её варят из всякой муки, едят с солью и маслом.

Приехала саламата на двор, расчинай починки.

Соломаха (саламата)
Старинный рецепт

Взять гречишного пресного теста, разболтать довольно жидко.
Вскипятить воды, посолить ее, запустить тесто в воду во время кипения; еще вскипятить, помешивая и положить масла постного или коровьего.

В этот день лихой домовой ночью заезжает лошадей.

Надо привязать на шею лошадям кнут и онучи — и домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.

0

82

17 ФЕВРАЛЯ - НИКОЛА СТУДЕНЫЙ

ВОЛЧИЙ СВАТ, МАКОВЫЙ ЗАКАТ

http://s49.radikal.ru/i126/1102/0b/779eedb96dad.jpg

О звериных тропах в лесу только Никола-студеный знает. И только он знает, где устраивает свое логово мать зверям — волчица. Лисы ударяются в пляс, друг перед другом жеманятся.
Время звериных свадеб.
На снегу множатся следы зверей и птиц, множатся звериные тропы.
Выйдет луна — зайцы начинают носиться сломя голову — золотые рожки, серебряные ножки.

В этот день обычно бывали Никольские морозы.
Говорили:

«Никола Студеный — на мороз тороват»,

«На Студеного Николу снега навалит гору»,

«Студеный день — шубу снова надень».

Лишь бы с Кирилла и Афанасия пережить Власия.

Николай студеный - волчий сват, маковый закат.

Лес почернел - к оттепели.

Длинные сухие еловые ветки к метели сгибаются,  к хорошей погоде распрямляются.

0

83

18 ФЕВРАЛЯ - АГАФЬЯ СКОТНИЦА

АГАФЬЯ ГОЛОДУХА, ТРУБЫ

Агафья-поминальница, заступница, коровница.
День святой мученицы Агафьи народная Русь называла «поминальницей», так как в этот день поминаются отошедшие в иной мир отцы, праотцы, деды, прадеды.
Агафья считается заступницей от пожара, и в день ее памяти освящается хлеб с солью, который хранится в домах как надежнейшее средство от огня.
Во время пожара бросают этот хлеб и соль в пылающее пламя или совершенно в сторону, в чистое поле, чтобы туда направился ветер с пожара.
Считали, что «Агафья коров оберегает от болезней» и просили:

«Агафья-коровница, береги коров», так как «Крестьянин скотинкой жив»,
«Корова на дворе — харч на столе»,
«Сметану любить — коровку кормить»,
«С маслом да со сметаной бабушкин лапоть съешь».
Берег крестьянин свою «животину», говорили: «Корову палкой бить — молока не пить»,
«Корова в тепле — молоко на столе»,
а «Корова без клички — мясо».

В этот день особую заботу проявляли телятницы о благополучном исходе отела коров.

http://s46.radikal.ru/i112/1102/76/5bfce64076a6.jpg

К этому дни в неурожайные годы кончались корма и по крестьянским домам начинал ходить мор — Голодуха.

Существовала поверье, что на этот день пробегает по селам заморенная коровья смерть.
Коровья смерть является людям в виде старой, отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом.
У коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями».
Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят ее с собой.
Зато уж как заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца.
Коровья смерть появляется более в конце или в начале осени.
Одно только опахиванье изгоняет коровью смерть.
От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет в феврале на солнце обогревать бока.
Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлева.
Надо запирать хлевы, убирать их лаптями, обмоченными в деготь, ибо такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.
Народный обряд опахивания — это остатки древнего языческого верования наших отцов.
Крестьяне совершали его для прекращения коровьей смерти.

Мужья, изъявив свое согласие, предоставляли свершение этого обряд своим женам.

Повещалка, женщина старая, опытная, с раннего утра сзывала к себе женщин.
В знак согласия участия в опахивании женщины обмывали руки водой и утирали их ручником, который приносили с собой повещалка.
После этого она строго приказывала всему мужскому полу, от мала до велика: «Не выходить из избы ради беды великия».
Ровно в полночь повещалка в одной рубахе выходила к околице и с диким воплем: «Ай! ай!» — била в сковороду.
На этот вызов выходили все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами.
Мужчины запирали ворота, загоняли скот в хлев, и привязывали собак.
Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносила заговоры на коровью смерть.
В это время другие женщины подвозили соху, надевали на нее хомут и запрягались в нее.
С зажженными лучинами начиналось троекратное шествие вокруг всего селения.
Впереди всех шла с сохой повещалка, и проводила борозду межеводную, за ней следовало несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами.
Сзади их шла толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полной уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть.
Во время шествия они пели следующую песню:

От Океан-моря глубокого,

От лукоморья ли зеленого

Выходили дванадесять дев.

Шли путем, дорогой немалой,

Ко крутым горам, высокиим,

Ко трем старцам, стариим.

Молились, нечаловались,

Просили в упрос дванадесять дев:

Ой вы, старцы старые!

Ставьте столы белодубовые,

Стелите скатерти браные,

Точите ножи булатные,

Зажигайте котлы кипучие,

Колите, рубите намертво

Всяк живот поднебесной.

И клали велик обет дванадесять дев:

Про живот, про смерть,

Про весь род человечь.

Во ту пору старцы старые

Ставят столы белодубовые,

Стелят скатерти браные,

Колят, рубят намертво

Всяк живот поднебесной.

На крутой горе, высокоей,

Кипят котлы кипучие.

Во тех котлах кипучиих

Горит огнем негасимыим

Всяк живот поднебесной.

Вокруг котлов кипучиих

Стоят старцы старые,

Поит старцы старые

Про живот, про смерть,

Про весь род человечь.

Кладут старцы старые

На живот обет велик,

Сулят старцы старые

Всему миру животы долгие,

Как на ту ли злую смерть

Кладут старцы старые проклятьице великое.

Сулят старцы старые вековечну жизнь на весь род человечь.

С окончанием обряда женщины расходились по домам с уверенностью, что за обведенную черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть.
Горе тому животному, которое попадалось в это время навстречу неистовым женщинам: его убивали без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась коровья смерть.

В великорусских и украинских селениях были предания, в которых рассказывалось, что для истребления коровьей смерти обрекали на смерть женщину, заподозренную целым миром в злых умыслах.

В северо-западной Руси, где незнаком обычай опахивания, прицепляли в этот день коровам на рога хлеб святой Агафий (освященный в ее честь) как предохранительное от мора средство.

В зажиточных селениях, где печи были построены с трубами, происходили в этот день «большие хлопоты».
С вечера закрывали трубы крепко-накрепко, замазывали глиной, на загнетках покуривали чертополохом; никто не спал ночью, от малого до большого.
В этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы.
Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверно поселятся нечистые.
Если уж куда заберется нечистый, так весь дом поднимет вверх дном.
Все перебьет и переколотит, ничего не останется на месте.
Хозяева беги вон, если хотят быть живыми. Достается и соседям, и прохожим.

0

84

Лигия, спасибо... http://s001.radikal.ru/i194/1007/a5/ae6921feada8.gif

0

85

Сандра написал(а):

18 ФЕВРАЛЯ - АГАФЬЯ СКОТНИЦА
            АГАФЬЯ ГОЛОДУХА, ТРУБЫ

Хорош праздник... http://s39.radikal.ru/i086/1007/34/6a401b60cdc5.gif
Вот только обряд первый немного драконовский...
Попробуй зимой носиться в одной рубахе по всему селу... околеешь! http://s49.radikal.ru/i124/1007/80/01d69f820231.gif
Лучше корове на рога хлеб одеть, так спокойнее и надежнее.Ну по крайней мере мне так кажется!

0

86

Сандра, с выздоровлением тебя !!!! http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif
не болей.... http://s07.radikal.ru/i180/1007/ef/3f00947aae2e.gif

0

87

Лунарик88 написал(а):

Попробуй зимой носиться в одной рубахе по всему селу... околеешь!

А что? И корове польза, и спортом люди занимались  http://s50.radikal.ru/i130/1007/fc/08a3e89264ad.gif

Лунарик88 написал(а):

Сандра, с выздоровлением тебя !!!!  не болей....

Спасибо, дорогая http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif , кто ж эти болезни зовет, они сами приходят .

19 ФЕВРАЛЯ - ВУКОЛ ТЕЛЯТНИК.СВЯТОГО ВУКОЛА - ЕПИСКОПА СМИРНСКОГО

ЖУКОЛЫ

Жуколами называли коров и телят, рождающихся в феврале месяце.
Есть даже поговорка: «На день Вукола — телятся жуколы».

Начало весеннего отёла.
В этот день окуривали хлев чабрецом или богородской травой для сохранения хорошего вкуса молока, и рождения у коров здорового потомства.

Корова была любима в крестьянской семье — она кормила дом.
О ней ласково говорили: «Корова на дворе — харч на столе», «Была бы корова, найдем и подойник».

http://s51.radikal.ru/i132/1102/c4/6549a16f8473.jpg

В этот день особо внимательно ухаживали за коровами и телятами.
Поскольку у коров рождались телята, их надо было накормить сытнее.
Стельным коровам готовили лучший корм.

По истечении двенадцати удоев после отела, когда пройдет молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу.
Старшая хозяйка в доме обкладывает сеном горшок каши и ставит в чашку с овсом.
Потом трижды приподнимает чашку над головой, приговаривая: «На сто бычков! На тысячу телушек!»
Затем снимают приволоку — пенку — и едят кашу.
Этот обряд моления молока совершают перед обедом.
Сено и овес отдают телку и корове, а приволоку — только теленочку.

Каша молочная пшенная
1 стакан пшена, 3 стакана молока, 1 столовая ложка сахара, 0,5 чайной ложки соли.
Промытое пшено засыпать в кипящую подсоленную воду и поварить 5 минут, затем в кашу добавить горячее молоко, сахар, и доварить на слабом огне еще в течение 30 минут.

А еще о коровах русский народ накопил множество примет и наблюдений:

В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.

Как под копытом мокро (весной и осенью), так корова молока убавит.

Если ласточка пролетит под коровой, будет кровью доиться.

Если принесет корова двойней одношерстных — к добру, разношерстных — к худу.

В какой день приплод в доме, в тот ничего (в ссуду) не дают.

Теленка по спине не гладь — захилеет.

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

В селах знахари раздают хозяйкам куски подсоленного хлеба, заговоренные на легкий отел коров.

Тот, кто знает этот заговор, всегда уверен в том, что его корова легко отелится и теленок никогда не погибнет.

Заговор

Хлев мой стоит на горе,

На подвосточной стороне.

Идут мимо: Царица Небесная, Михаил Архангел,

Николай Чудотворец.

С ними 12 ангелов, 12 архангелов, 12 апостолов.

Я им помолюсь, я им поклонюсь:

Погладьте и поладьте мою коровушку

По ее бокам, по ее костям.

Пусть она легко отелится и не притомится.

Молочко, пойди из хрящиков,

Из косточек прямо в жилочки,

Из жилочек в вымечко,

Из вымечка прямо в житечко,

Из житечка в подоенку,

Из подоенки в криночки,

С кринок в сметанку, в желтое масло.

Будьте вы, мои слова, крепки и лепки

Отныне и до веку веков.

Ветром их не сдует, водой не снесет.

Щука в море, ключи во рту.

Как щуке зубы не разжимать,

Ключи не вынимать,

Так мою коровушку порчей не сгубить,

Не украсть ее и не убить.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Родившегося теленочка протрите полотенцем от хвоста к шее со словами:

Хозяин мой, домовой дедушка,

Возьми этого теленка в соседушки.

Сам не обижай и врагам в обиду не давай.

Кто так скажет, у того теленок будет крепок, здоров и не поддастся сглазу.

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

"В устных календарях - телятник.
Уход за скотом на женских плечах, да мужики тоже не в стороне, раз в хлевах растёлы.  Телят, ради сбережения от простуд, приносили в избу, выгораживая закуток.
Живая игрушка, ребятне малой утеха: из рожка молоком поили, чистили и холили, забаву комолую бодаться учили!
Исстари на Руси телятину запрещалось употреблять в пищу, что, естественно, способствовало росту поголовья крупного рогатого скота.
Взрыв возмущения, яростный отпор вызвал самозванец Лжедимитрий I, распорядившись подать ему на пиру золотое блюдо с запретной снедью.
Вызов обычаям, поруха заветов дедовских, освященных верой православной! Вскоре распростился с жизнью прощелыга, с панских столов выкормыш…

Любопытно знать, а за что вологжан дразнят «телятами»?
К жителям каждой губернии, уезда раньше клеили прозвища, одно другого насмешливей:

- Ярославцы - чистоплюи пуд мыла извели, а родимого пятнышка у сестры не смыли.
- Костромичи лапти растеряли, по дворам искали, было шесть - стало семь.
- Пензенцы в Москве свою ворону узнали... Ну так что вологжане?
- Вологодцы теленка с подковой съели.
Прямо уж съели - на хвост и гриву не посмотрели, подковой не подавились? Ей-ей, поклеп!"

Морозы обещают бурную весну, сухое и жаркое лето.

0

88

У нас уже две недели держаться морозы!

Сандра написал(а):

Морозы обещают бурную весну, сухое и жаркое лето.

Опяяяяяять жара? Только не надо , как этим летом http://i053.radikal.ru/1007/71/60c23171679f.gif

0

89

20 ФЕВРАЛЯ - ЛУКА

МОГУЩНИЦА

В этот день Православная Церковь почитает преподобного Луку Елладского.

В этот День пекли пироги с луком.

В этот день поминали усопших предков. Говорили: «Живы родители — почитай, померли — поминай».
Один из основных поминальных дней на Руси, так называемая «четвёртая кутья».
Готовили «коливо» (то же, что и кутья) и оставляли его на ночь на столе, дабы «деды поужинали».

Этот день русским народом считался самым «подходящим» для приготовления целебных лекарств из кореньев.
Особую силу имела лапчатка.
Эта трава, поскольку ее листочки напоминали крест, считалась русским народом «могущницей», то есть травой, в которой заключена крестная сила.

На Луку полуденный ветер - к урожаю яровых.
 
Коли солнце заходит красно — к холодному лету. К ветрам колючим.

Облака плывут высоко — к хорошей погоде. Синие облака плывут — тепло несут.

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

Если этот день совпадает с новолунием, то поступите так: замесите тесто на пироги и, вымешивая его, говорите шепотком:

Святая Божья Мать, испеки Божий дар из муки.

Кто Твой святой хлебушек съест,

К тому никогда не подступит бес.

Этим хлебом или пирогами в этот день обносили домашних, чтобы ни у кого никогда не было припадков.

0

90

Сандра написал(а):

Облака плывут высоко — к хорошей погоде

Не низко точно,но и не высоко-бывает выше.
Значит погода разная будет...

0

91

Сандра написал(а):

Если этот день совпадает с новолунием

Сандра, нее - не совпал  :glasses: http://www.abc-people.com/phenomenons/spiritism/v-5.htm

0

92

Мишель написал(а):

Сандра, нее - не совпал

Аха, я то в курсе была, но сказано же "...если"  :whistle:

0

93

21 ФЕВРАЛЯ - ЗАХАР СЕРПОВИДЕЦ

ИМЕНИНЫ СЕРПА

http://s011.radikal.ru/i315/1102/52/c5d6ac70a254.jpg

Когда-то пророку Захарию («будущая видел яко сущая») в одном из пророческих откровений явился свиток, летающий по воздуху, угрожающе изогнутый наподобие серпа. С тех пор получил он своё второе имя — Серповидец.

В этот день глядели серпы на лето.

Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
Сильные морозы — короткая зима.

Лунный серп, по народному поверью, в этот день был особенно остр.
Крестьяне доставали заткнутый в притолоку 25 или 26 декабря (по новому стилю) серп и показывали его месяцу, чтобы остро наточил он им серпы, и верили, что углядит Серповидец крестьянский серп — и силу спорую вдохнёт.

Не тогда серпы точить, когда жниво идтить.

На Захария-серповидца неси серпы точить.

Серповидцу молились бабы-жницы.
В некоторых деревнях они доставали серпы и кропили их крещенской святой водой.

Говорили: «Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа».

0

94

Сандра написал(а):

В этот день глядели серпы на лето.

А мы теперь на картину.

0

95

22 ФЕВРАЛЯ - НИКИФОРЫ-ПАНКРАТЫ

В этот день Православная Церковь почитает преподобного Панкратия Печерского, прославившегося даром исцеления больных.

В этот день всегда принимались за плетение лаптей. Говорили «Наш Панкрат лаптями богат».
Или: «Хороши Панкратовы лапти, да и те — никифорцы».

http://s009.radikal.ru/i308/1102/0f/fc4c2c8205de.jpg

Не всяк Панкрат хлебом богат. (Не всегда до 22 февраля в амбарах сохраняется зерно.)

В этот день полагалось также проверить все хозяйство. Если у Панкрата дело в руках — то у хозяина хлеб в устах.

Зима убегает темными ночами.
День Валентины-капельницы. Капель. Широкие дороги. Теперь сильный мороз бывает чаще лишь ночью, говорили: «Февраль воду подпустит, март подберет».

0

96

23 ФЕВРАЛЯ - ПРОХОРОВ ДЕНЬ

ХАРЛАМПИЙ

http://s53.radikal.ru/i139/1102/c4/0bd03148bd8a.jpg

Считали, что Прохор — к теплу поворот, говорили: «До Прохора старуха охала: «Ох, студно».
Пришел Прохор на Влас:
«Никак скоро весна у нас?» или «На Прохора и зимушка-зима заохает», однако просили: «Лютуй, февраль, не лютуй, а на весну брови не хмурь».

Харлампий считался в русском народе хранителем от внезапной без покаяния смерти.
Ему надо было молиться в этот день об избавлении от такой смерти. Святой угодник этот еще почитается покровителем чиновников.

С этого дня начинают слабеть морозы. В народе говорят:
«Пришел Прохор — и весна заглянула на двор»,
«Хоть мороз злится, но весну чует»,

0

97

24 ФЕВРАЛЯ - ВЛАСИЙ - СКОТИЙ БОГ

КОРОВИЙ ПРАЗДНИК, ДМИТРИЕВ ДЕНЬ,

ВЛАСЬЕВСКИЕ МОРОЗЫ, ВОЛОС, ОПАХИВАНИЕ

http://s44.radikal.ru/i105/1102/de/fec581324af6.jpg

Власьевские морозы в некоторых губерниях считались последними. А в Тульской губернии эти же самые морозы назывались в числе семи крутых утренников.
Там говорили: «Власьевские утренники подошли, держи ухо востро!»
Счет утренникам наблюдают так: «Три до Власия, да три после Власия, а седьмой на день Власия».
Во многих местах о последних власьевских морозах сохранилась народная поговорка: «Власий, сшиби рог с зимы».

Пришел Власьев день, пришли и власьевские морозы.

Власьевские морозы последние, завершающие зиму.

Прольет мороз маслица на дороги - зиме пора убирать ноги.

Мороз запел - санный путь оледенел.

С Власьева дня полоз санный покатится и корова бок греет.

На Власьев день стараются вообще не работать в расчете предохранить свой скот от падежа.
На Власия пекли сдобные молочные пышки в честь «коровьего праздника».
Этими пышками кормили ребят и нищих. Одну из пышек откладывали до следующего года.
Если корова заболеет, добавляли ей в корм в качестве лекарства.
На Власия выставляли на три утренние зорьки на мороз «всякие семена, а потом подмешивали их в меру при посеве».

На Власия овчары окликают звёзды, чтобы овцы ягнились.
На Власа заканчиваются зимние свадьбы (если Великий пост ещё не начинался).
В этот день молились о сохранении скота.

Власий — главный наследник славянского Волоса, хранитель и заступник крестьянского скота.
Волос, или Велес, — один из верховных богов и в божественной «иерархии» занимает второе место после Перуна.
Летописец Нестор пишет о клятве, которой давали перед Волосом, как богом скота.
Эту клятву произносил князь Олег, когда князь был в Константинополе и заключал мирный договор с императорами Львом и Александром.
Само имя бога означает его «велечтимым», ибо Велес значит «велий есть», т.е. великий, а Волос, «влодеющий», значит «обладатель».
Он представлялся человеком с бычьими рогами, в простой одежде, держал в руке чашу с молоком.
В жертву ему приносились коровы и быки.
Идол Волоса был разрушен в Киеве вместе с другими идолами после принятия христианства.
Но еще долго в Ростове отправляли ему службы, пока, наконец, один монах по имени Авраам, не разрушил его капище и не построил на том месте церковь.

К Власию обращались с молитвой, особенно во время эпидемий скота:
"Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали".

Во многих местах Власьев день отмечался как большой праздник.
В Кадниковском уезде Вологодской губ. на празднество съезжались жители соседних волостей, устраивалось многолюдное моление, во время которого освещались караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливали этот хлеб скоту.
"Власьев день здесь - праздник по всем приходам на три дня и больше. Варят пиво, приглашают всю родню, словом, празднуют широко и разгульно".
У Власия и борода в масле.
Начинаются скотские торги, базары.

Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу.

Дмитриев день по голу — Святая по голу.

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

"24 февраля - Власий. «Скотий бог — сшиби с зимы рог».

По дворам отелы, доились буренушки славно: «Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги!»
«У Власья и борода в масле» - в устных календарях поминки по Велесу, «скотьему богу».

Ученые полагают, Велес-Волос языческой мифологии выступал верховным оберегателем домашних животных и богом богатства.
Договор русских с греками от 907 года Велеса соотносил с золотом, Перуна - с оружием.
Местопребывание Перуна в стольном Киеве было на горе, Велеса, по-видимому, - на Подоле.
Вразрез с тем, что Велес почитался покровителем всей языческой Руси, Перун - только княжеской дружины.
Поклонялись Велесу столетиями и после принятия новой веры.
Каменное изваяние - бык с человечьим лицом - стояло в Ростове Великом, пока на бывшем языческом капище не вознесся храм во имя священномученика Власия, епископа Севастийского.
Пастырь стад небесных - «поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат», - Велес славянских сказаний одновременно - вдохновитель поэтов, певцов.
«Слово о полку Игореве» открыто возглашает Баяна Велесовым внуком.
Созвучие имен христианского святого и языческого божества привело к тому, что Власий был признан покровителем крестьянского достояния.

«Кто Власия празднует, у того дом не скудеет».
Тут вспомнишь: северянами хлеб в поле величался «обилием». Наши деды говаривали: «Жить рогато - жить богато!»

С трудов мужицких, с забот приметливых баб-обряжух взяли начало породы крупного рогатого скота - холмогорская, ярославская, костромская, скот домшинский, двинской, печоро-зырянский.
Думаю, не всем известно: Петра I, завозившего голландский скот, холмогорцы упрекали, дескать, «от голландок молоко разжижело».
Действительно, жирность молока у голландского скота 2,5-3 %, у холмогорок - 3,5-4 %, у вологодских домшинских - 4-5 %.
«Власьево стадо» Архангельской губернии числило в 1910 году 146 тысяч, Вологодской - 622 тысячи 600 голов.
Разумеется, молочным скотом владели не только селяне, а и горожане.
Отчеты земств, сводки губернского правления, статьи, книги специалистов того времени пестрят сетованиями на слабое развитие животноводства, низкую товарность крестьянских хозяйств.
Рост поголовья скота был: так, Вологодчина в 1873 году имела лишь 477 801 голову в молочном стаде.
400 тысяч пудов сливочного масла на продажу в 1910 году - разве предел для вологжан?
Ведь его получили селяне Вологодского, Грязовецкого, Кадниковского, отчасти Тотемского уездов. Что же остальные?
Мало имели маслодель заводов, хотя один Никольский уезд сосредоточивал 135 тысяч голов крупного рогатого скота.
До I860 года северяне обходились топленым маслом.
Первые общественные сыроварни, маслодельни относятся к 70-80-м годам прошлого века.
С 1904 ода возникают предприятия на артельных началах - паевые, крестьянские.
Не ахти какие барыши доставались мужикам, вкладывавшим трудовые рубли в новинку, но вологодское масло победно двинулось на внутренний и внешний рынок чему способствовала только что построенная железная дорога на Москву.
Десятками тысяч пудов закупали его Англия, Германия. В Дании потребляли импортное вологодское масло, высококачественное и дешевое, свое предпочитая вывозить за рубеж.
В целом Россией экспортировалось ежегодно 4—5 миллионов пудов коровьего масла (плюс 3,5 миллиарда штук яиц, более 3 миллионов пудов сахара, всего не перечислить).
На вологодском прилавке пуд сливочного несоленого масла оценивался в 1910 году в 15 рублей, топленого - в 7 рублей.
Выгоднее освоить выработку сливочного масла. Где, однако, взять средства на сепараторы, холодильное оборудование, наем мастеров?
Вопрос вопросов: произведешь масло, куда его сбыть при бездорожье, слабых торговых связях?

«Власий - праздник на три дня».
Всего шире, гульливей он соблюдался в Кадниковском уезде Вологодчины.
Пива наварят, пирогов напекут - за столом-то гостей со всех волостей!
Скотницам почет, коровам - нега и холя, сенцо позеленей и пойло погуще, потеплей да ломти «свяченого» в церкви ржаного каравая.
«Мамушка, голубушка, умница, добрая» - оделяли коров лаской, отчествовали Власьевными.
Словом, «святой Власий, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли - играли, а с поля шли - скакали».

Власьевские морозы - из заключительных по силе.
Так, белозерцы говаривали: «Сретенье пройдет, у зимы сердце отойдет». Однако впереди крутые утренники. «С Власья пряжу на мороз» - бело-набело отбелится.
В духовных святцах есть немало имен подвижников, иноков, основателей монастырей, прославивших наш Север.
Дни их памяти чествовались: преподобного Евфимия Сянжемского - 2 февраля; святителя Герасима Великопермского - 6 февраля; преподобного Феодосия Тотемского -10 февраля, преподобного Кирилла Новоезерского (XVI в.)-17 февраля; преподобного Лонгина Корежемского - 23 февраля; преподобного Димитрия Прилуикого (XIV в.) - 24 февраля.
Столетиями подряд горожане Устюжны Железнопольской, жители окрестных сел отмечали 23 февраля годовщину со дня избавления города и округи от польско-литовских поработителей в Смутное время Руси (XVII в.)."

0

98

Сандра написал(а):

Власьевские морозы - из заключительных по силе.

Надеемся на это....
Скорее бы уж тепло пришло. http://s39.radikal.ru/i086/1007/34/6a401b60cdc5.gif

0

99

Лунарик88 написал(а):

Скорее бы уж тепло пришло.

Тепло нужно, но не жара.

25 ФЕВРАЛЯ - АЛЕКСЕЙ РЫБНЫЙ, МЕЛЕТИЙ (МЕЛЕНТИЙ)

В первый день после Власия выставляли пряжу на мороз (зорили), чтобы была она крепка, чиста да бела.

"Позорнишь пряжу на Алексея после Власия, будешь с деньгами на Масленицу."

В этот же день «морозили» зерно для лучшей всхожести: в течение трех дней выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева.

Если на Алексея потеки были, то и рыба должна ловиться.

Примечали: чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

Улетают на север свиристели.

В этот день готовили рыбные блюда.

Расстегаи.

«Расстегаи — пирожки, у которых сверху имеется специальное отверстие, — пишет исследователь русской кухни В. Побочный, — Они всегда пользовались у россиян большой популярностью.
Как правило, начинка для расстегаев готовится из рыбы, но нередко используются также мясо, ливер, рис, грибы.
Считается, что название этих пирогов происходит от слова «растягивать»: наверное потому, что верхнее отверстие приходилось немного растягивать.
Дело в том, что расстегаи обычно подавали к рыбному бульону, но бульон иногда заливали и непосредственно в пирожок, в то самое отверстие, которое растягивали, что делало его значительно сочнее.
Однако есть и другие толкования. Скажем, открытая середина пирога делает его как бы «расстегнутым».
Можно также исходить из основы «стегать», что означает «шить, соединять».

Есть еще предположение по поводу названия. Пирожки-расстегаи были названы так в честь известного, любимого московской публикой романса «Сарафанчик-расстеганчик», который прекрасно пела известная исполнительница цыганских романсов Степанида Солдатова.

http://s59.radikal.ru/i164/1102/36/20d5623c8609.jpg

Вкус расстегаев был всегда отменным.
Именно поэтому в прошлом веке и в начале нашего их подавали практически в любом трактире, а трактирщики соперничали между собой в их приготовлении.
Так, по воспоминаниям Гиляровского, хорошие расстегаи с раковым супом можно было поесть в ресторане Тестова.
Однако его сумел перещеголять владелец ресторана «Прага» Тарарыкин.
Расстегаи в его заведении делали по особому рецепту с начинкой из стерляди пополам с осетриной.
В Кузнецком переулке, в трактире, который держал любимец актеров Щербаков, подавали расстегаи с мясом.
Каждый такой расстегай был величиной с тарелку, а стоил имеете с бульоном всего 15 копеек.
Это-то и привлекало к Щербакову актеров, которые в нередкие периоды безденежья питались в основном одними расстегаями. Посещали трактир и писатели, в том числе и А. Н. Островский.
Любимым кушаньем были расстегаи и у знати.
Специально из Петербурга приезжали в Москву именитые господа, чтобы полакомиться расстегаями в знаменитых трактирах и ресторанах.
Надо сказать, что и в Петербурге, в ресторане Ивана Излера, на Невском проспекте посетителям предлагались десятки вариантов расстегаев с различными начинками и названиями.

По величине расстегаи так же, как и кулебяки, бывают самые разные.
Так, если щербаковские расстегаи были большими, то фирменные тестовские расстегайчики с налимьей печенью отличались совсем крошечными размерами».

Тесто для расстегаев делается как для ватрушек или вообще кислое тесто на дрожжах, куда прибавляют перед приготовлением самих расстегаев немного соды, отчего тесто делается замечательно пышным.

Тесто раскатывают не очень толсто, величиной с чайное блюдце, кладут на него кусочки лососины, семги, белуги или осетрины, вокруг защипывают и оставляют середину открытой, как у ватрушек, смазывают маслом и ставят в печь.

0

100

Сандра написал(а):

«Расстегаи — пирожки,

Аппетитно смотрятся http://i039.radikal.ru/1102/6a/c13a94da35a2.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC