Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Русский народный календарь событий и суеверий

Сообщений 181 страница 200 из 813

181

Лунарик88 написал(а):

А когда у нас "Вербная" ???

17 апреля http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif

0

182

7 АПРЕЛЯ - БЛАГОВЕЩЕНИЕ

БЛАГОВЕЩЕНИЕ, ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

http://i082.radikal.ru/1104/50/9279b5fbc6cc.jpg

Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, установленный в память возвещение Ей архангелом Гавриилом благой вести о воплощении и рождении от Нее Спасителя мира, Сына Божия, Иисуса Христа.

Праздник совпадает с Великим постом, или приходится на Светлую Седмицу (до среды включительно). Поэтому продолжительность празднование его неодинакова.
Если Благовещенье случается до Лазаревой субботы, то Церковь празднует его три дня, если в эту субботу — два, а если в Страстную или Светлую Седмицы — один день.
Если Благовещение совпадает с Пасхой, праздник как бы удваивается. Тогда Пасха называется Кириопасхой. Кириопасха бывает редко. Случилась она в 1817, 1828, 1912 и 1991 годах. Следующая Кириопасха будет в 2075 году.

Пост же в дни Благовещение ослабляется. По своему величию праздник Благовещение не отменяется даже в Страстную пятницу.

Этот праздник очень любил русский народ. На Благовещенье отмечали третью встречу весны. Первая встреча весны бывает на Сретение, вторая встреча — на Сороки.

Благовещение — один из самых больших праздников весны. В день этот, как в Пасху, и грешников в аду не мучат.
На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно-народные праздники — Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день — солнце играет при своем восходе.

Предки наши считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник.
Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на несколько времени крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле.

В древнем русском быту с праздника Благовещения считали начало года, который нередко назывался у наших предков «благовещенским»

По народному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние.
Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника, или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранятся до первых весенних посевов, как знак видимого благословения Божия для хорошего роста, и плодородия своих нив.

Сеять надо было обязательно вовремя: «Кто рано сеет, семян не теряет», «Весной часом опоздаешь — в год не наверстаешь».

В Малороссии в старину внуки и дети на праздник Благовещения вывозили на лубках своих престарелых и бедных дедов и отцов на улицу и собирали для них милостыню.

На Благовещение воры старались что-либо украсть в надежде, что, если это им удастся сделать теперь, они могут быть уверены в успехе своих предприятий на целый год.
Можно предположить, что это поверье приурочено к празднику Благовещения на том основании, что в древнерусской жизни он был началом года, а с новым годом вообще всегда связываются подобного рода поверья.
Как известно, и теперь у нас многие верят, что как кто встретит и проведет первый день года, так пройдет для него и весь год.

Исстари на Руси заведено было в этот день отпускать птиц на волю.
В Москве этот обряд совершался у Охотного ряда. Сюда с утра приходил народ, покупал птиц и своими руками выпускал их из клетки на волю.

В Благовещенский вечер крестьяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю, скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды.
На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает.

Также под Благовещение ночью сжигали свои соломенные постели, скакали через огонь и окуривали свои платья.
Постели сжигали, чтобы истребить болезни.
Скакали через огонь, чтобы избавить себя от сглаза. Окуривали платья для того, чтобы предостеречь себя от колдовства.
С этого вечера молодые переселяются с новыми постелями в холодные клети; в избах оставались старики, больные и дети.

Пожилые женщины считали нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, подмешанная в святую воду, по их мнению, помогала в разных болезнях.
С этой солью они из хлебного теста пекли бяшки, небольшие булки, предназначенные для лечения скота.

На Благовещение никому нельзя работать — грех. Поэтому говорят: «На Благовещение на суровую пряжу не глядят».

Каково Благовещение, таково и Светлое Воскресенье.

На Благовещение дождь, родится рожь.

На Благовещение весна лето поборола.

До Благовещения зимним путем либо неделю не доедешь, либо переедешь.

Если на Благовещение будет день красный, то год будет пожарный (много пожаров).

Если пойдет дождик, год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы.

Если на Благовещенье будет мороз, то будут еще сорок утренников.

Благовещенье — птиц на волю отпущенье.

На Благовещенье весна зиму поборола.

На Благовещенье под дымом не сидят (перебираются спать в сени и клети).

На Благовещенье медведь встает.

Покров — не лето, Благовещенье — не зима.

На Благовещенье птица гнезда не вьет, а завьет — станет на все лето пешею, как кукушка.

На Благовещенье воры заворовываютдля счастья на весь год.

На Благовещение девка косы не заплетает.

В какой день Благовещенье, в тот, во весь год, никакого дела снова не начинать.

С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).

Не дуй на Благовещенье огня — не будет головня.

Накануне Благовещенья сеют горох.

Если Благовещение без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными.

От семян, выбранных на Благовещение, вырастает такая капуста, которую не бьет мороз.
 
Черногуз прилетает, бурый медведь из берлоги встает.

Журавли летят высоко - к ненастью.

На пролет журавлей хороший лов рыбы.

Журавль летит к нам с моря - убавит нам горя.

Прилет кряков (кряковых уток) и куликов - на скорое тепло.

Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги не вскочит.

Первые комары, черви, сморчки.

Мурашки (муравьи) оживают.

Выходят из нор барсуки и еноты, из трухлявых пней - ежи, из куч - лесные муравьи.

Благовещение - важная дата для земледельца. С этого дня начинались весенне-полевые работы.

Начало цветения осины - лучший срок посадки ранней свеклы и моркови.

Благовещенская просвирка в сусеке (хлеба будет больше).

В русских домах всегда в этот день готовили кулебяку.

http://s43.radikal.ru/i102/1104/cf/73f220b778d8.jpg

Кулебяка — это русский пирог, который отличается особой формой, она более узкая и высокая, чем обычный пирог.
В.И. Даль утверждал, что происходит название этого русского блюда от глагола «кулебячить» — «валять руками».

Делают кулебяку по-разному.
Например, раскатывают два овальных пласта — верхний и нижний. Нижний, чтобы он хорошо пропекся, делают немного тоньше верхнего.
На нижний пласт кладут начинку, накрывают ее верхним пластом и края плотно защипывают в виде красивого «пояска».

Считалось, что настоящая кулебяка должна быть поджаристой — в верхней своей части — и нежной, сочной, но не пристающей к зубам — в нижней.
Самой знаменитой кулебякой в старой Москве была та, что подавалась в трактире Тестова. Она называлась байдаковским пирогом и была громадных размером.
Было в ней 12 слоев начинки — от слоя налимьей печенки до слоя костного мозга.

http://s43.radikal.ru/i102/1104/ea/d6ee3d27ca1d.jpg

Кулебяку подают как отдельное блюдо, так и как «дополнение» к супам.

Для теста: 400 г муки, 25 — 30 г дрожжей, половину стакана воды, 100 г растительного масла, щепотка соли, сахар по вкусу.

Для фарша из рыбы: 400 г филе щуки, 1 столовая ложка растительного масла, 2 столовые ложки толченых сухарей, 1 луковица, соль, перец по вкусу.

Для рисовой начинки: стакан риса, полтора стакана воды, 1 столовая ложка масла, 1 чайная ложка соли, 300 г филе любой жирной рыбы.

Приготовьте дрожжевое тесто опарным способом.

Пока тесто подходит, сварите рис. После того, как рис будет готов, выложите его в смазанную маслом форму и запеките в духовке, чтобы рис слегка подрумянился.
Филе щуки дважды прокрутите вместе с репчатым луком через мясорубку, добавьте соль, перец, хорошо перемешайте фарш.

После того, как тесто подойдет, его нужно раскатать в виде продолговатой овальной лепешки толщиной в палец.
По центру лепешки продолговатой горкой уложите слоями рыбный фарш с рисом, на него — кусочки рыбного филе и снова фарш с рисом.
Края лепешки заверните и плотно защипните над фаршем. Поверхность пирога украсьте элементами из теста.
Подготовленную кулебяку поставьте в теплое место на 15 — 20 минут.

Перед тем, как выпекать кулебяку, поверхность ее смажьте крепким  чаем, и проколите в нескольких местах, чтобы выходил пар во время выпекания.
Выпекать кулебяку при температуре в духовке 210 — 220° С.

+1

183

8 АПРЕЛЯ - ГАВРИИЛ БЛАГОВЕСТ,ВАСИЛИЙ НОВЫЙ

http://i035.radikal.ru/1104/65/816a34e5e723.jpg

Угодник Василий Новый в народе считается целителем от трясавицы (лихорадки), и в «Сказании о святых» ему назначается особая молитва.
Причины, почему этот дар врачевания «присваивается» Василию, нужно искать в том, что он при жизни своей исцелял страдающих лихорадкой.

В этот же день Церковь наша воспоминает собор архангела Гавриила.
Этот день в Малороссии известен под названием «благовестник», так как архангел Гавриил благовестил Деве зачатие Спасителя.

Простой люд здешний так высказывает свое особенное уважение ко дню святого архангела: «Як бы не було благовещеннына, не було бы и воскресенщина».

В Малороссии с праздником Благовещения и днем архангела Гавриила было связано следующее поверье всё, что родится в эти дни (их обыкновенно называют благовестивши), непременно будет всегда с каким-либо телесным недостатком.
Подобного же рода поверья существуют в простонародье и относительно людей, рождающихся в день Рождества Христова. В простонародье даже смеются над теми, кто родился в этот праздник, и думают, что из таких людей никогда ничего путного не выходит, а став взрослыми, они будут страшными злодеями-родителеубийцами.
Говорили: «Что ни родится на день Гаврила — уродливо и неспоро».

Если в этот день будет светлый восход солнца, убирают всю санную сбрую и говорят: «Выверни оглобли».

На Гавриила не прядут, а то оттянет руки сухота. Между тем женщины в этот день оканчивают последнюю пряжу.
Если же кто-то продолжает еще прясть после сегодня, тем говорят: «Не пойдет впрок».
Неотложные дела в поле да в огороде не дадут засидеться за гребнем.
Поэтому острословы язвят: «Весной день долог, а нитка коротка»: пряха-ленивица просто не успеет спрясть ее до страдной поры.

Поселяне, заметив в этот день светлый восход солнца, убирали всю санную сбрую и говорили: «В день Гавриила выверни оглобли из саней».
Крестьяне нередко прощались с санями и ставили  их под поветь до новой зимы.
 
Стужа наведывается украдкой, под покровом темноты.

Во время распускания почек березы бородавчатой вылетают опасные вредители елей - жуки-короеды.
 
Зеленение черемухи показывает, что пора сажать ранний картофель.

Начало сокодвижения у березы повислой и бородавчатой.

Оттаивает почва, раскрывает почки черемуха, зацветает красная верба.

Цветение вербы - сигнал выставки пчел на пасеке.

0

184

Сандра написал(а):

Говорили: «Что ни родится на день Гаврила — уродливо и неспоро».

Вот хорошо что увидела про сегодняшний день.
А то собралась зелень дома посадить. Подожду до завтра....... http://i013.radikal.ru/1104/8a/90df75943920.gif

0

185

9 АПРЕЛЯ - МАТРОНА НАСТОВИЦА,  МАТРЕНА ПОЛУРЕПНИЦА

http://s58.radikal.ru/i160/1104/5e/2cdc1feb8c48.jpg

Слово «наставица» (настовица) имеет двойное значение.
Настовицами назывались чибисы, возвращающиеся домой к этому дню, а настом зовется поверхность снега, замерзаемая утренниками после больших оттепелей.

http://i002.radikal.ru/1104/4d/84ce249e23c9.jpg

Вот и получается, что в этот день еще бывают сильные заморозки, снег схватывает ледком, который под лучами весеннего солнца быстро тает, а прилетевшие из дальних краев птицы во всю радуются весне.
Щука хвостом лед разбивает, а овсянка поет: «Покинь санки, возьми воз!»

В это время крестьяне говорили: «Пойдем по настам».

На Матрену крестьянки в последний раз выходили на наст отбеливать холсты.  С этой целью они расстилали по чистому насту сотканные за последние  недели льняные холсты - для отбеливания.
Места для этого облюбовывали сразу же после Крещения: особую, защищенную от ветра, на солнечной  стороне, площадку с крепким настом, которую называли "настищем".
Ткачихи всегда просили благословения на свое ткацкое дело у святой Матроны.
Они перед отбеливанием холстов непременно шли в церковь и ставили свечу святой — покровительнице хороших хозяек.

В некоторых местах этот день называется «Полурепница». В этот день отбирают годные репы для семян, которые откладывают в сторону.
Из оставшейся репы приготавливают какое-нибудь блюда.

http://s43.radikal.ru/i101/1104/ee/ef4f28092e57.jpg

В старое время репа вслед за капустой была одним из основных продуктов питания крестьянина. Ведь картофель появился на Руси только в конце XVIII века.
Поэтому забота о семенах репы — это забота о сытости семьи.

Фаршированная репа.

Взять несколько штук репы, сварить, чтобы она была совершенно мягкая, когда достаточно уварится, вынуть из воды, дать немного обсохнуть, затем очистить и протереть сквозь решето, затем прибавить полфунта изюма, который также следует разварить в воде, разваренного риса, все это хорошо смешать.
Потом взять несколько сырых реп, разрезать их пополам, середину вычистить положить в нее приготовленный фарш. Репу связать ниткой и положить в кастрюлю, поставить в жаркую духовку, чтобы репа могла хорошо увариться.
К столу подавать с сахаром.

Репа со сладким фаршем.

8 реп отварить в воде, срезать верхушки, выбрать осторожно ложечкой середину, растереть ее с ложкой масла, с 2/3 стакана цельного молока или сливок, положить l/З стакана манки, соли, куска 2 — 3 сахара, 1 желток, размешать, нафаршировать репу, накрыть срезанной верхушкой, обсыпать сухарями, поставить в духовую печь.

Пюре из репы.

1 кг. репы очистить от кожицы, нарезать тонкими ломтиками, опустить в соленый кипяток, раз вскипятить. Откинуть на сито.
Переложить в кастрюльку, положить 1/2 столовой ложки масла, подлить бульона, чтобы покрыло репу до половины, закрыть крышкой, утушить до мягкости, горячей протереть сквозь сито.

Запеканка из репы.

Очистить 5 больших реп, сварить в молоке или воде до мягкости, растереть, положить 1/2 стакана манки, добавить 1/2 стакане сливок или молока, всыпать мускатного ореха, сахару кусков 4-5, вбить 5 желтков, положить 1 1/2 столовой ложки масла, 5 взбитых белков, развешать хорошенько, сложить в форму, парить минут 20.

Репа, фаршированная манной кашей.

Взять 8—12 репок, вымыть, неочищенные, раз вскипятить, снова вымыть, срезать зеленую верхушку, опустить в посоленный кипяток, варить, пока не сделаются мягки.
Очистить от верхней кожицы, срезать крышечки. Осторожно выбрать середину, хорошенько растереть с манной, густой молочной кашею и сливочным маслом, посолить, положить немного сахару.
Начинить репки, накрыть срезанными крышечками, переложить на лист. На каждую репку положить по кусочку сливочного масла, запечь в духовке. Подавать к ним сливочное масло.

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

"9 апреля - Матрена.
В устных календарях - настовица, полурепница.
«С Благовещенья впереди сорок заморозков, каленых утренников».
Наведывается-таки холод под покровом темноты, жмет стужа сильнее при луне и звездах.
Глубоко промерзают талые пласты за ночь. Бывает, наст выдерживает лошадь, человека и подавно.
Вытаивали остожья, натрушенное с возов сено, солома по обочинам дорог. Вооружившись граблями, впрягшись в салазки, по насту ходили собирать кормину.
Овсянка с куста выпевала с грустинкой в голосе:
- Вези-и... вези-сено-да-не-труси-и-и...
Спасибо, милая, за подсказку, только без тебя знаем, что сейчас и клок сена дорог!
Под пологом хвои, в лесах сугробы, а на холмах, скатах полей черным - черно.
Не сегодня-завтра захлопают крыльями, взмывая с проталин, чибисы, каждому знакомые прилетные птицы-настовицы.
Посылала Матрена хозяек в подпол перебирать репу.
Картофель, «чертово яблоко» старины, проник у нас в севооборот с XIX века.
По волостям Присухонья репу сеяли даже в лесу, на гарях - участках былых пожарищ. Словом, везде, лишь найдись уголок свободной земли.
С капустой, огурцами, морковью, луком, чесноком репа долго составляла русский овощной стол, употреблялась для начинки выпечных изделий, в качестве гарнира к мясным блюдам, к рыбе. Никто ее, как теперь картофель, не возвышал до «второго хлеба», наоборот - «капуста да репа брюху не крепа».
А ее любили, что ни говорили:

«Шибу шибком, вырастет дубком, заолешничком».

«В землю крошки, из земли лепешки...»

Репка, все репка, ядрена и крепка! Девицу, славнуху на выданье, деревня ласково кликала «репушкой»!

В картину движения времен года настовица вносила живописную черточку: «Щука хвостом лед разбивает».
Близок ледоход, с ним половодье и нерест рыб. Остряки подтрунивали: «Гола Матрена для всех страшна». О разливах намек, мол, «полую воду никому не унять», «без рук, без ног в гору лезет».
То-то горячи настали денечки у нас в Богоявленской волости и окрест! «От безделья руки виснут, губы киснут»: из 8 тысяч человек населения волости до пахоты в межсезонье 1339 человек занимались местными, 212 - отхожими промыслами (данные 1911 года).
Изготовляли резные и расписные прялки, сельскохозяйственный инвентарь, домашнюю утварь. Лес рубили, охотились. Гнали деготь и смолу. Смола нужна, побольше смолы!
Исстари в Дмитриеве, Копылове, Бобровском строились лодьи, барки. Подчас на них же земляки плавали до Великого Устюга, Архангельска, к Тотьме, Вологде.
Много северян трудилось на воде, добывая копейку прокормить семьи, вложить ее в хозяйство. Печора, Мезень, Вычегда, озера Белое, Воже, Ладога, потом Мариинская водная система, Северо-Двинский канал требовали в навигацию бурлаков, лоцманов, грузчиков.
Конечно, размах не тот, что на Волге, которая одних бурлаков принимала около полумиллиона, пока не были освоены паровые суда. Однако путь через Вологду, по Сухоне, Двине в XVII веке не зря иноземцы считали Великим речным путем Московии.
Прежде Присухонье оглашалось визгом пил, перестуком топоров, горели остры под канами смолы, стояли ряды барж, готовые к спуску на воду.
Горы бревен, плоты над кручами, по берегам речек, изготовленные для плава, а лошади везут и везут сосновые, еловые кряжи.

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

"В этот день Православная Церковь почитает память Матроны Солунской, принявшей мученический венец в IV веке.

· К Матрене сходит последний снег, прилетают чибисы.

· На Матрену во двор свозили остатки сена.

Как устранить весеннее недомогание?

Если вы хотите быть весной бодрой и красивой, то не поленитесь воспользоваться моими советами. Во-первых, пейте простые в приготовлении, но очень эффективные настойки.

Р е ц е п т

Плоды калины — 2 ст. ложки.

Мята перечная — 1,5 ч. ложки.

Плоды фенхеля — 1 ч. ложка.

Цветы ромашки — 1 ч. ложка.

Корень алтея — 1,5 ч. ложки.

Плоды шиповника — 2 ст. ложки.

Листья черной смородины — 1 ч. ложка.

Земляника лесная — 1 ч. ложка.

Одну столовую ложку сбора залейте 1 стаканом кипятка, доведите до кипения, снимите с огня и дайте настояться 30 минут. Выпить настой за день.

После семидневного курса вы почувствуете, как изменилось ваше душевное состояние.
Повысится работоспособность, а внешний вид будет просто изумительный.
Появится красивый блеск в глазах, кожа будет выглядеть нежной и юной.
Я уверена, что вы полюбите этот сбор, и будете пользоваться им и рекомендовать его своим близким.

0

186

Сандра написал(а):

Репка, все репка, ядрена и крепка! Девицу, славнуху на выданье, деревня ласково кликала «репушкой»!

Интересное сравнение.

0

187

Секрета, Сандра, никакого: север почти что крайний, 64 с.ш., долгота Москвы - 45 в.д.
Карпогоры - районный центр Пинежья Архангельской области.

0

188

10 АПРЕЛЯ - МАТЬ-И-МАЧЕХА,  ИЛАРИОН ВЫВЕРНИ ОГЛОБЛИ

http://s40.radikal.ru/i088/1104/5f/a8f3a16b8f0e.jpg

В этот день Православная Церковь почитает преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского, который был подвергнут гонениям в царствование Константина Копронима.

· На Илариона отмечается массовый прилет птиц.

Это был день чистки прудов.

В этот день теряет силу так называемый «Степанов венок», который плели 15 августа предыдущего года и цветы и травы для которого собирались всей семьей .

В этот день особо чествуют цветки мать-и-мачехи, которые одними из первых расцветают на теплом весеннем солнышке.

Мать-и-мачехи цветок теплит землю.

Мать-и-мачеха всяк снегодень после 10 апреля оделит материнской заботой. Даст своего огня, своего тепла.
Мать-и-мачеха - что солнышко расцветшее.   Кто пригнет этот цветок к земле? Наступит своей тяжелой ногой снег-старик? Подкосит тупой серп метели?
Она - мать-цветок.
Что бы то ни стало - она поднимается, несет свою ношу.  И не оставит она того, кто в сиротстве поднимается.
Даст хоть каплю материнского тепла тому, кто одинешенек на белом свете!

В народе живет очень красивая легенда о возникновении этого растения У одной матери была бесконечная любимая дочь — и вдруг девушка умерла.
Мать, потеряв самое дорогое, отдала умершей всю свою ласку и тепло. Из них-то — материнской ласки и любви — и родилась мать-и-мачеха.
Войлочной стороной листа безутешная мать укрывала могилу дочери. Однако у женщины, потерявшей дочь, была еще и падчерица. Не любила ее мать умершей девочки и всегда смотрела на нее косо.
Потому и сторона листа растения, обращенная к миру людей, — холодная да суровая: так смотрит уже не мать на дочь, а мачеха на свою падчерицу..

Из этой травы приготовлялись самые разные лекарственные чаи.

Грудной чай:

Корни алтея, листья мать-и-мачехи по 2 части, трава душицы — 1 часть.
Три столовых ложку смеси залить 0,5 л кипятка, настоять 20 минут, процедить. Пить в теплом виде по полстакана 3—4 раза в день.

Потогонный чай:

Ягоды малины, трава душицы и листья мать-и-мачехи по в равных частях, три столовые ложки смеси заварить 0,5 л кипятка, настоять 20 минут, процедить. Выпить горячим на ночь.

Чай при бронхите:

Листья мать-и-мачехи и цветы ромашки — по 2 части, трава душицы — 1 частью три столовых ложки смеси залить 0,5 л кипятка, настоять, процедить пить по l/З стакана 3 раза в день после еды.

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

"Весенние заботы:

Прежде чем сеять семена, помолитесь святому Георгию, тогда у вас будет хороший урожай.

Семена не дают взаймы никому до тех пор, пока сами все не посеете, иначе будет плохой урожай.

Если вы едете на огород для посадки, то выходите из дома спиной и не говорите чужим (соседям), что идете в огород, иначе будет много пустоцвета.

Если в вашем доме или на вашей улице кто-то умер, не производите посадки, пока покойника не похоронят, иначе и у вас кто-нибудь умрет."

0

189

Сандра написал(а):

10 АПРЕЛЯ - МАТЬ-И-МАЧЕХА,  ИЛАРИОН ВЫВЕРНИ ОГЛОБЛИ

Никогда не видала столько  цветов мать- и -мачехи.

0

190

Приношу извинения  всем читателям календаря. У меня проблемы с выходом в Интернет.

11 АПРЕЛЯ - БЕРЕЩЕНЬЕ, КИРИЛЛ

http://s55.radikal.ru/i147/1104/7a/7aeb5482fe97.jpg

«На Кириллу слушали березы, пили березовый сок».

Овсянка прилетела и поет: «Покинь сани, возьми воз».

Это день березы. На Руси всегда любили березу, она даже стали символом нашей Родины. Ее считали деревом жизни, здоровья и света.

У русичей с березой было связано множество поверий.
Например, наши предки верили, что если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то болезнь немедленно уберется восвояси. А если воткнуть ветку березы в крышу дома, то она защитит дом от молнии.

Любовное и почтительное отношение к березе в христианскую эпоху подкреплялось еще и тем, что. по преданию, именно она укрыла Пресвятую Богородицу и Младенца Христа от непогоды.
В этот день говорили "Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве - четыре угодья:  первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от зимы свет,четвертое - дряхлым пеленанье."
 

Березовым соком отпаивали больных. Березовым соком чистили кровь, выгоняли немочь из желудка.
И в наше время пользу березового сока трудно переоценить.
Его принимают при болезнях, сопровождающихся высокой температурой.
Березовый сок считается мочегонным средством, применяется при венерических болезнях, при подагре, артритах, ревматизме, нарушениях обмена веществ и при цинге.
Он способствует очищению крови от мочевой кислоты и других вредных веществ, нормализует обменные процессы в организме, действует противовоспалительно и хорошо укрепляет иммунитет.

Но полезен не только березовый сок.

• В апреле-мае в солнечную сухую погоду собирают березовую пыльцу, которая обладает замечательными свойствами: регулирует функции пищеварительного тракта, избавляет от запоров, помогает при истощении и инфекционных заболеваниях и т.д.

• Весной на березе, вскоре после распускания листьев, появляются скромно цветущие пестичные и тычиночные сережки.
Пестичные сережки всегда одиночны, прячутся между листьями на укороченных веточках.
Более крупные, нарядно висящие на концах ветвей, спаренные и даже строенные сережки — тычиночные. Их и следует брать.
Свежие тычиночные сережки настаивают на водке и каплями пьют при заболеваниях сердца. Для приготовления настойки стеклянную банку заполняют на две трети сережками, до верху наливают водку, закрывают и ставят на две недели настаиваться. Обычно не процеживают. Лишь когда настойка иссякнет, отжимают остатки проспиртованных сережек через марлю.
Дозу определяют индивидуальную: от 20 капель до чайной ложки. Принимают 3 раза в день до еды.

• Когда весной на березе распушатся нежные листочки, надо не упустить время, собрать их, пока они не истратили клейкости и бальзамического аромата.
Препараты из листьев — одно из самых безвредных средств для лечения холецистита. Рекомендуется принимать водный настой — 2 ч. ложки измельченных листьев на стакан воды, это суточная доза.
Курс лечения длится от трех недель до полутора месяцев. Этот настой также полезен при желтухе, снимает отеки, вызванные сердечной недостаточностью, является стимулирующим средством при расстройствах нервной системы.

* Свежие листья березы полезны и при хроническом ревматизме с опухолями и болями в суставах. Ими набивают кадушки, ванны или сшитые в форме брюк мешки. Необходимо, чтобы толстый слой листьев облегал больные места.
Одна процедура длится полтора-два часа. Желательно в ходе процедуры заменить листья.
Для таких сухих ванн лучшее время — май-июнь. Во второй половине лета листья утрачивают необходимые для этой процедуры свойства.

• Помогут березовые листья и при радикулите. В мае нарвать листьев березы в полиэтиленовый пакет, плотно закрыть, чтобы спарились (разогрелись), вечером листья высыпать на кровать и лечь на горячие листья больным местом, лежать больше часа. Повторить такую процедуру нужно три раза.

* Верхнюю пленку бересты прикладывают к чирьям, она хорошо вытягивает гной.

* При хронических гепатитах используют следующий лекарственный сбор: листья березы, плоды барбариса, зверобой и тысячелистник — все нужно взять в равных весовых частях.
Столовую ложку сухой измельченной смеси залить стаканом кипятка. Настоять в закрытой посуде на водяной бане 15 минут. Охладить до комнатной температуры. Процедить и принимать по полстакана 2 раза в день за 15 минут до еды.

* Смешать в равных частях по весу листья березы, шалфея, крапивы. 2 ст. ложки сухой измельченной смеси залить 2 стаканами кипятка, варить в закрытой посуде на слабом огне 20 минут.
Настоять, укутав, 30 минут. Процедить.
Прием по стакану 2 раза в день за 30 минут до еды при угревом поражении кожи.

• А такой сбор обладает хорошим мочегонным эффектом, оказывает дезинфицирующее и противовоспалительное действие на мочевыводящие пути.
Листья березы - 1 часть (по весу), листья мать-и-мачехи — 1 часть, листья ежевики — 8 частей.
Столовую ложку сухой измельченной смеси залить стаканом кипятка. Настоять в закрытой посуде на водяной бане 15 минут. Охладить до комнатной температуры. Процедить и принимать по стакану в теплом виде утром и вечером за 15 минут до еды.

* Этот сбор используют для лечения заболеваний, связанных с нарушением сердечного ритма (тахикардия, экстрасистолия).
Листья березы и земляники лесной взять в равных частях, столовую ложку сухой измельченной смеси залить стаканом кипятка.
Настоять, укутав, 20-30 минут и пить, как чай.

0

191

12 АПРЕЛЯ - ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

БЕДЫ С ДОМОВЫМ


В этот день отмечают память преподобного Иоанна Лествичник, который оставил сочинение, известное под названием «Лествица».
В этом труде он представил 30 видов добродетелей, как ступеней, по которым христианин должен восходить к совершенству.

И русский народ в день списателя «Лестницы» пек хлебные печенья, которые непременно украшались перекладинами из теста и назывались лестницами или лесенками, — чтобы хляби небесные к земле были добры, чтобы зеленые ростки легче ввысь поднимались.
Кто в семье был, и старому, и малому матушка выпекала свою "лесенку".  Чтобы всяк рос в своем здоровье.

http://s56.radikal.ru/i154/1104/ae/b83631dd30cc.jpg

«Лесенки» пеклись из постного ржаного теста. Размеры и количество ступенек были разнообразны: семь - "по числу небес Апокалипсиса", двенадцать - " по числу месяцев в году", двадцать три - "по числу мытарств души на том свете"... Кое-где им придавался вид вытянутой лепёшки, на которую накладывали несколько полосок теста - поперечин. Иногда полоски заменялись надрезами ножом. Это мог быть и открытый пирог, заполненный разными начинками, на которые сверху клали поперечные перекладинки из теста.
Могли быть "лесенки" простым печеньем или пряниками, украшенными сахарным узором. Иногда небольшую "лесенку" выпекали на спине "кулика-жаворонка".

По заведенному исстари обычаю, это печенье приносили в церковь, над ним служили молебен с водосвятием, а народ окропляли святой водой.
Часть этих хлебов отдавалась причту, а остальные шли в пользу нищих.

Средний срок начала тяги вальдшнепов. Если тяга вдруг прекращается - жди  скорого похолодания или снега.

http://s61.radikal.ru/i172/1104/8a/21bc23f2add3.jpg

Многие боялись в этот день и вечером ходить по двору, потому что домовой в те поры бесится и не узнает своих домашних, готов свой избу сокрушить.
Одни говорят, что у домового шкура старая сходит, вот ему и больно. Другие поясняют: нет, на ведьме домовой жениться хочет.
Как бы то ни было, но домовой бесился и куражился до первых петухов, а потому с заходом солнца крестьяне запирали весь домашний скот и птиц, а сами боялись даже подойти и к окну, с нетерпением ожидая рассвета.

Домовые — это духи — хранители домов, олицетворение душ умерших предков, родоначальников, почему им и присвоен эпитет дедушки — "дедушка домовой".
Домовой имеется в каждом доме, живет всего чаще под— или за печкой, иногда в бане или овине.
По народным верованиям, домовой весь оброс густой шерстью и мягким пухом, даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа «голое».
Его мохнатые подошвы зимой обозначаются на снегу, а ладонью домовой гладит по ночам сонных и те чувствуют, как шерстит его рука.
Если она мягкая и теплая, то предвещает счастье и богатство, если холодная и жестокая, то быть худу.

В Вятской губернии считали, что домовой является людям стариком, ростом с пятилетнего ребенка, в красной рубахе, подпоясанный синим кушаком, лицо у него сморщенное, борода белая, волосы на голове желтоседые, а глаза словно огонь горят.
В Сибири домового представляют в виде маленького, косматого старика с длинной бородой, и думают, что он проживает в печурке.
В других областях России домового знают плотным, малорослым стариком, в коротко смуром зипуне или синем кафтане, с алым поясом или в красной рубахе: у него седая всклокоченная борода, волосы косматы и застилают лицо, голос суровый и глухой.
Он любит ворчать, браниться и употребляет при этом выражения чисто народные, крепкие.
У домовых бывают жены и дети, дочери его очень красивы, но любовные связи с ними гибельны для смертных.

Домовой сочувствует и семейной радости, и семейному горю. Он предвещает смерть хозяина дома тяжелыми вздохами и плачем.
Когда умирает кто-либо из домочадцев домовой воет ночью, выражая этим свою печаль.

Перед каким-нибудь общим бедствием — чумой, войной, пожаром, домовые уходят из села и воют на выгонах.

Если идет нежданная беда — домовой возвещает о ее приближении стуками, ночными поездками, истомляющими лошадей, приказом сторожевым собакам рыть ямы среди двора и выть на всю деревню.

Желая предупредить хозяина о каком-нибудь несчастии, например, о начале пожара или о забравшемся воре, домовой толкает и будит хозяина.

Домовой, представляется идеальным хозяином: он смотрит за всем домом и двором пуще самого хозяина, блюдет семейные интересы, заботится об имуществе, охраняет всю скотину, надзирает за овином, огородом, конюшней, хлевом, амбарами, за домашней птицей, особенно за курами.
Петушиного пения домовой, в противоположность всей остальной нечистой силе, не боится, напротив его боятся различные лешие, ведьмы и оборотни, от вредных замыслов которых он охраняет дом.
Несмотря на свое доброжелательство, домовой вообще любит проказить. Бывают случаи, ког­да он становится злым даже к семье своего хозяина.

Если домовой полюбит двор и скотину, то будет большой приплод скота и он будет всегда здоров и сыт, а если же нет, то не будет приплода на дворе; скот будет постоянно нездоров и часто будет околевать, будет «ускотье».
Если же домовой не полюбит одну известную скотину, то отгоняет ее от корму и валит с ног, всячески мучит, иногда до смерти.
Если домовой полюбит лошадь, то заплетает в гриве косы, которые, если хозяин их выстрижет, вскоре заплетутся вновь.
Так же случается и с женщинами, у которых домовой заплетает косы во сне. Если женщина сострижет эту косу, то у нее начнет болеть голова, и вскоре домовой заплетает ей другую косу.
Домовые на дворе по ночам дают корм скоту. Ходит поверье, что домовой одного дома, победив домового другого дома, уносит сено в свой дом.

Для того, чтобы было счастье хозяевам и скотине, при переходе в новый дом, существует обычай зазывать домового с собой: кланяются на место, где был старый дом, до трех раз и при каждом поклоне говорят:

«Батюшка домовой, пойдем со мной, я в новый дом — и ты со мной», а когда семья разделится на две, то вновь выделившийся хозяин зазывает из старого дома в новый своего домового: придет на двор, на то место, где стояла скотина, которая ему дана в надел, берет эту скотину и кланяется тому месту до трех раз и при каждом поклоне говорит: «Батюшко домовой, иди со мной, ваш оставайся здесь».
Когда приведут на двор вновь купленную скотину, то во все четыре угла двора кланяются и при каждом поклоне говорят: «Батюшко домовой, прими мой скотинушку, пой, корми, люби и жалуй».

Из книги Ивана Полуянова "ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям":

"12 апреля - Иоанн Лествичник.
В устных календарях - остатняя вечеринка или отвально, простины Беломюръя.
Отмечая день преподобного Иоанна Лествичника, пекли из теста лестнички: восходить на небо в жизни загробной, вечной.
Веровали деды-прадеды, что земное бытие наше - дар Божий, потому жив ем, чтобы душа трудилась без урыву.
Содей жизнь постоянным творчеством, уда б ни определила тебя судьба.
«Отвально», «простины», обряд проводов рыбацких артелей на Мурман, на есенние промыслы, не обязательно приурочивался к этому дню.
Отправляясь рыбаки на путину, смотря по погоде, с Евдокии- плющихи до Вешнего Николы (22 мая).
Девушки отъезжающим парням устраивали «остатнюю вечеринку» - с весельем напоказ, подарками кисетов, наволочек и прочего рукоделья, с тайными слезами в темных сенцах.
«Отвально» собирало в избу родню рыбака. Под божницей горит лампада, тол скатерти накрытого стола загнут в знак доброго возвращения, стоит хлеб с солью.
Коротко «отвально». Речи стариков, звон стаканов, напутствия - и разом молчанье. Наглухо закрываются окна, двери, вьюшки печей, ворота.
Каждый (наедине с сокровенными думами, с тревогой на сердце: чего там Бог судит, свидимся еще либо нет?
Поднесла родня рыбаку гостинцы к попутью доброму, помолились, отец с матерью благословили сына иконой, и вот плач, вот жена о пол хлещется.
Выпив напоследок с мужиками чару отвальную, спускается рыбак с крыльца, держа на руках самое малое свое дитя, к саням с поклажей.
Лошадь выводили к проезжей дороге. Снова чокались стаканами, бил промышленник поклоны на четыре стороны, прощаясь с родным посадом.
Чего уж, «ловцы рыбные - люди гиблые».
Проводив обоз версты на две, при возвращении ломали женщины ветки :сосен, дома втыкали над воротами, в сенях. О, зеленели хвоей избы Нюхчи, Кеми, Сороки, Карельского берега!"

Из календаря Натальи Ивановны Степановой:

"В этот день Православная Церковь почитает память Иоанна Лествичника, прозванного так по его сочинению “Лествица Райская”.

· 12 апреля многие крестьяне боятся ходить по двору, так как домовой в этот день бесится и своих не узнает.
· В этот день пекли лестницы из теста для попадания на небо.
· Начинаются свадебные игры вальдшнепов.

Как снизить температуру без таблеток?

Про таблетки говорят: «Одно лечат, другое калечат». В этой фразе есть солидная доля правды.
Весной начинаются простудные заболевания, и рука тянется к таблеткам в надежде побыстрей сбить температуру.
Мои советы помогут вам избавиться от температуры.
Кроме того, способ этот абсолютно безвреден как для детей, так и для взрослых.

Р е ц е п т ы

В стакан кипятка положите 2 ч. ложки березовых почек, перелейте в эмалированную кружку, поставьте ее на огонь на пять минут. Настоять 30 минут. Пить по 1/2 стакана три раза в день. Температура снизится, и вы почувствуете желанное облегчение.

Сухая малина — 2 ст. ложки

Трава душицы — 1 ст. ложка

Мать-и-мачеха — 2 ст. ложки

Все залить стаканом кипятка, настоять 15—20 минут и выпить в течение дня.

Во время болезни желательно обильное питье из клюквенного или брусничного морса. Полезен также насыщенный взвар из кожуры свежих яблок."

+1

192

13 АПРЕЛЯ - ИПАТИЙ, БЕДЫ С ДОМОВЫМ

http://s42.radikal.ru/i095/1104/64/8ef3932ce2c0.jpg

Ипатий Чудотворец почитается в народе разрешителем неплодства и бесчадия.
И именно ему молились об изгнании бесов и домовых, которые особенно «расходятся» в этот день.

Случается, домовой приходит ночью к спящему человеку и наваливается на грудь, так что тяжело становится дышать: это к перемене жизни того человека.
Небоязливые люди в то время его спрашивают: «К худу или к добру?» — и он отвечает правду.
Это случается перед большим несчастьем или счастьем и перед смертью домочадцев.
Иногда домовой стонет в подполье, его спрашивают: «К худу или к добру?» — если к счастью, то перестанет стонать.
Кроме того, случается, что после смерти людей, особенно любимых, он в подполье плачет, как ребенок.
Увидеть домового — к несчастью.

Вздохи домового — к смерти хозяина.

Огнищанка (т.е. крестьянка), рожденная в этот день, в поле уголья несла, разводила огонь, через  корни деревьев.

0

193

14 АПРЕЛЯ - МАРЬЯ - ПУСТЫЕ ЩИ, МАРЬЯ - ЗАЖГИ СНЕГА, ЗАИГРАЙ ОВРАЖКИ

http://s55.radikal.ru/i149/1104/08/9aeac567842d.jpg

Если в этот день разольется полая вода, то будет большая трава и ранний покос.
Говорили: «На Марью снег за колодой растаял».
Если разлив на Марию Египетскую - травы будет много.
Если лед сходит вдруг - год будет год будет легким, хорошим.
Лед ломается хрясно - ходить опасно.
А еще была такая ироническая поговорка: «Захотел ты в апреле кислых щей!»
Дело в том, что зимний запас капусты у крестьян заканчивался уже в марте и о кислых щах приходилось лишь мечтать.
Зато приходило время варить апрельские щи, которые назывались пустыми.
Поэтому и говорили: «Пришли на Марью пустые щи».
Русские люди любили сварить такие щи, чтоб «ложка стояла». О жидких же щах они иронично говорили: «Щи — хоть портянки полощи».

Щи из крапивы и щавеля

600 г молодой крапивы, 200 г щавеля, 1 столовая ложка пшеничной муки, морковь, лук по вкусу.
Молодую крапиву (лучше побеги) хорошо промыть в холодной воде.
Положить ее на 3 минуты в кипяток, откинуть на сито, облить холодной водой и, когда вода стечет, мелко порезать.
Порезанную крапиву потушить в течение 10 минут на большом огне в масле. Репчатый лук и морковь нарезать и обжарить.
В кипящий бульон положить крапиву, пассированные лук и морковь, поварить 25 минут, добавить муку, нарезанные листья щавеля, соль. Поварить еще 10 минут.

К Марии Египетской, память которой и отмечается Церковью в этот день, обращались за помощью против сглаза и «дурного слова».

Заговор от сглаза к Марии Египетской

«Стала, благословесь, и пошла перекрестесь, из дверей в двери, из ворот в ворота, во чистое поле, под ясное небо, под черное облако, под младой месяц, под красное солнышко.
Под красным солнышком — окиян-море, на окиян-море ладон камень.
На ладоном камне стоит Божия церковь, в этой апостольской церкви, на золотом стуле сидит Мария Египетская и отговаривает (отрока, отроковицу, имя рек), от чернеца, отдвоезуба, от троезуба, от двоеженца, от троеженца, от бабки крутобоки, от девки-просто-волоски, от всех злых глаз и стречных, и постижных, и от поветряных, и противоветряных, век — веки, отныне и до века, до конца века, до преставления света».

Считалось, что, помимо заговора, обращенного к Марии Египетской, женщине или девушке, чтобы избегнуть сглаза, полезно применить такой прием: погладив рукой себя по заду, потереть потом той же рукой по лицу,говоря: «Какая ты у меня неглазливая, такая бы и я неглазливая была».
Начало половодья, говорили: «Если разлив па Марию Египетскую, то травы будет много», или «Вода идет в ясные ночи — к погожей уборке».
Кроме того, Мария считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников и судьей на страшном суде тех, кто не раскаялся, потому в этот день ели пустые щи — постились.

Из книги Ивана Полуянова ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ по устным народным календарям:

"14 апреля - Марья.
«Пришла Марья - зажги снега, заиграй овражки».
И свет, и звуки - все схвачено с пронзительной поэтичностью, кратко и емко.
Холодное сердце, черствая душа не создаст вдохновленной строки. Между тем хранились месяцесловы народом, сносившим нужду, тяготы, унижения.
Над «подлым сословием», как значилось крестьянство еще в просвещенном ХУШ веке, постоянно тяготели заботы о земле, о хлебе.
«Пустые щи» - значатся в устных численниках.
Напусто-пусты щи, раз капуста кончается, и щец не досыта, раз длится пост, по-деревенски великое говенье.
Его соблюдали истово, вопреки присловью, что «пост - не мост, можно и объехать».
Чтобы детям легче его перенести, допускали кое-какие поблажки. На четвертой, Средокрестной, Крестопоклонной неделе Великого поста выпекалось особое печенье в виде крестиков, серпиков, кос и т.д.
Детей отправляли поздравлять соседей, родственников.

Стихами, понятно:
     
Тетушка Анна,
Садись на окошко
В осиново лукошко.
Чем хошь поливай,
Только крест подавай!
Кто не даст креста –
Упадет изба!
     
Брызнут на них водой - смех и визг, ну а за испуг, за стишки на - ка в ручку печенюшку.
Деревенские святцы для других местностей содержали такую радостную весть: «Говенье ломается, на печи Христос обувается».
Вместо крестиков пекли блины. Кушая их, приговаривали - «Божьи онучки».
В шестую неделю говенья, Вербную, когда «Лазарь за вербой лазал», дети и взрослые заготовленные пруточки носили освящать в церковь.
«Без вербы - не весна» - поучали земледельческие календари.
К Вербнице, Вербной субботе каждый край Руси, как всегда, поставлял прогнозы.
— На Вербной мороз — яровые хлеба хороши будут, — загадывали новгородцы.
- Если Вербная неделя ведреная, утренники морозные, то яровые будут хорошими, - судили ярославцы заодно с ними.
«Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед» — пожалуй, это нам тоже годилось."

0

194

Сандра написал(а):

Если Вербная неделя ведреная, утренники морозные, то яровые будут хорошими, - судили ярославцы заодно с ними.

У нас так и было-всю неделю вёдро стояло, будем ждать хороших яровых, это нам, в Поволжьи, ох как надо!

0

195

Что-то Сандры нет... http://s61.radikal.ru/i174/1007/3e/1de540a0d735.gif
--http://f8.ifotki.info/org/a8b59e75d95dbe6812dbbab7aed5f398b2cc7a89141233.jpg
27 мая в народном календаре - день Сидора (Исидора) Огуречника. Вторая половина мая в народном календаре "отвечает" за предсказание погоды на предстоящее лето.
Холодно на Сидора - все лето холодное.
27 мая ожидали прилета первых стрижей и ласточек, предвестников тепла, так как считали, что "ласточки на Сидора несут тепло на крыльях". Но если ласточки в небе летают низко, то жди в этот день дождя.
Если весь день будет ясный, будет хороший урожай огурцов; если утро холодное и пасмурное, но прояснится к вечеру - посеянные в этот день огурцы будут нехороши, а поздних будет урожай.
Если в этот день дует северный ветер, то и лето будет ненастное, холодное.
Так вот у нас сегодня холодно, только +10, дождь, правда ветер западный...посмотрим, будет ли лето холодное...

0

196

Инжи написал(а):

Если в этот день дует северный ветер, то и лето будет ненастное, холодное.
Так вот у нас сегодня холодно, только +10, дождь, правда ветер западный...посмотрим, будет ли лето холодное...

Лето было скорее жаркое, старинные приметы в наше время не работают...
У нас, в Татарстане, стоит "молодое бабье лето"...
Вот, что я вычитала про "бабье лето" в отрывном календаре(бабушка его называла численник):
"Бабьим летом" называют осенний отрезок времени лишь в России. Считается, что это название когда-то олицетворяло скоротечность отдыха крестьянок, по окончании летних сельскохозяйственных работ.
В Северной Америке этот период осени называют "индейским летом" - из-за пестрой раскраски деревьев, сходной с одеждой индейцев. "Лето святого Мартиника" называют эту пору во Франции, а в Германии - "Лето бабушек".

0

197

"Прекрасная пора!   Очей очарование!..." Люблю я это время года.   За изобилие фруктов и овощей, за  яркость красок осеннего сада...  А, может быть, просто  потому, что родилась в это время...

0

198

Бабье (индейское) лето
Выражение "индейское лето" известно с XVIII века. По одной версии - это пора теплой солнечной осенней погоды перед листопадом, которая по красочности соперничает с живописными одеждами индейцев. По другой - под "индейским летом" подразумевают не по сезону мягкую, туманную и теплую погоду, которая следует за первым осенним похолоданием. Считается так же, что этот термин ввели сами индейцы для обозначения последних теплых дней, когда надо срочно заканчивать все необходимые приготовления к предстоящей зиме.

Период в начале осени, особо любимый народом, когда после кратковременного похолодания, устанавливаются погожие деньки и эта благодать называется "бабьим летом". Сверху припекает солнышко, тихий воздух прозрачен, сух и кажется, что лето вернулось. Еще зеленеет трава, и не погасли луговые цветы, в лесу не исчезли грибы. Продолжительность хорошей погоды в разные годы бывает разной, обычно она длится одну - две недели, а порой - всего несколько дней.

На Руси по народному календарю "бабье лето" делилось на два периода "молодое" (с 28 августа по 11 сентября) и "старое" (с 14 по 24 сентября). Подмечали, что если "молодое бабье лето" - погожее, то на "старое" будет ненастье и наоборот "бабье лето" ненастно - осень сухая. Но затем термин "бабье лето" стал отождествляться только с коротким периодом теплых солнечных дней. Если таковых и вовсе не было, то и "бабье лето" не осуществилось, а наступила дождливая пасмурная осень.

В ряде стран существует свое название этого чудесного времени. Во Франции, например, это "Лето святого Мартина", в Германии - "Бабушкино лето", а у чехов - "Семенна - панна Мария", у карпатских славян - "Бабьи морозы".

С метеорологической точки зрения "бабье лето" - первый осенний период с устойчивой антициклонической погодой, когда ночное выхолаживание почвы и воздуха еще не слишком сильно, а дневное тепло уже никак не назовешь жарой.
http://primpogoda.ru/articles/prosto_o_ … akoe_leto/

http://i037.radikal.ru/1109/df/905be7f8c17b.bmp

0

199

22 ноября - Матрена, Матренин день, Матрена зимняя, Матрены зимние, зимний день.
Матрена-наставница.

считалось в народе, что 22 ноября Матрена объезжает всю Русь на санях, запряженных белой лошадью.
(Именно в образе белой лошади русские крестьяне представляли себе зиму.)
А когда белая лошадь устает, Матрена запрягает в сани пегую
(начинается оттепель, снег буреет, появляются пегие проталины) –
и так до самой весны.
Если на Матрёну стоит хорошая погода, то стоять ей целых три недели.
С Сергия (25 сентября старого стиля) зима починается, с Матрены устанавливается.
• С Матрены зимней встает зима, убитая Михайловскими оттепелями.
С Матрены Зимней зима встает на ноги, налетают морозы — землю студит.
• С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы и ветры с Железных гор (с Урала).
• Зима не сама на ноги встает – ее Матрена ставит.
     • Зима совсем встает на ноги – налетают морозцы.
Примечали:
Облачная снежная погода предсказывает ненастный май; иней - урожай овса; дождь - урожай пшеницы.
"На Матрену иней на деревьях - к морозам".
Каков иней, таков и цвет на хлебе.
"Коли на Матрену туман - к оттепели".
Туман - к теплой погоде.
• Иней не деревьях – к морозам, туман стелется по земле – к оттепели.
Если Матрена поставит зиму на ноги, а Федор-студит (24 ноября) землю застудит, а выпавший в ночь пушистый снежок ляжет на мокрую землю, то зимний путь продержится до самой весны.
Считали:
"Если в этот день гусь выйдет на лед, то будет еще плавать на воде".
Если многие гуси, утки, лебеди остаются на зимовку, зима ожидается теплой.
Еще в народе говорят:
«Пришла Мороз Матрена, Матрена зимняя, наставница».
Обычно к 22 ноября снег ложится прочно, снежный покров не превышает пяти сантиметров.
*
Но в деревне об этом дне еще так говорили:
мол, зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит.
Травяного зелья напарит, веник в кадке ошпарит - и принимается за белую спинушку,
за ноженьки затекшие.
От деревни к деревне травяные запахи летят, поднимают на ноги в избах занемогших.

На Матрену было принято заваривать лечебные травы и коренья,

которые собирались в конце лета и осенью.
К этому времени они, как правило, уже хорошо высыхали.
В старину знали, что «целебна трава, если собирать ее знаючи», поэтому целебные растения собирали особые, знающие люди, которых в старину называли зелейниками или травознаями.
Вера в волшебную силу трав сохранилась на Руси еще с языческих времен, когда люди верили, что земля – это живое существо, а «вместо власов былие имеет».
Главной над всеми остальными считалась плакун-трава, которая, согласно поверьям, выросла из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Ее Сына.
Мастера знали, как с помощью этой травы повелевать духами и отыскивать клады.
А из корня этого растения, почитавшегося на Руси еще и прекрасным оберегом, делали различные амулеты и даже вырезали нательные кресты.
В разных областях России плакун-травой называли разные растения:
иван-чай (из него готовили целебные припарки),
луговой зверобой (им лечили различные заболевания легких, в том числе и туберкулез) или дикий василек (считался прекрасным средством от желтухи и заболеваний глаз).

Неплохой период для очищения и голодания.

Знахари сегодня не рекомендуют употреблять жирную и тяжелую пищу.

В старину в этот день было принято перебирать вещи -

старую одежду и то, что стало мало, отдавали бедным и нищим.
Это день, когда необходимо избавится от ненужных вещей, особенно тех, которые вышли из употребления.
Каждая испорченная вещь "загрязняет" ваш дом, несет в него болезни и неудачи и вам решать - избавлятся от них или нет.

Когда вы выбрасываете и отдаете старые вещи, впитавшие вашу энергетику /отдаете и выкидываете свою удачу, финансовое благополучие.

Если отдаете свои старые вещи, своим или чужим.

После того как они уйдут с вашими вещами скажите :
«Ангел мой Хранитель, от зла избавитель,
спаси, сохрани и оборони от явного и сокрытого,
помыслами укрытого, от языка и урока с моего порога
Ключ, замок под мой порог.
Аминь, Аминь, Аминь»

Если вам отдали вещь которая пренадлежала человеку,который уже умер /и он ее носил/

Лучше не носить.
Но если другого выхода нет, то завяжите на ней узел в любом месте и, развязывая его, читайте такой заговор:
Как завязала, так и развязала.
Отвяжись, лихая жизнь.
Аминь.

Если  приобретенной вещью вы не пользовались в течение 3-х лет,

то ее нужно продать, подарить или выбросить.
В любом случае при этом следует сказать:
"Не пришлось".

В прежние времена последнюю денежку/монетку/, полученную от седока на Матрену

ямщик клал себе под пятку со словами:
     Пока пятка с землей-матерью встречается,
     До тех пор у меня, раба Божьего (имя),
     Пусть деньжата не кончаются.
     Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
     Ныне и присно и во веки веков.
     Аминь.
Теперь так поступают калымщики,таксисты и кондукторы.

Знахари сегодня занимаются денежной магией. 

0

200

Мишель написал(а):

22 ноября - Матрена, Матренин день

Не удивилась,что Матрона блаженная московская родилась 22 ноября.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Календари » Русский народный календарь событий и суеверий


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC