Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Русский народный календарь событий и суеверий

Сообщений 221 страница 240 из 813

221

Инжи написал(а):

чтобы руки не распускал

Это вообще-то отдельные заговоры, чтоб муж не обижал.

Сегодня, 17 марта, День Герасима-грачевника


http://new.kafanews.com/foto/small/feodosia20120.jpg

Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое народное название — день Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят — весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом».
Если же грачи прилетали раньше 17 марта, то это считалось нехорошей приметой: предсказывали неурожайный и голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек — «грачей».

Про этот день существовало еще одно поверье: «Герасим-грачевник грача на Русь вернет, а со святой Руси кикимору выгонит».
Кикимора — одна из разновидностей домового из древнерусского поверья.http://wap.unsveta.com/images/9481cy320x240.jpg
Ее представляли в виде карлика или маленькой женщины. Если ее изображали в виде женщины, то голова ее была маленькая, с наперсток, а тело тоненькое, как соломинка. Внешность ее была безобразна, одежда — неряшлива и неопрятна. Если изображали в виде карлика, то обязательно с глазами разных цветов: один для сглазу, другой для проказу. Реже кикимору представляли в образе девушки с длинной косой, нагую или в рубахе.
В старину считалось, что если кикимора показалась на глаза, то стоит ждать беды в доме. Она была предвестником смерти кого-нибудь из членов семьи.
Кикимор не любили и старались от них избавиться любыми способами, что было чрезвычайно трудно. Как раз на Герасим-день считалось, что они становились тихими и безобидными, и тогда их можно было выгнать из дома. В другие дни люди защищались от кикиморы с помощью молитв и оберегов.
Наилучшим оберегом от кикиморы, чтобы она не прижилась в доме, служил «куриный бог» — камень с естественным отверстием, созданным природой. Также использовали горлышко от разбитого кувшина с лоскутом красной ткани, которое вешали над куриным насестом, чтобы кикимора не мучила птиц.
Боится кикимора можжевельника, веточки которого развешивали по всему дому, особенно тщательно защищая солонки с солью, чтобы ночью она не просыпала соль, которая в старину стоила очень дорого. А если кикимора досаждала грохотом посуды, то надо было ее перемыть водой, настоянной на папоротнике.
При изгнании кикиморы знахарь, который выгонял ее из дома, использовал специальный заговор:
Выходи ты, кикимора-домовая из горюнина дома,
а не то задерут тебя калеными прутьями,
сожгут огнем-полымем,
зальют черной смолой.
Слово мое твердое. Аминь.

Обязательно в доме надо было отыскать куклу или посторонний предмет, с помощью которого наслали кикимору на семью. Этот предмет следовало аккуратно вынести из дома и выбросить, а лучше всего сжечь. До сих пор существует примета, что если человек хочет другому нанести вред, то оставляет в его доме заговоренный предмет, и чтобы снять порчу, необходимо избавиться от этого предмета.
По народным поверьям, если в доме подметать полы веником из полыни, то нечистая сила не заведется, в том числе и кикимора. В основе поверья — отношение к полыни как одному из оберегов. В народе считалось, что резкий запах этой травы отпугивает нечистую силу и злых людей.
___________________________________

К слову,в  этот день Православная Церковь почитает память преподобного Герасима, основавшего обитель на берегу реки Иордан, а католики - день святого Патрика, одного из самых почитаемых святых в мире.
* Увидел грача — весну встречай.
* Если в этот день прилетят грачи, через месяц снег сойдет.
* Грачи играют — хорошая погода будет.
* Коли грачи прямо на старые гнезда летят — весна будет дружная: полая вода сбежит вся разом.
* Грач с земли хворостину поднимает - солнечное лето обещает.
* Если на черной кочке увидишь грача - под водой началось пробуждение.
_______________
В этом году в столицу грачи прилетели 4 марта, но гнезда вить до сих пор не стали. http://s03.radikal.ru/i176/1007/05/93ab51c2c536.gif

0

222

Может продолжим?????????

Апрель - месяц обильного снеготаяния, рушаться грязевые сугробы, водою заливает все дороги, хлещет вода со склонов. Об апреле говорили, как о месяце - не холодный, как март, и не теплый, как май. По апрелю ясно было, какая весна приходит, скорая и теплая, либо затяжная и дождливая.

В апреле сходит снег, вскрываются реки, половодьем заливает поля, луга, наполняет овраги, сбегает ручьями вода в низины. Вода нужна природе для подготовки земли к растительному периоду. Прилетают пернатые, лес заполняется веселым пением. Погодоведы по Благовещенью на лето смотрят и о предстоящих посевах говорят.

Апрель в народном календаре:

"Где по апрелю река, там в июле лужицы "
"Ручьи в апреле землю пробуждают "
"Земля в апреле теплеет, воды разливаются "
"Апрель с водою - май с травою "
"Апрельской воды никто не уймет "

0

223

21 апреля — Родион-ледолом. Ходили крестьяне к реке, заговаривали духа водяного. Чтобы не ревел в ночи, не зорил берегов. А добрыми плесками разбудил бы низины, пустил бы рыбу на нерест.

Родион и Руф. Родион Ревучие Воды
По старинному поверью солнце в этот день встречается с месяцем. Добрая встреча обозначается ясным солнцем и светлым днем. Из этого выводят предположения о хорошем лете. Худая встреча обозначается туманным и пасмурным днем и остается худым предзнаменованием на все лето. По поверью, солнце и месяц с первого мороза расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает не ведает, где живет месяц и что он делает, а месяц не более того знает о солнце. Когда же они весною повстречаются, то долго рассказывают о своем житье-бытье, где были, что видели, что поделывали.

«Теплый и ясный Родивон-ледолом обещает хорошее, теплое лето. Если же день этот окажется хмурым, то лето будет ненастным»
«На Святого Руфа путь рушится»
«Апрель вывернет куст, берег обрушит, изгородь нарушит»
«Родион воды принес»

+1

224

Незабудка написал(а):

Теплый и ясный Родивон-ледолом обещает хорошее

у нас тепло сегодня было, к вечеру облака затянули http://s61.radikal.ru/i174/1007/3e/1de540a0d735.gif

0

225

Лигия!
. Спасибо за календарь нар. примет! Интересно!

0

226

22  апреля

День Евпсихия. Вадим Ключник. Вадим - Отомкни Родники.
В этот день ходили к источникам, чистили их, приговаривая: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние!» — а затем с любовью брали из него воду, умывались и пили — на здоровье.
В этот день гадали на источниках о смерти и жизни больных или просто близких людей. Когда шли на ключ за водой, ни с кем не говорили. Кто навстречу попадет, ничего не надо было спрашивать и не сказывать. Как приходили на ключ, молились на все четыре стороны и задумывали: на живое или на мертвое? Если человеку предстоит долгая жизнь — вода стоит, как стеклышко, светлая. Если больного ждест скорая смерть — ключи забьют, забурлят.
Чтобы набрать из ключа целебной в этот день водицы, черпая воду, говорят: «Царь водяной, царь земляной, царица водяная, царица земляная, дай мне водицы на доброе здоровье" Начинается выгон скота в поле.

0

227

Красная горка - первое воскресенье после Пасхи.

22 апреля - дата для 2012 года

Красная горка — древнерусский народный весенний праздник. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню).

Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года, это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.

Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, это праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.

На Красную горку парни и девушки выбирали себе женихов и невест и в игровой, шутливой форме, выказывали свои симпатии. Парни и девушки наряжались в самые лучшие и красивые свои одежды. "Красная горка" назвалась может быть так ещё и поэтому. Девушки и женщины заплетали в косы цветастые ленты и повязывали красивые платки, чтобы обратить на себя внимание и понравиться своему любимому.

Оставаться парням и девушкам дома в этот день было нельзя, в назидание отсутствовавших прозывали насмешливыми кличками. Считалось, что все праздничные гуляния сидевшие дома молодые никогда не найдут себе жениха или невесту или им достанутся некудышние в пару, ведь самых лучших женихов и невест "разберут" другие.

В любом случае, Красная горка была одним из самых любимых праздников в России. Кроме того, Красная горка — это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется».

Жениха и невесту, которые были сосватаны именно на Красную горку, называли "вьюнец" и "вьюница", к их домам парни и девушки приходили шумной оравой, друзья жениха пели песни, за что угощались вкусными пирогами.

Сыграть свадьбу на Красную горку очень популярно и в современные дни, ЗАГСы ломятся от желающих, особенно хорошо, если молодые ещё и венчаются.

Красная Горка – праздник весны,
Праздник гаданий, гуляний, веселья.
День, когда все кругом влюблены,
От спячки разбужены звоном капели.
В этот день свадеб в округе не счесть,
Будут счастливы все молодые,
В народе примета давно уже есть,
Будут удачными браки такие. ©

В православной церкви Красная горка носит название Антипасха(Фомина неделя).
(поскольку "неделя" со старинного церковно-славянского переводится как "воскресенье", не нужно путать её с обычной неделей)

Название Антипасха означает "вместо Пасхи": не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Откуда такое название "Красная горка"?
Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища(Капище — языческий храм.) и требища(Требище — жертвенник, место принесения жертв Богу). В России встречается много старинных мест под названием красных гор, горок, холмов.

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета.
Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе.

Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

0

228

23 Апреля

ТЕРЕНТИЙ МАРЕВНЫЙ

В мареве должно показываться солнце в этот день. А потому смотрели: если солнце в дымке — год хлебородный, а если ясное небо — придется поле перепахивать, снова засевать.

Дорога от талых вод рушится

Из книги Ивана Полуянова "Деревенские святцы (по устным народным календарям)"
"Чему он посвящался, не нашлось концов. Но мне в детстве было на моих «терентьев» смотреть - не насмотреться, слушать их - не наслушаться.
      Спозаранок выскочи на крыльцо, и вот они, во - на Лесных по проталине черными клубочками катаются, пять либо шесть. Утренний воздух налит глухим воркованьем: «Ур-р... Ур-ру-ру. Ур-ру-ру!» Брови красные, точно гребешок на точеной головке, крылья распущены, волочатся, хвост с косицам вздернут торчком. То один, то другой черныш с кличем «чуф-фы» подпрыгивает, любо поглядеть!
      Оборвалось урчанье, взлетели Терентии на березы. Заяц, косой гуляка, с токовища поднял, затесавшись в чужую компанию? Лиса набежала?
      Ужо она возьмется краснобровых дурить:
      - Терентий, Терентий, я в городе была.
      - Бу-бу, бу-бу, была так была.
      - Терентий, Терентий, я указ добыла.
      О лукавом лисьем указе от бабушки известно: чтобы им, тетеревам, не с деть по деревам, всё гулять по зеленым лугам.
      Кому в корысть указы? Город их пишет деревне, поди ослушайся. Тетерев птицы вольные, а не посмели: с берез сперва урчали, да спустились-таки наземь, на проталины - лови, лиса, хватай, рыжая, простаков!
      Терентьев день раньше мужиков сна лишал.
      «Взойдет солнце в туманной дымке — к хлебородному году, выкатите что на ладони, — не пришлось бы озими перепахивать, засевать яровыми».

Отредактировано Незабудка (2012-04-23 21:35:23)

0

229

24 апреля — Антип-половод, водопол

http://s018.radikal.ru/i500/1204/e4/15c1d52e52fc.jpg

Антип воду распустил.
На Антипу-водопола стоит полая вода.
Вскрываются реки, и вода бывает в разливе.
Примечают, что если начинается полая вода и не видно птиц (чибиса и рыбака), то это не настоящая полая вода.
Чибис прилетел, на хвосте воду принес (Тамбовская губ.).
Снег после половодья — большое для озими невзгодье.
Если воды не вскрываются, то лето плохое (Замосковъе).
Половодье Антипа в овражке топит.
По Антиповой воде о хлебушке гадай.

В некоторых местностях первый выезд в поле — на Антипа.

Клада не ищи, а землю паши и найдешь.
Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.

Священномученик Антипа почитается «целителем разных человеческих болезней и в особенности утишителем зубной боли». «Иногда в случае зубной боли наши простолюдины прибегают к такого рода способу: берут мелкую монету подержав ее несколько времени на больном зубе, пробивают ее насквозь и вешают на икону св. Антипы в надежде, что он избавит их от докучливой болезни».
В этот день медведь из берлоги выходит.
Появляются крапивные всходы.
Была бы водица, а зелень народится.

Из книги Ивана Полуянова "Деревенские святцы (по устным народным календарям)"

В этот день в Вологде совершается память местночтимых преподобных Евфимия и Харитона Сянжемских.
      В устных календарях - полеводы, водополы.
      В срок прошли реки, разлив широк, по мнению деревенских святцев, - знак к изобилию.
      «Антипы-водополы - подставляй подолы, жита будет некуда сыпать»
      Зима бесснежная, сушь, заминки в течении весны, напротив, во пагубу.
      «Антип без воды - закрома без хлеба».
      «По Антиповой воде о хлебушке гадай: если вода не вскроется, то лето плохое».
      Значение воды в устных месяцесловах соответствовало воззрениям крестьянина-пахаря на влагу земную и небесную как на неиссякаемый источник жизни, залог плодородия. «Вода - кровь земли». Вода обладает и силой предсказывать судьбу колоса на ниве, и силой дать человеку здравие духовное и телесное.
      Крестьянин, коли хворь одолевала, себя воде вручал, будто последней надежде: «Матушка-вода!.. Обмываешь ты круты берега, желты пески, бел-горюч камень своей быстриной и золотой струей... Обмой ты... все хитки и притки, уроки и призеры, скорби и болезни, щипоты и ломоты, злу худобу; понеси-ка их, матушка быстра река, своей быстриной - золотой струей во чисто поле, на синее море, за топучие грязи, за зыбучие болота, за сосновый лес, за ос новый тын!»
      С половода, что «Антипа в овражки топит», у мужиков лесных деревень багры в ходу. Там скатывают с берега бревна, тут разбирают залом - нагромождение еловых, сосновых кряжей, набившихся в затон крутой излуки, застрявших на мелях, камнях перекатов. Когда горизонт воды низок, течение бурно заломы достигали громадной длины.
      Ни бревна не оставляли гнить на берегах, в воде топляками! И бревна были - «красный лес», ведь под топор ложился древостой возраста не менее 250 лет.
      Во избежание потерь лесопромышленники, помимо молевого сплава, старались транспортировать древесину на бумагоделательные фабрики, лесопилки, в порты плотами, на баржах.

0

230

25 апреля — Василий Парийский

http://s019.radikal.ru/i602/1204/11/252757415493.jpg

Василий Парийский землю парит.
Антип воду льет на поймы, Василий земле пару поддает.
Запарил землю Василий — выверни оглобли, закинь сани на поветь.

Медведь в этот день обязательно должен встать и выйти из берлоги.
Зайцы бегают днем.
Заяц, заяц, выскочи из куста!
Заяц дорогу перебежал — к неудаче, беде.

Из книги Ивана Полуянова "Деревенские святцы (по устным народным календарям)"

В устных календарях - парник.
      «.Пришел Василий — выверни оглобли».
      В тундре, на Колгуеве, Новой Земле пурга. Боже упаси промысловику покинуть зимовье: насидишься в «куропачьем чуме», то есть зарывшись в снег, пережидая непогодь!
      Коль распогодится, растения тундры в «ледовых парничках» идут в рост. Полярное солнце невысокое, свет его, сверканье снега режут глаза, легко подорвать зрение.
      У нас, в полосе тайги, если весна запаздывает, наступит распутица - ни колесом, ни полозом. Выверни оглобли и лежи себе на печи, лясы точи.
      Погудки ко дню нынешнему из месяцесловов:
      «Антип воду льет на поймы, Василий пару земле поддает».
      «На Василъя и земля запарится, как старуха в бане».
      Коли весна ранняя, торопил Василий мужика. Ну-ка, коня в оглобли да в поле пары пахать! Босая нога не зябнет, землю терпит - пора... «Кто ленив с сохой, тому весь год плохой!»
      Северная Русь из самородной руды выплавляла черный металл сотнями тысяч пудов. Варницы Вычегды, Неноксы, Тотьмы добывали соль. Поставлялись на внутренний и внешний рынок меха, дичь, рыба. Но все же важнее подчеркнуть: до освоения черноземов наш край числился в житницах страны. По Ваге, Мологе, Шексне, Кубене, Сухоне, Северной Двине столетиями накапливались местные традиции возделывания зерновых, льна, овощей. Железо и пушнина, куделя и смола - добро, но «только ангелы с неба не просят хлеба!»
      Первая борозда - событие сродни празднику.
      Из деревни стегает ребятня наперегонки. Может, позволят за ручки плуга подержаться? Предел мечтаний, если усадят верхом на коня, и ты, сжимая в ладошке ременный повод оброти, проедешься по загону, внимая чирканью камушков по лемеху.
      Воздух тепел, от сбруи тянет дегтем, от хомута - конским потом. Душист маслянистый, перевернутый плугом отвал, сырой и пряный запах кружит голову.
      Сядут пахари «залоговать»: подкрепиться тем, что дети в узелках принесли, коням дать роздых. Кто-нибудь скажет, подмигивая:
      - Слабо вам, мужики, зайца позвать.
      Мужикам слабо? Надрываются, голосят босоногие:
      - Заяц, заяц, выскочи из куста, дай место Михаиле Ивановичу-у-у! Случалось, криком выпугивали косых, кого — кого, а их возле полей хватало.
      Календарное разнословье оправданно напоминало о медведе: вылезши из берлоги, бурый космач по кустам шастает.
      Устными святцами медведь помянут не раз. Это в сказках, притчах косолапый увалень, недотепа. Обращение к топтуну в угрюмых заколоженных дебрях - по имени-отчеству, с суеверной опаской: «он», «сам». «Медведь - лешему родной брат». «Медведь-думец. В медведе думы много, да вон нейдет». Стадо постиг урон: «не прав медведь, что корову задрал; не права и корова, что за осек пошла». «Худа корова, что за осек зашла, а плох и медведь, что корову не съел».
      Стало быть, топтыгину уделялась вотчина в полную собственность, куда без спросу рисково забираться.
     
      У медведя на бору
      Грибы-ягоды беру,
      А медведь-то услыхал
      И за мною побежал.

+1

231

Продолжаем???

0

232

Незабудка написал(а):

Продолжаем???

Незабудочка, продолжай пожайлуста  http://s50.radikal.ru/i128/1007/b3/9be06ccb8d01.gif  Буду рада узнать что-то новенькое!!! http://s49.radikal.ru/i124/1007/80/01d69f820231.gif

0

233

24 мая - ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Сороковой день после Пасхи (конец мая - начало июня)

Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне. Отмечается на сороковой день после Пасхи, когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо. В этот день по древнему обычаю в полях устраивали трапезы с блинами, "лесенками" и яичницей, отмечая конец весны и начало лета

Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) - двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг шестой послепасхальной седмицы. Согласно Евангелию, сорок дней от Пасхи до Вознесения Христос провел на земле, являясь в разное время и в разных местах своим ученикам. На протяжении этого временного периода (число "40" используется в Библии для определения наиболее полного и достаточного срока), Христос рассказывал апостолам о Царстве Божием, готовил их к выполнению миссии по вселенскому распространению христианского вероучения, и завершив этим свое земное служение, вознесся на небо.

На сороковой день Спаситель явился ученикам в Иерусалиме и пошел вместе с ними до Вифании, взойдя на гору Елеонскую, он дал им последние наставления: повелел не отлучаться из Иерусалима, пока не получат святого дара, обещанного им Богом, а после сошествия на них Святого Духа (см. Троица), наказал идти проповедовать Евангелие всему миру. Затем на прощание, подняв руки и благословив учеников, Христос начал на их глазах отдалятся и возноситься на небо. Они поклонились ему и вернулись радостные в Иерусалим. По мнению отцов церкви, это событие является свидетельством совершившегося искупления, примирения Бога с миром, и благословения им церкви.

О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: "До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает". Во многих северорусских губерниях крестьяне считали, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окошку, чтобы послушать, что люди говорят, что делают. Поэтому в это время запрещалось выбрасывать что-либо из окон, плевать за окно, лить воду, иначе "в Христа попадешь", "обольешь Христа"; также запрещалось лазить и даже разговаривать через окно. От Пасхи до Вознесения, заходя в чужой дом, крестьяне приветствовали друг друга словами: "Христос Воскресе!". До Вознесения продолжалось пение Христа. Заканчивая пасхальный период, праздник завершал период растворения границ, единения миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников. По народным представлениям, до Вознесенья грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут видеться с праведниками - "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам, и внукам, и раю и мукам!".

В церкви в среду шестой седмицы после Пасхи, на 39 день, совершается чин "отдания Пасхи". В народе среда, предшествовавшая Вознесению, считалась днем "проводин Пасхи" и называлась "отдание" или "отданьё Паски". В этот день было принято ходить к литургии и до обеда запрещалось работать. На следующий 40 день, в четверг, празднуется Вознесение Господне. Оно знаменуется торжественной литургией, за которой при звоне колоколов читается два текста Евангелия, повествующих об этом событии: начало первой главы Деяний Апостолов и, более торжественно, часть последней главы Евангелия от Луки. Русские крестьяне верили, что во время обедни в Вознесеньев день над каждой церковью разверзаются небеса, и к ее куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у ее основания в ожидании Христа. И, как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством, но видеть это дано только благочестивым людям.

По возращении из церкви крестьяне весь день проводили в праздности. В тех же местах, где Вознесение было престольным праздником, в этот день устраивались ярмарки и гуляния, ходили в гости. Повсеместно существовавший запрет работать в день праздника в некоторых местах Новгородской губ. объясняли так: "Иисус Христос, когда вознесся на небеса, сказал: "Я неделю работал с вами, а вы один день, чтобы не работали!" - поэтому работать грех".

Праздник, приходившийся на конец мая - начало июня, в средней полосе России совпадал с периодом созревания озимой ржи, формированием ее колоса, поэтому он стал одной из поворотных точек в сельскохозяйственном календаре. В этот момент предоставлялась возможность повлиять магическими средствами на вегетативную силу посевов, на процесс их роста, поэтому ко дню Вознесения был приурочен обычай ходить на поля смотреть посевы, сопровождавшийся трапезами, изготовлением яичницы и ритуальными действиями с пирогами, лепешками, печением в форме "лесенок", блинами и т.д. В данном случае языческая традиция, придававшая большую роль хлебу в земледельческих ритуалах, тесно переплелась с христианской, так как "лесенки" пекли, чтобы помочь Христу подняться на небеса. На востоке Новгородской губ. для этого пекли пироги - "рогушки"/"рогульки", края которых специально защипывали. Крестьяне верили, что по этим "щипочкам" Господь поднимется на небо. С этой же целью пекли блины - "Христу на онучки", символизировавшие обувание Христа перед дорогой. В народе говорили, что блины надо обязательно печь, даже если есть пироги.

Обычно крестьяне шли в поле после церковной службы. В Ярославской губ., прежде чем приступить к трапезе на озимом поле, семья в полном составе, молодые и старые, обходила все свои полосы с приготовленной заранее дома яичницей; при этом они время от времени останавливались и съедали по куску яичницы. После того, как все поля были обойдены, а яичница съедена, девушки катались по траве, приговаривая: "Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину". Так делали для того, чтобы был хороший урожай, а во время жатвы не болела спина. В Ярославской губ. в поля ходили только молодые члены семей, отправляясь в поле с яичницей, они захватывали с собой березку, которую срубили рано утром и украсили ленточками, ее ставили на своей полосе перед началом трапезы. Также хозяйка снаряжала отправляющихся в поле детей и молодежь вареными крашеными яйцами. Во время угощения яичницей ребята подкидывали яйца вверх, чтобы рожь была высокой. В Угличском р-не Ярославской обл. красное яичко во время трапезы на полосе разбивали, чтобы урожай был хорошим. Затем, во ржи делали яичницу, после того, как ее съедали, ложки подбрасывали как можно выше, а затем прятали и искали их во ржи, после чего участники трапезы катались по ниве. В Калужской губ. девушки, приготовив и съев яичницу, подбрасывали вверх ложки с приговором: "Как высоко ложка летает, так бы высока рожь была". В Московской губ. на нивах ели вареные яйца и ячменные блины; после трапезы маленьких детей тянули за уши вверх и спрашивали: "Видишь Москву?", и приговаривали: "Расти рожь большая, вот этакая".

В некоторых среднерусских губерниях на Вознесенье "водили колосок" (см. Вождение колоска).

Одним из способов магического предопределения урожая были молебны, устраиваемые на полях и у источников в Вознесение. В Рязанской губ. после молебна у колодца девушки подбрасывали вверх скатерть, чтобы был хороший урожай льна. А отправляясь с молебном в поле, женщины захватывали с собой пироги "с лесенкой", после моления они угощались ими и пели песни. Этот обычай назывался "на ржи ходить, Христа провожать". Иногда после молебна на ржаном поле женщины катали по ржи дьяконов и дьячков, чтобы снопы были такие же высокие и тяжелые, как они.

В традиции восточнославянских народов праздник Вознесения связан с представлениями о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее на небо через 40 дней после смерти, поэтому русские крестьяне часто почитали Вознесение и его канун как праздник умерших - "родителей", с которыми в этот день прощались. Поминальное значение иногда предавалось и выпекаемым в этот день блинам и "лесенкам", с этой целью их раздавали нищим или жертвовали в церковь. В некоторых местах в Вознесеньев день было принято ходить с этим угощением, а также пирогами и яйцами на кладбище. Поминание умерших было тесно связано с земледельческой обрядностью, в которой оно являлось одним из обязательных элементов.

В Сибири вечером в день праздника все мужское население собиралось на пригорках "провожать Христа на небо" холостой стрельбой из ружей. Считалось, чем громче ружейный "голк", тем "угоднее" стрельба Христу. Поэтому многие от усердия клали увеличенный заряд пороха. Те, кто не принимает участия в стрельбе, находившиеся тут же на пригорке или у себя дома, молились вслух: "О, батюшка, Исус Христос! Помоги Тебе подняться на небо. Батюшко! Недолго пожил на земле с нами, грешными. Помоли за нас, грешных, и прости наши грехи. О, Боже мой!" (Макаренко А.А. 1993. С. 110).

Праздник Вознесения, заканчивавший пасхальные торжества, в народном сознании ассоциировался также и с концом весны, началом лета. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья"; "Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется"; "Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел"; "Весна о Вознесении на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится". В этот день заканчивалось пение весеннего песенного репертуара; в русском Полесье проводился обряд родственный проводам весны - "вождение стрелы/сулы". В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. "К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают". Ночь на Вознесенье считалась соловьиною, верили, что тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время. Крестьяне говорили, что в эту ночь ловить их - большой грех, а кто поймает, тот весь год не будет иметь ни в чем удачи. Во многих местах особая целительная сила приписывалась вознесенской росе, которую рано утром собирали с трав знающие люди. В Смоленской губ. канун Вознесения считался особенным временем, когда из под земли выходят просушиться клады.

Кое-где в этот день проводились отдельные пасхальные и троицкие обряды и обычаи. В средней полосе России в этот день обязательно красили яйца. В Белозерье в поле ходили с вареными яйцами, которыми бились. В Новгородской обл. в Вознесение также играли с яйцами: их катали по лоточку на деньги, копейку клали на лоток, катили яйцо, чтобы ее не перекатить. В некоторых местах с этого времени начинались троицкие обряды. В Ярославской губ. завивали березки и кумились, а на Троицу их развивали и раскумливались (см. Завивание берез, Кумление). Кумление, связанное с обрядом "крещение кукушки", проводилось на Вознесенье в Мещерском у. Калужской губ., в Дмитровском у. Курской губ., а также в некоторых районах Брянской, Тульской и Томской губерний. Таким образом, на Вознесенье завершалась пасхальная обрядность (см. Пасха) и начиналась троицкая (см. Семик, Троица).

http://f10.ifotki.info/org/511154a0909e250478980119a14b0873025cbe120275132.jpg

+1

234

Мишель написал(а):

Незабудочка, продолжай пожайлуста    Буду рада узнать что-то новенькое!!!

я тоже очень рада продолжению этой темы! ее с самого начала читала с большим удовольствием!

0

235

2 июня - Троицкая суббота (родительская суббота)
В канун праздника Троицы

Один из четырех общерусских дней поминовения умерших, когда церковь поминает всех от века умерших православных христиан, а прихожане - своих усопших родственников. В этот день посещали и украшали зеленью могилы, общались с душами покойных, устраивали ритуальные трапезы.

Троицкая суббота (вселенская, родительская, духовская, клечальная, троицкая субботка, "троицкие родители") - один из четырех общерусских календарных дней поминовения умерших; входит в праздничный цикл Семик-Троица.

В церковном календаре предшествующий Троице день именуется Вселенской, а также родительской субботой. Во время вселенской панихиды, которая служится только 2 раза в год - в Мясопустную субботу перед Масленицей и в субботу перед Троицей, церковь поминает всех от века умерших православных христиан, независимо от того, как они отошли в мир иной; каждый прихожанин поминает в основном только своих умерших родственников - "родителей", а также родных, умерших "не-своей смертью" (см. Семик).

В мифологических представлениях славян, период Семик-Троица относился к тем календарным вехам, когда предки временно покидали "тот свет" и появлялись на земле; местом их пребывания была свежая зелень - деревья, травы, цветы (см. Троицкая зелень). Главная задача живых - встретить и проводить их должным образом, т.е. помянуть.

В одном из постановлений Стоглавого собора 1557 года, на который собрались представители духовенства со всей России, так описывалось троицкое поминовение: "В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам умерших с великим воплем. И егда скоморохи учнут играти во всякие бесовские игры, и они, от плача преставше, начнут скакати и плясати, и в долони бити, и песни сотонинские пети, на тех же жальниках обманьщики и мошенники" (Соколова В.К. 1979. С. 213).

В некоторых местах троицкая суббота считалась самым большим и почитаемым днем поминовения умерших. Именно поэтому у русского старообрядческого населения Забайкалья на "троицких родителей", в отличие от других поминальных праздников, в церкви или в молельном доме служилась "всенощная". На службу крестьяне приносили яйца, кутью, лепешки, подавали деньги на престол. Ритуальные блюда непременно освящали. Так, в туесок с кутьей на время всенощного молебствия ставили горящую свечку (Болонев Ф.Ф. 1975. С. 63).

Поминовение осмыслялось как ритуальное общение живых и умерших родственников, сопровождавшееся определенными действиями. Кроме церкви, в этот день обязательно ходили на кладбище, "чтобы навестить могилы и поклониться умершим родным и знакомым" (АРЭМ. Ф.7. Оп. 1. № 495). С собой приносили обычно поминальную еду, троицкие березовые ветки, цветы, венки, веники. В Калужской губ. кладбище посещали только девушки и молодые женщины; они собирались вместе и приходили обычно после обеда.

Центральным ритуальным действием на кладбищах в некоторых местах (новгородск., псковск., петербургск., тульск.) было "опахивание могил", или "обделывание могил". Пришедшие на кладбище обметали могилы родных березовые веточками, троицкими цветами или вениками (петербургск., новгородск., южнорусск.), после этого веточки и, иногда цветы, "торкали" в могильную землю. Крестьяне Псковской губ. считали, что они таким образом, "мертвым глаза открывают", "глаза у родителей прочищают"; в Новгородской и южнорусских губерниях опахивали вениками могилы для того, чтобы "родителей попарить" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 479; Соколова В.К. 1979. С. 227; Зеленин Д.К. 1991. С. 357); при этом верили, что "душеньки их радоваться будут". Опахивание в Петербургской губ. сопровождалось громкими причитаниями по умершим: "Несколько сот женщин и девок воют, плачут, кричат, рыдаюти. Это продолжается в течение нескольких часов до того, что голосящие часто падают в обморок". (Обрядовая поэзия. 1989. № 388). Перед уходом могилку "запахивают", чтобы закрыть глаза родителям. На могильный холмик, помимо веток и цветов, клали венки (см. Троицкий венок).

Повсеместно на кладбище устраивали ритуальную трапезу, основные блюда которой - кутья, блины, яйца, покрашенные свежей зеленой листвой берез. На могилу стелили скатерть, раскладывали кушанья; для "родителей" на перекрестье или в подножие креста крошили яйца, сыпали зерно и кутью; нередко это делали крестообразным движением руки. Умершего приглашали к трапезе словами: "Приди (называли имя) и поешь" (псковск.), "Выходи и угощайся" (костромск.). По представлениям костромичан, "когда живые дают есть умершим", то думают о том, что "тем самым души свои очищают" (АРЭМ. Ф. 10. Оп. 1. № 72). В ряде мест трапеза, устраиваемая на могилах, была более обильной и зачастую сопровождалась распитием хмельных напитков.

Среди псковских крестьян существовал обычай держаться за могильный крест руками, чтобы "родители почувствовали, что ты был на могиле". (АРЭМ. Ф.10. Оп.1. Д. № 90. Л. 92); согласно местным поверьям, покойники выходят в этот день из могил, также держась за крест. В Костромской обл. был распространен обычай "кликать родителей" (взывать к ним).

Посещение могил родственников нередко заканчивалась веселым гулянием, которое устраивали здесь же на кладбище.

Поминовение продолжалось и в поселении - крестьяне ждали "родителей" в гости. С этой целью у домов устанавливали березки, - "На березу прилетит кукушка, кукушка - это почти то же самое, что родители", - говорили псковичи. Под березу ставили ковшик с водой, чтобы "родители мылись". Дорогу в дом предкам также указывали березы, стоявшие с двух сторон крыльца. "Родители" могли войти в дом и по полотенцу, специально для этого вывешенному на стену или окно (псковск.).

В домах устраивали поминальные трапезы. Так, у семейских - русских старообрядцев Забайкалья, после всенощной службы вся семья собиралась за столом, читалась молитва, а затем каждый должен был съесть три ложки кутьи, освященной в церкви.

В исповедных вопросах упоминается обычай топить на Троицу баню для умерших: "В Великую субботу и пятидесятнию егда памят творим оу сопших бани не вел ли ели топити" (Славянская мифология. 1995. С. 375). Крестьяне считали в этот день необходимо растопить баню, а после помывки в ней всех членов семьи оставить воду и веник для "родителей".

Раздача милостыни нуждающимся, осуществляемая для поминовения умерших, в родительские дни, в частности в троицкую субботу, получала особое оформление. Зажиточные крестьяне Жиздринского у. Калужской губ. долгое время соблюдали старинный обычай, согласно которому они в троицкую субботу резали барана или годовалого поросенка, кормили бедных крестьян и делали обед для соседей.

У семейских Забайкалья в троицкую субботу "делали чертежи". Каждый крестьянин выбирал в лесу участок для будущей пашни и отмечал его - ошкуривал кору деревьев. Считалось, что "зачерченный" в день поминовения предков лес будет находится под их защитой.

+1

236

3 июня - Троица. Пятидесятница.

Великий двунадесятый праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания.

Троица (день Святой Троицы, Пятидесятница, День Сошествия Святого Духа на апостолов) - двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на 50 день после Пасхи, на 10 день Вознесения.

В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге "Деяния Святых Апостолов", имеет непосредственную связь с учением о троице - одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в 3-х неслиянных и нераздельных лицах: Отца - безначального первоначала, Сына - логоса и Духа Святого - животворящего начала. Из Ветхого Завета человечество впервые узнало о первом Лике Единого, Триединого Бога - об Отце-Вседержителе, Отце всего сущего. В образе Иисуса Христа людям явился Сын Божий. В день Пятидесятницы - 2-ом великом празднике еврейского народа, посвященном дарованию Моисею Закона Божьего в виде 10 заповедей на горе Синай, и на 50 день воскресения Христова, человечество в лице группы апостолов, собравшихся в иерусалимской горнице вокруг Девы Марии, впервые восприняло откровение Третьей Ипостаси Единого Бога - откровение Духа Святого (см. Духов день). "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого…" (Деяния 2:2-4). Этот момент осмысляется верующими как проявление божественной сущности святой Троицы. В память о нем был установлен праздник, сохранивший название "Пятидесятница" и получивший новое - "Сошествие Святого Духа".

В христианской истории событие, произошедшие в праздник Пятидесятницы, рассматривалось как рождение церкви, под которой понимают собрание избранных Богом людей, призванных хранить Его слово, исполнять Его волю и совершать Его дело в мире и в Царстве Небесном (Хопко Ф. 1991. С. 66). В результате нисхождения на учеников Христовых Духа Святого, они наделялись особой силой для того, чтобы начать всемирную проповедь Евангелия и повсюду нести весть об Иисусе, как о Спасителе и Господе - они "начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деяния 2:4). Через апостолов (апостол - посланец) дар Святого Духа был дан людям, чтобы освятить им дорогу жизни, укрепить их духовно и приобщить к Богу. Преемниками апостолов стали священнослужители, которые воспринимаются как посредники между Богом и людьми.

Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое время не был широко распространен в древней Руси. В 14-16 веках культ Троицы становится чрезвычайно популярным в русских землях, и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе святого. Он избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием ее "побеждался страх ненавистной розни мира сего" (Пучинская Л. 1992. C. 13). В честь Святой Троицы преподобный Сергий в 1345 году освятил обитель, основанную им для монахов-схимников, живших обычно в уединении. В основе объединения отшельников лежала богословская формула "Единство во образ Святой Троицы" - нераздельной и не слившейся, ставшая вскоре очень популярной среди светской и духовной власти, а также в народе. Как нераздельная, Троица олицетворяла необходимость объединения русских земель, как неслиянная, она требовала освобождения от иноземного ига, от всего духовно чуждого. Начавшись с обители Сергия Радонежского, почитание Святой Троицы быстро распространилось по всей Руси. С середины 14 в. праздник Пятидесятницы чаще стали именовать Троичным днем.

В церковном календаре праздник Троицы считается великим, он неразрывно связан с Вселенской субботой (Троицкая суббота), отмечаемой накануне, и с последующим понедельником - днем Святого Духа. По значимости и торжественности празднование Троицы уступало только Пасхе.

Богослужение Троицкого дня начинает божественная литургия, которая призвана напомнить верующим о их крещении. Во время службы читают соответствующие празднику стихи из псалмов, Деяния святых Апостолов и Евангелие, в основном места, посвященные сошествию Святого Духа, поют крещальный гимн из Послания к Галатам, заменивший "Трисвятое", каждодневное песнопение. В троицких песнопениях говорится о том, что в Пятидесятницу Бог объединяет народы единством Святого Духа, а также о роли вдохновленных апостолов, несущих повсюду "благую весть" (Хопко Ф. 1991. С. 179-180). Сразу после воскресной литургии совершается вечерня, во время которой священнослужитель в царских вратах с коленопреклонением читает три молитвы, написанные Василием Великим специально для этой службы. В Троицу проводится общая заупокойная служба. К величанию в этот день выставляют икону Троицы или Явления Господа патриарху Аврааму в виде 3-х ангелов.

Троицкое богослужение завершает 50-дневный праздничный период, следующий за Пасхой, и открывает новый цикл служб, которые включают исполнение молитв "Видехом Свет истинный" и "Царю небесный", и обязательное коленопреклонение, отменные в пасхальные недели. От Пятидесятницы принято отсчитывать все последующие недели церковного года (1-ое воскресенье по Пятидесятнице и т.д.) вплоть до недели мытаря и фарисея (Великого Поста); помимо этого изменяется недельный отсчет дней: воскресенье считается завершающим днем семидневного цикла.

На Троицу православные храмы украшаются свежей зеленью; молящиеся во время службы держат в руках березовые ветки и цветы; повсеместно распространен обычай освящения принесенной верующими зелени. Церковь считает, что зеленая ветка - это символ возобновленной весны и, вместе с тем, символ обновления людей силой нисходящего Духа Святого. В честь этого праздника священники нередко облачаются в фелони зеленного цвета, а церковная утварь украшается светло-зелеными тканями и лентами. На Троицу, также как на Рождество, Сретенье, Пасху, в церкви изготавливают и освящают свечи.

В народной традиции Троица входит в праздничный цикл, который начинается с Семика и заканчивается Духовым Днем. Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени, любой из его дней. В русском поэтическом творчестве Троица обыкновенно выступала в паре с Семиком:
                    "У нас в году два праздника:
                   Семик да Троица
                   Ай, лилё, да лилё,
                    Семик да Троица".
                                  (Соколова В. К. 1979. С. 210)

В народном сознании праздник Троицы часто связывали с образом Богородицы, что нашло отражение и в троицких песнях: "Благослови, Троица! Богородица!"; "Алилей! Семик, Троица! Семик, Богородица!" (Денисова И.М. 1995. С. 162). Это представление объясняется тем, что в некоторых местах под Троицей понимался образ божественной семьи: Бога-Отца, Богоматери, Бога-Сына.

Троица почиталась в народе за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дома, занимались приготовлением блюд для праздничного стола, заготавливали зелень (см. Троицкая зелень).

В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза (см. Троицкая березка). На растущих березах обычно "завивали" ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно "развивали", считая, что в противном случае дерево может "обидеться" (см. Завивание берез). В некоторых местах березы срубали, украшали, рядили в девичью/женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб. Участники трапез, проходивших около берез устраивали ритуальное "кормление" дерева. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника "кумой" (см. Кумление); ее использовали в гаданиях. Часто троицкая березка становилась центром народного гулянья Троицкого дня.

Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки (см. Троицкая зелень). Зеленые венки венчали обычно головы людей, а местами и животных (см. Троицкий венок). В ряде мест в этот день запрещалось рубить и ломать деревья и ветви; разрешалось срубать только обрядовое деревце - выбранную заранее березку. Поэтому крестьяне часто говорили, что в Троицу лес - именинник. Существовало также представление о том, что растения на Троицу обладают особой магической силой, оно нашло отражение в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы (калужск.).

Троица считалась в народе праздником исключительно женским, а точнее девичьим; "наш праздник, девичий! Барышни гуляют", - говорили в с. Никольском Можайского у. Московской губ. (Елеонская Е.Н., 1994, с. 219). Реже Троицу или часть ритуальных действий этого дня называли "бабьим" праздником.

В этот день девушки одевали самые лучшие наряды, нередко сшитые специально для троицких гуляний. В Белгородской обл. на каждый день троицкого праздничного цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу одевали красные рубахи, в воскресенье - старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из свежей зелени (см. Троицкий венок); в северных районах их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в другие праздничные дни.

Нарядно одетые девушки прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль своей или центральной деревни, а также собирались около приходского храма. В Можайском у. Московской губ. в церковную службу Троицкого дня входил специальный девичий молебен. К этому дню были приурочены ритуальные действия, совершаемые образуемыми в весенне-летний период временными объединениями девушек и молодок: начальный или финальный этап кумления, крещения и похорон кукушки, ряд обрядов с березой (см. Троицкая березка, Завивание берез), коллективный сбор лекарственных трав. Среди ритуальных предметов, сопровождавших эти обряды, преобладали элементы девичьего/женского костюма: ленты, косники, нередко выплетаемые прямо из кос, снятые с головы платки, головные уборы и венки, украшения - бусы, серьги, кольца. Женский облик имели, в большинстве случаев, центральные персонажи троицких обрядов и игр - кукушка (Крещение и похороны кукушки), березка (Троицкая береза) и т.д. Предполагается, что некогда в Троицу совершали поминовение исключительно душ умерших младенцев, девушек и молодых женщин (Виноградова Л.Н. 1986. С. 128).

Девичьи ритуалы сопровождала непременная трапеза, которая предполагала коллективный сбор продуктов: в складчину или по домам односельчан. Главными блюдами были яйца и яичница, а также изделия из теста; приготавливали их нередко старшие женщины. В Орловской губ. пекли каравай; относили его в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг которой водили хороводы. Затем делили каравай на части и раздавали их по семьям, где были девушки на выданье. Эти кусочки засушивали и использовали при изготовлении свадебного каравая, считая, что это принесет новой семье счастье и любовь. Скатерть из-под троицкого каравая также хранили, на смотринах - одном из важных этапов свадебного обряда, ее тайно клали на стол под верхнюю скатерть, считая, что таким образом можно крепче привязать парня к девушке. В других местах Орловской губ. бытовал обычай "молить каравай": пекли два каравая, один из которых девушки съедали сами, а с другим ходили завивать березы (Завивание берез) и гулять.

Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду троицких венков (Троицкий венок), завиванием берез, киданием обрядового деревца в реку (см. Троицкая березка). Дерево (в основном, береза) использовалось в гаданиях и иначе: девушки бросали в него ложки; чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. В некоторых местах существовал обычай спрашивать у кукушки, в то время, когда она кукует, долго ли еще девушке оставаться в доме отца; сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества. Гадая, девушки старались узнать направление, откуда может появиться жених. Для этого девушка кружилась вокруг своей оси и падала; или, получив свою часть при разламывании старого плуга, бросала ее, не глядя - в какую строну упадет девушка или часть плуга, в той стороне жених будет (московск.). В ночь на Троицу девушки обязательно сжигали старые мужские штаны для того, чтобы невест в поселении было больше (московск.; Елеонская Е.Н. 1994. С. 219).

Представление о девичьем характере праздника сохранилось в обрядовых песнях, играх, хороводах; для них характерен мотив величания девушек, девичьего праздника, девичьих занятий.
                   "Йо, йо, березонька!
                   Йо, йо, кудрявая!
                   Семик честной да Троица -
                   Только, только у нас, у девушек,
                    И праздничек!"
                                  (Шангина И.И. 1997, с. 140).

Кроме того, в троицком фольклоре часто встречается мотив негативного отношения участниц обряда к мужчинам: мужьям и парням, который отчасти отражает запрет на присутствие мужчин во время свершения девичьих ритуалов. Так, в некоторых обращениях к березке звучит просьба: "Сгуби и ты мужа, сломи ему голову" (Денисова И.М. 1995. С.107). Широко бытовала троицкая песня "пустить стрелу":
                   "Ой, пущу стрелу вдоль по улице,
                   Ты лети, стрела, вдоль по широкой,
                   Ты убей, стрела, добра молодца…"
                                  (Болонев Ф.Ф. 1975. С. 68).

Песня об избиении парней исполнялась в хороводе возле березки у русских старообрядцев Забайкалья. В ряде мест был распространен хоровод "Дударь", основными участниками которого были девушки, образующие круг, и парень - "дударь", стоящий в его центре. Они исполняли песню, представлявшую собой диалог между группой девушек и "дударем". После последнего вопроса девушки подбегали к "дударю", со смехом били и трепали его за волосы, и в финале изгоняли (псковск.; АРЭМ, ф. 7, оп. 1, дело № 1418). В троицких песнях поется также о нежелании замужества: "Виси, венок, не развивайся, а моя девичья краса не кончайся" (Бернштам Т.А. 1981. С.202), и о тяжелой жизни замужней женщины.

Со временем, когда выполнению девичьих ритуалов уже не придавалось такого значения как прежде, Троица стала осмысляться как праздник молодежи. Его характерной чертой были всеобщие молодежные гулянья, на которые сходились представители нескольких деревень. Гулянья нередко продолжались всю ночь, при этом обычно жгли костры. В Жиздринском у. Калужской губ., существовал обычай, согласно которому совместные группы парней и девушек с утра обязательно посещали церковь. В Орловской губ. для молодежи в Троицу впервые ставили качели - рели, около которых также разворачивались гуляния. Собравшись вместе "сельская молодежь проводит время в веселье, устраивая на полянках различные игры и хороводы" (Макаренко А. А. 1993. С. 112), некоторые из них были характерны только для этого праздника. Обычно играли в горилки ("огороши" - новгородск.), столбики, "воротца". В Дмитровском крае (московск.) обязательной в этот день считалась игра "в чистку", в ходе которой две группы молодежи переговаривались между собой в песне:
                    "- А мы чистку чистили,
                    - А мы просу сеяли,
                   - А чем же вам вытоптать?
                   - А мы вашива коня изловим
                    - А мы пашню пахали,
                    - А мы вашу просу вытопчем,
                    - А мы коня выпустим,
                    - А чем же вам изловить?" И т.д.
                                  (Зернова А.Б. 1932. С. 28)

К основным обрядовым действиям Троицкого дня относились выходы в поле (см. Вождение Колоска), ритуальные шествия с березами, с ряжеными (см. Троицкая береза, Семик), местами - с троицкими иконами и водосвятскими молебнами. Почти повсеместно были распространены обходы деревень и домов.

Деревенские обходы включали и опахивание селения, практиковавшееся в ночь на Троицу в Можайском у. Московской губ. Оно проводилось с целью избежать падежа скотины. Для совершения этого обряда девушки одевали специально сшитые белые рубахи и сарафаны, распускали косы и повязывали поверх них белые платки; парни запасались пастушьими хлыстами и тайно выносили у кого-нибудь со двора соху или плуг. В 12 часов ночи молодежь выходила за деревню. Девицы впрягались в соху или в плуг, впереди с иконой вставала девушка или специально приглашенная вдова, по сторонам - парни с кнутами. При движении процессии плугом проводили борозду вокруг деревни, при этом отваливая пласты земли от поселения. На перекрестках пропахивали крест, клали на его перекрестье ладан, иногда можжевельник, кусочки хлеба, веточки березки; парни били кнутами по земле, после этого процессия продолжала движение, пока не возвращалась на исходное место. Действие проходило в полном молчании. После опахивания из плугов, саней и других предметов, тайком унесенных молодежью со дворов односельчан, в центре поселения "строят новую деревню", чтобы скотина утором не смогла пройти (Елеонская Е.Н. 1994. С. 219-220).

Обходы домов обычно совершали группы девушек, они пели песни, в которых звучало требование: "Дай, яичко на яишенку", если их не одаривали, то следовала угроза: "У тебя бы курицы не неслись" (костромск., Традиционные обряды. 1985. № 333). В Московской губ. с троицкой закличкой "Уж ты, кумушка, да ты, голубушка" и с благопожеланиями дома обходили дети (Чернышева М.Б. 1995. С. 6-7). В Слободском у. Вятской губ. на Троицын день по домам ходили артели "славцев" - около 30 человек парней и мужчин пожилого возраста - и "славили" хозяев, распевая под окнами колядки или песни с припевом "Виноградье красное" (см. Виноградье).

Местами существовал обычай ходить по домам, где жили девушки, на угощение. В поволжских губерниях в гости ходили только подруги; в Енисейской губ. "пригласья" удостаивались и парни. "Отсидев у одной подруги, отпировав "столы" переходят к очередной подружке на "столы": пьют водку пиво, поедают приготовленные нарочито для этого случая "ес(т)вы", в числе которых непременным кушаньем бывают пирожки с яичной начинкой и "еишня" на молоке в качестве заключительного блюда" (Макаренко А.А. 1993. С. 113).

Троица завершала пасхальный праздничный цикл: в этот день заканчивали катать яйца (см. Игры и забавы с яйцами), в ряде мест переставали водить хороводы, делая перерыв до Успенья; и период чествования молодых пар, поженившихся зимой. В Новгородской губ. обычай устраивать смотрины молодоженам называли "трясти порох". Во время гулянья, на лугу, среди хороводов и игр в "огорыши", кто-нибудь из присутствовавших мужчин срывал картуз с молодого новожена, тряс им над его головой и кричал на все поле: "Порох на губе, жена мужа не любит" (Максимов С.В. 1993. С. 466). На крик появлялась из толпы молодуха, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала вновь положенный на голову картуз, брала мужа за уши и трижды целовала, а затем кланялась на четыре стороны. После чего присутствовавшие начинали обсуждать их, в основном молодую.

Троица являлась также своеобразным разделом весны и лета. Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни, в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. В некоторых локальных традициях Троица осмыслялась как последний день разгула русалок, в других, как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые, которых в Белгородской обл. называли "дяды". В ночь с Троицы на Духов день и в течение последующих трех ночей мужики, одевшись во все старое, "рваное, негожее некуда", привязав горб, усы и бороду, и взяв "притуги" (цепы), косы, палки, отправлялись гулять по деревне. Внезапно появившись, "молчаком", "дяды" нападали на людей: они махали палками, били в косы, грохотали, стебали хворостиной. Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы, калужские крестьяне в Троицу мелом ставили над окнами и дверьми кресты.

На заключительном этапе празднования Троицы совершались проводные обряды: отпевание, потопление, сжигание троицкой березки, проводы Костромы. В некоторых случаях их также можно рассматривать как ритуал изгнания, выпроваживания нечисти.

http://s49.radikal.ru/i124/1205/af/0454d612f649.gif

+2

237

12 июня
Исаакий (Исакий) Змеевик.

Пора змеиных свадеб, змеи скопляются. Ужи, гадюки оживились. С этого дня будто бродят змеи по лесам станицами, и убивать их очень опасно.
Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи. Не пытай судьбы.
Бывает, что кошка на змеевика из дома пропадает. Охраняет, мол, мурлыка домочадцев. И когда чует, что близко змея от порога, кошка на злыдню нападает.

13 июня
Еремей (Еремий, Ермий) Распрягальник.

Основные посевы к этому дню должны быть полностью окончены. Конец пахотной страде. Конец яровых посевов.
Сильная роса - к ясному дню. Нет росы вечером - жди на другой день дождя. Роса скоро высыхает - к дождю. Если капельки росы печатаются по листу, а висят на кончиках листа, травы - жди дождя. Чем обильнее роса ввечеру, тем на завтра - жарче.
Начало лета по народному календарю. Рубеж весны и лета. Зацветает малина. Кукушка кукует - хорошая погода будет. Дождь запляшет - промаешься всю зиму.

14 июня
Устин, Устинов день, Устин и Харитон.

Дождливый и пасмурный день на Устина - к урожаю конопли и льна. По дождливому и мрачному дню старушки угадывают о добром урожае льна и конопель.
Красное утро на Устина - красный налив ржи. Пасмурное утро на Устина - к урожаю яри.
Когда скворец начинает обучать своих детей летанию, гречу надо сеять. Коли дождь, будет много грибов. Выборочный сбор первой земляники.

0

238

Ильин день, на Илью солнышко - еще 6 недель тепло будет.
Илья пришел камень в речку кинул - вода стынет, перестают купаться в реках.
На Илью в поле работать не ходили и скотину не гоняли на выпас, потому что на Илью все звери и гады имели свободу-)))
боялись предки укусов и нападения диких животных

на Илью начинается жатва и заканчивается покос

на Илью ночи начинаются длиннее - уже пахнет осенью

0

239

Мишель написал(а):

26 декабря - Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305).


26 декабря - Евстратиев день, еще и Ведьмины посиделки
По народному поверью, в этот день ведьмы собираются на посиделки и строят свои коварные планы похищения солнца с небес. На Евстратия нельзя было сквернословить, потому что ведьма могла упасть прямо ругателю на голову.
Нельзя оставлять на крыльце веник. Люди верили, что нечистая сила может его утащить и поднять при его помощи снежные вихри, чтобы "замести" солнышко.

На Руси говорили: "Мученик Евстрат солнышку рад" - ведь день стал немного длиннее.
С Евстратия следили за погодой следующие 12 дней; считалось, что каждый из них предсказывает погоду на «свой» месяц следующего года, начиная с января. Забыла вам об этом сказать вчера.
Так что следим за погодой и делаем выводы, какая погода в 2013 году по месяцам нас ожидает
Такой прогноз меня не подвел еще ни разу.

0

240

Раидана написал(а):

Илья пришел камень в речку кинул - вода стынет, перестают купаться в реках.


Ничего подобного! Ещё как купаются. Мы не избалованы теплом, поэтому купаемся, когда погода позволяет. http://s47.radikal.ru/i117/1211/5b/1e2d1e6b8a9e.gif

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC