Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Русский народный календарь событий и суеверий

Сообщений 21 страница 40 из 807

21

Lighthouse написал(а):

16 Января - ГОРДЕЕВ ДЕНЬ. ОБЕРЕГ КОРОВЫ.
По поверью, в Гордеев день нельзя хвастаться ни своим добром, ни здоровьем,ни детушками - все Гордей отнимет.
Сатана гордился - с неба свалился! Фараон гордился - в море утопился!

Ну и денек сегодня............
А я первый раз сталкнулась вот с чем....
Сегодня зашла в церьковь, поставила свечи.... и подошла к служке(которая продает свечи) попросила кружку для святой воды,попить. И вот столько я выслушала нареканий с ее стороны.... и что пить св.воду нужно только строго натощак, и что на всех не напасешся...........
Отвечаю...с утра пила только воду.....
Дали таки мне кружку и даже налили в нее воды ковшом. Так вот я выпила эту воду и пошла,а через 10минут мне просто физически стало плохо!!!!
Пришлось присесть на лавочку..............
Церьковь эта Андрея Первозванного....находится на Ставропольской улице в Люблино.
Сколько раз бывала в ней... но такое впервые.......
И осадок остался в душе. В Божьем Храме и там хамство..... http://s45.radikal.ru/i107/1007/96/9caddbdb1f51.gif

0

22

Мишель написал(а):

Ещё ни разу не гадала в эти святки - надо успеть, интересно же.

Мишель, http://s43.radikal.ru/i102/1007/19/a950302aca21.gif   http://i058.radikal.ru/1007/31/62b86de0a2e5.gif   http://s55.radikal.ru/i148/1007/ba/801f01f9b161.gif

Лунарик88, я тебе хочу напомнить старую притчу, возможно ты её тоже знаешь;

В храм не пускают

Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет».

Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:

— Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.

Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:

— Что ты, дитя моё, плачешь?

Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:

— Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Иисус:

— Не плачь, они и меня давно туда не пускают.

Лунарик88 написал(а):

И осадок остался в душе. В Божьем Храме и там хамство.....

Не осуждай, а иначе становишься похожа на этих людей в церкви.
И у меня подобные случаи были, но я знаю, что прихожу в гости к Богу, а не к ним, и каждый из нас будет в свое время отвечать за свои грехи, церковные служители за свои, а я - за свои.

+2

23

18 Января - КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

ГОЛОДНЫЙ ВЕЧЕР

8 января — день навечерие праздника Крещение Господня, приготовляющий к празднику постом.
В просторечии день сей называется крещенским сочельником, вернее — сочевником, от особого кушанья, сочива, предписываемого церковным уставом для вкушения в этот день, — разваренных зерен пшеницы или риса. (Рецепт приготовления сочива см. 6 января.)

В деревнях, под Крещение, старушки собирали снег со стогов в полной уверенности, что только он один может выбелить всякую холстину, да так, как не сделают ни солнце, ни зола.

Снег, собранный в крещенский вечер может сохранить в колодцах воду во весь год.
Стоит только с поля принести снега, опустить его в колодезь, и тогда от него будет подспорье во весь год, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя.

Снегом, собранным в крещенский вечер, поселяне исцеляли недуги — онемение в ногах, головокружение, судороги.

В этот день, где бы ни показался огненный змей, везде найдет свой погибель.
Огненный змей, по народным воззрениям, есть олицетворение дьявола.
Дьявол принимает этот вид, когда намеревается вступит в половые сношения с женщинами.
Сказания о таких связях существуют у всех славянских народов, занесены они и в наши летописи.

Согласно легенде о Петре и Февронии, дьявол вступил в связь с княгиней при жизни ее мужа, приняв образ князя, но в большинство случаев он выбирает своими жертвами одиноких вдов или девиц, без меры грустящих и убивающихся по своим умершим мужьям или возлюбленным, и заступает место последних.
Такие несчастные, всецело поглощенные своей скорбью, нередко забывают свои обязанности по отношению к Богу и ближним.
Они перестают молиться, посещать церковь, ропщут на Господа, сомневаются в Его милосердии, богохульствуют.

Вот этими-то обстоятельствами и пользуется дьявол.
Наметив такую женщину, он в глухую ночь пролетает по небу в виде огненного змея, останавливается над ее избой, рассыпается искрами и является тоскующей, под видом ее мужа или любовника.
Конечно такое явление приводит женщину в ужас, но обаяние дьявола так велико, что она скоро свыкается с мыслью, что любимый ею человек жив, а не умер.
В страстных ласках проводит дьявол с нею ночь и при первом пении петухов исчезает. Затем посещения им новой любовницы происходят уже каждую ночь.

Любовь огненного змея сушит и изводит женщин.
Они бледнеют, худеют, истощаются. Дни проводят в тяжелой тоске, с нетерпением ожидая ночи, а с нею возлюбленного.

Случается, что обольщенная дьяволом разговаривает с ним в присутствие посторонних, но последние не видят и не слышат духа.
Иногда от таких связей родятся дети, но не обыкновенные, а богатыри, кудесники или кикиморы. Если связь со змеем продолжается долгое время, то женщина сходит с ума и нередко кончает самоубийством.

Единственным средством избавиться от дьявола-змия является надевание на него шейного креста. Но очарованную женщину трудно уговорить прибегнуть к такой мере.
Если однако она послушается, то хотя бы и не успела надеть, однако после нескольких повторений этой попытки дьявол ее оставляет и больная поправляется.

Вот одна из быличек, которые часто рассказывали в деревнях:

«Вот в Ветлуге был случай.
Молодая женщина, пожив всего один год замужем, неожиданно лишилась своего супруга: его где-то на стороне убили.
Много слез пролила Анна, сильно горевала и не знала, что делать от тоски.
Наступила осень, и горожане увидели летуна: появится, осветит и рассыпается над домом, где жила молодая вдова.
Многие предостерегали Анну и говорили, что сами видели, как летал к ней огненный змей, и советовали обратиться с молитвами к Богу, но вдова и слышать не хотела, отвергала советы добрых людей.
Она, не стесняясь, говорила домашним и знакомым, что муж ее не убит, а только скрывается от людей, потому несчастье его постигло, и он не смеет никому показаться на глаза, кроме своей жены, которую посещает часто. Она рассказывала, что муж, когда ночует у нее, вместе с ней спит, как спал и раньше живой, и уходил около полуночи до пения петухов.
Недолго, однако, летал огненный змей к вдове.
Начала она быстро таять, ничего по дням не ела, тосковала и лишилась рассудка, в вскоре ее и паралич разбил, так она в совершенном изнеможении и безумии скоро и умерла».

Заговор от огненного змея

Втыкают в порог и во все щели избы траву мордвинник (чертополох) и говорят: «Как во граде Лукорье летел змей по поморию, града царица им прельщалася, от тоски по царе убивалася, с ним, со змеем, сопрягалася, белизна ее умалялася, сердце тосковалося, одному утешению предавалася — как змей прилетит, так ее и обольстит.
Тебя, змей, не бойся. Господу Богу поклонюся, преподобной Марии Египетской уподоблюся, во узилища заключуся.
Как мертвому из земли не вставать, так и тебе ко мне не летать, утробы моей не распаляти, а сердцу моему не тосковати.
Заговором я заговариваюсь, железным замком запираюся, каменным тыном огораживаюсь, водой ключевой прохлаждаюся, пеленой Божией Матери покрываюся; аминь».

Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то предрекают плодородие ягнят. Тогда говорят: «Ярки звезды породят белые ярки».

Крещенский сочельник — второй сочельник.

Богоявление под полный месяц к большому разливу.

Крещенский снег собирают для беления холстов, также от разных недугов.

Увидеть Господне Крещение — в полночь чаша с водой сама колыхнется.

На крещенский сочельник ставят на дверях меловые кресты.

+1

24

19 Января - КРЕЩЕНИЕ


http://s012.radikal.ru/i320/1101/91/5bdd21d4ef3f.jpg

Богоявление, или Крещение Господне, произошло на берегах реки Иордана, и совершил его Иоанн Предтеча.
Сначала Иоанн не хотел крес­тить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но когда Господь сказал: «Оставь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», — крестил Его. Когда же по крещении Господь выходил из воды, то отверзлись небеса, Дух Святой сошел на него в виде голубя, и слышан был глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

В воспоминание крещение Христова в реке Иордане, в праздник Кре­щение бывает крестный ход на реки для освящения воды.
http://s008.radikal.ru/i305/1101/d1/2c8a80da0903.jpg

Этот ход называется ходом на Иордан. Водоосвящение бывает и накануне праздника во храмах.
С освященной водой священнослужители ходят по домам. Это — для освящения как домов, так и живущих в них.
Подобное хождение со святой водой бывает и в другие праздники, например, в храмовые.
Участие в торжественном крестном ходе, молебен, получение святой воды - весь этот день полон для христианина особенного значения. После молебна на реке купаются в ней раздетые, чтобы излечиться от болезней и очиститься от грехов.
http://s002.radikal.ru/i197/1101/ce/0917ec0d91ab.jpg 

Воду, освященную в праздник Крещение, берут по домам и хранят. Она — святыня у христиан, не портится целые годы, исцеляет болезни.

В Богоявленскую ночь небо перед утреней открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется.

Крещенские морозы, известные своей жестокостью, по повериям рус­ского народа, предвещают плодородие. Киевляне, говоря о сих морозах, прибавляли: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».

В великорусских губерниях девушки пекли пироги и выходили с ними вечером окликать суженого. (О святочных гадания смотри выше)

Если в этот день будет метель, то же самое будет и на Масленице.

Если силен мороз на Водокрещи — на хлеба не ропщи.

В иордани купаются, кто о Святках рядился.

На Богоявленье день теплый, хлеб будет темный (т.е. густой).

Коли на воду пойдут, да будет туман — хлеба много.

На Богоявленье снег хлопьями — к урожаю; ясный день — к неурожаю.

Когда прорубь (иордань) полна воды, разлив будет большой.

В Крещенье на полдень синие облака — к урожаю.

Звездистая ночь на Богоявленье — урожай на горох и ягоды.

Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи.

На Крещение поднимаются сильные вихри - к хорошему роению пчел.
 
Пасмурное небо идущий снег, и большой иней в этот день предвещают плодородный год.

В Крещение на полдень синие облака - к урожаю.

Если кто-то крещен в этот день - быть ему счастливейшим человеком.

Таким же удачным считается заключение в этот день помолвки.
С Крещения до Масленой - свадебные недели.

На Крещение - последняя ночь святочных гаданий.
Иногда девушки выходили за ворота гадать на первого встречного:встретится старик - не к добру, а встретится молодой парень - в этот год выйдешь замуж.

С праздником!!!

+1

25

Lighthouse написал(а):

В великорусских губерниях девушки пекли пироги и выходили с ними вечером окликать суженого. (О святочных гадания смотри выше)

А у нас одноклассницы моего сына на чай мальчишек пригласили,не знали о таких гаданиях.

0

26

Lighthouse написал(а):

Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
            — Господи! Меня в храм не пускают!
            Обнял его Иисус:
            — Не плачь, они и меня давно туда не пускают.

Спасибо тебе большое за притчу...... http://s39.radikal.ru/i086/1007/34/6a401b60cdc5.gif

Сегодня праздник великий, Крещение! Всех с Праздником! http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif

0

27

Lighthouse написал(а):

19 Января - КРЕЩЕНИЕ

(простите, если немного повторюсь в чем-то)

Как это часто бывает на Руси, языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами.
С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется.

В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину,а  девушки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной.

На Руси существовало поверье, что если в ночь на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, то вода как бы вскипает - это на нее сходит Святой Дух.

*********************************************************************

Приметы

    *
      Кто первым на Крещение возьмет воду из колодца, проруби и так далее, тот весь год ни разу не заболеет.
    *
      Если человек, взявший у церкви крещеную воду, упадет или же разольет воду, то долго он на этом свете не проживет. Это отмечали наши деды.

Снятие порчи крещеной водой

Принесите святую воду из храма и, стоя в ванне, облейте ею себя с головы до ног со словами:
Господь родился, в Крещенье крестился,
Прославился именем Иисуса Христа.
Как эта вода стекает с меня,
Так чтоб и вся порча с меня ушла.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(последнее взято у Степановой Н.И.)

*************************************************************

С праздником! С Крещением Господним, с Богоявлением!!!

http://f7.ifotki.info/org/702373c7ab81b681941e3210be5420195d50fe78089510.jpg

Отредактировано Лигия (2011-01-19 12:55:19)

0

28

Lighthouse написал(а):

но в большинство случаев он выбирает своими жертвами одиноких вдов или девиц, без меры грустящих и убивающихся по своим умершим мужьям или возлюбленным, и заступает место последних.
Такие несчастные, всецело поглощенные своей скорбью, нередко забывают свои обязанности по отношению к Богу и ближним.

Lighthouse,интересный рассказ об огенном змие http://s48.radikal.ru/i119/1007/33/b39bf2b53bd7.gif 

Lighthouse написал(а):

— Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Иисус:

— Не плачь, они и меня давно туда не пускают.

Замечательная притча!!!!

0

29

Лунарик88 написал(а):

Церьковь эта Андрея Первозванного....находится на Ставропольской улице в Люблино.

Лунарик, так мы где-то рядом? Я на Ставропольской живу :flag:
Правда, почему-то очень редко я в этой церкви бывала: всего 2 раза да и то  много лет назад. Все больше к Матренушке святой езжу.

Лунарик88 написал(а):

Так вот я выпила эту воду и пошла,а через 10минут мне просто физически стало плохо!!!!

Если по- народному - "сглазила" она тебя. Не с добром воду святую подала, со словами и мыслями злыми..., а вода очень хорошо информацию передает...

0

30

Lighthouse написал(а):

Любовь огненного змея сушит и изводит женщин.

Очень часто встречается этот сюжет в  сказках (например у А. Толстого точно помню), или у Фета:
Чуть вечерней росою
Осыпается трава,
Чешет косу, моет шею
Чернобровая вдова.
И не сводит у окошка
С неба темного очей,
И летит, свиваясь в кольца,
В ярких искрах длинный змей.
И шумит всё ближе, ближе,
И над вдовьиным двором,
Над соломенною крышей
Рассыпается огнем.
И окно тотчас затворит
Чернобровая вдова;
Только слышатся в светлице
Поцелуи да слова.

А меня всегда удивлял сюжет - напонятно было - что за змей такой,  почему она его не боится и т.д. а теперь, благодаря твоей темке понятно в чем дело.

+1

31

Лунарик88 написал(а):

Спасибо тебе большое за притчу......

Рада, что тебе понравилась, а мне эта притча давно известна.  http://s03.radikal.ru/i176/1007/8f/7a8171a6a1ef.gif
 

Лигия написал(а):

(простите, если немного повторюсь в чем-то)

Лигия, огромное спасибо! Всегда рада твоим материалам  http://i069.radikal.ru/1007/60/988f44fb0497.gif

Мими , спасибо за замечательные стихи, приятно, что помогла тебе. http://s49.radikal.ru/i126/1007/99/68d28a0c8ca0.gif   http://i069.radikal.ru/1007/60/988f44fb0497.gif

0

32

20 Января - ИВАН БРАЖНЫЙ. ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

ПЕРЕЗИМЬЕ

http://f1.fotozal.com/f/387/11003a.jpg

Иван Блаженный все праздники увел. Начало зимнего мясоеда.
Перезимье о весне весть подает.

Трещи, мороз не трещи - минули Водохрещи: дуй, вьюга, не дуй - к Великодню пошло.

Начиная с этого дня на посиделки снова полагалось приходить с работой (в святки молодежь на посиделках только веселилась).
http://i040.radikal.ru/1101/36/a68b5780e6f0.gif

Скоро, скоро мясоед,
Пойду к забаве на совет.
«Женись, Володенька,
Пока я молоденька!»

Никогда так не схудаешь,
Как на мясоед зимой.
Дума думу подгоняет —
Не женился б милый мой.

Скоро, скоро мясоед,
Пойду к милашке на совет:
«Ты, советница моя,
Пойдешь ли замуж за меня?»

Накурило, намело
Снегу голубого.
Ноне женят мясоедом
Самого любого.

 
В период с Рождества до Масленицы родители жениха засылают сватов к невесте.
В день Ивана Бражного «запивали» счастье девичье, наскоро сложенное, против воли девичьей.
Считалось, что если запить горе немилого супружества девице в этот день, то слез меньше будет.

Когда сваху посылают засватывать избранную невесту, то делают следующий заговор.
Он делается только тогда, когда не надеются получить добром согласие отца и матери невесты.

«Встану я (имярек) на утренней заре, на солносходе красного солнца, и пойду из дверей в двери, из ворот в вороты на восточную сторону, в чистое поле; в том чистом поле гуляет буйный ветер.
Подойду я поближе, поклонюсь пониже и скажу: 'Той еси, буйный ветер, пособи и помоги мне (имярек) закон получить от сего дома, и взять кого я хочу, и у того бы человека (имярек) ум и разум отступился и на все четыре стороны расшибся, а ко мне бы (имярек) приступился и ум-разум домашних судьбы наипаче, кого хочу получить; и перевалились бы и отошли бы ко мне (имярек) все ее мысли, и охоты, и забавы, и все бы их вниз по воде унесло, а на меня (имярек) принесло".
Ключ в море, язык в роте.
Тому слову нету края и конца, от злого человека вреда, беды и напасти.
А кто бы на меня и на нее подумал (то есть, недоброе) и замыслил, у того человека ничего бы не последовало, и заперло бы ключами, и замками.

Второе название этого дня - "Иван-бражник": крестьяне запивали зло, чтобы слез не было, и приговаривали:

Празднуй раз в месяц - будешь веселым, запразднуешь каждый день - будешь голым.

0

33

21 Января - ЕМЕЛЬЯН - НАКРУТИ БУРАН. ЕМЕЛЬЯН ЗИМНИЙ.

Метель зиме за обычай.
Судят о характере зимы окончательно.
Если в этот день будут сильные ветры с юга, то будет лето грозное.

В долгие зимние вечера рассказывались истории и сказки: 'Мели, Емеля, твоя неделя'.

В некоторых местах принято в этот день угощать кума с кумой.
Крестьяне думали, что угощение кума с кумой приносит здоровье детям.
Кум и кума, приходя в званый дом, приносят в подарок: брусок мыла и полотенце и, вручая его, говорят: «Вот тебе, кума, мыльцо да белое белильцо для крестника».
При первом же купании надо было мыть ребенка этим мылом, приговаривая: «Царь морской да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божьего (имярек), на чистоту его, на красоту его!» А в конце купания говорили: «С гуся вода, с моего дитятка худоба!»

В этот день «запивали» счастье парней, наскоро сложенное, против их воли, по решению родительскому.

Считалось, что если запить горе немилого супружества парню в этот день, то скорее стерпится-слюбится в ненавистном союзе.

Кроме того в этот день принято было рассказывать сказки, небылицы и истории. Поэтому говорили: «Мели, Емеля, твоя неделя».

Вот одна из таких старинных небылиц:

«Двум лесникам пришлось ночевать в лесу. Они увидали огонь Один из них пошел к этому огню и увидал там старика, который лежал около костра.

Лесник стал просить у старика огня. А старик ему и говорит:
—Скажи небылицу, так дам тебе огня.
Лесник согласился, присел к костру и стал сказывать небылицу.

—Нас было сорок братьев, — начал рассказывать лесник. — Все се­ли на сивого коня, на котором было сорок пятен, на каждом пятне сидел брат.
У среднего, сидевшего в середине, был за поясом топор. Хлестал,хлестал он им своего коня и разрубил его пополам. Передняя часть и ушла от задней.

Потом я услышал, что на небе скот очень дешев.
Я пошел туда, но оттуда не знаю, как сойти.
Тогда я стал бить скот, из кожи шить ремешки и по этим ремешкам стал спускаться.
Но ремешков-то не хватило.
Я спустился у деревни против гумна. На том гумне крестьянин веял овес.
Я мякину-то стал хватать да вить веревку, а потом, когда близко стало, я упал на гумно. Мужик испугался и убежал.

— Вот тебе и небылица, — сказал лесник старику.

Старик дал ему огня и он ушел».

Вспоминали сказку про Емелю и щуку. В одной из деревень Вологодчины существовала эта известная сказка в таком варианте

Сказка про Омелю (Емелю).

«У старика да у старухи было три сына. Эти два сына поехали торговать на базар, а Омелю оставляют дома. «Слушай баб этта, дак привезем тебе красный кафтан, красные сапоги и красную шапку».

Омеля лежит на печи. Бабы и говорят: «Омеля, поди по воду». Он и говорит: «А мне и здесь тепло».— «Смотри, ведь не купят красного кафтана, красных сапогов и красной шапки, как не станешь слушать».
Омеля схватил ведра и побежал по воду.
Пришел, ведра зачерпнул, в ведро зачерпнул щуку-«Ой, Омеля, опусти меня в реку, я много добра тебе сделаю».
—«А что ты мне сделаешь?»
— «А когда что надо, дак меня попроси: то тебе и будет».
Он и отпустил, и говорит: «Ну, по моему прошенью, по щучьему веленью, идите, ведра сами домой».
Ведра сами и идут.
Народ видит. «Гляди-ко, ребята, что Омеля так дурит». Ведра пришли и на лавку сами поставились.

Потом эти женки и посылают: «Поди, Омеля, дров насе-да принеси на истопель».
Омеля лежит на печи да и говорит: «А мне и здесь тепло».— «Смотри, Омеля, ведь не купят красного кафтана, красных сапогов и красную шапку».
— «По моему прошенью, по щучьему веленью, иди-ко, топор, наруби дров, а дрова идите сами в избу». Топор нарубил, а дрова в избу пришли.

Ночку ночевали, дрова все, надо в лес ехать.
«Омеля, поезжай по дрова».— «А мне и здесь тепло».
А сам на печи лежит. «Смотри, не купят тебе красного кафтана, красных сапогов и красной шапки».
Вышел на улицу, опрокинул сани, сам сел в сани и сказал: «По моему прошенью, по щучьему веленью, идите, сани, в лес по дрова».
Поехал. Ехал городом, сколько народу примял! Приехал в лес и говорит: «По моему прошенью, по щучьему веленью, топор, руби дрова!
Дрова, кладитесь в сани да вяжитесь сами!» Воз дров нарубил.
«Дай-ко, топор, еще выруби дубинку!» Сам сел на дрова и едет домой.
В городе народу, людно направлено: надо Омелю поймать, надо его ладом выбить да под суд отдать.
Омеля и говорит: «По моему прошенью, по щучьему веленью, выходи, дубинка, и обломай им руки и ноги».
Дубинка выскочила, всех чисто прихлестала до единого. Он приехал домой и лег на печку.
А королю жалобы поднесены на Омелю.
От короля посланной пришел полицейской: «Ступай, Омеля, тебя король требует, зачем ты эк наделал: в городе народ примял!»
Омеля и говорит: «Поди-ко, дубинка, обломай ему руки и ноги (посланному), зачем он требует».
Дубинка всего его изломала.
И приходит староста. Тот обманом: натащил ему карамели, закусок всяких, да изюму и говорит: «Поди-ко, Омеля, к королю-то, тот тебя еще не так угостит».
Омеля и говорит: «По моему прошенью, по щучьему веленью, печь, идь-ко со мной к королю».
Тут в фатере воронцы затрещали, простенок вылетел, и печь пошла с Омелей к королю.
Король в окно глядит. «Это что такое за чудо?» — «А это Омеля едет к тебе на печи».
Приехал.
«Что ты, Омеля, наделал экое? В городу народу много замял?»
— «Ваше высококоролевство, я не хочу тебе повиноваться!»
Заворотился назад и поехал, а дочь в окно глядит у короля.
«По моему прошенью, по щучьему веленью, катись, королевна, за мной». Королевна за ним покатилась.

Король больно забедовать стал на него. Король добрался, взял обоих в бочку закупорил, дочерь и Омелю, и обручьем сковал железным. Опустил их на море.
Королевна заплакала: «Что мы, Омеля. наделали! Куда мы поспели!»
Омеля и говорит: «По моему прошенью, по щучьему веленью, дуйте ветры буйны, да выкатите бочку на сухой берег поблизости к королевскому дому!»
Бочка вылетела на берег и разлетелась вся. «По моему прошенью, по щучьему веленью, становись этта хрустальный дом!» Поставился дом хрустальный
«Далеко мост чугунный вплоть до королевского дому и перила серебряные».
Мост выстлался, и перила установились.
Послал посланника. «Требуйте короля в гости».
Король приехал в гости и сидит за столом.
Омеля и спрашивает: «У кого ты сидишь в гостях? Сидишь ты в гостях у Омели-зятя, а дочь твоя потчевает».
Вот и стали с той поры гоститься друг ко дружке».

http://f1.fotozal.com/f/387/11003b.jpg

В Пушкинских местах Нижегородского края рассказывали и такую сказку про Емелю:

«Емеля жил с матерью. Вот она послала его на базар.
— Сходи, Емеля, купи соли.
Вот пошел он на базар, купил соли, идет, а голуби пьют воду в озере.
— Голуби, голуби,—говорит Емеля,—в озере вода несоленая, а вы пьете ее, давайте я вам посолю воду.
И высыпал Емеля всю соль в воду. Пришел домой, мать ругать его стала. Поругала, поругала и говорит:
— Иди тогда снова на базар и купи горшков.
Так Емеля и сделал. Купил горшков. А когда шел домой, то увидел колья в плетне высокие. Подошел он к ним и говорит:
— Что вы, братцы, без шапок в такой мороз стоите? И надел горшки на эти колья. Пришел опять ни с чем домой. Снова мать ругать стала Емелю. Емеля и говорит:
— Пусти меня, мать, на базар, я опять куплю горшки.

Согласилась мать. Пришел он на базар, но там ни одного горшка не было.
И думает Емеля: «Опять мать будет ругать, если ни с чем приду».
И купил он стол. Нес, нес его, устал и рассердился. Увидел, что у стола четыре ноги, а у его — Емели — только две.
Поставил он стол на дороге, а сам всё бежит без оглядки: боится, как бы стол вперед не угодил, ведь у него четыре ноги!
Изустал Емеля, когда пришел домой, а стола и не бывало.

Больше Емелю мать не посылала на базар. Она сказала ему:
— Эх, Емеля, кум-то хочет идти в лес дрова рубить, а тебя, дурака, и посылать нельзя. Самой придется идти, а ты, как знаешь, оставайся.
Просился Емеля, просился, но мать его не пустила. Сама пошла.
На дорогу она много напекла калачей и другой еды и всё уложила в мешок. И стала ждать кума.
А Емеля в это время все калачи из мешка выложил, а сам в него залез и сидит. Вот пришел кум, и они с матерью пошли в лес. Как взяли мешок — и чуть-чуть приподняли его с пола. Шли, шли, изустали. А Емеля сидит в мешке за спиной и кричит:
— Матушка, погодите, погодите...

А они услышали да еще побежали. Ноги не бегут у них. Они думали, Емеля за ними бежит, а он всё нет-нет да опять закричит. И до того добежались мать с кумом, что упали.
А кум и говорит:
— Давай, кума, закусим.
Стала мать развязывать мешок, а там Емеля сидит. Так она и ахнула. А Емеля долго смеялся над ними».

0

34

22 Января - ФИЛИПП

СКРУТА БУДНЯЯ

Если на Филиппа ясно — хороший урожай летом.

Пришла пора — забот гора. После праздников накопилось много дел по хозяйству.

В этот день ходили в баню, отмывались — смывали Святки.

Русской бане отводилось видное место и в обрядах наших прадедов.
От всяких болезней лечились в бане, рожали детей.

http://f1.fotozal.com/f/389/11016b.jpg

Легенд и сказок о почитаемой народом бане сочинено также немало.
Самая первая на Руси баня из камня возведена при храме св. Андрея Первозванного в Переяславле в 1090 году.
До самого начала 20 века в российских деревнях соблюдались ритуалы и обычаи древней бани.
Банным хозяином издавна считался анчутка (байник, банник).
Представление о нем было как о бородатом старике, либо как об имеющем огненный взгляд мужике, босом и черном.

http://f1.fotozal.com/f/389/11016a.jpg

Хозяин бани бывал добрым, но злился куда чаще.
Прадеды считали, что он храпит и воет, швыряет в моющихся камни даже и мусор, до смерти человека запарить может.
Если человек один или ночью решает париться или, помывшись, усыпает в бане, то есть запреты нарушает – тем банник вредит.
Чтобы сделать хозяина бани добрым, несли соль и хлеб. Или, после купания, веник, мыло и малость воды оставляли байнику с благодарностью («спасибо тебе, байнушко, на парной байнешке»), а то и курицу черную задушенную у банного порога закапывали. Считалось, что имеется у банника шапка, делающая его невидимым.
И только однажды банника спящего увидишь в бане: на Пасху, утром ранним.
Если выхватить у него спящего в это время шапку-невидимку и до церкви с ней добежать успеть – колдуном тебе быть. А коль не сумеешь успеть – хозяин бани убьет, после того как догонит.
У анчутки имеется, как верили предки, и рубль неразменный, что к хозяину возвращается всегда.
Неразменный рубль можно получить в собственность, но для этого надо спеленать кошку черную и придти с ней к бане в полночь.
В 12 часов ночи кошку забрасывают в баню, успевая сказать особенные слова («на тебе ребенка, дай мне неразменную монету»).

Встречаются на Севере России свои особенные банные мифы, в которых у банного духа женское воплощение.
Обдериха или банница – обладающая большой властью над моющимися банная хозяйка.
Узнать ее можно по зубам большим и волосам распущенным.
Дабы хозяйка бани не сумела вам навредить, следует, собравшись попариться, прежде всего испросить на то ее дозволения. А помывшись, банницу непременно благодарят.     

Хозяйки на Филиппа мыли дом, стирали.

О хозяйке дома в русском народе говорили:

Дом хозяйкой стоит.

Без хозяйки дом, что мертвец непохороненный.

Добрая хозяйка дороже золота.

Не та хорошая хозяйка, что красно говорит, а та, которая вкусно щи варит.

Растет день в январе - растет и холод.

К этому дню день прибавился на один час, на воробьиный скок.

Январь - темная зорька года.

Январь дрова в печку подкладывает.

Если скот, выпущенный во двор, будет стремиться обратно в стойло,  значит будет холод или снег.

Ясная погода в этот день сулит хороший урожай.

0

35

23 Января - ГРИГОРИЙ-ЛЕТОУКАЗАТЕЛЬ

http://f1.fotozal.com/f/389/11016c.jpg

На Григория по инею примечали, какое лето будет — дождливое или засушливое.

Если иней на деревьях — к сырому году. Деревья в инее — небо будет синее.

Если иней «остается» на весь день, то лето будет ненастное, молодая рожь начнет цвести под самый дождь.

Выходили смотреть на сенные стога и хлебные скирды, и если замечали, что на них есть иней, то предрекали, что лето будет сырое и мокрое.

На Григория ветер с юга — к грозному лету.

0

36

24 Января - ФЕОДОСИЙ-ВЕСНЯК

МОРОЗЫ-ХУДОСЕИ

http://f1.fotozal.com/f/389/11016d.jpg

Федосеево тепло — на раннюю весну пошло.

Теплый Федосий не отзовется добром летом.

Оттепель - к затяжной весне, стужа - к позднему, трудному посеву яровых хлебов.

Бойся январской весны. Хилая зима - живуча.
   
В этот день бывали очень нехорошие морозы.
Нечистую силу повыгоняли из домов и дворов, деться ей некуда, но напакостить хочется.
Вот она и опакостила морозы, от которых только и ждут беды.

Поэтому говорили: «Мороз худ, готовит хлуд»,
«Мужик за порог, а мороз ему поперек».

Коли в январе март, бойся в марте января.

Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

В январе висит много частых и длинных сосулек — урожай будет хороший.

Скоро рассвет занимается — непременно будет снег.

Если январе эхо далеко уходит — морозы крепчают.

Солнце в кругу — к снегу, а в рукавицах солнце — к стуже.

У солнца «уши» выросли — к холодам.

Солнце выходит столбом — к бурану.

Около месяца столбы — к морозу (Воронежская губ.).

Месяц «на копытцах» — к холоду, на спинке — к теплу, дождю или снегу.

Если у молодика рожки крутые — к непогоде; если пологие — к године (Воронежская губ.).

Луна синей — зерна сильней.

Луна светит ночью ярко или небо без луны усыпано яркими звездами — завтра будет ясный морозный день.

Если звезды блестят ярко зимой — к стуже.

Мало звезд на небе — к ненастью.

Лес трещит — мороз будет стоять долго (Урал).

Дрова горят с треском — к морозу.

Сильная тяга в печи — на мороз, слабая — на сырую погоду, красный огонь — к морозу, белый — к оттепели.

В печи, вытопленной с вечера: если перед морозом — зола наутро потухнет, если перед оттепелью — в золе будет жар (Воронежская губ.).

Ветер гудит в трубе — к морозу.

Если кошка лезет в печку греться — к холоду.

Воробьи дружно собирают пух и перья около курятников, утепляют свои укрытия — через несколько дней наступят сильные морозы.

Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом, садятся на снег — к оттепели, садятся на верхушки деревьев — к морозу, а если на нижние ветки — к вёдру (Урал).

0

37

Ой,Lighthouse, какие картинки красивые!!!! http://s43.radikal.ru/i100/1007/80/0fccf75eb819.gif  Не картинки, а песня!!!!!!! http://i069.radikal.ru/1007/60/988f44fb0497.gif 

Можно от Степеновского календаря 5 копеек? http://i053.radikal.ru/1007/6d/5c244619d2c4.gif 

Lighthouse написал(а):

23 Января - ГРИГОРИЙ-ЛЕТОУКАЗАТЕЛЬ

В этот день знающе люди идут в поле, находят стог сена, который обходят против часовой стрелки три раза, затем левой рукой берут из стога жменю сена и несут ее домой.
Сено бросают у крыльца со словами:
Как я украла сена без счета,
Так чтобы и у меня денег было без счета.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Следует помнить, что сделать это нужно в одиночестве, молча.

Приметы

    *
      Золу и мусор в этот день на улицу не выносят, чтобы не вынести из дому свою удачу. Пусть лучше ведро с золой постоит до следующего дня.
    *
      Кто из супругов в эту ночь первым уснет, тот первым и умрет.
    *
      При нарезании хлеба крошки кладут в рот, чтобы здоровье было. Тот, кто 23 января сбросит крошки со стола в ведро, будет хворать.

Сны 23 января

Кто в эту ночь увидит кузницу или кузнеца, тот в работе здоровье сорвет.
*   *   *
Кому 23 января приснятся Солнце, Луна, звезды, тот сто лет проживет.
*   *   *
Купаться во сне — к замешательству в делах.

Lighthouse написал(а):

24 Января - ФЕОДОСИЙ-ВЕСНЯК

Обычно в этот день берут старый башмак, вешают его на забор или на дерево, говоря при этом:
Как этот старый башмак никому не нужен,
Так чтобы и моим врагам не было до меня дела.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Приметы:
    *
      Если собака в этот день скулит, а кошка ворчит, то хозяин заболеет.
    *
      На весняк птица в окно стукнет — хорошую весть ждите.
    *
      Гребень с головы упадет — к головной боли.
    *
      Кто на весняк ногти подрежет — три месяца в долгах будет.
    *
      Чужая кошка во двор зайдет — жди известие о смерти.
    *
      Соринка в глаз попадет — рано зрение потеряешь.

+1

38

Лигия, спасибо всегда рада твоей дополнительной информации  http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif  http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif

0

39

25 Января - ТАТЬЯНА КРЕЩЕНСКАЯ, БАБИЙ КУТ

В России святая Татиана стала покровительницей Московского университета.
Произошло это с легкой руки фаворита императрицы Ивана Шувалова в 1755 году. С тех пор появился студенческий праздник — Татьянин день.

Пахота и сенокос, над бороздой жаворонок, и знойные марева вершины лета—к ним крестьянин примеривался загодя.

Татьянин день нес прогнозы: «Снег идет - на дожди летом». «С утра солнышко проглянет - на ранний прилет птиц».

На Татьяну теплая метель — к засухе и неурожаю.

На Татьянин день морозно и небо ясное — к урожаю.

Бабий кут — это бабий угол, место у русской печи, где стояли все предметы домашней утвари и где хозяйка проводила много времени.
Это место называлось еще солнышком.

Про большуху, что была главной по хозяйству, стряпала, обряжала скотину, говорилось: " У нее ковши не дремлют, квашня - не пустеет, печь - не угарна".
Большуха, протопив печь, окутывал её: подгребала уголья кочергой, выметала помельной сосновой лапой печной под. Ставила в печь чугуны - еду для семьи и для скотины готовить. Она знала, как жар не упустить, дом нагреть, чаду в избу не напустить.
А потому на Татьянин день большуха — старшая в семье хозяйка — пекла большую ковригу хлеба, символ Солнца.
Доставала ее из печи тоже большуха. Она давала хлебу чуть остыть и начинала отламывать по куску хлеба членам семьи.
Каждому должен был достаться хоть кусочек.

http://i039.radikal.ru/1101/c0/f84441d7013a.jpg

На Бабий кут и старик, и ребенок загадывали на солнышко, чтобы оно обогрело, чтобы болезни согнало:
-Что выше леса?
-Солнышко.
-Что краше света?
-Солнышко.

Считалось, что девочка, родившаяся на Татьяну, будет хорошей хозяйкой.

В этот день надо было сходить на реку и выбить из половиков всю грязь, скопившуюся в них за праздники.
Говорили: «Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод ведет».
И был это особый праздник в деревне.
Каждая красная девица показывала свое уменье, да мастерство!
Посмотрит парень на половик, и аж дух его займется от красоты узоров и красок.
Такую рукодельницу только к венцу вести, а девицы того и ждали, на то и загадывали!
Удаль молодецкую, силу мужицкую он зачаровывали!

А еще в этот день славили Солнце — пекли круглые караваи.
http://i075.radikal.ru/1101/46/63e46080dc58.jpg

0

40

Сандра написал(а):

25 Января - ТАТЬЯНА КРЕЩЕНСКАЯ, БАБИЙ КУТ

Взято все у той же Степановой:

Кто на Татьяну родился, тот со слезами породнился. Давно замечено, что люди, рожденные 25 января, редко бывают счастливы, а если и достигнут счастья, то все равно его потеряют.
(У меня только один вернее одна родственница рождена 25.01..Вышесказанное подходит к ней в полной мере. Кто-нибудь еще может что сказать по этому поводу? http://s61.radikal.ru/i174/1007/3e/1de540a0d735.gif )

В этот день читают заговор от болезни ушей:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не течи, не вечи, ухо не боли.
В ухе не верти.
Змея ползла, дорогу перешла.
У черной змеи ушки не болят, не ломят,
Так бы и у рабы Божьей (имя) уши не болели
И не вертели. Аминь.
Аминь. Аминь.

Следует сплюнуть три раза через левое плечо.

Еще один заговор от боли в ушах:
Славный святой Егорий едет на коне,
Впереди река в огне.
Колет он ту реку копьем, шестом,
Из ушей он кочму выживает вон.
Вон, кочма, из Божьего раба (имя).
Слухи в ухи, слухи в ухи, слухи в ухи.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Аминь. Аминь.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC