Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Русский народный календарь событий и суеверий

Сообщений 61 страница 80 из 818

61

4 ФЕВРАЛЯ - ТИМОФЕЙ ПОЛУЗИМНИК

ТИМОФЕЙ МОРОЗ

На этот день приходится половина зимы.
В народе говорят: «Вот и пришли полузимники».
Для бедняков наступает пора тяжелых раздумий: «Смотри, хозяин, каковы запасы продуктов и корма.
К весне мужику тяжелее — хлеб по сусекам мелеет.

Сильные морозы, бываемые в этот день, получили название тимофеевских.
Говорят: «Пожди тимофеевских морозов! Каков на дворе мороз-от! Прямо, тимофеевский».
Чем больше выпадает снега, тем выше урожай зерна.

Не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, подожди тимофеевских морозов.

Тимофеевский мороз ползимы с собой унес (Новгородская губ.)

Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя (Новгородская губ.).

Если в мороз вспотели оконницы и рамы — жди потепления.

Вверх поднимаются по стеклу побеги «снежных растений» — морозу продолжаться, наклонились — к оттепели.

http://s49.radikal.ru/i126/1102/e7/263207377055.jpg

Если с Крещения (19 января) трескучий мороз стоит неделю, потом следует неделя оттепели, а за ней - тимофеевские морозы, которые обычно сильнее крещенских, но держатся всего 2-3 дня, а потом устанавливаются легкие морозцы.
 
Самые первые в деревне рукодельницы катались с гор на донцах, на которых пряли. Кто дальше прокатиться — у того и лен лучше уродиться летом.

http://f1.fotozal.com/f/399/11079f.jpg

0

62

Сандра написал(а):

тимофеевские морозы, которые обычно сильнее крещенских

Сандра, посмотрела прогноз на 3 дня  :glasses: - 0* - +1*, вот те и морозы http://s43.radikal.ru/i099/1007/46/c9fe7ebb1adb.gif   http://i053.radikal.ru/1007/71/60c23171679f.gif  Шубу давно в шкапчик убрала - в ней жарко, хожу в лёгоньком пуховике - полегче.

0

63

нынче и у нас -3,а к вечеру 0, а когда мы женились стоял мороз  -32, мы даже кататься по городу не поехали...

0

64

5 ФЕВРАЛЯ. АГАФОННИК ПОЛУХЛЕБНИК

День памяти мученика Агафангела (умер в 312 году).

Родившийся на Агафия — об амбаре первый заботник.
По поверью идут в этот день по Русской земле святые вслед за ангелами, надо их поддержать, хлеб-соль подать, и наполнит тогда душу благодать. Потому-то странников-путников в этот день привечали, в гости к себе зазывали, хлебом-солью угощали.

http://s014.radikal.ru/i326/1102/a9/3424e40304b3.jpg

Сны, увиденные под этот день:

Сон сбудется. Никому о нем не рассказывайте. Если дитя расскажет вам свой сон, держите его ото всех в тайне.

Сны, приснившиеся в этот день

В этот день не снится пустых снов. Но никто не должен знать о том, что вам приснилось.

В этот день особенно удачен заговор на любовь через ветер. Выйдя на улицу, читают против ветра:

Ветер-брат, будь мне сват.

Иди в чисто поле, пойди и найди там

77 каленых печей,

На тех 77 печах есть по 77 яги-баб,

У тех 77 яги-баб есть по 77 дочерей,

У тех 77 дочерей есть по 77 метел.

Помолюсь и покорюсь я (имя) 77 дочерям:

Ой, вы яги-бабовы дочери,

Присушите вы мне,

Божьей рабе (имя), раба Божьего (имя).

Метлами его след заметите,

Сладкий сон его заберите.

Есть у него жила становая,

Подколенная и паховая.

Колите, теребите,

Ко мне его со всего белого света ведите.

Разложите 77 печей, дымите, палите,

И к моему двору раба Божьего (имя) приведите.

Утром рано, вечером поздно, о середке дня

Все чтобы думал про меня.

Не жить, не пить, не есть, не ходить,

Не плыть, не ползти, не скакать,

Единого продыху не знать.

77 вихрей, матерей, дочерей,

Вы мое войско непобедимое,

Неукротимое и неотговоримое.

Как я сказала, как наказала,

Так чтобы тому и быть.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь.
Материал с Сайта Натальи Степановой

День домашних забот. Наблюдали за птицами: утром кричит синица - к морозу.
 
Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.

Февраль зиму выдувает, а март ломает.

0

65

6 ФЕВРАЛЯ - АКСИНЬЯ ПОЛУЗИМНИЦА

АКСИНИЯ ВЕСНОУКАЗАТЕЛЬНИЦА, АКСИНЬЯ ПОЛУХЛЕБНИЦА

http://s03.radikal.ru/i176/1102/26/403cbdb41bbd.jpg

В этот день замечали цены разным хлебам.
Если цены на хлеб повышались, то поселяне были уверены, что будущий урожай будет скудный и на хлеб дороговизна; если же цены на хлеб понижались, то они надеялись на богатый урожай «с избытком».
Если на Полухлебницу цена хлебу низкая, то до нового хлеба не подымется.
Со дня преподобной Ксении, как полагали крестьяне, до новых хлебов нужно столько же хлеба, сколько уже съедено. Наблюдательные старики говорили: «Коли до Аксиньи-полухлебницы жита хватит, то до новин станет половина, а до корма треть».

Озимое зерно пролежало в земле половину срока до восхода.

Половина старого хлеба съедено.

По замечаниям стариков, в северных губерниях на этот день приходилась ровно половина зимы.
Они говорили: «Вот-те Аксиньи полузимники».

В этот день примечали погоду.

На Полузимницу вёдро — весна красна.

Метель на Полузимницу — сметет корм.

Какова Аксинья, такова и весна.

0

66

7 ФЕВРАЛЯ - ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

ГРИГОРЬЕВ ДЕНЬ

http://i040.radikal.ru/1102/f8/be0e1865665f.jpg

Аксинья Григория торопит, чтобы весну не упустил, солнышко на крыши посадил.

Каков Григорий с утра до полудня — такова будет первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера — вторая половина будущей зимы.

В этот день полагалось дела добрые делать да о добрых делах, другими сделанными, вспоминать.
О своих же «благородных поступках» не говорили, потому что они делаются не для показухи, а ради собственной души.
Говорили: «Господь и так все добрые дела видит».

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

Этот день славен своей силой для прибыльных дел; для того, чтобы торг шел успешно, купцы брали у знахаря кусочки сахара, заговоренные для привлечения покупателя на товар.

Знахарь задолго до восхода солнца клал кусочки сахара в поддувало печи, затем растапливал ее осиновыми дровами, и когда огонь начинал плясать в печи, знахарь шептал:

Огнище-огонь, моего сахара не тронь,

А тронь людей, шевели,

За товаром их пошли.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь.

Затем правой рукой из поддувала вынимали сахар и, не очищая его от золы, передавали торговым людям.
Заговоренный сахар хранили в лавках, магазинах, надежно спрятав от чужих глаз.

Приметы

Кто в этот день плюнет себе под ноги, у того не будет удачного пути.

Нечаянно разлитое молоко в этот день сулит долгую радость.

Если корова в этот день спит рогами к двери, то это означает, что на корове есть сглаз.

Снять его можно так: зайдите с ее правого бока, правой рукой оботрите ей голову со словами:

От кого на рога занесло,
На того чтобы порчу отнесло.
Ключ, замок, язык. Аминь.
Аминь. Аминь.

0

67

9 ФЕВРАЛЯ - ЗЛАТОУСТЬЕВ ОГОНЬ

Иоанну Златоусту, архиепископу Константинопольскому, молились о просвещении разума к учению духовной грамоты и о помощи в отчаянии.

В этот день произносят особый заговор от зубной боли:
«Лазарева суббота, Златоустов день, у кого болят зубы, чтоб те зубы окаменели и во век не болели».

В этот день с особым вниманием относились к огню в печи — чтобы мир да достаток в семье были. Затопить печь надо было так в этот день, чтобы разом занялись все поленья, чтобы устье печь золотым стало (злато-устье).

А для этого заранее дрова сушили да лучину щипали.

Лучину заготавливали зимой — впрок.
Делалось это в суровое время года потому, что в холодные месяцы деревья «засыпают» и в их стволах не так много сока, как весной или летом.
На лучины рубили березы и распиливали их на чурки длиной не более 80 сантиметров.
Раскалывали их пополам, снимали кору и сушили целый год. Если лучину плохо высушить, то она, сгорая, будет трещать и шипеть.
Когда наступали темные вечера, поленья дополнительно просушивали в печах и специальным ножом-лучевником щепали лучину до трех сантиметров в ширину и толщину.

Из календаря Н.И Степановой:

Нынешний день можно использовать для заклинания на успех и власть над людьми. Для этого в полдень идут в три церкви, в каждой церкви ставят по свече, мысленно говоря при этом:

Воск свечи от огня мягчает,

По свече вниз стекает.

Так бы и раб (имя) был мягок и покладист,

Передо мной, Божьей рабой (имя).

Как люди проповеди внимают,

Так и мои приказы пусть не знают отказов.  Аминь.

Заговор для детей на послушание

Чтобы ребенок вас слушался, нужно дать ему с вашей руки что-нибудь съесть. При этом вы должны думать:

Как ты с моей руки ешь и пьешь,

Так ты и свою мне волю отдаешь:

Во все дни, вовеки и навсегда. Аминь.

Аминь. Аминь.

0

68

10 ФЕВРАЛЯ - ЕФРЕМ ВЕТРОДУЙ

ЗАПЕЧНИК, ДОМОВОГО ИМЕНИНЫ, СВЕРЧКОВЫЙ ЗАСТУПНИК, КУДЕСЫ

http://s009.radikal.ru/i309/1102/1a/8f3f5756e0a6.jpg

Если на Ефрема ветер понесся — к сырому году.

Ефрем — сверчковый заступник.
В этот день нельзя убивать в доме никаких насекомых: ни клопов, ни сверчков, ни тараканов, не то домовой обидится.

Крестьяне были уверены, что болезни и несчастья, появляющиеся с этого дня, происходят от лихого домового.
Колдуны и знахари уверяли, что домового можно унять кудесами, а чтобы его всегда держать в смирении, то нужно ставить на ночь гостинцы.
Кудесы, унимающие лихого домового, заключаются в следующем: колдун, призванный во двор, ровно в полночь зарезал петуха, выпускал кровь его на голик (веник).
Этим голиком выметал все углы в избе и во дворе, вместе с причитанием разных заговоров.
Все это совершалось до пения последних петухов.

Для смирения домового, после ужина оставляли на загнетке горшок каши.
Верили, что ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает. С той поры он целый год бывает смирен и услужлив.

Существовали особые заговоры на умилостивление домового.

Заговор к домовому.
Нужно достать травы плакуна (Orchis macula-ta), но не с черным корнем (какой у нее бывает обыкновенно), а с белым, и привесить его себе на шелковый пояс, потом взять озими, добытой с трех полей, завязать ее в узелок и привязать узелок к змеиной головке, которая должна висеть на гайтане вместо креста;вложить в одно ухо клочок козьей шерсти (которую особенно уважает домовой), а в другое — последний, в порядке домашней пряжи,  клочок шерсти летнины, который крестьянка бросает, когда допрядет кудель, и который следует подобрать скрытно ото всех домашних,потом переодеть сорочку на ночь, т. е. на левую сторону, взять горшовик и отправиться ночью в хлев, где, завязав глаза этим горшовиком, сложенным вчетверо, и затворив за собой дверь, сказать: «Суседушко, домоседушко, раб к тебе идет, низко голову несет; не томи его напрасно, а заведи с ним приятство, покажись ему в своем облике, заведи с ним дружбу да сослужи ему легку службу».

Слова эти повторять до тех пор, пока не запоют петухи, или пока не услышишь легкого шороха в хлеву, в первом случае, вызывание должно отложить до другой ночи; во втором схватиться одной рукой за корень плакуна, а другой за змеиную головку и крепко держаться за них, что бы ни делал домовой: тогда последний покажется.
Если же вызывающий не успеет ухватить за гайтан и корень или выпустит их из рук, то домовой, схватив гайтан, порвет его и змеиной головой застегает вызывающего до полусмерти.

Вечером на Ефрема Сирина кроме рассказов про домового принято было забавляться и разными прибаутками, которые особенно любили дети. Вот некоторые из них:

«Сказывается сказка, разливается по печи кашка: сквозь печь капнуло, в горшок ляпнуло, течи, потечи, идет добрый молодец из-за печи на свинье в седле, топором подпоясался, ноги за поясом, квашня старуху месит.
Я ей сказал: спорынья в старуху! Она как схватит из за лопаты печь, меня печью хлесь, я побежал, через портки приступок и изорвал».

«Сказка-присказка еловая подмазка, елов приснец заломил хвостец, побежал в кустец по пироги, по шанежки, по лук, по чеснок, по рябиновый батог».

«Бывало да живало кулик да журавль, они пили да ели с одного стола и спать отходили с одного крыльца.
Сказка недолга баран да овца, опять с конца, — бывало да живало и т д».

В Ефремов день домовой глумится на дворах: для него ставят кашу на загнетке.

На Ефрема Сирина домового закармливают.
Оставляя ему еду, говорят:
«Хозяин-батюшка, побереги скотинку»,
«Хозяинушка, батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води» (Смоленщина.),
«Дедушка-соседушка, люби мою скотинку» (Вологодская губ.),
«Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко» (Пинежье).

Русский крестьянин был твердо уверен в существовании домового, правда, в одних местах считали, что в доме хозяйничает домовой, а на дворе — дворовый, в других же такого разделения обязанностей не проводили, отдавая и избу, и двор, и все дворовые строения во власть одного домового.

Жители Вологодской губернии, по словам собирателей. прошлого века, «убеждены, что в каждом доме есть домовой живет он преимущественно в хлевах и поветях (сенниках), но разгуливает и по всему дому...
Многие из крестьян рассказывают, что не раз слыхали, как домовой ходит по хлеву кормит лошадей и разговаривает с ними».

«Домовой обязательно есть в каждом доме, без него и дом стоять не будет»,—заверяли смоленские крестьяне.

«Домовой в каждой избе есть. Без этого нельзя»,—вторили им воронежцы.

Домовой обычно воспринимался как рачительный, заботливый хозяин, помогающий трудолюбивой, дружной семье, тех, кто плохо вел хозяйство, не заботился о чистоте и по-рядке, ленился, он пугал, по-своему вредничал, пытался проучить.

В Симбирской губ. рассказывали, что домовой, который живет в ладу с хозяевами избы, обязательно предупредит о могущем случиться несчастье: он стонет, плачет «под печкой или в переднем углу подпола и непременно басом — ух, ух, к худу».
В Казанской губ. при переходе в новый дом приглашали с собой своего домового: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нашей семьей».

Любопытно, каким представлялся домовой в разных уголках России.
Для жителей Смоленской губ. это «седой старик с непокрытой головой, одетый в длинную белую рубаху»;
в Вологодском крае — «небольшой старик с длинными седыми волосами и бровями, с сердитым выражением лица, кривыми ногами, тело, кроме рук с длинными когтями и лица, покрыто шерстью белого цвета»;
орловский крестьянин уверял, что домовой — «черный, лохматый, здоровый, как медведь, на голове шапка»;
на Русском Севере он являлся в облике хозяина того дома, где обитал, или же маленького старичка, покрытого шерстью, но мог принять вид кошки, собаки, мыши, даже тени на стене.

Про встречи с домовым рассказывали много, особенно в дни, гда по традиции его надо было задабривать, кормить.

«Я еще девчонкой была, а помню. Как-то в память все позапало. Лошаденка у нас тогда была. Наповадился к нам в стайку кто-то ходить да косичку заплетать.
Вот как-то однажды дед пошел в сарай — у лошади опять заплетены косички. Он про себя говорит: «Наверно, домовой».
А смотрит: старичок сидит. Он и говорит: «Сидишь?» А тот сжался, малюхонь-кий такой стал, да так тихонечко прокряхтел. А сам косу-то плетет.
Мать моя частенько тоже поговаривала, мол, уйдет куда-то, вернется —а в избе-то уж все прибрано» (Читинская
обл.).

«Это уж я своими ушами слышала.  Построил в Травяной пади один наш мужичок зимовье. Скот там пасти, то, друго... Скотину перегнал. А перед тем попросился у домового:
— Хозяин, хозяин, пусти меня к себе и скотину мою пожалуй.
На ночь каши наварил полный горшок, сам не тронул, а на шесток домовому поставил. Ну вот.
Загнал во дворы скотину, стал жить, пасти. И как-то раз дождь был.
Он промок весь, к вечеру загнал во дворы, пошел, согрелся и уснул.
Спит, вдруг кто-то его за плечо встряхнул:
— Хозяин, хозяин! А быки-то твои стамовик разбили, ушли вверх по паде!
Соскочил он. Выбежал: правда, дворы пусты. Он — на коня и вверх по паде. И уже в вершине догнал, заворотил» (Нерчинск.).

Вечером на Ефрема Сирина, кроме рассказов про домового принято было забавляться и разными прибаутками, слушать которые особенно любили дети.

«Сошлись два свата.
Один из них и говорит другому: «Здорово, сват!»
А тот на это отвечает ему: «По репу».—
«Женил, сват, сына-то?»
— «Тележки с две».
—«Хороша ли невеста-то?»
— «Доеду до деревни-то, так и ночую»,— отвечал сват, в самом деле глухой.
- «Тебе, сват, наплевать!»
— «Зима-то долга: ребята съедят».
— «Толкуй с глухим хоть до завтра!» — сказал сват и пошел своей дорогой».

Примечали в этот день:

Ветер спутает погоду - быть сырому году.

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

· На Ефрема оживляется клев на реках.

Тем, у кого мужья распускают руки, нынче следует заговорить себя от мужниных побоев.
Способов очень много. Вот два наиболее доступных и простых.
Если вы сделаете все, как я научу, то муж вас больше никогда не обидит.

Первый способ:
наберите из поддувала девять камешков, положите их под левую подмышку и идите в баню.
Бросьте камешки в кипящую воду и скажите:

Как эти камни вверх не всплывут,

Как они из кипятка не взойдут,

Вверх не поднимутся,

Так и руки моего мужа, раба Божьего (имя),

На меня никогда не подымятся.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сделать это нужно до того, как ваш муж пойдет мыться в баню.

Способ второй (очень сильный):
на кладбище находят три могилы с именами:
Константин, Демьян и Соломон.
Кланяются каждой могиле и говорят:

Царствовали цари и были они тихи

Перед истинным Христом,

Перед Небесным Творцом.

Звали тех царей:

Демьян, Константин, Соломон.

Так бы и муж мой (имя) был тих,

Смирен передо мной,

Своей венчанной женой, рабой (имя).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

0

69

Сандра написал(а):

наиболее доступных и простых.

Ага, бани  нет, а по кладбищу зимой ...

0

70

Инжи написал(а):

Сандра написал(а):
    наиболее доступных и простых.
Ага, бани  нет, а по кладбищу зимой ...

Есть и другие..Ну например:

Чтобы муж не издевался
Этот заговор поможет тем, над кем издевается муж. Читайте его в полночь на убыльную Луну, и ваш муж никогда не посмеет вас ударить. Заговор читают так:
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
    Пойди ты, раб Божий (имя мужа),
    Правой дорогой к святой реке Иордан,
    Там у трехглавой, высокой горы соляным столбом встань,
    Гляди, смотри у трехглавой горы.
    Ходит там баран с великими рогами.
    Те великие рога застряли между горами.
    Дьявола рога, отвалитесь!
    Раб Божий (имя), никогда не дерись.
    Разверну свиток святой, в нем истина, истинные слова.
    Как правда, что у Иоанна Предтечи рублена голова,
    Так истинное слово раба Божия (имя) за сердце возьмись,
    Раб Божий (имя), никогда не дерись!
    Будьте, слова мои, крепки.
    Будьте, дела мои, лепки.
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
    Ныне и присно и во веки веков. Аминь

Ниже - немножко похожие по теме  :)

Заговор от придирок мужа
Этот заговор читают на еду или питье, подаваемое мужу:
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
    Пришел Господь Бог,
    Накормил меня, (имя), колосом,
    Подвязал меня Своим поясом,
    Закрыл святым замком,
    Замкнул святым ключом.
    Ключ этот Матери Богородице отдал,
    Всем моим врагам крепко-накрепко наказал:
    Со злом ко мне, (имя), не приближаться,
    Ни в чем ко мне, (имя), не придираться.
    Матушка Богородица святой ключик взяла,
    В свою святую горницу отнесла,
    На Престол его положила,
    Меня, рабу Божию (имя), защитила
    От всех тех, кто на меня, (имя), въедается,
    От всех, кто ко мне придирается.
    Господи, помоги. Господи, защити.
    На ныне, на вечно, на бесконечно.
    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
    Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если муж оскорбляет
Заговор (читают на воду или еду злобливому мужу):
Матушка-Богородица свечу зажигала,
платком личико вытирала,
постом трудилась,
святой рученькой молилась.
Платком рабу (имя) покрывала,
раба, мужа ее, ругала.
Рыба не говорит, не кричит,
белорыбица молчит.
Так бы ты, раб (имя), не кричал,
как та белорыбица, при жене молчал.
Пусть бы она тебе стала мила,
как та икона, что Матерь Божья людям дала.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

Если в доме постоянные скандалы
Встаньте лицом ко входной двери и читайте девять раз. Женщинам надо распустить волосы. На одежде все пуговицы и замочки должны быть расстегнуты. Во время чтения на стук и звонки откликаться нельзя:

«Знамением креста, нечистая сила, сокрушись! Огради, Господи, животворящим крестом. Двенадцатью замками замкни злодеям руки, зубы, завидущие глаза. Чтоб глаза не вытаращивали, ненависть не расточали, изо рта клятий не выпускали. Господи, встань на помощь мне, рабе Божией (имя), и моей семье. Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши. Боже, ко мне на помощь от лукавых в моем доме. Пресвятая Троица, выгони злых, нечистых духов из моего дома, из моего семейства. И сердца наши освяти Духом своим Святым, Пресвятая Богородица, спаси нас. Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас. Наградим любовью сердца наши. Во веки веков. Аминь».

Заговор от ссор в семье
Сходите в церковь и поставьте свечи о здравии всем членам своей семьи. После этого поставьте варить уху и, когда будете разливать ее по тарелкам, говорите:
    Как рыба в миске молчит,
    Так пусть и в нашей семье никто не кричит.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
    Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Все взято у Степановой.

0

71

11 ФЕВРАЛЯ - БИТЬЕ МОРОЗНОЕ   

ДЕНЬ ЛАВРЕНТИЯ

Тропарь Лаврентию…

Всеблаженне Лаврентие, затворивый себе Господа ради в месте теснеи в нем многа лета трудолюбне поживый,
молися о нас ко Господу,яко да и мы от всякаго греха чувства затворше, получим отверзение дверей милости Господни в День судный.

Прочесть сие будет не лишнее, поскольку день искушаем колдовством, удачен для нечистого.

Ведьмы стряхивают с себя зимние сонмы и берутся за дело — отправляются гнить будущую весну, вытаптывать поля.

Обычно ведьма «портит» поле, делая «заломы и закрутки»: заламывая и связывая, скручивая стебли, прижимая колосья к земле, она «связывает плодородие», препятствует созреванию злаков и губит урожай.
По поверьям, если ведьма делает в поле залом или прожин, пережин (прожинает полосу), то нечистая сила начинает таскать зерна с этого поля в закрома ведьмы (Яросл., Тульск., Орл.). Залом, закрутку нельзя не только вырывать, но даже трогать без риска смертельно заболеть, поэтому в Тульской, Орловской губерниях, например, их снимали кочергой или расщепленным осиновым колом. Уничтожить залом мог колдун, сжигавший его или топивший. Приглашали для этой цели и священников, служивших в поле молебны.

Давность всех этих представлений засвидетельствована памятниками древнерусской и средневековой литературы

http://s19.radikal.ru/i192/1102/92/59507d6b37a0.jpg

Но к чертополоху (чертополох - выжигающий чертей) ведьмы на полях никогда не прикоснутся, боятся его силы.
Потому, чтобы не вытоптали защищающий посевы снег на поле ведь­мы, надо чертополох по углам поля воткнуть.
Выбирают самого старого человека в доме, до которого чёрту докопаться труднее, и просят ветки чертополоха воткнуть по краям поля.
За него не одна ведьма не войдёт, поле не сглазит, не перетопчет, гнилью не поразит. 
А коли случилась беда, то слышно как поле изнутри стонет, словно в ветре тонет. 

Рождённому в этот день сила в битых морозом яблоках, ягодах рябины, калины. При любой болезни ими поднимет жизнь, избавит себя от хвори.

0

72

Сандра написал(а):

Но к чертополоху (чертополох - выжигающий чертей) ведьмы на полях никогда не прикоснутся, боятся его силы.

Ну надо же!!!!! http://s03.radikal.ru/i176/1007/4d/c3c23832df2f.gif

0

73

Мой цветок по цветочному гороскопу. Ведьмы-берегись! http://i053.radikal.ru/1007/71/60c23171679f.gif

Я что-то пропустила? А где мы поздравляем всех с Днем влюбленных? http://s45.radikal.ru/i107/1007/96/9caddbdb1f51.gif

0

74

Приношу свои извинения за длительный перерыв между сообщениями, у меня были проблемы с выходом в Интернет.
Пыталась отправить сообщения, но уже на стадии просмотра ничего не получилось, теперь заранее готовлю всю инфу в Ворде, сохраняю, и размещаю здесь.
Кроме того закончила болеть, и вернулась из командировки.
Рада всем, я соскучилась  http://s07.radikal.ru/i180/1007/ef/3f00947aae2e.gif

12 ФЕВРАЛЯ - ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ  ДЕНЬ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ - ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА.

ЗВЕРИНЫЙ СВАДЕБНИК

Трехсвятие.
Красная луна - к большому ветру.
Ветер понесся - к сырому году.

Начинает портиться санный путь. Зачернели проталины по косогорам.
По народному поверью в этот день нельзя прясть, а потому называют его еще "днем трех святителей-непрядильщиков".

 
Приходят зайцы в сады - будет еще зима суровая.

Волки воют под жильем - к морозу.

За сутки до оттепели мыши выходят из-под лесной подстилки на снег.

Деревья покрылись инеем - к теплу.

Подул ветер с северной стороны, а туч нет - к большим холодам.

Солнце зимой закатывается в тучу - будет буран.

Снегирь скрипит - на снег, вьюгу, слякоть.

http://s013.radikal.ru/i323/1102/c2/b8e6fd02dc86.jpg

В лесу в этот день - звериный свадебник. Звериный род берет рост.
В лесу начинаются звериные свадьбы да бои звериные, в которых выживает сильнейший.

В этот день полагалась на стол подавать блюда из дичи или дикого зверя.

Рябчики под соусом
Срезать с рябчиков филей без косточек, снять с них кожу, положить в сотейник и припускать в сливочном масле, не давая им подрумяниваться и держа на небольшом огне.
Припустить в сливочном масле трюфели или шампиньоны.
Грибы опускаются в белый соус, выкладываются на середину глубокого блюда, гарнируется рябчиковыми филейчиками, под которые подкладывают гренки из белого хлеба, поджаренные в сливочном масле.

Котлеты из рябчика
Снимите с груди сырого рябчика кожу, срежьте крылья с филеем, оставив только кость, прилегающую к плечу, и получите две котлеты, которые, обмакнув в сырое яйцо, взбитое с ложкой молока или воды и солью, обваляйте в сухарях и поджарьте в сливочном масле.

К этим котлетам очень идет нарезанный ломтиками трюфель, припущенный в сливочном масле с ложкой мадеры и полстаканом сока из-под жареной телятины.
Пять-шесть средней величины трюфелин и полложки масла на шесть котлет достаточно. За неимением трюфелей можно употребить шампиньоны или сок из-под телятины, мадеру и масло с прибавкой сока от половины лимона.
Все это хорошенько прокипятить и вылить на выложенные на горячее блюдо котлеты.

Салат оливье на старинный манер
Слово «салат» пришло в русский язык из французского и первоначально означало всевозможные соления.
Изначально в салат шла только соленая зелень, в которую постепенно стали добавлять овощи, и уж только спустя долгое время в салат «ввели» мясо и рыбу.
Одним из самых изысканных салатов был знаменитый «Оливье».
Взять два рябчика и телячий язык, 100 г паюсной икры, 250 г свежего салата, 25 штук отварных раков или одну банку омаров, полбанки пикули, полбанки сои, два свежих огурца, 100 г каперсов, 5 крутых яиц.
Все уложить на блюдо, прибавить соус провансаль, который готовится на французском уксусе из двух яиц, и одного фунта прованского масла, посоленный по вкусу.

Жаркое из тетерева
Выпотрошив и очистив от перьев тетерку, вымочить ее в холодной воде или в воде, разбавленной уксусом, натереть солью, нашпиговать шпиком и жарить на вертеле, на противне или в кастрюле, поливая ее сперва маслом, а когда она уже почти готова, полить сметаной, выложить потом на блюдо, разрезать ее на несколько частей и облить соусом, в котором она жарилась.
К тетерке подают свежий салат, красную капусту, пикули из красной свеклы. Жаркое из глухаря готовится точно так же, как тетерка.

Жареный заяц
Снять шкуру, выпотрошить, очистить постепенно от тоненьких кож, в виде пленок, которых бывает более 10, вымыть, нашпиговать тонким шпиком, замочить на несколько часов в уксусе, разбавленном водой, с нарезанным луком, солью и лавровым листом.
Жарить на противне, поливая сначала маслом, а когда он поджарится до готовности, поливать сметаной.
Когда заяц готов, порезать его на небольшие куски, выложить на блюдо, слить соус с противня, облить им куски зайца и подавать на стол с соусом из свеклы, который приготовляется следующим образом: сварить или испечь несколько красных свекл, мелко их нарезать.
Отдельно поджарить в масле пару мелко нарезанных луковиц и пол-ложки муки, положить все вместе в кастрюлю, посолить, прибавить полстакана сметаны или же несколько ложек жирного бульона и 1 ложку масла, 1 — 2 ложки уксуса.
Если хотят, чтобы соус был послаще, прибавить сахар.

Заяц тушеный
Очистив и вымочив зайца, разрезать его на небольшие куски, сложить в кастрюлю, посолить, прибавить 2 ложки масла, несколько зерен перца, пару нарезанных луковиц, обжарить, потом прибавить несколько ложек бульона или кипятка, закрыть кастрюлю крышкой в тушить.
Когда заяц будет готов, положить в кастрюлю полстакана сметаны, дать покипеть, положить на блюдо и подавать на стол.
К такому зайцу можно подать соус из свеклы, способ приготовления которого указан выше.

0

75

Сандра написал(а):

Кроме того закончила болеть, и вернулась из командировки.

А мы тоже соскучились!!!! http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif

Сандра написал(а):

В лесу в этот день - звериный свадебник.

Эх, нравятся мне волки! Питаю я слабость к ентому  зверью  :)

0

76

Лигия написал(а):

А мы тоже соскучились!!!!

Лигия, http://s40.radikal.ru/i087/1012/7d/4dbabbbe5949.gif

Лигия написал(а):

Эх, нравятся мне волки! Питаю я слабость к ентому  зверью

Мне тоже нравятся, несмотря ни на что, считаю их благородными животными  http://i058.radikal.ru/1007/31/62b86de0a2e5.gif 

13 ФЕВРАЛЯ - НИКИТА ПОЖАРНИК. НИКИТА КОННИК

День Никиты Новгородского хранителя от пожаров и молний, который в свое время мог молитвами не только пожар погасить, но и засуху предотвратить.

http://s56.radikal.ru/i151/1102/d0/88da4611334a.jpg

Русский народ считает этого угодника хранителем от пожара и молнии, и потому в «Сказании о том, каким святым каковые благодати исцелений от Бога данным», ему назначается молитва об избавлении от этих бедствий.
Очевидно, что верование это основывается на жизнеописании святого Никиты, в нем повествуется, что этот святой «пожар града молитвами своими угаси и на многа чудес творяше».

Сколько было примет, ни у кого столько нет.

Дрова в печи шипят, дымят, плохо загораются - к оттепели.

http://i033.radikal.ru/1102/34/b7f8298cac26.jpg

Красный огонь в печи - на мороз, белый - к оттепели.

Сильная тяга в печи - на мороз, слабая - на сырую погоду.

Февралём закружит, и весне, и лету, и будущей зиме — услужит.

Пришёл Лиходей — вбил морозный гвоздь, привалил ось. Но не знает лиходей, что не в самих приметах дело.
Что любая примета, как узелок в тесьму, а тесьма по уму.

Будет нынче солнце в кругах — будет урожай в верхах!

К этому времени избы так снегом занесены, что пора и посмотреть, а как коник на крыше поживает, не случилось ли с ним чего.
Конёк на крыше русской избы - это знак силы и мощи рода. Конёк над избой — охлопень с шелом, оберегающий избу, мол, лешим облюбован.
Оседлает леший конька — пошатнётся изба. Пришпорит конька — жди злого Санька. Худые ветры подступят ко крыльцу.

Из календаря Натальи Ивановны Степановой

13 февраля способствует ссорам между людьми.

Именно в этот день успешно удается разорвать связь любовницы и неверного мужа.

Делают это так: покупают новый гребень и, ломая у него по одному зубу, говорят:

Не крестясь, пойду, не молясь, найду

Старое гнилое бревно, под ним засохшее говно.

Там сидят черт с чертовкой,

Руки-ноги узлом завязаны,

Спинами друг к другу посажены.

Дерутся они, кусаются,

Страшными проклятиями бросаются,

Настрету-аз-ату-встречаются,

Ненавистью друг к другу они маются.

Так бы (имена) дрались, кусались,

Никогда не примирялись,

На веки вечные меж собой расстались.

И казалась бы она ему хуже засохшего говна.

Ключ, замок, язык. Аминь.

Аминь. Аминь.

Гребень бросают под дверь соперницы.

0

77

14 ФЕВРАЛЯ  - ТРИФОН-ПЕРЕЗИМНИК, ТРИФОН МЫШЕГОН, ЗВЕЗДОПАД


Поскольку по старому стилю сегодня 1 февраля, то — каков Трифон, таков и февраль.

http://s008.radikal.ru/i305/1102/4d/739d53a65a73.jpg

Только в этот день можно заговаривали губителей скирд и стогов — мышей. Заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем «изжить» их из селения.
«Весела и проворна мышь, но сойдёт на неё солнце с крыш, испугает хвостатую — будем грести рожь лопатою».

Призванный знахарь вынимал из средины скирда по снопу, со всех четырех сторон, из стогов брал по клоку сена.
Все это относилось в печь и зажигалось раскаленной кочергой. Зола, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпалась в те места, откуда были вынуты снопы и сено.
Знахарь все время читал заговоры и громко произносил заклятия.
Знахаря сопровождали хозяин с хозяйкой с хлебом-солью и чистым полотенцем. После возвращения с гумна, знахаря угощали и отдаривали.

http://s51.radikal.ru/i132/1102/89/139d4d85d221.jpg

Заговор от мышей

«Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный.
Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не таскать вам пахучего сена.
Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков.
Слово мое ничем же порушится».

Если на Трифона покажется вечером на небе много звезд, то зима еще долго продолжится и весна будет поздняя.

Если к концу дня покрывается небо прозрачным белым облаком — погода будет хорошая.

На Трифона снег — весна будет дождливая.

Если холода начнутся — весна будет холодная, поздняя.

В этот день наблюдали за ветром. От его направления и силы также зависит характер будущей весны.

Если ветер холодный, то и весна не побалует теплом, а лето будет мокрым.

Если погода тиха, безветренна, то ожидай теплую и приятную матушку-весну.

Трифону сельские девицы молятся о женихах.
Вероятно, это верование «приурочено» к Трифону потому, что февраль — свадебный месяц.

0

78

такая мышка милая на картинке, что даже жалко стало http://s43.radikal.ru/i101/1007/f9/16cac3bad8cb.gif

0

79

Сандра написал(а):

Если холода начнутся — весна будет холодная, поздняя.

А у нас уже неделю морозы стоят,но сегодня аж -30!

0

80

Мими написал(а):

такая мышка милая на картинке, что даже жалко стало

Не смогла найти несимпатичную, они почему то все миленькие  http://s48.radikal.ru/i122/1007/28/d23f7dcfc316.gif 

15 ФЕВРАЛЯ - СРЕТЕНИЕ

Сретением Господним назван праздник потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном и Анной пророчицею.
У евреев был закон, чтобы каждый первенец, т.е. первый сын, в 40 день по рождении, был посвящаем Богу, — и мать приносила бы в выкуп за него и вместе за свое собственное очищение жертву Богу.
Вследствие сего закона, в сороковой день по рождении, и Господь Спаситель наш Своею Пречистой Матерью, и Ее праведным обручником принесен был в Иерусалимский храм.
В это время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обещано было от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня.
Это было, когда он, переводя книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий, остановился на предсказании его о рождении Спасителя от Девы (Ис. 7, 14) и хотел слово дева заменить словом замужняя женщина.
По внушению Духа Божие, старец Симеон пришел в храм. Увидев Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом, он узнал в Нем обещанного Спасителя и, взяв Его на руки, исповедал, что Он есть Спаситель мира.
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глоголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое...» произнес Симеон, когда взял на руки Богомладенца.
Вместе с Симеоном Анна пророчица, праведная старица, узнала Спасителя, восхваляла Бога и говорила о Спасителе всем, которые с верой ожидали пришествие Его.

http://f1.fotozal.com/f/414/11149z.jpg

В народе этот день считают днем первой встречи весны (вторая встреча — на Сороки, третья — на Благовещение).

С 15 февраля по 18 марта — перелом зимы.
Один из самых больших праздников весны.
Мороз или оттепель — всё хорошо на Сретение — оно же Встретение, Громницы, Сусретьев день.   
Раньше всех чуют весну ольхи.
Верба сбрасывает кожистые чехлы с пуховок.
На Сретенье выгоняют коров из хлевов для прогрева.

Покров — не лето, Сретенье — не зима.

На Сретение зима с летом (с весной) встретились.

На Сретение солнце на лето, зима на мороз.

На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет (о сретенских оттепелях).

На Сретение кафтан с шубой встретились. В этот день зима борется с летом, кому идти вперед, кому — назад.
   
Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звездами, то и зима ещё не скоро зачнёт плакать, а весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного.

На Сретение вечером заклинают солнце. Поручают этот обряд деревенской детворе, ибо им весна дороже.

Поют песню:
«Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы.
Выгляни, солнышко, до вешней поры».
Если солнышко-вёдрышко выглянет перед закатом, то ребята приносят в деревню весть, что прошли последние морозы.

Если же красное солнышко не приметит заклинающую детвору, — это предвещает сильные власьевские (24 февраля) морозы.

Утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, а коли снег к вечеру — то будет урожай поздних хлебов.

Оттепель, случающаяся на Сретеньев день, служит предвестницею худой и гнилой весны.
В этот день начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом.

Придя из церкви, полагалось трясти садовые деревья, чтобы были они с плодами.

Сретенские морозы считаются последними, и после них крестьяне не решались пускаться вдаль на санной езде.
Оттепель, появляющаяся в этот день, предвещает худую и гнилую весну.

На Сретеньев день от воробья стена мокра.

На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок ( весна будет мокрая).

На Сретенье зима с летом встретилась.

На Сретенье солнце идет на лето, а зима на мороз.

В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).

На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.

На Сретенье капель — урожай на пшеницу.

На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц.

В Каширском уезде было предание о погибшем семействе, предпринявшем в этот день поездку вдаль, за рыбой, к Масленице:

«Жил когда-то старик с семьею сытно и богато. Всего было у него много, и во всем ему была спорина. Наградил его господь детками умными.
Чего сам старик не додумает, то детки домыслят, а чего детки не сумеют, то отец научит.
Поженил старик всех детей на один день, а поженивши, задумал напоить, накормить всех сватов и сватей, а корм для них порядил на широкой масленице.
Вот и вздумал старик на промысл: съездить вдаль за рыбой, заработать копейку и гостей удоволить.
Старик все сбирался, ждал пути и дороги; глядь — поглядь и — Сретенье на дворе, а там и Масленица на носу.
И собрался старик всей семьей, оприч баб и ребят, а на поезд снарядил семь подвод.
Как прочуяли бабы про наряд за рыбой, так и не-весть что вышло. И повойт и поплачут бабы вокруг мужей: не тут-то было.
Задумали бабы и свои хитрости: и сны-то им недобрые виделись, и тоска-то на них не к добру нападала, и домовой-то их к худу давил.
Известно, бабье дело: не спорь с ними. Нет-таки, старик не слушает их. Поеду-таки, поеду за рыбой, накормлю об Масленице сватов и сватей, говорит он им.
Ведь что сделаешь с мужиком: упрям живет и отродясь не слушает.
Как на беду, на самое Сретенье началась оттепель.
Взвыли бабы пуще прежнего от лихой приметы: «Погляди-ко, родимый, на двор: какая стала оттепель?
Ведь морозы-то минули; подуло с весны».
Не бывать добру, не видать мужей, голосят бабы.
Старик-таки все думает: поеду да поеду. Вот и поехал старик за рыбой на семи подводах, а на тех подводах посажал сыновей, да и сам сел.
Ждут бабы своих мужей неделю, а об них и слуху нет; ждут и другую, и никто вести не кажет.
Вот и пестрая неделя наступила, а родимых все нет.
Подошли и заговины, а с ними и слухи пошли: вот там-то мужик утонул, а там-то двух мужиков замертво нашли.
Войт бабы пуще прежнего. Кому Масленица, а бабам Великий пост.
И прослышали бабы о беде: на Волге, де, их мужья на льду подломились с подводами. Никто-то не спасся».

В северо-западной Руси праздник этот был известен под названием Громниц, так как здесь существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами.
Во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу, для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы и пр.

В западнорусском крае сретенскими свечами на праздник Сретения был обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.

В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквах воду.
Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней.

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

Приметы этого дня:

Тот, кто в этот день украдет, потеряет все, что нажил за всю жизнь.

Если вам встретится человек без ног, то вас постигнет большая беда.
Чтобы этого избежать, следует тут же сказать:

Бог имеет три имени,

А я имею помощь Его, Бога моего.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В Сретенье не продают молоко из дома. Если вам жалко его просто раздать, то сделайте впрок сметану, но только не продавайте.

На Сретенье яйца не бьют и не варят — это к бесплодию.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC