Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Вопросы, ответы , размышления » Православные святыни.


Православные святыни.

Сообщений 41 страница 60 из 145

41

«Аз есмь виноградная лоза»

http://img15.nnm.ru/3/c/1/a/7/cdc77f558e3ee01bae3f4380b36_prev.jpg

Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Мастера всегда очень тонко передавали символическую связь виноградной лозы с Таинством Причащения. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

                                           Дух в кресте

http://img15.nnm.ru/c/a/4/e/0/812e5dd28919523c061cf3e8b3c_prev.jpg

Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении — Святого Духа — голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.

Стоит повнимательней приглядеться к ажурным крестам на куполах церквей, и на многих можно увидеть голубя. На куполе церкви Жен Мироносиц в Новгороде парит голубь, сотканный, буквально из воздуха. Но чаще кресты православных храмов увенчивают литыми металлическими фигурками голубей. На фото — надглавный крест собора Дмитрия Солунского во Владимире (XII век), на самой вершине его уселся изящный, словной живой голубок. В древности на Руси кресты с голубем были нередким явлением. Встречались даже литые объемные фигурки голубей с распростертыми крыльями.

Растение Воскресения

Если вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают побеги, знайте — такой крест называют «Процветший». Побеги символизируют возрождение жизни — воскресение Христа из мертвых

«Живоносный сад», «саде небесный» — так величают в православном каноне крест Господень. Святые отцы церкви называют крест «Животворящим», «Растением Воскресения». От иных крестов-накупольников, сплошь усыпанных цветами, невозможно отвести взгляд. Они действительно напоминают растения в весеннем саду. Их тонкие стебли переплетаются так, словно они живые, а не выкованы из холодного металла. А с каким тонким вкусом подобраны растительные элементы — ягоды, цветы или готовые вот-вот распуститься бутоны!

Нет сомнений, что русских мастеров вдохновляла сама природа. По лесам и садам примечали они, как буйный хмель обвивает стволы берез, как ромашки усыпают луг, превращая его в звездное небо. И теперь перевитый затейливыми узорами крест устремляет свои побеги в небеса.

Древо вечной жизни

Праздником Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу, как залог победы над злом, как причину нового неба и обетование вечной жизни. При великом славословии, пении «Святый Боже», Крест, украшенный цветами, как древо жизни, выносится из алтаря на середину храма, где пяти-кратно — на четыре стороны света и дважды на восток — поднимается вверх.

В христианстве символом дерева жизни является крест. По словам преподобного Иоанна Дамаскина «Древо жизни, выращенное в раю, предызображало драгоценный Крест».

Неудивительно, что этот символ очень часто венчает купола. Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.
Цветение крестов-надглавников бывает столь разнообразным и пышным, что вполне уместно его сравнение с цветущим деревом. Эти обильные побеги — апофеоз неудержимой животворящей силы.

Венец славы

Надглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно. И вовсе не потому, что кузнецы не могли выковать подобный крест. Скажем, у католиков реалистический образ мучений Христа (Тело, провисшее на вытянутых руках, обильные следы крови и язвы на теле) считаются в порядке вещей. А вот у русского народа такое изображение не прижилось. Наш народ не понаслышке знает, что такое изорванное тело, но несломленный дух. И поэтому ему важнее другое — величие внутреннего подвига Иисуса Христа. Потому-то в православной русской традиции принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа таким образом превращается в «венец правды» и «венец славы». Если посмотреть на надглавный крест московской церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, то вы увидите, что лавровый венок, надетый на крест, придает орудию страстей праздничный вид, прославляя победу Христа над смертью. В других надглавных крестах, как, например на церкви Рождества Богородицы в с.Городня Тверской области (на фото слева) терновый венец трансформируется в зубчатый нимб — символ святости.

+3

42

Царь царствующих

http://img11.nnm.ru/b/2/b/0/8/8051311eceb1743a627ea716515_prev.jpg

Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит Макарий в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» писал: «…на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам».

Это на самом деле так. Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа царем царей и господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом.

Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя — Иисуса Христа. Устанавливая царский венец на вершине креста, российские мастера всегда помнили, кто есть Царь Славы, и поэтому венчали саму корону крестом.

                    Оружие невидимой брани

«Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» — так называют Крест Господень в церковных канонах. Основными видами оружия в древности были копье, меч, лук и стрелы. Чтобы крест стал копьевидным, его окончания должны иметь форму наконечника копья (пики). Однако наделенный воинской атрибутикой крест не имеет ничего общего с «холодным оружием». Крест Спасителя — орудие духовной брани. Это «триобоюдный меч, начала тьмы сечеша», закаленный в горниле страстей Христовых.

Признаком «меча» (клинка) на надглавном кресте может быть лезвие (нередко изогнутое) или его рукоять.

Наличие таких деталей перекликается с пониманием монаха как воина Христова. И монашеское облачение считается одеянием христова воина. Клобук — шлем, хоругвь — военное знамя, крест — «оружие непостыдное». Но надо помнить, что Крест Господень — это «оружие мира», это «оружие спасения», «меч духовный», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя». Вооружась им, человек становится неуязвимым. Не случайно в надглавных крестах часто встречается образ креста-щита. Ведь щит — это, прежде всего, защита, а что охраняет человека лучше, чем вера? Как говорили наши предки в старину: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема»…

http://img11.nnm.ru/9/a/1/d/8/89f2bd2213343bd57578f477aba_prev.jpg

Скипетр победотворный

+3

43

Скипетр победотворный

    http://img15.nnm.ru/8/0/e/e/0/92b8364a83ae510749aac2a74b7_prev.jpg

    http://img15.nnm.ru/8/a/8/1/d/f11c6bbc05ad2eb38777ce212a8_prev.jpg

       
     (С)

+2

44

olysha
http://i077.radikal.ru/0910/89/90208c22814c.gif  http://i077.radikal.ru/0910/89/90208c22814c.gif  http://i077.radikal.ru/0910/89/90208c22814c.gif Как много информации... никогда не обращала внимания на такие подробности... красивая церковь и красивая... Спасибо!

0

45

УМНИЧКА,  olysha!!!   Очень хорошая  информация http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif http://i016.radikal.ru/0906/f9/4a4e4b353689.gif

0

46

Лана написал(а):

побывала на ВВЦ в Москве на православной ярмарке и видела эту икону: Богородицы.которая открывает глаза и плачет..

Ну да, у иконы глаза полуоткрыты. http://s55.radikal.ru/i147/0906/8c/9ed374b293ec.gif

0

47

Дед Шура написал(а):

"Гордыня - мать всех грехов..."

есть такое немного...http://s50.radikal.ru/i127/0908/32/28956885afc5.gif  Работаю над этим.

Дед Шура написал(а):

Я б начАл именно с "крыши"...разложи ВСЕ свои мысли и чаяния по этому поводу...да пердай листу чистому...не правь,не перечитывай,не задумывайся...и прочЬти с утреца,на свежую голову.Дай Бог,сама все и поймешь-увидишь...

Страшно,Дед Шура...ох............
Но попробую убрать страх и все сделать.

Спасибо большое.Вы мне очень помогли.

http://s52.radikal.ru/i137/0905/82/b04c000ff945.gif

0

48

Лунарик88 написал(а):

Ну да, у иконы глаза полуоткрыты.

Глаза у Богородицы.когда мы подошли к лотку Афонского монастыря,были закрыты совсем.
А потом....открывались.
Нас было двое,и обоим одно и тоже не приснилось.

0

49

Лана написал(а):

Дед Шура написал(а):
"Гордыня - мать всех грехов..."есть такое немного...  Работаю над этим.

Ну так  я  тоже  работаю, тоже такой  грешок  имеется. http://s50.radikal.ru/i127/0908/32/28956885afc5.gif   http://s61.radikal.ru/i173/0905/d8/985f45cd5eb0.gif

0

50

А я не работаю...

0

51

olysha,спасибо! http://i051.radikal.ru/0906/96/fdd72f36a931.gif
Всегда было интересно, почему кресты на куполах такие разные, с чем это связано. А тут, как по заказу, подробненько и ясно...

0

52

Дед Шура написал(а):

А я не работаю...

http://i005.radikal.ru/0906/e1/5b5db54f6406.gif Еще как, работаешь! Просто для  тебя это - не работа, а  жизнь.

0

53

Сегодня праздник в честь одной из самых почитаемых на Руси икон Владимирской Божией Матери.

http://s56.radikal.ru/i154/1006/88/f120dc4978ea.jpg

По преданию, икона Владимирской Божией Матери была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Много раз являла она свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимой во время пожаров, защищала города и войска.

В первой половине XII столетия икону из Константинополя привезли на Русь, она была подарена великому князю Юрию Долгорукому . Образ хранился в Вышгородском монастыре под Киевом.

Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 году править Владимиро-Суздальской землей, взял икону с собой. Она была помещена в Успенский собор Владимира и стала именоваться «Владимирской».

Много раз являла икона свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимой во время пожаров, защищала города и войска. В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских булгар, которых он победил заступлением Богоматери. Пред сражением молился князь пред чудотворною иконою Богоматери: «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет». Булгары были разбиты.

Во время пожара в апреле 1185 года, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Пред Владимирской иконой древнерусские люди приносили клятву верности своему Отечеству.

Наиболее популярное из преданий о помощи Богородицы верующим связано с избавлением Москвы от нашествия хана Тамерлана осенью 1395 года. В память об этом событии было установлено всероссийское празднование в честь сретения (встречи) Владимирской иконы Богородицы (8 сентября по новому стилю).

Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал в Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»…

В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», – сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», – говорится в летописи…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Не прошло и века, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угры. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.

В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена, как многие православные святыни в годы гонений на Церковь. В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Владимирской Божьей Матери – была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Отредактировано Козерожка (2010-06-03 11:32:58)

0

54

Козерожка написал(а):

Сегодня праздник в честь одной из самых почитаемых на Руси икон Владимирской Божией Матери.

Нужно зайти сегодня в церковь.... ПРАЗДНИК ИКОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ !!!! http://s56.radikal.ru/i152/0906/e1/e7a06e16842a.gif
Всегда почитала ее...

0

55

У меня икона "Владимирской Божией Матери" - семейная реликвия, она передается из поколения в поколение по женской линии, мне от мамы досталась. Надо бы подреставрировать, всё никак не соберусь...

0

56

Хрустальный крест на куполе храма Михаила Архангела на Студёной горе во Владимире.
http://s41.radikal.ru/i091/1009/91/29dd3b6417b8.jpg

7 июня 2010 новый крест украсил купол храма Михаила Архангела на Студёной горе во Владимире
Чертежи нового креста создавали по архивным материалам. Стремились сделать его похожим на тот, что венчал храм в первые годы после основания. Кстати, он был зеркальным.
http://s45.radikal.ru/i110/1009/74/382d6a312b7b.jpg

Крест выполнен из нержавеющей стали с золотистым нитрид-титановым покрытием. Изготовили его на специализированном предприятии в Чебоксарах. Декорирован кристаллами из бесцветного хрусталя. Эту часть работ выполнили мастера завода "Гусевской хрусталь". Украшают конструкцию тридцать восемь хрустальных вставок различной формы. В ночное время предусмотрена внутренняя подсветка.
Конечно, уже использовали хрусталь и ранее, но таких крестов почти нет в России, очень мало.  Высота самого креста - полтора метра. Вместе с маковкой она увеличивается до шести с половиной метров. Полуторатонная конструкция легко возносится на купол храма Михаила Архангела. Высота церкви вместе с новым крестом достигает тридцати одного метра.
Храм на Студеной горе открылся осенью 1893 гг. Церковь построена в формах "русско-византийского" стиля губернским инженером Карабутовым. Закрыли церковь в 1929 году. В 80-е годы здесь располагалась музейная экспозиция "Часы и время".
До революционного лихолетия храм Михаила Архангела тоже украшал хрустальный крест, он как бы маяком являлся в городе Владимире, и он, когда солнышко падало на него за 10 верст было видно его отражение, этого креста. Пришедшие к власти большевики его конфисковали на нужды рабоче-крестьянской республики как церковную ценность. Вряд ли Федор Григорьевич Архангельский, на чьи средства был построен храм, предполагал, что в 20-ые годы прошлого столетия с его даром поступят так безбожно. И уж точно мало кто верил в то, что в 2010 году поруганный храм обретёт свое завершение в виде креста хрустального.

http://s005.radikal.ru/i210/1009/7d/59d2bb0aa7b2.jpg

0

57

ИКОНА НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
НА ПРАВОСЛАВНЫХ ИКОНАХ ИЗОБРАЖЕНИЯ АНГЕЛОВ ЕСЛИ И ВСТРЕЧАЮТСЯ, ТО, КАК ПРАВИЛО, ЭТО АРХАНГЕЛЫ ГАВРИИЛ И МИХАИЛ. И ЛИШЬ НА ОДНОМ ОБРАЗЕ НЕБЕСНЫХ СИЛ БОЛЬШЕ ДЮЖИНЫ

До наших времен сохранилась икона Неопалимая купина, на которой изображен образ Божией Матери. До революции эта икона находилась на Конюшенном дворе близ Смоленского бульвара, и которая оставила называние Неополимовские переулки. Именно здесь был единственный первый храм, который освещен во имя Пресвятой Богородицы.

Икона Неопалимая купина получила название из одного библейского сюжета, в котором рассказывается о пророке Моисее, получившем видение. Он увидел говорящий терновый куст – купины, который пылал пламенем огня и не сгорал. Из куста послышался голос Божий, оповещающий о скором освобождении еврейского народа от рабства. Икона и символизирует Неопалимую купину, которая является напоминанием рождения Спасителя от Девы Марии.
Пресвятая Дева Мария изображена на иконе объятой пламенем огня с младенцем на руках. Образ расположен в центре православной восьмиконечной звезды. Звезда образована из двух ромбов зеленого и красного. Зеленый цвет отображает листья тернового куста, а красный являет собой огонь опаливший купину. На некоторых иконах, на концах лучей имеются буквы А.Д.А.М. Эти буквы, по преданию, были составлены Архангелами. Они взяты с четырех сторон света и являют собой имя первого человека. С востока Архангел Михаил взял букву «А» от звезды «Анатоли», с запада Архангел Гавриил взял букву «Д» - «Дисис», с северной звезды Архангел Рафаил взял букву «А» - «Арктос» и буква «М» взята Архангелом Уриилом с южной звезды «Месембрии».
В средневековых преданиях именно ангелы управляли всем стихиями – мороз, молния, дождь, ветер, гром, и на иконе каждый ангел изображен со своим символом. Один ангел держит облако, другой меч, третий чашу, четвертый держит закрытый кивот, обозначающий мороз, и еще один ангел держит в руках фигуру, которая означала ветер. Если молиться этой Пресвятой Богородице у этой иконы, то она обязательно поможет, и стихийные бедствия утихнут. В древности эту икону считали защитницей от гроз и пожаров.

http://s40.radikal.ru/i089/1106/b3/4a002f2e7e0c.jpg

Богородица

1 -  Лестница — символ восхождения к Горнему миру.
2 -  Фигура с нимбом внутри стен — символ Небесного Иерусалима, где будут пребывать праведники после Страшного суда.
3 -  Красный ромб — символизирует божественный огонь.
4 -  Синий или зеленый ромб — символизирует куст купины.

Евангелисты, славящие Деву Марию

5 -  Ангел — символ евангелиста Матфея.
6 -  Лев — символ евангелиста Марка.
7 -  Телец — символ евангелиста Луки.
8 -  Орел — символ евангелиста Иоанна.

Ангелы природных стихий

9 -  Облака — атрибут ангела, ведающего дождем.
10 -  Кузнечные мехи — атрибут ангела, раздувающего небесный огонь, то есть ответственного за молнии.
11-  Мальчик, держащий трубу, — атрибут ангела ветров.
12 -  Радуга — атрибут ангела, отвечающего за хорошую погоду и жару.

Ангелы нематериальных сфер

13 -  Кадило и светильник — атрибуты ангела молитвы.  Кадило — символ возносимых к Богу прошений, а светильник — символ надежды.
14 -  Мальчик с нимбом и чаша причастия — атрибуты ангела Божьего милосердия. Ребенок с нимбом — прощеная душа, а чаша — символ жертвы Иисуса.
15 -  Зеркало и отраженный в нем ребенок с нимбом — атрибуты ангела благочестия. Зеркало символизирует добродетельных мирян, поскольку те должны быть примером для всех остальных, иными словами, зеркалом, в котором отражается их просветленная душа в виде ребенка.
16 -  Книга Страшного суда — атрибут ангела божественной истины. В книге записаны все грешники и праведники. Эти данные потребуются на Страшном суде.
17 -  Дискос и чаша причастия. Атрибуты ангела Божьего благословения.

Архангелы

18 -  Алебастровый сосуд — атрибут архангела Рафаила. Его считают врачевателем душевных и телесных болезней. В сосуде находятся лекарства.
19 -  Меч — атрибут архангела Михаила, победителя злых сил.
20 -  Фонарь — атрибут архангела Гавриила, символ божественного озарения, света Божьего.
21 -  Огонь — атрибут архангела Уриила — символ божественной премудрости и страха Божьего, жгущего, как огонь.

Ветхозаветные сюжеты, связанные с пророчествами о Богородице

22 -  Неопалимая Купина — видение Моисея.
23 -  Древо Иессея. Иессей был отцом царя Давида. Однажды во сне ему было явлено все генеалогическое древо его сына. Христиане считают, что Иессей видел во сне и Богородицу, и Христа (его образ запечатлен среди листьев), которые происходят именно от Давидова колена.
24 - Видение закрытых врат пророком Иезекиилем. В своем видении Иезекииль узрел четверо врат, трое из которых были отворены, а четвертые (восточные) — закрыты. И тогда голос Бога возвестил: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой чело-век не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». По трактовке Отцов Церкви, речь снова идет о Богородице. Через нее Господь войдет в мир, но врата останутся закрытыми, то есть Матерь Божия останется Приснодевою.
25 -  Лестница Иакова. На пути в Месопотамию патриарху Иакову явилось таинственное видение: лестница, соединяющая небо и землю, по которой восходят и нисходят ангелы. Христианские богословы также усматривают в этом видении свидетельство о Деве Марии. По ней, как по лестнице, в мир сошел Господь.

Дело в том, что православные богословы не проявляли особого интереса к вопросам ангелологии, и русские мастера, работая без общепринятого образца, создали несколько вариантов иконы с различным набором персонажей. Разнообразие персонажей, присутствующих на иконе, создает некоторые трудности для ее толкования. Главная проблема — идентификация ангелов: определение их атрибутов, функций и имен (для тех немногих ангелов, у которых были собственные имена). Мы взяли в качестве примера икону, написанную современным мастером в соответствии с одним из первых образцов XVII века, лишенных иконографических противоречий.

По материалам Журнала «Вокруг света» №6 2011 (Павел Котов) и сайта  ikona-kiot.ru Игорь Калинин, художественного руководителя иконописной мастерской «Православная икона»

+1

58

Спасибо!!! Очень интересно и нужно http://s60.radikal.ru/i168/1007/1b/8ebbd36b1de8.gif  http://s006.radikal.ru/i213/1101/f5/57d840b692e4.gif

0

59

Икона "Духовный лабиринт". XVII век.

В центре лестница, изображающая жизнь человека от младенчества до глубокой старости.
А лабиринт показывает, что наверх есть 2 пути - это молитва и ..., тогда как в ад ведет множество путей (каждый подписан 1 из грехов)

http://ierusalim.3dn.ru/_ph/11/2/590363625.jpg

В Новоиерусалимском монастыре, в музее, есть икона – про дорогу, про жизненный путь –  которая называется "Лабиринт духовный". Редчайшая по своей иконографии, больше такой нигде нет. 
...рассмотрим внимательнее икону.  В центре иконы изображен лабиринт из 12 кругов, из которого два входа ведут вверх, в жизнь вечную, и двенадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле. Жизненный путь человека изображен как ступенчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старики. Указан возраст – 1 год и 90 лет. На смертном одре – в центре справа – душу человека принимает Ангел. Но тут же и стоит бес со списком грехов усопшего.
Под лабиринтом изображена преисподняя. В правом углу – огненная пасть сатаны. Преисподняя населена бесами и демонами, между которых заметны и Ангелы, забирающие раскаявшиеся души. Над лабиринтом изображено Царствие Небесное с Градом Новым Иерусалимом, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами. В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя…
Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.
Думаю, что современное сознание в вопросах жизненного пути и лабиринта в частности, сталкивается с некоторыми стереотипами, осознать которые не так и легко, и вот эта икона помогает это сделать…

1. Закройте глаза и представьте, не думая, свою жизненную дорогу, соединяющую прошлое, настоящее и будущее. Представили? Теперь глаза можно открыть. Так вот, сам по себе вопрос жизненного пути в подавляющем большинстве случаев решается визуально для современного человека: на прямой, реже – на плоскости или в ортогональной проекции. Но тут важно, что практически прямой путь, такой автобан, и это приветствуется и считается правильным.
Думаю, что в средневековом сознании в представлении о правильном пути  была извилистая дорожка.

2. Позитивистская идеология сформировала в современном сознании деление "на предметы", "объекты" - и любимая "картинка мира" у большинства из нас – отсутствует, ее нужно собирать как пазл, что требует много времени и сил, так что никто особенно с этим не возится. Все мухи у нас отделены от котлет глобально– и это, считается, хорошо.

Попытка воспринять мир – целиком вызывает у современного человека сильнейший стресс, депрессию, или любимую американцами "паническую атаку". Точно так же, как даже идея войти в лабиринт и двигаться в нем в приблизительном направлении среди каменных стен. Цель должна быть четко ясна, ее достижение – по прямой и "здесь и сейчас"
Есть множество культурологических исследований про "картинку мира", "сакральные пространства" и "места силы", как их только не называли – и хронотопом, и иеротопией. Но создать её современными средствами не удаётся. Как ни пытаются понять храмовую архитектуру, лабиринты и культовые строения, и построить на основе кусочков знаний и опыта пространство современности (это сейчас перфомансом называется) – "картинки мира" – не выходит…
Любой новый лабиринт становится непредсказуем. Сооружая его, люди думают, что уподобляются Богу. Геометрически четкий узор линий вдруг пресекается множеством боковых ходов, галерей, тупиков, ответвлений, в которых беспомощно снуют человечки. Так же душа современного человека, душа, утратившая четкую цель, окруженная множеством соблазнов, которые неизменно уводят в сторону и губят слабого, смятенного путника.
Наверное, эта икона, созданная в 18 веке и совершенно неканоническая – отчаянная попытка пусть так - "в лоб", дидактично и упрощенно – представить духовный путь человека, в эпоху, когда уже сама духовность стала разрушаться…

И вот что интересно – в большинстве лабиринтов, например, в Шартре, нужно идти к центру лабиринта..., а здесь – из лабиринта надо выйти…

0

60

Какая потрясающая икона! Во истину, заставляет серьёзно задуматься!

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Вопросы, ответы , размышления » Православные святыни.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC